- ListActivity — создаём прокручиваемый список
- Список за пять минут
- Шаг первый
- Шаг второй
- Шаг третий
- Шаг четвёртый
- Шаг пятый
- Шаг шестой
- Обработка нажатий
- Долгое нажатие и удаление элемента списка
- Заключение
- Исходный код
- Своя разметка
- Переключаемся между двумя списками
- Клавиатура и аппаратные кнопки
- Аппаратные и клавиатурные клавиши
- Кнопка Back: Вы уверены, что хотите выйти из программы?
- Двойное нажатие на кнопку Back
- Кнопка Home
- Обработка кнопки Menu
- Другие кнопки
- Прячем клавиатуру
- Изменить вид клавиатуры для EditText
- Переопределяем кнопку Enter
- Интерфейс OnKeyListener
- Сдвигаем активность
- Узнать выбранный язык на клавиатуре
ListActivity — создаём прокручиваемый список
Список за пять минут
Очень часто экран приложения состоит из обычного прокручиваемого списка. Например, это может быть список контактов, дни месяца, ассортимент товара, технические характеристики модели и так далее. Android позволяет создать такой список за пару минут.
В предыдущих примерах мы встречали в коде строчку public class HelloWorld extends Activity, что означало наследование от специального класса Activity или производных классов, например, AppCompatActivity. Существует ещё один специальный класс ListActivity, специально разработанный для списков.
Сейчас данный тип активности устарел, так как не слишком удобен для планшетов. Теперь предпочтительнее использовать ListFragment. Но в основе всё равно лежит компонент ListView и базовые приёмы работы не изменились. Изучив данный пример, вы без труда разберётесь и с другими формами отображения списков.
Шаг первый
Создадим новый стандартный проект. Мы знаем, что в проекте есть файл activity_main.xml, отвечающий за разметку элементов на экране. Класс ListActivity разработан таким образом, что на экране есть только прокручиваемый список и ему не нужна дополнительная разметка. Поэтому набираемся смелости, выбираем в папке res/layout файл activity_main.xml и удаляем его.
Шаг второй
Всё пропало! Теперь ничего не запустится! Don’t panic! Открываем java-файл и видим, что студия ругается на строчку setContentView(R.layout.activity_main);, что вполне объяснимо. Мы ведь только что сами удалили файл разметки. Ещё раз набираемся смелости и удаляем эту строчку, она там тоже больше не нужна.
Шаг третий
Теперь нужно поставить Android в известность, что мы собираемся использовать экран со списком, поэтому меняем в строчке public class ВашеНазваниеActivity extends AppCompatActivity слово AppCompatActivity (или Activity) на ListActivity. Если набирать вручную, то студия автоматически импортирует нужный класс.
В результате в секции import нашего файла появится новая строка. Там же мы увидим строку, которую можно безболезненно удалить:
Шаг четвёртый
Подготовительные работы закончены. Теперь пришло время подготовить данные для списка, чтобы отобразить их на экране. Создадим массив строк:
К слову сказать, вы можете создать массив строк в ресурсах, в этом случае вам будет проще редактировать список, не затрагивая код программы. Когда наберётесь опыта, то сами решите, какой вариант лучше.
Шаг пятый
А теперь начинается самое важное. У нас есть намерение создать экран со списком и сами слова для списка. Необходим некий посредник, который свяжет эти звенья в одно целое. Для подобных целей в Android существует понятие адаптера данных и его определение для работы с массивами строк выглядит так:
Адаптеру нужно от вас три вещи: явки, пароли, деньги , текущий контекст, идентификатор ресурса с разметкой для каждой строки, массив строк.
Мы можем ему предложить ListActivity в качестве текущего контекста (можно использовать ключевое слово this), готовый системный идентификатор ресурса и созданный массив строк. А выглядеть это будет так:
Обратите внимание на строчку android.R.layout.simple_list_item_1. В ней уже содержится необходимая разметка для отдельного элемента списка, которая состоит из одного компонента TextView. Если вас не устраивает системная разметка, то можете создать собственную разметку в xml-файле и подключить её. Об этом в следующий раз.
Шаг шестой
Осталось сделать заключительный штрих — подключить адаптер:
Запускаем проект и любуемся своим списком. Он прекрасно прокручивается и каждый пункт подсвечивается при нажатии.
Обработка нажатий
Но пока приложение никак не реагирует на наши нажатия. Исправим ситуацию. Нам нужно знать, на каком пункте списка осуществляется нажатие. У ListActivity есть специальный метод для таких случаев — onListItemClick(). Начинайте вводить первые символы названия метода и студия предложит вам подходящий вариант. Нажмите Enter на предложенном варианте и у вас появится заготовка.
У метода четыре параметра. Самым интересным является третий параметр position, который указывает на номер выбранного пункта списка.
Осталось только прописать код для события — давайте выведем всплывающее сообщение, которое будет содержать позицию выбранного элемента списка.
Отсчёт позиций идёт с нуля, поэтому я прибавляю единицу к номеру позиции, чтобы получить информацию в привычном виде.
Замурчательно. Но хочется узнать не номер выбранного пункта, а сам текст. У списка ListView есть специальный метод getItemAtPosition(position), возвращающий объект для заданной позиции. Перепишем код.
В данном случае мы используем первый параметр l, который отвечает за родительский компонент ListView. Возвращаемый объект нужно преобразовать в строку.
В тех методах, у которых нет в параметрах ссылки на ListView, мы можем получить доступ к списку через метод активности getListView().
Запускаем программу и начинаем щёлкать по любой позиции списка — мы получим соответствующее сообщение. Вы можете использовать свой код — вызывать новое окно, проигрывать музыку и т.д.
Долгое нажатие и удаление элемента списка
Расширим возможности списка и научимся обрабатывать долгие нажатия, а также удалять некоторые элементы списка.
Для долгого нажатия существует интерфейс OnItemLongClickListener с методом onItemLongClick(), возвращающим значение. Так как мы собираемся обрабатывать долгие нажатия, то строчку return false; необходимо заменить на return true;.
Добавляем интерфейс в активность, вручную вводя текст implements OnItem, студия предложит подсказку и поможет создать нужный метод для данного интерфейса.
Далее внесём небольшое изменение в адаптер данных. Сам по себе массив строк является неизменяемым, и чтобы мы могли удалять пункты из списка, необходимо сконвертировать его в специальный объект ArrayList , который является изменяемым, а уже новый объект отдадим адаптеру. Объявим новую переменную.
Подключаем к адаптеру.
Далее прописываем необходимый код для удаления выбранного пункта меню и запускаем программу. Прокручивая список, с удивлением замечаем, что среди кошачьих имён затесался какой-то сраный пёсик Бобик. Пробуем удалить его. Получилось! Теперь наш список выглядит правильно.
Метод remove() удаляет элемент из списочного массива, а метод notifyDataSetChanged() уведомляет список об изменении данных для обновления списка на экране.
На всякий случай ещё раз просмотрите список и если увидите чужеродное имя, то удалите его.
Удаление — весьма опасная операция, пользователь может по ошибке нажать на пункт списка. Лучшим решением было бы показать диалоговое окно с подтверждением операции. В последнее время весьма популярным стало использование специального типа уведомления внизу экрана с кнопкой «Отмена», например, готовый компонент SnackBar (о нём говорилось на одном из уроков).
Заключение
Поначалу эта статья может показаться вам сложной. Не отчаивайтесь, возьмите её как шаблон и на первых порах просто копируйте куски кода. Позже с практикой вы лучше разберётесь в работе со списком.
В данном материале вы познакомились с простым и быстрым способом создания списка на основе системных настроек. Но, если вам нужны более навороченные списки, то изучите статью про элемент управления ListView, а также статью Списки со значками.
Исходный код
Своя разметка
Когда в самом начале статьи я говорил, что для ListActivity не нужен шаблон activity_main.xml, то немножко лукавил. На самом деле вы можете подключить свой шаблон, но с одним условием — шаблон должен содержать элемент ListView с идентификатором @android:id/list.
Можно заново создать файл activity_main.xml, если вы его удалили, как вас просили, или файл с другим именем, например, activity_customlist.xml:
Я специально установил зелёный цвет для фона, чтобы вы поверили, что будет запускаться наш шаблон вместо системного, а TextView с системным идентификатором android:id/empty нужен для отображения текста, если список будет пустым. Осталось добавить строчку кода, который подключает шаблон:
Запустите проект и убедитесь, что загружается наш шаблон. Если вы зададите пустой массив, то вместо списка вы увидите TextView с текстом List is Empty.
Ещё раз напомню, что в стандартных списках отдельный его элемент представляет собой компонент TextView. Если вы хотите создать более сложную разметку с картинками, то вам надо изучить поближе ListView. Для этого на сайте есть отдельный раздел.
Переключаемся между двумя списками
Возможно, вам понадобится переходить из одного списка в другой. Например, первый список представляет собой месяцы, а второй — дни недели.
Мы создали два адаптера через массивы строк. Сначала используем первый адаптер. При выборе элемента списка через метод onListItemClick() подключаем другой адаптер. Чтобы изменения отразились на экране, необходимо вызвать метод notifyDataSetChanged().
Источник
Клавиатура и аппаратные кнопки
Аппаратные и клавиатурные клавиши
Обработка аппаратных клавиш и клавиатуры имеет следующие методы
- onKeyDown() — вызывается при нажатии любой аппаратной клавиши;
- onKeyUp() — вызывается при отпускании любой аппаратной клавиши;
Кроме клавиш, есть ещё другие методы обработки пользовательского ввода (здесь не рассматриваются):
- onTrackballEvent() — срабатывает при движениях трекбола;
- onTouchEvent() — обработчик событий сенсорного экрана, срабатывает при касании, убирания пальца и при перетаскивании.
Чтобы ваши компоненты и активности реагировали на нажатия клавиш, переопределите обработчики событий onKeyUp() и onKeyDown():
Параметр keyCode содержит код клавиши, которая была нажата; сравнивайте его со статическими кодами клавиш, хранящимися в классе KeyEvent, чтобы выполнять соответствующую обработку.
Параметр KeyEvent также включает в себя несколько методов: isAltPressed(), isShiftPressed() и isSymPressed(), определяющих, были ли нажаты функциональные клавиши, такие как Alt, Shift или Sym. Статический метод isModifierKey() принимает keyCode и определяет, является ли нажатая клавиша модификатором.
Кнопка Back: Вы уверены, что хотите выйти из программы?
Кнопка Back (Назад) закрывает приложение, точнее текущую активность, но если приложение состоит из одной активности, то это равносильно закрытию всего приложения. В большинстве случаев вам нет никакого дела до неуклюжего пользователя, который по ошибке нажал на кнопку «Back» вместо кнопки Подарить разработчику миллион. Но, если ваша программа, будучи запущенной на телефоне пользователя, потихоньку списывает деньги клиента в счёт Фонда голодных котов, то нужно дать ему шанс задуматься и вывести диалоговое окно с вопросом: «А действительно ли вы хотите выйти из программы?»
Чтобы реализовать такую задачу, нужно переопределить поведение кнопки «Back» через метод активности onBackPressed() следующим образом:
Данный метод появился в Android 2.0. Для более ранних версий использовался стандартный код обработки onKeyDown():
Двойное нажатие на кнопку Back
Другой вариант — выход из приложения при двойном нажатии на кнопку «Back». Удобно в тех случаях, когда считаете, что пользователь может случайно нажать на кнопку, например, во время активной игры. Приложение закроется, если пользователь дважды нажмёт на кнопку в течение двух секунд.
Кнопка Home
Можно отследить нажатие кнопки Home через метод активности onUserLeaveHint():
Обработка кнопки Menu
У телефона, кроме кнопки «Back», есть ещё кнопка «Menu» для вызова команд меню (на старых устройствах). Если необходимо обрабатывать нажатия этой кнопки (например, управление в игре), то используйте следующий код (обычное и долгое нажатие):
Должен заметить, что длинное нажатие трудно уловить, так как обычное нажатие постоянно подавляет это событие.
Другие кнопки
Ну на самом деле можно отслеживать не только нажатие кнопки Меню, но и кнопку Поиска и кнопки увеличения громкости.
Обратите внимание, что для кнопки громкости возвращаем false, т.е. мы не переопределяем поведение кнопки, а оставляем её на усмотрение системы.
Пример работы с кнопками громкости можно посмотреть в статье Рингтоны. Управление громкостью
По такому же принципу работает метод onKeyUp(). Метод onKeyLongPress() можно использовать, если в методе onKeyDown() был задействован метод event.startTracking(), отслеживающий поведение кнопки. В нашем примере мы отслеживали кнопку Volume_Up.
Прячем клавиатуру
Бывает так, что при запуске активности сразу выскакивает клавиатура. Если такое поведение не нравится, то пропишите в манифесте нужное значение у атрибута android:windowSoftInputMode (см. ниже).
В некоторых случаях хочется убрать клавиатуру с экрана, не нажимая кнопку «Back», а программно. В одном моём приложении, где было много текстовых полей, я воспользовался следующим кодом при щелчке кнопки:
Код так выглядит, если писать его в Activity. Если расположить его в другом классе, экземпляр Activity нужно передать туда как параметр и вызывать методы как activity.getApplicationContext(), где activity — экземпляр Activity.
Можно избавить компонент от фокуса:
Чтобы принудительно показать клавиатуру, используйте следующий код:
Кстати, повторный вызов метода закроет клавиатуру. Указанный способ не требует наличия элементов View.
Если продолжить тему показа клавиатуры, то может возникнуть следующая ситуация. Допустим у вас есть DialogFragment с EditText. При выводе диалогового окна вам нужно установить фокус на EditText и показать клавиатуру:
Либо используйте тег для нужного EditText.
Изменить вид клавиатуры для EditText
Когда элемент EditText получает фокус, то появляется клавиатура. Можно установить нужный вид клавиатуры через атрибут InputType или программно через метод setInputType():
TYPE_CLASS_DATETIME — дата и время
TYPE_CLASS_NUMBER — цифры
TYPE_CLASS_TEXT — буквы
Переопределяем кнопку Enter
Кроме атрибута InputType можно также использовать атрибут android:imeOptions в компоненте EditText, который позволяет заменить кнопку Enter на клавиатуре на другие кнопки, например, Next, Go, Search и др. Возможны следующие значения:
- actionUnspecified: Используется по умолчанию. Система сама выбирает нужный вид кнопки (IME_NULL)
- actionGo: Выводит надпись Go. Действует как клавиша Enter при наборе адреса в адресной строке браузера (IME_ACTION_GO)
- actionSearch: Выводит значок поиска (IME_ACTION_SEARCH)
- actionSend: Выводит надпись Send (IME_ACTION_SEND)
- actionNext: Выводит надпись Next (IME_ACTION_NEXT)
- actionDone: Выводи надпись Done (IME_ACTION_DONE)
Чтобы увидеть все варианты воочию, можете создать несколько текстовых полей и переключаться между ними:
Чтобы реагировать на нажатия разных состояний кнопки Enter, необходимо реализовать интерфейс TextView.OnEditorActionListener. Небольшой пример:
В нашем примере если пользователь ищет что-то, не связанное с котом, то кнопка поиска не будет выполнять желание владельца устройства.
Также можно поменять текст на кнопке с помощью атрибута android:imeActionLabel:
Текст на кнопке поменялся, но вот обработка Enter из предыдущего примера у меня перестала работать. Мой неработающий код на память.
Upd: Читатель Максим Г. предложил следующее решение проблемы. Убираем атрибуты imeOptions, imeActionId, imeActionLabel и установим их программно.
По желанию можете отслеживать только у нужного поля. Поставьте дополнительное условие после первого блока if:
Интерфейс OnKeyListener
Чтобы среагировать на нажатие клавиши внутри существующего представления из активности, реализуйте интерфейс OnKeyListener и назначьте его для объекта View, используя метод setOnKeyListener(). Вместо того, чтобы реализовывать отдельные методы для событий нажатия и отпускания клавиш, OnKeyListener использует единое событие onKey().
Используйте параметр keyCode для получения клавиши, которая была нажата. Параметр KeyEvent нужен для распознавания типа события (нажатие представлено константой ACTION_DOWN, а отпускание — ACTION_UP).
Сдвигаем активность
Чтобы всплывающая клавиатура не заслоняла элемент интерфейса, который получил фокус, а сдвигала активность вверх, можно в манифесте для нужной активности прописать атрибут android:windowSoftInputMode с параметром adjustPan:
Также доступны и другие параметры:
- stateUnspecified — настройка по умолчанию. Система сама выбирает подходящее поведение клавиатуры.
- stateUnchanged — клавиатура сохраняет своё последнее состояние (видимое или невидимое), когда активность с текстовым полем получает фокус.
- stateHidden — клавиатура скрыта, когда открывается активность. Клавиатура появится при наборе текста. Если пользователь переключится на другую активность, то клавиатура будут скрыта, но при возвращении назад клавиатура останется на экране, если она была видима при закрытии активности.
- stateAlwaysHidden — клавиатура всегда скрывается, если активность получает фокус.
- stateVisible — клавиатура видима.
- stateAlwaysVisible — клавиатура становится видимой, когда пользователь открывает активность.
- adjustResize — размеры компонентов в окне активности могут изменяться, чтобы освободить место для экранной клавиатуры.
- adjustPan — окно активности и его компоненты не изменяются, а сдвигаются таким образом, чтобы текстовое поле с фокусом не было закрыто клавиатурой.
- adjustUnspecified — настройка по умолчанию. Система сама выбирает нужный режим.
Параметры с префиксом state можно комбинировать с настройками с префиксом adjust:
Например, чтобы показать клавиатуру при старте активности, используйте stateVisible.
Данные настройки доступны и программно. Например, код для adjustResize:
Кстати, этот код не сработает в полноэкранном режиме (флаг FLAG_FULLSCREEN). Сверяйтесь с документацией.
Узнать выбранный язык на клавиатуре
Для определения текущего языка на клавиатуре можно использовать следующий код.
Следует быть осторожным с примером. На эмуляторе с Android 6.0 пример работал корректно. На реальных устройствах у меня корректно определялся русский язык, но при переключении на английский язык выдавал пустую строку или значение «zz». В этом случае можно прибегнуть к условиям if и проверять ожидаемое значение.
Источник