- Кто такой Android-разработчик. Обзор изнутри от Артёма Шабана
- Как Android-разработка отличается от других видов разработки (и, по-моему, круче их всех)?
- Почему Android, а не iOS?
- Как Android-разработчик работает над приложением?
- Какие инструменты использует Android-разработчик?
- Что должен знать и уметь Android-разработчик?
- Что читать и где учиться
- Список ресурсов:
- Профессия: мобильный разработчик
- Кто это?
- Где нужен?
- Средняя заработная плата
- Базовые требования к профессионалу
- Важные личные качества
- Необходимость знания иностранных языков
- Где учиться
- Лучшие книги и средства обучения
- Будущее мобильного разработчика
- Мифы профессии
- Главный совет
Кто такой Android-разработчик. Обзор изнутри от Артёма Шабана
Про Android-разработку рассказывает Артём Шабан, Development Director в Onde.
Продолжаем цикл материалов про ИТ-специальности. Каждую из них описывает «типичный представитель» — опытный специалист. Мы надеемся, эти материалы помогут школьникам, студентам, переквалификантам, джуниорам и сочувствующим выбрать специальность в ИТ, оценить перспективы или просто сверить часы с авторитетным коллегой. Обсуждайте и дополняйте материал в комментариях, чтобы сделать его ещё полезней.
Про Android-разработку рассказывает Артём Шабан, Development Director в Onde.
Продолжаем цикл материалов про ИТ-специальности. Каждую из них описывает «типичный представитель» — опытный специалист. Мы надеемся, эти материалы помогут школьникам, студентам, переквалификантам, джуниорам и сочувствующим выбрать специальность в ИТ, оценить перспективы или просто сверить часы с авторитетным коллегой. Обсуждайте и дополняйте материал в комментариях, чтобы сделать его ещё полезней.
Коротко обо мне:
— 7 лет в разработке;
— опыт в Android-разработке — около 5 лет;
— пришёл в Onde джуном и прошёл весь путь до сеньора и тимлида;
— сейчас моя роль в Onde — Development Director.
В общем виде цель работы Android-разработчика — разработать мобильное приложение так, чтобы пользователь открыл его и сказал: «Вау! Оно решает мою проблему». Весь труд разработчика направлен на выполнение данной цели.
Мобильный разработчик старается максимально облегчить жизнь пользователю: приложение не должно «вылетать»; оно не должно тормозить даже на старых или дешёвых устройствах (ведь Android-смартфонов очень и очень много!); интерфейс, который создают дизайнеры и реализуют программисты, должен быть удобен и понятен. Такие задачи разработчик решает каждый день.
Компания поставляет инновационное программное обеспечение для on-demand предприятий с 2011 года. В компании 70+ энтузиастов и энтузиасток, стремящихся улучшить транспортное сообщение во всех уголках планеты.
Главная специализация Onde — разработка софта, необходимого компаниям для on-demand доставки, заказа такси и услуг. Клиенты компании находятся в 60+ странах и составляют активную и уникальную группу предпринимателей в сфере on-demand мобильности.
Как Android-разработка отличается от других видов разработки (и, по-моему, круче их всех)?
На самом деле, все виды разработки важны. Важен бэкенд, который обеспечивает правильную работу приложений на серверах. Спасибо «бэкендерам» за это! С фронтендом пользователь сталкивается в первую очередь, потому что именно «фронтендеры» разрабатывают интерфейс (UX/UI) приложения. Как известно, встречают по одёжке — поэтому чем круче UX/UI, тем больше шансов у приложения стать популярным.
Но самые крутые ребята — «мобильщики» — разработчики, которые создают сами приложения. Быть «мобильщиком» круто хотя бы потому, что ты всегда можешь увидеть и показать другим результаты своего труда. Бэкенд-разработчик не может открыть своё приложение перед мамой, женой или другом и сказать: «Смотри, как круто я сделал!». Если ты работаешь мобильным разработчиком в крупной компании, то твоими приложениями будут пользоваться сотни тысяч или даже миллионы людей. Это вдохновляет.
Почему Android, а не iOS?
Мобильная разработка ведётся на двух самых популярных платформах: Android и iOS. И здесь начинается настоящий холивар. Объясню, почему я когда-то сделал выбор в пользу Android.
- Порог входа на Android ниже, чем на iOS — как для пользователя, так и для разработчика. Телефон на Android можно купить за $50 или даже дешевле. Сколько там стоит новый айфон? Разработчик может даже не покупать девайс, чтобы работать над приложением. Можно обойтись Android-эмуляторами на компьютере. Когда-то я так и начинал.
- Android широко используют не только на смартфонах, но и в «умных» вещах (IoT): от автомобилей до «разумных» утюгов и стиральных машин.
- Мир Android очень сложный и разнообразный. У айфона всего пару десятков моделей, Android-девайсов — тысячи. Интересно знать, что твоим приложением будут пользоваться на тысячах разных устройств! Слова «оптимизация» и «перформанс» всё ещё не забыты в Android-разработке. Миллионы людей в Африке и Азии используют супер-дешёвые девайсы, и твоё приложение должно стабильно работать на любом «китайфоне». Мир Android-девайсов постоянно подкидывает тебе новые вызовы и новые задачи. Конечно, это не только интересно, но и сложно: надо быть всегда готовым, что приложение перестанет работать на очередной нетипичной модели смартфона.
- Android — это open-source платформа. Код, на котором она написана, доступен для каждого. Всегда можно заглянуть поглубже и узнать, каким образом разработана и функционирует сама система.
Как Android-разработчик работает над приложением?
Основные этапы разработки выглядят примерно так.
- Во-первых, Android-разработчик должен понимать контекст задачи: для кого и для чего предназначено приложение, как оно будет выглядеть и работать. Обычно в начале работы есть готовый макет UX/UI приложения и его общее описание. Основа приложения — UX (User Experience — проект взаимодействия пользователя с интерфейсом). Он выглядит как раскадровка экрана будущего приложения, набросок того, как пользователь будет работать с программой. Потом на проект накладывается начальный UI-интерфейс, а уже готовый дизайн отдаётся разработчику. Опытные разработчики участвуют в создании приложении уже на первом этапе — проектирования макета UX. Ведь всегда есть технические ограничения, и о них лучше узнать уже на стадии проектирования.
- Разработчики (часто при помощи бизнес-аналитиков) расписывают кейсы (use cases) — основные последовательности действий в приложении. Нажал одну кнопку в интерфейсе — открылось основное окно. Нажал другую кнопку — выскочил список настроек. И так далее. В небольших стартапах начальная работа над приложением может ограничиваться работой над UX/UI.
- Основная разработка ведётся поэкранно. «Экраны» — это важные участки приложения, которые создаются по отдельности. Например, три экрана разделяются между командой, потом соединяются. Если разработчик не знает, как написать тот или иной участок кода или добавить какой-то компонент программы, — он гуглит. Или консультируется у коллег. В этой работе всегда надо учиться.
- Экраны готовы, приложение готово. Тестировщики должны проверить, чтобы всё соответствовало требованиям. Но начинает тестирование сам разработчик — надо же покликать и убедиться, что приложение работает нормально. Иногда разработчик пишет для тестировщиков автоматизированные тесты.
- Финальный этап — выход приложения в Google Play. В небольших компаниях заливает приложение в стор сам разработчик. Сделать это несложно — нужно всего-то нажать пару кнопок. Но в больших компаниях, как Onde, в сторы загружают десятки и сотни приложений, так что этим занимаются отдельные люди.
Когда приложение готово и вышло в Google Play, работа разработчика не заканчивается. Ему предстоит поддерживать, изменять и улучшать программу.
Приведу пример типичной задачи. UI-дизайнеры перенесли кнопку в другое место интерфейса и изменили её цвет. Разработчику нужно поменять разметку (layout) приложения. И далее — проверить, что кнопка правильно расположена на разных ориентациях экрана, а при нажатии она правильно меняет цвет, тень, положение. Вы же помните, что Android-девайсов великое множество? Так вот надо ещё убедиться, что кнопка будет правильно располагаться и отображаться на экранах разного размера и разрешения.
Какие инструменты использует Android-разработчик?
- Android Studio. Это официальная IDE (интегрированная среда разработки) для Android, созданная JetBrains и Google. Здесь пишется код.
- Git. Сюда складывается написанный код и здесь хранится.
- Смартфон или Android-эмулятор на компьютере. На них приложение запускается и тестируется.
Сейчас большинство Android-разработчиков пишет код на Kotlin, но ещё пару лет назад все писали на Java. Эти два языка похожи (оба относятся к группе JVM-языков), поэтому переходить с одного на другой несложно. Если совсем просто, то Kotlin — тот же Java, только немного красивей и приятней. Сегодня Kotlin — один из официальных языков для Android.
Что должен знать и уметь Android-разработчик?
Скиллы разработчика сильно зависят от его уровня. Деления на такие уровни всегда условны, и абсолютной градации нет. Для простоты выделю для разработчика три роли: джун, миддл и все остальные (сеньор, тимлид, технический директор и пр.).
Для себя я определил очень простой способ их различать — по уровню задач. Джун всегда решает элементарные и понятные задачи. Миддл уже справится с любой задачей. Он сделает её правильно, но, скорее всего, не с первого раза — ему придётся совершить несколько итераций. А вот сеньор или «равный» ему специалист сразу справится с любой, даже самой сложной задачей.
Можно сравнить разработку программ со сборкой автомобиля. Джуну для сборки понадобятся детали и инструкция. Придётся хорошенько постараться, но рано или поздно машину он соберёт. Миддлу дай запчасти — и авто будет готово. А вот сеньор — тот человек, который может спроектировать машину с нуля. Достаточно поставить перед ним общую задачу: «машина должна быть быстрая» или «это должен быть внедорожник».
Джуну дают типовые задачи начального уровня. Обычно они связаны с UX/UI: добавить в интерфейс кнопочку, изменить параметры того или иного элемента. Другими словами, в хорошо известных местах приложения он меняет понятные кусочки кода. Основной скилл джуна — умение учиться. По моему мнению, для джуна в принципе не очень важны знания конкретных технологий (языка программирования или фреймворка). Знания очень быстро устаревают. Единственное, что не устаревает, — это способность думать и учиться.
Миддлу не страшно дать любую задачу, и он точно с ней справится. Большинство программистов (независимо от того, как их роли называются в конкретной компании) — миддлы. В Беларуси эта роль начинается после двух лет хорошего опыта. Миддл работает с уже готовой архитектурой. Знает, как она работает, знает её базовые компоненты. Он уже отлично владеет языками программирования и фреймворком Android.
Сеньор не только знает и понимает архитектуру приложения, но может и сам её спроектировать. Он решает концептуальные задачи. Сеньору, в дополнение ко всем перечисленным навыкам миддла, необходимо очень развитое абстрактное мышление. На этом уровне программирование превращается в настоящее творчество.
Есть ли жизнь после сеньора?
Почти любой разработчик идёт по этой лестнице — джун-миддл-сеньор. Дальше перед ним открываются два концептуально разных пути.
Он может развиваться в хард-скиллах — вырасти в очень крутого технического специалиста. Это может быть Principal Developer или Solution Architect. Они решают технические задачи высшего порядка: концептуальные проблемы с перформансом или кросс-платформенностью, сами проектируют программы.
Второй путь — менеджерский. Сеньор может стать тимлидом, а из тимлида вырасти в технического директора — СТО. Это вершина развития технического менеджера.
И, конечно, всегда можно открыть свою компанию и развивать собственные идеи и продукты.
Что читать и где учиться
Не буду рекомендовать много книг. Признаюсь честно: сам я до конца не прочитал ни одной книжки по программированию. Хотя наверняка кому-то книжки нравятся и помогают.
Очень рекомендую всем новичкам писать свои приложения. Это звучит сложно, но на деле это не так.
Как бы я сейчас учился программировать под Android? Во-первых, нашёл бы бесплатный курс по программированию. Во-вторых, посмотрел бы видео-гайд по созданию своего приложения. Параллельно создавал бы простенькое приложение. Таким образом можно изучить основы языка и применить их сразу на практике. В конце такого курса обучения на руках у джуна будет готовое приложение, и с ним можно идти устраиваться на работу.
Напоследок небольшая история.
Однажды на собеседование в Onde пришёл человек. Он не знал ни Java, ни Kotlin. Зато написал собственное приложение на Delphi — простейшую игру вроде змейки. Мы даже не знали, как его собеседовать, — человек ничего не знал из нужных нам технологий! Но он создал своё приложение и отлично понимал базовые принципы программирования. Сейчас этот человек — один из ключевых Android-разработчиков в компании.
Список ресурсов:
Kotlin
- Для тех кто не знает языки программирования: «Head First. Kotlin».
- Для тех, кто умеет немного программировать: короткий гайд на официальном сайте Kotlin.
- «Head First. Паттерны проектирования» — одна из немногих книг которую я прочитал, потому что там картинок больше чем текста =). Она для тех, кто уже умеет программировать, и хочет развиваться дальше. Паттерны проектирования — это обязательные знания, чтобы трансформироваться из джуна в миддлы. Поэтому для начала ее можно не читать, но стоит запомнить и прочитать в будущем.
Android
- Базовый сайт, который стоит добавить в закладки: developer.android.com.
- Бесплатные поэтапные уроки на русском (что-то на Kotlin, что-то на Java, но не стоит этого бояться, синтаксис очень похож): developer.alexanderklimov.ru.
Бесплатные курсы, рекомендованные Kotlin и Google:
Технические новости (советую читать, чтобы быть в теме): Android-разработка на Хабрахабр.
Источник
Профессия: мобильный разработчик
В 2010 году мой друг на день рождения попросил в подарок переводную книгу по разработке под Android. Необычных вещей в этом факте было две: книгу было не достать, а он работал самым простым госслужащим и имел гуманитарное управленческое образование. Я удивился, но книгу достал — привёз из поездки в Москву. Через два месяца после вручения подарка он сидел со мной в кафе и тыкал в экран мобильника, демонстрируя первое приложение, связанное с учётом товара для одной компании — свой первый заказ. Я работал инженером в телекоме и концептуально идею оценил, но не думал, что мобильная разработка будет всюду. Кстати, друг за приложение взял $300, заказчик отпахал на нём два года с лишним. Ну а друг упорно качал скиллы, развивал то самое приложение бесплатно и в итоге стал мобильным разработчиком в огромной компании.
Сегодня в мобильную разработку рвутся все: от инженеров до филологов. Им кажется, что они нашли золотую жилу и она вот-вот даст миллионные доходы. А между тем найти хорошего мобильного разработчика не так уж просто. Потому что хорошее приложение — это сложная архитектура, скрупулёзное проектирование и интенсивная работа над юзабилити. На коленке его не запилишь.
Кто это?
На первый взгляд кажется, что всё просто: мобильный разработчик — это тот, кто разрабатывает программы для мобильных устройств. Всё верно. Но большинство людей не из мира ИТ под мобильными устройствами подразумевают смартфоны и особо продвинутые — планшеты. Но мы-то с вами знаем, что мобильные устройства — это не только наши любимые гаджеты, носимая электроника, но и различные научные аппараты, компоненты исследовательских систем на базе гаджетов, компоненты интернета вещей. Это огромный мир приспособлений, который будет становиться всё больше и больше — мобильные приложения востребованы обычными пользователями, бизнесом, медициной, наукой и т.д. Поэтому профессия мобильного разработчика — это однозначно профессия будущего, во всяком случае ближайших 10-15 лет это точно.
Где нужен?
Сегодня мобильные разработчики востребованы везде: корпоративные приложения имеют мобильные версии, СМИ имеют мобильные приложения, бизнес активно переводит свои программы лояльности в приложения (у кого из нас нет приложений разного ритейла — от Ленты и Ашана до РивГош и Л’Этуаль) и т.д. Мобильное приложение — гарантия того, что ты будешь оставаться в руках своего клиента, и почти все компании это понимают. Поэтому мобильные разработчики нужны абсолютно везде. Перечислю наиболее перспективные отрасли, на которые можно ориентироваться сегодняшним студентам, желающим выйти в мир мобильной разработки (и вообще всем).
- Мобильные игры и развлекательные приложения — огромная интересная индустрия, готовая принять разработчиков любого уровня. Мир погряз в играх, поэтому есть спрос на разработку приложений для любого возраста: от самых крошечных детей до взрослых дядек, гоняющих любимые игры на мобильнике.
- Развлекательно-образовательные приложения, такие как приложения для изучения языков, книг, музыки, путешествий (они скоро вернутся в новом качестве и это будет захватывающе интересно), тренировок и т.д.
- Банковские приложения — те мобильные банки, которыми мы пользуемся, это сложнейшие нагруженные системы с особой архитектурой, и они нуждаются в грамотных разработчиках. Да, стажёром в такую продуктовую команду попасть почти нереально, но для миддлов и сеньоров открываются классные перспективы.
- Приложения электронной коммерции — почти все магазины доступны в виде приложений, и это колоссальная инфраструктура с высокой ёмкостью рынка труда. Думаю, что эта сфера будет развиваться ещё глубже.
- Научные и исследовательские приложения. На одном из гугловских DevFest ребята из компании Mera рассказывали о научном проекте по изучению кораллов, в основе которого лежит узел с планшетом на андроиде. Так вот, такие проекты — совершенно особенный тип мобильной разработки для тех, кто хочет быть ближе к научному миру.
Вообще, думается, что пандемия COVID-19 изменит мир и сформируется новый долгосрочный спрос на приложения для удалённого всего на свете, доставок для каждого ресторана и кафе, обучения, спорта и проч. Это повлечёт рост спроса на мобильную разработку и на мобильных разработчиков. Так что, кроме объективной динамики рынка, вмешался форс-мажор, который для мобильной разработки принесёт определённые бонусы.
Средняя заработная плата
Уровень специалиста | Средняя заработная плата |
---|---|
Стажёр (Intern) | 26 272 руб. |
Младший (Junior) | 59 061 руб. |
Средний (Middle) | 114 908 руб. |
Старший (Senior) | 187 925 руб. |
Ведущий (Lead) | 200 915 руб. |
Как видите, особенностью рынка мобильной разработки является большой шаг от стажёра к джуну и от джуна к миддлу: между этими уровнями заработная плата растёт практически в два раза. Важная особенность: заработная плата растёт только с вместе с ростом квалификации разработчика.
Базовые требования к профессионалу
Стек мобильной разработки активно меняется, поэтому, выбирая мобильную разработку, вы должны быть готовы поглощать новую информацию, изучать мануалы в огромных количествах и постоянно перестраиваться. Основные мобильные платформы постоянно обновляют стек и развивают его. По объёму изучаемой литературы для мобильного разработчика эту профессию можно сравнить, например, с профессией терапевта. Проще говоря, без постоянного чтения и освоения новых принципов работы с кодом вы будете говнокодером.
Конкретные требования по стеку определяются задачами компании, тем, что она использовала ранее и даже средним возрастом разработчиков команды. Но в целом можно обозначить несколько ключевых требований, которые скорее всего будут в желаемой вакансии.
- Android: знание Android SDK, Java, Kotlin, Scala (в меньшей степени), Rest/SOAP, различные API, SQLite и т.д.
- iOS: Objective-C, С#, Swift, знание Apple Development Guidelines
Для обеих платформ:
- знание структур и алгоритмов
- знание принципов ООП (к которому и относится Java, Objective-C, Swift)
- понимание принципов дизайна и проектирования мобильных приложений
- знание сетевых протоколов
- знание SQL
- навыки работы с App Store и Google Play
- навыки работы с многопоточностью (всё чаще)
- Flutter (бешено растёт популярность)
Кроме этого, в мобильной разработке много стандартов и вам нужно их знать или хотя бы знать, где их найти и как ими пользоваться в реальной практической работе.
Стажёр (Intern) | Младший (Junior) | Средний (Middle) | Старший (Senior) | Ведущий (Lead) |
|
|
|
|
|
Топ-5 востребованных технологий у специалистов по данным «Хабр Карьеры», 2 полугодие 2019 года
Кроме технических знаний, необходимо понимать основы той сферы, в которой вы собираетесь работать — так программисту будет проще понять потребности и проблемы пользователей мобильного приложения. Как минимум, это может быть базовый учебник по профилю компании, как максимум — тесное общение с коммерческой командой и тестированием и постоянное исследование профиля клиента.
Важные личные качества
Мобильный разработчик — это стрессовая, нагруженная работа, связанная с постоянным общением, с нервами, которые непременно настигнут вас, когда вы начнёте читать отзывы пользователей на работу своего приложения 😉 Поэтому будущий мобильный разработчик должен обнаружить у себя несколько важных качеств.
- Профессиональный разработчик должен прежде всего понимать пользователя, разбираться в принципах проектирования интерфейсов, интуитивно понимать UI/UX.
- Командная работа — важный залог создания полезного и удобного приложения: придётся взаимодействовать с тестировщиками, коммерческой службой, разработчиками веба и десктопа, службой поддержки и т.д. Эта работа скорее для экстравертов.
- Аналитический склад ума — мобильный разработчик должен обязательно анализировать множество факторов, учитывать их в разработке.
- Внимание к деталям и высокая работоспособность обеспечат отсутствие багов в приложении и высокую скорость разработки, которая в мобильных приложениях крайне важна из-за интенсивных изменений предпочтений в устройствах, обновлений операционных систем и т.д.
- Готовность к непрерывному обучению — гайдлайны постоянно меняются, Google и Apple проводят интересные и полезные мероприятия, поэтому важно успевать «схватить» всю информацию на лету и успеть втащить её в продакшен.
В одной из предыдущих серий «Профессии» я писал о том, что программист фронтенда и бэкенда должен быть внимателен к новинкам разработки, новым языкам программирования и стекам технологий, но не тащить всё новое в прод бездумно. В мобильной разработке ситуация другая: важно не только узнать о новой технологии, важно её быстро и грамотно использовать, чтобы опередить конкурентные приложения и соответствовать изменениям платформы или, например, дизайна и логики работы мобильных устройств.
Необходимость знания иностранных языков
Вот некоторые ключевые ресурсы для мобильных разработчиков.
- Android: Новостной портал Android Android Weekly
- Android: Официальное руководство по разработке для Андроид
- Android: Словарь терминов от Google
- Android: Блог разработчиков
- Android: Хороший список гайдлайнов по андроид-разработке
- iOS: Официальный сайт для разработчиков компании Apple
- iOS: Сообщество iOS-разработчиков на Reddit
Большинство из них на английском языке и без них у вас, как без рук, ничего не получится. Поэтому для разработчика мобильных приложений знание английского языка настоящий must have. К слову, все конференции Google и Apple также проводятся на английском языке. Какой уровень освоения вы выберете — ваше решение, но в целом для уверенного чтения, слушания и понимания однородной технической информации нужен минимум Upper-Intermediate.
Где учиться
В отличие от программирования другого профиля, мобильная разработка в вузах представлена крайне слабо, поэтому это, так сказать, дополнительная квалификация для разработчика, которую нужно осваивать самостоятельно.
- Реально самостоятельно — с помощью книг, курсов и многочисленных обучающих видео. Для этого вам нужно выбрать какую-то идею для своего мобильного приложения и начать разрабатывать именно его, а не писать код ради кода. Если у вас будут требования к проекту, обучение будет более структурированным.
- На корпоративных курсах — бесплатных и платных курсах компаний, где практики максимально быстро вас научат создавать базовые решения. Они вам передадут супер выжимку из знаний и профессионального мастерства. Совет: выбирайте оффлайновый курс и желательно долгосрочный, за 2 недели у вас мало что выйдет.
- На онлайн-курсах — в принципе, я не встречал откровенно отвратительного курса по мобильной разработке, порог входа действительно невысок. Но помните: слушать мало, нужно кодить и работать над непонятными моментами самостоятельно.
- У репетитора. Пока это не самый популярный способ освоения новой специальности, особенно у взрослых работающих людей. Однако нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться к частному тьютору и качественно освоить азы нужной вам специальности.
Лучшие книги и средства обучения
Очень сложно рассказать про книги, потому что всё зависит от того, что, на каком языке и для какой платформы вы собрались разрабатывать. Поиском можно найти хорошие подборки — например, на сайте Skillbox (эта и другие ссылки в статье не являются рекламой, просто хорошие материалы).
Будущее мобильного разработчика
Профессия мобильного разработчика особенная во всём. Так, у неё очень низкий порог входа и в то же время огромный шаг от джуна к миддлу. Хороший мобильный разработчик отличается от обычного прокачанными навыками, разносторонними знаниями в смежных с разработкой сферах и т.д. И действительно, нередко случается так, что этот путь занимает больше двух лет кропотливой работы.
Будущее у мобильных разработчиков пока весьма уверенное: сомневаюсь, что мир откажется от мобильных смартфонов и планшетов в ближайшее время, не говоря уже о росте разных видов носимой электроники и IoT. Поэтому развитие программистов этого типа будет выглядеть как пошаговый переход junior — middle — senior — lead. Поэтому скорее важно выбрать отрасль и компанию, в которой этот путь будет пройден.
Из ребят, которым внезапно наскучила мобильная разработка, получаются хорошие фуллстек разработчики для веба или даже энтерпрайз-программисты. В общем, особых ограничений в карьере действительно нет.
Мифы профессии
Главный совет
Не идите в мобильную разработку за модой или весёлыми рабочими буднями. Это довольно тяжёлый труд, связанный с непрерывным самообразованием и необходимостью делать регулярные обновления. Да, в мобильной разработке интереснее, потому что один разработчик занимается не просто каким-то фрагментом, а большим блоком, модулем или даже почти всем приложением. Интересно бодаться со сторами и попадать под санкции, когда твоё приложение удаляют, интересно работать с конечным пользователем. Выбирайте эту специальность только в том случае, если вы готовы к труду и профессиональной работе. Некачественных мобильных приложений и так хватает 🙂
Источник