- Клавиатура и аппаратные кнопки
- Аппаратные и клавиатурные клавиши
- Кнопка Back: Вы уверены, что хотите выйти из программы?
- Двойное нажатие на кнопку Back
- Кнопка Home
- Обработка кнопки Menu
- Другие кнопки
- Прячем клавиатуру
- Изменить вид клавиатуры для EditText
- Переопределяем кнопку Enter
- Интерфейс OnKeyListener
- Сдвигаем активность
- Узнать выбранный язык на клавиатуре
- Знакомство со свойствами доступности Android
Клавиатура и аппаратные кнопки
Аппаратные и клавиатурные клавиши
Обработка аппаратных клавиш и клавиатуры имеет следующие методы
- onKeyDown() — вызывается при нажатии любой аппаратной клавиши;
- onKeyUp() — вызывается при отпускании любой аппаратной клавиши;
Кроме клавиш, есть ещё другие методы обработки пользовательского ввода (здесь не рассматриваются):
- onTrackballEvent() — срабатывает при движениях трекбола;
- onTouchEvent() — обработчик событий сенсорного экрана, срабатывает при касании, убирания пальца и при перетаскивании.
Чтобы ваши компоненты и активности реагировали на нажатия клавиш, переопределите обработчики событий onKeyUp() и onKeyDown():
Параметр keyCode содержит код клавиши, которая была нажата; сравнивайте его со статическими кодами клавиш, хранящимися в классе KeyEvent, чтобы выполнять соответствующую обработку.
Параметр KeyEvent также включает в себя несколько методов: isAltPressed(), isShiftPressed() и isSymPressed(), определяющих, были ли нажаты функциональные клавиши, такие как Alt, Shift или Sym. Статический метод isModifierKey() принимает keyCode и определяет, является ли нажатая клавиша модификатором.
Кнопка Back: Вы уверены, что хотите выйти из программы?
Кнопка Back (Назад) закрывает приложение, точнее текущую активность, но если приложение состоит из одной активности, то это равносильно закрытию всего приложения. В большинстве случаев вам нет никакого дела до неуклюжего пользователя, который по ошибке нажал на кнопку «Back» вместо кнопки Подарить разработчику миллион. Но, если ваша программа, будучи запущенной на телефоне пользователя, потихоньку списывает деньги клиента в счёт Фонда голодных котов, то нужно дать ему шанс задуматься и вывести диалоговое окно с вопросом: «А действительно ли вы хотите выйти из программы?»
Чтобы реализовать такую задачу, нужно переопределить поведение кнопки «Back» через метод активности onBackPressed() следующим образом:
Данный метод появился в Android 2.0. Для более ранних версий использовался стандартный код обработки onKeyDown():
Двойное нажатие на кнопку Back
Другой вариант — выход из приложения при двойном нажатии на кнопку «Back». Удобно в тех случаях, когда считаете, что пользователь может случайно нажать на кнопку, например, во время активной игры. Приложение закроется, если пользователь дважды нажмёт на кнопку в течение двух секунд.
Кнопка Home
Можно отследить нажатие кнопки Home через метод активности onUserLeaveHint():
Обработка кнопки Menu
У телефона, кроме кнопки «Back», есть ещё кнопка «Menu» для вызова команд меню (на старых устройствах). Если необходимо обрабатывать нажатия этой кнопки (например, управление в игре), то используйте следующий код (обычное и долгое нажатие):
Должен заметить, что длинное нажатие трудно уловить, так как обычное нажатие постоянно подавляет это событие.
Другие кнопки
Ну на самом деле можно отслеживать не только нажатие кнопки Меню, но и кнопку Поиска и кнопки увеличения громкости.
Обратите внимание, что для кнопки громкости возвращаем false, т.е. мы не переопределяем поведение кнопки, а оставляем её на усмотрение системы.
Пример работы с кнопками громкости можно посмотреть в статье Рингтоны. Управление громкостью
По такому же принципу работает метод onKeyUp(). Метод onKeyLongPress() можно использовать, если в методе onKeyDown() был задействован метод event.startTracking(), отслеживающий поведение кнопки. В нашем примере мы отслеживали кнопку Volume_Up.
Прячем клавиатуру
Бывает так, что при запуске активности сразу выскакивает клавиатура. Если такое поведение не нравится, то пропишите в манифесте нужное значение у атрибута android:windowSoftInputMode (см. ниже).
В некоторых случаях хочется убрать клавиатуру с экрана, не нажимая кнопку «Back», а программно. В одном моём приложении, где было много текстовых полей, я воспользовался следующим кодом при щелчке кнопки:
Код так выглядит, если писать его в Activity. Если расположить его в другом классе, экземпляр Activity нужно передать туда как параметр и вызывать методы как activity.getApplicationContext(), где activity — экземпляр Activity.
Можно избавить компонент от фокуса:
Чтобы принудительно показать клавиатуру, используйте следующий код:
Кстати, повторный вызов метода закроет клавиатуру. Указанный способ не требует наличия элементов View.
Если продолжить тему показа клавиатуры, то может возникнуть следующая ситуация. Допустим у вас есть DialogFragment с EditText. При выводе диалогового окна вам нужно установить фокус на EditText и показать клавиатуру:
Либо используйте тег для нужного EditText.
Изменить вид клавиатуры для EditText
Когда элемент EditText получает фокус, то появляется клавиатура. Можно установить нужный вид клавиатуры через атрибут InputType или программно через метод setInputType():
TYPE_CLASS_DATETIME — дата и время
TYPE_CLASS_NUMBER — цифры
TYPE_CLASS_TEXT — буквы
Переопределяем кнопку Enter
Кроме атрибута InputType можно также использовать атрибут android:imeOptions в компоненте EditText, который позволяет заменить кнопку Enter на клавиатуре на другие кнопки, например, Next, Go, Search и др. Возможны следующие значения:
- actionUnspecified: Используется по умолчанию. Система сама выбирает нужный вид кнопки (IME_NULL)
- actionGo: Выводит надпись Go. Действует как клавиша Enter при наборе адреса в адресной строке браузера (IME_ACTION_GO)
- actionSearch: Выводит значок поиска (IME_ACTION_SEARCH)
- actionSend: Выводит надпись Send (IME_ACTION_SEND)
- actionNext: Выводит надпись Next (IME_ACTION_NEXT)
- actionDone: Выводи надпись Done (IME_ACTION_DONE)
Чтобы увидеть все варианты воочию, можете создать несколько текстовых полей и переключаться между ними:
Чтобы реагировать на нажатия разных состояний кнопки Enter, необходимо реализовать интерфейс TextView.OnEditorActionListener. Небольшой пример:
В нашем примере если пользователь ищет что-то, не связанное с котом, то кнопка поиска не будет выполнять желание владельца устройства.
Также можно поменять текст на кнопке с помощью атрибута android:imeActionLabel:
Текст на кнопке поменялся, но вот обработка Enter из предыдущего примера у меня перестала работать. Мой неработающий код на память.
Upd: Читатель Максим Г. предложил следующее решение проблемы. Убираем атрибуты imeOptions, imeActionId, imeActionLabel и установим их программно.
По желанию можете отслеживать только у нужного поля. Поставьте дополнительное условие после первого блока if:
Интерфейс OnKeyListener
Чтобы среагировать на нажатие клавиши внутри существующего представления из активности, реализуйте интерфейс OnKeyListener и назначьте его для объекта View, используя метод setOnKeyListener(). Вместо того, чтобы реализовывать отдельные методы для событий нажатия и отпускания клавиш, OnKeyListener использует единое событие onKey().
Используйте параметр keyCode для получения клавиши, которая была нажата. Параметр KeyEvent нужен для распознавания типа события (нажатие представлено константой ACTION_DOWN, а отпускание — ACTION_UP).
Сдвигаем активность
Чтобы всплывающая клавиатура не заслоняла элемент интерфейса, который получил фокус, а сдвигала активность вверх, можно в манифесте для нужной активности прописать атрибут android:windowSoftInputMode с параметром adjustPan:
Также доступны и другие параметры:
- stateUnspecified — настройка по умолчанию. Система сама выбирает подходящее поведение клавиатуры.
- stateUnchanged — клавиатура сохраняет своё последнее состояние (видимое или невидимое), когда активность с текстовым полем получает фокус.
- stateHidden — клавиатура скрыта, когда открывается активность. Клавиатура появится при наборе текста. Если пользователь переключится на другую активность, то клавиатура будут скрыта, но при возвращении назад клавиатура останется на экране, если она была видима при закрытии активности.
- stateAlwaysHidden — клавиатура всегда скрывается, если активность получает фокус.
- stateVisible — клавиатура видима.
- stateAlwaysVisible — клавиатура становится видимой, когда пользователь открывает активность.
- adjustResize — размеры компонентов в окне активности могут изменяться, чтобы освободить место для экранной клавиатуры.
- adjustPan — окно активности и его компоненты не изменяются, а сдвигаются таким образом, чтобы текстовое поле с фокусом не было закрыто клавиатурой.
- adjustUnspecified — настройка по умолчанию. Система сама выбирает нужный режим.
Параметры с префиксом state можно комбинировать с настройками с префиксом adjust:
Например, чтобы показать клавиатуру при старте активности, используйте stateVisible.
Данные настройки доступны и программно. Например, код для adjustResize:
Кстати, этот код не сработает в полноэкранном режиме (флаг FLAG_FULLSCREEN). Сверяйтесь с документацией.
Узнать выбранный язык на клавиатуре
Для определения текущего языка на клавиатуре можно использовать следующий код.
Следует быть осторожным с примером. На эмуляторе с Android 6.0 пример работал корректно. На реальных устройствах у меня корректно определялся русский язык, но при переключении на английский язык выдавал пустую строку или значение «zz». В этом случае можно прибегнуть к условиям if и проверять ожидаемое значение.
Источник
Знакомство со свойствами доступности Android
Все согласятся с тем, что приложение должно быть простым в использовании, понятным и удобным, но достаточно ли этого? Мы часто забываем, что важная часть разработки приложения – обеспечить доступность и легкое управление для всех и даже тех, кто имеет проблемы со зрением и физические недостатки.
Android предлагает много возможностей, но ими часто пренебрегают во время разработки и реализации проектов. Доступность API была впервые представлена в Android 1.6 (API уровень 4), но многие разработчики не знакомы или не заинтересованы в этом.
Доступность не должна быть чем-то второстепенным, потому что ее легко и просто реализовать в вашем приложении и сегодня мы попытаемся это сделать.
Добавление текстового описания к элементам пользовательского интерфейса
Каждый опытный дизайнер знает, что хорошо разработанный интерфейс должен быть понятным без дополнительных указаний. Но это не всегда так. Пользователи с физическими недостатками нуждаются в аудио и/или визуальных подсказках, чтобы перемещаться в простейшем интерфейсе и вот где используются Content Descriptions.
Content Descriptions – простейшая функция реализации доступности и одна из наиболее полезных. Это похоже на комментарии в коде. Google советует использовать описания в основном для элементов ImageView, ImageButton и CheckBox, так как здесь они наиболее необходимы.
Описания добавляются двумя способами, с помощью макета XML или традиционных методов Java.
Используя XML вы добавляете описание к изображению, как это (обратите внимание на последнюю строку):
@string выражен в файле strings.xml вроде этого:
Для поля EditText используйте следующую строку, чтобы объяснить пользователю, что они должны ввести:
Если элементы вашего интерфейса меняют состояние, как кнопка переключения или флажок, вы должны убедиться, что contentDescription меняется динамически в зависимости от состояния. В этом случае используйте метод setContentDescription ():
Как уже упоминалось, не добавляйте описание, если не нужно, потому что вы можете раздражать этим пользователей. Если вы чувствуете, что элемент понятен и не имеет реальной функции, например, как иконка приложения, используйте:
Навигация без использования сенсорного экрана
Она позволяет использовать ваше приложение без сенсорного экрана, но с использованием контроллеров. Они включают в себя D-pad, trackball, жесты и клавиши со стрелками. Важно, чтобы ваше приложение поддерживало эти различные механизмы для навигации.
Убедитесь, что каждый элемент ввода фокусируем и налажен, используя указательные кнопки. Не забудьте указать визуально элемент, на котором пользователь фокусируется, выделив его. Каждый элемент управления в Android имеет эту функцию по умолчанию, но если вы создали свои собственные элементы, сделайте их фокусируемыми с помощью метода setFocusable(true) или атрибута android:focusable:
У Android есть алгоритмы для нахождения ближайшего фокусируемого элемента, так что пользователи могут управлять интерфейсом с помощью контроллера. Если вы хотите переопределить эту функцию, используйте XML атрибуты:
Они говорят сами за себя, но следующий пример кода демонстрирует их использование:
Создание собственных услуг доступности
Услуги доступности общаются с пользователем от имени приложения и обеспечивают навигационную обратную связь, такую как тактильную обратную связь, преобразование текста в речь и визуальные сигналы. Android по умолчанию предоставляет такие услуги как TalkBack и Explore by touch. Они помогают пользователям, которые не в состоянии нормально взаимодействовать с устройством из-за физических недостатков или в особых ситуациях, таких как вождение автомобиля, тренировка и т.д.
Вы можете создать свои собственные услуги доступа как часть вашего основного приложения и связать их вместе или как отдельное приложение. Для получения более подробной информации по этой теме, почитайте официальную документацию.
Тестирование доступности
Тестирование очень важно, поэтому убедитесь, что тщательно протестировали приложения после осуществления каких-либо функций доступности. Это может быть достигнуто путем включения TalkBack и Explore by touch и управлением вашего приложения, используя только аудио обратную связь. Убедитесь, что каждый элемент управления обеспечивает необходимую обратную связь, и что аудио подсказки не повторяются больше, чем нужно. Кроме того, директивы Android Design предполагает, что каждый фокусируемый элемент должен быть, по крайней мере, 48dp в длину и ширину.
Для помощи пользователям со слуховыми проблемами, используйте аудио обратную связь с тактильной обратной связью или визуальные подсказки, таких как всплывающие окна и уведомления. Если ваше приложение обеспечивает воспроизведение видео, предложите субтитры.
Вывод
Мы узнали, почему доступность должна быть важной частью вашей разработки и как реализовать различные функции в приложении Android. Каждый разработчик должен сфокусироваться на том, чтобы приложения были доступны каждому, независимо от того, как они взаимодействуют с устройством.
Источник