RDS: что это в автомобильной магнитоле
Наверное, многие встречали аббревиатуру RDS в своих автомагнитолах, некоторые даже немного знакомы с принципом ее работы. Несмотря на довольно низкую популярность данной системы на постсоветском пространстве, многие автовладельцы уже успели по достоинству оценить ее преимущества. Для остальных же мы подробно расскажем, что это такое и для чего она нужна.
Что такое RDS
RDS, расшифровывается как Radio Data System, это система обмена информационными сообщениями на УКВ–частотах. RDS в вашей автомагнитоле отображает текстовую информацию, чаще всего это названии текущей радиостанции и время. В силу технических ограничений стандарт позволяет передавать только буквы латинского алфавита, русский язык не поддерживается.
Сегодня RDS используют все FM-радиостанции, транслирующаи свои программы в эфир. Стандарт RDS принят Европейской ассоциацией радиовещателей и применяется на территории большинства членов Евросоюза. В нашей стране система передачи данных посредством использования УКВ-диапазона также действует, но используется с достаточно урезанным функционалом.
RDS была создана для обеспечения безопасности водителя за рулем автомобиля, так как значительный процент аварий происходит из-за того, что человек отвлекся от дороги, в том числе для настройки радиостанции. Новая система предложила ряд удобных функций, благодаря которым автовладелец может заранее задать параметры информации, которую он желает получать, как например, сводка о дорожных событиях или музыкальные выступления определенного жанра.
Конечно, в современном мире с почти повсеместным распространением интернета актуальность RDS существенно снизилась, по сравнению с 90-ми годами прошлого века. Это обусловлено наличием у водителей смартфонов, планшетов, навигаторов и другой техники, которая по сути заменила часть функций RDS. Впрочем, если Вы по-прежнему любите ездить в машине, слушая свою любимую радиостанцию или с недоверием относитесь к новомодным гаджетам, то система RDS наверняка окажется Вам полезна.
Функции RDS радио
Большинство наших соотечественников привыкло к тому, что RDS передает только ограниченный перечень информации, касаемо прослушиваемой передачи. Но на самом деле это не так, функций у этой системы предостаточно, вот лишь некоторые из них:
- Автоматическая перенастройка на оптимальное качество приема сигнала. Это так называемая функция AF. Ее суть заключается в том, что когда Вы выезжаете из зоны уверенного приема, магнитола автоматически перенастраивается на новую частоту, где передают аналогичный сигнал. В качестве примера можно привести региональные версии радиостанций, пересекая границу с новой областью Ваш приемник автоматически переключится на ту частоту, на которой вещает радиостанция в данном регионе.
- Распознавание дорожных сообщений. Данная функция обычно обозначается как TP и TA. Она позволяет водителю все время быть в курсе дорожной обстановки, включая те радиостанции, на которых в данный момент передают сводку автомобильных происшествий. При возникновении пробок и заторов на пути следования, Ваша магнитола сама предупредит о необходимости корректировки маршрута.
- Поиск информации определенного содержания. Хотите послушать финансовую сводку с биржевых рынков или узнать прогноз погоды на завтра? Это легко можно сделать с функцией PTY. Система сама найдет заданный тип передачи и в нужный момент сменит станцию. Это избавит Вас от долгих утомительных поисков, которые выполнять за рулем абсолютно небезопасно.
- Выравнивание громкости. Наверняка многие сталкивались с проблемой, неравномерности громкости звука в различных типах радиопередач — негромкое обсуждение в студии прерывается оглушающей музыкальной композицией и наоборот. Функция под названием MS призвана исправить это недоразумение, магнитола автоматически подстраивает громкость в зависимости от того, что передают в данный момент в эфире.
- Установка времени и даты. Бывает, что часы в Вашем радиоприемники начинают отставать или вовсе сбиваются с корректной даты. В этом случае система RDS их автоматически настроит. Кроме того, сигналы точного времени будут периодически отображаться на экране автомагнитолы.
- Повышение точности GPS позиционирования. При помощи передачи специальных сигналов система RDS позволяет существенно снизить расхождения с реальной ситуацией на дороге.
Читайте также: Что такое сигнатурный радар-детектор , его принцип работы и предназначение.
Как включить и отключить RDS
Как правило, для включения RDS не нужно предпринимать никаких дополнительных действий. После того как Вы настроили приемник на нужную частоту, информация, передаваемая с использованием системы, сама начнет отображаться на экране автомагнитолы. Если этого не произошло необходимо перейти в режим настройки для активации данной функции. В случае же, если и после этих манипуляций Ваш приемник не начал отображать никакой текстовой информации, то возможно, что на данной частоте не транслируется никаких сообщений, попробуйте просто сменить станцию.
Отключение RDS также может быть предусмотрено производителями аудиоустройства через панель настроек, либо же посредством нажатия одноименной кнопки на корпусе устройства. Для включения дополнительных функций, например AF или TP могут быть также предусмотрены отдельные вкладки в меню настройки.
Читайте также: Что такое каршеринг и как он работает.
Источник
990x.top
Простой компьютерный блог для души)
Система RDS — что это такое?
Система RDS — технология отображения некоторой текстовой информации на экране магнитолы.
Простыми словами — радиостанции могут отправлять важную информацию по радиоканалу, по которому транслируется радиостанция. Эта информация поступает в магнитолу и она ее отображает на дисплее. Такой способ удобный для доставки именно важной инфы, ведь магнитолой пользуются почти все водители, поэтому легко предупредить например о чрезвычайном происшествии на дороге.
Расшифровка RDS — Radio Data System (система радиоданных).
Примеры отображаемой информации через RDS:
- Сообщения об авариях на дорогах, происшествиях, внеплановых работ.
- Данные погоды.
- Пробки на дорогах.
- Информация о самой радиостанции — название, радиочастота, название проигрываемой музыки (по возможности).
- Отображение точного времени/даты. Некоторые модели магнитолы также могут устанавливать время в настройках используя эти данные.
- Автоматическая корректировка приема радиостанции, например когда плохо ловит.
При поступлении подобных сообщений — ГУ может издавать специальный сигнал. Зависит от модели ГУ, возможно сигнал можно изменить или вовсе отключить.
Система RDS может иметь некоторые обозначения, на изображении ниже — представлено их описание:
Количество опций зависит от модели ГУ.
Надеюсь данный материал оказался полезным. Удачи.
Источник
RDS, как это работает? Опускаемся на самый нижний уровень модели OSI
С системой RDS (Radio Data System) сталкивался хоть раз каждый, кто видел в автомагнитоле название станции вроде «Дорожное радио». Помимо названия, могут отображаться дополнительные данные — название воспроизводимой песни, температура, частота вещания и т.д.
Но как это работает? Т.к. моим хобби является радио и цифровая обработка сигналов, разобраться было интересно. Как оказалось, полной информации о RDS в рунете практически нет (да и в англоязычном тоже негусто), надеюсь, эта публикация восполнит этот пробел.
Продолжение под катом (осторожно много картинок).
Введение
Радиостанции FM-диапазона существуют и пользуются популярностью довольно-таки давно. Но со временем стало ясно, что помимо звука, не хватает текстовой информации — названия станции, трека, исполнителя песни. Добавить такую возможность можно было только одним способом — помимо звука передавать дополнительный цифровой канал. Причем передавать так, чтобы с одной стороны, данные было несложно декодировать (вычислительные возможности микросхемы в радиоприемнике довольно ограничены), с другой стороны, чтобы не нарушить совместимости с уже имеющимися в продаже приемниками. Задача была решена, так появился стандарт RDS, принятый в 1990м году.
Спектр современной FM-станции выглядит так:
На картинке можно видеть (слева-направо) 4 основных компонента.
— Звук в формате «моно» (L+R). Вероятно был оставлен для совместимости со старыми приемниками (интересно наблюдать как в подобных стандартах разные технологии «накладываются» друг на друга для обеспечения обратной совместимости).
— Пилот-тон 19КГц. Используется для декодирования стерео-сигнала, для чего частота пилот-тона умножается на 2, и относительно полученной частоты 38КГц разделяются стерео-каналы.
— Стерео звук, второй канал (L-R), находящийся на картинке симметрично относительно 38КГц.
— Канал RDS, который передается на 3й гармонике пилот-тона, его частота составляет соответственно 19*3 = 57КГц. Им-то мы и займемся.
Модуляция RDS
Для того, чтобы декодировать сигнал, сначала надо понять как он формируется, и здесь довольно-таки много «подводных камней». Основным документом, описывающим RDS, является «EUROPEAN STANDARD EN 50067», eго-то мы и будем изучать.
RDS-кодер, согласно стандарту, выглядит так: «
Как можно видеть, сигнал в кодере проходит 5 стадий:
1) Исходный битовый поток. Для его получения RDS-сообщения сначала кодируются в 16-битные пакеты, потом к ним дописывается 10-битный блок контрольной суммы с коррекцией ошибок, в итоге получаются 26-битные блоки, которые и посылаются в кодер. Казалось бы, берем и посылаем? Все сложнее.
2) Битовый поток преобразуется с помощью дифференциального кодирования по следующей таблице:
Единицей кодируется изменение бита, отсутствие изменения кодируется нулем. Это нужно для простой цели — полученный код является независимым к инверсии. Мы можем не знать, что считать «0», а что считать «1», данное кодирование устраняет этот пробел.
Рассмотрим простой пример, пусть передаваемое сообщение — 0010100. Кодируем его по данной таблице, получаем 0011000.
Для декодирования используется другая таблица:
Воспользовавшись ей, получаем исходное сообщение 010100. Смысл действия в том, что если исходное сообщение инвертировано (т.е. 1100111), то декодируя его, все равно получаем тот же результат.
Теперь берем сигнал и посылаем? Еще нет, все сложнее.
3) На предыдущем шаге мы получили битовый сигнал, но проблема состоит в том, что этот сигнал вполне может иметь вид вроде 011000000000011. Электромагнитная волна такой «формы» будет плохо как передаваться, так и декодироваться. Надо получить сигнал как можно ближе к «классической» синусоиде нужной частоты. Для этого используется так называемое «бифазное кодирование» (в русскоязычной литературе часто встречается название «манчестерское кодирование»).
Алгоритмически, оно записывается довольно-таки просто:
0 -> 01
1 -> 10
С его помощью, приведенный выше сигнал 011000000000011 будет представлен как 0110100101010101010101011010, как можно видеть, от длинных одинаковых последовательностей мы избавились.
Сигнал, показанный под номером «5» на схеме кодера — это фактически и есть наши биты после манчестерского кодирования, только кодер в стандарте рассматривался аппаратный. Он работает следующим образом:
— Битовый поток превращается в последовательность коротких импульсов (цифра «3» на картинке)
— Манчестерское кодирование выполняется с помощью задержки сигнала на пол периода и сложения его с противоположным знаком (цифра «4»).
— Полученный сигнал в виде «всплесков» положительных и отрицательных импульсов, подается на ФНЧ (фильтр низких частот), который выделяет огибающую, показанную под цифрой «5».
Вот теперь-то сигнал можно передавать? Да можно. Но не сразу. Исходная частота цифрового сигнала RDS составляет 1187.5Гц, что слишком мало. Полученный сигнал умножается на другой сигнал с частотой 57КГц, что переносит его на заданную частоту, вспоминаем школьную формулу умножения косинусов:
Полученный сигнал имеет как раз необходимую нам частоту 57КГц, он суммируется с «основным» (звуковым) сигналом, который и транслируется в эфир. Как можно видеть из верхней картинки, добавление частоты 57КГц не затрагивает каналов звука, соответственно не добавляет никаких искажений даже в не имеющие поддержки RDS-приемники.
Демодуляция
Теперь, поняв как получается сигнал, мы можем приступить к демодуляции сигнала с реальной FM-станции. Для этого нужен SDR-приемник, я использовал HackRF, но подойдет и гораздо более дешевый RTL-SDR, купить который можно за 10$ с бесплатной доставкой на eBay.
Шаг 1. WFM-декодер
Т.к. исходный сигнал частотно-модулирован, сначала мы должны получить его в демодулированном виде. Чтобы не писать еще и ЧМ-декодер, воспользуемся пакетом GNU Radio. Запустим GNU Radio Companion и соберем схему, как показано на рисунке.
Мы собираемся принимать FM-станцию на частоте 100.4МГц, для этого мы настраиваем приемник на частоту 99МГц, и программно «сдвигаем» сигнал вверх по частоте на 1.4МГц, домножая его на сигнал с такой частотой. Это сделано потому, что SDR-приемник имеет пик на нулевой частоте относительно центра, и настроиться сразу на станцию мы не можем.
Запускаем «схему», и видим картинку как в учебнике в начале статьи.
Хорошо видны пилот-тон на 19КГц, стерео-сигнал на 38КГц и 2 пика RDS-сигнала вокруг 57КГц.
Шаг 2. Выделение пилот-тона и RDS-сигнала.
Следующим шагом является выделение пилот-тона и сигнала RDS. Для этого используем полосовой фильтр на соответствующие частоты.
Запускаем полученную схему, и видим результат, как в любом «учебнике» по описанию RDS.
Хорошо видны пилот-тон с частотой 19КГц, и 57КГц-сигнал, модулирующий более низкочастотный сигнал с частотой 1187.5Гц.
Шаг 3. Выделение низкочастотного сигнала.
Для получения НЧ-сигнала необходимы 2 шага:
3.1) Получение сигнала 57КГц (3й гармоники пилот-тона).
Мы имеем выделенный фильтром сигнал 19КГц, а как получить из него 57КГц? Для этого вспоминаем школьную математику, формулу куба синуса:
Как нетрудно видеть, куб синуса содержит 2 компоненты: sin(a) и sin(3*a). Т.к. мы работаем с «аналоговыми» блоками, берем в GNU Radio 2 блока — умножитель, и фильтр высоких частот. Убрав sin(a) фильтром на 38КГц, получаем искомые 57КГц.
Готовый результат можно видеть на осцилограмме:
3.2) Обратный перенос частоты
При кодировании сигнал переносился с частоты 1187.5Гц вверх, умножением на 57КГц. Теперь выполняем обратную операцию, переносим сигнал «вниз». Для этого еще раз умножаем его на 57КГц-сигнал. По формуле произведения синусов (школьная программа вещь полезная) получаем 2 компоненты — суммы и разности частоты. Нам нужна именно разность, сумму мы отбрасываем с помощью фильтра низких частот.
Все это делается добавлением блоков в GNU Radio, готовый результат показан на картинке:
Зеленым цветом показан «образцовый» сигнал с частотой 1187.5Гц, чтобы видеть что преобразование выполнено правильно.
Шаг 4. Демодуляция низкочастотного сигнала
Принцип этой части проще всего проиллюстрировать картинкой из стандарта (блок «biphase symbol decoder»).
Демодуляция бифазного сигнала состоит из 2х частей.
— «Переворачивание» сигнала инвертором. Это нужно для возврата от бифазного кодирования, которое рассматривалось выше, к исходному сигналу. Фактически нужно «перевернуть» каждый второй бит, поэтому процесс синхронизирован с тактовым сигналом.
— Суммирование сигналов за период. Положительная сумма соответствует биту «1», отрицательная «0».
Кстати, период 1187.5Гц тоже выбран не случайно — это частота пилот-тона 19КГц, деленная на 16. Все сделано для того, чтобы аппаратная реализация декодера в приемнике была как можно проще и соответственно, дешевле.
После демодуляции сигнал поступает на дифференциальный декодер, который рассматривался выше. Дальше сигнал поступает на модуль коррекции ошибок, но это уже как говорится, другая история, соответствующая второму уровню модели OSI.
Если кому интересно, теоретическую часть можно будет продолжить, и рассмотреть формирование пакетов. Если же кто захочет поэкспериментировать самостоятельно, один из вариантов работающего декодера для RTL-SDR можно найти на github. При желании использовать аппаратный тюнер в своих проектах, можно купить на eBay плату Si4703 FM RDS Tuner, ее цена около 6$.
Источник