Android studio хранение данных пользователя

Хранение данных и файлов

В целом хранение файлов и данных можно условно разделить на две группы: во внутреннем или внешнем хранилище. Но разница между ними довольна тонка. В целом политика Гугла в отношение данных ужесточается с каждой версии системы.

Android поддерживает различные варианты хранения данных и файлов.

  • Специфичные для приложения файлы. Доступ к файлам имеет только приложение, их создавшее. Файлы могут находиться во внутреннем и внешнем хранилище. У других приложений нет доступа (кроме случаев, когда файлы хранятся на внешнем хранилище). Методы getFilesDir(), getCacheDir(), getExternalFilesDir(), getExternalCacheDir(). Разрешений на доступ не требуется. Файлы удаляются, когда приложение удаляется пользователем.
  • Разделяемое хранилище. Приложение может создавать файлы, которыми готово поделиться с другими приложениями — медиафайлы (картинки, видео, аудио), документы. Для медифайлов требуется разрешение READ_EXTERNAL_STORAGE или WRITE_EXTERNAL_STORAGE.
  • Настройки. Хранение простых данных по принципу ключ-значение. Доступно внутри приложения. Реализовано через Jetpack Preferences. Настройки удаляются, когда приложение удаляется пользователем.
  • Базы данных. Хранение данных в SQLite. На данный момент реализовано через библиотеку Room. Доступ только у родного приложения.

В зависимости от ваших потребностей, нужно выбрать нужный вариант хранения данных.

Следует быть осторожным при работе с внутренним и внешним хранилищем. Внутренне хранилище всегда есть в системе, но оно может быть не слишком большим по объёму. Вдобавок к внутреннему хранилищу, устройство может иметь внешнее хранилище. В старых моделях таким хранилищем выступала съёмная SD-карта. Сейчас чаще используют встроенную и недоступную для извлечения флеш-память. Если ваше приложение слишком большое, можно попросить систему устанавливать программу во внешнее хранилище, указав просьбу в манифесте.

В разных версиях Android требования к разрешению для работы с внешним хранилищем постоянно менялись. На данный момент (Android 10, API 29) требования выглядят следующим образом.

Приложение может иметь доступ к собственным файлам, которые находятся во внешнем хранилище. Также может получить доступ к определённым общим файлам на внешнем хранилище.

Доступ к общим файлам достигается через FileProvider API или контент-провайдеры.

Для просмотра файлов через студию используйте инструмент Device File Explorer.

Внешняя карта памяти

Когда появились первые устройства на Android, то практически у всех были внешние карточки памяти, которые вставлялись в телефон. Обычно там хранили фотки, видео и свои файлы. Всё было понятно — были различные методы для доступа к файловой системе. А потом началась чехарда. В телефонах также была и собственная «внешняя» память. Она вроде как и внешняя, но вставлена на заводе и вытащить её пользователь не мог, т.е. практически внутренняя. Затем пошла мода на телефоны, у которых была только такая внутреннее-внешняя карта. Пользователи поворчали, но привыкли. Сейчас встречаются оба варианта. Как правило, у телефонов с спрятанной картой больше памяти и выше степень водонепроницаемости.

Подобные фокусы с картой породили и другую проблему — Гугл озаботился безопасностью файлов и стала думать, как осложнить жизнь разработчику. С выходом каждой новой версии системы компания то давала добро на полный доступ к карточке, то ограничивала, то давала права с ограничениями, то откатывала свои решения назад. Короче, запутались сами и запутали всех.

Попробуем немного разобраться с этим зоопарком. Но помните, что процесс путаницы продолжается.

При подготовке материала я опирался на письма некоторых читателей сайта, которые присылали свои мысли по этому поводу. Спасибо им за структуризацию материала.

Вот что я (кажется) понял, попытавшись загрузить картинку с внешней SD карточки.

External это не External
«EXTERNAL_STORAGE» называется так не потому, что это внешняя память по отношению к устройству, а потому что она выглядит как внешняя память для компьютера, если устройство подключить кабелем к компьютеру. Причём именно выглядит, потому что обмен идёт по протоколу MTP – устройство только показывает компьютеру список папок и файлов, а при необходимости открыть или скопировать файл он специально загружается на компьютер, в отличие от настоящей флешки, файлы которой становятся файлами в файловой системе самого компьютера. Обмен по MTP позволяет устройству продолжать работать, когда оно подключено к компьютеру.

Читайте также:  Что значит настройка устройства андроид

Emulated это не Emulated
Сначала я пытался прочесть файл с карточки на эмуляторе (из этого так ничего и не вышло). Функция getExternalStorageDirectory() давала мне /storage/emulated/0, и я думал, что «emulated» – это потому что на эмуляторе. Но когда я подцепил реальный планшет, слово «emulated» никуда не исчезло. Я стал рыться в интернете и обнаружил, что «Emulated storage is provided by exposing a portion of internal storage through an emulation layer and has been available since Android 3.0.» – то есть это просто кусок внутренней памяти, которая путём какой-то эмуляции делается доступной для пользователя, в отличие от собственно внутренней памяти.

При этом с точки зрения системы доступная для пользователя папка называется /storage/emulated/0, а при подключении к компьютеру по USB это просто одна из двух главных папок устройства – у меня в Windows Explorer она называется Tablet. Вторая папка у меня называется Card, и это и есть настоящая внешняя карточка.

Нет стандартных средств добраться из приложения до файлов на внешней карточке. Все попытки добраться до настоящей внешней карточки делаются с помощью неких трюков. Самое интересное, что я нашел, это статья на http://futurewithdreams.blogspot.com/2014/01/get-external-sdcard-location-in-android.html — парень читает таблицу смонтированных устройств /proc/mounts, таблицу volume daemons /system/etc/vold.fstab, сравнивает их и выбирает те тома, которые оказываются съёмными (с помощью Environment.isExternalStorageRemovable()).

Оказалось, что несистемным приложениям в принципе запрещено напрямую обращаться к съёмной карточке! Похоже, что это было так всегда, но вот начиная с версии Android 6 Marshmallow написано: внешняя карточка может быть определена как Portable либо Adoptable. Adoptable – это как бы «усыновляемая» память которая может быть «adopted», то есть взята в систему (примерно как кот с улицы в дом – это тоже называется to adopt) и использована как внутренняя. Для этого ее надо особым образом отформатировать и не вынимать, иначе не факт, что система продолжит нормально работать.

Portable – это нормальная съёмная карточка, но несистемным приложениям запрещено обращаться из программ к файлам на ней! Вот что написано в https://source.android.com/devices/storage/traditional.html:

Android 6.0 supports portable storage devices which are only connected to the device for a short period of time, like USB flash drives. When a user inserts a new portable device, the platform shows a notification to let them copy or manage the contents of that device. In Android 6.0, any device that is not adopted is considered portable. Because portable storage is connected for only a short time, the platform avoids heavy operations such as media scanning. Third-party apps must go through the Storage Access Framework to interact with files on portable storage; direct access is explicitly blocked for privacy and security reasons.

Если я правильно понял, этот самый Storage Access Framework позволяет работать с документом на карточке через диалог (открыть файл/сохранить файл), а вот прочитать или записать файл на карточке непосредственно из программы невозможно.

Общий вывод – реально из программы можно работать только с файлами на предоставляемой пользователю части встроенной памяти устройства, а на съёмной карточке – нет.

Это напоминает войну Microsoft с пользователями и разработчиками по поводу диска C:, компания уговаривала не устраивать беспорядок в корне этого диска, а ещё лучше — перенести свои файлы на другой диск. Но явных запретов не было.

Состояние на текущий момент

Гугл утверждает, что с версии Android 10 Q стандартный доступ к файлам будет прекращён. Ещё в Android 4.4 появился Storage Access Framework, который и должен стать заменой для работы с файлами.

Методы Environment.getExternalStorageDirectory() и Environment.getExternalStoragePublicDirectory() признаны устаревшими и будут недоступны. Даже если они будут возвращать корректные значения, ими вы не сможете воспользоваться.

В Android 7.0 добавили исключение FileUriExposedException, чтобы разработчики перестали использовать схему file://Uri.

Можно создавать файлы в корневой папке карточки при помощи Environment.getExternalStorageDirectory(), а также папки с вложенными файлами. Если папка уже существует, то у вас не будет доступа на запись (если это не ваша папка).

Читайте также:  Компас сапр для андроид

Если вы что-то записали, то сможете и прочитать. Чужое читать нельзя.

Кстати, разрешения на чтение и запись файлов не требуются, а READ_EXTERNAL_STORAGE и WRITE_EXTERNAL_STORAGE объявлены устаревшими.

Другие приложения не могут получить доступ к файлам вашего приложения. Файлы, которые вы создали через getExternalFilesDir(), доступны через Storage Access Framework, кроме файлов, созданных в корне карточки (что-то я совсем запутался). Ещё можно дать доступ через FileProvider.

При подключении USB-кабеля через getExternalFilesDir(), вы можете увидеть свои файлы и папки, а также файлы и папки пользователя. При этом файлы и папки пользователя на корневой папке вы не увидите. Вам не поможет даже adb или Device File Explorer студии.

Что делать?

Пользуйтесь методами класса Context, типа getExternalFilesDir(), getExternalCacheDir(), getExternalMediaDirs(), getObbDir() и им подобными, чтобы найти место для записи.

Используйте Storage Access Framework.

Используйте MediaStore для мультимедийных файлов.

Используйте FileProvider, чтобы файлы были видимы другим приложениям через ACTION_VIEW/ACTION_SEND.

Android 10: Появился новый флаг android:allowExternalStorageSandbox=»false» и метод Environment.isExternalStorageSandboxed() для работы с песочницей. Флаг android:requestLegacyExternalStorage=»true» для приложений, которые ещё используют старую модель доступа к файлам.

Как временное решение можно добавить в блок манифеста application атрибут android:requestLegacyExternalStorage=»true», чтобы доступ к файлам был как раньше в Android 4.4-9.0.

Android 11

Если вы создаёте файловый менеджер, то ему нужны возможности для просмотра файлов. Для этого следует установить разрешение MANAGE_EXTERNAL_STORAGE или использовать атрибут android:requestLegacyExternalStorage=»true» (см. выше).

Источник

Урок 33. SharedPreferences — сохранение данных в приложениях | Уроки Android Studio

В этом уроке начинаем обзор способов сохранения данных в android приложениях. Начнем с SharedPreferences.

SharedPreferences – постоянное хранилище на платформе Android, используемое приложениями для хранения своих настроек, например.

Исходный код примера — под видео:

Уроки Android Studio: тут
Инструменты android разработчика: тут
Дизайн android приложений: тут
Уроки создания игр для android: тут
Основы программирования на JAVA: тут

Виталий, для каких целей вы снимаете новые уроки, они полностью дублируют старые, этот урок точная копия УРОКА 33 «Хранение данных. Preferences» https://www.youtube.com/watch?v=13ucu3lETlc, я понял бы еще, если бы содержимое отличалось, так нет, точная копия.
ПОЧЕМУ, на протяжение долгого времени на канале(и на сайте) не появляются новые уроки, а бездумно копируются старые, старые но с новым визуальным оформлением, здесь же ведь не кружок дизайнеров.
Это очень ПЕЧАЛЬНО, надеюсь вы одумаетесь и начнете снимать уроки, которые будет интересно просматривать.
С ув Ваш подписчик.

Спасибо за критику. Уроки обновляются для новой среды разработки. За это проголосовало много подписчиков канала в проводившемся опросе. Кроме этих уроков, на канале выходят новые серии по инструментам, дизайну, играм. Более половины публикуемых уроков — новые.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Полный список

— хранение данных с помощью Preferences

Хватит об Intent и Activity. Поговорим о хранении данных. В Android есть несколько способов хранения данных:

Preferences — в качестве аналогии можно привести виндовые INI-файлы

SQLite — база данных, таблицы

обычные файлы — внутренние и внешние (на SD карте)

Мы начнем с самого простого – Preferences. Значения сохраняются в виде пары: имя, значение. Так же, как и например extras в Intent.

Разработаем приложение. В нем будет поле для ввода текста и две кнопки – Save и Load. По нажатию на Save мы будем сохранять значение из поля, по нажатию на Loadзагружать.

Project name: P0331_SharedPreferences
Build Target: Android 2.3.3
Application name: SharedPreferences
Package name: ru.startandroid.develop.p0331sharedpreferences
Create Activity: MainActivity

Откроем main.xml и создадим такой экран:

Поле ввода и две кнопки.

Теперь пишем код в MainActivity.java:

Определение элементов экрана, присвоение обработчиков и реализация onClick – тут все понятно и как обычно. Нам интересны методы, которые мы вызываем в onClick

saveText – сохранение данных. Сначала с помощью метода getPreferences получаем объект sPref класса SharedPreferences, который позволяет работать с данными (читать и писать). Константа MODE_PRIVATE используется для настройки доступа и означает, что после сохранения, данные будут видны только этому приложению. Далее, чтобы редактировать данные, необходим объект Editor – получаем его из sPref. В метод putString указываем наименование переменной – это константа SAVED_TEXT, и значение – содержимое поля etText. Чтобы данные сохранились, необходимо выполнить commit. И для наглядности выводим сообщение, что данные сохранены.

Читайте также:  Track view для андроид

loadText – загрузка данных. Так же, как и saveText, с помощью метода getPreferences получаем объект sPref класса SharedPreferences. MODE_PRIVATE снова указывается, хотя и используется только при записи данных. Здесь Editor мы не используем, т.к. нас интересует только чтение данных. Читаем с помощью метода getString – в параметрах указываем константу — это имя, и значение по умолчанию (пустая строка). Далее пишем значение в поле ввода etText и выводим сообщение, что данные считаны.

Все сохраняем, запускаем приложение.

Для начала, давайте убедимся, что сохранение в принципе нужно. Введите какой-нить текст в поле ввода

и не нажимая кнопку Save закройте приложение кнопкой Назад.

Теперь найдите приложение в общем списке приложений эмулятора

и запустите снова.

Поле ввода пустое. То, что мы вводили – пропало при закрытии программы. Нажатие на Load тоже ничего не даст – мы ничего не сохраняли.

Давайте попробуем сохранять. Снова введите значение и нажмите Save.

Значение сохранилось в системе.

Теперь закроем приложение (Назад), снова откроем и нажмем Load. Значение считалось и отобразилось.

Давайте сделаем так, чтобы сохранение и загрузка происходили автоматически при закрытии и открытии приложения и не надо было жать кнопки. Для этого метод loadText будем вызывать в onCreate.

(Добавляете только строку 8)

а метод saveText — в onDestroy

Все сохраним, запустим. Теперь можно вводить данные, закрывать приложение, снова открывать и данные не потеряются. Кнопки Save и Load также работают. В какой момент сохранять данные в ваших приложениях – решать только вам. По нажатию кнопки, при закрытии программы или еще по какому-либо событию. Главное – теперь вы это умеете.

Еще немного слов по этой теме.

Preferences-данные сохраняются в файлы и вы можете посмотреть их. Для этого в Eclipse откройте меню Window > Show View > Other и выберите Android > File Explorer. Отобразилась файловая система эмулятора.
Открываем папку data/data/ru.startandroid.develop.p0331sharedpreferences/shared_prefs и видим там файл MainActivity.xml. Если его выгрузить на комп и открыть — увидим следующее:

Все верно, имя — saved_text и значение — abcdefg.

Обратите внимание, что в пути к файлу используется наш package.

Теперь разберемся, откуда взялось наименование файла MainActivity.xml. Кроме метода getPreferences, который мы использовали, есть метод getSharedPreferences. Он выполняет абсолютно те же функции, но позволяет указать имя файла для хранения данных. Т.е., например, если бы мы в saveText использовали для получение SharedPreferences такой код:

То данные сохранились бы в файле MyPref.xml, а не в MainActivity.xml.

Теперь если мы посмотрим исходники метода getPreferences, то видим следующее:

Используется метод getSharedPreferences, а в качестве имени файла берется имя класса текущего Activity. Отсюда и появилось имя файла MainActivity.xml.

— используете getPreferences, если работаете с данными для текущего Activity и не хотите выдумывать имя файла.

— используете getSharedPreferences, если сохраняете, например, данные — общие для нескольких Activity и сами выбираете имя файла для сохранения.

Кстати, в File Explorer вы можете видеть юниксовые rwx-права доступа к файлу. Попробуйте при сохранении данных использовать не MODE_PRIVATE, а MODE_WORLD_READABLE или MODE_WORLD_WRITEABLE и посмотрите, как будут меняться права.

Полный код MainActivity.java:

На следующем уроке:

— хранение данных с помощью SQLite

Присоединяйтесь к нам в Telegram:

— в канале StartAndroid публикуются ссылки на новые статьи с сайта startandroid.ru и интересные материалы с хабра, medium.com и т.п.

— в чатах решаем возникающие вопросы и проблемы по различным темам: Android, Kotlin, RxJava, Dagger, Тестирование

— ну и если просто хочется поговорить с коллегами по разработке, то есть чат Флудильня

— новый чат Performance для обсуждения проблем производительности и для ваших пожеланий по содержанию курса по этой теме

Источник

Оцените статью