Андроид перемещения по экрану

Custom View, скроллинг и жесты в Android на примере простого вьювера картинок

В статье описываются детали реализации простого вьювера картинок и показываются некоторые тонкости имплементации скроллинга и обработки жестов.

И так, начнем. Ми будем разрабатывать приложения для просмотра картинок. Готовое приложение выглядит так (хотя скриншоты, конечно, слабо передают функционал):

Установить приложение можно либо из Маркета, либо установив вручную отсюда. Исходный код доступен здесь.

Главным элементом нашего приложения является класс ImageViewer который мы и будем разрабатывать. Но нужно также отметить, что для выбора файла для просмотра я не стал изобретать велосипед и взял готовый «компонент» здесь.

Компонент представляет собой activity, который вызывается при старте из главного activity. После выбора файла, мы его загружаем и показываем на экране с помощью класса ImageViewer. Рассмотрим класс более подробно.

Класс является наследником класса View и переопределяет только один его метод onDraw. Также класс содержит конструктор и метод загрузки изображения:

Если мы загрузим картинку по размерам больше чем экран смартфона, то отобразится только часть ее и у нас не будет способа ее подвинуть или уменьшить.

Добавим теперь возможность скроллинга. Скроллинг по своей сути представляет собой жест, при котором пользователь дотрагивается пальцем к экрану, передвигает его не отрывая, и отпускает. Для того чтоб иметь возможность обрабатывать события связанные с тач-скрином, нужно переопределить метод onTouchEvent. Метод принимает один параметр типа MotionEvent и должен возвратить true в случае обработки события. Через этот метод можно реализовать поддержку любого жеста, включая скроллинг.
Для распознавания скроллинга нам нужно зафиксировать момент дотрагивания, перемещения и отпускания. К счастью нету необходимости делать это вручную так как в Android SDK есть класс делающий всю работу за нас. Таким образом для того чтоб распознать жест скроллинга, нужно добавить в наш класс поле типа GestureDetector которое инициализируется объектом реализующим интерфейс OnGestureListener (именно этот объект будет получать события скроллинга). Также нужно переопределить метод onTouchEvent в классе ImageViewer и передавать обработку событий из него в наш объект типа OnGestureListener. Измененный класс ImageViewer (без неизмененных методов) представлен ниже:

Как видно на самом деле ми наследуем MyGestureListener не от OnGestureListener, а от SimpleOnGestureListener. Последний класс просто реализует интерфейс OnGestureListener с помощью пустых методов. Этим мы избавляем себя от реализации всех методов, выбирая только те, что нужно.

Теперь если загрузить большую картинку, мы, по крайней мере, сможем скролить ее. Но: во первых мы можем проскроллить за рамки картинки, во вторых нету скроллбаров, которые бы подсказали нам где мы находимся и сколько еще осталось до краев.

Решим для начала вторую проблему. Поиск в Интернет приводит нас к тому, что нужно переопределить методы computeHorizontalScrollRange и computeVerticalScrollRange. Эти методы должны возвратить реальные размеры картинки (на самом деле есть еще методы которые имеют отношение к скроллбарам – это методы computeHorizontalScrollExtent, computeHorizontalScrollOffset и такая же пара для вертикального скроллбара. Если переопределить и их, то тогда возвращать можно более произвольные значения). Но этого оказывается недостаточно – скроллбары в первых нужно включить, во вторых проинициализировать. Включаются они методами setHorizontalScrollBarEnabled и setVerticalScrollBarEnabled, инициализируются методом initializeScrollbars. Но вот незадача – последний метод принимает немного непонятный параметр типа TypedArray. Этот параметр должен содержать в себе набор стандартных для View атрибутов. Список можно увидеть здесь в таблице «XML Attributes». Если бы мы создавали наш view из XML, Android runtime бы автоматически составил такой список. Но так как мы создаем класс программно, нужно также создать этот список программно. Для этого нужно создать файл attrs.xml в каталоге res\values с таким содержимым:

В файле просто перечислены все атрибуты, которые были указаны в таблице, упомянутой выше (кроме некоторых на которые указывает компилятор как на ошибку – видимо в документации список приведен самый последний). Измененный класс ImageViewer (кроме неизменных методов):

Не хотелось бы на этом останавливаться, поэтому давайте добавим поддержку жеста «бросок» (fling). Этот жест есть просто дополнение к жесту скроллинга, но учитывается скорость перемещения пальца в последние моменты (перед отпусканием), и если она не нулевая, скроллинг продолжается с постепенным затуханием. Поддержка этого жеста уже заложена в GestureDetector – поэтому нам нужно всего лишь переопределить метод onFling в классе MyGestureListener. Отловив это событие нам нужно еще некоторое время изменять положение скроллинга. Конечно, это можно сделать «вручную» с помощью таймеров или еще как, но опять же в Android SDK уже есть класс, реализующий нужный функционал. Поэтому нужно добавить в класс ImageViewer еще одно поле типа Scroller, которое и будет заниматься «остаточным» скроллингом – для старта скроллинга нужно вызвать его метод fling. Также нужно показать скроллбары (они ведь прячутся когда не нужны) вызовом метода awakenScrollBars. И последнее что нужно сделать – это переопределить метод computeScroll, который должен непосредственно делать скроллинг с помощью метода scrollTo (класс Scroller сам не занимается скроллингом – он просто работает с координатами). Код измененного класса ImageViewer представлен ниже:

Читайте также:  Что такое токены android

В завершения разговора о жесте fling надо сделать одну мелочь – при прикосновении пальцем во время скроллинга от броска, нужно остановить скроллинг. На этот раз мы это сделаем «вручную» в методе onTouchEvent. Измененный метод представлен ниже:

Уже можно любоваться достаточно интересной физикой, но можно увидеть некоторые «глюки» при скроллинге за пределы картинки. Это происходит из-за того, что fling работает только в пределах картинки, а скроллинг без броска работает везде. Т.е. мы сможем выйти за рамки картинки только если очень плавно скролить (чтоб не срабатывал fling). Исправить этот «косяк» можно путем введения ограничение на обработку в метод onFling и обрабатывать бросок только если он не выходит за границы картинки. Измененный метод представлен ниже:

Теперь мы опять можем беспрепятственно скролить за рамки картинки. Кажется, эту проблему мы уже вспоминали… У нее есть элегантное решение, лежащее в том, что при отпускании пальца (при завершении скроллинга за рамками картинки) нужно картинку плавно вернуть в «положенное» место. И опять мы это сделаем «вручную» в методе onTouchEvent:

Вот теперь с уверенностью можно сказать что со скроллингом мы разобрались. Можем переходить к последнему жесту который хотелось бы реализовать – это жест pinch zoom.

Со стороны жест выглядит как растягивание или сжатие чего-то воображаемого на экране смартфона двумя пальцами. Пошагово жест происходит так: нажатие одним пальцем, нажатие вторым пальцем, изменение положения одного или двух пальцев не отпуская, отпускание второго пальца. Для определения величины масштабирования нужно вычислить соотношение между расстояниями между пальцами в момент начала жеста и в момент окончания жеста. Расстояние между пальцами находится по формуле sqrt(pow(x2 – x1, 2) + pow(y2 – y1, 2)). Также нужно отметить некоторое положение скроллинга которое нужно сохранять – ведь если жестом увеличить картинку, то положение скроллинга изменится (из-за измененного размера картинки). Это положение – а точнее точка, положение которой нужно сохранить, в терминологии Android SDK называется фокальной точкой, и находиться она посередине между двумя пальцами.
Реализовать жест как всегда можно самому, но и это к счастью уже реализовано в Android SDK (правда, только начиная с версии 2.2). Поможет в этом класс ScaleGestureDetector, инстанс которого добавим в наш класс. ScaleGestureDetector инициализируется обьектом, поддерживающим интерфейс OnScaleGestureListener, поэтому создадим также внутренний класс MyScaleGestureListener, который реализует методы onScaleBegin, onScale и onScaleEnd. Не забываем передать управление ScaleGestureDetector из метода onTouchEvent. Ну и самое главное – нужно как-то использовать данные масштабирования: их нужно учитывать во всех местах, где раньше фигурировали ширина и высота картинки (т.е. фактически нужно умножить эти параметры на коэффициент масштабирования). Финальный код класса ImageViewer можно посмотреть в исходниках.
На этом все. Надеюсь статься окажется полезной.

Источник

Повороты экрана в Android без боли

Важно!
Изначально в статье была реализация с ошибкой. Ошибку исправил, статью немного поправил.

Предисловие

Истинное понимание проблем каждой платформы приходит после того, как попробуешь писать под другую платформу / на другом языке. И вот как раз после того, как я познакомился с разработкой под iOS, я задумался над тем, насколько ужасна реализация поворотов экрана в Android. С того момента я думал над решением данной проблемы. Попутно я начал использовать реактивное программирование везде, где только можно и уже даже не представляю как писать приложения по-другому.

Читайте также:  Скрытая демонстрация экрана андроид

И вот я узнал про последнюю недостающую деталь — Data Binding. Как-то эта библиотека прошла мимо меня в свое время, да и все статьи, что я читал (что на русском, что на английском) рассказывали не совсем про то, что мне было необходимо. И вот сейчас я хочу рассказать про реализацию приложения, когда можно будет забыть про повороты экранов вообще, все данные будут сохраняться без нашего прямого вмешательства для каждого активити.

Когда начались проблемы?

По настоящему остро я почувствовал проблему, когда в одном проекте у меня получился экран на 1500 строк xml, по дизайну и ТЗ там было целая куча различных полей, которые становились видимыми при разных условиях. Получилось 15 различных layout’ов, каждый из которых мог быть видимым или нет. Плюс к этому была еще куча различных объектов, значения которых влияют на вьюху. Можете представить уровень проблем в момент поворота экрана.

Возможное решение

Сразу оговорюсь, я против фанатичного следования заветам какого-либо подхода, я пытаюсь делать универсальные и надежные решения, несмотря на то, как это смотрится с точки зрения какого-либо паттерна.

Я назову это реактивным MVVM. Абсолютно любой экран можно представить в виде объекта: TextView — параметр String, видимость объекта или ProgressBar’а — параметр Boolean и т.д… А так же абсолютно любое действие можно представить в виде Observable: нажатие кнопки, ввод текста в EditText и т.п…

Вот тут я советую остановиться и прочитать несколько статей про Data Binding, если еще не знакомы с этой библиотекой, благо, на хабре их полно.

Да начнется магия

Перед тем как начать создавать нашу активити, создадим базовые классы для активити и ViewModel’ли, где и будет происходить вся магия.

Update!
После общения в комментариях, осознал свою ошибку. Суть в том, что в моей первой реализации ничего не сериализуется, но все работает при поворотах экрана, да даже при сворачивании, разворачивании экрана. В комментариях ниже обязательно почитайте почему так происходит. Ну а я исправлю код и поправлю комментарии к нему.

Для начала, напишем базовую ViewModel:

Я уже говорил, что все что угодно можно представить как Observable? И библиотека RxBinding отлично это делает, но вот беда, мы работает не напрямую с объектами, типа EditText, а с параметрами типа ObservableField. Что бы радоваться жизни и дальше, нам необходимо написать функцию, которая будет делать из ObservableField необходимый нам Observable RxJava2:

Тут все просто, передаем на вход ObservableField и получаем Observable RxJava2. Именно для этого мы наследуем базовый класс от BaseObservable. Добавим этот метод в наш базовый класс.

Теперь напишем базовый класс для активити:

Я постарался подробно прокомментировать код, но заострю внимание на нескольких вещах.
Активити, при повороте экрана всегда уничтожается. Тогда, при восстановлении снова вызывается метод onCreate. Вот как раз в методе onCreate нам и нужно восстанавливать данные, предварительно проверив, сохраняли ли мы какие-либо данные. Сохранение данных происходит в методе onSaveInstanceState.

При повороте экрана нас интересует порядок вызовов методов, а он такой (то, что интересует нас):

1) onDestroy
2) onSaveInstanceState

Что бы не сохранять уже не нужные данные мы добавили проверку:

Дело в том, что метод isFinishing вернет true только если мы явно вызвали метод finish() в активити, либо же ОС сама уничтожила активити из-за нехватки памяти. В этих случаях нам нет необходимости сохранять данные.

Реализация приложения

Представим условную задачу: нам необходимо сделать экран, где будет 1 EditText, 1 TextView и 1 кнопка. Кнопка не должна быть кликабельной до тех пор, пока пользователь не введет в EditText цифру 7. Сама же кнопка будет считать количество нажатий на нее, отображая их через TextView.

Update!
Пишем нашу ViewModel:

Update
Вот тут и и были самые большие проблемы. Все работало и при старой реализации, ровно до того момента, пока в настройках разработчика не включить параметр «Don’t keep activities».

Что бы все работало как надо, необходимо реализовывать интерфейс Parcelable для ViewModel. По поводу реализации ничего писать не буду, только уточню еще 1 момент:

Данные-то мы возвращаем, а вот Observable мы теряем. Поэтому пришлось выводить в отдельный метод и вызывать его во всех конструкторах. Это очень быстрое решение проблемы, не было времени подумать лучше, нужно было было указать на ошибку. Если у кого-то есть идеи как реализовать это лучше, пожалуйста, поделитесь.

Читайте также:  Android установка apk huawei

Теперь напишем для этой модели view:

Ну и теперь, мы пишем нашу активити:

Запускаем приложение. Кнопка не кликабельна, счетчик показывает 0. Вводим цифру 7, вертим телефон как хотим, через 2 секунды, в любом случае кнопка становится активной, тыкаем на кнопку и счетчик растет. Стираем цифру, вертим телефоном снова — кнопка все равно через 2 секунды будет не кликабельна, а счетчик не сбросится.

Все, мы получили реализацию безболезненного поворота экрана без потери данных. При этом будут сохранены не только ObservableField и тому подобные, но так же и объекты, массивы и простые параметры, типа int.

Источник

Управление жестами в Android 10: как включить и как использовать

Релиз Android 10 принёс множество новых функций и улучшений в мобильную операционную систему Google , но, пожалуй, наиболее спорными нововведениями являются функции управления жестами, которые полностью заменяют старый кнопочный дизайн.

Предполагается, что использование элементов управления на основе жестов облегчает навигацию по экранам и меню Android 10, особенно для телефонов с безрамочными экранами. Тем не менее, многим пользователям Android может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к новым функциям (если они активируют их).

Предлагаем вам краткий перечень всего того, что вам нужно знать о функциях управления жестами в Android 10: как включить их, как использовать для навигации и так далее.

Как включить управление жестами в Android 10

Если разобраться с системой управления жестами в Android 10 не так просто, то активировать её можно всего за четыре простых шага.

  • 1. Сначала тапните по иконке Настройки.
  • 2. Затем прокрутите список до пункта Система.
  • 3. Выберите пункт Жесты.
  • 4. Затем спуститесь вниз и тапните по пункту Навигация.
  • 5. Вы увидите три варианта: старая трёхкнопочная навигация в нижней части экрана, более новая, двухкнопочная по центру экрана и новая навигация с помощью жестов. Выберите Навигация жестами.
  • 6. Если вы, попробовав, решите, что она вам неудобна, всегда можно вернуться в это же меню и выбрать другой тип управления.

Список жестов управления в Android 10

Итак, теперь, когда вы отказались от привычных кнопок управления, давайте посмотрим, как вы можете использовать управление жестами для перемещения по экранам Android 10.

  • Домой: просто проведите пальцем вверх от нижней части экрана, и вы попадете на главный экран. Это работает везде, где бы вы ни находились – в любом приложении и на любом экране.
  • Назад: чтобы вернуться на предыдущую страницу или закрыть приложение или папку, просто проведите пальцем по левому или правому краю экрана.
  • Переключение между приложениями: если вы хотите переключиться с одного приложения на ранее использованное, проведите пальцем вверх и удерживайте его, а затем проведите пальцем влево или вправо. Это позволит вам быстро переключаться между любыми открытыми приложениями.
  • Страница многозадачности: вы можете просмотреть страницу задач в Android 10, на которой показаны все недавно использованные вами приложения, проведя пальцем вверх, а затем быстро нажав на экран.
  • Google Assistant: при отсутствии кнопки Home доступ к Google Assistant осуществляется с помощью элементов управления жестами, для чего нужно провести вниз по левому нижнему углу или правому нижнему углу экрана.

Доступ к меню приложений в Android 10

Если вы используете приложение в Android 10 с включенными элементами управления жестами, вы все равно можете получить доступ к стандартному меню приложений, расположенному слева. Один из способов — провести пальцем по экрану с левой стороны двумя пальцами, чтобы открыть меню. Другой способ, который более удобен при использовании телефона одной рукой — удерживать левый край экрана, чтобы меню частично появилось, а затем получить к нему полный доступ, проведя по меню пальцем.

Жесты Android 10 в различных смартфонах и лаунчерах

На данный момент новые функции управления жестами в Android 10 должны работать на тех смартфонах, на которых будет установлена стандартная версия ОС. Тем не менее, другие телефоны, которые имеют свои оболочки, такие как OneUI от Samsung, будут продолжать использовать собственные способы навигации.

По крайней мере, на данный момент, устройства, которые используют сторонние лаунчеры под Android 10, по умолчанию будут использовать старую 3-кнопочную навигационную систему. Представители Google отметили, что они работают над добавлением поддержки управления жестами для этих лаунчеров, но пока неизвестно, когда это произойдёт.

Источник

Оцените статью