Android fragment или activity

Фрагменты

Существует два основных подхода в использовании фрагментов.

Первый способ основан на замещении родительского контейнера. Создаётся стандартная разметка и в том месте, где будут использоваться фрагменты, размещается контейнер, например, FrameLayout. В коде контейнер замещается фрагментом. При использовании подобного сценария в разметке не используется тег fragment, так как его нельзя менять динамически. Также вам придётся обновлять ActionBar, если он зависит от фрагмента. Здесь показан такой пример.

Второй вариант — используются отдельные разметки для телефонов и планшетов, которые можно разместить в разных папках ресурсов. Например, если в планшете используется двухпанельная разметка с двумя фрагментами на одной активности, мы используем эту же активность для телефона, но подключаем другую разметку, которая содержит один фрагмент. Когда нам нужно переключиться на второй фрагмент, то запускаем вторую активность.

Второй подход является наиболее гибким и в целом предпочтительным способом использования фрагментов. Активность проверяет в каком режиме (свои размеры) он запущен и использует разную разметку из ресурсов. Графически это выглядит следующим образом.

Основные классы

Сами фрагменты наследуются от androidx.fragment.app.Fragment. Существует подклассы фрагментов: ListFragment, DialogFragment, PreferenceFragment, WebViewFragment и др. Не исключено, что число классов будет увеличиваться, например, появился ещё один класс MapFragment.

Для взаимодействия между фрагментами используется класс android.app.FragmentManager — специальный менеджер по фрагментам.

Как в любом офисе, спецманагер не делает работу своими руками, а использует помощников. Например, для транзакций (добавление, удаление, замена) используется класс-помощник android.app.FragmentTransaction.

Для сравнения приведу названия классов из библиотеки совместимости:

  • android.support.v4.app.FragmentActivity
  • android.support.v4.app.Fragment
  • android.support.v4.app.FragmentManager
  • android.support.v4.app.FragmentTransaction

Как видите, разница в одном классе, который я привёл первым. Он используется вместо стандартного Activity, чтобы система поняла, что придётся работать с фрагментами. На данный момент студия создаёт проект на основе ActionBarActivity, который является подклассом FragmentActivity.

В одном приложении нельзя использовать новые фрагменты и фрагменты из библиотеки совместимости.

В 2018 году Гугл объявила фрагменты из пакета androd.app устаревшими. Заменяйте везде на версию из библиотеки совместимости. В 2020 году уже используют пакет androidx.fragment.app.

В версии Support Library 27.1.0 появились новые методы requireActivity() и requireContext(), которые пригодятся при написании кода, когда требуется наличие активности и нужно избежать ошибки на null.

Общий алгоритм работы с фрагментами будет следующим:

У каждого фрагмента должен быть свой класс. Класс наследуется от класса Fragment или схожих классов, о которых говорилось выше. Это похоже на создание новой активности или нового компонента.

Также, как в активности, вы создаёте различные методы типа onCreate() и т.д. Если фрагмент имеет разметку, то используется метод onCreateView() — считайте его аналогом метода setContentView(), в котором вы подключали разметку активности. При этом метод onCreateView() возвращает объект View, который является корневым элементом разметки фрагмента.

Разметку для фрагмента можно создать программно или декларативно через XML.

Создание разметки для фрагмента ничем не отличается от создания разметки для активности. Вот отрывок кода из метода onCreateView():

Глядя на этот код, вы должные понять, что фрагмент использует разметку из файла res/layout/first_fragment.xml, которая содержит кнопку с идентификатором android:id=»@+id/button_first». Здесь также прослеживается сходство с подключением компонентов в активности. Обратите внимание, что перед методом findViewById() используется view, так как этот метод относится к компоненту, а не к активности, как мы обычно делали в программах, когда просто опускали имя активности. Т.е. в нашем случае мы ищем ссылку на кнопку не среди разметки активности, а внутри разметки самого фрагмента.

Нужно помнить, что в методе inflate() последний параметр должен иметь значение false в большинстве случаев.

FragmentManager

Класс FragmentManager имеет два метода, позволяющих найти фрагмент, который связан с активностью:

findFragmentById(int id) Находит фрагмент по идентификатору findFragmentByTag(String tag) Находит фрагмент по заданному тегу

Методы транзакции

Мы уже использовали некоторые методы класса FragmentTransaction. Познакомимся с ними поближе

Читайте также:  Что нужно сделать перед прошивкой андроид

add() Добавляет фрагмент к активности remove() Удаляет фрагмент из активности replace() Заменяет один фрагмент на другой hide() Прячет фрагмент (делает невидимым на экране) show() Выводит скрытый фрагмент на экран detach() (API 13) Отсоединяет фрагмент от графического интерфейса, но экземпляр класса сохраняется attach() (API 13) Присоединяет фрагмент, который был отсоединён методом detach()

Методы remove(), replace(), detach(), attach() не применимы к статичным фрагментам.

Перед началом транзакции нужно получить экземпляр FragmentTransaction через метод FragmentManager.beginTransaction(). Далее вызываются различные методы для управления фрагментами.

В конце любой транзакции, которая может состоять из цепочки вышеперечисленных методов, следует вызвать метод commit().

Аргументы фрагмента

Фрагменты должны сохранять свою модульность и не должны общаться друг с другом напрямую. Если один фрагмент хочет докопаться до другого, он должен сообщить об этом своему менеджеру активности, а он уже передаст просьбу другому фрагменту. И наоборот. Это сделано специально для того, чтобы было понятно, что менеджер тут главный и он не зря зарплату получает. Есть три основных способа общения фрагмента с активностью.

  • Активность может создать фрагмент и установить аргументы для него
  • Активность может вызвать методы экземпляра фрагмента
  • Фрагмент может реализовать интерфейс, который будет использован в активности в виде слушателя

Фрагмент должен иметь только один пустой конструктор без аргументов. Но можно создать статический newInstance с аргументами через метод setArguments().

Доступ к аргументам можно получить в методе onCreate() фрагмента:

Динамически загружаем фрагмент в активность.

Если активность должна выполнить какую-то операцию в фрагменте, то самый простой способ — задать нужный метод в фрагменте и вызвать данный метод через экземпляр фрагмента.

Вызываем метод в активности:

Если фрагмент должен сообщить о своих действиях активности, то следует реализовать интерфейс.

Управление стеком фрагментов

Фрагменты, как и активности, могут управляться кнопкой Back. Вы можете добавить несколько фрагментов, а потом через кнопку Back вернуться к первому фрагменту. Если в стеке не останется ни одного фрагмента, то следующее нажатие кнопки закроет активность.

Чтобы добавить транзакцию в стек, вызовите метод FragmentTransaction.addToBackStack(String) перед завершением транзакции (commit). Строковый аргумент — опциональное имя для идентификации стека или null. Класс FragmentManager имеет метод popBackStack(), возвращающий предыдущее состояние стека по этому имени.

Если вы вызовете метод addToBackStack() при удалении или замещении фрагмента, то будут вызваны методы фрагмента onPause(), onStop(), onDestroyView().

Когда пользователь нажимает на кнопку возврата, то вызываются методы фрагмента onCreateView(), onActivityCreated(), onStart() и onResume().

Рассмотрим пример реагирования на кнопку Back в фрагменте без использования стека. Активность имеет метод onBackPressed(), который реагирует на нажатие кнопки. Мы можем в этом методе сослаться на нужный фрагмент и вызвать метод фрагмента.

Теперь в классе фрагмента прописываем метод с нужным кодом.

Более желательным вариантом является использование интерфейсов. В некоторых примерах с фрагментами такой приём используется.

Интеграция Action Bar/Options Menu

Фрагменты могут добавлять свои элементы в панель действий или меню активности. Сначала вы должны вызвать метод Fragment.setHasOptionsMenu() в методе фрагмента onCreate(). Затем нужно задать настройки для методов фрагмента onCreateOptionsMenu() и onOptionsItemSelected(), а также при необходимости для методов onPrepareOptionsMenu(), onOptionsMenuClosed(), onDestroyOptionsMenu(). Работа методов фрагмента ничем не отличается от аналогичных методов для активности.

В активности, которая содержит фрагмент, данные методы автоматически сработают.

Если активность содержит собственные элементы панели действий или меню, то следует позаботиться, чтобы они не мешали вызовам методам фрагментов.

Код для активности:

Код для фрагмента:

Связь между фрагментом и активностью

Экземпляр фрагмента связан с активностью. Активность может вызывать методы фрагмента через ссылку на объект фрагмента. Доступ к фрагменту можно получить через методы findFragmentById() или findFragmentByTag().

Источник

Нестыдные вопросы про жизненный цикл

Каждый разработчик сталкивался с вопросами про жизненный цикл Activity: что такое bind-сервис, как сохранить состояние интерфейса при повороте экрана и чем Fragment отличается от Activity.
У нас в FunCorp накопился список вопросов на похожие темы, но с определёнными нюансами. Некоторыми из них я и хочу с вами поделиться.

Читайте также:  Нет резервной копии данных андроид что значит это

1. Все знают, что если открыть второе активити поверх первого и повернуть экран, то цепочка вызовов жизненного цикла будет выглядеть следующим образом:

FirstActivity: onPause
SecondActivity: onCreate
SecondActivity: onStart
SecondActivity: onResume
FirstActivity: onSaveInstanceState
FirstActivity: onStop

SecondActivity: onPause
SecondActivity: onSaveInstanceState
SecondActivity: onStop
SecondActivity: onCreate
SecondActivity: onStart
SecondActivity: onRestoreInstanceState
SecondActivity: onResume

SecondActivity: onPause
FirstActivity: onCreate
FirstActivity: onStart
FirstActivity: onRestoreInstanceState
SecondActivity: onStop

А что будет в случае, если второе активити прозрачное?

Решение

В случае с прозрачным верхним активити с точки зрения логики всё немного отличается. Именно потому, что оно прозрачное, после поворота необходимо восстановить содержимое и того активити, которое находится непосредственно под ним. Поэтому порядок вызовов будет немного отличаться:

FirstActivity: onPause
SecondActivity: onCreate
SecondActivity: onStart
SecondActivity: onResume

SecondActivity: onPause
SecondActivity: onSaveInstanceState
SecondActivity: onStop
SecondActivity: onCreate
SecondActivity: onStart
SecondActivity: onRestoreInstanceState
SecondActivity: onResume
FirstActivity: onSaveInstanceState
FirstActivity: onStop
FirstActivity: onCreate
FirstActivity: onStart
FirstActivity: onRestoreInstanceState
FirstActivity: onResume
FirstActivity: onPause

2. Ни одно приложение не обходится без динамического добавления вью, но иногда приходится перемещать одну и ту же вью между разными экранами. Можно ли один и тот же объект добавить одновременно в два разных активити? Что будет, если я создам её с контекстом Application и захочу добавлять одновременно в различные активити?

Зачем это нужно?
Существуют «не очень приятные» библиотеки, которые внутри кастомных вью держат важную бизнес-логику, и пересоздание этих вью в рамках каждого нового активити является плохим решением, т.к. хочется иметь один набор данных.

Решение

Ничего не мешает создать вью с контекстом Application. Она просто применит дефолтные стили, не относящиеся к какому-либо активити. Также без проблем можно перемещать эту вью между разными активити, но нужно следить, чтобы она была добавлена только в одного родителя

Можно, например, подписаться на ActivityLifecycleCallbacks, на onStop удалять (removeView) из текущего активити, на onStart добавлять в следующее открываемое (addView).

3. Фрагмент можно добавить через add и через replace. А в чём отличие между этими двумя вариантами с точки зрения порядка вызова методов жизненного цикла? В чём преимущества каждого из них?

Решение

Даже если вы добавляете фрагмент через replace, то это не значит, что он полностью заменяется. Это значит, что на этом месте в контейнере заменится его вью, следовательно, у текущего фрагмента будет вызвано onDestroyView, а при возврате назад будет снова вызван onCreateView.

Это довольно сильно меняет правила игры. Приходится детачить все контроллеры и классы, связанные с UI именно в onDestroyView. Нужно чётко разделять получение данных, необходимых фрагменту, и заполнение вью (списков и т.д.), так как заполнение и разрушение вью будет происходить намного чаще, чем получение данных (чтение каких-то данных из БД).

Также появляются нюансы с восстановлениям состояния: например, onSaveInstanceState иногда приходит после onDestroyView. К тому же стоит учитывать, что если в onViewStateRestored пришёл null, то это значит, что не нужно ничего восстанавливать, а не сбрасываться до дефолтного состояния.

Если говорить про удобства между add и replace, то replace экономнее по памяти, если у вас глубокая навигация (у нас глубина навигации юзера — один из продуктовых KPI). Также намного удобнее с replace управлять панелью инструментов, так как в onCreateView можно её переинфлейтить. Из плюсов add: меньше проблем с жизненным циклом, при возврате назад не пересоздаются вью и не нужно ничего заново заполнять.

4. Иногда всё ещё приходится работать напрямую с сервисами и даже с bind-сервисами. С одним из подобных сервисов взаимодействует активити (только один активити). Он коннектится к сервису и передаёт в него данные. При повороте экрана наш активити разрушается, и мы обязаны отбайндится от этого сервиса. Но если нет ни одного соединения, то сервис разрушается, и после поворота bind будет к совершенно другому сервису. Как сделать так, чтобы при повороте сервис оставался жить?

Читайте также:  Disk drill восстановление данных с android

Решение

Если вы знаете красивое решение, то напишите в комментариях. На ум приходит только нечто подобное:

5. Недавно мы переделали навигацию внутри нашего приложения на Single Activity (с помощью одной из доступных библиотек). Раньше каждый экран приложения был отдельным активити, сейчас навигация работает на фрагментах. Проблема возврата к активити в середине стека решалась intent-флагами. Как можно вернуться к фрагменту в середине стека?

Решение

Да, решения из коробки FragmentManager не предоставляет. Cicerone делает внутри себя нечто подобное:

6. Также недавно мы избавились от такого неэффективного и сложного компонента, как ViewPager, потому что логика взаимодействия с ним очень сложна, а поведение фрагментов непрогнозируемо в определённых кейсах. В некоторых фрагментах мы использовали Inner-фрагменты. Что будет при использовании фрагментов внутри элементов RecycleView?

Решение

В общем случае не будет ничего плохого. Фрагмент без проблем добавится и будет отображаться. Единственное, с чем мы столкнулись, — это нестыковки с его жизненным циклом. Реализация на ViewPager управляет жизненным циклом фрагментов посредством setUserVisibleHint, а RecycleView делает всё в лоб, не думая про фактическую видимость и доступность фрагментов.

7. Всё по той же причине перехода с ViewPager мы столкнулись с проблемой восстановления состояния. В случае с фрагментами это реализовывалось силами фреймворка: в нужных местах мы просто переопределяли onSaveInstanceState и сохраняли в Bundle все необходимые данные. При пересоздании ViewPager все фрагменты восстанавливались силами FragmentManager и возвращали свое состояние. Что делать в случае с RecycleView и его ViewHolder?

Решение

«Надо писать всё в базу и каждый раз читать из неё», — скажете вы. Или логика сохранения состояния должна быть снаружи, а список — это просто отображение. В идеальном мире так и есть. Но в нашем случае каждый элемент списка — это сложный экран со своей логикой. Поэтому пришлось изобрести свой велосипед в стиле «сделаем такую же логику, как во ViewPager и фрагменте»:

На Fragment.onSaveInstanceState мы считываем состояние нужных нам холдеров и кладём их в Bundle. При пересоздании холдеров мы достаем сохранённый Bundle и на onBindViewHolder передаём найденные состояния внутрь холдеров:

8. Чем нам это грозит?

Решение

На самом деле, ничего плохого в этом нет. В том же RecycleView хранятся списки из элементов с одинаковыми id. Однако всё-таки есть небольшой нюанс:

Стоит быть внимательнее, если у нас в иерархии есть элементы с одинаковыми id, т.к. возвращается всегда именно первый найденный элемент, и на разных уровнях вызова findViewById это могут быть разные объекты.

9. Вы падаете с TooLargeTransaction при повороте экрана (да, здесь по-прежнему косвенно виноват наш ViewPager). Как найти виновного?

Решение

Всё довольно просто: повесить ActivityLifecycleCallbacks на Application, ловить все onActivitySaveInstanceState и парсить всё, что лежит внутри Bundle. Там же можно достать и состояние всех вью и всех фрагментов внутри этого активити.

Ниже пример, как мы достаём состояние фрагментов из Bundle:

Далее мы просто вычисляем размер Bundle и логируем его:

10. Предположим, у нас есть активити и набор зависимостей на нём. При определённых условиях нам нужно пересоздать набор этих зависимостей (например, по клику запустить какой-то эксперимент с другим UI). Как нам это реализовать?

Решение

Конечно, можно повозиться с флагами и сделать это каким-то «костыльным» перезапуском активити через запуск интента. Но на деле всё очень просто — у активити есть метод recreate.

Скорее всего, большая часть этих знаний вам и не пригодится, так как к каждому из них приходишь не от хорошей жизни. Однако некоторые из них хорошо демонстрируют, как человек умеет рассуждать и предлагать свои решения. Мы используем подобные вопросы на собеседованиях. Если у вас есть интересные задачи, которые вам предлагали решить на собеседованиях, или вы сами их ставите, напишите их в комментариях — интересно будет обсудить!

Источник

Оцените статью