- Android. Заметка на будущее
- Layouts
- Attrs
- Dimensions
- Colors
- Темы и стили в Android-приложениях
- О чем пойдет речь:
- Начнем с основ
- Стиль
- Атрибут
- Наследование тем и стилей
- ThemeOverlay
- Последовательность применения тем и стилей ко View-компоненту
- Да прибудет с нами Material Components
- Перейдем к практике
- Что там по темной теме?
- А если мы хотим все делать самостоятельно?
- 9. Тема, стиль или… ?
- 10. Использовать TextAppearance
- Заключение
Android. Заметка на будущее
Layouts
Думаю каждый начинающий программист под платформу Android, сразу замечает, чтобы построить какой-либо UI, требуется создать xml файл в директории проекта /res/layout, а потом еще чудесным образом связать его с кодом на Java. По началу это кажется своебразным методом и сразу появлется ощущение того, что чего-то не хватает, и UI дизайнер в плагине Android для IDE далеко не чудо. Ну хватит разглагольствований, к делу!
Если сильно не углубляться в разнообразие устройств на рынке, что в моем случае так и вышло, есть платформа Android какой-то версии, знаем размер экрана целевого устройства. Допустим у вас такая же ситуация.
В общем случае приходиться иметь две папки /res/layout и /res/layout-land. Здесь -land выступает квалификатором (qualifier), который обозначает, что любой layout в этой папке доступен только для Landscape (горизонтального) режима. Если существует layout, который одинакого выглядит для обоих режимов, вертикального и горизонтального, то его помещают в /res/layout. Android самостоятельно вызывает деструктор Activity и создает новое Activity при повороте экрана, если не указана конкретная ориентация в AndroidManifest. Таким образом, можно размещать layout с одним и тем же именем в обоих папках /res/layout и /res/layout-land, а Android позаботится о загрузке актуального layout.
В коде Activity, как обычно, вызывается
Что от меня? И правда, описал в кратце то, что можно и так найти в сети. Дело в том, что мне пришлось писать очень графически измененное приложение. Большенство элементов были очень изменены. Первое что пришло в голову, было ошибочно. Решил написать собственный дочерний компонент, от того же ListView, к примеру, и там понеслось: onDraw, dispatchDraw и др. Так мне показалось мало, еще и вбил конкретные значения в пикселях при отрисовке какого-либо элемента.
Это то, как не надо делать. Даже если нет выхода, пытайтесь до последнего не создавать компонент, а выкручиваться layout’ами. Намного лучше написать BaseAdapter для ListView, к примеру, где загружать другой layout и его контроллировать. Если выхода нет, то все значения для UI в пикселях, выносить в свойства компонента (attrs), которые будет передаваться при описании компонента в xml. Сами значения в xml, так же не указывать на прямую, а использовать dimensions, ссылки.
Давайте рассмотрим, что я подразумиваю под attrs и dimensions.
Attrs
Android предоставляет неявный способ расширять ваши нестандартные компоненты дополнительными свойствами. Потребуется создать attrs.xml файл в /res/values. Вполне вероятно, назвать данный файл можно как угодно по другому, но это название я считаю стандартом.
Содержание attrs.xml вполне доступно для чтение человеком. Давайте рассмотрим простой пример:
Resources встречается постоянно, используется для хранения каких-либо ресурсов и впоследствии доступен в коде Java через статический класс R пакета приложения. К примеру наше объявляение доступно через R.styleable.MyExampleView. По моим наблюдениям и тому, что приходилось использовать, есть такой список format (тип свойства):
- dimension — может быть значение типа 10px, 10dip или ссылка на dimen/[имя значения]
- integer — может быть значение типа 10, 5, 2. Так же думаю, что и ссылка может сработать
- string — просто текстовое значение типа «Hello World» или ссылка на string/[имя значения]
- reference — ссылка на @drawable к примеру, что в свою очередь может быть @drawable, color или что-то другое
Допустим у нас есть собственный класс, наследник View: com.android.example.view.MyExampleView. Опишем его просто:
Таким образом мы создали собственный элемент управления, который можно настраивать прямо из xml, и данный метод очень гибок, т.к. отсутствует привязка к определенным значениям в коде, кроме по умолчанию. Чтобы создать элемент, напишим в layout:
Dimensions
В идеальном мире все значения выносить в /res/values/dimensions.xml в формате: [значение]dp, после чего использовать в xml или коде через ссылку на dimen/[имя]. Я советую, как и поступаю на данный момент, выносить размер текста, главных элементов приложения, к примеру смещения каких-то панелей, padding/margin по умолчанию и др. Не выносить значения для каких-то конкретных элементов, например в одном диалоге кнопка от кнопки на расстоянии в 10 пикселей.
Такой подход поможет быть уверенным, что в приложении весь текст выглядит стандартизированно, например большие заголовки в 30 пикселей, средние в 24, а обычный текст в 16. Если не понравилось — меняем только в одном месте.
В принципе останавливаться на этом долго не стоит, но есть один момент. Недавно Google обновила плагин Android для Eclipse, соответственно, и теперь там есть такой зверь Lint. Так вот, он мне все время подмигивал и убеждал, что надо бы использовать dp, а не px, и расписывал еще по какой такой причине. Я и поверил, сделал. А теперь давайте вспомним о Density. Насколько я понимаю, это значение показывает насколько плотно расположены пиксели друг к другу. Т.е. на пример у вас есть устройство в разрешением в 800×600. Но дело в том, что одно устройство имеет 800 * 600 пикселей, в другое 2 * 800 * 2 * 600. Думаю уловили разницу? Т.е. разрешение одно, но качество и соответственно плотность пикселей совершенно другая. И именно в этом скрывается подвох Lint. После миграции на устройство с большей плотностью, используя dp, у меня все элементы поехали, а текст стал совершенно других размеров (на взгляд).
Как оказалось, используй я с самого начала px везде и игнорируй предупреждения Lint, я бы не тратил дополнительное время на переписывание dp на px.
Colors
Цвета в Android так же могут (должны) быть представлены в xml в форматах: argb, rgb. К примеру, белый цвет:
- rgb = #fff. Это не #0f0f0f или #f0f0f0 — это сокращенная форма, в итоге имеем непрозрачный белый цвет #ffffffff
- argb = #ffff. На подобии предыдущего, только включая alpha составляющую
- rgb = #ffffff. Полная форма rgb
- argb = #ffffffff. Полная форма argb
В принципе очень схоже на dimensions правила, обычно располагается в /res/values/colors.xml, так же в resources теге. Выносить в colors стоит цвета которые используются для стандартизации полного UI, а не каких-либо мелких деталей одного из элементов. Так сказать золотая серидина между параноей и ленью.
Надеюсь кому то эти заметки сохранят время или помогут в чем-то более глубоко разобраться.
UPD:
Спасибо sdfsdhgjkbmnmxc и andreich за указание ошибок в тексте.
Источник
Темы и стили в Android-приложениях
Каждому Android-разработчику так или иначе приходилось работать со стилями. Кто-то чувствует себя с ними уверенно, у кого-то есть только поверхностные знания, которые зачастую не позволяют самостоятельно решить поставленную задачу.
В преддверии выхода темной темы было решено освежить в памяти всю информацию, касающуюся тем и стилей в Android-приложениях.
О чем пойдет речь:
Начнем с основ
По своей структуре темы и стили имеют общее строение:
Для создания используется тег style . У каждого cтиля есть имя и он хранит в себе параметры key-value .
Все достаточно просто. Но в чем же разница между темой и стилем?
Единственное отличие заключается в том, как мы их используем.
Тема — это набор параметров, которые применяются ко всему приложению, Activity или View-компоненту. Она содержит базовые цвета приложения, стили для отрисовки всех компонентов приложения и различные настройки.
В теме переопределены основные цвета приложения ( colorPrimary , colorSecondary ), стиль для текста ( textAppearanceHeadline1 ) и некоторых стандартных компонентов приложения, а также параметр для прозрачного статус-бара.
Для того чтобы стиль стал настоящей темой, необходимо отнаследоваться (о наследовании мы поговорим чуть позже) от дефолтной реализации темы.
Стиль
Стиль — это набор параметров для стилизации одного View-компонента.
Атрибут
Атрибутом принято называть ключ стиля или темы. Это маленькие кирпичики из которых все строится:
Все эти ключи являются стандартными атрибутами.
Мы можем создавать свои атрибуты:
Атрибут myFavoriteColor будет указывать на цвет или ссылку на ресурс цвета.
В формате мы можем указать вполне стандартные значения:
По своей природе атрибут является интерфейсом. Его необходимо реализовать в теме:
Теперь мы можем на него ссылаться. Общая структура обращения выглядит так:
Ну и, наконец, давайте поменяем, например, цвет текста у поля:
Благодаря атрибутам мы можем добавлять какие-угодно абстракции, которые будут изменяться внутри темы.
Наследование тем и стилей
Как и в ООП, мы можем перенимать функционал существующей реализации. Сделать это можно двумя способами:
При явном наследовании мы указываем родителя с помощью ключевого слова parent :
При неявном наследовании мы используем dot-notation для указания родителя:
Никакой разницы в работе этих подходов нет.
Очень часто мы можем встретить подобные стили:
Может показаться, что стиль создан путем двойного наследования. На самом деле это не так. Множественное наследование запрещено. В таком определении явное наследование всегда выигрывает.
То есть будет создан стиль с именем Widget.MyApp.Snackbar , который является наследником Widget.MaterialComponents.Snackbar .
ThemeOverlay
ThemeOverlay — это специальные «легковесные» темы, которые позволяют переопределить атрибуты основной темы для View-компонента.
За примером далеко ходить не будем, а возьмем кейс из нашего приложения. Дизайнеры решили, что нам нужно сделать стандартное поле для ввода логина, которое будет иметь отличный от основного стиля цвет.
С основной темой поле ввода выглядит так:
Выглядит отлично, но дизайнеры настаивают на том, чтобы поле было в коричневом стиле.
Окей, как мы можем решить такую задачу?
Да, мы можем переопределить стиль и вручную поменять основные цвета вьюшки, но для этого нужно будет писать много кода, да и есть шанс, что мы про что-нибудь забудем.
Написать свою вьюшку по гайдлайнам и с кастомными параметрами?
Хороший вариант, так мы сможем удовлетворить любые хотелки дизайнеров и заодно прокачать скилл, но все это трудозатратно и может привести к нежелательным багам.
Переопределить основной цвет в теме?
Мы выяснили, что для нужного нам вида достаточно поменять colorPrimary в теме. Рабочий вариант, но так мы затронем внешний вид остальных компонентов, а нам это не нужно.
Правильное решение — это использовать ThemeOverlay.
Создаем ThemeOverlay и переопределяем основной цвет темы:
Далее указываем его с помощью специального тега android:theme в наш TextInputLayout :
Все работает так, как нам и нужно.
Конечно же возникает вопрос — как это работает под капотом?
Эту магию позволяет провернуть ContextThemeWrapper . При создании View в LayoutInflater будет создан контекст, где за основу будет взята текущая тема и в ней будут переопределены параметры, которые мы указали в нашей Overlay теме.
Аналогичным образом мы можем самостоятельно переопределить любой параметр темы в приложении.
Последовательность применения тем и стилей ко View-компоненту
Главный приоритет имеет файл разметки. Если в нем определен параметр, то далее все аналогичные параметры будут игнорироваться.
Следующий приоритет имеет стиль View:
Далее используются предопределенные стили для компонента:
Если параметры не были найдены, то используются атрибуты темы:
В общем-то это все, что нужно знать для того чтобы начать работу с темами. Теперь кратко посмотрим на обновленную дизайн-библиотеку Material Components.
Да прибудет с нами Material Components
Material Сomponents была представлена на Google I/O 2018 и является заменой Design Support Library.
Библиотека дает нам возможность использовать обновленные компоненты из Material Design 2.0. Кроме того, в ней появилось множество интересных настроек по кастомизации. Все это позволяет писать яркие и уникальные приложения.
Вот некоторые примеры приложений в новом стиле: Owl, Reply, Crane.
Перейдем к практике
Для создания темы нужно отнаследоваться от базовой темы:
Все они очень похожи на AppCompat темы, но имеют дополнительные атрибуты и настройки.
Подробнее с новыми атрибутами можно познакомиться на material.io.
Если по каким-то причинам вы сейчас не можете переключиться на новую тему, то вам подойдут Bridge темы. Они наследуются от AppCompat тем и имеют все новые атрибуты Material Components. Нужно всего лишь добавить постфикс Bridge и использовать все возможности без опасений:
А вот и наша тема:
Важно понимать, что когда вы переопределяете стиль в теме, он применится ко всем View этого типа в приложении (Activity).
Если же вы хотите применить стиль только к одной конкретной View, то нужно использовать тег style в файле с разметкой:
Одно из нововведений, которое меня действительно впечатлило — это ShapeAppearance. Оно позволяет изменять форму компонентов прямо в теме!
Каждый View-компонент относится к определенной группе:
shapeAppearanceSmallComponent
shapeAppearanceMediumComponent
shapeAppearanceLargeComponent
Как мы можем понять из названия, в группах вьюшки разных размеров.
Проверим на практике:
Мы создали Widget.MyApp.SmallShapeAppearance для «маленьких» компонентов. Закруглили верхний левый угол на 20dp и правый нижний угол срезали на 15dp .
Получили такой результат:
Выглядит интересно. Будет ли это работать в реальной жизни? Время покажет.
Как и для стилей, мы можем применить ShapeAppearance только для одного View-компонента.
Что там по темной теме?
Совсем скоро состоится релиз Android Q, а вместе с ним к нам придет и официальная темная тема.
Пожалуй, одна из самых интересных и эффектных возможностей новой версии Android — это автоматическое применение темной темы для всего приложения одной строчкой кода.
Звучит здорово, давайте пробовать. Предлагаю взять всеми любимый гитлаб клиент от terrakok.
Разрешаем перекрашивать приложение (по умолчанию запрещено):
Атрибут android:forceDarkAllowed доступен с API 29 (Android Q).
Запускаем, смотрим что получилось:
Согласитесь, что для одной строчки кода выглядит очень круто.
Конечно, есть проблемы — BottomNavigationBar сливается с фоном, лоадер остался белым, выделение кода страдает и, вроде бы, все, по крайне мере мне больше ничего серьезного в глаза не бросилось.
Уверен, что потратив не так много времени, можно решить основные проблемы. Например, отключив автоматический темный режим для отдельных вьюшек (да, так тоже можно — android:forceDarkAllowed доступен для View в файле-разметке).
Следует помнить, что данный режим доступен только для светлых тем, если вы используете темную, то принудительная темная тема работать не будет.
Рекомендации по работе можно почитать в документации и на material.io.
А если мы хотим все делать самостоятельно?
Как бы не было просто использовать принудительную темную тему, этот режим лишен гибкости. Фактически, все работает по заранее определенным правилам, которые могут не устраивать нас и, что более важно, заказчика. Думаю, что такое решение можно рассматривать как временное, до тех пор пока мы не сделаем свою реализацию темной темы.
В API 8 (Froyo) был добавлен квалификатор -night , который и по сей день используется для применения темной темы. Он позволяет автоматически применять нужную тему в зависимости от времени суток.
В темах DayNight уже используется такая реализация, нам достаточно отнаследоваться от них.
Давайте попробуем написать свою:
Нам теперь на каждую версию API делать тему со всеми параметрами? Нет, конечно! Мы сделаем базовую тему, где будут определены базовые атрибуты, доступные для всех версий API и отнаследуемся от нее в нужной версии API:
9. Тема, стиль или… ?
При созданий собственных тем и стилей будет здорово, если вы укажите префикс, говорящий о том что это за стиль и для чего он определен. Такое именование позволит очень просто структурировать и расширять стили.
10. Использовать TextAppearance
Хорошим тоном будет расширить основные стили для текста и везде их использовать.
Много полезной информации можно найти на сайте Material Design: Typography, Typography Theming.
Заключение
В заключение хочется сказать, что стилизация приложения — это обязанность не только разработчиков, но и дизайнеров. Только благодаря тесному взаимодействию мы сможем получить по-настоящему хороший и красивый продукт. Дизайнеры должны иметь представления о платформе и возможностях Material Components. Ведь именно на их плечи ложится ответственность по поддержке визуальной составляющей приложения. Дизайнерам доступен специальный плагин для Sketch — Material Theme Editor. В нем очень просто выбирать цвета для приложения и строить экраны на основе стандартных компонентов. Если ваши дизайнеры еще не знают о нем, то обязательно расскажите им.
Начать изучать Material Components можно с репозитория на GitHub — Modular and customizable Material Design UI components for Android. В нем собрано очень много информации по стандартным стилям и их возможностям. Кроме того, там есть приложение — sample, чтобы все сразу попробовать на практике.
Источник