Layout
Что такое Layout
При разработке первых приложений мы уже встречали элемент LinearLayout, который позволяет группировать дочерние элементы в одну линию в автоматическом режиме. Существуют и другие типы контейнеров, позволяющие располагать элементы разными способами. Пришло время познакомиться с ними поближе.
Компоновка (также используются термины разметка или макет) хранится в виде XML-файла в папке /res/layout. Это сделано для того, чтобы отделить код от дизайна, как это принято во многих технологиях (HTML и CSS). Кроме основной компоновки для всего экрана, существуют дочерние элементы компоновки для группы элементов. По сути, компоновка – это некий визуальный шаблон для пользовательского интерфейса вашего приложения, который позволяет управлять элементами управления, их свойствами и расположением. В своей практике вам придется познакомиться со всеми способами размещения. Поэтому здесь мы рассмотрим только базовую часть теории, чтобы вы поняли саму сущность разметки. Кроме того, разметку можно создавать программным способом, который будет описан в конце статьи. Если вы будет обращаться к элементам управления через Java-код, то необходимо присваивать элементам уникальный идентификатор через атрибут android:id. Сам идентификатор назначается через выражение @+id/your_value. После этого вы можете обращаться к элементу через код при помощи метода findViewById(R.id.your_value).
Android Studio включает в себя специальный редактор для создания разметки двумя способами. Редактор имеет две вкладки: одна позволяет увидеть, как будут отображаться элементы управления, а вторая – создавать XML-разметку вручную.
Создавая пользовательский интерфейс в XML-файле, вы можете отделить представление приложения от программного кода. Вы можете изменять пользовательский интерфейс в файле разметки без необходимости изменения вашего программного кода. Например, вы можете создавать XML-разметки для различных ориентаций экрана мобильного устройства (portrait, landscape), размеров экрана и языков интерфейса.
Каждый файл разметки должен содержать только один корневой элемент компоновки, который должен быть объектом View или ViewGroup. Внутри корневого элемента вы можете добавлять дополнительные объекты разметки или виджеты как дочерние элементы, чтобы постепенно формировать иерархию элементов, которую определяет создаваемая разметка.
Виды разметок
Существует несколько стандартных типов разметок:
Все описываемые разметки являются подклассами ViewGroup и наследуют свойства, определённые в классе View.
Комбинирование
Компоновка ведёт себя как элемент управления и их можно группировать. Расположение элементов управления может быть вложенным. Например, вы можете использовать RelativeLayout в LinearLayout и так далее. Но будьте осторожны: слишком большая вложенность элементов управления вызывает проблемы с производительностью.
Можно внедрить готовый файл компоновки в существующую разметку при помощи тега :
Подробнее в отдельной статье Include Other Layout
Программный способ создания разметки
Для подключения созданной разметки используется код в методе onCreate():
Естественно, вы можете придумать и свое имя для файла, а также в приложениях с несколькими экранами у вас будет несколько файлов разметки: game.xml, activity_settings.xml, fragment_about.xml и т.д.
В большинстве случаев вы будете использовать XML-способ задания разметки и подключать его способом, указанным выше. Но, иногда бывают ситуации, когда вам понадобится программный способ (или придётся разбираться с чужим кодом). Вам доступны для работы классы android.widget.LinearLayout, LinearLayout.LayoutParams, а также Android.view.ViewGroup.LayoutParams, ViewGroup.MarginLayoutParams. Вместо стандартного подключения ресурса разметки через метод setContentView(), вы строите содержимое разметки в Java, а затем уже в самом конце передаёте методу setContentView() родительский объект макета:
Число макетов постоянно меняется. Например, недавно появились новые виды CoordinatorLayout и ConstraintLayout. Кроме стандартных элементов разметки существуют и сторонние разработки.
Источник
LinearLayout
Общая информация
В студии макет LinearLayout представлен двумя вариантами — Horizontal и Vertical. Макет LinearLayout выравнивает все дочерние объекты в одном направлении — вертикально или горизонтально. Направление задается при помощи атрибута ориентации android:orientation:
Все дочерние элементы помещаются в стек один за другим, так что вертикальный список компонентов будет иметь только один дочерний элемент в ряду независимо от того, насколько широким он является. Горизонтальное расположение списка будет размещать элементы в одну строку с высотой, равной высоте самого высокого дочернего элемента списка.
В этом примере используются два способа размещения элементов TextView: по горизонтали и по вертикали.
У разметки LinearLayout есть интересный атрибут android:layout_weight, который назначает индивидуальный вес для дочернего элемента. Этот атрибут определяет «важность» представления и позволяет этому элементу расширяться, чтобы заполнить любое оставшееся пространство в родительском представлении. Заданный по умолчанию вес является нулевым.
Например, если есть три текстовых поля, и двум из них объявлен вес со значением 1, в то время как другому не даётся никакого веса (0), третье текстовое поле без веса не будет расширяться и займёт область, определяемую размером текста, отображаемого этим полем. Другие два расширятся одинаково, чтобы заполнить остаток пространства, не занятого третьим полем. Если третьему полю присвоить вес 2 (вместо 0), это поле будет объявлено как «более важное», чем два других, так что третье поле получит 50% общего пространства, в то время как первые два получат по 25% общего пространства.
Также можно указать атрибут android:weightSum. Если атрибуту присвоить значение 100, то можно указывать вес дочерних элементов в удобном виде, как в процентах. Такой способ широко используется веб-мастерами при вёрстке.
Создадим простейшую разметку таким образом, чтобы дочерний элемент занимал половину родительского контейнера:
Примеры
Рассмотрим возможности LinearLayout на примерах.
Создадим 7 текстовых меток и присвоим им цвета радуги. Расположим их друг за другом. Получим следующий результат
Отцентрируем текст в TextView при помощи свойства Gravity, установив значение Center. Аналогично поступим и с LinearLayout, чтобы выровнять по центру текстовые метки.
Цветные полоски получились слишком узкими. Расширим их за счет увеличения размера шрифта (TextSize) у текстовых меток.
Стало чуть лучше, но все равно пропадает много свободного пространства. Совсем не хочется видеть чёрный цвет сверху и снизу. Здесь нам придёт на помощь свойство Layout weight. Так как число 7 не совсем удобное для деления, то поступим следующим образом. Пяти элементам присвоим вес 0.14, а двум — 0.15, что в сумме даст 1.0. Теперь элементы равномерно заполнят весь экран.
Если мы хотим сделать плавное увеличение высоты полоски, то вес нужно распределить таким образом: 0.08, 0.10, 0.12, 0.14, 0.16, 0.18, 0.22.
Чем хорош этот способ? Мы не привязываемся к точным размерам, а позволяем системе самой расчитывать равномерное распределение элементов по экрану. Если в Eclipse вы выберите режим Landscape, то экран будет выводиться в альбомном режиме и при этом элементы по-прежнему будет равномерно распределены.
Градиентный фон
Если вам нужен градиентный фон для LinearLayout, то создайте в папке res/drawable xml-файл, например, gradient.xml:
Далее остаётся только прописать файл в свойстве Background:
Меняем фон программно
Чтобы программно сменить фоновый цвет у LinearLayout, нужно вызвать метод setBackgroundColor(). Пример изменения фона можно найти в статье Android::Класс android.graphics.Color.
Программная анимация компоновки
Хочу показать один пример программной анимации. Не знаю, имеет ли пример практическую ценность, но для общего развития не помешает. Добавьте в шаблон LinearLayout несколько кнопок, текстовых полей и других элементов на ваше усмотрение. Далее пишем код для обработчика щелчка кнопки и вспомогательный класс для анимации:
Когда вы щелкните на кнопке, то LinearLayout будет плавно увеличиваться в размерах. Данный приём можно использовать не только к компоновке, но и к любому объекту View.
Отключаем выравнивание по базовой линии
Допустим, у вас есть следующая разметка:
Если посмотрим, что получилось, то увидим, что средняя кнопка опустилась вниз.
Строго говоря, разметка составлена не совсем правильно, используя жёстко установленные величины. Но будем считать, что такой код достался от другого программиста и заказчик не хочет его кардинально менять. Причина такого поведения кнопки в том, что по умолчанию Android пытается выравнивать элементы по некой базовой линии. А средняя кнопка имеет слишком длинный текст и она вот таким причудливым образом сместилась вниз. Можно попробовать использовать свойства gravity, но можно поступить проще. Добавьте атрибут android:baselineAligned=»false» к LinearLayout и все три кнопки будут аккуратно находиться на одной линии. Имейте в виду, может пригодится.
Разделители
Начиная с API 11, у LinearLayout появился новый атрибут android:divider, позволяющий задать графический разделитель между кнопками. Также нужно явно включить использование разделителей через атрибут android:showDividers, в котором можно указать, каким образом использовать разделители — только в середине, в начале, в конце — можно комбинировать эти значения.
Создадим в папке res/drawable файл separator.xml:
Разметка для активности:
Разделители могут оказаться полезными. В статье Grid Spacing on Android показан хороший пример на эту тему.
Допустим, мы хотим вывести в ряд три кнопки под каким-то компонентом, например, логотипом компании. Разметка может быть следующей.
Вместо @dimen/spacing_medium можете подставить 8dp, а цвета придумать свои, если будете проверять пример самостоятельно.
Видно, что напрашивается дизайн в виде сетки. Отсутствие пространства между кнопками может создать неудобства у пользователя. Добавим их. У контейнера @id/buttons_container добавим android:layout_marginTop=»@dimen/spacing_medium», а у первой и второй кнопки добавим android:layout_marginRight=»@dimen/spacing_medium» (напомню, можно использовать 8dp)
Всё отлично работает до того момента, если нам понадобится программно убрать с экрана третью кнопку. Сделать это можно через View.GONE. И что мы увидим?
Теперь вторая кнопка не выровнена по правому краю. Некрасиво. Очень плохим решением станет программный пересчёт всех величин, чтобы выровнять компоненты. Как вариант, использовать другой тип разметки, например, GridLayout. Но у него есть свои проблемы с отступами и вам будет тяжело добиться нужного результата.
Проблема красиво решается с помощью упомянутых выше разделителей. Создадим в папке res/drawable файл spacer_medium.xml:
Теперь кнопки всегда будут аккуратно выравнены по краям, независимо от их количества — две или три.
Программное создание разметки LinearLayout
В некоторых случаях может понадобиться создать LinearLayout программным способом. Сначала создаётся объект LayoutParams, на его основе создаётся LinearLayout, а позже в него добавляются дочерние компоненты.
Также программно можно управлять настройками LinearLayout через тот же объект LayoutParams. Разместите кнопку с обработчиком щелчка.
Каждый щелчок на кнопке будет увеличивать отступ на пять единиц и кнопка будет смещаться в сторону. Интересно, что если убрать TextView, то кнопка перестаёт двигаться. Причина мне неизвестна.
Источник
Полный список
В этом уроке мы:
— изменяем layout-параметры для уже существующих компонентов экрана
Мы умеем создавать экранные компоненты и настраивать для них расположение с помощью LayoutParams. В этом уроке разберемся, как изменять layout-параметры уже существующих компонентов.
Менять мы будем вес – weight. Нарисуем SeekBar (регулятор или «ползунок») и две кнопки. И будем регулировать пространство занимаемое кнопками, используя параметр веса.
Project name: P0181_DynamicLayout3
Build Target: Android 2.3.3
Application name: DynamicLayout3
Package name: ru.startandroid.develop.dynamiclayout3
Create Activity: MainActivity
Открываем main.xml и создаем такой экран:
Мы используем компонент SeekBar. Он похож на полосу прокрутки и позволяет задавать какое-либо значение из диапазона. У этого компонента есть свойства max и progress. Max – это какое значение выдает SeekBar, когда он выкручен на максимум. Progress – это текущее значение ползунка. Максимум сделаем = 100, а текущее значение будет на половине – 50.
Кнопки у нас с шириной по содержимому и вес для обоих = 1. Они поровну делят пространство LinearLayout, в котором находятся.
Осталось только написать нужный код, чтобы все заработало. Открываем MainActivity.java, опишем и найдем компоненты и получим доступ к их LayoutParams.
Мы используем метод getLayoutParams для получения LayoutParams компонента. Но этот метод возвращает базовый ViewGroup.LayoutParams, а нам нужен LinearLayout.LayoutParams, поэтому делаем преобразование. В результате — lParams1 и lParams2 теперь являются LayoutParams для компонентов btn1 и btn2. Т.е. работая, например, с lParams1 мы влияем на btn1. Сейчас мы это используем.
Для SeekBar нужен будет обработчик, который будет реагировать на изменения. Это мы поручим Activity. Для этого надо добавить к описанию класса implements OnSeekBarChangeListener:
Обработчик содержит три метода. Из названий понятно, что:
— onStartTrackingTouch срабатывает, когда начинаем тащить ползунок
— onProgressChanged срабатывает все время, пока значение меняется
— onStopTrackingTouch срабатывает, когда отпускаем ползунок
Мы будем использовать метод onProgressChanged. Так изменения будут видны во время перетаскивания ползунка.
переменная rightValue – то, что справа от ползунка, т.е. из максимума вычесть текущее значение.
Соответственно эти значения и используем как вес. Чем ползунок левее, тем меньше leftValue и больше rightValue, а значит меньше ширина btn1 и больше ширина btn2. И наоборот.
Также для наглядности в текст кнопок будем записывать значения переменных.
Ну и конечно не забываем, что надо обработчик (Activity) присвоить View-компоненту, события которого необходимо обрабатывать:
Все сохраним и запустим приложение. Перетаскивая ползунок, меняем размеры кнопок:
Выглядит эффектно, я считаю ) И кода — всего несколько строк.
Есть небольшой нюанс. Как верно заметили в каментах, если просто написать код lParams1.weight = 1, то компонент не изменится. Необходимо дописать код: btn1.requestLayout(). Тогда кнопка прочтет Layout и перерисуется. Этот метод уже вызывается в setText, поэтому мы его здесь явно не вызываем.
Теперь мы знаем достаточно много, и на следующих уроках попробуем написать первое осмысленное приложение – калькулятор.
Полный код урока:
На следующем уроке:
— пишем приложение калькулятор
Присоединяйтесь к нам в Telegram:
— в канале StartAndroid публикуются ссылки на новые статьи с сайта startandroid.ru и интересные материалы с хабра, medium.com и т.п.
— в чатах решаем возникающие вопросы и проблемы по различным темам: Android, Kotlin, RxJava, Dagger, Тестирование
— ну и если просто хочется поговорить с коллегами по разработке, то есть чат Флудильня
— новый чат Performance для обсуждения проблем производительности и для ваших пожеланий по содержанию курса по этой теме
Источник