- Экран
- Настройки — Экран
- Размеры экрана и его ориентация (Старый и новый способ)
- Плотность экрана, масштабирование шрифта и др.
- Получить текущее значение яркости экрана
- Установить яркость экрана
- Настраиваем яркость экрана в своём приложении
- Определение поддерживаемых экранных размеров в манифесте
- Размеры картинок для фона экрана
- Preferences Framework
- CheckBoxPreference
- EditTextPreference
- ListPreference
- SwitchPreference
- RingtonePreference
- PreferenceCategory
- PreferenceScreen
- Импорт системных настроек
- Настройки с зависимостями
- Отслеживание изменений в Общих настройках
- Меняем фон экрана настройки
- SeekBarDialogPreference
- res/layouts/preference_seek_bar_dialog.xml
- res/values/attrs.xml
- SeekBarDialogPreference.java
- res/xml/settings.xml
- NumberPickerDialogPreference
- res/layouts/preference_number_picker_dialog.xml
- res/values/attrs.xml
- NumberPickerDialogPreference.java
- Секретная настройка VolumePreference
- PreferenceFragment
- Заголовки настроек
- header_settings.xml
- HeaderPrefsActivity.java
- UpdatePreferenceFragment.java
- preference_update.xml
- Открыть браузер по ссылке
- Выводим настройку в подсказку
- Открываем окно настроек из системных настроек Передача данных
Экран
Небольшая подборка различных примеров для работы с экраном. На самом деле их не так часто приходится использовать в практике, но иметь общее представление бывает необходимым. Начало было положено в 2012 году, что-то могло устареть.
Настройки — Экран
Чтобы показать окно Экран из системного приложения Настройки:
Размеры экрана и его ориентация (Старый и новый способ)
Чтобы узнать размеры экрана и его ориентацию из запущенного приложения, можно воспользоваться встроенными классами Android.
Данный способ был опубликован в те времена, когда у меня был Android 2.3. Читатели подсказали, что теперь методы считаются устаревшими (API 13 и выше). Пришлось переписывать код. Впрочем, спустя некоторое время и этот код стал считаться устаревшим.
Ориентацию при помощи нового метода не узнаешь. Помните, что это размеры экрана устройства, а не экрана вашего приложения. Кроме того, в документации как-то туманно описывается точность вычислений этих размеров. Никому верить нельзя.
Плотность экрана, масштабирование шрифта и др.
Существует класс DisplayMetrics, также имеющий в своём составе свойства для экрана. Пример также пришлось переписывать после выхода Android 11 (API 30), который теперь тоже устаревший:
Вот ещё несколько способов определения размеров:
Такой же код, но с использованием дополнительной константы SCREENLAYOUT_SIZE_MASK:
На Kotlin в виде отдельной функции.
Заглянув в документацию, обнаружил, что можно обойтись без собственных констант. Они уже есть в Android. Оформил в виде отдельного метода.
Получить текущее значение яркости экрана
В настройках экрана можно установить желаемую яркость экрана при помощи ползунка, но при этом мы не знаем, сколько это в попугаях. Я открою вам секрет при помощи простого кода:
Установить яркость экрана
Если можно получить значение текущей яркости экрана, значит можно и установить яркость. Для начала нужно установить разрешение на изменение настроек в манифесте:
Для настройки яркости нужно использовать параметр System.SCREEN_BRIGHTNESS. Добавим на форму кнопку, метку и ползунок. Код для установки яркости:
Проверил старый пример времён Android 2.2 на эмуляторе с Android 10. Правила ужесточились. Теперь разрешение на изменение системных настроек выдаются только системным программам. Пока ещё есть лазейка, которой и воспользуемся. Новый пример написан на Kotlin. Добавим в манифест немного модифицированное разрешение.
Далее программа должна проверить возможность изменять системные настройки через метод canWrite(). Если такая возможность есть, то запрашиваем разрешение. Появится специальное окно, в котором пользователь должен подтвердить своё решение через переключатель. После этого нужно заново запустить программу, чтобы ползунок стал доступен. Теперь можете менять настройки.
Настраиваем яркость экрана в своём приложении
Существует возможность переопределить яркость экрана в пределах своего приложения. Я не смог придумать, где можно найти практическое применение, но вдруг вам пригодится. Для управления яркостью экрана воспользуемся элементом SeekBar.
За яркость экрана отвечает свойство LayoutParams.screenBrightness:
Интересно, что когда выводил ползунок в значение 0, то эмулятор зависал с экраном блокировки. Вам следует учесть эту ситуацию и добавить условие:
Опять столкнулся с проблемой. Пример работал на старых устройствах, а на некоторых устройства не работает. Но за эти годы мне ни разу не пришлось использовать этот способ, поэтому даже не стал искать причину. И кстати, ошибка со значением 0 уже не возникает (возможно из-за того, что сам пример не работает как раньше).
Определение поддерживаемых экранных размеров в манифесте
Не всегда предоставляется возможным написать приложение для всех возможных типов экранов. Вы можете использовать тег в манифесте, чтобы указать, на устройствах с какими экранами может работать ваша программа.
В данном примере приводится поддержка нормальных и больших экранов. Маленьким экраном можно назвать любой дисплей с разрешением меньше, чем HVGA. Под большим экраном подразумевается такой, который значительно больше, чем у смартфона (например, у планшетов). Экран нормальных размеров имеет большинство смартфонов.
Атрибут anyDensity говорит о том, каким образом ваше приложение будет масштабироваться при отображении на устройствах с разной плотностью пикселов. Если вы учитываете это свойство экрана в своем интерфейсе, установите этому атрибуту значение true. При значении false Android будет использовать режим совместимости, пытаясь корректно масштабировать пользовательский интерфейс приложения. Как правило, это снижает качество изображения и приводит к артефактам при масштабировании. Для приложений, собранных с помощью SDK с API level 4 и выше, этот атрибут по умолчанию имеет значение true.
Размеры картинок для фона экрана
Если вы используете изображение в качестве фона, то нет смысла выводить очень большую картинку на устройстве с маленьким экраном. Можно подготовить разные размеры.
res/drawable-ldpi — 240×320
res/drawable-mdpi — 320×480
res/drawable-hdpi — 480×800
res/drawable-xhdpi — 640×960
res/drawable-xxhdpi — 960×1440
res/drawable-tvdpi — 1.33 * mdpi
Источник
Preferences Framework
Настройки могут быть скрытыми или открытыми. Например, мы можем подсчитывать, сколько раз пользователь запускал нашу программу и при сотом запуске подарить ему бонус. Счётчик запуска приложения мы храним в файле настроек, но пользователь ничего не знает об этом. Но бывает так, что нам необходимо дать пользователю настроить функциональность приложения под свои вкусы. Например, сделать настройку «Напоминать о дне рождения котика». Если пользователь установит флажок у этой настройки (пусть только попробует не установить), то программа напомнит ему в нужный день о необходимости купить тортик.
Часто для этих целей в приложениях используют отдельный экран с настройками. Безусловно вы можете создать собственный xml-файл разметки и разместить там нужные элементы управления. Но Android для этих целей предоставляет собственный Preferences Framework, с помощью которого можно создавать индивидуальный набор предпочтений и встраивать их в приложения. Главное преимущество использования фреймворка состоит в том, что экран настроек выглядит стандартно во всех приложениях и позволяет пользователю быстрее разобраться в работе.
Кроме того фреймворк настроек позволяет прослушивать изменения в Общих настройках через реализацию метода onSharedPreferenceChangeListener().
Использование фреймворка позволяет быстро создать экран настроек практически без написания кода. Предпочтения — это отдельная активность в приложении, вызываемая из вашей активности. Сама активность настроек расширяется от класса PreferenceActivity, а не от стандартного класса Activity. Предпочтения определяются в отдельном XML-файле, где корневым элементом является элемент
Далее нужно построить свой экран настроек, используя готовые компоненты.
Для сохранения предпочтений используются различные классы:
У элементов кроме своих собственных атрибутов есть обязательные атрибуты:
- android:key — ключ, по которому можно определять значение
- android:title — краткий текст настройки
- android:summary — длинное описание настройки. Отражается под кратким текстом более мелким шрифтом
- android:defaultValue — значение по умолчанию, которое будет использовано, если ничего не было выбрано
CheckBoxPreference
В созданном файле устанавливаем настройки. Начнём с CheckBoxPreference.
Мы определили две настройки для программы:
- включение и выключение Wi-Fi
- показ подсказок
В нашем случае мы выводим флажки (элемент CheckBoxPreference), которые по умолчанию будут отмечены (атрибут android:defaultValue).
Не забываем добавить новые строковые ресурсы в файл res/values/strings.xml:
Далее создаём новый класс MyPreferenceActivity, который будет наследоваться от класса PreferenceActivity. Добавим знакомый метод onCreate(), только вместо setContentView() вызовем метод addPreferencesFromResource, который по сути делает такую же работу — берёт данные из XML-файла и строит внешний вид экрана активности:
Метод addPreferencesFromResource() считывает установленные настройки из XML-файла, где хранятся наши ресурсы, и делает их доступными для программы. В результате мы должны увидеть настройки на экране. Не забываем зарегистрировать новую активность в манифесте:
Ресурс settings_title подготовьте самостоятельно.
Напишем метод для вывода окна настроек, который можно повесить на щелчок мыши или пункта меню:
Запустите программу и вызовите окно настроек. Попробуйте снять или установить флажки в разных сочетаниях. Затем закройте приложение и снова запустите его. Если вы откроете окно настроек, то увидите, что сделанные вами изменения сохранены. Система сама делает за нас всю работу и запоминает установленные настройки.
Наверное, вы обратили внимание, что метод addPreferencesFromResource() был зачёркнут и помечен, как устаревший. В новых версиях Android следует использовать фрагмент PreferenceFragment, о котором поговорим в другой раз.
EditTextPreference
Мы научились сохранять настройки при помощи флажков. Существует также возможность сохранения настроек в текстовом виде при помощи EditTextPreference. Подобный способ настройки позволяет сохранять текст, вводимый пользователем. Давайте добавим возможность устанавливать размер шрифта для текста. Откроем снова файл settings.xml и добавим новый элемент EditTextPreference:
Для удобства я буду сразу выводить строковые значения без использования строковых ресурсов. В своих рабочих проектах вам нужно использовать ресурсы обязательно.
Запустите проект и вызовите окно настроек. Теперь у нас появилась опция установки размера шрифта. Если щёлкнуть на созданном элементе, то откроется новое диалоговое окно с текстовым полем ввода.
В следующем уроке мы разберём, как считывать установленные значения размера шрифта.
ListPreference
Также можно использовать списки для хранения настроек. Для этой цели используется диалоговое окно ListPreference. Необходимо заранее подготовить строковый ресурс для заголовка и массив строк для самого списка значений. Индекс выбранной строки списка будет задавать нужное значение для сохранения в SharedPreferences.
Добавим список для выбора стиля текста. В списке будет четыре опции: Обычный, Полужирный, Курсив, Полужирный+Курсив.
Подготовим массив строк и сохраним его в файле arrays.xml, который необходимо поместить в каталог res/values/.
В файл настроек settings.xml добавим дополнительный элемент
, в котором определим атрибуты заголовка окна, привязку к массиву значений и значение по умолчанию:
Код для чтения настроек из списка рассматривается в следующем уроке.
Запустив проект, вы теперь увидите новую настройку Стиль для шрифта, которая открывает диалоговое окно для выбора стиля из списка. Обратите внимание, что в диалоговом окне нет кнопки сохранения, только Отмена. Изменения сохраняются сразу при выборе опции списка.
SwitchPreference
Поняв общий принцип, вы можете сами разобраться с другими элементами настроек. Рассмотрим ещё один элемент — SwitchPreference, который является заменой для CheckBoxPreference и позволяет включать или выключать настройку.
В результате получим:
В зависимости от выбранного варианта мы можем менять текст настройки через атрибуты summaryOn/summaryOff.
RingtonePreference
Рассмотрим работу с настройкой, связанной с установкой мелодии для звонка. Предпочтение предоставляет диалоговое окно выбора мелодии звонка со списком опций. Список в диалоговом окне отображает мелодии для звонка, уведомлений, тонового набора, доступные на мобильном устройстве. Также предусмотрена возможность добавления дополнительной опции «Silent» (Тихий режим) — добавьте атрибут android:showSilent=»true».
Создадим новый файл настроек res/xml/ringtone_preference.xml:
Создадим новую активность настроек для рингтонов RingtonePreferenceActivity, повторив шаги из предыдущего примера. Запустим созданную активность.
PreferenceCategory
Если в приложении используется слишком много настроек разного типа, то можно сгруппировать их по категориям, чтобы улучшить внешний вид окна настроек. Для этого в Preferences Framework есть специальный элемент PreferenceCategory.
Еще раз вернёмся к статье Создание простого текстового редактора, где использовались настройки для открытия файла и для работы с текстом (Размер шрифта и стиль шрифта). Почему бы нам не разбить настройки на две категории: к первой категории мы отнесем настройку открытия файла, а ко второй две настройки, связанные с шрифтами.
Категории добавляются через элемент
Если вы посмотрите на экран настроек, то увидите дополнительную полоску с текстом «Настройки шрифта».
PreferenceScreen
Кроме корневого элемента
Запустив приложение, вы увидите новую настройку Цвет текста, которая открывает новое окно для выбора цвета текста.
Вам остаётся только написать код для обработки выбора пользователя, чтобы вывести текст в текстовом редакторе в нужном цвете. Обратите внимание, что в нашем примере используются флажки, которые позволяют создавать комбинации различных цветов.
Исходный код для текстового редактора смотрите здесь
Импорт системных настроек
У фреймворка есть интересная особенность — можно внедрить в экран настроек вашего приложения вызов системных настроек. Делается это следующим образом. В файл настроек добавляем новый блок, например, такой:
Класс android.provider.Settings включает множество констант типа android.settings.*, которые можно использовать для вызова экранов системных настроек. Я выбрал настройку Автономного режима, также можно было вызвать настройку Экрана (android.settings.DISPLAY_SETTINGS). На экране настроек появится новый пункт, который автоматически сработает при нажатии.
При использовании данного способа система интерпретирует это как запрос на вызов метода startActivity() с указанным действием. Это очень удобно, когда из вашего экрана настроек нужно вызвать стандартную системную настройку.
Настройки с зависимостями
Иногда требуется, чтобы часть настроек была связана с определённой родительской настройкой. И если родительская настройка заблокирована, то есть смысл автоматически заблокировать и дочерние настройки. Для этой цели применяется атрибут android:dependency.
Мы указали, что текстовое поле зависит от родительского флажка. Запустим и сравним поведение в двух разных случаях.
Отслеживание изменений в Общих настройках
Как уже упоминалось, класс onSharedPreferenceChangeListener позволяет вызвать callback-метод в момент добавления, удаления или изменения конкретной Общей настройки. Используя этот обработчик, компоненты вашего приложения могут следить за изменениями в настройках, установленных пользователем, и обновлять пользовательский интерфейс или корректировать поведение программы.
Зарегистрируйте обработчик OnSharedPreferenceChangeListener, применив Общие настройки, за которыми вы хотите следить. Реализация onSharedPreferenceChanged() показана ниже (каркас):
Меняем фон экрана настройки
При создании экрана настроек мы полагаемся на систему. В одной из версий Android по умолчанию фон активности был чёрным, сейчас белый. Если вы хотите применить свой цвет, то добавьте строчку кода:
Про PreferenceFragment рассказывается в конце статьи.
Если вы хотите поменять цвета у PreferenceCategory, то тут немного сложнее. Придётся создать отдельный класс, наследующий от PreferenceCategory и переопределить метод onCreateView:
В файле разметки заменяем тег категории на свой:
Вот результат в дополнение к изменённому фону, где я поменял для наглядности и одну категорию.
По такому же принципу можно поменять и другие классы, в частности Preference.
SeekBarDialogPreference
Допустим, мы хотим настраивать параметр с помощью компонента SeekBar в диалоговом окне. Нам нужно наследоваться от класса DialogPreference и написать свой код.
res/layouts/preference_seek_bar_dialog.xml
res/values/attrs.xml
Подготовим атрибуты. Обратите внимание, что для некоторых атрибутов мы не используем свойства из пакета android.
SeekBarDialogPreference.java
Напишем новый класс.
res/xml/settings.xml
Добавляем в разметку экрана настройки новый компонент. Обратите внимание на третью строчку, которая позволяют задавать собственные атрибуты custom: вместо android:.
Запускаем приложение. Видим настройку для установки роста кота. Нажимаем на него для запуска диалогового окна, в котором с помощью ползунка можем выбрать нужный размер.
Чтобы получить установленные значения, напишем код в главной активности.
NumberPickerDialogPreference
Создадим диалоговое окно настройки с использованием NumberPicker.
res/layouts/preference_number_picker_dialog.xml
res/values/attrs.xml
Если вы будете использовать пример вместе с предыдущим примером SeekBarDialogPreference, то данный файл не понадобится, так как эти атрибуты уже у вас есть.
NumberPickerDialogPreference.java
Если вы используете пример вместе с предыдущим и не меняли файл attr.xml, то в коде придётся заменить некоторые строчки. По ошибкам вы поймёте, что нужно поменять.
Добавляем на экран настроек:
Секретная настройка VolumePreference
В Android есть секретный класс VolumePreference. Он как бы есть, но в редакторе настроек его нет, и вы не можете добавить его в XML-файл. Можно это сделать вручную. Впрочем, не обольщайтесь. Положение ползунка программа запоминает, но на уровень громкости устройства это никак не влияет, так как эта настройка системная и через приложение управлять ей нельзя. Также нельзя получить выбранные данные. Показываю пример просто для шутки.
Так это выглядит на экране.
PreferenceFragment
В старых версиях Android использовался класс PreferenceActivity с вызовом метода addPreferencesFromResource() для создания экрана настроек. Теперь подобный подход считается устаревшим и ему на смену пришёл класс PreferenceFragment (API 11).
Чтобы увидеть отличия, постараюсь максимально близко использовать старый проект.
Для начала создадим файл settings.xml в папке res/xml, как мы это делали и раньше.
Строковые ресурсы остаются те же:
Теперь вместо активности настроек PreferenceActivity нужно создать фрагмент настроек PreferenceFragment. Создаём новый класс:
Как видите, код практически тот же, только метод addPreferencesFromResource() относится уже не классу PreferenceActivity, а к классу PreferenceFragment.
Теперь в активности настроек, которая будет служить контейнером для фрагмента настроек, заменяем устаревший метод:
Получается, что мы перенесли код создания экрана настроек в фрагмент, а в активности просто подключаем этот фрагмент. Вот и вся принципиальная разница.
Если вы хотите поддерживать новые и старые версии настроек, то можно переписать код следующим образом:
Также можно использовать вариант выбора нужного класса и его запуска через намерение:
Осталось только вызвать экран настроек. В старом примере использовался метод showSettings(), его и оставляем и для нового примера:
Чисто внешне ничего не изменилось, поэтому скриншот приводить не буду.
Заголовки настроек
Приведённый выше пример носит скорее косметический характер, мы просто подключили фрагмент. Но появилось и новшество — использование заголовков (Preference Headers), когда пользователь видит на экране список заголовков, которые в свою очередь запускают отдельные фрагменты. Интересная особенность у данного решения — на больших экранах автоматически включается двухпанельный режим просмотра (у меня не заработало). Рассмотрим пример.
Создадим новый файл с применением заголовков в папке res/xml.
header_settings.xml
В каждом теге header мы задали атрибут android:fragment, указывающий на экземпляр класса PreferenceFragment, который должен открываться при выборе конкретного заголовка. В нашем примере заданы три заголовка.
Строковые ресурсы (придумайте свои):
Для загрузки заголовков понадобится активность, наследующая от PreferenceActivity. В ней нужно реализовать метод обратного вызова onBuildHeaders() и вызвать метод loadHeadersFromResource():
HeaderPrefsActivity.java
Обратите внимание, что в классе активности не требуется вызывать метод onCreate(), от активности требуется только загрузить заголовки (не забудьте прописать в манифесте).
В API 19 появилось какое-то глупое требование добавить проверку на валидность фрагмента. Просто добавьте в метод isValidFragment() используемые фрагменты. Без этого кода вылезает ошибка.
Займёмся созданием фрагмента настроек, который состоит из java-файла и разметки:
UpdatePreferenceFragment.java
preference_update.xml
По аналогии создайте два других фрагмента для остальных заголовков настроек.
Теперь, если щёлкнуть по заголовку настроек, то откроется соответствующий фрагмент.
Обратите внимание, тег ListPreference зависит от второго флажка (android:dependency=»pref_floor»). Если снять флажок, то список становится неактивным и выбрать количество этажей становится невозможным.
Для вызова активности настроек используется стандартный код:
На больших экранах окно настроек автоматически становится двухпанельным. Но в эмуляторе для Nexus 7 данный способ у меня не сработал. Насколько я понял, устройство должно иметь разрешение sw720dp, чтобы включился двухпанельный режим. Если вы хотите иметь такой режим на меньших экранах, то вам придётся самостоятельно писать код для создания двухпанельного режима.
Чтобы увидеть двухпанельный режим в эмуляторе, пришлось создавать новое устройство — планшет на 10 дюймов.
Открыть браузер по ссылке
Добавим в файл настроек settings.xml отдельный блок с указанием сайта.
Теперь, если пользователь в окне настроек щёлкнет по названию сайта, то запустится браузер с указанной страницей.
По такому же принципу вы можете вызвать любую активность и в заголовках. Тег intent будет расцениваться как запрос на вызов метода startActivity() с указанным действием.
Выводим настройку в подсказку
Когда мы используем ListPreference, то пользователю приходится нажимать на раздел настроек для вызова диалогового окна со списком, чтобы увидеть текущий выбор. Если пользователь хочет выбрать новое значение, то данный шаг оправдан. Но если ему нужно только получить информацию, то почему бы её не вывести прямо в подсказку (Summary)? Для этого можно воспользоваться методом setSummary().
Подготовим список настроек в файле settings.xml:
Обратите внимание на атрибут android:key, он нам ещё пригодится в коде.
Добавим массив строк для настроек стиля шрифта:
Теперь напишем код для фрагмента, наследующего от PreferenceFragment:
Теперь пользователь сразу видит текущую настройку стиля шрифта. Удобно же.
Открываем окно настроек из системных настроек Передача данных
Если вы зайдёте в Настройки | Передача данных и выберите свою программу, то внизу увидите неактивированную кнопку Настройки приложения. Чтобы её активировать, пропишите в манифесте у свой активности, которая отвечает за настройки, специальный фильтр MANAGE_NETWORK_USAGE:
Источник