Почему iPhone производится в Китае, а не в США, часть 3
В восьми часах езды от стекольного завода есть комплекс, неофициально называемый Foxconn City (город Foxconn), там собираются iPhone. Для руководителей Apple Foxconn City является наглядным свидетельством того, что Китай может поставлять работников, своим трудолюбием далеко опередивших своих американских коллег.
Все дело в том, что ничего похожего на Foxconn City нет в США.
На предприятии работает 230 000 работников, многие из которых проводят на заводе по шесть дней в неделю по 12 часов в день. Четверть рабочей силы Foxconn живет в бараках компании, а очень многие работники получают меньше $17 в день. Когда один из руководителей Apple приехал на завод, его автомобиль застрял в потоке рабочих. «Масштаб неописуемый», — сказал представитель Apple.
Около 300 работников Foxconn выполняют роль охранников, следящих за прямым потоком рабочих, чтобы они не задавили друг друга в узких проходах. Центральная кухня готовит в среднем 3 тонны свинины и 13 тонн риса в день. И хотя завод безупречен, воздух в ближайших чайных насыщен смрадом и дымом сигарет.
У Foxconn Technology есть десятки объектов в Азии и Восточной Европе, а также в Мексике и Бразилии. Эта компания собирает приблизительно 40% всей мировой пользовательской электроники для компаний вроде Amazon, Dell, Hewlett-Packard, Motorola, Nintendo, Nokia, Samsung and Sony.
«Они могли бы нанять 3 000 человек за одну ночь», — говорит Дженнифер Ригони, работающая менеджером по мировым поставкам Apple до 2010 года и отказавшаяся уточнять специфику своей работы. — «Какой американский завод сможет найти 3 000 человек за одну ночь и уговорить их пожить в общежитиях?».
В середине 2007 года после месяца экспериментов инженеры Apple наконец усовершенствовали метод резки стекла, которое могло бы использоваться в экранах iPhone. Первые грузовики со стеклом приехали в Foxconn City глубокой ночью, как рассказал один из бывших руководителей Apple. Именно в тот момент менеджеры подняли тысячи рабочих, которые тут же напялили свои униформы — белые и черные рубашки для мужчин, красные для женщин — и быстро взялись за сборку телефонов. За три месяца Apple продала один миллион iPhone. А с тех пор Foxconn собрал более 200 миллионов.
В своих заявлениях Foxconn отказался упоминать конкретных клиентов.
«Любой работник, нанятый нашей компанией, подписал контракт с условиями и соглашениями, а китайское правительство защищает его права», — пишет компания. — «[Foxconn] берет на себя ответственность за своих работников и усиленно работает над тем, чтобы предоставить более чем миллиону наших сотрудников безопасные и благоприятные условия».
Компания обсуждала некоторые спорные моменты с бывшим руководителем Apple и написала, что полуночный подъем, описанный выше, был невозможен, «поскольку у нас есть строгие правила, касающиеся рабочих часов наших рабочих, обуславливающие смены наших рабочих, а каждый работник имеет компьютеризованную карту, которая запретила бы ему работать на любом заводе помимо времени, отведенного ему на смену». Компания заявила, что все смены начинались в 7 утра или 7 вечера, а сотрудники получали уведомления о сдвигах в расписании как минимум за 12 часов.
В интервью работники Foxconn оспорили вышесказанные утверждения.
Другим важным преимуществом для Apple было то, что Китай смог предоставить то количество инженеров, которое в США можно было и не найти. Руководителям Apple требовалось около 8 700 промышленных инженеров для того, чтобы обеспечить двухсоттысячную армию работников конвейера, которые занимаются сборкой iPhone. Аналитик компании прогнозировал, что на поиск нужного количества квалифицированных инженеров в США могло уйти до девяти месяцев.
В Китае это заняло 15 дней.
Компании вроде Apple «говорят, что в США будет огромной проблемой найти техническую рабочую силу», — сказал Мартин Шмидт, заместитель проректора в Массачусетстском технологическом институте. В частности, компании говорят о том, что им нужны инженеры с образованием выше средней школы, но не обязательно бакалавры. Американцев с таким уровнем образования сложно найти. «Это хорошая работа, но страна не может обеспечить должный спрос».
Некоторые аспекты iPhone являются исключительно американскими. Программное обеспечение, например, а также инновационные маркетинговые кампании были созданы по большей части в США. Apple недавно построила дата-центр за $500 миллионов в Северной Каролине. Полупроводники для iPhone 4 и 4S собираются в Остине, штат Техас, на заводе южнокорейской компании Samsung.
Но даже на этих объектах нет средоточия огромного количества рабочих мест. В дата-центре, например, задействовано всего 100 штатных сотрудников. На заводе Samsung вкалывает всего 2 400 рабочих.
«На самом деле, если вы хотите выпустить от миллиона до тридцати миллионов телефонов, вам не нужно много программистов», — сказал Жан-Луи Гасси (Jean-Louis Gassée), куратор разработки продуктов и маркетинга Apple до 1990 года. — «Все эти новые компании —Facebook, Google, Twitter — извлекают из этого пользу. Они растут, но им на самом деле не нужно много работников».
Сложно оценить стоимость производства iPhone в США. Тем не менее, различные ученые и производственные аналитики полагают, что труд мало стоит в производстве технологий в целом, а выплата зарплат американцам добавит $65 к стоимости каждого из iPhone. И поскольку прибыль Apple составляет сотни долларов за телефон, сборка смартфонов «дома», теоретически, оставит компании приличный доход.
Но такие расчеты во многом бессмысленны, поскольку сборка iPhone в США потребует гораздо большего, чем просто прием на работу американцев — она потребует трансформации национальной и общемировой экономики. Руководители Apple уверены в том, что в США просто нет рабочих с необходимыми навыками для работы на быстрых и эффективных заводах. Другие компании, работающие с Apple, вроде Corning, также говорят, что им необходимо уехать за границу.
Производство стекла для iPhone было возрождено на фабрике Corning в Кентукки, и сегодня большая часть стекол iPhone по-прежнему производится там. После того, как iPhone пришел к успеху, Corning получила заказы и от других компаний, стремящихся скопировать конструкцию устройств Apple. Продажи укрепленного стекла выросли более чем на $700 миллионов за год, и компания наняла около 1 000 американцев для поддержки развития рынка.
Но наряду с расширением рынка, основные производственные мощности Corning сосредоточились на заводах в Японии и Тайване.
«Наши клиенты располагаются в Тайване, Корее, Японии и Китае», — сказал Джеймс Б. Флоуз (James B. Flaws), зампред и финдиректор Corning. — «Мы могли бы собрать стекло здесь и отправить его судном, но это займет 35 дней. Или же мы могли бы отправить его по воздуху, но это будет в 10 раз дороже. Поэтому лучшим решением было бы построить заводы по соседству с заграничными сборочными заводами».
Corning была основана в Америке 161 год назад, и ее штаб-квартира до сих пор находится в северной части Нью-Йорка. Теоретически, компания может производить все свое стекло дома, в Америке. Но на практике «потребуется капитальный ремонт и реструктуризация промышленности в целом». Флоуз также сообщил:
«Бизнес пользовательской электроники стал азиатским бизнесом. Как американец, я беспокоюсь об этом, но ничего не могу сделать, чтобы остановить это. Азия стала тем, чем были США последние 40 лет».
Далее: Отсутствие работ для среднего класса
Источник
Почему iPhone собирают в Китае, а не в США, часть 1
Когда в прошлом феврале Барак Обама присоединился к ужину в Калифорнии, на котором собрались все светила Кремниевой долины, у каждого присутствующего на пиршестве появилась возможность задать президенту США вопрос.
Но когда очередь дошла до Стивена Пола Джобса, президент Обама перебил его с собственным вопросом: что нужно, чтобы делать iPhone в США?
Не так давно Apple хвасталась тем, что ее продукты собираются в Америке. Сегодня — совсем немного. Почти все семьдесят миллионов iPhone, тридцать миллионов iPad и пятьдесят девять миллионов единиц других продуктов Apple, которые компания продала за прошлый год, были собраны за границей.
«Почему эта работа не может проводиться дома?», — спросил Обама.
Ответ Джобса был однозначным:
«Эта работа не может вернуться».
Вопрос президента, что называется, попал в «яблочко» Apple. Дело совсем не в том, что рабочие места стоят дешевле за границей. Скорее, руководство компании Apple полагает, что огромные масштабы зарубежных заводов, а также их гибкость, трудолюбие и профессиональные навыки иностранных рабочих до сих пор опережает параметры своих американских коллег. «Made in U.S.» вряд ли будет живучим вариантом для большинства продуктов компании Apple.
Apple стала одной из наиболее известных, любимейших и самых копируемых компаний в мире, отчасти за счет неумолимого мастерства в деле мировых операций. В прошлом году компания получила $400 000 прибыли в расчете на одного сотрудника. Это больше, чем у Goldman Sachs, Exxon Mobil или Google.
Однако, что раздосадовало Обаму, экономистов и политиков, это то, что Apple — и ее высокотехнологичные ровесники — не так активно создают рабочие места в Америке, как другие известные компании в расцвете сил.
В США у Apple работает 43 000 сотрудников, 20 000 — за рубежом. Это лишь небольшая часть от более чем 400 000 американцев, работающих в General Motors в 1950-е, или сотен тысяч работающих в General Electric в 80-х. Многие люди, работающие с Apple, — подрядчики: около 700 000 инженеров, собирающих по крупицам iPad, iPhone и другую технику Apple. Но практически никто из них не работает в США. Вместо этого они работают на иностранные компании в Азии, Европе и других странах.
«Apple это пример того, почему так трудно найти работу среднему классу в США сегодня», — отметил Джаред Бернштайн (Jared Bernstein), бывший экономический советник Белого дома. — «Если это вершина капитализма, нам стоит побеспокоиться».
Руководство Apple, однако, ссылается на то, что взгляд на Восток — единственный выход для компании. Один из бывших топ-менеджеров рассказал, что компания дала задание китайской фабрике обновить производственные мощности буквально за несколько недель до того, как устройство появилось на полках. Apple переработала дисплей iPhone в последний момент, при этом потребовав капитальный ремонт конвейера. Новые экраны появились на заводе около полуночи.
Управляющий моментально вызвал 8 000 работников, проживающих в общежитиях. Каждый работник получил бисквит и чашку чая с тем, чтобы уписав их за полчаса появиться на рабочем месте и вступить на 12-часовую смену. В течение 96 часов завод производил 10 000 iPhone в день.
«Скорость и гибкость захватывает дух», — сказал руководитель. — «Нет ни одного американского завода, который мог бы сравниться с китайским».
Подобные истории можно найти у совершенно разных компаний по производству электроники — аутсорсинг стал широко распространен в сотнях отраслей промышленности, включая бухгалтерский учет, юридические услуги, банковское дело, автомобилестроение и фармацевтику.
Но хотя в этой области Apple далеко не одинока, она приоткрыла завесу тайны над тем, почему успех многих известных компаний не привел к появлению большого количества рабочих мест на родине. Более того, решения компании провоцируют появление других вопросов, которые затрагивают экономику страны и мира в целом.
«Компании только-только почувствовали необходимость поддержки американских рабочих, даже если это не самый лучший выбор с точки зрения финансов», — сказала Бетси Стивенсон (Betsey Stevenson), главный экономист Министерства труда, в прошлом сентябре. — «Все это исчезло. Прибыль и эффективность затмили щедрость».
Источник
Почему товары Apple разработаны в Калифорнии, но собраны в Китае
Посмотрите на заднюю панель своего айфона, айпада или макбука. Вы увидите слова «Designed by Apple in California. Assembled in China.» Многие американцы, включая самого президента, задавались вопросом, почему Apple вынесла практически все свои производственные мощности за границу. В прошлом году на званом обеде с участием президента и управляющих важнейшими технологическими компаниями США, Обама прямо спросил Джобса, чего будет стоить вернуть рабочие места в Штаты. По словам Джобса, не существует никаких возможностей для этого.
Почему не существует? Почему айфоны, айпады и все прочие магические гаджеты компании Apple не могут быть произведены в США? И вообще, почему американские компании по производству бытовой электроники и компьютеров не могут собирать больше своих товаров в родной стране, создавая новые рабочие места и помогая экономике в борьбе с кризисом?
Газета New York Times задалась этим вопросом и, проведя очень серьезное исследование, включавшее разговоры с бывшими и нынешними управленцами из Apple, получила простой и пугающий ответ: айфоны не делают в Америке потому, что в Америке их сделать невозможно. Необходимая для такого производства инфраструктура отсутствует. И рабочих в таком количестве нет.
На китайском заводе, где производится конечная сборка большинства айфонов, работает 230 тысяч человек. Я спросил у Siri, сколько в США городов с населением больше этого числа. Таких городов всего 83. Причем население не равно количеству работоспособных людей. В среднем, работоспособное население составляет 65 процентов от общего числа жителей. Получается, что только в 50 городах страны есть достаточное количество работоспособного населения. При этом даже в Нью-Йорке, самом крупном американском городе, 230 тысяч человек составляют 3% от общего числа жителей. Вы можете себе представить, что трое из ста жителей Нью-Йорка ежедневно сидят у конвейера и собирают айфоны?
За последние пару лет мы слышали достаточно о проблемах с условиями работы на заводах Foxconn. Эта китайская компания отвечает за сборку бытовой электроники для большинства крупных компаний, включая Apple. Примерно четверть из этих 230 тысяч живут в заводских общежитиях или бараках на территории завода. То есть почти 60 тысяч человек живут и работают на заводе. Многие люди из «Foxconn City» работают 6 дней в неделю, 12 часов в день и зарабатывают меньше 17 долларов в день. Возможно, такие условия кажутся бесчеловечными с точки зрения американских стандартов, но рабочие места на заводе пользуются большой популярностью. Настолько большой, что Дженнифер Ригони (Jennifer Rigoni), бывший менеджер по снабжению компании Apple, сказала в интервью газете New York Times, что Foxconn «может нанять 3 000 человек в день».
Это всего лишь пара примеров того, как масштабируемость, скорость и эффективность китайских производств превосходит все, на что способны производства в Штатах на данный момент. Но в отчете газеты есть и другие убийственные моменты. Разумеется, 200 тысяч рабочих, сидящих у конвейера и вставляющих деталь A в разъем B, можно считать неквалифицированной рабочей силой. Но на заводе есть еще и 8 700 инженеров, которые контролируют процесс. Этих людей нельзя считать неквалифицированными. При этом, согласно журналистам из Times, для того, чтобы найти и нанять столько квалифицированных инженеров в Штатах, потребуется девять месяцев. Китайцы наняли столько инженеров за 15 дней.
Помимо примечательного исключения в виде процессора A5 (производится в Техасе — прим. переводчика), большинство комплектующих для айфонов также производится за рубежом. Многие комплектующие производятся недалеко от места сборки конечной продукции. Если доставлять эти комплектующие для сборки на заводах в Штатах, то появятся дополнительные расходы. И, что еще хуже для Apple, дополнительные задержки.
Традиционно защитники вынесения производств за границу приводят аргументы так или иначе связанные с ценой. «Сделать это в Америке выйдет дороже» — говорят они. «Вам придется платить более высокие зарплаты, давать бонусы, оплачивать страховку, выплачивать более высокие налоги». Так как компании работают ради прибыли, то увеличившаяся себестоимость обязательно отразится на цене для покупателей.
Преувеличивая, многие даже говорили о том, что айфон, собранный в Штатах, будет стоить тысячи долларов. Выясняется, что это не так. Согласно исследованию New York Times, дополнительные расходы на выплату зарплат американцам добавят к цене айфона 65 долларов. И все остальные дополнительные расходы в сумме, скорее всего, не приведут к тому, что 16-ти гигабайтный iPhone 4S будет стоить больше тысячи долларов без контракта. Но даже не цена является главной причиной того, почему Apple вынесла производство в Китай. Основная причина в том, что компании нужны заводы, на которых можно быстро произвести как можно больше айфонов. При этом требуется гибкость и быстрая адаптация к требованиям Apple. По словам одного из нынешних менеджеров Apple: «США перестали производить людей с необходимыми нам навыками».
Газета Times приводит говорящий пример из ранней истории айфонов. Все случилось еще до появления айфонов на рынке. Сейчас тяжело в это поверить, но изначально экраны айфонов планировалась делать из пластика. Такого же, как у айподов, продававшихся в то время. В середине 2007 года, чуть больше чем за месяц до первого появления айфонов в магазинах, Джобс вдруг понял всю глупость такого решения. Джобс носил прототип айфона в кармане джинсов, и экран этого прототипа к тому времени покрылся десятками царапин. «Я не буду продавать товар, который так царапается. Я хочу стеклянный экран, и я хочу, чтобы все было сделано идеально за 6 недель».
Любой, кто знает как работал Джобс, поймет, что Стив не блефовал. Если товар не будет соответствовать его стандартам, то продавать его не будут. Без вариантов. Шесть месяцев ожидания появления первого айфона на прилавках подогрели интерес до безумного уровня, так что в Apple знали, что им придется штамповать айфоны как можно быстрее. И изменения в требованиях к одному из важнейших компонентов, внесенные в последний момент, означали объявление такого аврала, который просто невозможен на американских производствах. Apple стала бы посмешищем на все время задержки. Но, то, на что в Штатах потребовалось бы несколько месяцев, в Китае заняло 6 недель. Apple договорилась с Corning о поставках устойчивого к царапинам стекла, а китайские заводы смогли мгновенно интегрировать это стекло в существующий дизайн айфона.
Apple является американской компанией, пожинающей беспрецедентный финансовый успех. Поэтому многие американцы сокрушаются по поводу того, что стране мало что достается от этого успеха. Apple дает работу 43 тысячам человек в США. Это меньше чем пятая часть от наемных рабочих, собирающих айфоны на одном китайском заводе. Кто-то может сказать, что Apple добилась успеха в чем-то за счет американских рабочих (потому что сэкономила на них — прим. переводчика). Но если верить отчету New York Times, то получается, что такой рабочей силы, какая нужна Apple, в Штатах никогда и не было.
Примечание: в переводе использованы изображения Reuters и spread shirt.
Источник