Полный список
— создаем простой виджет
— разбираемся в его Lifecycle
Добрались таки и до этой долгожданной темы. Вообще, интересно было бы глянуть статистику, какое количество из всех существующих приложений содержит в себе виджеты. Подозреваю, что не чаще, чем одно из десяти. Возможно, ближайшие несколько уроков эту статистику изменят )
Для понимания темы виджетов желательно знать, что такое BroadcastReceiver. Я о нем упоминал в Уроках 96 и 100. Это просто слушатель, который регистрируется в системе, ловит с помощью настроенного Intent Filter сообщения (Intent) и выполняет какой-либо код. Почему-то не сделал я отдельного урока по нему. Но, думаю, еще сделаю. Есть там свои интересные особенности, о которых можно поговорить.
Думаю, нет особой необходимости подробно объяснять, что такое виджеты. Все их видели на своих девайсах. Это что-то типа мини-приложений расположенных на рабочем столе (Home). Они позволяют просмотреть какую-либо информацию из основных приложений, либо повлиять на поведение этих приложений. В качестве примера можно привести – прогноз погоды, текущее время, баланс какого-либо счета, список сообщений в различных мессенджерах, управление состоянием WiFi/3G/GPS/Bluetooth, яркость экрана и т.д. и т.п. В этом уроке сделаем простейший виджет, который отобразит статичный текст.
Чтобы создать простейший виджет нам понадобятся три детали:
В нем мы формируем внешний вид виджета. Все аналогично layout-файлам для Activity и фрагментов, только набор доступных компонентов здесь ограничен следующим списком:
2) XML-файл c метаданными
В нем задаются различные характеристики виджета. Мы пока что укажем следующие параметры:
— layout-файл (из п.1.), чтобы виджет знал, как он будет выглядеть
— размер виджета, чтобы виджет знал, сколько места он должен занять на экране
— интервал обновления, чтобы система знала, как часто ей надо будет обновлять виджет
3) Класс, наследующий AppWidgetProvider. В этом классе нам надо будет реализовать Lifecycle методы виджета.
Давайте создадим три этих детали. Activity нам не понадобится, поэтому не забудьте убрать галку Create Activity в визарде создания нового проекта
Создадим проект без Activity:
Project name: P1171_SimpleWidget
Build Target: Android 2.3.3
Application name: SimpleWidget
Package name: ru.startandroid.develop.p1171simplewidget
Добавим строки в strings.xml:
Создаем layout-файл widget.xml:
RelativeLayout, а внутри зеленый TextView с текстом по центру. Т.е. виджет просто будет показывать текст на зеленом фоне.
Создаем файл метаданных res/xml/widget_metadata.xml:
В атрибуте initialLayout указываем layout-файл для виджета.
Атрибуты minHeight и minWidth содержат минимальные размеры виджета по высоте и ширине.
Есть определенный алгоритм расчета этих цифр. Как вы наверняка замечали, при размещении виджета, экран делится на ячейки, и виджет занимает одну или несколько из этих ячеек по ширине и высоте. Чтобы конвертнуть ячейки в dp, используется формула 70 * n – 30, где n – это количество ячеек. Т.е. если мы, например, хотим, чтобы наш виджет занимал 2 ячейки в ширину и 1 в высоту, мы высчитываем ширину = 70 * 2 – 30 = 110 и высоту = 70 * 1 – 30 = 40. Эти полученные значения и будем использовать в атрибутах minWidth и minHeight.
Атрибут updatePeriodMillis содержит количество миллисекунд. Это интервал обновления виджета. Насколько я понял хелп, указать мы тут можем хоть 5 секунд, но чаще, чем раз в 30 минут (1 800 000) виджет обновляться все равно не будет — это системное ограничение. Давайте пока что поставим интервал 40 минут (2 400 000). В следующих уроках мы разберемся, как самим обновлять виджет с необходимым интервалом.
Осталось создать класс, наследующий AppWidgetProvider.
onEnabled вызывается системой при создании первого экземпляра виджета (мы ведь можем добавить в Home несколько экземпляров одного и того же виджета).
onUpdate вызывается при обновлении виджета. На вход, кроме контекста, метод получает объект AppWidgetManager и список ID экземпляров виджетов, которые обновляются. Именно этот метод обычно содержит код, который обновляет содержимое виджета. Для этого нам нужен будет AppWidgetManager, который мы получаем на вход.
onDeleted вызывается при удалении каждого экземпляра виджета. На вход, кроме контекста, метод получает список ID экземпляров виджетов, которые удаляются.
onDisabled вызывается при удалении последнего экземпляра виджета.
Во всех методах выводим в лог одноименный текст и список ID для onUpdate и onDeleted.
Повторюсь — в onUpdate мы, по идее, должны накодить какое-то обновление виджета. Т.е. если наш виджет отображает, например, текущее время, то при очередном обновлении (вызове onUpdate) надо получать текущее время и передавать эту инфу в виджет для отображения. В этом уроке мы пока не будем с этим возиться.
Осталось немного подрисовать манифест. Добавьте туда ваш класс как Receiver
— укажите для него свои label и icon. Этот текст и эту иконку вы увидите в списке выбираемых виджетов, когда будете добавлять виджет на экран.
— настройте для него фильтр с action = android.appwidget.action.APPWIDGET_UPDATE
— добавьте метаданные с именем android.appwidget.provider и указанием файла метаданных xml/widget_metadata.xml в качестве ресурса
После этого секция receiver в манифесте должна получиться примерно такая:
Виджет готов. Все сохраняем и запускаем. Никаких Activity, разумеется, не всплывет. В консоли должен появиться текст:
\P1171_SimpleWidget\bin\P1171_SimpleWidget.apk installed on device
Done!
Открываем диалог создания виджета и видим в списке наш виджет с иконкой и текстом, которые мы указывали в манифесте для receiver.
Выбираем его и добавляем на экран.
Виджет появился, смотрим логи.
onEnabled
onUpdate [8]
Сработал onEnabled, т.к. мы добавили первый экземпляр виджета. И сразу после добавления, сработал метод onUpdate для этого экземпляра. Видим, что ему назначен (У вас, скорее всего, будет другой ID). Т.е. система добавила экземпляр виджета на экран и вызвала метод обновления с указанием ID экземпляра.
Добавим еще один экземпляр
onEnabled не сработал, т.к. добавляемый экземпляр виджета уже не первый. onUpdate же снова отработал для нового добавленного экземпляра и получил на вход >
Теперь давайте удалим с экрана два этих экземпляра виджета. Сначала второй. В логах увидим:
Сработал onDeleted и получил на вход ID удаляемого экземпляра виджета.
Удаляем первый экземпляр. В логах:
onDeleted [8]
onDisabled
Снова сработал onDeleted — нас оповестили, что экземпляр виджета с был удален. И сработал onDisabled, т.е. был удален последний экземпляр виджета, больше работающих экземпляров не осталось.
Наш виджет обновляется (получает вызов метода onUpdate) раз в 40 минут. Если кому не лень, добавьте снова пару виджетов на экран и подождите. Когда они снова обновятся, в логах это отразится.
Так создается и работает простой виджет. Пока остановимся на этом, чтобы уложились в голове схема создания виджета и его lifecycle-методы. Из интересного хотелось бы еще отметить пару вещей.
BroadcastReceiver
Класс AppWidgetProvider является расширением класса BroadcastReceiver (в манифесте мы его и прописали как Receiver). Он просто получает от системы сообщение в onReceive, определяет по значениям из Intent, какое именно событие произошло (добавление, удаление или обновление виджета), и вызывает соответствующий метод (onEnabled, onUpdate и пр.).
В манифесте мы для нашего Receiver-класса настроили фильтр с action, который ловит события update. Каким же образом этот Receiver ловит остальные события (например, удаление)? Хелп пишет об этом так:
Т.е. ACTION_APPWIDGET_UPDATE – это единственный action, который необходимо прописать явно. Остальные события AppWidgetManager каким-то образом сам доставит до нашего AppWidgetProvider-наследника.
Отступы
Если мы расположим рядом несколько экземпляров виджета, увидим следующую картину
Не очень приятное зрелище. Надо бы сделать отступ.
Добавим android:padding=»8dp» к RelativeLayout в нашем layout-файле
Виджеты на экране поменялись автоматически и теперь выглядят более пристойно.
Кстати, для них сработал onUpdate, смотрите логи. В метод был передан массив ID всех работающих экземпляров виджета.
В Android 4.0 (API Level 14) и выше этот недостаток с отступами был устранен, и вручную делать отступы больше не надо. Давайте проверим. Уберите ранее добавленный в RelativeLayout отступ. И укажите в манифесте android:targetSdkVersion версию 14 (или выше), чтобы система знала, что можно использовать стандартные возможности, а не режим совместимости.
Все сохраняем, запускаем наш виджет на эмуляторе с 4.1. Добавим три экземпляра.
Система сама делает отступы между виджетами.
Получается для версий, ниже 4 надо делать отступ в layout, а для старших версий не надо. Хелп дает подсказку, как сделать так, чтобы ваш виджет корректно работал на всех версиях. Для этого используются квалификаторы версий.
В layout для RelativeLayuot указываете:
И создаете два файла.
res/values/dimens.xml с записью:
и res/values-v14/dimens.xml с записью:
В манифесте android:targetSdkVersion должен быть 14 или выше.
Таким образом, на старых версиях (без системного отступа) отступ будет 8dp, а на новых – 0dp и останется только системный отступ.
На следующем уроке:
— настраиваем виджет при размещении
— работаем с view-компонентами виджета при обновлении
Присоединяйтесь к нам в Telegram:
— в канале StartAndroid публикуются ссылки на новые статьи с сайта startandroid.ru и интересные материалы с хабра, medium.com и т.п.
— в чатах решаем возникающие вопросы и проблемы по различным темам: Android, Kotlin, RxJava, Dagger, Тестирование
— ну и если просто хочется поговорить с коллегами по разработке, то есть чат Флудильня
— новый чат Performance для обсуждения проблем производительности и для ваших пожеланий по содержанию курса по этой теме
Источник
Полный список
— обрабатываем нажатия на виджет
Продолжаем тему виджетов. Виджет, который показывает информацию – это хорошо, это мы теперь умеем. Но кроме этого виджет еще умеет реагировать на нажатия.
Т.к. прямого доступа к view-компонентам виджета мы не имеем, то использовать, как обычно, обработчики нажатий не получится. Но RemoteViews, используемый нами для работы с view, позволяет настроить реакцию view на нажатие. Для этого он использует PendingIntent. Т.е. мы можем на нажатие на виджет повесить вызов Activity, Service или BroadcastReceiver. В этом уроке сделаем непростой, но достаточно содержательный пример, отражающий различные техники реагирования на нажатия.
Создадим виджет, состоящий из двух текстов и трех зон для нажатий.
Первый текст будет отображать время последнего обновления, а второй – кол-во нажатий на третью зону нажатия.
Первая зона будет по клику открывать конфигурационное Activity. Это пригодится в том случае, когда вы хотите дать пользователю возможность донастроить виджет после установки. Конфигурировать будем формат отображаемого в первой строке времени.
Вторая зона нажатия будет просто обновлять виджет, тем самым будет меняться время в первом тексте.
Каждое нажатие на третью зону будет увеличивать на единицу счетчик нажатий и обновлять виджет. Тем самым будет меняться второй текст, отображающий текущее значение счетчика.
Для простоты, конечно, можно было разбить этот пример на три отдельных виджета. Но я решил сделать все в одном, чтобы наглядно показать, что один виджет может совершать разные действия в ответ на нажатия на разные view.
Создадим проект без Activity:
Project name: P1201_ClickWidget
Build Target: Android 2.3.3
Application name: ClickWidget
Package name: ru.startandroid.develop.p1201clickwidget
Layout-файл виджета widget.xml:
Первые два TextView – это тексты, а последние три – зоны нажатия.
Layout-файл для конфигурационного экрана config.xml:
Поле для ввода формата даты и кнопка подтверждения
Класс конфигурационного экрана ConfigActivity.java:
Тут ничего нового для нас нет.
В onCreate мы извлекаем и проверяем ID экземпляра виджета, для которого открылся конфигурационный экран. Далее формируем отрицательный ответ на случай нажатия кнопки Назад. Читаем формат времени и помещаем его в EditText. Читаем значение счетчика и, если это значения еще нет в Preferences, то пишем туда 0.
В onClick мы сохраняем в Preferences формат из EditText, обновляем виджет, формируем положительный ответ и выходим.
Код обновления виджета пока закоментен, т.к. у нас еще нет класса MyWidget. Сейчас создадим и можно будет раскоментить.
Класс виджета MyWidget.java:
А вот тут уже немного посложнее.
В onUpdate мы обновляем все требующие обновления экземпляры, в onDelete подчищаем Preferences после удаления экземпляров.
Метод updateWidget отвечает за обновления конкретного экземпляра виджета. Здесь мы настраиваем внешний вид и реакцию на нажатие.
Сначала мы читаем настройки формата времени (которые были сохранены в конфигурационном экране), берем текущее время и конвертируем в строку согласно формату. Также из настроек читаем значение счетчика. Создаем RemoteViews и помещаем время и счетчик в соответствующие TextView.
Далее идет настройка обработки нажатия. Механизм несложен. Сначала мы готовим Intent, который содержит в себе некие данные и знает куда он должен отправиться. Этот Intent мы упаковываем в PendingIntent. Далее конкретному view-компоненту мы методом setOnClickPendingIntent сопоставляем PendingIntent. И когда будет совершено нажатие на этот view, система достанет Intent из PendingIntent и отправит его по назначению.
В нашем виджете есть три зоны для нажатия. Для каждой из них мы формируем отдельный Intent и PendingIntent.
Первая зона – по нажатию должно открываться конфигурационное Activity. Создаем Intent, который будет вызывать наше Activity, помещаем данные об ID (чтобы экран знал, какой экземпляр он настраивает), упаковываем в PendingIntent и сопоставляем view-компоненту первой зоны.
Вторая зона – по нажатию должен обновляться виджет, на котором было совершено нажатие. Создаем Intent, который будет вызывать наш класс виджета, добавляем ему action = ACTION_APPWIDGET_UPDATE, помещаем данные об ID (чтобы обновился именно этот экземпляр), упаковываем в PendingIntent и сопоставляем view-компоненту второй зоны.
Третья зона – по нажатию должен увеличиваться на единицу счетчик нажатий. Создаем Intent, который будет вызывать наш класс виджета, добавляем ему наш собственный action = ACTION_CHANGE, помещаем данные об ID (чтобы работать со счетчиком именно этого экземпляра), упаковываем в PendingIntent и сопоставляем view-компоненту третьей зоны.
Теперь при нажатии на первую зону будет вызван конфигурационный экран. По нажатию на вторую будет обновлен виджет. А вот нажатие на третью ни к чему не приведет, т.к. наш класс MyWidget знает, как работать с Intent с action вида ACTION_APPWIDGET_UPDATE, ACTION_APPWIDGET_DELETED и пр. А мы ему послали свой левый action.
Значит надо научить его понимать наш Intent. Вспоминаем, что MyWidget – это расширение AppWidgetProvider, а AppWidgetProvider – это расширение BroadcastReceiver. А значит, мы можем сами реализовать метод onReceive, в котором будем ловить наш action и выполнять нужные нам действия.
В методе onReceive мы обязательно выполняем метод onReceive родительского класса, иначе просто перестанут работать обновления и прочие стандартные события виджета. Далее мы проверяем, что intent содержит наш action, читаем и проверяем ID из него, читаем из настроек значение счетчика, увеличиваем на единицу, пишем обратно в настройки и обновляем экземпляр виджета. Он прочтет новое значение счетчика из настроек и отобразит его.
Вы обратили внимание, что при создании PendingIntent мы использовали ID экземпляров виджета в качестве requestCode? Поясняю, зачем это сделано. Допустим, мы создаем два экземпляра виджета. Первый создается и создает свои PendingIntent для обновления, счетчика и конфигурирования. Эти PendingIntent содержат action и extra-данные. Теперь создается второй экземпляр. Он также пытается создать свои PendingIntent с теми же action и другими extra-данными. Тут мы вспоминаем прошлый урок, а именно дефолтное поведение системы. Если создаваемый PendingIntent похож на существующий, то создаваемый станет копией уже существующего. Т.е. все PendingIntent второго экземпляра получат extra-данные из Intent первого. В extra-данных у нас лежит ID экземпляра. Значит второй экземпляр виджета будет обновлять время/счетчик и открывать конфигурационный экран первого экземпляра. Если интересно, можете поставить нули вместо ID при создании PendingIntent и убедиться, что так все и будет. Чтобы избежать этого, используем requestCode. Надеюсь, что этот момент понятен, т.к. для этого и была написана бОльшая часть прошлого урока )
Теперь не забудьте раскаментить код обновления виджета в классе ConfigActivity в методе onClick. Иначе ничего работать не будет.
Создадим файл метаданных xml/widget_metadata.xml:
Виджет будет вертикальным. Число 0 – в updatePeriodMillis говорит о том, что виджет не будет обновляться системой. Мы его сами обновлять будем.
Осталось прописать классы в манифесте. Должен получиться примерно такой фрагмент кода:
Если для Receiver не указана иконка и текст, он возьмет их из приложения.
Т.е. наш виджет будет иметь стандартную системную иконку и имя приложения – ClickWidget.
Все сохраняем и инсталлим приложение.
Для наглядности давайте создадим пару экземпляров виджета. Настройки в конфигурационном экране пока оставляйте дефолтными.
Виджеты отображают время, когда они были последний раз обновлены и счетчик нажатий.
Теперь понажимайте Update на обоих виджетах, время будет обновляться. А, нажимая Count, вы меняете значение счетчика, и виджет это отображает. Вместе со счетчиком, кстати, актуализируется и время, т.к. оно актуализируется при каждом обновлении виджета.
Нажав на Config, мы попадаем в конфигурационный экран. Здесь можно изменить формат отображаемого времени. Настроим так, чтобы первый экземпляр отображал только часы и минуты
а второй – секунды
Предлагаю вам самостоятельно допилить виджет так, чтобы при нажатии на Count обновлялся только счетчик, а время не менялось. Также попробуйте добавить еще одну (четвертую) зону, по нажатию на которую открывался бы, например, www.google.com в браузере.
На всякий случай проговорю явно следующее. В нашем примере мы при нажатиях вызывали через Intent свои же классы. Но, думаю, всем понятно, что можно вызывать все, что позволит Intent, никаких ограничений нет.
На следующем уроке:
— создаем виджет со списком
Присоединяйтесь к нам в Telegram:
— в канале StartAndroid публикуются ссылки на новые статьи с сайта startandroid.ru и интересные материалы с хабра, medium.com и т.п.
— в чатах решаем возникающие вопросы и проблемы по различным темам: Android, Kotlin, RxJava, Dagger, Тестирование
— ну и если просто хочется поговорить с коллегами по разработке, то есть чат Флудильня
— новый чат Performance для обсуждения проблем производительности и для ваших пожеланий по содержанию курса по этой теме
Источник