Android xml databinding kotlin

Делаем Android View Binding удобным c Kotlin

Привет! Меня зовут Кирилл Розов. Я автор Telegram канала Android Broadcast. Очень люблю Kotlin и мне нравится с помощью его возможностей упрощать разработку. С такой задачей я недавно столкнулся, когда на новом Android проекте начали использовать View Binding.

Эта возможность появилась в Android Studio 3.6, но на самом деле она не совсем новая, а облегченный вариант Android Data Binding. Зачем столько усложнений? Проблема была в скорости — множество разработчиков использовали Android Data Binding только для генерации кода со ссылками на View и игнорировали другие возможности библиотеки. Чтобы ускорить генерацию кода, создали View Binding . Однако стандартный способ работы с ней — это дублирование кода от которого хочется избавиться.

Стандартный способ работы с View Binding

Разберем работу View Binding на примере Fragment. У нас есть layout ресурс с именем profile.xml (содержимое его неважно). Если мы хотим использовать ViewBinding, тогда в стандартном варианте это будет выглядеть так:

Проблема здесь несколько:

  • Много лишнего кода
  • Копи паста: каждый Fragment будет иметь аналогичный кусок кода
  • Property viewBinding получается nullable и модифицируемым.

Давайте пробовать избавляться от этого с помощью Cилы Kotlin

Kotlin Delegated Property в бой

С помощью делегирования работы с property в Kotlin можно круто повторно использовать код и упростить некоторые задачи. Например, я применил это в случае с ViewBinding . Для этого я сделал свой делегат, который оборачивает создание ViewBinding и очистку его в нужный момент жизненного цикла:

и конечно же функцию-фабрику, чтобы не видеть как делегат создается:

После небольшого рефакторинга с новыми возможностями я получил следующее:

Вроде задача, которая ставилась, была достигнута. Что же могло пойти не так?

Момент, когда что-то пошло не так.

В какой-то момент возникла необходимость чистить View следующим образом:

Но в итоге я получил состояние, что моя ссылка на ViewBinding внутри делегируемого property уже была почищена. Попытка перенести очистку кода до вызова super.onDestroyView() не принесла успеха и я начал копаться в причинах. Виновником стала реализация вызова методов жизненного цикла у Fragment.viewLifecycleOwner .

Событие ON_DESTROY в Fragment.viewLifecycleOwner происходит до вызова Fragment.onDestroyView() , поэтому FragmentViewBindingProperty очищался раньше, чем я того ожидал. Решением стало отложить вызов операции очистки. Все вызовы жизненного цикла вызываются последовательно и на главном потоке, поэтому весь фикс свелся к откладыванию очистки с помощью Handler :

Полный код можно найти здесь и использовать его на своих проектах.

Источник

Избавляемся от рутины RecyclerView.Adapter с помощью DataBinding

RecyclerView — основной UI элемент практически любого приложения. Написание адаптеров и ViewHolder’ов зачастую слишком рутинная работа и содержит достаточно boilerplate кода. В этой статье я хочу показать как с использованием DataBinding и паттерна MVVM можно написать абстрактный адаптер и напрочь забыть про ViewHolder’ы, inflate, ручной биндинг и прочую рутину.

ViewHolder

Мы все привыкли писать отдельный ViewHolder под каждый тип ячеек в таблице для хранения ссылок на отдельные вьюшки и связывания данных.

Можно сказать что DataBinding генерирует на лету тот код, что вы обычно пишите в ViewHolder’ах, поэтому надобность в них отпадает и мы легко можем использовать одну реализацию, хранящую в себе объект готового биндинга:

ViewDataBinding это базовый абстрактный класс для всех сгенерированных классов DataBinding’а и хоть мы и передаем его параметром шаблона для метода bind, DataBindingUtil сам поймет какой layout мы используем и какую реализацию в итоге использовать.

ViewModelAdapter

Разобравшись с ViewHolder’ом надо определиться чего мы хотим от нашего базового адаптера в итоге. Все, что мне требуется от адаптера в пределах MVVM архитектуры — отдать список объектов (ViewModel’ей), сказать какую разметку я хочу использовать для данных в этом списке классов и совершенно не беспокоиться о необходимой для этого логике.

Логику привязки данных на себя берет DataBinding, но это уже совершенно другая статья, коих в интернете уже достаточно.

Напишем логику для конфигурации нашего адаптера:

Для каждого класса объектов таблицы будем хранить пару layoutId и bindingId.

  • layoutId — как понятно из имени и аннотации @LayoutRes это соответствующая разметка ячейки.
  • bindingId — это сгенерированный идентификатор переменной, используемый в соответствующей разметке. Он нам понадобится для того, чтобы забиндить объект таблицы в написанный ранее ViewHolder, а точнее в ViewDataBinding.

Остается лишь реализовать абстрактные функции RecyclerView.Adapter:

  • getItemViewType — так как layoutId уникален для разных ячеек мы с легкостью можем использовать его как viewType.
  • onCreateViewHolder — не забываем что viewType это наш layoutId.
  • onBindViewHolder — все что требуется для привязки данных объекта к разметке — сообщить DataBinding’у о том, что в данной ячейке теперь новый объект, всю остальную логику он возьмет на себя.

На этом вся основная логика ViewModelAdapter описана, однако остается одна проблема — обработка кликов по ячейкам. Обычно эту логику описывают в Activity, но я не любитель транслировать логику вверх по иерархии, если без этого ну никак не обойтись, поэтому реализую ее прямо в адаптере, но вы можете реализовывать ее там где вам удобно.

Для реализации обработки кликов добавим в ViewModelAdapter такое понятие как sharedObject, объект который будет биндится на все ячейки таблицы (не обязательно, если в разметке не найдет variable с данным bindingID ничего не упадет).

Теперь рассмотрим как это все в итоге работает:
Как пример я реализовал адаптер для бокового меню (используйте NavigationView из стандартной библиотеки если у вас нет необходимости отойти от Material Design).

Читайте также:  Повреждена внутренняя память андроид

И как пример layout: cell_navigation_item.xml

Как видите все достаточно просто, нет никакой лишней логики. Мы можем объявлять сколько угодно типов ячеек вызовом 1 функции. Мы можем позабыть о ручном связывании данных для UI.

Данный адаптер успешно проходит боевые испытания на протяжении полугода в нескольких крупных проектах.

С удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях.

Источник

How to use View Binding in Android using Kotlin

In Android Studio 4.1+, when you create a new Kotlin project and try to connect an XML layout file with your .kt file using Kotlinx synthetic, you’ll see you can’t do it anymore.

This is because they removed the plugin ‘Kotlin Android Extensions‘ as JetBrains deprecated it in the 1.4.20 version of Kotlin.

Now, the alternatives are:

  • ButterKnife
  • findViewById()
  • View Binding

In this tutorial, I’ll show you how to implement View Binding in:

Enabling View Binding

In your module-level build.gradle file, add the following code to enable view binding.

This automatically will create binding classes for each XML file present in that module.

For example, if an XML file name is activity_main.xml, the generated binding class will have the name of this file in Pascal case and the word ‘Binding‘ at the end.

So the binding class will be ActivityMainBinding

If you don’t want to generate a binding class for a specific XML file, add the attribute tools:viewBindingIgnore=»true» in the root layout like that:

Using View Binding in Activities

To use View Binding in Activity, create an instance of the binding class, get the root view, and pass it to setContentView().

Now, you can reference your views like that:

Using View Binding in Fragments

There are two methods to use View Binding in Fragments:

Inflate: You do the layout inflation and the binding inside the onCreateView method.

Bind: You use an alternative Fragment() constructor that inflates the layout, and you do the binding inside the onViewCreated method

• Inflate method

In the onCreateView method, inflate your layout file and create the binding instance:

Because Fragments continue to live after the View has gone, it’s good to remove any references to the binding class instance:

• Bind method

At the top of your file, in the Fragment() constructor add your XML layout file, and create the binding inside the onViewCreated method (NOT the onCreateView):

Like I said before in the Inflate method, remove any references in the fragment’s onDestroyView() method:

Using View Binding in RecyclerView Adapter

To use View Binding in your RecyclerView adapter, add the binding class in your ItemViewHolder, and set the root layout:

Next, in the onCreateViewHolder method, do the layout inflation and return the ItemViewHolder with the binding.

And at the end, on the onBindViewHolder, you can reference any of the views through the binding of the holder:

If you have any questions, please feel free to leave a comment below

Источник

Современная Android разработка на Kotlin. Часть 1

Данная статья является перевом статьи от Mladen Rakonjac

Очень сложно найти один проект, который охватывал бы всё новое в разработке под Android в Android Studio 3.0, поэтому я решил написать его. В этой статье мы разберём следующее:

  1. Android Studio 3
  2. Язык программирования Kotlin
  3. Варианты сборки
  4. ConstraintLayout
  5. Библиотека привязки данных Data Binding
  6. Архитектура MVVM + паттерн repository (с mapper’ами) + Android Manager Wrappers
  7. RxJava2 и как это помогает нам в архитектуре
  8. Dagger 2.11, что такое внедрение зависимости, почему вы должны использовать это.
  9. Retrofit (Rx Java2)
  10. Room (Rx Java2)

Каким будет наше приложение?

Наше приложение будет самым простым, которое охватывает все перечисленные выше вещи: у него будет только одна функция, которая извлекает все репозитории пользователя googlesamples из GitHub, сохраняет эти данные в локальной базе данных и показывает их пользователю.

Я попытаюсь объяснить как можно больше строк кода. Вы всегда можете посмотреть код, который я опубликовал на GitHub.

Android Studio

Чтобы установить Android Studio 3, перейдите на эту страницу

Android Studio 3 поддерживает Kotlin. Откройте Create Android Project. Там вы увидите новый флажок с меткой Include Kotlin support. Он выбран по умолчанию. Дважды нажмите кнопку Далее и выберите Empty Activity, затем нажмите Finish.

Поздравляю! Вы сделали первое приложение для Android на Котлине 🙂

Kotlin

Вы можете видеть MainActivity.kt:

Расширение .kt означает, что файл является файлом Kotlin.

MainActivity: AppCompatActivity() означает, что мы расширяем AppCompatActivity.

Кроме того, все методы должны иметь ключевое слово fun и в Котлине вам не нужно использовать ;, но вы можете, если хотите. Вы должны использовать ключевое слово override, а не аннотацию, как в Java.

Так что же означает ? в savedInstanceState: Bundle?? Это означает, что savedInstanceState может быть типа Bundle или типа null. Kotlin null безопасный язык. Если у вас есть:

вы получите ошибку компиляции, потому что a должна быть инициализированна и это не может быть null. Это означает, что вы должны написать:

Кроме того, вы получите ошибку компиляции, если вы это сделаете:

Чтобы сделать a nullable, вы должны написать:

Почему эта важная особенность языка Котлина? Это помогает нам избежать NPE. Разработчики Android уже устали от NPE. Даже создатель null, сэр Тони Хоар, извинился за изобретение. Предположим, что мы имеем nullable nameTextView. Если переменная равна null, то в следующем коде мы получим NPE:

Но Котлин, на самом деле, хорош, он не позволят нам делать даже такое. Он заставляет нас использовать оператор ? или оператор !!. Если мы используем оператор ?:

Строка будет исполнена только если nameTextView не null. В ином случае, если вы используете оператор !!:

Мы получим NPE если nameTextView null. Это для авантюристов :).
Это было небольшое введение в Kotlin. Когда мы продолжим, я остановлюсь, чтобы описать другой специфический код на Котлине.

Читайте также:  Шрифты для кириллицы для андроид

2. Build Variants

В разработке часто вы имеете различные окружения. Наиболее стандартным является тестовое и производственное окружение. Эти среды могут отличаться в URL-адресах сервера, иконке, имени, целевом API и т.д. На fleka в каждом проекте у вас есть:

  • finalProduction, который отправляется в Google Play Store.
  • demoProduction, то есть версия с URL-адресом production сервера с новыми функциями, которые всё ещё не находятся в Google Play Store. Наши клиенты могут установить эту версию рядом с Google Play, чтобы они могли протестировать ее и дать нам обратную связь.
  • demoTesting, то же самое, что и demoProduction с тестовым URL-адресом сервера.
  • mock, полезен для меня как для разработчика и дизайнера. Иногда у нас есть готовый дизайн, и наш API ещё не готов. Ожидание API, чтобы быть начать разработку — не решение. Этот вариант сборки снабжён поддельными данными, поэтому команда дизайнеров может проверить его и дать нам обратную связь. Очень полезно это не откладывать. Когда API уже готов, мы перемещаем нашу разработку в окружение demoTesting.

В этом приложении мы будем использовать всех их. У них будут отличаться applicationId и имена. В gradle 3.0.0 есть новый API flavorDimension, который позволяет смешивать разновидности продукта, так, например, вы можете смешать разновидности demo и minApi23. В нашем приложении мы будем использовать только «default» flavorDimension. Перейдите в build.gradle для приложения и вставьте этот код внутри android <>

Перейдите в strings.xml и удалите строку app_name, чтобы у нас не было конфликтов. Затем нажмите Sync Now. Если вы перейдете в Build Variants, расположенным слева от экрана, вы увидите 4 варианта сборки, каждый из которых имеет два типа сборки: Debug и Release. Перейдите к варианту сборки demoProduction и запустите его. Затем переключитесь на другой и запустите его. Вы должны увидеть два приложения с разными именами.

3. ConstraintLayout

Если вы откроете activity_main.xml, вы увидите, что этот layout — ConstrainLayout. Если вы когда-либо писали приложение под iOS, вы знаете об AutoLayout. ConstraintLayout действительно похож на него. Они даже используют один и тот же алгоритм Cassowary.

Constraint помогает нам описать связи между View. Для каждого View у вас должно быть 4 Constraint, один для каждой стороны. В данном случае наш View ограничен родителем с каждой стороны.

Если вы передвинете TextView «Hello World» немного вверх во вкладке Design, во вкладке Text появится новая линия:

Вкладки Design и Text синхронизируются. Наши изменения во вкладке Design влияют на xml во вкладке Text и наоборот. Vertical_bias описывает вертикальную тенденцию view его Constraint. Если вы хотите центровать вертикально, используйте:

Давайте сделаем чтобы наш Activity показал только один репозиторий. В нём будут имя репозитория, количество звезд, владелец, и он будет показывать, есть ли у репозитория issues, или нет.

Чтобы получить такой layout, xml должен выглядеть так:

Пусть tools:text вас не смущает. Он просто помогает нам видеть хороший предварительный просмотр макета (layout’а).

Вы можете заметить, что наш макет плоский, ровный. Вложенных макетов нет. Вы должны использовать вложенные макеты как можно реже, поскольку это может повлиять на производительность. Более подробную информацию об этом вы можете найти здесь. Кроме того, ConstraintLayout отлично работает с разными размерами экрана:

и мне кажется, что я могу добиться желаемого результата очень быстро.
Это было небольшое введение в ConstraintLayout. Вы можете найти Google code lab здесь, и документацию о ConstraintLayout на GitHub.

4. Библиотека привязки данных Data Binding

Когда я услышал о библиотеке привязки данных, первое вопрос, который я задал себе: «ButterKnife работает очень хорошо для меня. Кроме того, я использую плагин, который помогает мне получать View из xml. Зачем мне это менять?». Как только я узнал больше о привязке данных, у меня было такое же чувство, какое у меня было, когда я впервые использовал ButterKnife.

Как ButterKnife помогает нам?

ButterKnife помогает нам избавиться от скучного findViewById. Итак, если у вас 5 View, без Butterknife у вас есть 5 + 5 строк, чтобы привязать ваши View. С ButterKnife у вас есть 5 строк. Вот и всё.

Что плохо в ButterKnife?

ButterKnife по-прежнему не решает проблему поддержки кода. Когда я использовал ButterKnife, я часто получал исключение во время выполнения, потому что я удалял View в xml, и не удалял код привязки в классе Activity / Fragment. Кроме того, если вы хотите добавить View в xml, вам нужно снова сделать привязку. Это очень скучно. Вы теряете время на поддерживание связей.

Что насчёт библиотеки привязки данных?

Есть много преимуществ! С помощью библиотеки привязки данных вы можете привязать свои View всего одной строкой кода! Позвольте мне показать вам, как это работает. Давайте добавим библиотеку Data Binding в наш проект:

Обратите внимание, что версия компилятора Data Binding должна совпадать с версией gradle в файле build.gradle проекта:

Нажмите Sync Now. Перейдите в activity_main.xml и оберните ConstraintLayout тегом layout:

Обратите внимание, что вам нужно переместить все xmlns в тег layout. Затем нажмите иконку Build или используйте сочетание клавиш Ctrl + F9 (Cmd + F9 на Mac). Нам нужно собрать проект, чтобы библиотека Data Binding могла сгенерировать класс ActivityMainBinding, который мы будем использовать в нашем классе MainActivity.

Если вы не выполните сборку проекта, вы не увидите класс ActivityMainBinding, потому что он генерируется во время компиляции. Мы все еще не закончили связывание, мы просто сказали, что у нас есть ненулевая переменная типа ActivityMainBinding. Кроме того, как вы можете заметить, я не указал ? в конце типа ActivityMainBinding, и я не инициализировал его. Как это возможно? Модификатор lateinit позволяет нам иметь ненулевые переменные, ожидающие инициализации. Подобно ButterKnife, инициализация привязки должна выполняться в методе onCreate, когда ваш Activity будет готов. Кроме того, вы не должны объявлять привязку в методе onCreate, потому что вы, вероятно, используете его вне области видимости метода onCreate. Наша привязка не должна быть нулевой, поэтому мы используем lateinit. Используя модификатор lateinit, нам не нужно проверять привязку переменной каждый раз, когда мы обращаемся к ней.

Читайте также:  Для разработчиков андроид все функции

Давайте инициализируем нашу переменную binding. Вы должны заменить:

Вот и всё! Вы успешно привязали свои View. Теперь вы можете получить к ним доступ и применить изменения. Например, давайте изменим имя репозитория на «Modern Android Habrahabr Article»:

Как вы можете видеть, мы можем получить доступ ко всем View (у которых есть id, конечно) из activity_main.xml через переменную binding. Вот почему Data Binding лучше, чем ButterKnife.

Getter’ы и Setter’ы в Котлине

Возможно, вы уже заметили, что у нас нет метода .setText (), как в Java. Я хотел бы остановиться здесь, чтобы объяснить, как геттеры и сеттеры работают в Kotlin по сравнению с Java.

Во-первых, вы должны знать, почему мы используем сеттеры и геттеры. Мы используем их, чтобы скрыть переменные класса и разрешить доступ только с помощью методов, чтобы мы могли скрыть элементы класса от клиентов класса и запретить тем же клиентам напрямую изменять наш класс. Предположим, что у нас есть класс Square в Java:

Используя метод setA (), мы запрещаем клиентам класса устанавливать отрицательное значение стороне квадрата, оно не должно быть отрицательным. Используя этот подход, мы должны сделать a приватным, поэтому его нельзя установить напрямую. Это также означает, что клиент нашего класса не может получить a напрямую, поэтому мы должны предоставить getter. Этот getter возвращает a. Если у вас есть 10 переменных с аналогичными требованиями, вам необходимо предоставить 10 геттеров. Написание таких строк — это скучная вещь, в которой мы обычно не используем наш разум.

Kotlin облегчает жизнь нашего разработчика. Если вы вызываете

это не означает, что вы получаете доступ к a непосредственно. Это то же самое, что

в Java. Причина заключается в том, что Kotlin автоматически генерирует геттеры и сеттеры по умолчанию. В Котлине, вы должны указать специальный сеттер или геттер, только если он у вас есть. В противном случае, Kotlin автогенерирует его для вас:

field? Что это? Чтобы было ясно, давайте посмотрим на этот код:

Это означает, что вы вызываете метод set внутри метода set, потому что нет прямого доступа к свойству в мире Kotlin. Это создаст бесконечную рекурсию. Когда вы вызываете a = что-то, он автоматически вызывает метод set.
Надеюсь, теперь понятно, почему вы должны использовать ключевое слово field и как работают сеттеры и геттеры.

Вернемся к нашему коду. Я хотел бы показать вам ещё одну замечательную особенность языка Kotlin, apply:

apply позволяет вам вызывать несколько методов на одном экземпляре.

Мы все еще не закончили привязку данных, есть ещё много дел. Давайте создадим класс модели пользовательского интерфейса для репозитория (этот класс модели пользовательского интерфейса для репозитория GitHub хранит данные, которые должны отображаться, не путайте их с паттерном Repository). Чтобы сделать класс Kotlin, вы должны перейти в New -> Kotlin File / Class:

В Kotlin первичный конструктор является частью заголовка класса. Если вы не хотите предоставлять второй конструктор, это всё! Ваша работа по созданию класса завершена здесь. Нет параметров конструктора для назначений полей, нет геттеров и сеттеров. Целый класс в одной строке!

Вернитесь в класс MainActivity.kt и создайте экземпляр класса Repository:

Как вы можете заметить, для построения объекта не нужно ключевого слова new.

Теперь перейдем к activity_main.xml и добавим тег data:

Мы можем получить доступ к переменной repository, которая является типом Repository в нашем макете. Например, мы можем сделать следующее в TextView с идентификатором repository_name:

В TextView repository_name будет отображаться текст, полученный из свойства repositoryName переменной repository. Остается только связать переменную репозитория от xml до repository из MainActivity.kt.
Нажмите Build, чтобы сгенерировать библиотеку привязки данных для создания необходимых классов, вернитесь в MainActivity и добавить две строки:

Если вы запустите приложение, вы увидите, что в TextView появится «Habrahabr Android Repository Article». Хорошая функция, да? 🙂

Но что произойдёт, если мы сделаем следующее:

Отобразится ли новый текст через 2 секунды? Нет, не отобразится. Вы должны заново установить значение repository. Что-то вроде этого будет работать:

Но это скучно, если нужно будет делать это каждый раз, когда мы меняем какое-то свойство. Существует лучшее решение, называемое Property Observer.
Давайте сначала опишем, что такое паттерн Observer, нам понадобится это в разделе rxJava:

Возможно, вы уже слышали об androidweekly.net. Это еженедельный информационный бюллетень об Android разработке. Если вы хотите его получить, вам необходимо подписаться на него, указав свой адрес электронной почты. Позже, если вы захотите, вы можете остановить отказаться от подписки на своем сайте.

Это один из примеров паттерна Observer / Observable. В данном случае, Android Weekly — наблюдаемый (Observable), он выпускает информационные бюллетени каждую неделю. Читатели — это наблюдатели (Observers), они подписываются на него, ждут новых выпусков, и, как только они получают её, они читают её, и если некоторые из них решат, что им это не нравится, он / она может прекратить следить.

Property Observer, в нашем случае, представляет собой XML-макет, который будет прослушивать изменения в экземпляре Repository. Таким образом, Repository является наблюдаемым. Например, как только свойство name класса Repository изменяется в экземпляре класса, xml должен обновится без вызова:

Как сделать это с помощью библиотеки привязки данных? Библиотека привязки данных предоставляет нам класс BaseObservable, который должен быть реализован в классе Repository:

BR — это класс, который автоматически генерируется один раз, когда используется аннотация Bindable. Как вы можете видеть, как только новое значение установлено, мы узнаём об этом. Теперь вы можете запустить приложение, и вы увидите, что имя репозитория будет изменено через 2 секунды без повторного вызова функции executePendingBindings ().

Для этой части это всё. В следующей части я напишу о паттерне MVVM, паттерне Repository и об Android Wrapper Managers. Вы можете найти весь код здесь. Эта статья охватывает код до этого коммита.

Источник

Оцените статью