Android studio лабораторные работы kotlin

Урок 1. Разработка на Kotlin. Установка Android Studio

В первом уроке курса по разработке андроид-приложений на языке Kotlin мы установим необходимые средства для разработки приложений, такие как среда разработки Android Studio.

Этот курс предполагает, что вы знакомы с основами программирования. Если вы немного умеете читать код, вы должны разобраться, даже если у вас нет большого опыта программирования. Если вы не знакомы с основами программирования, то мы рекомендуем посмотреть хотя-бы несколько уроков курса CS50.

Установка Android Studio на компьютер

В этом курсе мы создадим приложение Android на языке Kotlin, используя официальную среду разработки Android Studio. Android Studio — это IDE, созданная на базе программного обеспечения IntelliJ IDEA от JetBrains специально для разработки Android-приложений. Для создания приложений в Kotlin необходимо установить Android Studio 3.0 или более поздней версии.

Среда Android Studio доступна для компьютеров под управлением Windows, Mac и Linux. Установка практически аналогична для всех платформ. Некоторые различия описаны в подробной инструкции по установке на нашем сайте fandroid.info.

Примечание: Последние сведения о системных требованиях и инструкциях по установке содержатся в официальной документации на сайте developer.android.com/studio.

Если вы используете компьютер, на котором уже установлена ​​Android Studio версии 3.0 и выше, переходите к следующему уроку, в котором мы создадим первый проект.

Android Studio использует инструменты Java Develipment Kit в работе. До недавнего времени перед установкой Android Studio нужно было скачать и установить JDK версии 7 или 8 с официального сайта Oracle. Сейчас такой необходимости нет, поскольку Android Studio уже содержит встроенный пакет инструментов JDK.

Если вам необходимо установить официальный JDK, следуйте инструкции Установка JDK (Java Development Kit) на нашем сайте fandroid.info, ссылка под видео.

Установка Android Studio

На данный момент доступна для загрузки версия Android Studio 3.0.

Скачайте дистрибутив для вашей операционной системы

В процессе скачивания можно ознакомится с видео инструкциями по установке Android Studio для вашей операционной системы.

  1. Запустите дистрибутив для установки
  • Примите настройки по умолчанию для всех шагов.
  • Убедитесь, что выбраны все компоненты для установки
  1. После завершения установки Мастер установки загружает и устанавливает дополнительные компоненты. Будьте терпеливы, потому что это может занять некоторое время в зависимости от скорости вашего интернет-соединения.
  2. После завершения загрузки Android Studio запускается, и вы готовы к созданию первого проекта.

К созданию проекта мы перейдем в следующем уроке, а пока на стартовом экране откройте в меню Configure> SDK Manager, который управляет всеми установленными компонентами среды разработки.

На вкладке SDK Platforms можно увидеть, что загружена только последняя версия Android. Нужно пометить для загрузки несколько последних версий, самых популярных на текущий момент, и скачать их. Процесс загрузки и распаковки происходит автоматически, вам следует только набраться терпения и дождаться его окончания. После окончания установки вы увидите в окне SDK Manager, что выбранные компоненты помечены как загруженные.

Самые популярные версии Android на текущий момент можно посмотреть в статистике на официальном сайте https://developer.android.com/about/dashboards/index.html

Возможные проблемы: Если имя пользователя ПК в Windows написано кириллицей, то Android Studio не будет правильно работать, поскольку среда разработки не читает кириллицу в пути к файлам. Переименуйте пользователя английскими буквами.

При возникновении проблем с установкой вы можете задать вопросы в комментариях под видео на канале Start Android и в комментариях ниже. Кроме того, вы можете воспользоваться различными форумами по программированию, такими как StackOverFlow. Обычно бывает достаточно ввести часть текста ошибки в поиске на StackOverFlow, чтобы найти подсказку к решению проблемы.

На этом наш урок подошел к завершению. А на следующем уроке мы создадим проект в среде разработки Android Studio и запустим первое приложение на андроид-устройстве.

Читайте также:  Гугл толк для андроид

Источник

Пишем MVP приложение на Kotlin под Android

Разработка приложений на Kotlin под Android набирает популярность среди разработчиков, однако статей в русскоязычном сегменте Интернета довольно мало. Я решил немного подправить ситуацию, и написать туториал по разработке приложения на Kotlin. Мы напишем полноценное приложение с использованием всех трендовых библиотек (кроме RxJava) в мире Android-разработки. В конце у нас должно получиться расширяемое и легко тестируемое приложение (сами тесты мы писать не будем).

Внимание! В статье описывается создание приложения версии 1.0. Текущий код в репозитории может отличаться от описываемого в статье.

Наверное, некоторые из вас знают, что помимо языка программирования Kotlin JetBrains также разрабатывает библиотеку Anko, для создания UI приложения, в качестве замены обычным XML-файлам. Мы не будем использовать его в нашем проекте, дабы не ставить в затруднительное положение людей не знакомых с Anko.

Настройка Android Studio

Для написания приложений на языке Kotlin, Android Studio нужен специальный плагин. Инструкцию по установке плагина можно найти здесь. Также не забудьте отключить функцию «Instant Run» в настройках Android Studio, т. к. на данный момент она не поддерживается плагином Kotlin.

Для корректной работы генерации кода нужно использовать версию плагина не ниже 1.0.1. Я использовал версию Kotlin 1.0.2 EAP. Вот так выглядит файл build.gradle приложения в моем проекте:

Что будем писать?

Итак, для начала нам нужно определиться что же мы будем писать? Недолго думая я остановился на приложении-заметках. Название тоже придумалось легко — Notelin. Приложение очень простое и состоит из двух экранов:

— Главный экран — содержит в себе список с заметками
— Экран заметки — здесь можно смотреть/редактировать содержание выбранной заметки

Требования к приложению небольшие:

— Добавление/просмотр/удаление заметки
— Просмотр информации о заметке
— Сортировка заметок по заголовку и по дате
— Поиск по заголовкам заметок

Используемые библиотеки

Для работы с базой данных я буду использовать библиотеку Android Active. Урок по работе с ней можно найти по этой ссылке. Для реализации Depency Injection была использована библиотека Dagger 2. На Хабре есть много статей по работе с ней. Основой всего приложения будет библиотека Moxy. С ее помощью мы реализуем паттерн MVP в нашем проекте. Она полностью решает проблемы жизненного цикла, благодаря чему вы можете не переживать о пересоздании компонентов вашего приложения. Также мы воспользуемся набором расширений для языка Kotlin в Android — KAndroid. Про остальные библиотеки я буду рассказывать по ходу дела.

Ниже приведен список зависимостей проекта:

А вот так выглядит список зависимостей приложения:

Обратите внимание, что вместо apt я использую kapt. Это плагин для Gradle, позволяющий аннотировать Kotlin-элементы.

Структура приложения

Вот так выглядит структура нашего проекта в конечном варианте:

Создаем Model

У заметок будет четыре поля:

  • Дата создания
  • Дата изменения
  • Заголовок
  • Текст

Реализуем все это в коде:

По этой модели библиотекой ActiveAndroid будет создана БД, в которой будут храниться наши заметки. Если вы заметили, у нас есть два конструктора: пустой и с параметрами. Первый конструктор будем использовать мы, а второй — ActiveAndroid. Наша модель наследуется от класса Model, благодаря чему мы можем сохранять и удалять наши заметки просто вызывая методы save() и delete(), например:

Но прежде чем использовать нашу модель, нам нужно прописать кое-какие мета-данные в Manifest-файле:

Думаю, все понятно без комментариев. Осталось унаследовать класс Application от com.activeandroid.app.Application:

Чтобы приложение было менее зависимо от БД я создал обертку NoteDao над нашей моделью, в которой будут происходить все операции по созданию, сохранению, обновлению и удалению заметок:

Наверное, вы заметили, что для создания объектов мы не использовали ключевое слово new — это отличие Kotlin от Java.

Экран с заметками

Также является главным экраном приложения. На нем пользователь может добавить/удалить заметку, просмотреть информацию о заметке, отсортировать их по дате или названию, а также произвести поиск по заголовкам.

Создаем MainView и MainPresenter

Теперь нам нужно перевести все это в код. Для начала создадим интерфейс нашей View:

Далее мы реализуем созданный интерфейс в нашей активити:

Читайте также:  Где взять пароль для сбербанк андроид

Одной из особенностей Kotlin, является то, что наследование и реализация интерфейсов указывается через двоеточие после имени класса. Также не имеет разницы идет название родительского класса перед интерфейсами, после или даже между ними, главное, чтобы класс в списке был один. Т. е. запись выше могла бы выглядеть так:

Если же вы попытаетесь добавить через запятую название еще одного класса, то IDE выдаст ошибку и подчеркнет красной линией название класса, который идет вторым.

Пока оставим методы пустыми. Как видите, активити наследуется от MvpAppCompatActivity. Это нужно для того, чтобы активити могла восстанавливать состояние при повороте экрана.

Создадим класс презентер:

Презентер также наследуется от MvpPresenter, которому мы указываем с какой View мы будем работать.Осталось инжектировать нашу модель в презентер. Для этого мы создаем модуль — поставщика NoteDao:

Создадим Component для инжектирования презентера:

Теперь нам нужно создать статический экземпляр класса AppComponent в классе Application:

Теперь мы можем инжектировать нашу модель в презентере:

Для взаимодействия MainView и MainPresenter нам нужно создать переменную в MainActivity:

Плагин Moxy сам привяжет View к фрагменту и произведет другие необходимые действия.

Создадим разметку экрана со списком и плавающей кнопкой. Файл activity_main.xml:

Для реализации летающей кнопки я использовал библиотеку FloatingActionButton. Google уже добавили FAB в support-библиотеку, поэтому вы можете воспользоваться их решением.

Укажем нашей Activity, какой макет она должна показывать:

Далее нам нужно связать FAB и список, чтобы при прокручивании списка вверх кнопка исчезала:

Нам не нужно писать порядком надоевший findViewById, нужно лишь прописать одну строчку в блоке с import’ами:

Как видите, последний пакет совпадает с названием нашего xml-файла. IDE автоматически инициализирует свойства (property) наших View и их имена совпадают с ID, которые мы указали в разметке.

Давайте реализуем загрузку заметок из БД. Заметки нужно загружать только один раз и использовать их в последующем. В этом нам поможет метод onFirstViewAttach класса MvpPresenter, который вызывается единожды при первой привязке View к презентеру. Далее, сколько бы мы не крутили и вертели нашу Activity, данные будут закешированы в презентере.

Создадим адаптер для нашего списка:

В адаптере мы используем метод formatDate. Он служит для форматирования даты в строку:

Данный метод находится в файле DateUtils.kt и мы можем использовать как обычный статический метод. Отличие от статического метода здесь в том, что метод принадлежит не классу, а пакету и нам не нужно писать имя класса перед названием метода. В аннотации мы указываем название класса, через который мы будем обращаться к методу из Java. Например в Java дынный метод будет вызываться так:

В методе onNotesLoaded нашей Activity мы показываем наши заметки:

Если заметок нет, то мы показываем сообщение «Нет заметок» в TextView.

Насколько я знаю, для обработки клика по элементам RecycleView не существует «официального» OnItemClickListener. Поэтому мы воспользуемся своим решением:

В методе onCreate нашей Activity пишем:

Функция with позволяет не писать каждый раз имя переменной, а только лишь вызывать методы у объекта, который мы передали в нее. Обратите внимание, что для получения Activity я использовал не просто this, а this@MainActivity. Это связано с тем, что при использовании this в блоке with, возвращается объект, который мы передали в функцию with. При обычном клике по пункту мы переходим на Activity, где мы можем просмотреть текст нашей заметки. При долгом нажатии появляется контекстное меню. Если вы заметили, перед закрывающей скобкой я не написал слово return. Это не ошибка, а особенность языка Kotlin.

Вот что происходит при нажатии на пункт меню в презентере:

Мы еще не создали класс NoteActivity, поэтому компилятор будет выдавать ошибку. Для решения этой проблемы можно создать класс NoteActivity или вовсе закомментировать код внутри метода openNote. Запись NoteActivity::class.java аналогична NoteActivity.class в Java. Также заметьте, что мы обращаемся к списку не через метод get(position), а через квадратные скобки, как к обычному массиву.

При использовании MVP-библиотеки Moxy в своем приложении, нам нужно привыкать, что все действия с View, такие как показ/закрытие диалога и другие, должны проходить через презентер. Изначально это не очень привычно и неудобно, но пользы от этого гораздо больше, т. к. мы можем быть уверены, что при пересоздании Activity наше диалоговое окно никуда не пропадет.

Читайте также:  Cars fast as lightning для андроид

Я не буду показывать код контекстного меню, удаления и показа информации о заметке т. к. статья получается очень большой. Но, думаю, общий смысл вы уловили. Также следует отметить, что метод hideNoteContextDialog у презентера должен вызываться даже при закрытии диалога через кнопку назад или при нажатии на область за границами диалога.

При нажатии на FAB должна создаваться новая заметка:

Для создания новой заметки мы вызываем у презентера функция openNewNote:

Метод openNewNote использует созданный нами ранее openNote, в который мы передаем Context и позицию заметки в списке.

Реализуем поиск по заметкам

Давайте добавим поиск по заметкам. Создайте в папке res/menu файл main.xml:

В MainActivity пишем:

При изменении текста в поле поиска мы передаем строку из поля в презентер, после чего показываем результаты в списке. На самом деле, у SearchView нет метода onQueryChange, его добавила библиотека KAndroid.

Реализуем поиск в презентере:

Обратите внимание, как красиво, в одну строчку мы реализовали поиск по списку с помощью метода filter и лямбд. В Java тот же функционал занял бы 6-7строк. Осталось отобразить результаты поиска:

Реализуем сортировку заметок

И последний этап в создании главного экрана, это сортировка заметок. Добавим в res/menu/main.xml следующие строки:

Теперь нам нужно обработать нажатие на пункты меню:

Оператор when является более функциональным аналогом switch-case в Java. Код сортировки в MainPresenter:

Экран с содержанием заметки

Теперь нам нужно создать экран с содержанием заметки. Здесь пользователь может просмотреть/отредактировать заголовок и текст заметки, сохранить или удалить ее, а также просмотреть информацию о заметке.

Создаем NoteView и NotePresenter

Экран содержит всего лишь три View:

-Заголовок
-Дата последнего изменения
-Текст заметки

А вот и сама разметка:

В начале статьи я мельком упомянул об Anko. Библиотека позволяет существенно сократить код, не теряя при этом в удобочитаемости. Вот так, например, выглядела бы наша разметка при использовании Anko:

Но не будем отвлекаться и приступим к написанию кода. Первым делом нам нужно создать View:

Имплементируем NoteView в NoteActivity:

В onCreate мы извлекаем id заметки, чтобы презентер достал заметку из БД и передал данные во View. Создадим презентер:

Не забудьте добавить в класс AppComponent строку:

Покажем нашу заметку:

Реализуем сохранение заметки

Для сохранения заметки нам нужно выбрать соответствующий пункт в меню. Создайте файл res/menu/note.xml:

Опять же, я не стал приводить код удаления и вывода информации о заметке. При просмотре исходного кода, вы можете заметить, что помимо идентификатора заметки я передал в NoteActivity позицию заметки в списке. Это нужно для того, чтобы при удалении заметки на экране просмотра заметки, она также удалялась из списка. Для реализации этого функционала я использовал EventBus. И опять, я не стал приводить код.

На этом все: заметки добавляются, редактируются и удаляются. Также мы можем осуществить поиск и сортировку заметок. Обязательно посмотрите полный исходный код, ссылку на который я привел в конце статьи, чтобы лучше понять как все устроено.

Благодарности

Конечно же, нельзя забывать о людях, которые помогли мне при написании статьи. Хотел бы выразить благодарность хабраюзерам Юрию Шмакову (@senneco) за помощь с его библиотекой Moxy и за помощь по другим вопросам. Также, хочу сказать спаcибо сотруднику JetBrains Роману Белову (@belovrv) за ревью статьи и за предоставленный код на Anko.

UPD: Еще хотел сказать спасибо Sirikid за EPIC COMMIT, благодаря которому я переделал внушительную часть кода с использованием фич Kotlin’а.

Заключение

Надеюсь, эта статья смогла убедить вас в том, что писать приложения на Kotlin не трудно, а может даже и легче, чем на Java. Конечно же, могут встречаться и баги, которые сотрудники JetBrains достаточно быстро фиксят. Если у вас появились какие-либо вопросы, вы можете задать их напрямую разработчикам на Slack-канале. Также вы можете почитать статьи о разработке на Kotlin здесь.

Источник

Оцените статью