Ориентация
Вступление
Когда создавались первые портативные устройства — КПК и смартфоны, то за основу бралась настольная операционная система и допиливалась под мобильное устройство. Лишние функции удалялись, а некоторые функции добавлялись. Но при этом как-то совсем упустили из виду, что в отличие от громоздких мониторов и экранов ноутбуков, карманные устройства можно вращать в руках. Первые устройства не умели менять ориентацию экрана. Некоторые программисты самостоятельно стали создавать программы, которые умели переключаться в разные режимы. Затем эту возможность стали включать в настройки аппарата. Позже аппараты научились самостоятельно определять ориентацию экрана.
Всего существует два режима — портретный и альбомный. На большинстве телефонов используется по умолчанию портретный режим (как на паспорте). Альбомный режим знаком нам по обычным мониторам.
Рассмотрим следующий случай. Предположим, у нас в приложении имеется одно текстовое поле и шесть кнопок. Вроде всё нормально.
Но стоит нам повернуть устройство на 90 градусов, как сразу обнаруживаются проблемы. Пятая кнопка видна частично, а шестая вообще оказалась за пределами видимости. Непорядок!
Чтобы избежать такой проблемы, необходимо как-то по другому скомпоновать кнопки. Например, расположить их не подряд друг за другом, а разбить на пары. Воспользуемся контейнером TableLayout. С его помощью мы можем разбить кнопки на две колонки и поместить их в три ряда.
Для этой операции нам понадобится сделать несколько важных шагов. Сначала нужно создать новую подпапку в папке res. Выделяем папку res, вызываем из него контекстное меню и последовательно выбираем команды New | Android resource directory. В диалоговом окне из выпадающего списка Resource type: выбираем layout. В списке Available qualifiers: находим элемент Orientation и переносим его в правую часть Chosen qualifiers: с помощью кнопки с двумя стрелками. По умолчанию у вас появится имя папки layout-port в первой строке Directory Name:. Но нам нужен альбомный вариант, поэтому в выпадающем списке Screen orientation выбираем Landscape. Теперь название папки будет layout-land.
Можно обойтись без помощи мастера, создав папку сразу через меню New | Directory. Этот способ годится для опытных разработчиков, которые знают, как следует назвать папку. Важно запомнить, что имя даётся не произвольно, а именно в таком виде layout-land. По суффиксу -land система понимает, что речь идёт о новом режиме. Теперь нам осталось создать в созданной папке новый XML-файл activity_main.xml. Вызываем контекстное меню у папки layout-land и выбираем команды New | Layout Resource File. В диалоговом окне присваиваем имя activity_main.xml, которое должно совпадать с именем существующего файла. Во втором поле вводим LinearLayout, по мере ввода появится подсказка, облегчающая выбор.
Откроем созданный файл и модифицируем его следующим образом.
Запускаем приложение и проверяем. Отлично, теперь видны все кнопки. Поздравляю, вы гений!
Когда вы создаёте альтернативную разметку, то не забывайте включать все компоненты, к которым будете обращаться программно, иначе получите ошибку. Допустим, вы забыли добавить шестую кнопку. В портретном режиме программа будет работать, а когда пользователь перевернёт экран, то активность будет инициализировать все компоненты для работы, а кнопки-то и нет. Крах приложения и минусы в отзывах.
Узнать ориентацию программно
Чтобы из кода узнать текущую ориентацию, можно создать следующую функцию:
Вызовите данную функцию из нужного места, например, при щелчке кнопки и узнайте текущую ориентацию. В примере использовались две распространённые системные константы для ориентации. Есть ещё константа ORIENTATION_SQUARE (квадратный экран). Но я таких телефонов не встречал.
Можно также вычислить ширину и высоту экрана, если высота больше ширины, то устройство в портретной ориентации, иначе — в альбомной:
Сейчас этот код считается устаревшим и для вычисления размера экрана используются другие методы (описано в примере Экран).
Кручу-верчу, запутать хочу!
Хорошо, мы можем определить текущую ориентацию, но в какую сторону повернули устройство? Ведь его можно повернуть влево, вправо или вообще вверх тормашками. Напишем другую функцию:
Установить ориентацию программно и через манифест
Если вы большой оригинал и хотите запустить приложение в стиле «вид сбоку», то можете сделать это программно. Разместите код в методе onCreate():
Учтите, что в этом случае котам не очень удобно будет пользоваться вашим приложением.
Вы можете запретить приложению менять ориентацию, если добавите нужный код в onCreate().
Но указанный способ не совсем желателен. Лучше установить нужную ориентацию через манифест, прописав в элементе параметр android:screenOrientation:
Кстати, существует ещё один вариант, когда устройство полагается на показания сенсора и некоторые другие:
В Android 4.3 (API 18) появились новые значения (оставлю пока без перевода):
- userLandscape — Behaves the same as «sensorLandscape», except if the user disables auto-rotate then it locks in the normal landscape orientation and will not flip.
- userPortrait — Behaves the same as «sensorPortrait», except if the user disables auto-rotate then it locks in the normal portrait orientation and will not flip.
- fullUser — Behaves the same as «fullSensor» and allows rotation in all four directions, except if the user disables auto-rotate then it locks in the user’s preferred orientation.
- locked — to lock your app’s orientation into the screen’s current orientation.
После появления Android 5.0 зашёл на страницу документации и пришёл в ужас. Там появились новые значения.
Запрет на создание новой активности
На примере программной установки ориентации можно увидеть интересный эффект, о котором нужно помнить. Предположим у нас есть кнопка, позволяющая менять ориентацию. Заодно будем менять текст на кнопке, чтобы операция соответствовала надписи.
Теперь посмотрите, что у нас получилось. Запустите проект и нажмите на кнопку. Ориентация экрана поменялась, однако текст на кнопке остался прежним, хотя по нашей задумке он должен измениться.
Нажмём на кнопку ещё раз. Надпись изменится, но ориентация не сменится. И только повторный щелчок повернёт экран в обратную сторону.
По умолчанию, при смене ориентации Android уничтожает и пересоздаёт активность из кода, что подразумевает повторный вызов метода onCreate(). Поэтому при повороте активность устанавливала текст, определенный в onCreate(). В большинстве случаев это не мешает программе. Но если приложение воспроизводит видео, то при смене ориентации вызов onCreate() может привести к повторному началу воспроизведения (если так написан пример).
Чтобы активность не пересоздавалась, добавьте в манифест строчку для нужной активности:
При изменении ориентации система вызовет метод onConfigurationChanged(Configuration) и мы можем отловить поворот экрана:
В документации говорится, что данный способ следует избегать.
Исчезающий текст
Как уже говорилось, при смене ориентации активность пересоздаётся. При этом можно наблюдать интересный эффект с пропадающим текстом. Чтобы увидеть эффект, создадим два текстовых поля. Одному из них присвоим идентификатор, а другое поле оставим без него.
Запустите приложение, введите любой текст в обоих полях и смените ориентацию. Вы увидите, что у поля с идентификатором текст при повороте сохранится, а у поля без идентификатора текст исчезнет. Учитывайте данное обстоятельство.
К вышесказанному могу добавить, что при смене ориентации у поля с идентификатором вызывается метод onTextChanged():
Проверка на существование
Если вы используете две разные разметки, то возможна ситуация, когда в альбомной ориентации используется кнопка, которой нет в портретной ориентации. Это можете привести к ошибке в коде, поэтому нужно проверить существование кнопки:
На практике такое встречается редко, но помните на всякий случай.
Запоминаем значения переменных
С поворотом экрана возникает одна очень неприятная проблема. Вдумайтесь в значение слов, что при повороте экрана активность создаётся заново. Чтобы было понятно, нужно вернуться к проекту, в котором мы считали ворон. Если вы его удалили, то придётся пройти урок заново и восстановить его.
Щёлкните несколько раз по кнопке. Допустим на экране красуется надпись «Я насчитал 5 ворон». Поворачиваем экран — куда улетели все вороны? На экране появилась надпись, что . Впрочем, я не буду говорить вам, сами посмотрите.
А что собственно произошло? Я же вас предупреждал, что активность при повороте создаётся заново. А значит переменная mCount снова принимает значение 0, т.е сбрасывается в начальное значение.
Что же делать? Для этих целей у активности существует специальный метод onSaveInstanceState(), который вызывается системой перед методами onPause(), onStop() и onDestroy(). Метод позволяет сохранить значения простых типов в объекте Bundle. Класс Bundle — это простой способ хранения данных ключ/значение.
Создадим ключ с именем KEY_COUNT. В Android Studio c версии 1.5 появились живые шаблоны, позволяющие быстро создать ключ. Введите до метода onCreate() строчными буквами слово key, во время набора появится подсказка. Нажимаем Enter и получаем заготовку. После символа подчёркивания вводим название ключа. В результате получим ключ следующего вида.
Далее создаём метод onSaveInstanceState() после метода onCreate(). Во время набора имени метода подсказка покажет, что имеется два метода. Выбирайте метод с одним параметров (обычно он идёт вторым). Записываем в ключа значение счётчика.
А в методе onCreate() делаем небольшую проверку.
У метода в параметре содержится объект Bundle. Только здесь он назван savedInstanceState вместо outState, но пусть вас это не вводит заблуждение. Имена вы можете придумывать сами. Главное, что объект содержит сохранённое значение переменной при повороте. При первом запуске приложения объект не существует (null), а потом мы его создали своим кодом. Для этого и нужна проверка. Обратите внимание, что здесь мы не прибавляем единицу к счётчику, как у кнопки. Если скопировать код у кнопки, то получится, что счётчик будет увеличиваться самостоятельно при поворотах без нажатия на кнопку. Прикольно, конечно, но может ввести в заблуждение пользователя. Хотя, если вы пишите приложение «Я твой дом труба шатал», то такой способ может пригодиться для подсчёта, сколько раз вы вертели телефон, чтобы разрушить чей-то дом.
Обращаю ваше внимание, что данный способ используется для сохранения промежуточных результатов во время действия программы. В следующих уроках вы узнаете, как можно сохранять результат между запусками приложения.
Ориентация у фрагментов
Позже вы узнаете о существовании фрагментов. Может возникнуть такая ситуация, когда вы захотите выводить конкретный фрагмент в нужной ориентации. У фрагментов есть собственный жизненный цикл, и вы можете реализовать свой код в методах фрагмента:
Я с таким случаем не встречался, но оставлю как памятку.
Жизненный цикл при повороте
При повороте активность проходит через цепочку различных состояний. Порядок следующий.
Источник
Полный список
— сохраняем связь с AsyncTask при повороте экрана
Для полного понимания урока желательно знать, что такое внутренние классы и static объекты.
В прошлых уроках мы в Activity создавали внутренний класс, наследующий AsyncTask. Далее мы по нажатию кнопки создавали экземпляр этого класса и работали с ним. Все бы хорошо … но, если мы повернем экран, Activity будет создано заново, все прошлые объекты будут потеряны. В том числе мы потеряем и ссылку на наш созданный AsyncTask. А сам AsyncTask будет работать со старым Activity и держать его в памяти, т.к. объект внутреннего класса (AsyncTask) содержит скрытую ссылку на объект внешнего класса (Activity).
Давайте в этом убедимся и разберемся, как это пофиксить.
Т.к. будем работать с поворотом экрана, создавайте проект для Android 2.2 и используйте AVD на базе Android 2.2, потому что 2.3 криво поворачивается.
Project name: P0911_AsyncTaskRotate
Build Target: Android 2.2
Application name: AsyncTaskRotate
Package name: ru.startandroid.develop.p0911asynctaskrotate
Create Activity: MainActivity
Обычный AsyncTask, который в цикле выполняет паузы (1 сек.) и в TextView на экране пишет номер (i) итерации цикла.
Из необычного здесь можно отметить то, что мы используем метод hashCode. Этот метод возвращает хэш-код объекта. Сейчас не будем вникать что это и зачем нужно. Главное, надо знать, что разным объектам соответствует разный хэш-код. Т.е. по хэш-коду мы будем отличать объекты друг от друга (можно воспринимать хэш-код, как некий ID).
Мы при создании MainActivity и MyTask пишем в лог их хэш-коды. Затем при выполнении задачи, мы также будем писать в лог хэш-коды этих объектов. Сейчас станет понятно, зачем это нужно.
Все сохраним и запускаем приложение. Оно сразу запускает задачу, которая раз в секунду выдает на экран номер итерации цикла. Дождемся пока на экране появится, например, 5
и повернем экран (CTRL+F12 или CTRL+F11)
Отсчет снова пошел с единицы.
Дождемся конца отсчета и посмотрим в логи. Буду выдавать их частями и каментить:
create MainActivity: 1156854488
create MyTask: 1156875480
Создались объекты и мы видим их хэш-коды.
Далее начинает работу MyTask
i = 1, MyTask: 1156875480, MainActivity: 1156854488
i = 2, MyTask: 1156875480, MainActivity: 1156854488
i = 3, MyTask: 1156875480, MainActivity: 1156854488
i = 4, MyTask: 1156875480, MainActivity: 1156854488
i = 5, MyTask: 1156875480, MainActivity: 1156854488
Выводит в лог номер итерации и хэш-коды – свой и MainActivity, с которым он работает. Хэш-коды совпадают с теми, что ранее вывелись в лог при создании. Тут все ясно.
Теперь мы поворачиваем экран.
create MainActivity: 1156904328
create MyTask: 1156916144
Создается новое MainActivity и в нем создается новый MyTask. Их хэш-коды (1156904328 и 1156916144) отличаются от хэш-кодов старых MainActivity и MyTask (1156854488 и 1156875480). Т.е. это совершенно другие, новые объекты.
i = 6, MyTask: 1156875480, MainActivity: 1156854488
i = 7, MyTask: 1156875480, MainActivity: 1156854488
i = 1, MyTask: 1156916144, MainActivity: 1156904328
i = 8, MyTask: 1156875480, MainActivity: 1156854488
i = 2, MyTask: 1156916144, MainActivity: 1156904328
i = 9, MyTask: 1156875480, MainActivity: 1156854488
i = 3, MyTask: 1156916144, MainActivity: 1156904328
i = 10, MyTask: 1156875480, MainActivity: 1156854488
i = 4, MyTask: 1156916144, MainActivity: 1156904328
i = 5, MyTask: 1156916144, MainActivity: 1156904328
i = 6, MyTask: 1156916144, MainActivity: 1156904328
i = 7, MyTask: 1156916144, MainActivity: 1156904328
i = 8, MyTask: 1156916144, MainActivity: 1156904328
i = 9, MyTask: 1156916144, MainActivity: 1156904328
i = 10, MyTask: 1156916144, MainActivity: 1156904328
Мы видим, как продолжает работать старый MyTask (1156875480), и работает он со старым MainActivity (1156854488), продолжая отсчет от 6 до 10.
А параллельно с ним работает новый MyTask (1156916144) с новым MainActivity (1156904328), он начал с 1. На экране мы видим именно работу этих новых объектов. Поэтому цифры в TextView снова пошли с единицы. А старые объекты продолжают существовать где-то в памяти и работать. Но главное то, что мы потеряли связь со старым MyTask, создалась новая задача и работа пошла сначала.
Каждый раз начинать задачу заново при повороте экрана – это получится кривое приложение. Будем фиксить. Нам надо при создании нового Activity как-то получать ссылку на старый MyTask и не создавать новый, чтобы не начинать работу с начала, а продолжать ее. В этом нам помогут методы onRetainNonConfigurationInstance и getLastNonConfigurationInstance. О них можно прочесть в уроке 70.
Добавим в класс MainActivity реализацию метода onRetainNonConfigurationInstance:
При повороте экрана, система сохранит для нас ссылку на объект mt.
И перепишем onCreate:
При создании Activity мы просим систему вернуть (getLastNonConfigurationInstance) нам сохраненный в методе onRetainNonConfigurationInstance объект и приводим его к MyTask. Если Activity создается не после поворота экрана, то мы получим null, а значит, создаем сами MyTask.
Таким образом, при повороте экрана мы возвращаем себе старый MyTask. Посмотрим, что получится.
Верните эмулятор в вертикальную ориентацию. Сохраняем и запускаем приложение.
и поворачиваем экран:
А на экране ничего не происходит, хотя логи продолжают идти. Давайте посмотрим, что в логах:
create MainActivity: 1156854504
create MyTask: 1156875408
i = 1, MyTask: 1156875408, MainActivity: 1156854504
i = 2, MyTask: 1156875408, MainActivity: 1156854504
i = 3, MyTask: 1156875408, MainActivity: 1156854504
i = 4, MyTask: 1156875408, MainActivity: 1156854504
i = 5, MyTask: 1156875408, MainActivity: 1156854504
Тут все понятно, создались объекты, начала работать задача
create MainActivity: 1156904256
create MyTask: 1156875408
Создается новое MainActivity с новым хэш-кодом (1156904256). А вот MyTask мы добыли старый (хэш-код тот же — 1156875408), у нас получилось вернуть доступ к старому MyTask и не создавать новый. А значит работа продолжится и не будет начинаться заново. Это хорошо. Но есть и плохая новость.
i = 6, MyTask: 1156875408, MainActivity: 1156854504
i = 7, MyTask: 1156875408, MainActivity: 1156854504
i = 8, MyTask: 1156875408, MainActivity: 1156854504
i = 9, MyTask: 1156875408, MainActivity: 1156854504
i = 10, MyTask: 1156875408, MainActivity: 1156854504
Старый MyTask продолжает работать со старым MainActivity (1156854504), а новое (1156904256) в упор не видит.
Так происходит, потому что объект внутреннего класса (MyTask) содержит скрытую ссылку на объект внешнего класса (MainActivity). Обратите внимание, что мы в методах MyTask работаем с объектом tv. А ведь такого объекта в MyTask нет, он есть только в MainActivity. Тут используется скрытая ссылка – это позволяет MyTask работать с объектами MainActivity.
Поэтому наш старый MyTask связан со своим объектом внешнего класса MainActivity и видит только его. И меняет текст в TextView старого MainActivity, которое висит где-то в памяти. А на экране мы видим новое MainActivity. И оно не меняется.
То, что MyTask содержит ссылку на старое MainActivity плохо еще тем, что MainActivity не может быть уничтожено и висит в памяти.
Значит, нам надо избавиться от связки MainActivity и MyTask. Для этого применим static к внутреннему классу MyTask. Внутренний static класс никак не связан с объектом внешнего класса и не содержит скрытую ссылку на него. Но нам надо получить доступ к объектам (tv) MainActivity. Если не будет ссылки, не будет и доступа. Значит, сами создадим такую ссылку. В MyTask опишем объект, он и будет ссылаться на MainActivity. А мы будем этой ссылкой управлять – когда создается новое MainActivity, мы будем давать ссылку на него в MyTask.
Мы добавили static к описанию класса MyTask. Также описали в нем объект activity класса MainActivity и два метода:
link – с его помощью MyTask будет получать ссылку на MainActivity, с которой будет работать
unlink – обнуление ссылки
И теперь в классе MyTask мы уже не можем просто так работать с объектами MainActivity, т.к. MyTask у нас static, и не содержит скрытой ссылки на MainActivity. Мы должны явно указывать, что обращаемся к MainActivity, например activity.tv.
В методе onRetainNonConfigurationInstance перед тем, как сохранить MyTask для передачи новому Activity, мы обнуляем ссылку на старое MainActivity. MyTask больше не будет держать старое MainActivity и система сможет его (MainActivity) уничтожить.
А в onCreate мы после создания/получения объекта MyTask вызываем метод link и передаем туда ссылку на текущее новое MainActivity. С ним и продолжит работу MyTask.
Давайте проверим. Верните эмулятор в вертикальную ориентацию. Все сохраним и запустим приложение. Пошел отсчет. Дожидаемся 5
и поворачиваем экран
Отсчет продолжился, что и требовалось получить. Смотрим логи:
create MainActivity: 1156967624
create MyTask: 1156978504
i = 1, MyTask: 1156978504, MainActivity: 1156967624
i = 2, MyTask: 1156978504, MainActivity: 1156967624
i = 3, MyTask: 1156978504, MainActivity: 1156967624
i = 4, MyTask: 1156978504, MainActivity: 1156967624
i = 5, MyTask: 1156978504, MainActivity: 1156967624
Объекты создались, работа пошла
create MainActivity: 1156991528
create MyTask: 1156978504
MainActivity новое (1156991528), MyTask старый (1156978504).
i = 6, MyTask: 1156978504, MainActivity: 1156991528
i = 7, MyTask: 1156978504, MainActivity: 1156991528
i = 8, MyTask: 1156978504, MainActivity: 1156991528
i = 9, MyTask: 1156978504, MainActivity: 1156991528
i = 10, MyTask: 1156978504, MainActivity: 1156991528
Старый MyTask получил ссылку на новый MainActivity и продолжает работу уже с ним. А старое MainActivity кануло в небытие.
Уф! Хотел поверхностно показать механизм, но полез в объяснения «что да как» и получился достаточно непростой для понимания урок. Если остались непонятные моменты – велкам в форум, в ветку этого урока. Будем разбираться 🙂
Есть еще один способ (кроме static) избежать связки AsyncTask и Activity — просто сделайте ваш класс, наследующий AsyncTask, не внутренним, а отдельно от MainActivity.
Просьба к вам — откройте снова урок 86 и прочтите 4 правила использования AsyncTask. Я думаю, теперь они будут для вас гораздо информативнее, чем при первом прочтении.
P.S. В форуме верно заметили, что есть небольшой изъян в этом всем. Будет плохо, если onProgressUpdate выполнится между моментом, когда старое Activity выполнит метод unLink, и моментом, когда новое Activity выполнит метод link. В этом случае у нас activity будет равен null и мы получим NullPointerException. Вероятность это всего, конечно, мала, но решать проблему как-то надо.
Напишу здесь свой вариант решения. В методе onProgressUpdate мы ставим проверку activity == null. Если activity — не null, то без проблем меняем textView. Если же activity — null, то текст, который мы хотели прописать в TextView, мы сохраняем в какую-нить свою переменную класса MyTask. А новое Activity, когда получает MyTask, достает данные из этой переменной и сама помещает их в TextView.
Ваши предложения по решению проблемы пишите на в ветке этого урока.
На следующем уроке:
— создаем, запускаем и останавливаем простой сервис
Присоединяйтесь к нам в Telegram:
— в канале StartAndroid публикуются ссылки на новые статьи с сайта startandroid.ru и интересные материалы с хабра, medium.com и т.п.
— в чатах решаем возникающие вопросы и проблемы по различным темам: Android, Kotlin, RxJava, Dagger, Тестирование
— ну и если просто хочется поговорить с коллегами по разработке, то есть чат Флудильня
— новый чат Performance для обсуждения проблем производительности и для ваших пожеланий по содержанию курса по этой теме
Источник