Андроид жака де вокансона

Знаменитая «механическая утка» Жака де Вокансона.

О Жаке де Вокансоне, жившем три века назад, а особенно о изобретаемых им устройствах, ходит достаточно большое количество легенд и слухов, тайн и мистики.

Вокансон родился в 1709 году во Франции, на юго-востоке, в городке Гренобль, и с самого раннего дества проявлял способности к механике и созданию разных устройств. По одной из легенд, уже в десять лет он собрал точную копию часов с ратуши.

Судьба готовила ему жизнь в ордене иезуитов, куда отец устроил Жака получать образование, но неуемная энергия сыграла шутку – Вокансон для одного официального приема изготовил прислугу: движущихся кукол-автоматонов, чем вызвал гнев церкви и изгнание из ордена.

Изобретатель перебрался в Париж, где 11 февраля 1738 года создал первый свой настоящий шедевр – автоматон «Игрок на флейте», игравший 12 мелодий на настоящей флейте – двигал пальцами и дул в инструмент «по-человечески». Так же работал и следующий механизм – «Игрок на тамбурине», сделанный чуть позже.

Афиша выставки в Париже в 1738 году.

В том же году на специально организованной выставке демонстрировалась механическая утка, самое завораживающее устройство Вокансона. Механическая птица стояла на пьедестале, крякала, пила воду из чашки, ела зерно и раскрывала и хлопала крыльями! Но и это не все – пища «переваривалась» и затем, как у настоящей птицы, выходила из клоаки «экскрементами» другого цвета.

Механизм, управляющий птицей, был скрыт в постаменте, как и у других аппаратов изобретатетля.

Рисунок Жака де Вокансона, показывающий устройство механической утки.

Механическая утра произвела настоящий фурор, и 1742 году была куплена, вместе с остальными двумя автоматонами, лионскими богачами и перевезена в Лондон. В 1805 г. великий Гете наблюдал за работой механизма, а иллюзионист Робер-Уден в 1844 г. Разбирал, чистил и ремонтировал ее в Париже, после чего она отправилась в Краковский музей, где и пропала после пожара 1882 года.

Копию этого замечательного устройства создал в 1998 году часовщик Жак Фредерик Ведони сконструировал точную модель механической утки, для музея автоматов Гренобля. В 2013 году ее купил частный коллекционер и след замечательного механизма теряется, возможно, что и навсегда (как у той самой, оригинальной).

Отметить стоит еще тот факт, что сын простого перчаточника Жак де Вокансон, благодаря своему дару и таланту изобретателя, стал членом академии наук в Париже и умер в возрасте 73 лет.

Источник

Механические люди: история андроидов от А до Б

Наивно думать, что роботы появились на свет только что и сами собой, словно материализовались из небытия. В действительности механические люди и звери, так называемые автоматы (лат. automata, в ед. числе – automaton; от греч. automatos – действующий по собственной воле), были известны еще в античности. Интерес к ним с новой силой вспыхнул в эпоху Возрождения и достиг своего апогея к XVIII-XIX столетиям. Тогда же эти механические диковины проникли в Россию. В конце XVIII века они демонстрировались при русском дворе, а уже, по крайней мере, с 1820-х годов – и широкой публике.

Собственно, идея этого текста пришла ко мне во время работы с историческими источниками, в числе которых оказалась афиша – или, как ее назвали бы в XIX веке, «афишка» (то есть рекламная листовка, напечатанная на толстой газетной бумаге), датированная 1822 годом. Она извещала об открытии в Санкт-Петербурге, в доме её сиятельства княгини К. И. Лобановой-Ростовской (ныне – здание отеля «Four Seasons» на Адмиралтейском проспекте), кабинета автоматов. (На полях отмечу, что само слово «кабинет» отсылает нас к такому феномену Просвещения как cabinet of curiosities, или «собрание редкостей», которое могло включать коллекции образцов растений, насекомых, минералов, произведений искусства, инструментов и т. д.).

На литографии изображен швейцарский изобретатель Жаке-Дроз, представляющий Людовику XV свои автоматоны: «писателя», «музыканта» и «рисовальщика»

Кабинет автоматов открылся накануне масленичных гуляний. В это время множество иностранных антрепренёров обычно приезжало в расчете на хороший заработок в российские города (и они оставались там, как правило, до конца Великого поста). В числе устраиваемых ими зрелищ были цирковые представления, зверинцы, театры марионеток, а также, как выяснилось, выставки механических андроидов. В «афишке» кабинета автоматов упоминались «стрелки, попадающие в шарик по приказанию, механический кегельный игрок, сирена, подражающая голосу разных птиц», а также «разные другие фигуры, которых всех описать место не позволяет». Кроме того, кабинет позволял ознакомиться с образцами занимательной механики, например, с комнатным фонтаном (использовался для гидравлических опытов), проекционным аппаратом или механическим музыкальным инструментом, «который, не будучи очень велик, имеет шесть октав, приятный тон и никогда не может быть расстроенным».

Автоматон «писатель» Жаке-Дроза 1774 года в действии. В «кабинетах автоматов» показывались подобные механизмы

Отдельным пунктом анонсировалось выступление механического балансёра на канате, который, если верить рекламе, значительно отличался от всех других фигур: «его садят на канат, и он делает на нём всякие движения и положения со всей легкостию и точностию, как живой человек». Судя по описанию, это был вариант Antonio Diavolo – механической куклы, вращающейся на перекладине и названной в честь известного итальянского трапециста. Её изобретателем считается французский фокусник Жан-Эжен Робер-Уден (1805 – 1871), который весной того же года выступал с Antonio Diavolo на сцене Королевского Кобург-театра в Лондоне. Эта знаменитая в позапрошлом столетии кукла была отреставрирована нашим современником, фокусником Джоном Гоганом, благодаря чему мы имеем о ней довольно точное представление.

Кукла Antonio Diavolo Робер-Удена, отреставрированная Джоном Гоганом

В сущности, это был не автомат, а механическая марионетка, которая двигалась за счёт невидимых публике ниток-тросиков. Самым впечатляющим в выступлении куклы был момент, когда на несколько секунд она убирала с перекладины руки, предварительно зацепившись за нее согнутыми в коленях ногами, а затем снова бралась за перекладину (как на третьей минуте видео). Еще марионетка «общалась» с фокусником, утвердительно кивая или отрицательно мотая головой в ответ на его вопросы. Словом, создатель Antonio Diavolo сделал всё возможное, чтобы убедить публику в том, что перед нею самостоятельное существо, действующее «как живой человек». Механическая кукла, привезенная в столицу Российской империи, по всей видимости, была копией творения Робер-Удена, вдохновленная его успехом (хотя не стоит исключать, что и сам этот фокусник мог подсмотреть идею куклы у другого артиста и усовершенствовать её). О том, насколько она соответствовала оригиналу, мы можем лишь догадываться.

Читайте также:  Андроид орео что это такое

Иллюстрация к английскому изданию 1851 года книги Герона Александрийского «Пневматика», описывающая работу механизма на воздухе, паре и водяном давлении

Теперь несколько реплик о более ранних механизмах, подражающих людям и животным. Некоторые из них (работавшие на сжатом воздухе) изобрел Ктезибий Александрийский (285 – 222 гг. до н. э.). Он также сконструировал, вероятно, первый механический музыкальный инструмент – гидравлический орган. Несколько веков спустя Герон Александрийский (10-75 гг. н. э.) стал использовать в механизмах воздействие пара, а также пресс, шкивы и рычаги. В Средние века именно его разработки широко использовались, например, в конструкциях часов с механическими фигурами (скажем, астрономических часов в Кафедральном соборе в Страсбурге).

Астрономические часы в Кафедральном соборе Страсбурга

Небывалой популярности автоматы достигли в XVIII веке. Во многом это произошло благодаря трём чрезвычайно реалистичным механическим андроидам Жака де Вокансона, представленным публике в период с 1733 по 1739 год: андроиду-флейтисту, автоматическому барабанщику и механической утке.

Как живая птица, эта механическая утка пила воду и клевала зёрна, а затем якобы переваривала их и возвращала в переработанной форме (в действительности «возвращенные» катышки из подкрашенного хлеба были заготовлены заранее; они находились в отдельном отсеке внутри механической птицы и не имели никакого отношения к зернам, которые она клевала). В конце 1730-х годов Вокансон со своими автоматами посетил несколько европейский столиц, в том числе Париж и Лондон, и с этого начался бесперебойный успех подобных зрелищ на протяжении последующего столетия.

Большое число его последователей развивало тему. Из механических музыкантов той эпохи можно было бы составить целый оркестр. Один из наиболее впечатляющих музыкальных автоматов изображал королеву Марию-Антуанетту за цимбалами. Этот механизм был придуман и сделан часовым мастером Петером (Пьером) Кинзингом (1745–1816) и мебельным мастером Давидом Рёнтгеном (1743—1807). Его представили в 1784 году при дворе короля Людовика XVI.

Музыкальный автомат «Мария-Антуанетта за цимбалами»

Автоматы играли не только в кегли (как механический гость в особняке Лобановой-Ростовской), но и в шахматы! Обычно, впрочем, выяснялось, что внутри невероятно сообразительных автоматов прятались живые люди. Примером может служить автомат-шахматист, придуманный австро-венгерским изобретателем по имени Вольфганг фон Кемпелен не позднее 1770 года. Этот автомат являл собой комод и сидящего за ним механического андроида в турецких одеждах, который якобы искусно играл в шахматы. Значительно позже выяснилось, что в комоде находился умелый шахматист из плоти и крови, который играл партию за механического турка. Шахматист был разоблачен Эдгаром Аланом По в 1836 году, о чем написали, в том числе, в петербургской газете «Северная пчела», которая с завидным постоянством пересказывала нашумевшие материалы парижской прессы. К моменту, когда секрет был раскрыт, механический шахматист успел объехать с гастролями весь континент и даже обыграть в шахматы парочку европейских монархов.

Автомат-шахматист Вольфганга фон Кемпелена. Схема

Автоматы делались из дорогих материалов, украшались золотом и драгоценными камнями. Столь дорогие игрушки пользовались спросом у коллекционеров как в Европе, так и за ее пределами – прежде всего, в Китае. По этой причине однажды европейский рынок оказался перенасыщен дорогими музыкальными автоматами, предназначенными для экспорта на Восток. Сложившаяся ситуация натолкнула лондонского ювелира по имени Джеймс Кокс на счастливую мысль: он решил открыть выставку автоматов, которые не сумел продать. Его экспозиция, известная как Cox’s Museum открылась в Лондоне в 1772 году, она состояла из двадцати трёх автоматов высотой от девяти до четырнадцати футов (то есть от 2.74 до 4.27 метров!) и пользовалась огромным успехом. Один из автоматов, сконструированных Коксом, хранится в Эрмитаже. Это (как все, верно, догадались) знаменитый механический павлин.

Механические часы «Серебряный лебедь», созданные Джеймсом Коксом в 1773 году. Ныне хранятся в Музее Боуз в Англии

В XIX веке механические автоматы были частыми гостями в обеих российских столицах, однако отзывы современников о них почти не сохранились – механические люди потерялись в вихре многочисленных зрелищ, популярных у публики того времени.

P. S. В 2013 году вышел на экраны фильм Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение». Его герой, аукционист и оценщик, пытается собрать автомат Вокансона из деталей, найденных им во время визитов к своей загадочной клиентке, богатой наследнице, чьи предки были ценителями старого искусства. Она так взбалмошна, что на первых порах заставить героя вернуться в ее роскошный дом может лишь перспектива воссоздать механический андроид XVIII века. Фильм – красивый и поучительный. Словом, рекомендую.

Кадр из фильма Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение»

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Источник

Автоматоны — роботы прошлого. Лучшие из них сделали еще в XVII веке

Механические люди и звери — автоматоны — развлекали королей, шахов и царей, пугали грешников и рекламировали мастерские часовщиков. О самых выдающихся примерах старинных роботов, в том числе и в России — и еще немного про фейковых — в нашем тексте.

Вам знакома легенда о пражском Големе? Его создал ученый и мыслитель Лёв бен Бецалель (1512-1609), проживавший в Праге. Огромный глиняный человек, в рот которого вкладывалась табличка с именем Бога, исполнял приказания своего создателя и помогал ему в хозяйстве. Но однажды Голем (по-еврейски – «дурак») сбежал, начал крушить все вокруг и убивать людей. Только рабби Лёв смог остановить его, вырвав изо рта табличку. Голем развалился и его части, по преданию, до сих пор хранятся в Староновой синагоге в Праге.

Читайте также:  Игровая приставка для андроид тв ксиоми

Конечно, маловероятно, чтобы Лёв, крупный галахический авторитет, друг и учитель астронома Тихо Браге, создавал человекоподобные механизмы. А вот лечить умалишённых ему иногда приходилось, и, по-видимому, легенда о Големе основана на реальном прецеденте, когда один из слабоумных «пациентов» рабби, человек огромного роста и физической силы, который, возможно, помогал ему в хозяйстве, вырвался из комнат, где его держали. Легенда, впрочем, отражает постоянную мечту человека о создании чего-то себе подобного, чтобы: 1) переложить на него какие-то свои функции; 2) удивить окружающих; 3) наконец, почувствовать себя Творцом.

Андроиды древности

Автоматоны — это механические устройства, имитирующие деятельность живых организмов. Сведения о первых автоматонах встречаются с древности. В «Одиссее» Гомера упоминаются золотая и серебряная собаки, которых бог Гефест выковал, чтобы они охраняли дворец царя Алкиноя. Иудаистские тексты рассказывают о троне царя Соломона, что на его шести ступенях стояли пары золотых львов и орлов. Царь, поднимающийся к трону, нажимал ногами на ступени тронного места, и звери начинали двигаться.

«Все животные при помощи особого механизма протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться. Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло. Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из ковчега свиток Торы и клал его на колени Соломону»

Эта легенда вдохновила множество тронных мест, стремившихся уподобиться трону Соломона, например, тронное место императора Константина (10 век, Константинополь), оснащенный рыкающими львами и поющими птицами. Был такой трон и в России!

Автоматон царя Алексея Михайловича

В 1672-1673 годах иноземец, часовых дел мастер Петр Высоцкий создал во дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском механических львов для тронного места царя. Сделанные из металла и покрытые овчиными шкурами, они издавали рычание при помощи мехов, которыми из соседней с тронным залом комнаты управляли дворцовые слуги.

Автоматоны широко использовались в ритуальных целях в Древней Греции, откуда и пошло слово андроид — с греческого «человек, мужчина» с суффиксом oid — «подобие» — «человекоподобный». В ходе ежегодных Элевсинских мистерий были задействованы механические скульптуры богов. Геродот упоминает говорящие фигуры на входе в храмы. Известно, что Архит Тарентский (428 – 347 до н. э.) создал летающего деревянного голубя на пружинном механизме, пролетевшего около 200 метров, а в III веке до н.э. Филон Византийский изобрел механическую служанку, которая смешивала вино и воду в одном сосуде благодаря простейшим законам физики.

Схема работы “Служанки” Филона Византийского

От развлечений — к серьезной механике

Филон Византийский был известен как изобретатель простых безделушек. Например, он придумал изобрел восьмигранную чернильницу с дыркой на каждой стороне, которая никогда не проливалась. В этой игрушке был использован впервые изобретенный Филоном карданов подвес, так что именно ему мы, в какой-то части, должны быть благодарны за карданный вал.

Но настоящую славу Филону принесли механизмы, в которых использовалась вода (или вино — как в служанке). В арабском мире был свой «мастер воды» – аль-Джазари (1136-1206), самым известным изобретением которого были «слоновые часы». Вот как они работали:

Как и Филон Византийский, Аль-Джазари, помимо создания игрушек, совершил прорыв в механике. В своей «Книге знаний об остроумных механических устройствах» он впервые описал коленчатый вал. Благодаря этому изобретению была создана лодка с четыремя механическими музыкантами, способными играть разные мелодии, причем их можно было каким-то образом программировать.

Роботы Востока

Развивавшие свою науку отдельно страны Востока тоже делали свои автоматоны. Известно, что в XI веке в Индии была написана «Самарангана сутрадхара» — трактат по архитектуре и механике, включавший в себя описания автоматонов, в том числе даже механических пчёл.

В Японии автоматоны носят своё название – куклы Каракури. Они были трех видов: театральные, миниатюрные (домашние игрушки) и религиозного назначения – эти участвовали в праздниках и церемониях, так же, как автоматоны в Древней Греции. Мода на каракури в Японии продлилась с XVII до XIX века. Вот один из них.

А вот пример китайского автоматона:

Автоматоны-фейки: Турок-шахматист и Железный мужик Ивана Грозного

Конечно, под видом автоматонов иногда демонстрировались игрушки, управлявшиеся сидевшими внутри людьми. Самый знаменитый из таких фейков – шахматный автомат «Турок», которого в 1769 году в Вене представил его создатель барон Вольфганг фон Кемпелен (1734-1804).

Шахматный автомат «Турок»

Деревянная фигура турка в тюрбане и с трубкой сидела за большим ящиком, на котором находилась доска. Перед сеансом изобретатель открывал дверцы ящика и показывал внутреннее устройство «турка». Чтобы начать игру, Кемпелен заводил механизм, крутя ручку, и турок, взяв фигуру, делал первый ход в партии. Автомат требовал постоянного подзавода – барон делал это после каждых 12 ходов.

Автомат неизменно обыгрывал своих соперников. Император Иосиф II решил показать ее в Европе – в Париже автомат обыграл Бенджамина Франклина, американского посла во Франции, а затем был представлен Екатерине II в Петербурге. Императрица пытливо рассматривала механизм, не в силах поверить в его реальность, потом пыталась купить его у Кемпелена, но изобретатель отказал – дескать, автомат требует обслуживания, которое может обеспечить только он сам, а переезжать в Россию барон не может.

После смерти Кемпелена в 1804 автомат приобрел Иоганн Мельцель, музыкант, приятель Бетховена и авантюрист. В 1809 автомат в Вене играл в шахматы против Наполеона – и обыграл его! Сохранилась запись этой партии, подарившей миру так называемый «дебют Наполеона» – неуклюжую попытку императора поставить машине детский мат.

Поздняя реконструкция автомата фон Кемпелена

Конечно, в автомате сидел человек. Секрет был раскрыт в 1834 году Жаном Муре – одним из шахматистов, игравшим за «турка»; он просто взял и выложил все в газетной статье. Мельцель к тому времени уже гастролировал в Америке, но и там разоблачение настигло его – в 1836 разгромную статью об автомате опубликовал писатель Эдгар Аллан По. Мельцель вскоре умер, а автомат попал в музей в Филадельфии, где его подробно изучили и где он сгорел в 1854 году.

Читайте также:  Android player source code

Шестерни и механизмы, которые показывали публике перед представлением, были в ящике лишь для отвода глаз. Там оставалось достаточно места для взрослого человека в положении полулежа. При открытии дверец его скрывала система зеркал. Настоящих механизмов было два: рычаги, с помощью которых игрок из ящика управлял движениями турка-манекена, и система, показывавшая игроку ходы. Фигуры имели магниты, а под каждым полем доски внутри ящика висел шар на вертикальной нити. Когда фигуру поднимали – и убирали магнит – шар опускался, а при ходе на пустую клетку до этого висевший свободно шар поднимался вверх.

Против Наполеона в 1809 году играл сильнейший шахматист Австрии, Иоганн Баптист Альгайер. Также за автомат выступали англичанин Уильям Льюис, француз Аарон Александр и другие. За свою историю из 300 сыгранных партий автомат проиграл шесть.

Отдельно скажу про гуляющий несколько лет по сети фейк о «железном мужике Ивана Грозного». Якобы некий купец Йохан Вейм в своих дневниках пишет: «Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя, и бежал медведь от него в ранах и ссадинах». Далее описывается, что автомат прислуживал гостям за столом. Иногда также указывается, что дневник Вейма был найден в Нидерландах историком Питером Дэнси.

Попытавшись проверить источники этой цитаты, я узнал, что ни историка Питера Дэнси, ни купца Иохана Вейма, видимо, не существует, а источником является статья Андрея Сидоренко в газете «Аномальные новости». Ложность сведений подтверждают и сотрудники музея «Александрова слобода», которые уж побольше нашего знают о временах Ивана Грозного.

Величайшие из автоматонов – куклы Жаке-Дро

Настоящие европейские автоматоны были куда скромнее. Играть в шахматы они, конечно, не могли. В 1560-х годах король Испании Филипп II заказал у мастера Хуанело Турриано, придворного механика Карла V (император Священной Римской империи) механического монаха. Автоматон выжил, хранится в Смитсоновском институте в США и дает представление о техническом уровне автоматонов того времени.

Такие или подобные механизмы применялись в Италии, где древнегреческий опыт был возрожден: в церквях можно было видеть механических дьяволов, корчивших страшные гримасы. К XVIII веку стали появляться автоматоны посложнее, например, игрушки изобретателя Жака де Вокансона. Его робот-флейтист действительно играл на флейте – меха нагнетали воздух, а пальцы брали правильные аккорды и вели мелодию. Автоматон «Ударник» играл до 20 различных ритмов на цимбалах и барабане. Но больше всех прославилась утка, которая «ела» пищу и потом испражнялась. Конечно, пища падала в один резервуар внутри утки, а из другого через некоторое время вываливался заранее заложенный туда птичий помет.

Но вершиной искусства автоматонов считаются три куклы Пьера Жаке-Дро: «Музыкант», «Писарь» и «Рисовальщик». Созданные в 1770-х годах, они хранятся в музее в Невшателе, на родине изобретателя, и работают до сих пор!

Подлинные автоматоны Пьера Жаке-Дро

Пьер Жаке-Дро родился в кантоне Невшатель в 1721 году и уже с 16 лет занимался созданием сложнейших часов, в которых он использовал механизм автоподзавода, а также встраивал в них музыкальные автоматы и оснащал движущимися фигурками.

Пьер Жаке-Дро

В 1758 Жаке-Дро отправился в Испанию, где ему удалось продать королевскому дому несколько своих аппаратов за фантастическую сумму в 2000 золотых пистолей – это около 17 килограмм золота! Конечно, после такого заказа Жаке-Дро стал европейской звездой, посвятил себя полностью часовому делу и в качестве вершины своего искусства создал свои автоматоны. Вот как они работают.

«Писарь» — самый сложный из шедевров Жаке-Дро. Он состоит из более чем 4000 деталей и способен написать текст длиной не более 40 знаков, причем пишет он гусиным пером, которое обмакивает в чернильницу. Автомат регулирует наклон и нажим пера в зависимости от буквы, следит глазами за своим письмом и даже стряхивает капли с пера. Все это происходит благодаря тончайше настроенному кулачковому механизму. Более того – механизм можно программировать, меняя местами соответствующие буквам кулачки!

Устройство «Писаря»

«Музыкант» и «Рисовальщик» – автоматоны попроще. «Музыкант» в форме девушки, в играющей на настоящем органчике. Она покачивается в такт, «дышит» и может исполнять несколько мелодий на выбор. «Рисовальщик» может рисовать Людовика XVI и Марию-Антуанетту, собачку и Купидона в райском саду. Поразительно, с каким изяществом и мягкостью до сих пор работают все создания Жаке-Дро!


Автоматоны Жаке-Дро впервые демонстрировались в 1774 году, и с тех пор в его мастерскую повалил такой поток посетителей, что роботов повезли в целое европейское турне. Затем автоматоны купил какой-то испанский богач. Только в 1906 Общество истории и археологии Невшателя выкупило автоматоны и поместило их в музей.

«Ожившее дерево» – последний русский автоматон

Автоматоны разной степени сложности были очень популярны в XIX веке – например, вся слава и падение турка-шахматиста пришлось именно на это время. Но с наступлением XX века, к началу Первой мировой войны производство автоматонов практически сходит на нет. В ХХ веке на смену автоматонам пришла массовая заводная игрушка. Одним из последних известных автоматонов-игрушек стал самый сложный русский автоматон, «Ожившее дерево» симбирского мастера Алексея Морозова.

Это стол размером полтора на полтора метра, на котором 62 куклы, выполняющие разные хозяйственные работы. В движение куклы приводятся вращением ручки. Все детали, шестерни, рычаги механизма – из дерева. Изготовлен этот автоматон был между 1905 и 1912 годами. С «Живым деревом» Морозов ездил по городам и селам, демонстрируя поразительную игрушку за деньги – так и зарабатывал. В 1923 его слава дошла до самого верха – Алексея Антоновича пригласили на Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку, «прародительницу» ВДНХ, где вручили диплом и медаль. Однако потом Морозов снова канул в безвестность. Его автоматон чудом выжил – много лет куклы пылились на чердаке, пока местный мастер-кукольник не восстановил работу игрушки. Теперь она представлена в музее Ульяновского Театра кукол.

Источник

Оцените статью