Android как располагать элементы

Layout

Что такое Layout

При разработке первых приложений мы уже встречали элемент LinearLayout, который позволяет группировать дочерние элементы в одну линию в автоматическом режиме. Существуют и другие типы контейнеров, позволяющие располагать элементы разными способами. Пришло время познакомиться с ними поближе.

Компоновка (также используются термины разметка или макет) хранится в виде XML-файла в папке /res/layout. Это сделано для того, чтобы отделить код от дизайна, как это принято во многих технологиях (HTML и CSS). Кроме основной компоновки для всего экрана, существуют дочерние элементы компоновки для группы элементов. По сути, компоновка – это некий визуальный шаблон для пользовательского интерфейса вашего приложения, который позволяет управлять элементами управления, их свойствами и расположением. В своей практике вам придется познакомиться со всеми способами размещения. Поэтому здесь мы рассмотрим только базовую часть теории, чтобы вы поняли саму сущность разметки. Кроме того, разметку можно создавать программным способом, который будет описан в конце статьи. Если вы будет обращаться к элементам управления через Java-код, то необходимо присваивать элементам уникальный идентификатор через атрибут android:id. Сам идентификатор назначается через выражение @+id/your_value. После этого вы можете обращаться к элементу через код при помощи метода findViewById(R.id.your_value).

Android Studio включает в себя специальный редактор для создания разметки двумя способами. Редактор имеет две вкладки: одна позволяет увидеть, как будут отображаться элементы управления, а вторая – создавать XML-разметку вручную.

Создавая пользовательский интерфейс в XML-файле, вы можете отделить представление приложения от программного кода. Вы можете изменять пользовательский интерфейс в файле разметки без необходимости изменения вашего программного кода. Например, вы можете создавать XML-разметки для различных ориентаций экрана мобильного устройства (portrait, landscape), размеров экрана и языков интерфейса.

Каждый файл разметки должен содержать только один корневой элемент компоновки, который должен быть объектом View или ViewGroup. Внутри корневого элемента вы можете добавлять дополнительные объекты разметки или виджеты как дочерние элементы, чтобы постепенно формировать иерархию элементов, которую определяет создаваемая разметка.

Виды разметок

Существует несколько стандартных типов разметок:

Все описываемые разметки являются подклассами ViewGroup и наследуют свойства, определённые в классе View.

Комбинирование

Компоновка ведёт себя как элемент управления и их можно группировать. Расположение элементов управления может быть вложенным. Например, вы можете использовать RelativeLayout в LinearLayout и так далее. Но будьте осторожны: слишком большая вложенность элементов управления вызывает проблемы с производительностью.

Можно внедрить готовый файл компоновки в существующую разметку при помощи тега :

Читайте также:  Smart tv android systems

Подробнее в отдельной статье Include Other Layout

Программный способ создания разметки

Для подключения созданной разметки используется код в методе onCreate():

Естественно, вы можете придумать и свое имя для файла, а также в приложениях с несколькими экранами у вас будет несколько файлов разметки: game.xml, activity_settings.xml, fragment_about.xml и т.д.

В большинстве случаев вы будете использовать XML-способ задания разметки и подключать его способом, указанным выше. Но, иногда бывают ситуации, когда вам понадобится программный способ (или придётся разбираться с чужим кодом). Вам доступны для работы классы android.widget.LinearLayout, LinearLayout.LayoutParams, а также Android.view.ViewGroup.LayoutParams, ViewGroup.MarginLayoutParams. Вместо стандартного подключения ресурса разметки через метод setContentView(), вы строите содержимое разметки в Java, а затем уже в самом конце передаёте методу setContentView() родительский объект макета:

Число макетов постоянно меняется. Например, недавно появились новые виды CoordinatorLayout и ConstraintLayout. Кроме стандартных элементов разметки существуют и сторонние разработки.

Источник

RelativeLayout

ReiativeLayout (относительная разметка) находится в разделе Layouts и позволяет дочерним компонентам определять свою позицию относительно родительского компонента или относительно соседних дочерних элементов (по идентификатору элемента). В RelativeLayout дочерние элементы расположены так, что если первый элемент расположен по центру экрана, другие элементы, выровненные относительно первого элемента, будут выровнены относительно центра экрана. При таком расположении, при объявлении разметки в XML-файле, элемент, на который будут ссылаться для позиционирования другие объекты представления, должен быть объявлен раньше, чем другие элементы, которые обращаются к нему по его идентификатору.

Важные атрибуты, которые связаны с родителем.

  • android:layout_alignParentBottom — выравнивание относительно нижнего края родителя
  • android:layout_alignParentLeft — выравнивание относительно левого края родителя
  • android:layout_alignParentRight — выравнивание относительно правого края родителя
  • android:layout_alignParentTop — выравнивание относительно верхнего края родителя
  • android:layout_centerInParent — выравнивание по центру родителя по вертикали и горизонтали
  • android:layout_centerHorizontal — выравнивание по центру родителя по горизонтали
  • android:layout_centerVertical — выравнивание по центру родителя по вертикали

Некоторые атрибуты можно использовать вместе, чтобы добиться нужного эффекта, например, разместить компонент в верхнем правом углу.

Компонент можно размещать не только относительно родителя, но и относительно других компонентов. Для этого все компоненты должны иметь свой идентификатор, по которому их можно будет отличать друг от друга. В этом случае вы можете задействовать другие атрибуты.

  • android:layout_above — размещается над указанным компонентом
  • android:layout_below — размещается под указанным компонентом
  • android:layout_alignLeft — выравнивается по левому краю указанного компонента
  • android:layout_alignRight — выравнивается по правому краю указанного компонента
  • android:layout_alignTop — выравнивается по верхнему краю указанного компонента
  • android:layout_alignBottom — выравнивается по нижнему краю указанного компонента
  • android:layout_toLeftOf — правый край компонента размещается слева от указанного компонента
  • android:layout_toRightOf — левый край компонент размещается справа от указанного компонента

Чтобы компоненты «не прилипали» друг к другу, используются атрибуты, добавляющие пространство между ними.

  • android:layout_marginTop
  • android:layout_marginBottom
  • android:layout_marginLeft
  • android:layout_marginRight
Читайте также:  Toca doctor для андроид

Рассмотрим простой пример. Допустим, мы хотим поместить на экран элементы EditText и Button. Кнопка должна находиться справа от текстового поля. Текстовое поле при этом должно быть выравнено слева относительно родительского элемента (компоновки) и слева относительно кнопки. В свою очередь кнопка должна быть выравнена справа относительно шаблона компоновки.

Во многих случаях грамотная относительная компоновка хорошо смотрится в альбомной и портретной ориентации.

Программное создание относительной разметки

Если вам понадобится динамически создавать относительную разметку в коде, то делается это следующим образом:

Создавать компоновку для относительной разметки чуть сложнее, чем для линейной компоновки. Рассмотрим ещё один пример. Предположим, нам нужен такой экран

Шаг 1: В XML-файле задаем относительную компоновку.

Шаг 2: Определяем дочерние элементы. В нашем случае мы имеем семь текстовых меток разного цвета. Каждому элементу присваиваем необходимые свойства: текст, цвет, размер символов и так далее.

Шаг 3: Определяем правила относительной разметки.
Красная метка должна находиться в правом верхнем углу родительского элемента.
Оранжевая метка должна располагаться по центру по горизонтали относительно родительского элемент.
Желтая метка выравнивается по правой части родительского элемента.
Зелёная метка выравнивается по центру (по вертикали) и выводится слева от синей метки.
Синяя метка выравнивается по центру (по вертикали и горизонтали) относительно родительского элемента, т.е. точно по центру.
Метка цвета индиго выравнивается по центру (по вертикали) и выводится справа от синей метки.
Фиолетовая метка выводится в нижней части родительского элемента и занимает всю её ширину.

При разработке макета с относительной разметкой следите, чтобы элементы не налезали друг на друга (можете получить сообщение об ошибке). Старайтесь не усложнять макет и не забывайте присваивать уникальный идентификатор каждому элементу. Проверяйте макет в разных режимах ориентации.

Создаём неподвижную полоску

С помощью RelativeLayout можно создать неподвижную полоску внизу экрана, которая не будет прокручиваться вместе со списком. Для этого используется атрибут android:layout_alignParentBottom и родственные ему атрибуты для верхней части. Вот простой пример со списком.

И простой код для создания прокручиваемого списка, чтобы увидеть эффект неподвижной полоски с кнопкой.

Источник

Основы верстки для нативных андроид приложений

( пользоваться не рекомендуется, deprecated )
AbsoluteLayout — означает что каждый элемент верстки будет иметь абсолютную позицию относительно верхнего левого угла экрана задаваемую с помощью координат x и y. Т.е. верхнийлевый угол экрана при AbsoluteLayout имеет координаты x = 0, y = 0.
Позиция указывается в атрибутах элемента android:layout_x и android:layout_y.
Пример кода:

FrameLayout

FrameLayout — тип верстки внутри которого может отображаться только один элемент в строке. Т.е. если внутри FrameLayout вы поместите несколько элементов, то следующий будет отображаться поверх предыдущего.
Пример кода:

Читайте также:  Есть клавиатурный шпион для андроид

LinearLayout

LinearLayout — тип верстки при котором область верстки делится на строки и в каждую строку помещается один элемент. Разбиение может быть вертикальное или горизонтальное, тип разбиения указывается в атрибуте LinearLayout android:orientation. Внутри верстки возможно комбинировать вертикальную и горизонтальную разбивки, а кроме того, возможна комбинация нескольких разных типов верстки например использование LinearLayout внутри FrameLayout.

Пример вертикальной разбивки LinearLayout:

Пример горизонтальной разбивки LinearLayout:

Комбинация нескольких LinearLayout:

RelativeLayout

RelativeLayout — тип верстки при котором позиционирование элементов происходит относительно друг друга и относительно главного контейнера.
За то, каким образом будут позиционироваться элементы отвечают следующие атрибуты:
Атрибуты позиционирования относительно контейнера

  • android:layout_alignParentBottom – Низ элемента находится внизу контейнера
  • android:layout_alignParentLeft – Левая часть элемента прилегает к левой части контейнера
  • android:layout_alignParentRight – Правая часть элемента прилегает к правой части контейнера
  • android:layout_alignParentTop – Элемент находится в верхней части контейнера
  • android:layout_centerHorizontal – Элемент позиционируется по центру относительно горизонтального размера контейнера
  • android:layout_centerInParent – Элемент позиционируется по центру относительно горизонтального и вертикального размеров размера контейнера
  • android:layout_centerVertical – Элемент позиционируется по центру относительно вертикального размера контейнера

Атрибуты позиционирования относительно других элементов.
В качестве значений этих атрибутов ставятся id элемента относительно которого будет производится позиционирование.

android:layout_above – Распологает элемент над указанным
android:layout_below – Распологает элемент под указанным
android:layout_toLeftOf – Распологает элемент слева от указанного
android:layout_toRightOf – Распологает элемент справа от указанного

Выравнивание относительно других элементов.

android:layout_alignBaseline – Выравнивает baseline элемента с baseline указаннго элемента
android:layout_alignBottom – Выравнивает низ элемента по низу указанного элемента
android:layout_alignLeft – Выравнивает левый край элемента с левым краем указанного элемента
android:layout_alignRight – Выравнивает правый край элемента с правым краем указанного элемента
android:layout_alignTop – Выравнивает верхнюю часть элемента в соответствие с верхней частью указанного элемента

TableLayout

TableLayout — табличная верстка.
Организует элементы в строки и столбцы таблицы.
Для организации строк служит таг

Alternate Layouts

Alternate Layouts — альтернативная верстка. Позволяет использовать различную верстку для различных ориентаций экрана.
XML для альтернативной верстки помещается в папки проекта:

res/layout-land – альтернативная верстка для landscape UI
res/layout-port –альтернативная верстка для portrait UI
res/lauout-square – альтернативная верстка для square UI

и перед тем как получить макет из res/lauout система проверяет наличие файлов в этих папках.

И в завершении немного о стилях.

Стили

Во первых стили элемента могут быть описаны в атрибутах самого элемента.
Например:

Кроме того стили можно вынести в отдельный xml файл и сохранить его в папке res/values/
Напимер:

Если мы вынесем стили в отдельный файл, то для описания стилей элемента будем использовать атрибут style.

Источник

Оцените статью