Как Apple отреагировала на закон о российском софте
Стабильность и высокий уровень безопасности – это то, к чему Apple давно приучила пользователей своих устройств. Однако, чтобы добиться этого , компании пришлось в своё время пойти на ряд противоречивых мер, которые до сих пор становятся основанием для критики как со стороны рядовых потребителей, так и представителей властных структур. Ведь одно дело – закрыть пользователям доступ к файловой системе iOS и совершенно другое – отказать им в праве пользоваться альтернативными каталогами приложений и платёжными сервисами. Но никто и подумать не мог, что Apple вдруг достанется за отказ от предустановки стороннего софта.
Apple против принятия закона о российском софте, приравнивая его к добровольному джейлбрейку
Читайте также: Госдума запретила продавать смартфоны без российского софта
Apple приравнивает обязательство устанавливать на свои смартфоны софт российских разработчиков к джейлбрейку, рассказали «Коммерсанту» источники в компании. Дело в том, что внедрение в iOS приложений от независимых разработчиков подрывает безопасность, делая её потенциально уязвимой для вредоносных атак. Сказывается закрытость мобильной операционной системы Apple, в которой все компоненты глубоко взаимосвязаны друг с другом, а их совместная деятельность направлена на обеспечение безопасности пользователей. Установка сторонних программ нарушит эту целостность, по сути, став аналогом взлома платформы.
Чем опасна предустановка российских приложений
«Требование добавить в экосистему Apple сторонние приложения равноценно джейлбрейку и несёт угрозы безопасности, а на такие риски компания не может пойти», — приводит «Коммерсант» слова неназванного представителя компании.
Если в Купертино действительно придерживаются такой точки зрения, то Apple, просчитав потери, вполне может собраться и уйти с рынка, полагают отраслевые эксперты. Само собой, это нанесёт компании серьёзный финансовый и репутационный ущерб, учитывая, что её место тут же займут китайские производители, которые, судя по всему, в большинстве своём окажутся более сговорчивыми. Однако важно понимать, что урон понесёт и Россия. Дело в том, что сейчас продажа техники Apple на отечественном рынке приносит российской казне около 40 миллиардов рублей в год в виде налогов. А если компания решит перестать торговать своей продукцией в стране официально, то и налоговые отчисления, соответственно, тоже прекратятся.
Уйдёт ли Apple с российского рынка
Пока Apple не делала каких-либо официальных заявлений относительно закона о российском софте. Тем не менее, на прошлой неделе отечественный офис компании направил обращение президенту России Владимиру Путину с просьбой не подписывать закон. Подобные действия – редкость для Apple, а значит, в Купертино действительно обеспокоены последствиями принятия документа, который обяжет её заниматься предустановкой софта сторонних разработчиков. Поэтому перспектива добровольного ухода Apple с российского рынка уже не кажется такой несбыточной.
Впрочем, рано лить слёзы. Всё-таки закон в том виде, в котором он существует сейчас, совершенно неработоспособен. Мало того, что в нём не упоминаются смартфоны как отдельный тип устройств, на которые необходимо устанавливать российский софт, так ещё и не определены конкретные лица, которые будут должны обеспечить выполнение закона. Ведь если Apple откажется, установкой вполне могут заняться дистрибуторы, от которых в Купертино попросту открестятся, заявив, что не имеют отношения к происходящему.
Источник
«Закон против Apple»: чем обернется обязательная предустановка российского ПО
Чем обернется для производителей электроники закон, который предписывает продавать гаджеты с предустановленными российскими программами
25 ноября Совет Федерации подписал закон об обязательной предустановке российского программного обеспечения (ПО), который в России уже окрестили «законом против Apple». После подписания президентом закон вступит в силу с 1 июля 2020 года: именно тогда правительство должно будет определить список программ, которые производители пользовательской электроники обязаны будут установить перед продажей. Хотя крупные корпорации не спешат покидать российский рынок, а поправки пока больше напоминают черновик, а не конкретное предписание, некоторые эксперты опасаются, что в будущем на рынке электроники из-за него могут возникнуть проблемы.
Как появилась идея закона о ПО
Обязать зарубежных производителей электроники устанавливать на свою продукцию российское ПО в России пытались уже не раз. Так, в апреле этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагала внести схожие поправки в закон «О связи», но в дело вмешался Роспотребнадзор. Впрочем, претензии регулятора не касались фактической стороны проекта — чиновники лишь предложили вносить поправки не в закон, а в Гражданский Кодекс.
Позже представитель ЛДПР Сергей Жигарев, который работал и над актуальной инициативой вместе с представителями «Единой России», КПРФ и «Справедливой России», предложил свой вариант законопроекта о предустановке ПО. Он отличался внушительными штрафами — вплоть до 1 млн рублей — для производителей электроники, которые отказались бы установить российские программы на свою продукцию. Но хода этому проекту не дали.
Нынешнюю версию внесли как поправку в статью 4 закона о защите прав потребителей «Качество товара». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что встроенное российское ПО повысит привлекательность продукции для покупателей, а также обеспечит защиту интересов российских интернет-компаний.
Депутат от КПРФ Александр Ющенко, который работал над законом, говорил, что в первую очередь он призван помочь пожилым людям, которым тяжело работать с техникой. Однако на деле речь идет далеко не только об удобстве пользователей. Так, изданию «Медуза» источники, близкие к Госдуме, рассказали, что закон лоббировали напрямую из Кремля, а связан он с обеспечением работы суверенного интернета, закон о котором вступил в силу 1 ноября. По словам собеседника, пока что речь идет только о нейтральных приложениях, таких как «Госуслуги» и «Яндекс», но после такой уступки правительство может предпринять и более серьезные шаги, учитывая, что формулировки в законе крайне размыты.
О чем говорится в поправке
Сейчас закон о предустановке российского ПО, по сути, не обязывает крупных игроков рынка вроде Apple, Samsung или Huawei к каким-то конкретным действиям. Так, в тексте говорится об «отдельных видах технически сложных товаров», перечень которых определяется правительством РФ, и «российских программах», но ни в первом, ни во втором случае не уточняется, о какой именно продукции и о каком софте идет речь.
Последние изменения в государственный перечень так называемых технически сложных товаров внесли в марте этого года. В нем 14 пунктов, среди которых — автомобили, компьютеры, телевизоры, часы, бытовая техника и многое другое. Любопытно, что прямым текстом мобильные телефоны в перечне не упомянуты, зато там есть формулировка «оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями». Очевидно, что смартфоны попадают в эту категорию.
Единый реестр российских программ уже существует, его ведет Министерство связи. На данный момент в нем больше шести тысяч программ. Но списка программного обеспечения, которое обяжут устанавливать на пользовательскую электронику, пока нет — он появится только после того, как закон вступит в силу летом 2020 года.
Неизвестно, какой софт войдет в первую версию, но большинство экспертов называет программы «Яндекса» и сервис «Госуслуги». В предыдущих версиях поправок, о которых говорилось выше, эта тема тоже поднималась. Так, ФАС предлагала внести в этот список четыре основных пункта — карты, мессенджер, поиск, антивирус. А когда инициативу ФАС комментировало Министерство цифрового развития, то предложило сделать обязательными только российский поисковик и браузер.
Как закон повлияет на производителей электроники
СМИ неспроста подхватили формулировку «закон против Apple» — о возможных попытках надавить на американского гиганта в России говорили задолго до того, как в Госдуму внесли актуальную версию законопроекта. Об этом думали и законодатели, и сама компания.
Так, в апреле, когда профильные компании и законодатели обсуждали неудачную инициативу ФАС, неназванный представитель Apple высказался резко против предустановки ПО и сравнил ее с неофициальным доступом к системе телефона, или джейлбрейком. «Требование добавить в экосистему Apple сторонние приложения равноценно джейлбрейку и несет угрозы безопасности, а на такие риски компания не может пойти», — приводит его слова «Коммерсантъ».
Более того, представители Apple в кулуарах сообщали, что Россия для компании не является ключевым рынком, а стало быть, страну можно покинуть практически без потерь. И если во время патентной войны Apple с Qualcomm в Китае, когда в Пекин едва не запретил продавать новые модели айфонов в стране, корпорация пошла на уступки и обновила ПО, чтобы не потерять один из своих ключевых рынков, то с российским сегментом ситуация может быть далеко не такой оптимистичной.
Представители другого гиганта — китайского Xiaomi, чьи смартфоны также весьма популярны в России — особых проблем в законопроекте не видят. Представитель бренда в России и странах СНГ Ю Ман сказал российским журналистам, что для его компании это «привычная практика» и что никаких трудностей предустановка местного софта не доставит.
Вице-президент подразделения мобильных сервисов Huawei в Европе Джейме Гонсало еще до принятия закона высказался об инициативе весьма обтекаемо: по его словам, компания готова вести диалог с «Яндексом» о предустановке его программ, но о полной замене сервисов Google российской альтернативой речь идти не может.
Впрочем, в свете проблем Huawei в США, где Google стал на сторону правительства, этот подход может еще не раз измениться. Кроме того, известно, что китайский гигант обсуждал вопрос о приложениях с другим российским технологическим гигантом — Mail.ru.
Вне зависимости от того, как поведут себя Huawei, Xiaomi и Samsung, представители которого пока не комментировали закон официально, потеря одной только продукции Apple может нанести серьезный урон российской экономике. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов настроен пессимистично. По его словам, объем продаж Apple в России сейчас составляет около 200 млрд рублей, а НДС с них — до 40 млрд рублей. Именно этой суммы может недосчитаться экономика.
Как отнеслись к предустановке ПО в России
Новые правила могут ударить не только по бюджету, но и по российским производителям ПО, считает директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Вместо развития своего софта компании начнут бороться за то, чтобы попасть в государственный реестр. В процессе нездоровой конкуренции может достаться маленьким компаниям, а рынок займут гиганты, считает он. Более того, уход некоторых крупных производителей может означать, что цены вырастут, а российский рынок наводнят небезопасные серые устройства, добавляет Гуськов.
Согласен с ним и главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его мнению, потребителям нужно обеспечить выбор, который не обусловлен законодательными нормами. В свете последних событий поле конкуренции на рынке может сузиться, убежден он.
Наконец, «Яндекс», который называли главным лоббистом закона, пока что не сказал о нем ничего конкретного. В пресс-службе лишь сказали, что предустановка российского ПО никак не должна влиять на безопасность устройства и пользовательский опыт. В корпорации также отметили, что подзаконные акты к новому документу нужно будет тщательно проработать. Впрочем, очевидно, что переговоры с крупными производителями электроники об установке браузера, карт или других приложений компании — далеко не приоритетная задача «Яндекса», который в данный момент занят глобальной реорганизацией всей структуры управления компанией.
Источник
Больше никаких iPhone? iOS без российских приложений объявят вне закона
Госдума приняла в первом чтении так называемый закон против Apple. Он обязует производителей компьютеров, смартфонов и телевизоров предустанавливать российские приложения на свои устройства. Лайф разбирается, кому и для чего он нужен, а также рассказывает о его потенциальных последствиях.
Что ещё за новый закон?
Автором инициативы является группа депутатов от ЛДПР, «Единой России», «Справедливой России» и КПРФ. Согласно пояснительной записке, закон обяжет производителей техники предустанавливать отечественный софт перед продажей в нашей стране. Так, по мнению чиновников, товары станут ещё привлекательнее и удобнее для покупателей. Кроме того, законопроект обеспечит защиту интересов российских интернет-компаний, поможет им развиться ещё сильнее. Отказавшихся от исполнения нового требования депутаты предлагают штрафовать на суммы до 200 тыс. руб.
Законопроект прошёл только первое чтение. При прохождении других этапов он вступит в силу 1 июля 2020 года. Подробнее о том, как зарождался и зрел новый ограничитель, Лайф писал в отдельном материале.
Почему он против Apple?
Идея обязать вендоров поднимать российскую IT-отрасль витает в умах чиновников давно. Ещё в январе с похожей инициативой выступила ФАС. И сразу же подверглась жёсткой критике. В первую очередь за то, что Apple в принципе не может выполнить новое предписание. Ведь операционная система iOS, как известно, закрытая, опция предустановки софта от сторонних разработчиков в ней не предусмотрена в принципе. Во всяком случае, прецедентов почти никогда не было.
Какая участь ждёт Apple в России, когда закон о предустановке приложений принят, неизвестно. Однако аналитики в один голос твердят, что iPhone тотчас перестанут официально продаваться в нашей стране.
Американская компания объясняться тоже не спешит. Начиная с января за Apple было замечено два действия, связанных с обсуждаемой инициативой. Первое — купертиновцы направили отрицательный отзыв в ФАС. Второе — летом, когда к обсуждению инициативы подключилось Минкомсвязи, Apple многозначительно высказалась, что в случае одобрения новой директивы ей придётся пересмотреть свою бизнес-модель. Трактовать эту реплику можно как угодно.
Кому выгоден этот законопроект?
Есть несколько теорий на этот счёт. Первая — выгодно, конечно же, российским ИТ-компаниям вроде «Яндекса» и Mail.ru Group (MRG). Обе компании на сегодняшний день обладают внушительными пакетами приложений, способными обеспечить смартфон необходимой функциональностью. Сервисы и «Яндекса», и MRG даже без нового закона пользуются большим спросом. Но с ограничением, очевидно, популярность российских сервисов вырастет. В 2017 году «Яндекс» и ФАС отвоевали у Google право на включение российского поисковика в список предустановленных. За год доля трафика «Яндекса» в мобильном Рунете выросла почти на 5%.
Однако мы сомневаемся в том, что «Яндекс» и MRG были главными лоббистами законопроекта. Хотя бы потому, что эта мера избыточная. Утилиты «Яндекса» и без требования власти предустанавливаются практически на все Android-смартфоны, продаваемые в РФ.
Вторая — закон выгоден депутатам-коммерсантам. Если Apple выдворят из России официально, спрос на неофициальные iPhone и iPad резко вырастет. Несильно удивимся, если кто-то из лоббистов законопроекта тут же откроет с десяток магазинов с несертифицированной техникой Apple.
Третье — свои интересы наверняка преследует и государство. Если учесть предыдущие директивы по части регулирования сферы информационных технологий, становится очевидно, что правительство хочет локализовать как можно больше данных, которые в цифровом пространстве генерируют россияне. «Пакет Яровой», «Закон о суверенном Интернете», список организаторов распространителей информации (ОРИ) — всё это части одной большой государственной программы. Равно как и обсуждаемая инициатива. Локализация данных необходима. Любой стране нужна своя Big Data, потому что в ближайшем будущем она станет главным ресурсом мировой экономики.
Россия для Apple — действительно незначительный рынок?
Аналитики считают, что нет. Хотя скептики склонны полагать, что, дескать, Россия для Apple — слишком маленький рынок, чтобы возиться с местными законами. Да и потом, это же Apple — олицетворение американского могущества! А Россия — исконно идеологический враг США. Поэтому компания ещё и принципиально не пойдёт на уступки.
Фото © Агентство городских новостей «Москва»
Но настолько ли мало iPhone продаётся в России? Согласно отчёту IDC, в 2018 году в нашей стране было продано чуть больше 30 млн смартфонов. Из них 16%, то есть 4,8 млн, приходится на iPhone, что чуть больше 10% от всех продающихся смартфонов Apple за квартал вообще! Больше в России только у Samsung — 7,8 млн. Для сравнения: в Великобритании за 4-й квартал 2018-го было продано 3 млн iPhone. Там Apple — лидер рынка. В Китае за такой же период Apple продаёт 11–12 млн смартфонов. А в Индии, втором по величине рынке, американцев нет даже в пятёрке лидеров.
Исходя из этих данных, нам кажется, что тезис о том, что Россия для Apple отнюдь не важна, является лукавством. Мы далеко не крупнейший рынок для американской компании, но и статистической погрешностью тоже не являемся. В России продаётся не в 100 раз меньше iPhone, чем в той же Англии.
А рынок и деньги для американцев — главное. Главнее принципов. Китай тому яркий пример. Apple не раз исполняла требования правительства КНР и шла на самоцензуру, лишь бы её не выдворяли. В последний раз, например, Apple удалила из App Store приложение, с помощью которого гонконгские протестующие отслеживали перемещения полиции.
Так как быть Apple?
Аналитики и эксперты говорят, что американцы не могут предустанавливать приложения сторонних разработчиков на iPhone и iPad. Сама Apple сравнивает сей процесс с джейлбрейком. В общем, куда ни кинься — тупик.
Однако имеем смелость не согласиться с этим тезисом. Apple всё же продавала и продаёт технику с чужими приложениями на борту. Как отметили коллеги из Roem, на iOS 5 была иконка «Твиттера». Да и вообще до iOS 6 iPhone шли с предустановленными картами Google и «Ютуба». Сюрприз, но даже с российскими компаниями у Apple случались коллаборации: в iOS 6 были интегрированы «Яндекс.Карты», в iOS 7 предустанавливался поисковик «Яндекса», а в Китае, например, Siri черпает информацию только из Baidu.
Чего уж там. Даже на железном уровне Apple адаптирует iPhone под разные рынки. В смартфоны для Японии, например, вшивается специальный датчик NFC-F, потому что смарт-карты (в первую очередь транспортные) там только этого стандарта. В Японии Apple на конец 2018 года занимала 56% рынка смартфонов. В четвёртом квартале там продалось примерно 5 млн iPhone.
В Россию с недавних пор тоже приезжают модифицированные американские смартфоны. В iPhone 11 на программном уровне отключён чип U1, который позволяет отслеживать девайс с точностью до 5 см. Ах да, iPhone с двумя сим-картами до сих пор остаются китайской привилегией.
В общем, Apple без проблем настраивает свои устройства под разные рынки. Трагедии в этом нет. И да, тут надо иметь в виду, что о невозможности предустановки приложений на iOS деловым СМИ рассказал представитель Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. А Apple как раз таки является членом ассоциации. Не стоит исключать, что РАТЭК выступает в интересах американской компании.
Источник