- Анализ антикризисного управления на примере Apple Inc.
- Бесподобные антикризисные меры Apple
- Тревожное письмо из американской глубинки
- Как воспринимают проблему люди, далекие от технологического мира
- Год назад Apple сражалась с «антенным кризисом»
- Эксперт по кризисному управлению обрушил на Apple поток критики
- Apple дала слухам время на распространение
- Стив Джобс: три недели — не три месяца
- Стив Джобс: мы хотим докопаться до истины
- Таинственная и гордая корпорация
- Как Apple урегулировала обе проблемы?
- Что лучше? Исчерпывающий ответ неделю спустя или поспешное заявление немедленно?
- Потребители предпочитают сенсации
- Резонно ли долгое молчание Купертино?
- Антикризисное управление на предприятии
- Антикризисное управление на предприятии
Анализ антикризисного управления на примере Apple Inc.
Первый серьезный кризис Apple пережила в 1985 году. Спровоцировало его падение продаж, но по сути это был кризис управления. Скалли, бывший в то время исполнительным директором, считал, что два направления деятельности компании — линию Apple II и линию Macintosh — логично было бы развивать в двух независимых подразделениях. В теории это звучало хорошо, но в жизни соревнование между ними перешло в открытую войну. Кроме того, сложилась странная структура управления компанией: как глава подразделения Macintosh, Джобс был подчинен Скалли, и в то же время он, как председатель правления Apple, мог им руководить. Скалли почувствовал, что теряет оперативное руководство компанией. Он видел два возможных выхода: либо подать в отставку самому, либо отстранить Джобса от руководства подразделением Macintosh, сохранив за ним пост председателя правления. Джобс не согласился, но правление поддержало Скалли. Обиженный Джобс вскоре подал в отставку и покинул компанию[21].
Уход Джобса и нескольких ключевых сотрудников укрепил в фирме конфликтную модель отношений между разработчиками и системой управления большим бизнесом.
Бывший глава Pepsi, Скалли привык сражаться в свое время с кока-колой за десятые доли процента, и безбрежные просторы зарождавшегося рынка ПК поразили его. Поэтому он считал, что позиция на рынке и прибыль для фирмы важнее, чем ее доля рынка. Именно это и привело Apple к новым трудностям. В конце 80-х спрос на Маки сократился, но Apple удерживала высокие цены. Начатая позже борьба за увеличение рыночной доли Apple к особому успеху не привела: снижать цены оказалось уже поздно.
Надо полагать, первое время после выхода компьютера IBM PC (в 1981 году) руководство Apple не считало его серьезным конкурентом для Мака. Более того, сама фирма IBM отнеслась к своему детищу не очень серьезно и не слишком церемонилась с продажей лицензий на производство IBM-совместимых компьютеров. По всему миру начался выпуск более дешевых персоналок. Постепенно их численный перевес и определил магистральное направление развития отрасли.
А Apple, несмотря на многолетние призывы со всех сторон, оттягивала продажу лицензий на производство клонов Macintosh до тех пор, пока почти не осталось желающих их приобрести. Нелегко отказаться от собственной уникальности и тем более от стремления единолично получить весь доход от продаж своих компьютеров. Эта позиция Скалли стала одной из самых трагических ошибок в истории компании.
После выхода операционной системы Windows 95 компании Microsoft стало ясно, что Apple окончательно утратила свое стратегическое место на рынке. Сколько бы ни рассуждали поклонники Мака, что в Windows 95 «все скопировано с маковской системы, да и то не очень умело», факт остается фактом — с точки зрения удобства и привлекательности работы у MacOS нет преимуществ перед Windows 95.
Если Apple сохранит самостоятельность, ей придется стать менее крупной, но более доходной компанией. Apple уже планирует сосредоточиться на тех сегментах рынка, где сильны ее позиции. Эта стратегия, однако, предполагает отказ от амбиций лидера промышленности. Когда фирма только создавалась, Джобс мечтал, чтобы у каждого человека на Земле был свой Apple. Если его мечте и суждено сбыться, то только частично — компьютер у каждого землянина, может быть, и будет, но только, к сожалению, уже не Apple.
Источник
Бесподобные антикризисные меры Apple
Тревожное письмо из американской глубинки
Известный обозреватель Macworld.com Джейсон Снелл (Jason Snell) получил от своей мамы тревожное электронное письмо, в котором она с явным беспокойством спрашивает своего технологически подкованного сына:
Что там насчет этой штуки с Phone и iPad, куда Apple встроила эту самую систему слежения?
Именно так преломляется сложившаяся ситуация в сознании далеких от высоких технологий людей. Это их видение проблемы, которые невозможно опровергнуть. Более того, если попытаться при помощи «невнятных» технических терминов дать объяснение, это не приведет ни к чему хорошему.
Джейсон Снелл разместил на страницах популярного мак-ресурса Macworld.com интереснейшую заметку о тех методах, которые использует Apple для того, чтобы преодолеть холодные айсберги общественного негодования, возникающие на пути могучего корабля компании. Сейчас у Apple возникли PR-проблемы, связанные с громкой историей о ведении iOS лога перемещений устройств. На самом деле, проблема намного глубже, чем кажется, хотя бы потому, что информация об этом скандале уже достигла ушей далеких от высоких технологий людей и теперь их будет непросто убедить в том, что проблемы как таковой нет.
Как воспринимают проблему люди, далекие от технологического мира
Вот что пишет Джейсон Снелл:
Моя мать не следит за технологическими новостями. Она проживает в «пенсионерском» районе в пустынной центральной части Аризоны. Если в потоке информации, достигающей ее [ушей], проскакивает что-либо подобное этой истории, [то оно звучит как то,] что Apple включила «систему слежения» в некоторые из своих iPhone и iPad и история эта, подобно кругам на воде, начинает шириться и распространяться дальше.
Главное в этой истории то, что уже не имеет значения, насколько она правдива или ложна и неважно, насколько информация вводит в заблуждение и вносит неразбериху — требуется реакция Apple. Некий отклик, поясняющий, что именно случилось и почему, позволит «изменить траекторию» истории и защитит репутацию Apple и ее продукты.
Год назад Apple сражалась с «антенным кризисом»
Знакомо звучит? Действительно, ведь подобное случилось всего лишь год тому назад.
Нынешняя печальная сага о «следящем яблочном оке» и разгоревшаяся менее года назад дискуссия вокруг антенны iPhone 4 являют нам два примера поведения Купертино в сложной ситуации назревающего скандала. И это великолепные примеры выдержки и умения сохранять спокойствие в критических ситуациях.
Эксперт по кризисному управлению обрушил на Apple поток критики
Эти примеры являются прекрасной иллюстрацией того, как корпорациям следует вести себя в кризисных ситуациях. Но есть и другие мнения. В статье, опубликованной Computerworld, эксперт в области антикризисного управления Майкл Робинсон (Michael Robinson) подверг резкой критике запоздалые эппловские попытки урегулирования сложившейся ситуации:
В этом случае кажется, что Apple уронила мяч посреди большой дороги… Это грубая ошибка, по моему мнению… Мы живет в мире, в котором дорога каждая секунда. Компании растут и уходят за этот промежуток времени. Если на что-либо требуется неделя, это подобно тому, что потребовался бы месяц. Просто поразительно, что они ждали [целую] неделю.
Здесь Майкл Робинсон критикует Apple за то, что она медлила со своим ответом целую неделю и тем временем слухи, домыслы и опасения имели возможность спокойно распространяться и достигать даже самых отдаленных уголков планеты. По мнению эксперта, Apple не слишком следит за часами. Но ведь согласно пословице «часов не наблюдают» счастливчики.
Apple дала слухам время на распространение
Впрочем, тех, кто следит за развитием событий на технологической арене нисколько не удивляет, что Apple даже попав в непростую ситуацию ведет себя не так, как большинство корпораций на ее месте. Немедленная реакция компании считается в подобной ситуации едва ли не общепринятым правилом. Данный подход позволяет противопоставить настойчиво циркулирующему PR-негативу свое более или менее позитивное видение ситуации. Но Apple не была бы собой, если бы поступала как все.
И в ситуации с антенной и в нынешней истории о «системе слежения» между возникновением вопроса и ответом Купертино прошло несколько дней. Только вдумайтесь… Несколько суточных циклов новостей, которые появляются едва ли не ежеминутно. И за это время неприятные слухи успевают прозвучать многократно в различных контекстах. Таким образом компания поступила и на сей раз.
Стив Джобс: три недели — не три месяца
Вспомним сказанное Стивом Джобсом на собранной в спешке пресс-конференции, посвященной проблеме антенны iPhone 4:
Мы услыхали о [появлении проблем] 22 дня тому назад и тяжело поработали. Это ведь не так, как если бы мы прятали голову в песок на протяжении трех месяцев.
Таким образом, глава компании дал понять, что три недели с небольшим хвостиком — не три месяца и беспокоиться особо не о чем. А в Купертино тем временем всесторонне изучали проблему и предоставленный в конечном итоге широкой общественности ответ компании был достаточно информативным и исчерпывающим.
Стив Джобс: мы хотим докопаться до истины
На сей раз Стив Джобс тоже ответил и тоже некоторое время спустя. Вот как он в среду разъяснил задержку ответа компании ведущему редактору All Things D Ине Фрид (Ina Fried):
Мы являемся компанией, управляемой инженерами… Когда люди нас в чем-то винят, первым делом мы хотим докопаться до истины. На то, чтобы отследить все вещи [, касающиеся проблемы] требуется некоторый промежуток времени. А обвинения поступают день за днем.
К тому времени, как мы во всем разобрались, прошло несколько дней. Затем описывали это, стараясь создать вразумительный [текст], что тоже является очень высокотехнологической задачей, занимающей несколько дней. И со всем этим мы справились меньше, чем за неделю.
Таинственная и гордая корпорация
Весьма примечательный подход: в Купертино не спешат успокоить общественное мнению любой ценой, а сначала проверяют факты, а затем излагают их доступным самой широкой публике языком. Философия Apple проста: не делать значительных заявлений и не выносить сор из избы, пока компания сама не разберется с характером проблем.
Вместо поспешных и пустых успокоительных речей, в Купертино предпочитают хранить суровое молчание до тех пор, пока компания не будет готова дать всестороннее разъяснение и предложить решение проблемы. В обоих случаях Apple использовала свое разъяснение в конкурентной борьбе, разъяснив, что проблема шире, не исчерпывается устройствами Apple и проявляется в масштабах всей высокотехнологической отрасли.
Apple — компания гордая, предпочитающая держать технические тонкости при себе и не посвящать в них потребителей. Именно это создает эппловским продуктам репутацию «таинственных». По этой причине слухи о новинках компании циркулируют задолго до их появления на рынке и каждый анонс — событие, даже праздник, которого ждут и к которому готовятся. Компания обладает собственным рецептом пикантного соуса успеха, главным ингредиентом которого является туман, окутывающий любую информацию. Если бы представители Apple стали заявлять то, в чем не уверены сами, это могло бы отрицательно сказаться на имидже компании и вызвало бы недоумение публики.
Как Apple урегулировала обе проблемы?
Способ, которым Apple преодолела обе проблемы, вызывает огромный интерес. Ответом на проблему с антенной стал бесплатный чехол для iPhone 4, целый веб-сайт, показывающий, что продукты конкурентов также сталкиваются с проблемой ослабления сигнала и виртуальная экскурсия в таинственную лабораторию, демонстрирующая, что антенны тестируются самым наисерьезнейшим образом.
Реакцией на пользовательские подозрения компании в слежении за их перемещениями стали ответы на вопросы по теме, обещание в грядущих программных обновлениях исправить дефект и технические разъяснения того, как именно компания использует поступающие данные.
Что лучше? Исчерпывающий ответ неделю спустя или поспешное заявление немедленно?
Что же лучше? Неторопливая обстоятельность Apple или же общеприянятая немедленная реакция, которой так восхищается эксперт Майкл Робинсон? Трудно сказать. С одной стороны, Apple сильно рискует. Ее молчание принимают за неготовность компании прояснить ситуацию. Тем временем масс-медиа нагнетают фурор, а в некоторых странах начинают внимательное изучение продуктов компании на предмет вмешательства эппловских технологий в личную жизнь пользователей.
Это серьезный аргумент в пользу того, что Apple следовало бы реагировать быстрее, не дожидаясь нагнетания страстей. С другой же стороны, следует учесть широкую популярность iPhone 4, которой не повредил даже скандал вокруг ослабления сигнала антенны. Это дает компании все основания считать свой антикризисный подход верным. Он не вписывается ни в какие рамки, но Apple всегда такова. В Купертино предпочитают не ходить по чужим дорогам и всегда искать собственные пути. Даже во время глубочайшего кризиса.
Потребители предпочитают сенсации
Все прозвучавшее, конечно же, звучит убедительно, но вернемся к тому, с чего началось наше повествование. С миллионов тех людей, которые весьма далеки от высоких технологий, но никак не могут оставаться совсем в стороне от них. Эти миллионы услышать жуткую историю о слежении Apple за каждым шагом пользователей своих устройств. А вот услышат ли они грамотный и аргументированный ответ компании на все подозрения? Вряд ли! Людям интересны сенсации, краткие, емкие и броские. Такие сообщения укладываются в пару минут, но оставляют неприятное послевкусие. Давайте же прямо скажем: большинство телезрителей не будут вдаваться в подробности и не станут следить за развитием ситуации. Не исключено, что для многих Apple теперь «та самая компания, которая следит за пользователями».
Резонно ли долгое молчание Купертино?
Своим молчанием в Купертино позволили распространяться и шириться неблагоприятной для компании информации. Она буквально заполонила Интернет. Сколько читателей читали заметки о создаваемых Apple проблемах с приватностью? И сколько из них затем прочли ответы компании? Нисколько не сомневаемся, что вторых намного меньше, чем первых.
Но здесь необходимо признать, что реакция Apple тоже вполне резонна. Что должны были бы ответить представители компании, даже не разобравшись в возникшей проблеме? И успокоил бы общественность такой ответ «в общих чертах»? Вряд ли! На почве поспешного и незрелого разъяснения могли бы возникнуть новые слухи, опровергать которые было бы намного сложнее.
Можно долго спорить об этом, но в любом случае очевидно, Apple продолжает следовать своему старому лозунгу «Think Different» и не только думает иначе, но и действует иначе, не так, как действовали бы другие. Именно за это миллионы людей по всему миру так любят и ценят Apple.
Источник
Антикризисное управление на предприятии
Наименование показателяЧто характеризуетСпособ расчетаИнтерпретация показателя1. Коэффициент финансовой независимости (КФН) Долю собственного капитала в валюте баланса где СК — собственный капитал;
Антикризисное управление на предприятии
Другие курсовые по предмету
И все же есть один давний спор, пройти мимо которого нельзя. Это «Apple против PC», «Apple против Microsoft» и, в конечном итоге, «Apple против всех». И дело не в том, что длится это противостояние не первый десяток лет. Дело даже не в масштабах враждующих сторон, хотя они несопоставимы настолько, что невольно вспоминаются крыловские Моська со Слоном. Все дело в зачинщике этой «священной войны» — начали-то ее вовсе не пользователи, как это случается обычно. Начала ее сама Apple. Давным-давно, выбросив почти краснооктябрьский лозунг «Think Different». Компания сама идет против всех, тем самым привлекая все больше и больше покупателей и сторонников к своей продукции.
Впрочем, демонстративное (а местами даже показушное) позиционирование себя вне «всеобщей моды» — вовсе не единственный фактор, который позволяет компании все эти годы оставаться на плаву. Apple — это немного больше, чем просто производитель компьютерной техники. Apple — это явление и, даже в некоторой степени феномен. Грандиозное явление и на рынке, и в индустрии, и в мировом медиапространстве.
Сегодня компания стоит на ногах крепче, чем когда-либо. В актуальном модельном ряду производителя — действительно яркие и удачные продукты: от профессиональных ноутбуков до бюджетных настольных ПК. И, конечно же, iPod — самый популярный MP3-плеер в мире. Ожидается пятый iPhone. И новые сюрпризы от не менее талантливых, чем сам Стив, разработчиков.
Ну что же такого привлекательного в этой компании? Почему она практически стоит вне конкуренции? Как руководство смогло достигнуть таких успехов?
Многие маркетинговые исследователи давно бьют над этим голову, но все они в один голос говорят о так называемых «семи частях» успеха Apple[20].
Ну, во-первых, это, конечно же, дизайн.
На заре истории персональных компьютеров — в момент основания Apple Computers — о дизайне ПК как таковом не было и разговора. Продукт этот не был массовым, а его потребителям, в общем, было все равно, как выглядит их компьютер.
Сегодня Apple идет в авангарде IT-моды — соперничать с ней может только Sony. За последние годы яблочные устройства не раз становились «иконами индустрии». Стиль Apple — самый копируемый на рынке: даже крупные компании не стесняются заимствовать удачные находки. Небольшие китайские фирмы и вовсе бессовестно передирают оформление устройств целиком.
За всем этим стоит один человек — гений индустриального дизайна Джонатан Айв. Один из лучших дизайнеров мира, он пришел в Apple в 1992 году и его первой работой стал КПК MessagePad. Именно он оформил все три поколения iMac, плееры iPod и обе линейки яблочных ноутбуков, именно он создал неповторимый фирменный стиль Apple. И Apple обязана Айву, пожалуй, не меньше, чем Стиву Джобсу.
Во-вторых, платформа.пошла своей дорогой. Яблочное устройство — аппаратно-программный комплекс и цельное решение. Покупая компьютер Apple, человек может быть уверен, что именно эта аппаратная конфигурация под управлением именно этих программных средств работает оптимальным образом. Железо и софт в этом случае органичны и неразделимы. Вместе они образуют платформу Macintosh.
Образ жизни.- это дух, идеология и стиль жизни. Ни одна компьютерная компания не смогла создать такую спаянную и цельную субкультуру пользователей. Эпитет «мак-юзер», в принципе, безотносителен и к железу, и к софту. Это образ мыслей и система ценностей — их нужно понять и ощутить. Это «Путь Макинтоша», Macintosh Way.
Работать с удовольствием. Думать иначе. Во главу угла поставлены креативность и нестандартный подход. Желание и способность изменить мир к лучшему — вот что такое Macintosh Way.
Модельный ряд компьютеров Mac эволюционировал все 23 года своего существования, но окончательно оформился сравнительно недавно. Бюджетный ценовой сегмент занял Mac mini (самый доступный Macintosh за всю историю компании). В нише решений для дома, в ценовом диапазоне от среднего до высокого, находятся iMac — компьютеры в форм-факторе моноблока. Закрывает линейку серия профессиональных рабочих станций Mac Pro.
Ноутбуки Apple также разведены на профессиональную и потребительскую линейки. MacBook Pro (до 2006 года — PowerBook) с диагональю матриц 15″ и 17″ — дорогие решения для настоящих мастеров цифрового искусства. Тринадцатидюймовые MacBook (iBook в прошлом) — доступные лэптопы на все случаи жизни.
Многие профессионалы графического дизайна, видеомонтажа и звукозаписи традиционно выбирают Mac. Например, знаменитые программные продукты Adobe разрабатываются «под Мак» и лишь затем портируются на PC. В рукаве Apple есть и еще один козырь — линейка профессиональных мониторов. В обмен на великолепный Apple Cinema Display HD с диагональю 30 и разрешением 2560х1600 многие дизайнеры заложили бы душу.
Предлагает компания и уникальное ПО, которое заслуженно считается лучшим в отрасли. Это и профессиональный пакет для монтажа видео Final Cut Studio, и программа для создания музыки и обработки звука Logic Pro, и мощнейший инструмент для 3D-анимации и цифрового композитинга под названием Shake. Для PC эти приложения не выпускаются.
Реклама, PR и маркетинг.
В этом компании Apple равных нет. Так ярко, громко и эффективно не рекламируется ни один производитель компьютерной техники. Рекламные инициативы и PR-ходы из Купертино становятся легендарными и входят в учебники. На них равняются, их пытаются копировать. Тщетно — Стив Джобс, маршал всех самых масштабных кампаний Apple, существует в единственном числе.
Каноническим стал рекламный ролик самого первого Macintosh, снятый знаменитым режиссером Ридли Скоттом. Показанный всего один раз — во время трансляции финала чемпионата США по бейсболу — он взорвал аудиторию и обеспечил компьютеру просто феноменальные продажи. Снятый по мотивам книги Оруэлла «1984», клип четко противопоставил Apple ее конкурентам, а Mac — остальным ПК.
Совсем недавно Apple запустила серию роликов «Get a Mac». Кадрами из них и оформлен этот материал. Технически реклама очень проста: два персонажа, Mac (Джастин Лонг) и PC(Джон Ходжман) обыгрывают разные околокомпьютерные темы. Информационная безопасность, апгрейд, техническая поддержка — и, естественно, Macintosh превосходит PC во всем.
Шумиха вокруг iPhone — долгожданного телефона от Apple — тоже своего рода феномен. 10 января 2007 года известие о его презентации прошло по всем каналам СМИ. iPhone очутился на первой полосе Times. iPhone мелькал во всех новостных блоках федеральных российских телеканалов. Бурю, которую поднял iPhone в Сети, сложно даже описать. В итоге мобильный телефон, выход которого еще только анонсирован, за два месяца получил бесплатной рекламы на $400 млн. И, собственно, мы только что немного увеличили эту сумму.
Стать лидером на рынке компьютеров у Apple так и не получилось. А вот на рынке personal audio успехи калифорнийской компании куда значительнее. Сто миллионов MP3-плееров за шесть лет — таким достижением не может похвастаться ни один конкурент. Комментарии здесь излишни. iPod стал самым востребованным и прибыльным проектом компании, основной статьей ее доходов. Даже в России Apple сумела подмять под себя 13% рынка цифрового аудио.
Все эти части, тесно переплетаясь друг с другом, образуют практически непобедимого «монстра» на рынке высокоуровневых технологий.
.2 Анализ антикризисного управления на примере Apple Inc.
Первый серьезный кризис Apple пережила в 1985 году. Спровоцировало его падение продаж, но по сути это был кризис управления. Скалли, бывший в то время исполнительным директором, считал, что два направления деятельности компании — линию Apple II и линию Macintosh — логично было бы развивать в двух независимых подразделениях. В теории это звучало хорошо, но в жизни соревнование между ними перешло в открытую войну. Кроме того, сложилась странная структура управления компанией: как глава подразделения Macintosh, Джобс был подчинен Скалли, и в то же время он, как председатель правления Apple, мог им руководить. Скалли почувствовал, что теряет оперативное руководство компанией. Он видел два возможных выхода: либо подать в отставку самому, либо отстранить Джобса от руководства подразделением Macintosh, сохранив за ним пост председателя правления. Джобс не согласился, но правление поддержало Скалли. Обиженный Джобс вскоре подал в отставку и покинул компанию[21].
Уход Джобса и нескольких ключевых сотрудников укрепил в фирме конфликтную модель отношений между разработчиками и системой управления большим бизнесом.
Бывший глава Pepsi, Скалли привык сражаться в свое время с кока-колой за десятые доли процента, и безбрежные просторы зарождавшегося рынка ПК поразили его. Поэтому он считал, что позиция на рынке и прибыль для фирмы важнее, чем ее доля рынка. Именно это и привело Apple к новым трудностям. В конце 80-х спрос на Маки сократился, но Apple удерживала высокие цены. Начатая позже борьба за увеличение рыночной доли Apple к особому успеху не привела: снижать цены оказалось уже поздно.
Надо полагать, первое время после выхода компьютера IBM PC (в 1981 году) руководство Apple не считало его серьезным конкурентом для Мака. Более того, сама фирма IBM отнеслась к своему детищу не очень серьезно и не слишком церемонилась с продажей лицензий на производство IBM-совместимых компьютеров. По всему миру начался выпуск более дешевых персоналок. Постепенно их численный перевес и определил магистральное напр
Источник