Android view model gradle

MVVM на Android с компонентами архитектуры + библиотека Koin

Jan 13, 2020 · 7 min read

Введение

С MVVM ( Model— View-ViewModel) процесс разработки графического интерфейса для пользователей делится н а две части. Первая — это работа с языком разметки или кодом GUI. Вторая — разработка бизнес-логики или логики бэкенда (модель данных). Часть V iew model в MVVM — это конвертер значений. Это значит, что view model отвечает за конвертирование объектов данных из модели в такой вид, чтобы с объектами было легко работать. Если смотреть с этой стороны, то view model — это скорее модель, чем представление. Она контролирует большую часть логики отображения. Модель представления может реализовывать паттерн медиатор. Для этого организуется доступ к логике бэкенда вокруг набора юз-кейсов, поддерживаемых представлением.

В этом туториале мы попробуем определить каждый компонент паттерна MVVM, чтобы создать небольшое приложение на Android в соответствии с ним.

На следующей картинке — разные элементы, которые мы собираемся создать при помощи компонента Architecture и библиотеки Koin для внедрения зависимостей.

Архитектуру ниже можно разделить на три различные части.

Представление

Содержит структурное определение того, что пользователи получат на экранах. Вы можете поместить сюда статическое и динамическое содержимое (анимацию и смену состояний). Тут может не быть никакой логики приложения. Для нашего случая в представлении может быть активность или фрагмент.

Модель представления

Этот компонент связывает модель и представление. Отвечает за управление ссылками данных и возможных конверсий. Здесь появляется биндинг. В Android мы не беспокоимся об этом, потому что можно напрямую использовать класс AndroidViewModel или ViewModel.

Модель

Это уровень бизнес-данных и он не связан ни с каким особенным графическим представлением. В Android, согласно “чистой” архитектуре, модель может содержать базу данных, репозиторий и класс бизнес-логики. Картинка ниже описывает взаимодействие между разными компонентами.

Как реализовать паттерн MVVM

Чтобы реализовать паттерн MVVM, важно начать с компонентов, которым для работы нужен другой компонент. Это и есть зависимость.

А с момента появления компонента архитектуры, логичное общее решение — реализовать Android-приложения при помощи модели с изображения ниже. Там вы увидите стрелки, которые ведут от представления (активности/фрагмента) к модели.

А это значит, что View знает о View-Model, а не наоборот, и View Model знает о Model, и не наоборот. То есть у представления будет связь с моделью представления, а у модели представления будет связь с моделью. Строго в таком порядке, никак иначе. Благодаря такой архитектуре приложение легко поддерживать и тестировать.

Чтобы программировать быстро и эффективно, вам нужно начать с моделирования, так как модели не нужны другие компоненты для работы.

Сценарий приложения и реализация модели

Чтобы понять, как функционирует паттерн MVVM, мы напишем небольшое приложение, в котором будут все компоненты с предыдущей картинки. Мы создадим программу, которая покажет данные. Мы их взяли по этой ссылке. Приложение будет сохранять данные локально для того, чтобы потом оно работало в режиме оффлайн.

Приложение будет обрабатывать данные такой структуры. А для простоты я выберу всего лишь некоторые параметры. У класса GithubUser есть room-аннотация и у данных в локальной БД будет такая же структура, как и у данных в API.

У пространства DAO есть только два метода. Один — добавление информации в БД. Второй — ее извлечение.

Пространство базы данных выглядит так:

Во второй части мы реализуем Webservice, который отвечает за получение данных онлайн. Для того будем пользоваться retrofit+coroutines.

Если вы хотите узнать, как пользоваться Retrofit вместе с сопрограммами, загляните сюда .

В третьей части мы реализуем репозиторий. Этот класс будет отвечать за определение источника данных. Для нашего случая их два, так что репозиторий будет только получать данные онлайн, чтобы потом сохранить их в локальной базе данных.

Как сами видите, у репозитория есть конструктор с двумя параметрами. Первый — это класс, который представляет онлайн-данные, а второй — представляет данные оффлайн.

View-Model

После того, как мы описали модель и все ее части, пора ее реализовать. Для этого возьмем класс, родителем которого является класс ViewModel Android Jetpack.

Класс ViewModel создан для того, чтобы хранить и управлять данными, связанными с UI относительно жизненного цикла. Он позволяет данным пережить изменения конфигурации, например, повороты экрана.

View-model берет репозиторий в качестве параметра. Этот класс “знает” все источники данных для нашего приложения. В начальном блоке view-model мы обновляем данные БД. Это делается вызовом метода обновления репозитория. А еще у view-model есть свойство data. Оно получает данные локально напрямую. Это гарантия, что у пользователя всегда будет что-то в интерфейсе, даже если устройство не в сети.

Подсказка: я пользовался вспомогательным классом, который помогал мне управлять состоянием загрузки

Представление

Это последний компонент архитектуры. Он напрямую общается с представлением-моделью, получает данные и, например, передает их в recycler-view. В нашем случае представление — это простая активность.

Читайте также:  Fork player для андроид приставки

В представлении происходит отслеживание того, как изменяются данные, как они автоматически обновляются на уровне интерфейса. Для нашего случая в представлении также отслеживается состояние операций загрузки в фоновом режиме. В процесс включено свойство loadingState, которое мы определили выше.

Вот вы и увидели, как я получил экземпляр view-model, используя для этого внедрение. А как это сработает, мы увидим дальше.

Конкретизация объектов и внедрение зависимостей

Наблюдательные заметят, что пока я еще не создал репозиторий и его параметры. Мы будет это делать точно при помощи внедрения зависимостей. А для этого в свою очередь мы берем библиотеку, Koin подходит идеально.

Так мы создадим важные объекты. Нашему приложению они нужны там же и нам останется только вызвать их в разные точки программы. Для этого и нужна магия библиотеки Koin.

В Module.kt есть объявление объекта, который нужен приложению. А в представлении мы берем inject, который говорит Koin, что нужен объект view-model. Библиотека в свою очередь старается найти этот объект в модуле, который мы определили ранее. Когда найдёт, назначит ему свойство userViewModel. А если не найдёт, то выдаст исключение. В нашем случае, код скомпилируется правильно, у нас есть экземпляр view-model в модуле с соответствующим параметром.

Похожий сценарий применится к репозиторию внутри view-model. Экземпляр будет получен из модуля Koin, потому что мы уже создали репозиторий с нужным параметром внутри модуля Koin.

Заключение

Самая сложная работа инженера ПО — это не разработка, а поддержка. Чем больше кода имеет под собой хорошую архитектуру, тем проще поддерживать и тестировать приложение. Вот почему важно пользоваться паттернами. С ними проще создать стабильно работающие программы, а не бомбу.

Вы можете найти полный код приложения у меня на GitHub по этой ссылке.

Источник

MVVM (Model View ViewModel) Architecture Pattern in Android

Developers always prefer a clean and structured code for the projects. By organizing the codes according to a design pattern helps in the maintenance of the software. By having knowledge of all crucial logic parts of the android application, it is easier to add and remove app features. Further, design patterns also assure that all the codes get covered in Unit Testing without the interference of other classes. Model — View — ViewModel (MVVM) is the industry-recognized software architecture pattern that overcomes all drawbacks of MVP and MVC design patterns. MVVM suggests separating the data presentation logic(Views or UI) from the core business logic part of the application.

The separate code layers of MVVM are:

  • Model: This layer is responsible for the abstraction of the data sources. Model and ViewModel work together to get and save the data.
  • View: The purpose of this layer is to inform the ViewModel about the user’s action. This layer observes the ViewModel and does not contain any kind of application logic.
  • ViewModel: It exposes those data streams which are relevant to the View. Moreover, it servers as a link between the Model and the View.
Читайте также:  Open maps для андроида

MVVM pattern has some similarities with the MVP(Model — View — Presenter) design pattern as the Presenter role is played by ViewModel. However, the drawbacks of the MVP pattern has been solved by MVVM in the following ways:

  1. ViewModel does not hold any kind of reference to the View.
  2. Many to 1 relationship exist between View and ViewModel.
  3. No triggering methods to update the View.

Ways to Implement MVVM in the Project

There are 2 ways to implement MVVM design pattern in Android projects:

Data Binding:

Google releases the Data Binding Library for Android that allows the developers to bind UI components in the XML layouts with the application’s data repositories. This helps in minimizing the code of core application logic that binds with View. Further, Two – way Data Binding is done for binding the objects to the XML layouts so that object and the layout both can send data to each other. This point can be visualized by the example of this tutorial.

Syntax for the two way data binding is @=

Example of MVVM Architecture Pattern

Here is an example of a single activity User-Login android application to show the implementation of the MVVM architecture pattern on projects. The application will ask the user to input the Email ID and password. Based on the inputs received the ViewModel notifies the View what to show as a toast message. The ViewModel will not have a reference to the View.

To enable DataBinding in the android application, following codes needs to be added in the app’s build.gradle(build.gradle (:app)) file:

Enable DataBinding:

Add lifecycle dependency:

Below is the complete step-by-step implementation of the User-Login android application with MVVM pattern.

Step by Step Implementation

Note: Following steps are performed on Android Studio version 4.0

Step 1: Create a new project

  • Click on File, then New => New Project.
  • Choose Empty activity
  • Select language as Java/Kotlin
  • Select the minimum SDK as per your need.

Step 2: Modify String.xml file

All the strings which are used in the activity are listed in this file.

Источник

Современная Android разработка на Kotlin. Часть 2

Привет, Хабр! Представляю вашему вниманию перевод статьи «Modern Android development with Kotlin (Part 2)» автора Mladen Rakonjac.

Примечание. Данная статья является переводом циклов статей от Mladen Rakonjac, дата статьи: 23.09.2017. GitHub. Начав читать первую часть от SemperPeritus обнаружил, что остальные части почему-то не были переведены. Поэтому и предлагаю вашему вниманию вторую часть. Статья получилась объёмной.

«Очень сложно найти один проект, который охватывал бы всё новое в разработке под Android в Android Studio 3.0, поэтому я решил написать его.»

В этой статье мы разберём следующее:

  1. Android Studio 3, beta 1 Часть 1
  2. Язык программирования Kotlin Часть 1
  3. Варианты сборки Часть 1
  4. ConstraintLayout Часть 1
  5. Библиотека привязки данных Data Binding Часть 1
  6. Архитектура MVVM + Паттерн Repository + Android Manager Wrappers
  7. RxJava2 и как это помогает нам в архитектуре Part 3
  8. Dagger 2.11, что такое внедрение зависимости, почему вы должны использовать это Part 4
  9. Retrofit (with Rx Java2)
  10. Room (with Rx Java2)

Архитектура MVVM + Паттерн Repository + Android Manager Wrappers

Пару слов об Архитектуре в мире Андроид

Довольно долгое время андроид-разработчики не использовали какую-либо архитектуру в своих проектах. В последние три года вокруг неё в сообществе андроид-разработчиков поднялось много шумихи. Время God Activity прошло и Google опубликовал репозиторий Android Architecture Blueprints, с множеством примеров и инструкций по различным архитектурным подходам. Наконец, на Google IO ’17 они представили Android Architecture Components — коллекцию библиотек, призванных помочь нам создавать более чистый код и улучшить приложения. Component говорит, что вы можете использовать их все, или только один из них. Впрочем, я нашёл их все реально полезными. Далее в тексте и в следующих частях мы будет их использовать. Сперва я в коде доберусь до проблемы, после чего проведу рефакторинг, используя эти компоненты и библиотеки, чтобы увидеть, какие проблемы они призваны решить.

Существуют два основных архитектурных паттерна, которые разделяют GUI-код:

  • MVP
  • MVVM

Трудно сказать, что лучше. Вы должны попробовать оба и решить. Я предпочитаю MVVM, используя lifecycle-aware компоненты и я напишу об этом. Если вы никогда не пробовали использовать MVP, на Medium есть куча хороших статей об этом.

Что такое MVVM паттерн?

MVVM — это архитектурный паттерн, раскрывается как Model-View-ViewModel. Я думаю это название смущает разработчиков. Если бы я был тем, кто придумал ему имя, я бы назвал его View-ViewModel-Model, потому что ViewModel находится посередине, соединяя View и Model.

View — это абстракция для Activity, Fragment‘а или любой другой кастомной View (Android Custom View). Обратите внимание, важно не путать эту View с Android View. View должна быть тупой, мы не должны писать какую-либо логику в неё. View не должна содержать данные. Она должна хранить ссылку на экземпляр ViewModel и все данные, которые нужны View, должны приходить оттуда. Кроме того, View должна наблюдать за этими данными и layout должен поменяться, когда данные из ViewModel изменятся. Подводя итог, View отвечает за следующее: вид layout’а для различных данных и состояний.

ViewModel — это абстрактное имя для класса, содержащего данные и логику, когда эти данные должны быть получены и когда показаны. ViewModel хранит текущее состояние. Также ViewModel хранит ссылку на одну или несколько Model‘ей и все данные получает от них. Она не должна знать, к примеру, откуда получены данные, из базы данных или с сервера. Кроме того, ViewModel не должна ничего знать о View. Более того, ViewModel вообще ничего не должна знать о фреймворке Android.

Model — это абстрактное имя для слоя, который подготавливает данные для ViewModel. Это класс, в котором мы будем получать данные с сервера и кэшировать их, или сохранять в локальную базу данных. Заметьте, что это не те же классы, что и User, Car, Square, другие классы моделей, которые просто хранят данные. Как правило, это реализация шаблона Repository, который мы рассмотрим далее. Model не должна ничего знать о ViewModel.

MVVM, если реализован правильно, это отличный способ разбить ваш код и сделать его более тестируемым. Это помогает нам следовать принципам SOLID, поэтому наш код легче поддерживать.

Пример кода

Сейчас я напишу простейший пример, показывающий как это работает.

Для начала, давайте создадим простенькую Model, которая возвращает некую строчку:

Обычно получение данных — это асинхронный вызов, поэтому мы должны ждать его. Чтобы сымитировать это, я поменял класс на следующий:

Я создал интерфейс OnDataReadyCallback с методом onDataReady . И теперь метод refreshData реализует (имплементирует) OnDataReadyCallback . Для имитации ожидания я использую Handler . Раз в 2 секунды метод onDataReady будет вызываться у классов, реализующих интерфейс OnDataReadyCallback .

Давайте создадим ViewModel:

Как вы можете видеть, здесь есть экземпляр RepoModel , text , который будет показан и переменная isLoading , которая хранит текущее состояние. Давайте создадим метод refresh , отвечающий за получение данных:

Метод refresh вызывает refreshData у RepoModel , который в аргументах берёт реализацию OnDataReadyCallback . Хорошо, но что такое object ? Всякий раз, когда вы хотите реализовать (implement) какой-либо интерфейс или унаследовать (extend) какой-либо класс без создания подкласса, вы будете использовать объявление объекта (object declaration). А если вы захотите использовать это как анонимный класс? В этом случае вы используете object expression:

Когда мы вызываем refresh , мы должны изменить view на состояние загрузки и когда данные придут, установить у isLoading значение false .

Также мы должны заменить text на

Обратите внимание, что я использую val вместо var, потому что мы изменим только значение в поле, но не само поле. И если вы захотите проинициализировать его, используйте следующее:

Давайте изменим наш layout, чтобы он мог наблюдать за text и isLoading. Для начала, привяжем MainViewModel вместо Repository:

  • Изменим TextView для наблюдения за text из MainViewModel
  • Добавим ProgressBar, который будет виден только если isLoading true
  • Добавим Button, которая при клике будет вызывать метод refresh из MainViewModel и будет кликабельна только в случае isLoading false

Если вы сейчас запустите, то получите ошибку View.VISIBLE and View.GONE cannot be used if View is not imported . Что ж, давайте импортируем:

Хорошо, с макетом закончили. Теперь закончим со связыванием. Как я сказал, View должна иметь экземпляр ViewModel :

Источник

Оцените статью