- Wildberries меняет правила игры на платежном рынке
- Как устроены комиссии в торговой точке
- Расстановка сил
- Visa снизит комиссии за оплату картой на крупных маркетплейсах после конфликта с Wildberries
- В битве Wildberries с платёжными системами победил магазин. Платить картой Visa в интернете будет дешевле?
- А вы знали? По карточным платежам есть комиссии
- Победа конкуренции
- Но выиграют ли покупатели?
Wildberries меняет правила игры на платежном рынке
Ведущий маркетплейс страны – Wildberries – предложил своим покупателям разные условия при платежах картами разных платежных систем. Теперь можно оплатить товар без комиссии картой «Мир», по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП) или SberPay. А вот при оплате, например, картами Visa или Mastercard появится комиссия «иностранной платежной системы» в размере 2% от стоимости покупки. Маркетплейс, по словам его представителя, с 16 августа снизил цены на 2%. По расчетам Wildberries, благодаря новой опции россияне, оплачивающие товары через отечественные платежные системы, смогут ежедневно экономить около 40 млн руб.
Логика у новации маркетплейса такая: показать клиенту стоимость товара, «очищенную» от комиссии за транзакцию, и предоставить выбор, как платить. Если у клиента есть карта «Мир» или он заплатит через СБП, стоимость покупки для него останется прежней.
Если такой возможности нет и у клиента карта Visa, Mastercard или Maestro, с него возьмут еще 2% – столько в среднем для самой площадки стоит оплата картой иностранных платежных систем, объяснил представитель Wildberries. Комиссию возьмут и если клиент платит картой «Мир» через Apple Pay – транзакция осуществляется через посредника, который не передает данные о банковской карте. У отечественной платежной системы и СБП со SberPay самые низкие тарифы, поэтому покупатели и не будут платить им комиссии, объясняет логику представитель площадки.
Нововведение Wildberries не обрадовало международные платежные системы. Представитель Visa заявил, что расследует решение интернет-магазина взимать комиссию за оплату их картой: у потребителей должна быть возможность выбирать наиболее удобный для себя способ оплаты. В Mastercard анализируют ситуацию и обеспокоены возможной дискриминацией миллионов держателей карт – активных участников рынка электронной коммерции, передал гендиректор Mastercard в России Алексей Малиновский. Он добавил, что платежная система не взимает напрямую никаких комиссий ни с торговых предприятий, ни с держателей карт, а все транзакции на территории России обрабатываются Национальной системой платежных карт.
Как устроены комиссии в торговой точке
Сейчас ценообразование и комиссии продавцов при оплате товаров картой устроены так, что сам клиент, покупая товар по карте, не платит за это дополнительно никаких комиссий. Это делает торговец – с него взимает эквайринговую комиссию банк. Но размер главной ее составляющей – межбанковской комиссии, или интерчейнджа, – устанавливают платежные системы. Интерчейндж – это комиссия, которую банк, обслуживающий торговую точку (эквайер), перечисляет банку-эмитенту, картой которого расплатились. Доходы от интерчейнджа эмитенты используют для развития карточных продуктов, выплаты бонусов и кэшбэков и т. д. Интерчейндж может зависеть от типа торговой точки или карты, которой расплатились, в среднем на рынке он составляет 0,3–2,35%. Чем он выше – тем дороже для торговца обслуживание карты. У СБП комиссии для продавцов ниже рыночных и регулируются ЦБ – продавец напрямую платит банку от 0,4 до 0,7% в зависимости от категории товара.
По правилам Mastercard и Visa торговым предприятиям запрещено взимать дополнительную комиссию с держателя карты. Торгово-сервисное предприятие, подписывая договор эквайрингового обслуживания с банком для приема оплаты по картам Visa, соглашается с правилами платежной системы, отмечает представитель Visa. Правда, по словам представителя Wildberries, введенная комиссия не является дополнительной: «Эти комиссии существовали всегда, но просто не отображались». Он добавляет, что полученная комиссия будет удерживаться сначала Wildberries, а затем идти в банк-эквайер.
Wildberries неоднократно заявляла представителям западных платежных систем, что их комиссии являются слишком высокими для рынка и превышают тарифы отечественных систем, но их позиция не менялась, рассказал представитель Wildberries в ответ на заявления Visa и Mastercard. В компании подчеркнули, что обвинения в дискриминации пользователей не имеют под собой никаких оснований, так как тарифы устанавливают сами Mastercard и Visa.
Онлайн-площадка приветствует заявления систем о проведении расследований, но «главная задача следствия – не выйти на самих себя». Сегодня западные платежные системы занимают значительную долю на российском рынке и диктуют свои условия работы отечественному бизнесу, отметил представитель компании, добавив, что там готовы к переговорам.
Обычно размер эквайринговой комиссии уже зашит в стоимость товара независимо от того, какой картой платит клиент, объясняет председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева. По закону о защите прав потребителей продавцу запрещено устанавливать разные цены на один и тот же товар в зависимости от способа оплаты, добавляет она. Но всем известно, что автодилеры продают машины за наличные либо, если гражданин хочет платить картой, берут с него эти 2% , которые в случае с большими транзакциями оказываются огромными, напоминает Обаева.
Расстановка сил
Карты «Мир» заняли 24% рынка по объему платежей в 2020 г., следует из отчета Национальной системы платежных карт (через нее на территории России проходят транзакции по картам любой платежной системы). Все остальное делят между собой Visa и Mastercard, свои точные доли они не раскрывают.
Закон действительно запрещает устанавливать разные цены на товар в зависимости от способа оплаты, но дьявол, как известно, в деталях, парирует партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов: как разграничить собственно цену товара и сопутствующие расходы – это «тонкая материя», которая законом четко не регламентируется.
Представитель Федеральной антимонопольной службы заявил «Ведомостям», что закон о защите конкуренции содержит запрет на создание дискриминационных условий только для доминирующих хозяйствующих субъектов – Wildberries таким не является.
Крупнейший маркетплейс не нарушил закон, но решил поменять правила игры в вызывающей манере, говорит директор по развитию OpenWay (сервисная компания на рынке обработки платежей) Сергей Лебедев. Делать системы поощрения конкретного платежного метода и программы лояльности – история известная, но это не должно быть так, что покупатель вынужден платить больше просто за то, что у него другая платежная система, продолжает Лебедев. Нормальная история, когда для поощрения определенного метода оплаты (например, через СБП) магазин вводит временную акцию – повышенные баллы с покупки на карту лояльности. В некоторых случаях сами платежные системы для поощрения оплаты их картой готовы компенсировать часть расходов на это, объясняет Лебедев. К примеру, сейчас владельцы подписки «Яндекс.Плюс» при оплате картой Mastercard получат повышенные бонусы на счет.
«Яндекс.Маркет» не взимает комиссию за оплату картой и не планирует перекладывать эквайринг на плечи пользователей, говорит представитель маркетплейса: обычно сервис либо полностью берет эквайринг на себя (так делают, например, «Яндекс.Лавка» и «Яндекс.Еда»), либо делит эти расходы с поставщиками. Ставку эквайринга определяет не платежная система, а банк, у которого заключены соглашения с платежными системами. При этом размер интерчейнджа для платежных систем различается незначительно, отмечает он.
Представители ЦБ (владеет НСПК и СБП), «Мира», Ozon и «Сбермегамаркета» не ответили на запрос. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.
В подготовке статьи участвовала Алена Тригубко
Источник
Visa снизит комиссии за оплату картой на крупных маркетплейсах после конфликта с Wildberries
Международная платежная система Visa объявила о решении снизить тарифы на оплаты картами для крупных маркетплейсов. Это произошло после спора с Wildberries, который вводил скидки при оплате через разные платежные системы. Таким образом, пониженные комиссии будут распространяться на такие маркетплейсы, как Ozon, Wildberries и другие.
Ведомости
Правило начнет действовать с 1 февраля 2022 года. Размер комиссии за прием карты к оплате для крупных онлайн-магазинов составит от 1,2 до 1,5 % от стоимости товара.
Новые правила касаются межбанковской комиссии или интерчейнджа, которая входит в общий тариф за прием карт. Сейчас размер интерчейнджа в электронной коммерции составляет от 1,9 % до 2,4 %, эквайринговая комиссия для крупного бизнеса — 2 %, для среднего — 2,4 %. Пересмотреть размер эквайринговых комиссий готовы «Открытие», «Русский стандарт», Промсвязьбанк, Газпромбанк, а МКБ формирует конкурентоспособный продукт.
Как пояснили в Visa, новая программа рассчитана на стимуляцию электронной коммерции в России. Под новые требования по объему платежей подходят 16 магазинов.
Программа будет действовать три года. Под ее действие попадают ритейлеры, чей общий годовой объем платежей на сайте составляет от 25 млрд до 150 млрд рублей. В этом случае размер межбанковской комиссии составит 1,4 % для токенизированных платежей через Apple Pay, Samsung Pay и т.п., 1,5 % — для платежей с вводом карточных данных. Если общий годовой объем интернет-транзакций превысит 150 млрд руб., то размер интерчейнджа для токенизированных платежей составит 1,2 %, для карточных — 1,3 %. Кроме того, на торговой площадке должна отсутствовать ценовая дискриминация по картам Visa.
С 9 июля 2022 года правила заработают для онлайн-магазинов мебели и товаров для дома с большим объемом продаж, с 6 августа 2022 года — для крупных онлайн-магазинов бытовой техники. Среди претендентов на скидки — «Ситилинк», DNS и «М.Видео».
В Ассоциации компаний интернет-торговли отметили, что нововведения помогут ритейлерам направить сэкономленные на эквайринге средства на собственное развитие. Кроме того, они смогут давать клиентам дополнительные баллы и скидки при предоплате товара на сайте.
Ранее Wildberries объявила, что снизила стоимость с 2 % до 1 % при оплате российскими средствами платежа, в том числе картами «Мир», Системой быстрых платежей (СБП) и SberPay, что привело к их росту. Одновременно ритейлер ввел 2 % комиссию для Visa и Mastercard и призвал других присоединиться к этой политике. Платежные системы обвинили ритейлера в создании дополнительных комиссий и хотели оштрафовать российские банки. Эквайеры опровергли заявления иностранных систем о нарушении торговой площадки их правил. Центробанк отметил, что у него нет оснований вмешиваться в спор Wildberries с Visa и MasterСard. Роспотребнадзор тоже не увидел в действиях ритейлера нарушений. В итоге платежная система заявила, что больше не фиксирует нарушений своих правил.
Источник
В битве Wildberries с платёжными системами победил магазин. Платить картой Visa в интернете будет дешевле?
Летом покупатели интернет-магазина Wildberries вдруг обнаружили, что при оплате картой «Мир» или через систему быстрых платежей по QR-коду можно получить дополнительную скидку на товар. Но такая скидка — на самом деле не совсем скидка. Просто Visa и Mastercard взимают повышенные комиссии с трансакций. Вот и получилось, что Wildberries выставил справедливую цену с учётом своих расходов. И тут начался целый скандал: при оплате картами Visa и Mastercard взимается дополнительная комиссия 2%, и «обиженные» платёжные системы пытались наказать магазин за такое поведение. В итоге, видимо, наказание не состоялось, и Visa сдалась: теперь она сама снизила комиссии для интернет-магазинов. Выиграют ли покупатели?
Вы копите кешбэки, а нам ещё и комиссию платить… Лучше б наличку приносили. Фото: novicam66.ru
А вы знали? По карточным платежам есть комиссии
Когда люди расплачиваются картами — неважно, в интернете или в офлайн магазинах — удерживаются комиссии за проведение трансакции до 2,4%. Они называются эквайринговые комиссии, и их платит торговая точка. Центробанк обязал банки внедрить оплату через систему быстрых платежей — по QR-кодам, это сделано ещё летом, но широкого распространения пока не получило. При такой оплате комиссии с магазинов взимаются маленькие, не более 0,7%, но клиентам это невыгодно, поскольку никакие кешбэки за покупки не будут начислены.
В ходе скандала с Wildberries дело как раз и было в этих скрытых комиссиях, о которых рядовые граждане могли никогда и не догадываться: магазину выгоднее принимать оплату через национальную платёжную систему, вот он и сделал скидки, дискриминировав тем самым иностранные. Споры ни к чему не привели, Центробанк на иностранные платёжные системы влиять отказался — мол, пользуйтесь отечественными.
Победа конкуренции
В итоге победила конкуренция. Чтобы не уходить в России на второй план, Visa решила снизить комиссии при оплате товаров на маркетплейсах. Об этом сообщает РБК.
Изменения планируется вводить постепенно, расширяя список магазинов-льготников.
Первый этап — с 1 февраля 2022 года. Для маркетплейсов, у которых годовой объём платежей на сайте от 25 млрд до 150 млрд рублей, комиссия будет 1,4% для платежей через Apple Pay, Samsung Pay и тому подобное и 1,5% — для платежей с вводом данных карты. Если годовой объём интернет-трансакций будет больше 150 млрд рублей, то комиссии составят 1,2% и 1,3% соответственно. При этом на площадке должна отсутствовать ценовая дискриминация по картам Visa.
Второй этап — с 9 июля 2022 года. С этого дня к числу магазинов, для которых будет действовать льготная комиссия, добавятся онлайн-магазины мебели и товаров для дома с высокими объёмами продаж.
Третий этап — с 6 августа 2022 года. Пониженные комиссии распространятся и на крупные интернет-магазины бытовой техники.
Но выиграют ли покупатели?
Чтобы ответить на этот вопрос, придётся разобраться, что за комиссии снижает Visa. Она планирует уменьшить межбанковские комиссии, которые не равны эквайринговым, а являются их частью. Межбанковские комиссии устанавливаются платёжной системой, их платит банк продавца тому банку, который выпустил карту покупателя. Например, если на терминале магазина написано Сбербанк, а вы расплачиваетесь картой от Альфа-банка, то Сбер заплатит межбанковскую комиссию Альфа-банку. При этом Сбербанк, разумеется, компенсирует свои расходы за счёт магазина: ему достанется от торговой точки эквайринговая комиссия, из которой на оплату межбанковской уйдёт не более 70%.
Если же банки уменьшат эквайринговые платежи, то, получается, они останутся в минусе, ведь их межбанковские комиссии снизятся, а дополнительных доходов не появится. Магазины почувствуют облегчение и смогут ввести скидки покупателям не только по картам «Мир» и при оплате по QR-коду, но и по картам Visa. Правда, пока в этом замечен только Wildberries, так что те, кто не является его клиентами, могут даже не узнать о льготах. А банки тем временем начнут думать, как наверстать упущенную выгоду, и могут даже снизить кешбэк при оплате картами Visa, так что простые люди ещё и пострадают из-за нововведений.
Источник