- Получаем результат правильно (Часть 1). Activity Result API
- Чем плох onActivityResult()?
- Используем Activity Result API
- Шаг 1. Создание контракта
- Шаг 2. Регистрация контракта
- Шаг 3. Запуск контракта
- Важно!
- Работа с runtime permissions
- Подводим итоги
- Activity
- Activity и жизненный цикл приложения
- Жизненный цикл приложения
- onCreate()
- onStart
- onResume
- onPause
- onStop
- onDestroy
- Управление жизненным циклом
Получаем результат правильно (Часть 1). Activity Result API
Каждый Android-разработчик сталкивался с необходимостью передать данные из одной Activity в другую. Эта тривиальная задача зачастую вынуждает нас писать не самый элегантный код.
Наконец, в 2020 году Google представила решение старой проблемы — Activity Result API. Это мощный инструмент для обмена данными между активностями и запроса runtime permissions.
В данной статье мы разберёмся, как использовать новый API и какими преимуществами он обладает.
Чем плох onActivityResult()?
Роберт Мартин в книге “Чистый код” отмечает важность переиспользования кода — принцип DRY или Don’t repeat yourself, а также призывает проектировать компактные функции, которые выполняют лишь единственную операцию.
Проблема onActivityResult() в том, что при его использовании соблюдение подобных рекомендаций становится практически невозможным. Убедимся в этом на примере простого экрана, который запрашивает доступ к камере, делает фото и открывает второй экран — SecondActivity . Пусть в SecondActivity мы передаём строку, а назад получаем целое значение.
Очевидно, что метод onActivityResult() нарушает принцип единственной ответственности, ведь он отвечает и за обработку результата фотографирования и за получение данных от второй Activity. Да и выглядит этот метод уже довольно запутанно, хоть мы и рассмотрели простой пример и опустили часть деталей.
Кроме того, если в приложении появится другой экран со схожей функциональностью, мы не сможем переиспользовать этот код и будем вынуждены его дублировать.
Используем Activity Result API
Новый API доступен начиная с AndroidX Activity 1.2.0-alpha02 и Fragment 1.3.0-alpha02 , поэтому добавим актуальные версии соответствующих зависимостей в build.gradle:
Применение Activity Result состоит из трех шагов:
Шаг 1. Создание контракта
Контракт — это класс, реализующий интерфейс ActivityResultContract . Где I определяет тип входных данных, необходимых для запуска Activity, а O — тип возвращаемого результата.
Для типовых задач можно воспользоваться реализациями “из коробки”: PickContact , TakePicture , RequestPermission и другими. Полный список доступен тут.
При создании контракта мы обязаны реализовать два его метода:
createIntent() — принимает входные данные и создает интент, который будет в дальнейшем запущен вызовом launch()
parseResult() — отвечает за возврат результата, обработку resultCode и парсинг данных
Ещё один метод — getSynchronousResult() — можно переопределить в случае необходимости. Он позволяет сразу же, без запуска Activity, вернуть результат, например, если получены невалидные входные данные. Если подобное поведение не требуется, метод по умолчанию возвращает null .
Ниже представлен пример контракта, который принимает строку и запускает SecondActivity, ожидая от неё целое число:
Шаг 2. Регистрация контракта
Следующий этап — регистрация контракта в активности или фрагменте с помощью вызова registerForActivityResult() . В параметры необходимо передать ActivityResultContract и ActivityResultCallback . Коллбек сработает при получении результата.
Регистрация контракта не запускает новую Activity , а лишь возвращает специальный объект ActivityResultLauncher , который нам понадобится далее.
Шаг 3. Запуск контракта
Для запуска Activity остаётся вызвать launch() на объекте ActivityResultLauncher , который мы получили на предыдущем этапе.
Важно!
Отметим несколько неочевидных моментов, которые необходимо учитывать:
Регистрировать контракты можно в любой момент жизненного цикла активности или фрагмента, но вот запустить его до перехода в состояние CREATED нельзя. Общепринятый подход — регистрация контрактов как полей класса.
Не рекомендуется вызывать registerForActivityResult() внутри операторов if и when . Дело в том, что во время ожидания результата процесс приложения может быть уничтожен системой (например, при открытии камеры, которая требовательна к оперативной памяти). И если при восстановлении процесса мы не зарегистрируем контракт заново, результат будет утерян.
Если запустить неявный интент, а операционная система не сможет найти подходящую Activity, выбрасывается исключение ActivityNotFoundException: “No Activity found to handle Intent”. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо перед вызовом launch() или в методе getSynchronousResult() выполнить проверку resolveActivity() c помощью PackageManager .
Работа с runtime permissions
Другим полезным применением Activity Result API является запрос разрешений. Теперь вместо вызовов checkSelfPermission() , requestPermissions() и onRequestPermissionsResult() , стало доступно лаконичное и удобное решение — контракты RequestPermission и RequestMultiplePermissions .
Первый служит для запроса одного разрешения, а второй — сразу нескольких. В колбеке RequestPermission возвращает true , если доступ получен, и false в противном случае. RequestMultiplePermissions вернёт Map , где ключ — это название запрошенного разрешения, а значение — результат запроса.
В реальной жизни запрос разрешений выглядит несколько сложнее. В гайдлайнах Google мы видим следующую диаграмму:
Зачастую разработчики забывают о следующих нюансах при работе с runtime permissions:
Если пользователь ранее уже отклонял наш запрос, рекомендуется дополнительно объяснить, зачем приложению понадобилось данное разрешение (пункт 5a)
При отклонении запроса на разрешение (пункт 8b), стоит не только ограничить функциональность приложения, но и учесть случай, если пользователь поставил галочку “Don’t ask again”
Обнаружить эти граничные ситуации можно при помощи вызова метода shouldShowRequestPermissionRationale() . Если он возвращает true перед запросом разрешения, то стоит рассказать пользователю, как приложение будет использовать разрешение. Если разрешение не выдано и shouldShowRequestPermissionRationale() возвращает false — была выбрана опция “Don’t ask again”, тогда стоит попросить пользователя зайти в настройки и предоставить разрешение вручную.
Реализуем запрос на доступ к камере согласно рассмотренной схеме:
Подводим итоги
Применим знания о новом API на практике и перепишем с их помощью экран из первого примера. В результате мы получим довольно компактный, легко читаемый и масштабируемый код:
Мы увидели недостатки обмена данными через onActivityResult(), узнали о преимуществах Activity Result API и научились использовать его на практике.
Новый API полностью стабилен, в то время как привычные onRequestPermissionsResult() , onActivityResult() и startActivityForResult() стали Deprecated. Самое время вносить изменения в свои проекты!
Демо-приложение с различными примерами использования Activty Result API, в том числе работу с runtime permissions, можно найти в моем Github репозитории.
Источник
Activity
Activity и жизненный цикл приложения
Ключевым компонентом для создания визуального интерфейса в приложении Android является activity (активность). Нередко activity ассоциируется с отдельным экраном или окном приложения, а переключение между окнами будет происходить как перемещение от одной activity к другой. Приложение может иметь одну или несколько activity. Например, при создании проекта с пустой Activity в проект по умолчанию добавляется один класс Activity — MainActivity, с которого и начинается работа приложения:
Все объекты activity представляют собой объекты класса android.app.Activity , которая содержит базовую функциональность для всех activity. В приложении из прошлой темы мы напрямую с этим классом не работали, а MainActivity наследовалась от класса AppCompatActivity . Однако сам класс AppCompatActivity, хоть и не напрямую, наследуется от базового класса Activity.
Жизненный цикл приложения
Все приложения Android имеют строго определенный системой жизненный цикл. При запуске пользователем приложения система дает этому приложению высокий приоритет. Каждое приложение запускается в виде отдельного процесса, что позволяет системе давать одним процессам более высокой приоритет, в отличие от других. Благодаря этому, например, при работе с одними приложениями Android позволяет не блокировать входящие звонки. После прекращения работы с приложением, система освобождает все связанные ресурсы и переводит приложение в разряд низкоприоритетного и закрывает его.
Все объекты activity, которые есть в приложении, управляются системой в виде стека activity, который называется back stack . При запуске новой activity она помещается поверх стека и выводится на экран устройства, пока не появится новая activity. Когда текущая activity заканчивает свою работу (например, пользователь уходит из приложения), то она удаляется из стека, и возобновляет работу та activity, которая ранее была второй в стеке.
После запуска activity проходит через ряд событий, которые обрабатываются системой и для обработки которых существует ряд обратных вызовов:
Схематично взаимосвязь между всеми этими обратными вызовами можно представить следующим образом
onCreate()
onCreate — первый метод, с которого начинается выполнение activity. В этом методе activity переходит в состояние Created. Этот метод обязательно должен быть определен в классе activity. В нем производится первоначальная настройка activity. В частности, создаются объекты визуального интерфейса. Этот метод получает объект Bundle , который содержит прежнее состояние activity, если оно было сохранено. Если activity заново создается, то данный объект имеет значение null. Если же activity уже ранее была создана, но находилась в приостановленном состоянии, то bundle содержит связанную с activity информацию.
После того, как метод onCreate() завершил выполнение, activity переходит в состояние Started , и и система вызывает метод onStart()
onStart
В методе onStart() осуществляется подготовка к выводу activity на экран устройства. Как правило, этот метод не требует переопределения, а всю работу производит встроенный код. После завершения работы метода activity отображается на экране, вызывается метод onResume , а activity переходит в состояние Resumed.
onResume
При вызове метода onResume activity переходит в состояние Resumed и отображается на экране устройства, и пользователь может с ней взаимодействовать. И собственно activity остается в этом состоянии, пока она не потеряет фокус, например, вследствии переключения на другую activity или просто из-за выключения экрана устройства.
onPause
Если пользователь решит перейти к другой activity, то система вызывает метод onPause , а activity переходит в состояние Paused . В этом методе можно освобождать используемые ресурсы, приостанавливать процессы, например, воспроизведение аудио, анимаций, останавливать работу камеры (если она используется) и т.д., чтобы они меньше сказывались на производительность системы.
Но надо учитывать, что в этот состоянии activity по прежнему остается видимой на экране, и на работу данного метода отводится очень мало времени, поэтому не стоит здесь сохранять какие-то данные, особенно если при этом требуется обращение к сети, например, отправка данных по интернету, или обращение к базе данных — подобные действия лучше выполнять в методе onStop() .
После выполнения этого метода activity становится невидимой, не отображается на экране, но она все еще активна. И если пользователь решит вернуться к этой activity, то система вызовет снова метод onResume , и activity снова появится на экране.
Другой вариант работы может возникнуть, если вдруг система видит, что для работы активных приложений необходимо больше памяти. И система может сама завершить полностью работу activity, которая невидима и находится в фоне. Либо пользователь может нажать на кнопку Back (Назад). В этом случае у activity вызывается метод onStop .
onStop
В этом методе activity переходит в состояние Stopped. В этом состоянии activity полностью невидима. В методе onStop следует особождать используемые ресурсы, которые не нужны пользователю, когда он не взаимодействует с activity. Здесь также можно сохранять данные, например, в базу данных.
При этом во время состояния Stopped activity остается в памяти устройства, сохраняется состояние всех элементов интерфейса. К примеру, если в текстовое поле EditText был введен какой-то текст, то после возобновления работы activity и перехода ее в состояние Resumed мы вновь увидим в текстовом поле ранее введенный текст.
Если после вызова метода onStop пользователь решит вернуться к прежней activity, тогда система вызовет метод onRestart . Если же activity вовсе завершила свою работу, например, из-за закрытия приложения, то вызывается метод onDestroy() .
onDestroy
Ну и завершается работа activity вызовом метода onDestroy , который возникает либо, если система решит убить activity в силу конфигурационных причин (например, поворот экрана или при многоконном режиме), либо при вызове метода finish() .
Также следует отметить, что при изменении ориентации экрана система завершает activity и затем создает ее заново, вызывая метод onCreate .
В целом переход между состояниями activity можно выразить следующей схемой:
Расмотрим несколько ситуаций. Если мы работаем с Activity и затем переключаемся на другое приложение, либо нажимаем на кнопку Home, то у Activity вызывается следующая цепочка методов: onPause -> onStop . Activity оказывается в состоянии Stopped. Если пользователь решит вернуться к Activity, то вызывается следующая цепочка методов: onRestart -> onStart -> onResume .
Другая ситуация, если пользователь нажимает на кнопку Back (Назад), то вызывается следующая цепочка onPause -> onStop -> onDestroy . В результате Activity уничтожается. Если мы вдруг захотим вернуться к Activity через диспетчер задач или заново открыв приложение, то activity будет заново пересоздаваться через методы onCreate -> onStart -> onResume
Управление жизненным циклом
Мы можем управлять этими событиями жизненного цикла, переопределив соответствующие методы. Для этого возьмем из прошлой главы класс MainActivity и изменим его следующим образом:
Для логгирования событий здесь используется класс android.util.Log .
В данном случае обрабатываются все ключевые методы жизненного цикла. Вся обработка сведена к вызову метода Log.d() , в который передается TAG — случайное строковое значение и строка, которая выводится в консоли Logcat в нижней части Android Studio, выполняя роль отладочной информации. Если эта консоль по умолчанию скрыта, то мы можем перейти к ней через пункт меню View -> Tool Windows -> Logcat .
И при запуске приложения мы сможем увидеть в окне Logcat отладочную информацию, которая определяется в методах жизненного цикла activity:
Источник