- Structuring and Building a Software Component with Gradle
- Creating a multi-project build
- Adding subprojects
- Naming recommendations
- Многомодульный Java-проект с Gradle. Шаг за шагом
- Советы по работе с Gradle для Android-разработчиков
- Небольшой оффтоп для тех, кому совсем ничего не понятно в Gradle-скриптах
- #1 Не редактируйте Gradle-скрипты через IDE
- #2 Обращайте внимание на соглашение по именованию модулей
- #3 Что выбрать: Kotlin vs Groovy
- #4 Как прописывать зависимости в многомодульных проектах
- Java platform plugin
- Описание зависимостей в extra properties
- Описание зависимостей в скриптовом плагине
- Описание зависимостей в buildSrc
- Композитные сборки
- #5 Как обновлять зависимости
- #6 Старайтесь не использовать feature-флаги в build config
- #7 Несколько слов про базовую структуру проекта
- #8 Не забывайте про matchingFallbacks
- #9 Убирайте ненужные build variant
- #10 В некоторых модулях, завязанных на Android Framework, можно не использовать Android Gradle Plugin
- #11 Как написать Gradle-плагин для CI на примере gitlab
- Шаг 1: в настройках проекта на gitlab создать переменные окружения
- Шаг 2: создать композитную сборку
- Шаг 3: написать плагин
- Шаг 4: подключить плагин
- В заключение
- Что ещё посмотреть
Structuring and Building a Software Component with Gradle
If you are building a software of a certain size with Gradle, you have two basic structuring mechanisms. First, this chapter describes how to structure your software project using a Gradle multi-project. In this documentation, we consider this to be a single software component which is structured internally. Second, you may regard your software as a software product that is composed of multiple software components where each component is represented by a separate Gradle build. This is described in detail in the chapter on structuring software products with Gradle
Creating a multi-project build
A multi-project build in Gradle consists of one root project, and one or more subprojects.
A basic multi-project build contains a root project and a single subproject. This is a structure of a multi-project build that contains a single subproject called app :
This is the recommended project structure for starting any Gradle project. The build init plugin also generates skeleton projects that follow this structure — a root project with a single subproject.
Note that the root project does not have a Gradle build file, only a settings file that defines the subprojects to include.
In this case, Gradle will look for a build file in the app directory.
We can view the structure of a multi-project build by running the gradle projects command.
Let’s say the app subproject is a Java application by applying the application plugin and configuring the main class:
We can then run the application by executing the run task from the application plugin.
And that’s how simple it is to create a basic multi-project build.
Adding subprojects
Let’s say we want to add another subproject called lib to the previously created project. All we need to do is add another include statement in the root settings file:
Gradle will then look for the build file for the new subproject in the lib/ subdirectory of the project:
Next, will explore how build logic can be shared between subprojects and how subprojects can depend on one another.
Naming recommendations
As your project grows, naming and consistency gets increasingly more important. To keep your builds maintainable, we recommend the following:
Keep default project names for subprojects: It is possible to configure custom project names in the settings file. However, it’s an unnecessary extra effort for the developers to keep track of which project belongs to what folders.
Источник
Многомодульный Java-проект с Gradle. Шаг за шагом
Очень много статей о Gradle написано. И со своей стороны хотелось бы добавить в копилку такую пошаговую инструкцию, прочтение которой, я надеюсь, позволит тем, кто плохо знаком с Gradle, “распробовать” и продолжить самостоятельно изучать этот инструмент.
Данная статья не будет подробно описывать такие темы, как плагины gradle (plugin), задачи (task), зависимости (dependencies), автоматическое тестирование и прочие прелести этого сборщика проектов. Во-первых, каждая тема заслуживает отдельной статьи или даже серии статей, а во-вторых, на эти темы уже есть статьи на хабре, например: Gradle: Tasks Are Code, Gradle: Better Way To Build. А еще на официальном сайте Gradle есть прекрасно написанный Gradle User Guide. Я же cфокусирую внимание на непосредственном решении поставленной задачи, и все сопутствующие темы будут описаны в рамках этой самой задачи.
Сначала определимся с целью, что же мы хотим получить на выходе? А цель указана в заголовке статьи. Мы хотим получить проект с несколькими модулями, который собирается с помощью Gradle. И так, приступим.
Шаг 1. Установка gradle
Примечение: Если выхотите просто “поиграть” с gradle, скачав файлы для статьи, или вам достались чужие исходники с волшебным файлом gradlew (gradlew.bat) в корне проекта, то устанавливать gradle не обязательно.
Gradle можно поставить, скачав последнюю версию со страницы загрузок Gradle или воспользовавшись менеджером пакетов в вашей любимой ОС (прим. Я ставил на Mac OS через brew и на Debian через apt-get из стандартных источников)
Результат первого шага:
Шаг 2. Пустой проект, плагины (plugin), обертка (wrapper)
Создадим папку проекта и в ее корне сделаем файл build.gradle со следующим содержимым:
Давайте, рассмотрим подробнее, что мы написали в файле. Тут используется динамический язык Groovy. Использование полноценного языка программирования в gradle дает большую свободу в сравнении со сборщиками пакетов, использующих декларативные языки.
В этом файле мы подключаем плагины java и application . Плагин java содержит в себе такие полезные задачи, как jar — собрать jar архив, compileJava — скомпилировать исходные коды и др. Подробнее о плагине можно почитать тут. Плагин application содержит в себе задачи: run — запуск приложения; installApp — установка приложения на компьютер, эта задача создает исполняемые файлы для *nix и для windows (bat файл); distZip — собирает приложение в zip архив, помещая туда все jar файлы, а также специфические для операционной системы скрипты. Подробнее о плагине в документации.
Теперь остановимся подробней на задаче wrapper . Эта очень полезная задача, наверное, самое гениальное решение, призванное облегчить жизнь программистам. Выполнив $ gradle wrapper , получим следующий результат:
Мы видим, что скрипт создал нам исполняемые файлы gradlew для *nix, gradlew.bat для Windows, а также папки gradle и .gradle. Скрытую папку .gradle можно не включать в репозиторий, там содержатся библиотеки зависимостей. Все основное лежит в gradle и в самом файле gradlew. Теперь мы смело может отдавать наш проект любому человеку, имеющему jdk нужной версии, и он самостоятельно сможет скомпилировать, собрать, установить проект, используя ./gradlew . Заметьте, что моя версия gradle (см. результат команды $ gradle -version выше) отличается от той, которую я указал в файле build.gradle, но это не страшно, поскольку после запуска задачи wrapper, мы получим необходимую версию gradle.
Теперь вместо gradle можно смело использовать gradlew . Кстати, выполнение команды $ ./gradlew без параметров создаст папку .gralde и скачает туда все зависимые библиотеки (о зависимостях ниже). Но выполнение этой команды не обязательно, так как при любом запуске gradle (gradlew), будут проверяться зависимости и скачиваться недостающие файлы. Поэтому, получив проект, в котором лежат файлы gradlew, можно сразу запускать нужную задачу, список которых можно получить по команде ./gradlew tasks
Итоги второго шага (вывод сокращен):
Шаг 3. Заполняем пробелы
На данном этапе мы уже можем выполнять несколько задач gradle . Мы можем даже собрать jar файл, но ничего кроме пустого манифеста там не будет. Настало время написать код. Gradle использует по умолчанию такую же структуру каталогов, что и Maven, а именно
main/java — это java-файлы нашей программы, main/resources — это остальные файлы (*.properties, *.xml, *.img и прочие). В test находятся файлы необходимые для тестирования.
Поскольку тестирование в этой статье рассматриваться не будет, обойдемся созданием папки src/main со всеми вложенными и приступим к созданию нашего приложения. А приложение — это Hello World, в котором будем использовать библиотеку Log4j. Как раз и разберемся, как в gradle работают зависимости. Внесем изменения в файл build.gradle , создадим файл com/example/Main.java с главным классом приложения в папке src/main/java , а также файл с настройками Log4j src/main/resources/log4j.xml . И файл gradle.properties (не обязательно, подробности ниже)
Рассмотрим изменения в файле build.gradle . Мы добавили переменную mainClassName . Она указывает главный класс нашего приложения и используется плагином application в задаче run . Именно этот класс будет запущен. Также мы добавили переменные sourceCompatibility и targetCompatibility , присвоив им значение JavaVersion.VERSION_1_7 . Это переменные из плагина java , показывают, какая версия jdk нам нужна при сборке. Следующий блок — repositories . В этом блоке мы подключаем репозиторий Maven. Gradle прекрасно с ним “дружит”. Блок dependencies содержит зависимости нашего приложения. Тонкости настройки смотрим в документации. Здесь мы указываем, что для задачи compile необходимо наличие log4j. В примере указан сокращенный синтаксис. Можно написать развернутый вариант и выглядеть он будет так:
Для сравнения аналогичный блок в maven:
Также можно настраивать зависимости от файлов compile files(‘libs/a.jar’, ‘libs/b.jar’) и от подпроектов compile project(‘:library_project’) .
Последнее добавление в build.gradle — это блок jar . Он также относится к плагину java . Содержит в себе дополнительную информацию для сборки jar-файла. В данном случае мы добавляем в манифест главный класс, воспользовавшись объявленной выше переменной mainClassName .
Далее необязательный файл gradle.properties . Описание этого файла разбросано по всей докментации, немного находится здесь и здесь. В данном случае мы фактически переопределяем переменную JAVA_HOME . Это актуально, когда у вас несколько версий jdk, как в моем случае, вы могли обратить внимание в начале статьи, $ gradle -version показывает, что моя версия JVM: 1.8.0_05 (Oracle Corporation 25.5-b02) .
Я думаю, подробно останавливаться на файлах src/main/java/Main.java и src/main/resources/log4j.xml не имеет смысла, так как все предельно просто. Отправляем два сообщения в Logger, сообщение «I’m the main project» выводим в консоль. В файле настроек log4j написано, что наш logger будет выводить сообщения также в консоль.
Итоги третьего шага:
Видно, что скачивается недостающая библиотека, и продемонстрировано ее использование.
Шаг 4. Достижение цели
У нас уже есть проект, который работает, собирается и запускается через gradle. Осталось доделать самую малость: реализовать многомодульность, заявленную в заголовке статьи, или multi-project, если пользоваться терминологией gradle. Создадим две директории в корне проекта: main_project и library_project . Теперь переместим папку src и файл build.gradle в только что созданную директорию main_project , и создадим в корне новый файл settings.gradle с таким содержимым (об этом файле подробнее тут):
В этом файле мы говорим, как называется наш проект и какие папки подключать (фактически самостоятельные gradle проекты). На данном этапе нам нужна одна папка main_project . После таких изменений мы можем выполнить $ ./gradlew run или с указанием конкретного подпроекта $ ./gradlew main_project:run , и получим тот же результат, что и в конце шага 3. То есть работающий проект. Также можем выполнять все прочие команды jar, build, installApp и так далее. Gradle, если не указывать конкретного подпроекта, будет запускать задачу во всех подключенных подпроектах, у которых эта задача есть (например, если плагин application подключен только к одному подпроекту, у нас это будет main_project, команда $ ./gradlew run запустит run только этого подпроекта)
Теперь создадим код в нашем library_project . Создаем build.gradle и src/main/java/com/example/library/Simple.java
build.gradle для этого подпроекта намного проще. Используем плагин java и выставляем переменные с версией JDK. В рамках данной статьи этого достаточно. Теперь мы хотим, чтобы gradle узнал о подпроeкте library_project , опишем это в файле settings.gradle :
Теперь мы может собрать jar файл, содержащий нашу библиотеку, командой $ ./gradlew library_project:jar .
Полученный файл можно найти по адресу:
А теперь давайте добавим использование класса Simple в main_project . Для этого нужно в файл
Дополнение от MiniM: В gradle символ «:» используется вместо «/» и для более ветвистой структуры ссылки на проект могут выглядеть так «:loaders:xml-loader»
Итог четвертого шага:
Шаг 5 (заключительный). Убираем мусор
Основная цель достигнута, но на данном этапе могли возникнуть вполне закономерные вопросы о дублировании информации в build файлах, более глубокой настройке gradle, а также о том, что изучать дальше. Для самостоятельного изучения, я советую ознакомиться с содержимым ссылок в конце статьи. А пока, давайте приведем в порядок наши build файлы, создав build.gradle в корне проекта и изменив содержимое остальных build файлов
В корневом build.gradle мы будем хранить то, что относится ко всем проектам (на самом деле, можно хранить вообще все настройки, но я предпочитаю разделять большие файлы) и то, что не нужно в подпроектах, например, wrapper нам нужен только один, в корне.
В блок subprojects мы помещаем настройки подпроектов, а именно: подключаем плагин java — он нужен всем; выставляем версию jdk; подключаем maven-репозиторий. Также в этом файле мы подключаем плагины idea и eclipse. Эти плагины содержат задачи для генерации файлов проектов для соответствующих IDE. И сюда же переносим задачу wrapper. Она нужна только в корне, чтобы создать общие для всех файлы gradlew.
В подпроектах мы убрали все лишнее и добавили переменную version . Значение этой переменной будет добавляться к jar файлам, например, вместо library_project.jar теперь будет library_project-1.1.beta.jar.
Помимо блока subprojects , можно использовать allprojects или project(‘:project_name’) . Подробнее тут.
На этом я закончу. Надеюсь, данная статья вызвала интерес у людей, не знакомых с Gradle, и побудила к более подробному изучению и последующему использованию в своих проектах этого инструмента.
Источник
Советы по работе с Gradle для Android-разработчиков
Всем привет! Я пишу приложения под Android, в мире которого система сборки Gradle является стандартом де-факто. Я решил поделиться некоторыми советами по работе с системой с теми, у кого нет чёткого понимания, как правильно структурировать свои проекты и писать build-скрипты.
Часто разработчики используют Gradle по наитию и не изучают целенаправленно, потому что не всегда хватает ресурсов на инфраструктурные задачи. А если возникают какие-либо проблемы, то просто копируют готовые куски build-скриптов из ответов на Stack Overflow. Во многом проблема кроется в сложности и чрезмерной гибкости Gradle, а также в отсутствии описания лучших практик в официальной документации.
Поработав больше пяти лет на аутсорсе, я видел много проектов разной сложности. И на всех этих проектах build-скрипты писались по-разному, где-то встречались не очень удачные решения. Я провел небольшую ретроспективу и резюмировал свой опыт в виде разных советов по использованию Gradle и рассказал их на одном из наших внутренних митапов. В статье я перевел эти советы в текст.
Небольшой оффтоп для тех, кому совсем ничего не понятно в Gradle-скриптах
Я заметил, что в Android-сообществе встречаются люди, которые могут годами разрабатывать приложения, но при этом не понимать, как работает Gradle. И достаточно продолжительное время и я был одним из них. Но однажды всё же решил, что гораздо проще потратить время на системное изучение Gradle, чем постоянно натыкаться на непонятные проблемы.
А так как лучший способ изучить что-то — это попытаться рассказать об этом другим людям, то я подготовил рассказ об основах использования Gradle в контексте Android-разработки специально для тех, кто совсем не разбирается в теме. Так что, возможно, этот митап вам поможет.
#1 Не редактируйте Gradle-скрипты через IDE
Android studio умеет генерировать стартовый проект с базовой структурой и готовыми build-скриптами, а также удалять и добавлять модули в существующем проекте. А при редактировании Gradle-скриптов IDE нам заботливо подсказывает, что можно вносить изменения в скрипты через графический интерфейс в меню «File -> Project structure. «. И в начале своей карьеры я вполне успешно пользовался этим инструментом. Но у него есть существенный недостаток: IDE не запускает честную фазу конфигурации Gradle и не смотрит на то, что формируется в памяти при сборке, а всего лишь пытается как-то парсить build-скрипты. Зачастую этот инструмент не распознает то, что было написано вручную, что, на мой взгляд, перечеркивает его пользу.
Мой совет: лучше не редактировать скрипты через IDE, а использовать редактор кода.
#2 Обращайте внимание на соглашение по именованию модулей
В Gradle имя проекта (модуля) берется из соответствующего поля name в объекте Project или названия директории, в которой он лежит. В своей практике я видел разные стили именования модулей, например, в camel- или snake- кейсе: MyAwesomeModule , my_awesome_module . Но есть ли какие-то устоявшиеся соглашения об именах модулей? Кажется, официальная документация Gradle ничего нам об этом не говорит. Но нужно принять во внимание тот факт, что проекты Gradle при публикации в Maven будут соответствовать один к одному модулям Maven. И у Maven есть соглашение, что слова в названиях модулей должны разделяться через символ — . То есть правильнее будет такое название модуля: my-awesome-module .
#3 Что выбрать: Kotlin vs Groovy
Изначально в Gradle для DSL использовался язык Groovy, но впоследствии была добавлена возможность писать build-скрипты на Kotlin. Возникает вопрос: что же сейчас использовать? И однозначного ответа на него пока что нет.
Лично я за использование Kotlin, так как не очень хочу только лишь ради build-системы изучать ещё один язык — Groovy. Наверно, для всего Android сообщества DSL на Kotlin существенно понижает порог вхождения в Gradle. Кроме того, у build-скриптов на Kotlin лучше поддержка в IDE с автокомплитом, но, тем не менее, она все еще далека от идеала.
В качестве минуса Kotlin я бы выделил то, что могут встретиться какие-то старые плагины, которые изначально были заточены только под Groovy, и для их подключения придется потратить больше времени.
Если у вас старый большой проект с build-скриптами на Groovy, то могу посоветовать частично попробовать какие-то скрипты перевести на Kotlin, если вам понравится, то можно будет постепенно делать рефакторинг и переписывать все скрипты на Kotlin, не обязательно делать это единовременно.
#4 Как прописывать зависимости в многомодульных проектах
Возьмем небольшой пример проекта со следующей структурой:
Основной модуль, из которого собирается apk, зависит от feature-модулей, а также в нём прописаны какие-то внешние зависимости. feature-модули, в свою очередь, содержат транзитивные зависимости, которые могут пересекаться с зависимостями в других модулях.
В чем проблема такого проекта? Здесь будет тяжело глобально обновлять зависимости в каждом из файлов. Очень легко забыть поднять версию в одном из скриптов, и тогда возникнут конфликты. По умолчанию Gradle умеет разрешать такие конфликты, выбирая максимальную версию, так что, скорее всего, сборка будет успешной (поведение можно менять через resolution strategy).
Но, конечно же, сознательно допускать конфликты версий не стоит, и для решения этой проблемы есть официальный способ, описанный в документации Gradle, использование которого я никогда не встречал на практике. Вместо него сообщество придумало достаточно простой трюк: прописывать строки с зависимостями где-то глобально и обращаться к ним из build-скриптов. Тут я хочу рассмотреть эти способы чуть подробнее.
Java platform plugin
Разработчики Gradle предлагают для описания зависимостей создать отдельный специальный модуль, где будут описаны только зависимости с конкретными версиями. К этому модулю надо применить java platform plugin. Далее подключаем этот модуль в остальные модули и при указании каких-то внешних зависимостей не пишем конкретную версию:
Такие platform-проекты можно даже публиковать на внешние maven репозитории и переиспользовать. В качестве минуса подхода можно назвать то, что при мажорных обновлениях библиотек часто меняются не только версии, но и названия модулей, и тогда все равно придется вносить изменения сразу в нескольких скриптах.
Перейду к общепринятым в сообществе способам описания зависимостей.
Описание зависимостей в extra properties
Достаточно часто можно увидеть практику, когда строки с зависимостями хранят в extra properties корневого проекта, по сути это словарь, доступный всем дочерним модулям. Пример использования можно встретить в некоторых библиотеках от Google.
В корневом проекте описываем зависимости. Вот кусок build-скрипта из библиотеки Google, где зависимость возвращается функцией compatibility :
И обращаемся к ним из дочерних модулей:
Описание зависимостей в скриптовом плагине
Описанный способ с extra properties можно немного модифицировать и вынести описание зависимостей в скриптовый плагин, чтобы не засорять корневой проект. А уже скриптовый плагин можно применить или к корневому, или ко всем дочерним проектам сразу (через allprojects <> ), или к отдельным. Такой способ я тоже встречал.
Описание зависимостей в buildSrc
В buildSrc можно писать любой код, который будет компилироваться и добавляться в classpath build-скриптов. В последнее время стало популярно использовать buildSrc для описания там зависимостей. Например, в библиотеке Insetter Chris Banes так и делает.
Все, что нужно, — это добавить синглтон со строками в buildSrc, и он станет виден всем модулям в проекте:
Использовать buildSrc для зависимостей очень удобно, так как будут статические проверки и автокомплит в IDE:
Но у этого решения есть один недостаток: любое изменение в buildSrc будет инвалидировать весь кэш сборки, что может быть несущественно для средних и маленьких проектов, но выливаться в серьезные проблемы для больших команд.
Композитные сборки
Можно достичь похожего результата со статическими проверками и автокомплитом, используя композитные сборки, при этом избавившись от проблемы инвалидации всего кэша. Я расскажу про него лишь кратко, а подробный гайд по миграции с buildSrc можно прочитать в статье из блога Badoo или статье от Josef Raska.
В композитных сборках мы создаем так называемые «включенные сборки» (included build), в которых можно писать плагины и подключать их в своих модулях. Включенные сборки описываются в файле settings.gradle .
Если мы хотим всего лишь подсунуть в classpath build-скриптов строки с зависимостями, то достаточно создать пустой плагин, а рядом с ним положить тот же файл с зависимостями, который мы использовали раньше в buildSrc:
Все, что осталось сделать, — применить плагин к корневому проекту:
И мы получим практически тот же результат, как и с использованием buildSrc.
Выглядит так, что способ с композитными сборками самый подходящий и его можно сразу начинать использовать со старта проекта.
#5 Как обновлять зависимости
В любом активном проекте надо постоянно следить за обновлением библиотек. IDE умеет подсвечивать для каждого модуля, описанного в блоке dependencies <> , наличие новых стабильных версий в репозиториях:
Но этот инструмент работает только для зависимостей, описанных строковыми литералами в build-скриптах, а если мы попытаемся использовать способ с композитными сборками, buildSrc или extra properties, то IDE перестанет нам помогать. Кроме того, визуально просматривать build-скрипты в модулях, для того чтобы сделать обновление библиотек, на мой взгляд, не очень удобно.
Но есть решение — использовать gradle-versions-plugin. Для этого просто применяем плагин к корневому проекту и регистрируем task для проверки новых версий зависимостей. Этот task надо настроить, передав ему лямбду для определения нестабильных версий:
Теперь запуск команды ./gradlew dependencyUpdates выведет список зависимостей, для которых есть новые версии:
#6 Старайтесь не использовать feature-флаги в build config
Во многих проектах release, debug и другие сборки отличаются по функциональности. Например, в отладочных сборках могут быть включены какие-то логи, мониторинг сетевого трафика через прокси, debug menu для смены окружений и т.д. И часто для реализации такого используют флаги, прописанные в build config, например:
А дальше такие флаги используются в коде приложения:
И у такого решения есть недостатки. Довольно легко перепутать значения флагов и ветки if/else: if (enabled) <> else <> или if (disabled) <> else <> . Именно так однажды, во время рефакторинга, я случайно отправил в релиз то, что должно было включаться только в сборках для QA-отдела (думаю, у многих были похожие истории). Тогда проблему обнаружили оперативно, мы перевыпустили сборку в маркет. Кроме того, недостижимый код может быть скомпилирован и попасть в релиз (здесь я не буду рассуждать о том, что «мертвый» код может вырезаться из итогового приложения). Ну и многим известно, что любые операторы ветвления лучше заменять полиморфизмом. И в Gradle есть статический полиморфизм.
Вместо флагов можно использовать разные source set для различных build variant («src/release/java . «, «src/debug/java . «). А если такой код хочется вынести в отдельные модули, то можно использовать специальные конфигурации: debugImplementation , releaseImplementation и т.д. Тогда мы сможем написать код с одним и тем же интерфейсом, но разной реализацией для различных типов сборок.
Например, мы можем выделить debug menu в отдельный модуль и подключать его только для debug и QA-сборок:
А stub реализацию для релизной сборки можно реализовать через source set.
#7 Несколько слов про базовую структуру проекта
Совет немного не по теме, но я решил добавить его как часть своего опыта, так как модуляризация напрямую связана с Gradle.
Если для крупных проектов модуляризация кажется вполне очевидным решением, то не совсем понятно, как стоит поступать при старте небольших проектов или когда невозможно предсказать дальнейшее развитие кодовой базы продукта. Нужно ли выделять какие-то модули или достаточно начать с монолита? Я бы, помимо app модуля с основным приложением, всегда выделял как минимум два отдельных модуля:
- UI kit: стили, кастомные элементы управления, виджеты и т.д. Обычно элементы управления на всех экранах приложения делаются консистентно в одном стиле (а возможно, у вас целая дизайн-система), и если в какой-то момент захочется выделить feature-модуль, то он также будет опираться на единый UI kit. Заранее подготовленный модуль с элементами управления и стилями упростит задачу и не потребует значительного рефакторинга приложения.
- Common / utils: все утилитные классы и любые решения, которые не только потребуются в нескольких модулях, но и могут даже копироваться из проекта в проект. Особенно в контексте аутсорса такой модуль будет удобным при старте новых проектов. При вынесении классов в отдельный модуль, а не пакет, можно быть уверенным, что в его коде не окажется каких-либо бизнес сущностей конкретного приложения. Потенциально такой модуль может стать полноценной библиотекой, опубликованной в репозиторий.
#8 Не забывайте про matchingFallbacks
Часто, помимо debug и release , мы создаем и другие типы сборок, например, qa для тестов. И при создании модулей в приложении необязательно их прописывать в каждом build-скрипте. Достаточно при создании своего build type указать в модуле основного приложения те build type, которые следует выбирать при отсутствии каких-то конкретных:
#9 Убирайте ненужные build variant
Build variant формируются из всех возможных сочетаний product flavor и build type. Возьмем небольшой синтетический пример: создадим три build type – debug (отладочная сборка), release (сборка в маркет) и qa (сборка для тестирования), а во flavor вынесем разные сервера, на которые может смотреть сборка, – production и staging (тестовое окружение). Возможные build variant будут выглядеть так:
Очевидно, что сборка в маркет, которая будет смотреть на тестовое окружение, совершенно бессмысленна и не нужна ( stagingRelease ). И чтобы исключить ее, можно добавить variant filter:
#10 В некоторых модулях, завязанных на Android Framework, можно не использовать Android Gradle Plugin
Если какой-то из ваших модулей завязан на классы из Android Framework, то вовсе не обязательно сразу применять к нему Android Gradle Plugin и писать там файл манифеста. Модули с AGP — более тяжеловесные, чем чистые java/kotlin модули, так как при сборке будут объединяться манифесты, ресурсы и т.д. Когда вам всего лишь требуется для компиляции модуля что-то вроде классов Activity , Context и т.д., то можно просто добавить Android Framework как зависимость:
#11 Как написать Gradle-плагин для CI на примере gitlab
Настройка CI — отдельная большая тема, которая потянет на целую увесистую статью. Но я решил немного коснуться её и рассказать, как при помощи написания Gradle-плагина настроить версионирование сборок. Возможно, этот совет поможет тем, кто только поднимает CI, но не знает, как лучше это сделать.
Задача — сделать так, чтобы в сборках на CI versionCode ставился автоматически и представлял из себя последовательные номера 1, 2, 3 и т.д. Я встречал в своей практике, когда в качестве versionCode брался CI job id или каким-то образом использовался timestamp. В таких случаях versionCode с каждой новой версией повышался и был уникальным, но семантически такие версии выглядели достаточно странно.
Основная идея проста — нужно хранить номер будущего релиза где-то во внешнем источнике, куда имеет доступ только сборка, выполняемая на CI. А после каждой успешной публикации нужно инкрементировать этот номер и перезаписывать (нам важно, чтобы сборка не просто успешно выполнилась, но и полученные артефакты распространились для тестировщиков). Стоит оговориться, что такое решение не позволит корректно делать одновременно несколько сборок. Всю эту логику достаточно просто оформить в Gradle-плагин. Как мы уже выяснили, плагины лучше писать, используя композитные сборки.
В случае использования Gitlab CI подставляемый versionCode можно хранить в переменной окружения Gitlab. В его API есть метод для обновления переменных окружения: PUT /projects/:id/variables/:key . Для авторизации используем или project access token, или personal access token для старых версий gitlab.
Расписал добавление такого плагина по шагам, чтобы показать, насколько это просто.
Шаг 1: в настройках проекта на gitlab создать переменные окружения
Нам понадобятся переменные VERSION_CODE_NEXT для хранения номера версии и токен для доступа к API gitlab:
Шаг 2: создать композитную сборку
Добавим в корне проекта директорию ./includedBuilds/ci , а в ней файл build.gradle.kts :
Рядом создадим пустой файл ./includedBuilds/ci/settings.gradle.kts , если этого не сделать, то у вас сломается clean проекта.
В корневом проекте в файл settings.gradle.kts добавим строку includeBuild(«includedBuilds/ci») .
Шаг 3: написать плагин
Так будет выглядеть метод для получения versionCode , его можно будет использовать в build-скрипте (можно добавить в любой файл: при применении плагина код будет скомпилирован и добавлен в classpath build-скрипта):
Примерно так можно написать метод для обновления переменной на gitlab:
Далее пишем task, который при выполнении будет инкрементировать версию:
И напишем плагин, который добавит task в проект:
Шаг 4: подключить плагин
В build-скрипте проекта, из которого собирается apk, добавим следующие строки:
Теперь команда ./gradlew assembleRelease appDistributionUploadRelease incrementVersionCode будет делать новую сборку, публиковать ее и инкрементировать версию. Остается добавить эту команду на нужный триггер в ваш скрипт в .gitlab-ci.yml .
В заключение
Думаю, что у многих есть свои best practices по работе с Gradle, которыми вы бы могли поделиться с сообществом. Или что-то описанное в этой статье можно сделать лучше. Так что буду рад увидеть ваши советы в комментариях.
Что ещё посмотреть
Мне очень помогли доклады про работу с Gradle, которые делал Степан Гончаров в разные годы. Ссылки на них, если кому-то интересна эта тема:
Источник