- Основы темизации в Android
- Стиль по умолчанию
- Стиль и тема
- Наложение тем
- TextAppearance
- Заключение
- Hands-on with Material Components for Android: Buttons
- Part 4 of a series covering practical usage of Material Components for Android
- Setting up a Material Components theme for Android
- Attribute by attribute
- Basic usage 🏁
- Choosing a style 🤔
- Adding an icon 🔷
- Grouping Buttons to create a Toggle Button 👨👩👧👦
- Grouping
- Adjusting selected behavior
- Listening for selection state
- Orientation
- Theming 🎨
- Color
- Typography
- Shape
- More resources 📚
Основы темизации в Android
Темизация приложения может быть одним из самых запутанных вопросов в разработке Android. В то время как проект постоянно увеличивается, становится все труднее поддерживать стили компонентов и тематическое оформление приложения. Если у вас нет хорошей системы дизайна, то можно получить противоречивое оформление и несоответствующие цвета в приложении. Хорошее понимание стилизации и темизации поможет вам создать единообразный пользовательский интерфейс во всем приложении. Кроме того, если вы думаете о миграции на Compose, плохая система дизайна может создать дополнительные сложности.
Хорошая система дизайна требует правильной настройки стилизации и темизации. Это способствует созданию единообразных и многократно используемых стилей для наших компонентов. Но как на самом деле создать правильную систему стилей и тем?
На этот вопрос нет однозначного ответа, его можно разделить на 5 частей.
Стиль по умолчанию
Стиль в сравнении с темой
Атрибуты
Все начинается с атрибута. Без атрибутов в XML не было бы никаких характеристик, которые бы мы могли определить. Атрибуты — это именованные значения, которые имеют свое определение в файле attrs.xml . Атрибут может быть определен как для представления, так и для темы. Например, атрибут android:layout_width является атрибутом представления, а colorPrimary — атрибутом темы.
Атрибут представления устанавливается в XML представления либо путем установки непосредственно в теге, либо косвенно с помощью style (будет упомянуто позже).. Давайте рассмотрим, как мы можем установить красный фон кнопки с помощью атрибута представления android:backgroundTint .
Примечание: Для доступа к встроенным атрибутам используется префикс android.
Допустим, вы хотите изменить его фон на белый. Вы можете сделать это, установив атрибут android:backgroundTint на белый.
Это хорошо, если вы измените только одну кнопку. Но как быть, если вы хотите изменить все красные кнопки на белые? Этого можно добиться:
Использование атрибута темы для android:backgroundTint
Создание и применение стиля ко всем кнопкам
Атрибут темы — это атрибут, который не принадлежит ни одному представлению и может быть изменен на уровне темы.
Чтобы использовать атрибут темы для android:backgroundTint , давайте сначала определим пользовательский атрибут темы под названием myButtonBackground в attrs.xml .
Добавление пользовательского атрибута темы:
Тип атрибута задается с помощью поля format . Формат может быть задан как одиночный или множественный тип, например,
android:background format=»reference|color» , который принимает как ссылки на drawable-ресурс («reference»), так и цвет («color»).
Теперь вы можете использовать атрибут myButtonBackground для установки фона вашей кнопки. Но перед этим необходимо задать значение myButtonBackground . Оно должно быть определено либо в теме, либо в наложении темы, которое будет использоваться.
Установка значения атрибута темы:
Затем вы можете использовать этот атрибут для установки фона ваших кнопок.
Установка фона кнопки с помощью пользовательского атрибута:
Если вы измените значение атрибута, то изменится фон всех кнопок, использующих атрибут ?attr/myButtonBackground в качестве фона. В качестве альтернативы можно использовать ?myButtonBackground как сокращение вместо ?attr/myButtonBackground .
Но установка android:backgroundTint на myButtonBackground для всех кнопок может оказаться непосильной задачей. Чтобы решить эту проблему, мы создадим стиль и применим его ко всем кнопкам, используя стиль по умолчанию.
Стиль по умолчанию
Замечали ли вы, что если не задаете кнопке никакого фона, то все равно получаете фоновый drawable (выводимый средствами графических ресурсов объект)? Это происходит потому, что компонент Button (кнопка) имеет стиль по умолчанию, как и любой другой вид. Стиль по умолчанию используется в качестве базового стиля представления.
Давайте проверим стиль кнопки по умолчанию.
Стиль кнопки по умолчанию устанавливается с помощью атрибута темы R.attr.buttonStyle . Это означает, что вы можете изменить стиль по умолчанию всех кнопок в вашем приложении с помощью этого атрибута.
Давайте изменим стиль кнопки по умолчанию в нашей теме так, чтобы фон был красным.
Установка стиля кнопки по умолчанию с помощью атрибута buttonStyle :
Тогда при создании кнопки вы будете получать следующее.
Кнопка с красным фоном
Разве это не напоминает текст с красным фоном? Так происходит потому, что стиль MyButton не наследуется ни от каких стилей. По этой причине все кнопки будут содержать атрибут фонового изображения только в своем стиле по умолчанию. Давайте проверим, как стиль кнопки по умолчанию выглядит в AppCompat .
Стиль кнопок по умолчанию в AppCompat :
Как вы видите, эти атрибуты являются базовым стилем для кнопки. Давайте укажем Widget.AppCompat.Button в качестве родителя стиля MyButton и изменим атрибут background на backgroundTint , поскольку мы хотим изменить только цвет, а не drawable-объект.
Установка родительского стиля кнопки MyButton :
Затем мы получаем кнопку с красным фоном.
Кнопка с красным фоном
Стиль и тема
Мы уже упоминали о стиле и теме, но в чем разница между ними? И стиль, и тема — это набор атрибутов, но разница заключается в том, в каком случае они применяются. Стили предназначены для применения к представлениям, а темы — к действиям или всему приложению. По этой причине стиль должен содержать только атрибуты представления, а тема — только атрибуты темы.
Вы можете изменить стиль представления тремя способами:
Изменение атрибута представления в файле макета
Создание нового стиля и применение его с помощью атрибута представления style в файле макета
Указание стиля по умолчанию
Давайте посмотрим, как можно изменить фон кнопки в файле макета.
Изменение фона кнопки в файле макета:
Теперь давайте проверим, как мы можем создать стиль и применить его к этой кнопке.
Стиль кнопки с пользовательским фоновым drawable:
Установка пользовательского стиля для кнопки:
При применении стиля учитываются только атрибуты представления. Если вы попытаетесь установить любой атрибут темы внутри стиля MyButton , это не сработает. Для наглядности приведем пример:
Использовать атрибут темы colorPrimary внутри drawable фона кнопки.
Изменим значение colorPrimary внутри стиля MyButton
Фоновый drawable, который использует атрибут colorPrimary :
Изменение атрибута темы colorPrimary внутри стиля кнопки:
Тогда, несмотря на то, что мы установили основной цвет как красный, мы получим кнопку с фиолетовым фоном.
Кнопка с фиолетовым фоном
Это происходит потому, что представление знает только о своих собственных атрибутах; Кнопка (Button) не знает об атрибуте colorPrimary, поэтому он игнорируется.
Представление получает свои атрибуты из файла макета или атрибута стиля. Если стиль представления включает атрибут темы, он будет проигнорирован.
Как же тогда изменить атрибуты темы только для одного представления? Здесь на помощь приходит наложение тем.
Наложение тем
Наложение тем — это техника, используемая при переопределении атрибутов темы для любого представления или группы представлений. Наложение тем очень полезно, когда вы обновляете тему определенной части вашего приложения.
При применении наложения темы нужно выполнить два шага:
Создайте стиль, состоящий из атрибутов темы, которые необходимо изменить.
Примените этот стиль к файлу макета с помощью android:theme или программно с помощью ContextThemeWrapper .
Давайте продолжим вышеупомянутый сценарий, в котором мы изменяем цвет фона кнопки с помощью атрибута темы colorPrimary . Сначала нам нужно создать стиль для наложения темы, в котором мы зададим colorPrimary .
Наложение темы для кнопки:
У наложения темы нет родительского элемента.
Кроме того, лучше начинать именовать стиль с ThemeOverlay , поскольку так его будет легче отличить от других стилей. Эта техника именования используется также в Material Components и AppCompat.
Давайте применим это наложение к кнопке в файле макета.
Применение наложения темы с помощью атрибута android:theme :
Имейте в виду, что если наложение темы применяется к группе представлений, оно также будет применяться ко всем ее потомкам. Другими словами, тема каждого потомка группы представлений накладывается, когда наложение темы применяется к группе представлений.
Применение наложения темы к группе представлений:
Мы также можем осуществить наложение темы программно, обернув контекст представления с помощью ContextThemeWrapper .
Использование ContextThemeWrapper для наложения темы:
ContextThemeWrapper создает новый контекст (оборачивая заданный) своей собственной темой.
TextAppearance
TextAppearance — это класс, который содержит данные только для стилизации атрибутов TextView , связанных с текстом (например, textColor , textSize , но не связанных с видом, таких как maxLines или drawableTop и т.д.).
TextAppearance устанавливается атрибутом android:textAppearance на TextView . Атрибут android:textAppearance работает так же, как и атрибут style . Основное различие заключается в порядке приоритета между ними. style имеет приоритет над android:textAppearance , что означает, что style всегда будет превалировать над общими атрибутами.
Вы можете спросить, зачем он нам нужен, ведь мы можем задать все в style ? Ответ заключается в том, что мы получаем возможность устанавливать только атрибуты, связанные с текстом, и это делает его многократно используемым для всех TextViews , оставляя атрибут style свободным.
Например, давайте создадим внешний вид текста для заголовка.
Использование стиля TextAppearance.StylesNThemes.Header в качестве оформления внешнего вида текста:
Как видите, атрибут style для TextView является свободным и может использоваться для настройки других атрибутов представления. Вы также можете установить android:textAppearance , создав стиль.
Давайте создадим стиль однострочного заголовка.
Однострочный стиль заголовка:
Теперь вы можете установить этот стиль с помощью атрибута style и повторно использовать его для любого текста.
Применение однострочного стиля заголовка к текстовому представлению:
Если вы хотите более глубоко погрузиться в изучение темы внешнего вида текста и приоритета стилей, я настоятельно рекомендую вам прочитать эту статью.
Заключение
Атрибуты являются ключевым понятием в стилизации и темизации. Используйте атрибуты представления для их стиля и атрибуты темы для приложения, Активности или иерархии представлений. Если вы хотите изменить стиль для всех инстансов данного типа представления во всем приложении, вам подойдут стили по умолчанию. Наложения тем используются для переопределения атрибутов темы, и вы можете использовать их даже для представлений в заданной иерархии. Внешний вид текста может помочь вам сформировать текстовые атрибуты TextViews с помощью android: textAppearance , оставляя атрибут style свободным.
Android-разработчиков с опытом от 3 лет и всех желающих приглашаем на онлайн-интенсив «Полный coverage. Покрываем Android-приложение юнит/интеграционными/UI тестами».
На интенсиве мы:
— Научимся покрывать android приложение юнит/интеграционными/UI тестами.
— Рассмотрим различные кейсы: покрытие тестами suspend функций, RX цепочек.
— Изучим популярные инструменты для написания тестов.
— Обсудим best practices по покрытию тестами.
Источник
Hands-on with Material Components for Android: Buttons
Part 4 of a series covering practical usage of Material Components for Android
This post will be covering the features and API of Button components. To find out how to handle initial setup of Material Components for Android (including the Gradle dependency and creating an app theme), please see my original post:
Setting up a Material Components theme for Android
Attribute by attribute
Buttons are arguably the most widely-used components in any app. This is largely due to their versatility, allowing users to perform actions and make choices that ultimately guide the flow of an experience. A single line of contained text and/or an icon indicate the action a button can perform.
Material Buttons are slightly different to traditional Android buttons in that they do not include additional insets (4dp on the left/right) and have more letter-spacing, different default colors and other attributes that improve legibility and affordance amongst other components.
From a design perspective, there are three main types of buttons which are intended to offer hierarchical levels of emphasis:
- Text button (low emphasis): No container. Best used for less important actions, especially when other main content needs to be emphasised.
In addition to this, buttons can be grouped together into a fourth type: Toggle button. This allows related button actions to be horizontally arranged in a common container. The buttons themselves can be selected/deselected to indicate an active/inactive choice.
Basic usage 🏁
A MaterialButton can be included in your layout like so:
Choosing a style 🤔
As discussed in the intro section above, a variety of button types exist. These types map to styles that you can apply to a MaterialButton . There also exists a variety of sub-styles for specific use cases, such as to adjust padding for an icon. The full list of styles and their attributes can be found on GitHub. These style variants inherit from Widget.MaterialComponents.Button , each with an optional style suffix:
- Text button: *.TextButton (main), *.TextButton.Icon , *.TextButton.Snackbar , *.TextButton.Dialog , *.TextButton.Dialog.Icon , *.TextButton.Dialog.Flush
- Outlined button: *.OutlinedButton (main), *.OutlinedButton.Icon
- Contained button (unelevated): *.UnelevatedButton (main), *.UnelevatedButton.Icon
- Contained button (raised): No suffix (default, main), *.Icon
Adding an icon 🔷
An icon can be added to a button. It is displayed at the start, before the text label. In order to get the correct icon padding, it is recommended that you use a *.Icon style variant (shown above in the “Choosing a style” section).
The icon can be added in XML:
Alternatively, it can be done programmatically:
A few additional attributes exist for adjusting the icon size and position:
- iconSize : The width/height of the icon. The default value is the supplied Drawable ’s intrinsic width.
- iconGravity : The gravity of the icon. This can be set to start ( ICON_GRAVITY_START , default, at start of button), end ( ICON_GRAVITY_END , at end of button), textStart ( ICON_GRAVITY_TEXT_START , at start of centered text label) or textEnd ( ICON_GRAVITY_TEXT_END , at end of centered text label).
- iconPadding : The spacing between the icon and the text label. Typically you would not want to change this. The default value is 4dp for text buttons and 8dp for all other types.
Attributes related to icon tinting are discussed in the “Theming” section below.
Grouping Buttons to create a Toggle Button 👨👩👧👦
In order to create a toggle button, we need to add MaterialButton s as child View s to a MaterialButtonToggleGroup (a custom ViewGroup ).
Note: MaterialButtonToggleGroup was added in the 1.1.0-alpha05 release of Material Components for Android.
Grouping
This can be done in XML:
Alternatively, it can be done programmatically:
The MaterialButtonToggleGroup handles layout and adjusting of only the relevant shape corners in the row of MaterialButton s. The appearance of the MaterialButton s is determined by whichever style they each use. It is advised to use a consistent style for all children and also recommended to use the outlined button type.
Adjusting selected behavior
When added to a MaterialButtonToggleGroup , child MaterialButton s automatically become “selectable” (i.e. The android:checkable attribute is set to true).
Thus, there exists a couple of attributes for adjusting how MaterialButtonToggleGroup manages this:
- singleSelection : Determines whether or not only a single button in the group can be checked at a time. The default value is false, meaning multiple buttons can be checked/unchecked independently.
Listening for selection state
We are able to query for and adjust the current checked button(s) in a variety of ways:
We are also able to listen for checked changes by adding an OnButtonCheckedListener to a MaterialButtonToggleGroup :
Listeners can also be removed with the MaterialButtonToggleGroup#removeListener and MaterialButtonToggleGroup#clearListeners functions.
Orientation
The default arrangement of buttons within a toggle group is horizontal. However, seeing as MaterialButtonToggleGroup extends LinearLayout , it also supports vertical arrangement. This can be set programmatically or in XML:
The interesting thing to note here is the extra attributes on the child MaterialButton (s). It is recommended to set the width to match_parent and to remove the top/bottom insets from the child buttons so as to have them sit flush against each other vertically. This also, however, requires adjusting the minHeight to make up for the lack of insets.
Theming 🎨
Buttons can be themed in terms of the three Material Theming subsystems: color, typography and shape. We have already shown which styles to use in the “Choosing a style” section above. When implementing a global custom MaterialButton and MaterialButtonToggleGroup styles, reference them in your app theme with the materialButtonStyle / materialButtonOutlinedStyle and materialButtonToggleGroupStyle attributes respectively.
Color
The color of the MaterialButton background can be customized with the backgroundTint attribute. This requires a ColorStateList , meaning a for checked/enabled/disabled states is required. It defaults to colorPrimary (enabled)/ colorOnSurface (disabled) for contained buttons and transparent(unchecked)/ colorPrimary (checked) for all other types, with different opacities per state. There is also a backgroundTintMode attribute to change the tint PorterDuff.Mode , although typically you would want to keep this the same.
The color of the text label can be customized with the android:textColor attribute. This too requires a ColorStateList . It defaults to colorOnPrimary (enabled)/ colorOnSurface (disabled) for contained buttons and colorPrimary (enabled or checked)/ colorOnSurface (disabled or unchecked) for all other types, with different opacities per state.
The color of the optional icon can be customized with the iconTint attribute. This too requires a ColorStateList and the defaults are the same as those of android:textColor . As before, there is also an iconTintMode attribute.
Lastly, the color of the button touch ripple can be customized with the rippleColor attribute. It too accepts a ColorStateList and defaults to colorOnPrimary for contained buttons and colorPrimary for all other types, with different opacities per state.
Typography
The button text label will adopt the fontFamily attribute defined in your app theme.
While you would typically want to keep most aspects of the button text appearance as is, the Material Guidelines suggest we can use sentence case over the standard all caps for the text label, if desired. To achieve this, we would create a new style:
We could apply this directly to a button or in an individual button style by referencing it with the android:textAppearance attribute. Alternatively, it can be applied globally by referencing it in your app theme with the textAppearanceButton attribute.
Shape
The shape of a button background can be customized with the shapeAppearance attribute. This defaults to shapeAppearanceSmallComponent .
While not strictly shape theming, it is worth mentioning that the width of an outlined button stroke can be adjusted with the strokeWidth attribute. This defaults to 1dp.
More resources 📚
- The source code for the Playground app used in this article can be found on GitHub.
- Buttons Design Documentation
- Buttons API Documentation
- Toggle Buttons API Documentation
I hope this post has provided some insight into Material Buttons and how they can be used in your Android app(s). If you have any questions, thoughts or suggestions then I’d love to hear from you!
Источник