Ориентация
Вступление
Когда создавались первые портативные устройства — КПК и смартфоны, то за основу бралась настольная операционная система и допиливалась под мобильное устройство. Лишние функции удалялись, а некоторые функции добавлялись. Но при этом как-то совсем упустили из виду, что в отличие от громоздких мониторов и экранов ноутбуков, карманные устройства можно вращать в руках. Первые устройства не умели менять ориентацию экрана. Некоторые программисты самостоятельно стали создавать программы, которые умели переключаться в разные режимы. Затем эту возможность стали включать в настройки аппарата. Позже аппараты научились самостоятельно определять ориентацию экрана.
Всего существует два режима — портретный и альбомный. На большинстве телефонов используется по умолчанию портретный режим (как на паспорте). Альбомный режим знаком нам по обычным мониторам.
Рассмотрим следующий случай. Предположим, у нас в приложении имеется одно текстовое поле и шесть кнопок. Вроде всё нормально.
Но стоит нам повернуть устройство на 90 градусов, как сразу обнаруживаются проблемы. Пятая кнопка видна частично, а шестая вообще оказалась за пределами видимости. Непорядок!
Чтобы избежать такой проблемы, необходимо как-то по другому скомпоновать кнопки. Например, расположить их не подряд друг за другом, а разбить на пары. Воспользуемся контейнером TableLayout. С его помощью мы можем разбить кнопки на две колонки и поместить их в три ряда.
Для этой операции нам понадобится сделать несколько важных шагов. Сначала нужно создать новую подпапку в папке res. Выделяем папку res, вызываем из него контекстное меню и последовательно выбираем команды New | Android resource directory. В диалоговом окне из выпадающего списка Resource type: выбираем layout. В списке Available qualifiers: находим элемент Orientation и переносим его в правую часть Chosen qualifiers: с помощью кнопки с двумя стрелками. По умолчанию у вас появится имя папки layout-port в первой строке Directory Name:. Но нам нужен альбомный вариант, поэтому в выпадающем списке Screen orientation выбираем Landscape. Теперь название папки будет layout-land.
Можно обойтись без помощи мастера, создав папку сразу через меню New | Directory. Этот способ годится для опытных разработчиков, которые знают, как следует назвать папку. Важно запомнить, что имя даётся не произвольно, а именно в таком виде layout-land. По суффиксу -land система понимает, что речь идёт о новом режиме. Теперь нам осталось создать в созданной папке новый XML-файл activity_main.xml. Вызываем контекстное меню у папки layout-land и выбираем команды New | Layout Resource File. В диалоговом окне присваиваем имя activity_main.xml, которое должно совпадать с именем существующего файла. Во втором поле вводим LinearLayout, по мере ввода появится подсказка, облегчающая выбор.
Откроем созданный файл и модифицируем его следующим образом.
Запускаем приложение и проверяем. Отлично, теперь видны все кнопки. Поздравляю, вы гений!
Когда вы создаёте альтернативную разметку, то не забывайте включать все компоненты, к которым будете обращаться программно, иначе получите ошибку. Допустим, вы забыли добавить шестую кнопку. В портретном режиме программа будет работать, а когда пользователь перевернёт экран, то активность будет инициализировать все компоненты для работы, а кнопки-то и нет. Крах приложения и минусы в отзывах.
Узнать ориентацию программно
Чтобы из кода узнать текущую ориентацию, можно создать следующую функцию:
Вызовите данную функцию из нужного места, например, при щелчке кнопки и узнайте текущую ориентацию. В примере использовались две распространённые системные константы для ориентации. Есть ещё константа ORIENTATION_SQUARE (квадратный экран). Но я таких телефонов не встречал.
Можно также вычислить ширину и высоту экрана, если высота больше ширины, то устройство в портретной ориентации, иначе — в альбомной:
Сейчас этот код считается устаревшим и для вычисления размера экрана используются другие методы (описано в примере Экран).
Кручу-верчу, запутать хочу!
Хорошо, мы можем определить текущую ориентацию, но в какую сторону повернули устройство? Ведь его можно повернуть влево, вправо или вообще вверх тормашками. Напишем другую функцию:
Установить ориентацию программно и через манифест
Если вы большой оригинал и хотите запустить приложение в стиле «вид сбоку», то можете сделать это программно. Разместите код в методе onCreate():
Учтите, что в этом случае котам не очень удобно будет пользоваться вашим приложением.
Вы можете запретить приложению менять ориентацию, если добавите нужный код в onCreate().
Но указанный способ не совсем желателен. Лучше установить нужную ориентацию через манифест, прописав в элементе параметр android:screenOrientation:
Кстати, существует ещё один вариант, когда устройство полагается на показания сенсора и некоторые другие:
В Android 4.3 (API 18) появились новые значения (оставлю пока без перевода):
- userLandscape — Behaves the same as «sensorLandscape», except if the user disables auto-rotate then it locks in the normal landscape orientation and will not flip.
- userPortrait — Behaves the same as «sensorPortrait», except if the user disables auto-rotate then it locks in the normal portrait orientation and will not flip.
- fullUser — Behaves the same as «fullSensor» and allows rotation in all four directions, except if the user disables auto-rotate then it locks in the user’s preferred orientation.
- locked — to lock your app’s orientation into the screen’s current orientation.
После появления Android 5.0 зашёл на страницу документации и пришёл в ужас. Там появились новые значения.
Запрет на создание новой активности
На примере программной установки ориентации можно увидеть интересный эффект, о котором нужно помнить. Предположим у нас есть кнопка, позволяющая менять ориентацию. Заодно будем менять текст на кнопке, чтобы операция соответствовала надписи.
Теперь посмотрите, что у нас получилось. Запустите проект и нажмите на кнопку. Ориентация экрана поменялась, однако текст на кнопке остался прежним, хотя по нашей задумке он должен измениться.
Нажмём на кнопку ещё раз. Надпись изменится, но ориентация не сменится. И только повторный щелчок повернёт экран в обратную сторону.
По умолчанию, при смене ориентации Android уничтожает и пересоздаёт активность из кода, что подразумевает повторный вызов метода onCreate(). Поэтому при повороте активность устанавливала текст, определенный в onCreate(). В большинстве случаев это не мешает программе. Но если приложение воспроизводит видео, то при смене ориентации вызов onCreate() может привести к повторному началу воспроизведения (если так написан пример).
Чтобы активность не пересоздавалась, добавьте в манифест строчку для нужной активности:
При изменении ориентации система вызовет метод onConfigurationChanged(Configuration) и мы можем отловить поворот экрана:
В документации говорится, что данный способ следует избегать.
Исчезающий текст
Как уже говорилось, при смене ориентации активность пересоздаётся. При этом можно наблюдать интересный эффект с пропадающим текстом. Чтобы увидеть эффект, создадим два текстовых поля. Одному из них присвоим идентификатор, а другое поле оставим без него.
Запустите приложение, введите любой текст в обоих полях и смените ориентацию. Вы увидите, что у поля с идентификатором текст при повороте сохранится, а у поля без идентификатора текст исчезнет. Учитывайте данное обстоятельство.
К вышесказанному могу добавить, что при смене ориентации у поля с идентификатором вызывается метод onTextChanged():
Проверка на существование
Если вы используете две разные разметки, то возможна ситуация, когда в альбомной ориентации используется кнопка, которой нет в портретной ориентации. Это можете привести к ошибке в коде, поэтому нужно проверить существование кнопки:
На практике такое встречается редко, но помните на всякий случай.
Запоминаем значения переменных
С поворотом экрана возникает одна очень неприятная проблема. Вдумайтесь в значение слов, что при повороте экрана активность создаётся заново. Чтобы было понятно, нужно вернуться к проекту, в котором мы считали ворон. Если вы его удалили, то придётся пройти урок заново и восстановить его.
Щёлкните несколько раз по кнопке. Допустим на экране красуется надпись «Я насчитал 5 ворон». Поворачиваем экран — куда улетели все вороны? На экране появилась надпись, что . Впрочем, я не буду говорить вам, сами посмотрите.
А что собственно произошло? Я же вас предупреждал, что активность при повороте создаётся заново. А значит переменная mCount снова принимает значение 0, т.е сбрасывается в начальное значение.
Что же делать? Для этих целей у активности существует специальный метод onSaveInstanceState(), который вызывается системой перед методами onPause(), onStop() и onDestroy(). Метод позволяет сохранить значения простых типов в объекте Bundle. Класс Bundle — это простой способ хранения данных ключ/значение.
Создадим ключ с именем KEY_COUNT. В Android Studio c версии 1.5 появились живые шаблоны, позволяющие быстро создать ключ. Введите до метода onCreate() строчными буквами слово key, во время набора появится подсказка. Нажимаем Enter и получаем заготовку. После символа подчёркивания вводим название ключа. В результате получим ключ следующего вида.
Далее создаём метод onSaveInstanceState() после метода onCreate(). Во время набора имени метода подсказка покажет, что имеется два метода. Выбирайте метод с одним параметров (обычно он идёт вторым). Записываем в ключа значение счётчика.
А в методе onCreate() делаем небольшую проверку.
У метода в параметре содержится объект Bundle. Только здесь он назван savedInstanceState вместо outState, но пусть вас это не вводит заблуждение. Имена вы можете придумывать сами. Главное, что объект содержит сохранённое значение переменной при повороте. При первом запуске приложения объект не существует (null), а потом мы его создали своим кодом. Для этого и нужна проверка. Обратите внимание, что здесь мы не прибавляем единицу к счётчику, как у кнопки. Если скопировать код у кнопки, то получится, что счётчик будет увеличиваться самостоятельно при поворотах без нажатия на кнопку. Прикольно, конечно, но может ввести в заблуждение пользователя. Хотя, если вы пишите приложение «Я твой дом труба шатал», то такой способ может пригодиться для подсчёта, сколько раз вы вертели телефон, чтобы разрушить чей-то дом.
Обращаю ваше внимание, что данный способ используется для сохранения промежуточных результатов во время действия программы. В следующих уроках вы узнаете, как можно сохранять результат между запусками приложения.
Ориентация у фрагментов
Позже вы узнаете о существовании фрагментов. Может возникнуть такая ситуация, когда вы захотите выводить конкретный фрагмент в нужной ориентации. У фрагментов есть собственный жизненный цикл, и вы можете реализовать свой код в методах фрагмента:
Я с таким случаем не встречался, но оставлю как памятку.
Жизненный цикл при повороте
При повороте активность проходит через цепочку различных состояний. Порядок следующий.
Источник
Полный список
— учитываем ориентацию и размер экрана в работе приложения
На странице фрагмента на официальном сайте приводятся куски кода приложения. Это приложение отображает список заголовков статей и содержимое выбранной статьи, а его вид зависит от ориентации экрана. В горизонтальной ориентации, оно отображает и заголовки и содержимое(два фрагмента в одном Activity). В вертикальной ориентации заголовки и содержимое отображаются на разных экранах (два фрагмента разделены по двум Activity).
Пример достаточно полезен, и я решил, что имеет смысл разобрать его детально. Я немного поменяю и сокращу код, но общий смысл конструкции останется неизменным. Также, думаю, будет полезным, если мы создадим приложение так, что оно будет запускаться на версиях более ранних, чем третья. Ну и в довесок сделаем так, чтобы оно работало адекватно на экранах разных размеров.
Соответственно урок состоит из трех частей.
1. Приложение, отображающее слева заголовки, а справа – содержимое
2. Добавляем учет ориентации. При вертикальной будем отображать заголовки на первом экране, а содержимое на втором.
3. Добавляем учет размера экрана. Для небольших экранов в любой ориентации будем отображать заголовки на первом экране, а содержимое на втором.
Долго думал, как назвать проект. Решил – MultipleScreen.
Project name: P1151_MultipleScreen
Build Target: Android 2.2
Application name: MultipleScreen
Package name: ru.startandroid.develop.p1151multiplescreen
Create Activity: MainActivity
Добавим строки в strings.xml:
Два массива – заголовки и содержимое.
Не забывайте, что мы используем библиотеку v4, чтобы наше приложение с фрагментами работало на старых версиях.
Создаем фрагмент, который будет отображать список заголовков
Класс наследует ListFragment для удобства работы со списком.
onItemClickListener – интерфейс, который будет наследовать Activity. Подробно эту схему мы разбирали в Уроке 106. Интерфейс имеет метод itemClick, который фрагмент будет вызывать при выборе элемента списка.
В onCreate создаем адаптер с заголовками и передаем его списку.
В onAttach записываем Activity (к которому присоединен фрагмент) в listener. Разумеется, это Activity должно реализовывать интерфейс onItemClickListener.
В onListItemClick, мы через listener посылаем в Activity данные о выбранном элементе.
Т.е. этот фрагмент покажет нам заголовки и уведомит Activity о том, какой из них был выбран.
Создаем второй фрагмент, для отображения содержимого.
TextView, который будет отображать содержимое.
Метод newInstance создает экземпляр фрагмента и записывает в его атрибуты число, которое пришло на вход методу. Это число будет содержать позицию выбранного элемента из списка заголовков.
Метод getPosition достает из аргументов позицию.
onCreateView создает View, находим в нем TextView, и помещает в этот TextView содержимое, соответствующее позиции.
Для нас тут новыми являются аргументы фрагмента. Они могут быть заданы строго до того, как фрагмент будет присоединен к какому либо Activity, т.е., обычно, сразу после создания фрагмента. Они хранятся в фрагменте даже после того, как он был пересоздан в результате, например, смены ориентации экрана. Метод setArguments позволяет записать аргументы, а getArguments – считать.
Этот фрагмент при создании читает содержимое по переданной ему позиции и выводит в TextView.
Настраиваем Activity. layout-файл main.xml:
Слева будет TitlesFragment с заголовками, а в правой части будем помещать DetailsFragment в контейнер FrameLayout.
Activity наследует интерфейс onItemClickListener, чтобы получать оповещения о выбранных элементах от фрагмента со списком заголовков. Поле position будет хранить последний выбранный элемент. Это поле сохраняем (onSaveInstanceState) и читаем (savedInstanceState в onCreate) при пересоздании Activity.
В onCreate вызываем метод, который покажет последнюю выбранную запись.
Метод showDetails получает на вход позицию, ищет DetailsFragment. Если не находит или находит но, отображающий данные по другой позиции, то создает фрагмент заново, передает ему нужную позицию и размещает в контейнер.
itemClick – метод, вызываемый из фрагмента со списком заголовков. В нем мы получаем позицию выбранного элемента в списке. Пишем ее в поле position и вызываем showDetails, который отобразит нужные данные на экране.
Все сохраняем, запускаем приложение.
Выберем какой-либо пункт
все работает, как и должно.
Теперь добавим учет ориентации экрана. В вертикальной ориентации MainActivity будет отображать только заголовки. Фрагмент с содержимым вынесем в отдельное DetailsActivity
Код из рубрики: «все слова вроде знакомые, а че сказать хотел — непонятно». Давайте разбираться.
Представим ситуацию. Мы поворачиваем планшет вертикально, у нас отобразятся только заголовки. Мы нажимаем на какой-либо заголовок и переходим на DetailsActivity, которое покажет нам содержимое (средствами DetailsFragment, разумеется). Т.е. мы имеем вертикальную ориентацию и видим содержимое. Теперь поворачиваем планшет горизонтально. Что будет? DetailsActivity отобразится во весь горизонтальный экран и покажет содержимое. Но наша концепция гласит, что в горизонтальной ориентации приложение должно показывать и содержимое и заголовки, ширина экрана ведь позволяет это сделать. А, значит, нам надо вернуться в MainActivity.
Смотрим первый фрагмент кода. Приложение определяет, что ориентация горизонтальная и в этом случае просто закрывает Activity. И т.к. это DetailsActivity у нас будет вызвано из MainActivity, то после finish мы попадаем в MainActivity и видим то, что нужно – и заголовки, и содержимое. Причем MainActivity хранит номер выбранного заголовка (независимо от ориентации) и содержимое отобразится то же самое, что было в DetailsActivity.
Смотрим второй фрагмент. Мы проверяем, что savedInstanceState == null – это означает, что Activity создается первый раз, а не пересоздается после смены ориентации экрана. Далее мы создаем фрагмент DetailsFragment, используя позицию из интента, и помещаем его в Activity.
Почему создаем фрагмент только при создании Activity и при пересоздании — нет? Потому что система сама умеет пересоздавать существующие фрагменты при поворотах экрана, сохраняя при этом аргументы фрагмента. И нам совершенно незачем в данном случае пересоздавать фрагмент самим.
Причем тут надо понимать, что система будет создавать фрагмент вовсе не через метод newInstance. Она просто не знает такой метод. Система использует конструктор. И мы ничего не можем передать в этот конструктор, чтобы повлиять на поведение или содержимое фрагмента. Именно в таких случаях выручают аргументы. Система сохраняет аргументы фрагмента при его пересоздании. И при каждом пересоздании наш фрагмент будет знать, какое содержимое он должен отобразить, т.к. использует аргументы при создании экрана в методе onCreateView.
Не забудьте прописать Activity в манифесте.
Создадим папку res/layout-land и скопируем туда основной layout — res/layout/main.xml. Т.е. при горизонтальной ориентации у нас все останется, как есть.
А res/layout/main.xml поменяем следующим образом:
Мы удалили контейнер для содержимого, оставили только заголовки. Такой экран мы получим в вертикальной ориентации.
Изменений немного. Добавляется поле withDetails, которое будет сообщать нам: показывает Activity заголовки с содержимым или без. В нашем случае это будет совпадать соответственно с горизонтальной и вертикальной ориентацией.
В onCreate мы задаем значение withDetails с помощью проверки наличия контейнера для фрагмента с содержимым. Если у нас должно отображаться содержимое, то вызываем метод showDetails и передаем ему позицию. Если содержимое не должно отображаться, то ничего не делаем, показываем только заголовки.
В методе showDetails мы смотрим withDetails. Если содержимое должно быть показано здесь же, то работает старый алгоритм, мы создаем фрагмент. Если же содержимое должно быть показано в отдельном Activity, то вызываем DetailsActivity и передаем ему позицию.
Все сохраняем, запускаем приложение.
видим только заголовки
видим содержимое в новом Activity
видим содержимое и заголовки
Осталось подстроить работу приложения под маленькие экраны. Напомню, что на мелких экранах мы при любой ориентации будем разделять заголовки и содержимое по разным Activity. Размер экрана можно определять по-разному. Я буду считать большими экраны large и xlarge. Для этих экранов логика остается текущая, для остальных немного изменим.
Ориентация экрана бывает горизонтальная (land) и вертикальная (port). Экраны мы будем различать: мелкие, large и xlarge. Итого у нас получается 6 комбинаций экранов.
И у нас уже есть два варианта файла main.xml – «заголовки с содержимым» и «только заголовки«.
Надо сопоставить комбинации и варианты.
Вариант «заголовки с содержимым» будем использовать в комбинациях 5,6 (большие экраны в горизонтальной ориентации)
Вариант «только заголовки» подходит к комбинациям 1,2,3,4 (мелкие экраны в любой ориентации и большие экраны в вертикальной ориентации).
Создаем layout-папки под эти комбинации, и помещаем в них варианты экранов.
Папка res/layout-large-land. Это комбинация 5. Сюда помещаем вариант main.xml, который «заголовки с содержимым».
Папка res/layout-xlarge-land. Это комбинация 6. Сюда помещаем вариант main.xml, который «заголовки с содержимым».
Папка res/layout. Это все остальные комбинации (1,2,3,4). Сюда помещаем вариант main.xml, который «только заголовки».
Т.е. в итоге получается, что мы в папки layout-large-land и layout-xlarge-land копируем файл из layout-land, и удаляем папку layout-land. Папку layout не трогаем, там все ок.
Осталось немного изменить DetailsActivity.java:
Метод isLarge определяет, большой экран или нет. Если раньше мы в горизонтальной ориентации сразу закрывали это Activity, то теперь будем делать это только для больших экранов. А на остальных содержимое будет отображаться в горизонтальной ориентации.
Все сохраняем и запускаем приложение.
Скрины с планшета приводить не буду. Они полностью повторят предыдущие.
А на смартфоне с маленьким экраном будет так:
Жмем назад и попадаем к заголовкам
Немаленький такой материал получился. Но, вроде, все рассказал, чего хотел.
На всякий случай напоминаю, что архитектура решения не моя. Я разбирал пример, который немного поменял. Я перенес логику из фрагмента заголовков в главное Activity и убрал использование режима выбора и выделение элементов списка. Зато добавил работу с квалификаторами, которые позволили нам менять поведение приложения в зависимости от размера и ориентации экрана.
Если остались непонятные моменты – велкам на форум, будем решать.
На следующем уроке:
— меняем поведение Activity в Task
Присоединяйтесь к нам в Telegram:
— в канале StartAndroid публикуются ссылки на новые статьи с сайта startandroid.ru и интересные материалы с хабра, medium.com и т.п.
— в чатах решаем возникающие вопросы и проблемы по различным темам: Android, Kotlin, RxJava, Dagger, Тестирование
— ну и если просто хочется поговорить с коллегами по разработке, то есть чат Флудильня
— новый чат Performance для обсуждения проблем производительности и для ваших пожеланий по содержанию курса по этой теме
Источник