AndroidDev #1. Создаем файловый менеджер
Android — перспективная и динамично развивающаяся операционная система. И многие программисты хотят научиться программировать приложения для OS Android, но беглый поиск структурированных материалов в сети Интернет и, в частности, Рунете, приводит их в ступор. Действительно, до сих пор существует проблема поиска обучающих статей (особенно на русском языке) по разработке приложений для этой весьма популярной операционной системы.
Ну, что ж, будем потихоньку улучшать данную ситуацию при помощи Хабра.
Сразу предупрежу, что материалы предназначены для тех, кто не имеет опыта разработки приложений для Android, но очень-очень хочет этот опыт приобрести.
Готовимся
Первое, что нам потребуется — установить и настроить IDE. Мы будем использовать Eclipse, однако важно отметить, что существует возможность использовать любую среду разработки.
Подробная инструкция по установке и настройке IDE Eclipse содержится в документации на сайте Android. Если вкратце:
- Устанавливаем Eclipse Classic отсюда
- Устанавливаем SDK Starter Package отсюда
- Устанавливаем ADT Plugin при помощи данной инструкции, по той же инструкции выполняем действия, описанные в разделе Configuring the ADT Plugin
- Запускаем Eclipse, нажимаем Window > Android SDK and AVD Manager и выбираем необходимые компоненты для установки. Самый простой вариант — выбрать всё, но необходимый минимум — SDK Platform Android 2.1 (или 2.2), Android SDK Tools, Android SDK Platform-tools
После всего этого мы имеем рабочую среду для разработки приложений для ОС Android. Но нам нужно где-то проверять наши приложения, верно? И тут мы стоим перед выбором — либо осуществлять эти действия в эмуляторе, либо на реальном устройстве.
Эмулятор можно добавить в уже знакомом нам окне Android SDK and AVD Manager, нажав кнопку New. во вкладке Virtual Devices. Заполняем поле Name, указываем версию API и добавляем наше виртуальное устройство.
Если же вы хотите тестировать свои приложения на реальном устройстве, смотрите сюда. Важно отметить, что в конечном счёте вам всё равно придётся проверять своё приложение на реальном устройстве, ведь немного странно выпускать приложение, допустим, в Android Market, как следует его не протестировав на действующих образцах телефонов/планшетов.
Создаем проект
Пришло время создать новый проект. Для этого жмём File > New > Project, выбираем в появившемся окне Android > Android Project и жмем Next. Появляется следующее окно, которое мы заполняем примерно так:
Теперь немного объяснений.
Project Name — имя проекта в среде Eclipse.
Application Name — название приложение, то самое, которое будут видеть пользователи на конечном Android-устройстве.
Package Name — название пакета. Тут всё аналогично любому Java-проекту. Важно знать, что данное имя должно быть уникальным среди всех пакетов, имеющихся на конечном устройстве. Посему достаточно эффективна классическая логика давать название, соответствующего веб-домену, записанному наоборот (как тут — ru.alwake), а далее — название самого проекта. Данный шаг в какой-то мере обеспечит уникальность названия.
Create Activity — имя класса, который в будущем будет являться подклассом класса Activity.
Min SDK Version — минимальная версия SDK. Если посмотреть выше на список Build Target в данном окне, то можно прийти к выводу, что наше приложение запускается только для устройств с Android >= 2.1 (Android 2.1 соответствует версия SDK 7). В данном случае это не очень принципиально, но пусть будет так.
Теперь можно смело нажать Finish и лицезреть свой проект в панели Package Exploper. Проект создан и неплохо бы ознакомиться с некоторой теоретической основой по устройству Android-приложений, которая неплохо изложена тут.
О нашем проекте
Для начала определимся, что мы хотим от нашего файлового менеджера. В идеале — полную замену ASTRO и eStrongs. Ну, а пока нам требуется обеспечить базовую навигацию по каталогам, причем под «базовой» мы понимаем, что нам не нужно заходить в те папки, в которые имеет доступ только root. Помимо этого, в поле сверху у нас будет отображаться наше текущее расположение в структуре каталогов.
Ну, а сначала поговорим о структуре проекта:
/res/drawable-*dpi — в этих трёх папках у нас содержатся ресурсы, предназначенные для разных расширений экрана. На данный момент там имеется всего-навсего файл icon.png, то есть иконка нашего приложения.
/res/layout — в данной папке содержатся xml-файлы, описывающие внешний вид форм и различных элементов форм. После создания проекта там уже имеется файл main.xml, также там нужно создать файл row.xml, который будет описывать внешний вид каждого отдельно взятого ряда (то есть элемента списка нашего файлового древа).
/res/values — тут у нас располагаются какие-либо константы, которые мы можем использовать в нашем проекте.
Стоит отметить, что данные XML-файлы можно редактировать как в визуальном режиме, так и в текстовом (меняя непосредственно xml-код). Мы будем действовать по второму способу. Для редактирования кода необходимо нажать правой кнопкой по xml-файлу в панели Package Explorer и выбрать Open with > Text Editor. Это так, на будущее 😉
Файл FileManager.java — в данном файле, собственно, содержится наш основной класс для главной и единственной формы приложения. Весь наш код в данном проекте будет размещаться тут.
Файл AndroidManifest.xml — файл с основными свойствами нашего проекта, в частности, заданными при создании проекта (такими как, например, название). Соответственно, чтобы поменять, предположим, название, нам нужно ковырять данный файл.
Остальные файлы нас пока мало интересуют.
Начинаем писать код
В общем-то, всё что было выше — базовые сведения, которые каждый Android-программист обязан знать. А теперь пришла пора разбираться непосредственно с нашим кодом.
xml version =»1.0″ encoding =»utf-8″ ? >
TableLayout xmlns:android =»http://schemas.android.com/apk/res/android»
android:orientation =»vertical»
android:layout_width =»fill_parent»
android:layout_height =»fill_parent» >
TableRow >
TextView android:id =»@+id/titleManager»
android:layout_width =»fill_parent»
android:layout_height =»fill_parent»
android:padding =»5dip»
/>
TableRow >
TableRow >
ListView android:id =»@id/android:list»
android:layout_width =»fill_parent»
android:layout_height =»fill_parent»
android:layout_weight =»2″
android:drawSelectorOnTop =»false»/>
TableRow >
TableLayout >
* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .
Здесь у нас задается разметка для нашего основного Layout’а формы. TableLayout здесь значит, что элементы у нас выстроены в виде таблицы. Далее в верхней ячейке таблицы размещается элемент TextView (текстовое поле), а в нижней ячейке — ListView (список). Оба элемента имеют id, используя который, мы можем изменять содержимое элементов. Например, используя R.id.titleManager для нашего текстового поля TextView.
xml version =»1.0″ encoding =»utf-8″ ? >
TextView
xmlns:android =»http://schemas.android.com/apk/res/android»
android:layout_width =»fill_parent»
android:layout_height =»40sp»
android:padding =»5dip»
android:gravity =»center_vertical»
/>
* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .
Здесь мы задаем разметку для каждого элемента нашего ListView, то есть непосредственно для каждой отдельно взятой папки или каждого файла. В данном коде у нас задается ширина каждого элемента, высота, отступ (padding) и выравнивание center_vertical — то есть центрование по вертикали.
- package ru.alwake.filemanager;
- import java.io. File ;
- import java.util. ArrayList ;
- import java.util. List ;
- import android.app.AlertDialog;
- import android.app.ListActivity;
- import android.content.DialogInterface;
- import android.content.Intent;
- import android.content.DialogInterface.OnClickListener;
- import android.net. Uri ;
- import android.os.Bundle;
- import android.view.View;
- import android.widget.ArrayAdapter;
- import android.widget.ListView;
- import android.widget.TextView;
- public class FileManager extends ListActivity <
- private List String > directoryEntries = new ArrayList String >();
- private File currentDirectory = new File ( «/» );
- //when application started
- @Override
- public void onCreate(Bundle icicle) <
- super.onCreate(icicle);
- //set main layout
- setContentView(R.layout.main);
- //browse to root directory
- browseTo( new File ( «/» ));
- >
- //browse to parent directory
- private void upOneLevel() <
- if ( this .currentDirectory.getParent() != null ) <
- this .browseTo( this .currentDirectory.getParentFile());
- >
- >
- //browse to file or directory
- private void browseTo(final File aDirectory) <
- //if we want to browse directory
- if (aDirectory.isDirectory()) <
- //fill list with files from this directory
- this .currentDirectory = aDirectory;
- fill(aDirectory.listFiles());
- //set titleManager text
- TextView titleManager = (TextView) findViewById(R.id.titleManager);
- titleManager.setText(aDirectory.getAbsolutePath());
- > else <
- //if we want to open file, show this dialog:
- //listener when YES button clicked
- OnClickListener okButtonListener = new OnClickListener() <
- public void onClick(DialogInterface arg0, int arg1) <
- //intent to navigate file
- Intent i = new Intent(android.content.Intent.ACTION_VIEW, Uri .parse( «file://» + aDirectory.getAbsolutePath()));
- //start this activity
- startActivity(i);
- >
- >;
- //listener when NO button clicked
- OnClickListener cancelButtonListener = new OnClickListener() <
- public void onClick(DialogInterface arg0, int arg1) <
- //do nothing
- //or add something you want
- >
- >;
- //create dialog
- new AlertDialog.Builder( this )
- .setTitle( «Подтверждение» ) //title
- .setMessage( «Хотите открыть файл » + aDirectory.getName() + «?» ) //message
- .setPositiveButton( «Да» , okButtonListener) //positive button
- .setNegativeButton( «Нет» , cancelButtonListener) //negative button
- .show(); //show dialog
- >
- >
- //fill list
- private void fill( File [] files) <
- //clear list
- this .directoryEntries.clear();
- if ( this .currentDirectory.getParent() != null )
- this .directoryEntries.add( «..» );
- //add every file into list
- for ( File file : files) <
- this .directoryEntries.add(file.getAbsolutePath());
- >
- //create array adapter to show everything
- ArrayAdapter String > directoryList = new ArrayAdapter String >( this , R.layout.row, this .directoryEntries);
- this .setListAdapter(directoryList);
- >
- //when you clicked onto item
- @Override
- protected void onListItemClick(ListView l, View v, int position, long id) <
- //get selected file name
- int selectionRowID = position;
- String selectedFileString = this .directoryEntries. get (selectionRowID);
- //if we select «..» then go upper
- if (selectedFileString.equals( «..» )) <
- this .upOneLevel();
- > else <
- //browse to clicked file or directory using browseTo()
- File clickedFile = null ;
- clickedFile = new File (selectedFileString);
- if (clickedFile != null )
- this .browseTo(clickedFile);
- >
- >
- >
* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .
В начале указывается название пакета (package name).
Строки 2-18 отвечают за импорт нужных нам библиотек. Важно отметить, что импорт библиотек Eclipse может производить автоматически, как только встретит что-нибудь неизвестное.
В данном коде у нас всего 5 достаточно очевидных функций, в которых несложно разобраться. И это — скелет приложения, обеспечивающий основную навигацию по файловой структуре. Однако у данного приложения существует одна проблема — при попытке зайти в директорию, доступ к которой разрешен только суперпользователю, мы получаем ошибку и приложение завершает работу.
Соответственно, в следующий раз мы подумаем как избавиться от этой ошибки, а также о том, как сделать отображение иконок, соответствующих типу файла. Кроме того, мы подумаем о реализации функции Copy-Paste в нашем файловом менеджере.
В конечном счёте предполагается получить большое и грамотное приложение, которое должно дать основную информацию об аспектах программирования под Android.
Источник
Data and file storage overview
Android uses a file system that’s similar to disk-based file systems on other platforms. The system provides several options for you to save your app data:
- App-specific storage: Store files that are meant for your app’s use only, either in dedicated directories within an internal storage volume or different dedicated directories within external storage. Use the directories within internal storage to save sensitive information that other apps shouldn’t access.
- Shared storage: Store files that your app intends to share with other apps, including media, documents, and other files.
- Preferences: Store private, primitive data in key-value pairs.
- Databases: Store structured data in a private database using the Room persistence library.
The characteristics of these options are summarized in the following table:
Type of content | Access method | Permissions needed | Can other apps access? | Files removed on app uninstall? | |
---|---|---|---|---|---|
App-specific files | Files meant for your app’s use only | From internal storage, getFilesDir() or getCacheDir() From external storage, getExternalFilesDir() or getExternalCacheDir() | Never needed for internal storage Not needed for external storage when your app is used on devices that run Android 4.4 (API level 19) or higher | No | Yes |
Media | Shareable media files (images, audio files, videos) | MediaStore API | READ_EXTERNAL_STORAGE when accessing other apps’ files on Android 11 (API level 30) or higher READ_EXTERNAL_STORAGE or WRITE_EXTERNAL_STORAGE when accessing other apps’ files on Android 10 (API level 29) Permissions are required for all files on Android 9 (API level 28) or lower | Yes, though the other app needs the READ_EXTERNAL_STORAGE permission | No |
Documents and other files | Other types of shareable content, including downloaded files | Storage Access Framework | None | Yes, through the system file picker | No |
App preferences | Key-value pairs | Jetpack Preferences library | None | No | Yes |
Database | Structured data | Room persistence library | None | No | Yes |
The solution you choose depends on your specific needs:
How much space does your data require? Internal storage has limited space for app-specific data. Use other types of storage if you need to save a substantial amount of data. How reliable does data access need to be? If your app’s basic functionality requires certain data, such as when your app is starting up, place the data within internal storage directory or a database. App-specific files that are stored in external storage aren’t always accessible because some devices allow users to remove a physical device that corresponds to external storage. What kind of data do you need to store? If you have data that’s only meaningful for your app, use app-specific storage. For shareable media content, use shared storage so that other apps can access the content. For structured data, use either preferences (for key-value data) or a database (for data that contains more than 2 columns). Should the data be private to your app? When storing sensitive data—data that shouldn’t be accessible from any other app—use internal storage, preferences, or a database. Internal storage has the added benefit of the data being hidden from users.
Categories of storage locations
Android provides two types of physical storage locations: internal storage and external storage. On most devices, internal storage is smaller than external storage. However, internal storage is always available on all devices, making it a more reliable place to put data on which your app depends.
Removable volumes, such as an SD card, appear in the file system as part of external storage. Android represents these devices using a path, such as /sdcard .
Apps themselves are stored within internal storage by default. If your APK size is very large, however, you can indicate a preference within your app’s manifest file to install your app on external storage instead:
Permissions and access to external storage
On earlier versions of Android, apps needed to declare the READ_EXTERNAL_STORAGE permission to access any file outside the app-specific directories on external storage. Also, apps needed to declare the WRITE_EXTERNAL_STORAGE permission to write to any file outside the app-specific directory.
More recent versions of Android rely more on a file’s purpose than its location for determining an app’s ability to access, and write to, a given file. In particular, if your app targets Android 11 (API level 30) or higher, the WRITE_EXTERNAL_STORAGE permission doesn’t have any effect on your app’s access to storage. This purpose-based storage model improves user privacy because apps are given access only to the areas of the device’s file system that they actually use.
Android 11 introduces the MANAGE_EXTERNAL_STORAGE permission, which provides write access to files outside the app-specific directory and MediaStore . To learn more about this permission, and why most apps don’t need to declare it to fulfill their use cases, see the guide on how to manage all files on a storage device.
Scoped storage
To give users more control over their files and to limit file clutter, apps that target Android 10 (API level 29) and higher are given scoped access into external storage, or scoped storage, by default. Such apps have access only to the app-specific directory on external storage, as well as specific types of media that the app has created.
Use scoped storage unless your app needs access to a file that’s stored outside of an app-specific directory and outside of a directory that the MediaStore APIs can access. If you store app-specific files on external storage, you can make it easier to adopt scoped storage by placing these files in an app-specific directory on external storage. That way, your app maintains access to these files when scoped storage is enabled.
To prepare your app for scoped storage, view the storage use cases and best practices guide. If your app has another use case that isn’t covered by scoped storage, file a feature request. You can temporarily opt-out of using scoped storage.
View files on a device
To view the files stored on a device, use Android Studio’s Device File Explorer.
Additional resources
For more information about data storage, consult the following resources.
Videos
Content and code samples on this page are subject to the licenses described in the Content License. Java is a registered trademark of Oracle and/or its affiliates.
Источник