- Заклятые друзья навсегда: Google, Facebook, Amazon, Apple и Microsoft
- Облачные вычисления
- Онлайн реклама
- Агрегирование новостей
- Видеоигры
- Социальные сети и прямые трансляции
- Маркетплейсы приложений
- Пакеты корпоративного программного обеспечения
- Обмен сообщениями (мессенджеры)
- Ноутбуки и планшеты
- Умные колонки и видеодисплеи
- Умные часы и фитнес-трекеры
- Смартфоны
- Лицом к лицу: сравнение экосистем Apple, Google и Microsoft
- В сухом остатке
Заклятые друзья навсегда: Google, Facebook, Amazon, Apple и Microsoft
Когда деревья были большими, компания Amazon.com Inc. продавала только книги, Apple Inc. продавал компьютеры, а Google был просто поисковиком. Те времена давно прошли, и каждая из этих компаний, а ещё Microsoft и Facebook в придачу, стала технологическим гигантом.
Критики Big Tech заявляют, что гиганты отрасли обладают слишком большой властью над жизнями и судьбами пользователей Интернета. Компании парируют, что они сталкиваются с огромной конкуренцией, часто между собой, и им необходимо продолжать внедрять инновации, чтобы оставаться актуальными в этой технологической круговерти.
Реальность, как показывают диаграммы на КДПВ, представляет собой симбиоз сотрудничества и конкуренции, который помогает определять масштабы и характер влияния крупных технологий. И этот симбиоз развивается и расширяется, поскольку компании не снижают накала конкурентной борьбы и всё чаще вторгаются на территорию друг друга, чтобы строить и защищать свои технологические империи. Технологические гиганты, располагая значительными ресурсами и имея впечатляющий масштаб, приобретают небольшие перспективные компании и стартапы, хантят самых талантливых специалистов и тем самым защищают себя от конкурентных угроз и открывают новые поля межкорпоративных сражений.
Недавно в рамках контент-плана нашей RegionSoft CRM пришлось погрузиться в пару ИТ-решений для бизнеса и внезапно обнаружились интересные корпоративные связи. Действительно, в последнее время связность технологических гигантов становится шире и интереснее, в то время как некоторые из них наоборот стараются не интегрироваться, а быть полностью независимым, в своей экосистеме. Поиск дошёл до «а как у них» и интересной статьи связей в Wall Street Journal. Ну а всё хорошее нужно тащить на Хабр.
Важное примечание
В подписи к картинкам есть слово «Frenemies». Это дихотомическое слово friend + enemy и в русском языке встречаются такие понятия как «заклятые друзья» и «закадычные враги». Есть и такое определение понятия Frenemies: отдельные дихотомические отношения, в которых вовлеченные стороны взаимодействуют иногда как лучшие друзья, а в других случаях как худшие враги в постоянном, вечном цикле. Этот термин используется для описания личных, геополитических и коммерческих отношений как между отдельными лицами, так и группами или учреждениями. Этот термин также описывает конкурентную дружбу. То что нам надо.
Хотя такой рост помог им стать менее зависимыми от технологических партнеров, меняющийся ландшафт продолжает порождать ожесточенное соперничество. Генеральный директор Facebook Марк Цукерберг и генеральный директор Apple Тим Кук раскритиковали друг друга в заявлениях по самым разным вопросам, от конфиденциальности данных до тарифов за размещение приложений в маркетплейсах и сторах. Руководители Google и Microsoft недавно обменялись колкостями из-за практики размещения новостного контента и платежей издателям.
Однако связи между пятью компаниями разорваны не полностью: они продолжают консолидировать усилия в работе надо всем, от разработки программного обеспечения до защиты интересов отрасли. Помимо продвижения своих приложений и продуктов на платформах друг у друга, перечисленные компании в некоторых случаях связали и запутали свои бизнесы таким образом, что это даже привлекло внимание регулирующих органов.
Облачные вычисления
В то время как Amazon Web Services (AWS) продолжает оставаться крупнейшим игроком в области облачных вычислений, Microsoft и Google пытаются захватить его долю рынка. Facebook и Apple не предлагают услуги веб-хостинга другим компаниям, но, например, Apple размещает некоторые данные из своего облачного хранилища iCloud как в инфраструктуре AWS, так и на Google Cloud.
Онлайн реклама
Google и Facebook играют доминирующую роль в цифровой онлайн рекламе, Amazon, Microsoft и Apple также вкладываются в рост этого сегмента. Даже Amazon, имея свои конкурирующие цифровые рекламные сети, покупает рекламу на поиске Google по определенным ключевым словам, а Google является ведущим рефералом веб-трафика для значительной части сторонних продавцов Amazon. А вот отдельные соглашения об онлайн-рекламе между Facebook и Google, а также между Google и Apple подвергаются тщательной проверке в ходе судебных процессов в США.
Ранее Google отказывался комментировать конкретные условия своих сделок с Facebook и Apple.
Недавно Google заявил, что жалоба, поданная генеральным прокурором в 2020 году, искажает его соглашение с Facebook. Компания отдельно раскритиковала иск Министерства юстиции, охарактеризовав свое партнерство с Apple как ничем не отличающееся от других компаний соглашение по распространению программного обеспечения. Facebook о своем партнерстве с Google заявил, что такие отраслевые партнерства являются обычным явлением и что любые утверждения о том, что они мешают здоровой конкуренции, безосновательны. Компания Apple ранее отказывалась комментировать свое партнерство с Google.
Агрегирование новостей
Интернет-платформы давно интересовались новостями как способом привлечь пользователей. Это в дополнение к правовому давлению побудило компании платить издателям новостей за распространение их новостного контента. Microsoft и Google ведут словесную перепалку из-за своего отношения к производителям новостей, а Facebook и Google независимо друг от друга объявили о планах потратить на новостной контент $1 миллиард в течение трех лет. Apple с помощью службы Apple News + предлагает новостной агрегатор по платной подписке, в то время как у Microsoft есть доступ к новостному продукту через браузеры и приложения.
Видеоигры
Все пять компаний совокупно вложили миллиарды долларов в индустрию видеоигр, от публикаций сторонних приложений в сторах до разработки оборудования и игровых аксессуаров. Сегодня каждая компания предоставляет игровой сервис бесплатно или по подписке. Apple, которая управляет Apple Arcade, расстроила Facebook, Microsoft и Google ограничениями на облачные игровые сервисы в своем App Store. Некоторые сервисы также используют каналы распространения конкурентов для охвата потребителей: в Google Stadia можно играть на телевизоре Amazon Fire, а цифровой контроллер для Amazon Luna можно загрузить в Google Play.
Социальные сети и прямые трансляции
Facebook владеет одними из крупнейших социальных сетей в мире, но многослойность таких функций, как электронная коммерция и потоковая передача в реальном времени, переопределила конкурентные отношения компаний. YouTube от Google и Twitch от Amazon борются за сегмент прямых трансляций, но обе компании получают выгоду от того, что их приложения распространяются на торговых площадках друг друга. Принадлежащий Microsoft LinkedIn конкурирует с другими платформами в нише социальных сетей, но также борется с Facebook и Google за получение дохода от публикации вакансий.
Маркетплейсы приложений
Платформы для размещения приложений (они же маркетплейсы, сторы, магазины) — важнейшие шлюзы для доступа людей к программному обеспечению через Интернет. Естественно, что они всё чаще становятся предметом споров и дележа власти крупных технологических компаний. Apple и Google управляют крупнейшими торговыми площадками для мобильных приложений, но также распространяют свои собственные приложения через платформы друг друга. Facebook и Microsoft, которая управляет магазинами приложений для устройств Windows и консолью Xbox для видеоигр, ожесточённо спорили с Apple по поводу правил торговой площадки.
Пакеты корпоративного программного обеспечения
Рынок программного обеспечения для предприятий резко вырос за последние два десятилетия, и крупные технологические компании, в том числе такие, как Facebook, стали его поставщиками. Google и Microsoft активно и успешно борются за право предоставлять бизнесу ряд продуктов, включая электронную почту, календари и создание текстовых документов.
Обмен сообщениями (мессенджеры)
Компании предлагают конкурирующие продукты обмена сообщениями для частных потребителей и компаний, но в то же время полагаются на то, что их продвижение через платформы конкурентов дойдёт до целевых клиентов. Марк Цукерберг, глава Facebook, который предоставляет услуги обмена сообщениями через WhatsApp и Messenger, назвал Apple конкурентом в области обмена сообщениями и растущей угрозой конкуренции на других фронтах.
Ноутбуки и планшеты
Microsoft и Google входят в число компаний, которые начали стирать границу между продуктовыми линейками планшетов и ноутбуков. Amazon не производит ноутбуки (несмотря на то, что продает их на своей платформе электронной коммерции), хотя его планшет Fire конкурирует с продуктами Apple, Microsoft и Google и при этом устройство работает на базе операционной системы Android от Google.
Умные колонки и видеодисплеи
Умные колонки и видеодисплеи помогли внедрить технологию цифрового помощника на миллионы устройств по всему миру. Apple, Amazon и Google ведут жесткую конкуренцию в продаже своих умных колонок и дисплеев с поддержкой голосового управления. Portal от Facebook также конкурирует с устройствами в этой категории, имея на борту встроенные возможности Amazon Alexa. Amazon в свою очередь продает оборудование Portal на своей платформе электронной коммерции.
Умные часы и фитнес-трекеры
Покупка Google Fitbit привела к активизации продаж умных часов и фитнес-трекеров — категории, в которой Apple занимает значительную долю рынка, а Amazon привлекает покупателей своим продуктом Halo. Покупка Fitbit также включает элементы сотрудничества с Amazon: продукты Fitbit продаются в интернет-магазине Amazon, приложение для поддержки продукта доступно в магазине приложений Amazon, а Alexa интегрирована в некоторые устройства Fitbit. Facebook заявила, что работает над разработкой устройства для ношения на запястье, которое в конечном итоге могло бы синхронизироваться с разрабатываемыми компанией умными очками.
Смартфоны
В то время как все пять компаний производят программное обеспечение для смартфонов, сами телефоны производят только три компании. Apple — очевидный старожил компаний, производящих мобильные телефоны (конечно, среди пятёрки гигантов). Amazon не занимается смартфонами после безвременной кончины телефона Fire, но продает Pixel от Google и iPhone от Apple в своём интернет-магазине. Microsoft также вышла из бизнеса смартфонов несколько лет назад, а в последнее время вновь вошла в него со своим комбинированным телефоном-планшетом (складным планшетом) и планшетом Surface Duo.
В заключение хочется процитировать один из комментариев под исходной статьей: «Это не битва, это здоровая конкуренция в рамках постоянно меняющегося технологического ландшафта». Да, наверное, это и есть сам движок технологической эволюции: от такой гонки польза и самим гигантам, и их партнёрам, и, конечно, оконечным пользователям..
RegionSoft — полностью самостоятельная российская компания, внутри которой есть целая линейка корпоративного ПО: универсальная десктопная RegionSoft CRM для малого и среднего бизнеса, геолокационный сервис RegionSoft GeoMonitor для отслеживания объектов на местности, RegionSoft CRM Media для телерадиохолдингов и операторов наружной рекламы, ZEDLine Support — простой и удобный облачный сервис для обработки обращений клиентов.
А, ещё у нас есть Дзен — мы упорно его ведём и там тоже уникальный авторский контент.
Источник
Лицом к лицу: сравнение экосистем Apple, Google и Microsoft
Сегодняшний рынок устройств и программного обеспечения — это в первую очередь рынок экосистем. Когда вы покупаете смартфон, планшет или ноутбук, вы приобретаете не просто кусок пластика, стекла и металла с несколькими чипами внутри, а входной билет в целый мир программ и сервисов. Именно поэтому мы решили сравнить между собой экосистемы трёх ключевых на сегодняшний день платформодержателей — Apple, Google и Microsoft.
Если вести разговор конкретно о платформах, то у всех ключевых трёх игроков в настоящее время есть своя настольная и мобильная платформа. При этом не все платформы одинаково полезны, если можно так выразиться. Например, Chrome OS в настоящее время занимает порядка 3% рынка в продажах новых компьютеров, а если брать уже имеющийся на руках у пользователей парк техники, то её доля и вовсе исчисляется долями процента. (Впрочем, можно предположить, что настоящей настольной платформой Google является браузер Chrome.) Мобильная Windows может похвастаться такими же «достижениями» на рынке смартфонов. Но при этом настольная Windows является доминирующей настольной ОС, а Android принадлежит более 70% рынка смартфонов.
Google и Apple также могут похвастаться наличием платформ для носимой электроники: это Android Wear и watchOS соответственно. У Microsoft таковая (пока?) отсутствует, назвать Microsoft Band и Band 2 полноценной платформой не поворачивается язык, хотя как фитнес-трекеры данные устройства крайне интересны.
Зато у Microsoft есть игровая платформа Xbox, которая занимает (по разным оценкам) первое или второе место на глобальном рынке игровых консолей. Кроме того, Xbox — это не просто игровая приставка, но и весьма неплохой медиакомбайн с поддержкой Video-on-Demand.
Также Apple и Google довольно рано начали окучивать медийную направляющую, поэтому в их экосистемах есть специализированные устройства для локального стриминга звука и видео. У Microsoft собственных решений в этой области нет, поэтому компания использует протокол Miracast (который, впрочем, поддерживается и на Android).
Наконец, нельзя не отметить, что у Apple и Google есть собственные решения для сетевой печати: AirPrint и Google Cloud Print. В решениях Microsoft используется стандартный протокол сетевой печати Windows, причём Windows Phone без сторонних приложений печатать вообще не умеет (но в Windows 10 Mobile этой проблемы не будет, печать уже доступна в актуальных на данный момент тестовых билдах).
На всех трёх платформах существуют весьма развитые онлайновые магазины контента, в которых можно купить не только приложения, но и музыку и видео (фильмы и сериалы). При этом магазины Apple и Google также предлагают книги и прессу.
Интересной особенностью магазина приложений Microsoft является его унификация между настольной и мобильной платформами. Этот процесс начался ещё в Windows Phone 8, а Windows 10 принесёт по-настоящему универсальные приложения, работающие как на смартфонах, так и на PC. Думаю, не стоит объяснять, почему для пользователей это является преимуществом: заплатив один раз, они получают возможность пользоваться приложением сразу на всех устройствах.
Важнейшей частью экосистем являются облачные сервисы, без которых ни одна современная платформа функционировать не может. Стоит сказать, что здесь у всех крупных игроков — по крайней мере формально — наблюдается определённый паритет. Хотя на практике всё не так просто: например, iWork for iCloud гораздо слабее, чем Office 365 (и даже чем бесплатные средства редактирования документов в OneDrive) и чем Google Docs. В плане хранения и организации фотографий самым сильным предложением выглядит Google Photos, то же самое относится к картам. Среди сервисов для ведения заметок однозначно самым развитым является OneNote — это серьёзное приложение калибра Evernote, в то время как Apple Notes и Google Keep представляют собой простые записные книжки.
Google Play Music и Apple Music, на мой взгляд, примерно равнозначны и оба официально доступны практически по всему миру (включая Украину и Россию). А вот Microsoft Groove официально у нас не работает, однако можно без проблем создать американскую учётную запись и платить за неё локальной платёжной картой.
Думаю, что единственный знак вопроса в таблице тоже заслуживает пояснения: дело в том, что раньше у Microsoft была облачная синхронизация паролей, однако она перестала работать после выхода Windows 10 и браузера Edge. Ожидается, что этот сервис снова появится после выхода Windows 10 Mobile (ожидается в декабре).
Самый интересный момент: насколько хорошо экосистемы взаимодействуют друг с другом. Из таблицы отлично видно, что чемпионом здесь является экосистема Apple. По собственному опыту могу сказать, что работа с приложениями и сервисами Google на iOS по удобству и эффективности практически не уступает Android, а приложения Microsoft для iOS значительно превосходят по удобству аналоги для Android и Windows Phone (кто бы мог подумать). Это достаточно забавно, поскольку Apple традиционно считается самой закрытой и ограничивающей пользователя платформой. Android хорошо работает с сервисами Microsoft (но не работает с сервисами Apple), ну а пользователи мобильной платформы Microsoft по сути вынуждены использовать только собственные решения платформодержателя (если не считать синхронизацию почты, контактов и календаря с Gmail). Хотя лично у меня теплится надежда, что с появлением Windows 10 Mobile и более широким распространением универсальных приложений ситуация несколько изменится.
В сухом остатке
Признаться, написание этого материала мне самому открыло глаза на то, насколько экосистемы трёх ведущих игроков близки друг к другу с точки зрения возможностей. Особенно впечатляют в этом смысле успехи компании Microsoft, которая за достаточно короткие сроки сумела достичь функционального паритета с Apple и Google.
В ближайшее время (до Нового года) мы ждём мобильную версию Windows 10, которая наверняка внесёт некоторые изменения в описанный здесь расклад. После её выхода мы обязательно обновим этот материал, так что оставайтесь с нами.
Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.
Источник