- Button (Кнопка)
- Общая информация
- Три способа обработки событий нажатий на кнопку
- Первый способ — атрибут onClick
- Второй способ — метод setOnClickListener()
- Третий способ — интерфейс OnClickListener
- Плодитесь и размножайтесь — это про кошек, а не про кнопки
- Сделать кнопку недоступной
- Сделать кнопку плоской
- Коснись меня нежно
- Получить текст с кнопки
- Дополнительное чтение
- Библиотеки
- Полный список
Button (Кнопка)
Общая информация
Кнопка — один из самых распространенных элементов управления в программировании. Наследуется от TextView и является базовым классом для класса СompoundButton. От класса CompoundButton в свою очередь наследуются такие элементы как CheckBox, ToggleButton и RadioButton. В Android для кнопки используется класс android.widget.Button. На кнопке располагается текст и на кнопку нужно нажать, чтобы получить результат. Альтернативой ей может служить компонент ImageButton (android.widget.ImageButton), у которого вместо текста используется изображение.
В студии кнопка представлена компонентом Button в разделе Widgets. Управлять размером шрифта, цветом текста и другими свойствами можно через атрибут textAppearance, который задействует системные стили. Выпадающий список данного свойства содержит огромный перечень вариантов. Также вы можете вручную задать конкретные индивидуальные настройки через отдельные свойства.
Если вы растягиваете кнопку по всей ширине экрана (android:layout_width=»match_parent»), то дополнительно рекомендую использовать атрибут android:layout_margin (или родственные ему layout_marginRight и layout_marginLeft) для создания отступов от краев экрана (веб-мастера знакомы с этими терминами).
Так как кнопка является наследником TextView, то использует многие знакомые атрибуты: textColor, textSize и др.
Три способа обработки событий нажатий на кнопку
Если вы разместили на экране кнопку и будете нажимать на неё, то ничего не произойдёт. Необходимо написать код, который будет выполняться при нажатии. Существует несколько способов обработки нажатий на кнопку.
Первый способ — атрибут onClick
Относительно новый способ, специально разработанный для Android — использовать атрибут onClick (на панели свойств отображается как On Click):
Имя для события можно выбрать произвольное, но лучше не выпендриваться. Далее нужно прописать в классе активности придуманное вами имя метода, который будет обрабатывать нажатие. Метод должен быть открытым (public) и с одним параметром, использующим объект View. Вам нужно выучить пять слов для создания метода, а сам метод поместить в класс (если вы ещё путаетесь в структуре Java-кода, то вставьте метод перед последней фигурной скобкой):
Когда пользователь нажимает на кнопку, то вызывается метод onMyButtonClick(), который в свою очередь генерирует всплывающее сообщение.
Обратите внимание, что при подобном подходе вам не придётся даже объявлять кнопку через конструкцию (Button)findViewById(R.id.button1), так как Android сама поймёт, что к чему. Данный способ применим не только к кнопке, но и к другим элементам и позволяет сократить количество строк кода.
Второй способ — метод setOnClickListener()
Более традиционный способ в Java — через метод setOnClickListener(), который прослушивает нажатия на кнопку. Так как для начинающего программиста код может показаться сложным, то рекомендуется использовать подсказки студии. Вот как это будет выглядеть. Предположим, у вас на экране уже есть кнопка button. В коде вы объявляете её обычным способом:
Следующий шаг — написание метода для нажатия. Напечатайте имя элемента и поставьте точку button. — среда разработки покажет вам список доступных выражений для продолжения кода. Вы можете вручную просмотреть и выбрать нужный вариант, а можно продолжать набирать символы, чтобы ускорить процесс. Так как с нажатиями кнопок вам часто придётся работать, то запомните название его метода (хотя бы первые несколько символов) — набрав четыре символа (seto), вы увидите один оставшийся вариант, дальше можно сразу нажать клавишу Enter, не набирая оставшиеся символы. У вас появится строка такого вида:
Курсор будет находиться внутри скобок и появится подсказка OnClickListener l. Начинайте набирать new OnClickListener. Здесь также не обязательно набирать имя полностью. Набрав слово Oncl, вы увидете нужный вариант и снова нажимайте Enter. В результате вы получите готовую заготовку для обработки нажатия кнопки:
Теперь у вас есть рабочая заготовка и сразу внутри фигурных скобок метода onClick() вы можете писать свой код. Рекомендую потренироваться и набить руку в создании заготовки. Это не так сложно, и с практикой навык закрепится автоматически.
Как вариант, можно вынести код для OnClickListener в отдельное место, это удобно, когда кнопок на экране несколько и такой подход позволит упорядочить код. Удалите предыдущий пример и начните писать код заново. Принцип такой же, немного меняется порядок. В предыдущем примере мы сразу прописали в методе setOnClickListener слушателя new OnClickListener. с методом onClick(). Можно сначала отдельно объявить отдельную переменную myButtonClickListener:
Во время набора активно используйте подсказки через Ctrl+Space. Набрали несколько символов у первого слова и нажимайте эту комбинацию, набрали после слова new несколько символов и снова нажимайте указанную комбинацию — заготовка будет создана за несколько секунд, а вы избежите возможных опечаток.
У нас есть готовая переменная, и теперь, когда вы будете набирать код button.setOnClickListener, то вместо new OnClickListener впишите готовую переменную.
Для новичка описание может показаться сумбурным и не понятным, но лучше самостоятельно проделать эти операции и понять механизм.
Третий способ — интерфейс OnClickListener
Третий способ является родственным второму способу и также является традиционным для Java. Кнопка присваивает себе обработчика с помощью метода setOnClickListener (View.OnClickListener l), т.е. подойдет любой объект с интерфейсом View.OnClickListener. Мы можем указать, что наш класс Activity будет использовать интерфейс View.OnClickListener.
Опять стираем код от предыдущего примера. Далее после слов extends Activity дописываем слова implements OnClickListener. При появлении подсказки не ошибитесь. Обычно первым идёт интерфейс для диалогов, а вторым нужный нам View.OnClickListener.
Название вашего класса будет подчёркнуто волнистой красной чертой, щёлкните слово public и дождитесь появления красной лампочки, выберите вариант Implement methods. Появится диалоговое окно с выделенным методом onClick. Выбираем его и в коде появится заготовка для нажатия кнопки.
Метод будет реализован не в отдельном объекте-обработчике, а в Activity, который и будет выступать обработчиком. В методе onCreate() присвоим обработчик кнопке. Это будет объект this, т.е. текущий объект нашей активности.
На первых порах такой способ также покажется вам сложным и непонятным. Со временем и опытом понимание обязательно придёт.
Лично я рекомендую вам использовать первый способ, как самый простой и понятный. Использование второго и третьего способа дадут вам представление, как писать обработчики для других событий, так как кнопка может иметь и другие события. Например, кроме обычного нажатия существует долгое нажатие на кнопку (long click). Один из таких примеров с методом касания я привёл в конце этой статьи.
О том, как обрабатывать щелчки кнопки я написал отдельную статью Щелчок кнопки/Счетчик ворон. Также кнопки часто будут встречаться во многих примерах на сайте. Про обработку длительный нажатий можно прочитать в статье, посвященной ImageButton.
Плодитесь и размножайтесь — это про кошек, а не про кнопки
Когда у вас одна кнопка в окне, то у вас будет один метод, две кнопки — два метода и так далее. Если у вас несколько кнопок, то не обязательно для каждой прописывать свой метод, можно обойтись и одним, а уже в самом методе разделять код по идентификатору кнопки. Если вы посмотрите на код в предыдущих примерах, то увидите, что в методе присутствует параметр View, который и позволяет определить, для какой кнопки предназначен кусок кода:
Предположим, у вас есть три кнопки:
Как видите, мы сократили количество кода. Теперь у нас один обработчик onClick(), в котором прописаны действия для трёх кнопок.
Сделать кнопку недоступной
Иногда нужно сделать кнопку недоступной и активировать её при определённых условиях. Через XML нельзя сделать кнопку недоступной (нет подходящего атрибута). Это можно сделать программно через метод setEnabled():
Как альтернативу можете рассмотреть атрибут android:clickable, который позволит кнопке не реагировать на касания, но при этом вид кнопки останется обычным.
Сделать кнопку плоской
Стандартная кнопка на экране выглядит выпуклой. Но в некоторых случаях желательно использовать плоский интерфейс. Раньше для этих целей можно было использовать TextView с обработкой щелчка. Но теперь рекомендуют использовать специальный стиль borderlessButtonStyle:
Кнопка сохранит своё привычное поведение, будет менять свой цвет при нажатии и т.д.
С появлением Material Design добавились другие стили, например, style=»@style/Widget.AppCompat.Button.Borderless», который является предпочтительным вариантом. Попробуйте также style=»@style/Widget.AppCompat.Button.Borderless.Colored»
Коснись меня нежно
Если вы внимательно понаблюдаете за поведением кнопки, то увидите, что код срабатывает в тот момент, когда вы отпускаете свою лапу, извините, палец с кнопки. Для обычных приложений это вполне нормально, а для игр на скорость такой подход может оказаться слишком медленным. В подобных случаях лучше обрабатывать ситуацию не с нажатием кнопки, а с его касанием. В Android есть соответствующий слушатель OnTouchListener():
У метода onTouch() есть параметр MotionEvent, позволяющий более тонко определять касания экрана. Если произойдет событие, когда пользователь коснулся экрана, то ему будет соответствовать константа ACTION_DOWN. Соответственно, если пользователь уберёт палец, то нужно использовать константу ACTION_UP. Таким образом, можете расценивать щелчок кнопки как комбинацию двух событий — касания и отпускания.
Получить текст с кнопки
Навеяно вопросом с форума. Задача — получить текст кнопки в методе onClick(). У метода есть параметр типа View, у которого нет метода getText(). Для этого нужно привести тип к типу Button.
Если у вас несколько кнопок привязаны к методу onClick(), то щелчок покажет текст нажатой кнопки.
Дополнительное чтение
SwipeButton — кнопка с поддержкой свайпа
Библиотеки
dmytrodanylyk/circular-progress-button — ещё один вариант кнопок с индикатором прогресса.
Источник
Полный список
— обрабатываем нажатия на виджет
Продолжаем тему виджетов. Виджет, который показывает информацию – это хорошо, это мы теперь умеем. Но кроме этого виджет еще умеет реагировать на нажатия.
Т.к. прямого доступа к view-компонентам виджета мы не имеем, то использовать, как обычно, обработчики нажатий не получится. Но RemoteViews, используемый нами для работы с view, позволяет настроить реакцию view на нажатие. Для этого он использует PendingIntent. Т.е. мы можем на нажатие на виджет повесить вызов Activity, Service или BroadcastReceiver. В этом уроке сделаем непростой, но достаточно содержательный пример, отражающий различные техники реагирования на нажатия.
Создадим виджет, состоящий из двух текстов и трех зон для нажатий.
Первый текст будет отображать время последнего обновления, а второй – кол-во нажатий на третью зону нажатия.
Первая зона будет по клику открывать конфигурационное Activity. Это пригодится в том случае, когда вы хотите дать пользователю возможность донастроить виджет после установки. Конфигурировать будем формат отображаемого в первой строке времени.
Вторая зона нажатия будет просто обновлять виджет, тем самым будет меняться время в первом тексте.
Каждое нажатие на третью зону будет увеличивать на единицу счетчик нажатий и обновлять виджет. Тем самым будет меняться второй текст, отображающий текущее значение счетчика.
Для простоты, конечно, можно было разбить этот пример на три отдельных виджета. Но я решил сделать все в одном, чтобы наглядно показать, что один виджет может совершать разные действия в ответ на нажатия на разные view.
Создадим проект без Activity:
Project name: P1201_ClickWidget
Build Target: Android 2.3.3
Application name: ClickWidget
Package name: ru.startandroid.develop.p1201clickwidget
Layout-файл виджета widget.xml:
Первые два TextView – это тексты, а последние три – зоны нажатия.
Layout-файл для конфигурационного экрана config.xml:
Поле для ввода формата даты и кнопка подтверждения
Класс конфигурационного экрана ConfigActivity.java:
Тут ничего нового для нас нет.
В onCreate мы извлекаем и проверяем ID экземпляра виджета, для которого открылся конфигурационный экран. Далее формируем отрицательный ответ на случай нажатия кнопки Назад. Читаем формат времени и помещаем его в EditText. Читаем значение счетчика и, если это значения еще нет в Preferences, то пишем туда 0.
В onClick мы сохраняем в Preferences формат из EditText, обновляем виджет, формируем положительный ответ и выходим.
Код обновления виджета пока закоментен, т.к. у нас еще нет класса MyWidget. Сейчас создадим и можно будет раскоментить.
Класс виджета MyWidget.java:
А вот тут уже немного посложнее.
В onUpdate мы обновляем все требующие обновления экземпляры, в onDelete подчищаем Preferences после удаления экземпляров.
Метод updateWidget отвечает за обновления конкретного экземпляра виджета. Здесь мы настраиваем внешний вид и реакцию на нажатие.
Сначала мы читаем настройки формата времени (которые были сохранены в конфигурационном экране), берем текущее время и конвертируем в строку согласно формату. Также из настроек читаем значение счетчика. Создаем RemoteViews и помещаем время и счетчик в соответствующие TextView.
Далее идет настройка обработки нажатия. Механизм несложен. Сначала мы готовим Intent, который содержит в себе некие данные и знает куда он должен отправиться. Этот Intent мы упаковываем в PendingIntent. Далее конкретному view-компоненту мы методом setOnClickPendingIntent сопоставляем PendingIntent. И когда будет совершено нажатие на этот view, система достанет Intent из PendingIntent и отправит его по назначению.
В нашем виджете есть три зоны для нажатия. Для каждой из них мы формируем отдельный Intent и PendingIntent.
Первая зона – по нажатию должно открываться конфигурационное Activity. Создаем Intent, который будет вызывать наше Activity, помещаем данные об ID (чтобы экран знал, какой экземпляр он настраивает), упаковываем в PendingIntent и сопоставляем view-компоненту первой зоны.
Вторая зона – по нажатию должен обновляться виджет, на котором было совершено нажатие. Создаем Intent, который будет вызывать наш класс виджета, добавляем ему action = ACTION_APPWIDGET_UPDATE, помещаем данные об ID (чтобы обновился именно этот экземпляр), упаковываем в PendingIntent и сопоставляем view-компоненту второй зоны.
Третья зона – по нажатию должен увеличиваться на единицу счетчик нажатий. Создаем Intent, который будет вызывать наш класс виджета, добавляем ему наш собственный action = ACTION_CHANGE, помещаем данные об ID (чтобы работать со счетчиком именно этого экземпляра), упаковываем в PendingIntent и сопоставляем view-компоненту третьей зоны.
Теперь при нажатии на первую зону будет вызван конфигурационный экран. По нажатию на вторую будет обновлен виджет. А вот нажатие на третью ни к чему не приведет, т.к. наш класс MyWidget знает, как работать с Intent с action вида ACTION_APPWIDGET_UPDATE, ACTION_APPWIDGET_DELETED и пр. А мы ему послали свой левый action.
Значит надо научить его понимать наш Intent. Вспоминаем, что MyWidget – это расширение AppWidgetProvider, а AppWidgetProvider – это расширение BroadcastReceiver. А значит, мы можем сами реализовать метод onReceive, в котором будем ловить наш action и выполнять нужные нам действия.
В методе onReceive мы обязательно выполняем метод onReceive родительского класса, иначе просто перестанут работать обновления и прочие стандартные события виджета. Далее мы проверяем, что intent содержит наш action, читаем и проверяем ID из него, читаем из настроек значение счетчика, увеличиваем на единицу, пишем обратно в настройки и обновляем экземпляр виджета. Он прочтет новое значение счетчика из настроек и отобразит его.
Вы обратили внимание, что при создании PendingIntent мы использовали ID экземпляров виджета в качестве requestCode? Поясняю, зачем это сделано. Допустим, мы создаем два экземпляра виджета. Первый создается и создает свои PendingIntent для обновления, счетчика и конфигурирования. Эти PendingIntent содержат action и extra-данные. Теперь создается второй экземпляр. Он также пытается создать свои PendingIntent с теми же action и другими extra-данными. Тут мы вспоминаем прошлый урок, а именно дефолтное поведение системы. Если создаваемый PendingIntent похож на существующий, то создаваемый станет копией уже существующего. Т.е. все PendingIntent второго экземпляра получат extra-данные из Intent первого. В extra-данных у нас лежит ID экземпляра. Значит второй экземпляр виджета будет обновлять время/счетчик и открывать конфигурационный экран первого экземпляра. Если интересно, можете поставить нули вместо ID при создании PendingIntent и убедиться, что так все и будет. Чтобы избежать этого, используем requestCode. Надеюсь, что этот момент понятен, т.к. для этого и была написана бОльшая часть прошлого урока )
Теперь не забудьте раскаментить код обновления виджета в классе ConfigActivity в методе onClick. Иначе ничего работать не будет.
Создадим файл метаданных xml/widget_metadata.xml:
Виджет будет вертикальным. Число 0 – в updatePeriodMillis говорит о том, что виджет не будет обновляться системой. Мы его сами обновлять будем.
Осталось прописать классы в манифесте. Должен получиться примерно такой фрагмент кода:
Если для Receiver не указана иконка и текст, он возьмет их из приложения.
Т.е. наш виджет будет иметь стандартную системную иконку и имя приложения – ClickWidget.
Все сохраняем и инсталлим приложение.
Для наглядности давайте создадим пару экземпляров виджета. Настройки в конфигурационном экране пока оставляйте дефолтными.
Виджеты отображают время, когда они были последний раз обновлены и счетчик нажатий.
Теперь понажимайте Update на обоих виджетах, время будет обновляться. А, нажимая Count, вы меняете значение счетчика, и виджет это отображает. Вместе со счетчиком, кстати, актуализируется и время, т.к. оно актуализируется при каждом обновлении виджета.
Нажав на Config, мы попадаем в конфигурационный экран. Здесь можно изменить формат отображаемого времени. Настроим так, чтобы первый экземпляр отображал только часы и минуты
а второй – секунды
Предлагаю вам самостоятельно допилить виджет так, чтобы при нажатии на Count обновлялся только счетчик, а время не менялось. Также попробуйте добавить еще одну (четвертую) зону, по нажатию на которую открывался бы, например, www.google.com в браузере.
На всякий случай проговорю явно следующее. В нашем примере мы при нажатиях вызывали через Intent свои же классы. Но, думаю, всем понятно, что можно вызывать все, что позволит Intent, никаких ограничений нет.
На следующем уроке:
— создаем виджет со списком
Присоединяйтесь к нам в Telegram:
— в канале StartAndroid публикуются ссылки на новые статьи с сайта startandroid.ru и интересные материалы с хабра, medium.com и т.п.
— в чатах решаем возникающие вопросы и проблемы по различным темам: Android, Kotlin, RxJava, Dagger, Тестирование
— ну и если просто хочется поговорить с коллегами по разработке, то есть чат Флудильня
— новый чат Performance для обсуждения проблем производительности и для ваших пожеланий по содержанию курса по этой теме
Источник