- Macintosh
- Содержание
- История
- 1979—1984 годы: разработка
- Выпущенные модели
- Сфера применения
- Переход на архитектуру Intel
- Модельный ряд
- Критика
- Прародитель Mac — Macintosh 128k. История создания и начинка
- История создания
- Начинка
- Системная плата
- Периферийные устройства
- Хранилище
- Охлаждение
- Внешность
- System 1
- Выпуск
- Эмулятор
Macintosh
Macintosh [ ˈmækɪntɒʃ ] или Mac [ mæk ] — линейка персональных компьютеров, спроектированных, разработанных, производимых и продаваемых фирмой Apple. Работают под управлением операционной системы Mac OS. Своё название получили от сорта яблок «Макинтош» (англ. McIntosh ).
Содержание
История
1979—1984 годы: разработка
Проект Macintosh был запущен в конце 1970-х, когда Джеф Раскин, будучи уже сотрудником Apple, задумал сделать удобный и недорогой компьютер для рядового потребителя. Он решил назвать этот компьютер в честь своего любимого сорта яблок Мекинтош, [1] но название нужно было изменить по юридическим соображениям, поскольку оно было слишком похоже по звучанию на название компании McIntosh Laboratory, производящей звуковое оборудование. Стив Джобс просил разрешения о свободном использовании этого наименования для компании Apple, но получил отказ, так что компании Apple потом пришлось покупать права на использование этого наименования. [2] Раскин получил разрешение на запуск проекта и начал набирать новых людей в команду в сентябре 1979 года, [3] в числе прочих ему нужен был инженер, способный изготовить полноценный прототип. Билл Аткинсон, входивший в команду другого проекта компании Apple под названием Lisa (они разрабатывали похожий компьютер, но более высокого уровня), познакомил Раскина с Барреллом Смитом, техником по ремонту оборудования, который пришел в компанию чуть раньше в том же 1979 году. За несколько лет Раскин собрал большую команду разработчиков, которые проектировали и создавали оригинальные машины Macintosh и исходную версию операционной системы Mac OS для своего компьютера. Кроме Раскина, Аткинсона и Смита, в команду вошли Джордж Кроу, [4] Крис Эспиноса, Джоанна Хоффман, Брюс Хорн, Сюзен Кэр, Энди Херцфельд, Гай Кавасаки, Даниэль Коттке [5] и Джерри Мэнок. [6] [7]
Смит создал свою первую системную плату для Macintosh по спецификациям Раскина: она имела 64 килобайт ОЗУ, процессор Motorola 6809E и поддерживала вывод растрового изображения на монохромный дисплей разрешением 256×256 пикселей. Bud Tribble (Бад Триббл), ещё один член команды Mac, был заинтересован в запуске графических программ с платформы Lisa на машине Macintosh, поэтому спросил Смита, сможет ли он встроить в процессор Motorola 68000 из Lisa в систему Mac, не повышая себестоимость. К декабрю 1980 года Смит сумел спроектировать плату, которая не только несла на себе процессор 68000, но и поддерживала повышенную тактовую частоту — от 5 до 8 МГц; эта системная плата также могла выводить изображение на монитор с разрешением 384×256 пикселей. Конструкция Смита содержала меньше чипов оперативной памяти, чем Lisa, что значительно снизило себестоимость. Финальная конструкция Mac была самодостаточной и имела полноценный язык для работы с графикой QuickDraw и интерпретатор всего в 64 килобайт ПЗУ — намного больше, чем у большинства других компьютеров того времени; машина содержала 128 килобайт ОЗУ в виде шестнадцати чипов по 64 килобит, впаянных на материнскую плату. Хотя на плате не было слотов под дополнительную память, имелась возможность расширения ОЗУ до 512 килобайт за счёт распайки шестнадцати разъёмов, куда можно было устанавливать чипы ОЗУ ёмкостью 256 килобит вместо заводских микросхем по 64 килобит. В серию машина пошла со встроенным монохромным монитором диагональю 9 дюймов и разрешением 512×342 пикселей — размер монитора оказался больше запланированного. [8]
Дизайн машины привлек внимание Стива Джобса, сооснователя Apple. Осознав, что Macintosh имеет лучшие рыночные перспективы, чем Lisa, он начал фокусировать свое внимание на этом проекте. Раскин окончательно покинул проект Macintosh в 1981 году из-за личного конфликта с Джобсом, а участник проекта Энди Херцфельд рассказал, что финальный дизайн Macintosh был ближе к идеям Джобса, чем к замыслам Раскина. [3] Услышав, что в центре Xerox PARC создается прорывная технология графических интерфейсов, Джобс договорился о посещении центра, чтобы в деталях рассмотреть компьютер Xerox Alto и его средства разработки Smalltalk, предложив взамен опционы на покупку акций Apple. Пользовательские интерфейсы Lisa и Macintosh были созданы под влиянием технологий, увиденных в центре Xerox PARC и соединенных с собственными идеями участников проекта Macintosh. К работе над серий машин Macintosh Джобс также привлек промышленного дизайнера Хартмута Эсслингера, что в результате привело к созданию специального языка проектирования Snow White («Белоснежка»); хотя этот язык появился слишком поздно и не попал в первые модели Mac, он был реализован в большинстве компьютеров Apple, выпущенных в середине и конце 1980-х годов.
Несмотря ни на что, лидерство Джобса в проекте Macintosh не продлилось долго; после ожесточенной внутренней борьбы с новым руководителем компании Джоном Скалли в 1985 году Джобс уволился из Apple. [9] После ухода Джобс основал ещё одну компьютерную компанию NeXT, нацеленную на рынок образовательной сферы, [10] и не возвращался до 1997 года, когда компания Apple поглотила компанию NeXT. [11]
Машину Macintosh 128K производили на фабрике Apple во Фримонте.
Выпущенные модели
Первый Mac был выпущен 24 января 1984 года. Это был первый персональный компьютер, использующий графический интерфейс пользователя (изначально мышь была разработана в 1967 году Дугласом Энгельбартом в NLS (oN Line System) [12] ), вместо стандартного на тот момент интерфейса командной строки. Вскоре после этого компания прекратила разработку и производство семейства Apple III, которое оказалось неконкурентоспособным.
В настоящее время компьютеры Macintosh представлены следующими линейками продуктов: ноутбуки начального уровня MacBook, ноутбуки верхнего уровня MacBook Pro, ультрапортативный ноутбук MacBook Air, компактные настольные компьютеры Mac mini, моноблочные настольные компьютеры с интегрированным дисплеем iMac, рабочие станции верхнего уровня Mac Pro. Внутри каждой линейки выпускается несколько различных конфигураций.
Первоначально семейство Macintosh объединяло платформы, созданные на базе процессоров Motorola (68000, 68020), впоследствии заменённые более мощными процессорами IBM PowerPC (использовались в моделях компьютеров PowerMac), а затем процессорами Intel.
Последние настольные компьютеры и серверы на базе PowerPC оснащались 64-разрядными процессорами G5, а ноутбуки — 32-разрядными G4. Из-за большого тепловыделения и потребления энергии процессорами G5, с чем IBM так и не удалось справиться, они так и не нашли применения в ноутбуках. Эта проблема, а также неспособность IBM выпустить процессоры с большей тактовой частотой, заставили Apple начать поиски нового поставщика процессоров. Такой поставщик был найден, и в 2006 году Apple начала переход на процессоры Intel. Запуск существующих приложений для платформы PowerPC на новых компьютерах происходил в режиме эмуляции с использованием технологии Rosetta. К концу 2006 года вся линейка компьютеров была переведена на новые процессоры. Архитектура Intel в то время поддерживалась операционной системой Mac OS X 10.4 только в 32-разрядном режиме.
К 2010 году все выпускаемые модели оснащаются процессорами 64-разрядными Intel Core 2 Duo и Xeon, предыдущая версия Mac OS X 10.5 поддерживает как 64-разрядный, так и 32-разрядный режимы на платформах Intel и PowerPC. Начиная с версии 10.6, Mac OS X работает только на платформе Intel, хотя поддержка приложений, скомпилированных под PowerPC, в режиме эмуляции пока оставлена. Mac OS X 10.6 Snow Leopard полностью 64-битная, как и большинство приложений.
Большинство современных приложений для платформы Mac OS X совместимо с любыми платформами Intel и PowerPC, поддерживаемыми операционной системой, но некоторые приложения поддерживают только платформу Intel, а в единичных случаях (например, IBM DB2) — только 64-разрядную платформу Intel.
В последнее время Apple допустила возможность использования ОС Windows, выпустив утилиту Boot Camp, которая позволяет устанавливать данную ОС (начиная с Windows XP SP2) на Маки, и включила эту утилиту в базовую поставку Mac OS. Существуют также дистрибутивы ОС Linux для платформы Macintosh.
Сфера применения
Компьютеры Macintosh могут применяться для решения таких же задач, как и компьютеры под управлением Windows и систем на базе ядра Linux. Имеется широкий выбор программного обеспечения, системного и прикладного, в том числе Microsoft Office for Mac, Adobe Photoshop и другие известные программы.
Также Macintosh широко используются в сфере компьютерной графики, полиграфии и звукозаписи.
Переход на операционную систему OS X, являющийся Unix совместимой OS и официально получившую сертификат UNIX 0.3, расширил выбор программного обеспечения для Macintosh, потому что большинство программ для Unix/Linux путём простой перекомпиляции либо после доработки могут запускаться в OS X.
Переход на архитектуру Intel
Со сменой архитектуры появилась проблема несовместимости команд процессоров: старые приложения, написаные для процессоров PowerPC, не могут запускаться на процессорах Intel. Решение этой проблемы ведётся в двух направлениях. Все новые приложения предлагается выпускать в рамках стратегии Universal binary (англ. Universal binary ), когда один и тот же код может запускаться на обоих типах процессоров, а следовательно и на старых, и на новых компьютерах Macintosh. Старые же приложения запускаются на новых процессорах через специальный транслятор команд Rosetta, который переводит команды Intel в PowerPC и обратно. Для клиента этот процесс происходит абсолютно прозрачно, хотя и несколько замедляет работу приложения. Однако транслятор Rosetta имеет некоторые ограничения, главным из которых является то, что с его помощью можно запускать только приложения, написанные специально для Mac OS X, то есть созданные в среде Cocoa или Carbon (версии, разработанной специально для Mac OS X), облегчающая перенос приложений из предыдущих систем). Приложения, перешедшие из более ранней версии операционной системы, Mac OS 9 (которую ещё называют Classic), то есть не разработанные в среде Carbon, не могут запускаться через транслятор Rosetta, следовательно, уже не могут быть запущены на новых процессорах. К счастью, таких приложений осталось очень немного.
Переход на процессоры Intel значительно упростил, а, следовательно, и ускорил работу виртуальных машин, на которых запускаются виртуальные операционные системы. Более того, в настоящее время реализован проект Boot Camp, который позволяет устанавливать и запускать на Macintosh другие операционные системы и загружаться в одной из них. Уже поддерживается работа Windows XP и Windows Vista (как 32-битная версия, так и 64-битная для моделей с 64-битным процессором; написаны драйверы всех устройств Macintosh для этой операционной системы), Windows 7. Могут устанавливаться адаптируемые независимо от Apple дистрибутивы Linux (при установке ОС проблем не возникает, однако главная проблема в недостатке драйверов). Данная инициатива превращает Macintosh в универсальный компьютер, для которого доступно многообразие операционных систем для процессоров Intel. В Mac OS X 10.7 убрали Rosetta, поэтому приложения под PowerPC запускаться больше не будут.
Модельный ряд
Текущий модельный ряд компьютеров Macintosh представлен несколькими моделями:
- MacBook Pro — профессиональные ноутбуки, с 2006;
- MacBook Air — ультратонкие ноутбуки, с 2008;
- Mac Pro — настольные компьютеры класса «рабочая станция»;
- iMac — компьютеры «всё в одном» (монитор, системный блок, аудио- видео-периферия), представленный в 1998;
- Mac mini — системные блоки персональных компьютеров, с 2005;
- Mac mini Server, Mac Pro Server — серверы;
Критика
Компьютеры Macintosh часто подвергаются критике ввиду малого выбора программного обеспечения для OS X, системного и прикладного, по сравнению с его выбором для компьютеров на базе Windows и, тем более, систем на базе ядра Linux (например Ubuntu) [источник не указан 332 дня] . Другие, напротив, утверждают, что выбор программного обеспечения для OS X гораздо шире, чем для Windows, так как поддерживаются практически все программы для платформы Unix, в том числе бесплатные программы [источник не указан 332 дня] . На практике сравнительное количество программ зависит от рассматриваемой предметной области.
Также многие критики высказывают мнение, что цена на компьютеры Macintosh заметно завышена в сравнении с компьютерами других производителей в аналогичной конфигурации [источник не указан 332 дня] .
Источник
Прародитель Mac — Macintosh 128k. История создания и начинка
История компании Apple невероятна: от гаража до одной из самых крупных компаний в мире. Сейчас Apple задает тренды и определяет, что будет модно завтра. Красивая упаковка, «челочка» у смартфона, да и вообще сам смартфон. Может быть, Apple и не были первыми, кто это придумал, но именно они задали на это моду. А история серии компьютеров Mac начиналась с очень интересного гаджета — Macintosh 128k. Давайте посмотрим, как его создавали и что он из себя представлял.
История создания
Разработка Macintosh началась в 1979 году с инициативы Джефа Раскина. Он хотел создать недорогой и удобный персональный компьютер для широких масс. Но перед тем, как набрать команду, необходимо было решить вопрос о названии. Выбор пал на сорт яблок Мекинтош. Во-первых, это был любимый сорт яблок Раскина. А во-вторых, о, неожиданно, это же Apple. На этом этапе у Apple возникли некоторые проблемы с таким названием, поскольку оригинальное название сорта яблок — McIntosh — было частью названия компании McIntosh Laboratory. Решили выбрать всем известный вариант, на который пришлось приобрести права.
В команду за несколько лет разработки к Раскину попали следующие люди:
- Билл Аткинсон — инженер и программист, работал над графическим пользовательским интерфейсом и инструментами для работы с графикой на Macintosh;
- Крис Эспиноса — программист, участвовал в разработке операционной системы и многих программ. Попал в Apple в возрасте 14 лет и остаётся её сотрудником по сей день;
- Баррелл Смит — инженер и программист, разработчик материнской платы;
- Джордж Кроу — инженер, работал над аналоговыми платами. Также Кроу повлиял на решение снабдить компьютер 3,5 дюймовым дисководом;
- Сюзен Кэр — графический дизайнер, работала над интерфейсом;
- Гай Кавасаки — маркетолог;
- Даниэль Коттке — инженер, занимался работой над клавиатурой Macintosh и созданием прототипа компьютера;
- Джерри Мэнок — дизайнер, работал над дизайном Macintosh;
- Андреа Каннингем — стратегический маркетолог, работала над запуском Macintosh;
- Джоанна Хоффман — работала над маркетингом, написала первое руководство по пользовательскому интерфейсу;
- Брюс Хорн — программист, работал над многими программами для Macintosh;
- Энди Херцфельд — проектировщик Macintosh.
Всего в команде работало порядка 30 людей. Многие члены команды попали в неё из других проектов Apple: Lisa, Apple 2 и других. В 1981 году проект покинул Раскин из-за конфликта со Стивом Джобсом, который затем занял его место.
Слева направо: Джордж Кроу, Джоанна Хоффман, Баррел Смит, Энди Херцфельд, Билл Аткинсон, Джерри Мэнок
Начинка
Системная плата
Системная плата Macintosh была одной из самых интересных частей всего проекта. Её дизайн прошел через некоторое количество итераций: в процессе разработки Баррелл Смит переделывал материнскую плату несколько раз, прежде чем получить финальную версию.
Финальная версия материнской платы Macintosh 128K
Первая версия материнской платы была разработана в конце 1979 года на основе спецификации Джефа Раскина. Она имела микропроцессор Motorola 6809E, 64 КБ RAM и поддержку черно-белого дисплея разрешением 256×256. С самых первых конструкций Баррелл использовал микросхемы марки PAL от MMI, небольшие программируемые чипы, представляющие собой практически чистое воплощение идеи ДНФ (Дизъюнктивная Нормальная Форма). Из-за использования PAL в качестве своеобразного «системного клея» на плате было очень мало микросхем.
Микропроцессор 6809 имел всего-навсего 16-разрядное адресное пространство, что сильно ограничивало систему. Билл Аткинсон проделал невероятную работу над графическим пакетом в проекте Lisa, имевшим процессор Motorola 68000 с емкими 32-разрядными регистрами и 24-разрядным адресным пространством. Бад Триббл, в то время программист софта под Mac, начал задаваться вопросом, можно ли в Macintosh использовать процессор 68000 для запуска графических программ Билла. Так в конце 1980 года появилась новая версия платы с 8-мегагерцовым 68000, 64 КБ RAM и поддержкой разрешения 384×256.
Следующей важным изменением являлось появление на плате коммуникационного чипа под названием SCC. SCC поддерживал встроенную локальную сеть, что делало возможным использование AppleTalk без дополнительного оборудования, а также предоставлял хорошие буферизованные последовательные порты с прерываниями и другими аппаратными функциями. Примерно в то же время стало понятно, что 64 КБ оперативной памяти не хватит для поддержки всего набора программного обеспечения, поэтому было принято решение увеличить количество чипов RAM с 8 до 16. Это также позволило улучшить разрешение дисплея до 512×342.
Чип Zilog Z8530PS, стоявший в плате Macintosh 128K
Уже тогда на плате был специальный чип под названием IWM (Integated Woz Machine), который вмещал все компоненты оригинального контроллера флоппи-дисков Стива Возняка для Apple-II на одной микросхеме. Барреллу хотелось сделать дизайн системы более экономичным и устойчивым к обратному проектированию, поэтому летом 1982 года появилась плата со специальным 64-контактным чипом VLSI, объединяющим большую часть основных компонентов. Компонент назывался IBM (Integrated Burrell Machine). Однако из-за проблем с конструкцией проект признали слишком дорогостоящим и рискованным, и чип IBM заменили набором PAL микросхем.
Финальный вариант материнской платы с основными компонентами:
- Motorola MC68000G8 Microprocessor
- Fairchild Semiconductor 74LS393 Video Counter
- Micron 4264 64 kb RAM (64 kb x 16 chips = 1024 kb, or 128 KB)
- Simtek C19728 and C19729 32 KB ROM (32 KB x 2 ICs = 64 KB)
- Simtek 344-0041-A «Integrated Woz Machine« Disk Controller
- Zilog Z8530PS Serial Communications Controller
Сердцем компьютером был микропроцессор MC68000G8, работающий на частоте 8 МГц, подключенный к 128 КБ RAM. Процессор и видеоадаптер совместно использовали оперативную память. Процедура загрузки и некоторое системное ПО содержалось в дополнительных микросхемах ROM на 64 КБ. В Apple не предполагали возможности обновления объема оперативной памяти. Также не предлагались системные исходники ROM, в отличии от Apple II.
Периферийные устройства
Встроенный дисплей представлял собой однобитный черно-белый 9-дюймовый (23 см) ЭЛТ с фиксированным разрешением 512×342 пикселей.
Расширение и организация сети достигались с использованием двух нестандартных последовательных портов RS-422 DE-9 c названиями «принтер» и «модем», которые не поддерживали аппаратное квитирование. Внешний дисковод для гибких дисков можно было добавить с помощью проприетарного разъема (19-контактный D-sub). Оригинальная клавиатура не имела numpad, клавиш со стрелками и функциональных клавиш: в Apple считали, что наличие этих элементов побудит разработчиков просто переносить свои приложения на Mac, а не разрабатывать новые на основе парадигмы графического интерфейса. В мыши была всего одна кнопка. В компьютере также имелся разъем для наушников.
Задняя крышка оригинального Macintosh 128K с разъемами
Изначально единственный доступным принтером был Apple ImageWriter, но потом спектр возможных устройств расширился: LaserWriter и другие принтеры можно было подключать с помощью AppleTalk.
Хранилище
Macintosh имел 3.5-дюймовый дисковод флоппи дисков для 400-килобайтных дискет. Иных компонентов для внутреннего механического хранения не было. Mac OS с самого начала своего существования использовала загрузочные диски, так как объем оперативной памяти был ограничен. К слову, этот диск можно было извлечь (Извлечение корневой файловой системы оставалось необычной функцией классической Mac OS вплоть до System 7). Одной дискеты хватало для хранения системного ПО, приложений и файлов данных, созданных с помощью приложений. Однако более сложные рабочие среды того времени требовали отдельных дисков для документов и установки системы. Из-за ограничений памяти (128 КБ) оригинального Macintosh и емкости в 400 КБ пользователям часто приходилось проводить многочисленные операции с дискетами. Поэтому популярностью пользовались внешние дисководы, механически идентичные внутреннему. «Приятное дополнение» можно было приобрести за 495 долларов США. Жесткие диски сторонних производителей были значительно дороже и обычно подключались к более медленному последовательному порту. Macintosh 128K для хранения мог использовать только оригинальную файловую систему Macintosh (MFS), выпущенную в 1984 году.
Охлаждение
В первых моделях Macintosh не было вентилятора, вместо этого использовалось конвекционное охлаждение. Благодаря этому машина работала бесшумно. Решение было личной инициативой Стива Джобса, который считал, что шум от вентилятора отвлекает пользователей от работы. Однако такой подход приводил к частой поломке внутренних компонентов, и в 1987 в модели Macintosh SE вентиляторы все-таки появились.
Внешность
Как упоминалось ранее, Macintosh 128k разрабатывался параллельно с Apple Lisa, и это повлияло на его дизайн. С точки зрения внешности, «первый мак» можно назвать младшим братом Lisa. Он обладал меньшим экраном, клавиатурой, корпусом. Ниже подборка основных решений в дизайне Macintosh 128k:
Сходство между двумя компьютерами очевидно: слева Lisa, справа 128k
Прадедушка с внуком: в первых «мышах» от Apple была только одна кнопка
Клавиатура без NumPad-а
А вот и сам моноблок с 3.5-дюймовым дисководом и разъемом для клавиатуры (который на первый взгляд может показаться LAN-разъемом)
И задняя его часть с разъемами и кнопкой питания
Подписи разработчиков Macintosh 128k
System 1
Операционная система System 1, выпущенная вместе с Macintosh 128k, является родоначальником семейства классических Mac OS, которое просуществовало вплоть до выхода Mac OS X (впоследствии OS X, затем macOS). В System 1 появилось множество новых функций, некоторые из которых и поныне существуют в текущей macOS и других графических операционных системах, таких как Microsoft Windows.
Основные функции операционной системы включались в файловый менеджер и графическую оболочку Finder и строку меню. Именно эти элементы в немалой степени способствовали популяризации графического пользовательского интерфейса и рабочего стола (который в Macintosh 128k использовался по лицензии Xerox PARC).
Из-за ограниченного объема оперативной памяти и отсутствия внутреннего жесткого диска System 1 не поддерживала многозадачность. Хотя существовало несколько небольших приложений, называемых Desk accessories (Будильник, калькулятор, панель управления и другие), которые могли работать, пока другое приложение было загружено. Кроме того, элементы в корзине удалялись безвозвратно при выключении компьютера или при загрузке приложения (при выходе из Finder).
Общий размер System 1 составлял около 216 КБ. Система содержала шесть файлов:
- Finder
- System (включает Desk accessories)
- Clipboard
- Драйвер принтера Imagewriter
- Scrapbook
- Note Pad
Выпуск
22 января 1984 года на канале CBS вышел рекламный ролик Macintosh 128k, который обыгрывал антиутопию «1984». В нем люди сидят перед большим синим экраном и слушают пропагандистскую речь о праздновании годовщины «Information Purification Directives» (Инструкция по информационной очистке). Во время этой речи в зал вбегает женщина и, во время фразы с экрана «Мы победим», бросает молот в экран. Ролик заканчивается следующими титрами:
On January 24th, Apple Computer will introduce Macintosh. And you’ll see why 1984 won’t be like «1984»
24 января Apple Computer представит вам Macintosh. И вы увидите, почему 1984 год не будет таким, как „1984»»
Как и обещано в ролике, продажи стартовали через два дня, 24 января. Стоимость на момент релиза составляла 2495 доллара или примерно 6415,43 доллара на курс декабря 2020 (по данным statbureau.org). К 3 мая 1984 года было продано 70000 единиц Macintosh 128k. Что примечательно, сейчас на avito.ru «первый мак» можно урвать за 250 тысяч рублей.
Но, возможно, где-то можно купить дешевле!
Общество по-разному отреагировало на новинку. Кто-то считал его революционным творением, а кто-то переоцененным. Так или иначе, Macintosh стал первым крупным коммерческим успехом Apple. И ещё один факт на злобу дня: в комплекте к ПК шла клавиатура и мышь=)
Эмулятор
Самый простой способ взглянуть на Macintosh — воспользоваться эмулятором. Конечно, можно потратиться на ПК выше, но проще воспользоваться бесплатными онлайн-эмуляторами. На archive.org размещена библиотека из 184 эмуляторов программ, которые можно запустить прямо в браузере.
Стоит сказать, что большинство программ в архиве предназначены для более поздних версий Macintosh, поэтому мы протестируем программы 1984 года.
Текстовый редактор для Macintosh — MacWriter. Отдаленно он напоминает современный Word. В нем есть возможность поиска по файлу, редактирования формата страницы (в эмуляторе не работает, т.к. нет принтера). MacWriter поддерживает 5 размеров шрифта (9, 12, 14, 18 и 24), 6 стилей написания, 3 вида шрифта (Chicago, Geneva, Monaco), 4 типа выравнивания и 3 межстрочного интервала.
На первые Macintosh поставлялся MS Basic 1.00.00. Программа выглядела как-то так:
Следующая программа называется MacDraft — это своеобразный предок AutoCAD. Она предназначалась для создания двумерных чертежей. К сожалению, при попытке создать новый супермодный и супер минималистичный логотип для хабра, программа, а точнее эмулятор, завис.
В архиве также присутствует несколько игр:
Airborne! — аркадная игра, суть которой — сбивать вертолеты. Интересно, была ли идея игры навеяна определенными военными событиями…
Enchanted Scepters — квест
Hitchhiker’s Guide To The Galaxy — интерактивная игра-читалка
Lode Runner — необходимо собрать все мешочки и при этом не попасться
Купить VDS-хостинг с быстрыми NVMе-дисками и посуточной оплатой у хостинга Маклауд.
Источник