- Apple Tea
- Apple Tea Jazz Band
- Все записи Записи сообщества Поиск Apple Tea Jazz Band запись закреплена Alexander Sapega Apple Tea Jazz Band запись закреплена Apple Tea Jazz Band запись закреплена 22 красавіка ў 19.00 Джаз бэнд «Apple Tea» выступіць у Мастацкім! У праграме прагучаць як ужо даўно вядомыя аматарамі музыкі калектыву кампазіцыі, так і навінкі ў рамках падрыхтоўкі да запісу новага альбома. Показать полностью. Беларускі гурт «Apple Tea» выступае ў Расіі і Украіне на джаз-фестывалях ужо больш за 20 гадоў. Іх рэпертуар – аўтарскі сучасны джаз з элементамі ф’южн, джаз-рока і фольку. Што можа быць больш прыемна, чым наведванне экспазіцыі пад бадзёры джаз прафесійных музыкаў! Прапануем правесці вечар чацвярга са сваёй сям’ёй і сябрамі ў атмасферы, напоўненай высокім мастацтвам. Кошт 15 р. (білеты ўжо ў продажы ў касе музея) Мерапрыемства адбудзецца пры падтрымцы партнёра музея – Замежнага ўнітарнага прадпрыемства “Брытыш-Амерыкан ТабаккаТрэйдынг Компані” Источник Яблочный чай — джазовый рецепт из Беларуси «Любите их, пока они живые». Так три года назад озаглавила свой материал про минскую джаз-группу «Яблочный чай» моя коллега Анна Аладова. Недавно было? Но даже тогда ситуацию в белорусском музыкальном бизнесе можно было назвать более оптимистичной и перспективной, чем сейчас. Другое было время, другая страна. А вот люди, кажется, все те же. За семь лет существования музыки и музыкантов «Яблочного чая» в Беларуси, кажется, так и не научились ценить их талант. Не научились гордиться своим. Не научились свое защищать. Между тем композиции «Яблочного чая» — чрезвычайно мелодичные, насыщенные легкими, как ностальгия, этническими мотивами и безупречно профессионально сыгранные — могли бы стать прекрасным эталоном белорусского музыкального качества. Могли бы великолепно представлять нашу культуру в любом уголке мира. Могли бы, в конце концов, приносить доход куда более материальный, чем просто аплодисменты. Если бы только здесь, в Беларуси, таких людей, как ребята из»Яблочного чая» научились по-настоящему ценить. И ведь есть за что! Для Беларуси «Apple Tea» навсегда останутся первопроходцами. Именно они стали первой джаз-группой, реализовавшей в белорусской музыке такое направление как этно-джаз (великолепный альбом «Пчелиный танец» 2000 года). Именно они стали первой белорусской джаз-группой, принявшей участие в одном из крупнейших джаз-фестивалей восточной Европы «Каунас Джаз», рядом с такими асами, как Марк Копланд, Джон Аберкромби, Сесиль Норби. (А теперь еще они дали концерт и на знаменитом варшавском Jazz Jamboree. — Пр. ред.) «Apple Tea» первыми в Беларуси выпустили на видео концертную live-версию своего выступления параллельно с ее выходом в формате аудиокассеты. Любопытно, что авторские права на исполненные композиции в то время были зарегистрированы за рубежом, во французской компании. «Apple Tea» были первооткрывателями белорусского джаза и на Востоке: именно их композиция вошла в джазовый сборник «Весь этот Jazz», выпущенный российским музыкальным лейблом «Boheme Music». Затем последовало подписание контракта с этим крупной звукозаписывающей компанией на переиздание в формате CD-альбома группы «Angry Girls». Как на Западе, так и на Востоке за группой «Apple Tea» прочно закрепился ярлык: «один из главных предметов белорусского джазового экспорта». Белорусские музыкальные словари и энциклопедии уже окрестили группу «самым ярким явлением в белорусском джазе 90-х годов». И судя по всему «90-ми» «Яблочный чай» не ограничится… А тем временем на Родине профессиональнейшие музыканты группы (например, около года назад ударник группы Александр Сапега появился на страницах американского профессионального журнала «Modern Drummer», а Игорь Сацевич стал самым молодым джазменом Беларуси, удостоенным бенефиса) вынуждены зарабатывать на жизнь отнюдь не творчеством, а игрой в минском ресторане «Вояж». «Хочется создать такую ситуацию, — говорит лидер группы, Игорь Сацевич, — чтобы можно было вычеркнуть ресторан, и зарабатывать деньги творчеством. Это, наверное, и есть счастье»… (Осенью 2000 года, уже после того, как состоялось это интервью, «Яблочный чай» уехал работать в Польшу. Надолго ли? Будем надеяться, что не навсегда. — Пр. ред.) — Шесть лет назад, когда группа «Яблочный чай» только собиралась, Беларусь была совсем другой страной. Какой тогда виделась перспектива развития группы? — Тогда, в самом начале, эта перспектива вырисовывалась гораздо яснее. Сейчас возникла масса проблем, о которых раньше не было речи. Мы рассчитывали на серьезную творческую жизнь, на множество концертов, на выпуск фирменной продукции. И все это здесь, в Беларуси. Ведь мы белорусы. Тогда все начиналось: начинало строиться государство по понятным законам, можно было начинать свое дело. Кое-что мы успели, многое получилось, что-то лежит в ящике. Но по большому счету сегодня нам не хватает уже личных усилий. Если бы ситуация в стране развивалась так, как мы ожидали, у нашей группы уже были бы профессиональные продюсеры. А так, нам до сих пор все приходится делать самим. Мы не коммерческая группа длялюбой страны. Но в любой другой стране с уважением относятся к меньшинству. А здесь так не принято. — Вы начинали как комбо Государственного концертного оркестра Беларуси п/у Михаила Финберга. Почему вдруг ушли из оркестра? Или не вдруг? — Какие-то мелочи, которые со временем стали существенными. Репетиции в подвале, плата за пользование аппаратурой оркестра на время наших сольных концертов. Хотя мы и числились в его составе. — Но ведь это абсурд — вы платили работодателю за возможность работать?! — Теперь же, уйдя из оркестра, за меньшие деньги мы арендуем аппаратуру даже лучшего класса… И потом. У музыкантов нашей группы всегда возникали проблемы — отпроситься или взять инструменты на наши сольные концерты. В то же время, будучи музыкантами оркестра, мы сами должны были оплачивать расходы по проведению концертов «Яблочного чая»: аренду, афиши, гардероб и т.д. А когда нас пригласили на фестиваль «Kaunas Jazz», пришлось просить у руководства оркестра отпуск за свой счет. Вместо командировки и гордости за то, что музыканты оркестра будут гостями такого престижного фестиваля… — Кстати, отличается ли восприятие публикой вашей музыки «здесь» и «там»? — Публика равно хорошо принимает нас везде. Другое дело, что мы сами ощущаем себя совсем по иному в разных странах. Тот же фестиваль «Kaunas Jazz» был для нас мощнейшей прочисткой мозгов! — Время от времени у вас намечались совместные проекты с «Троiцай» и «Камератой». Все это так и остановилось на уровне планов? — «Камерате» мы часто аккомпанировали, они помогали нам вокалом. Нашим реализованным совместным проектом можно считать совместную подготовку в 1999 году джазового фестиваля «Камерата приглашает друзей». А с «Троiцай»… Первоначальная инициатива исходила от нас, но воплотить ее во что-то реальное мы неуспели, потому что ребята перессорились. А сейчас, когда эта группа снова существует, и мы, и они заняты уже совсем другим. Но планы эти еще живы! Может быть, что-нибудь между нами еще произойдет! — В том, что ты пришел к активному использованию в своей музыке этнических белорусских мотивов, сыграла роль конъюнктура? — Нельзя сказать, что только белорусских. Скорее это можно очертить как world music. Много славянских мотивов, но есть и кельтские, есть восточные. Да, отчасти повлияла конъюнктура. Мы просто подумали, что такая музыка может иметь успех. Это на самом деле оказалось интересно и нам, и слушателям. Наш последний альбом «Пчелиный танец» получился очень белорусским и фольковым. В этой программе проявил себя как композитор наш клавишник Максим Пугачев. Он написал несколько произведений и сюиту. Впервые на альбоме мои композиции занимают 50% процентов. Кстати, на этом диске одно соло саксофона сыграно через Интернет Андреем Матлиным. — Ты ведь хорошо поешь. Почему твои композиции преимущественно инструментальные? — Есть такие пьесы, где должны присутствовать вокальные партии. В таком случае мы приглашаем Александра Катикова из «Песняров» или группу «Камерата». На последнем альбоме в качестве эксперимента мы записали с Ольгой Николаеней вокальную композицию «Зорачка»… А к своему пению я отношусь несерьезно. Я пою на сцене ресторана и пока не решаюсь вынести свое пение за эти стены. Может быть, это всего лишь мой комплекс, который со временем пройдет. — Из первого состава «Яблочного чая» 1993 года сегодня в группе остался только ты и Александр Сапега. Какова судьба ваших людских потерь и приобретений? — Саксофонист Саша Бондаренко играл у нас год — с 1997 по 1998. И вернулся к себе на Украину: не потянул местных материальных условий существования. Наш бывший гитарист Олег Дорошин сейчас работает кровельщиком в Молодечно. Сначала была зависимость его от инструмента, принадлежавшего оркестру. Олег решил заработать на собственную гитару в Польше, да так увлекся, что лишился работы учителя музыки в Молодечно. На этом с музыкой у него все остановилось. Лобковский уже давно живет не в Беларуси: уехал. Пианист Костя Горячий теперь работает в Государственном концертном оркестре п/у Финберга. Совмещать эту работу с группой он не может, в силу ряда обстоятельств. А ударник Александр Сторожук к нам вернулся! На какое-то время он полностью перешел из оркестра Финберга в камерный ансамбль ударников. Но теперь снова сотрудничает с нами. В принципе, это, наверное, не так важно, кто солист. Потому что у нас очень ровный профессиональный состав. Чисто по-человечески, конечно, кого-то больше жалко, кого-то меньше… — И кого больше жаль? — Саксофониста Андрея Матлина. Он теперь постоянно живет в Америке, и по-прежнему остался джазовым музыкантом. Он, кстати, играл вместе с одним известным блюзовым музыкантом, выступавшим вместе с Би-Би Кингом. Хотя профессия у Андрея теперь совсем другая, связанная с компьютерами, солидная должность и квартира в Мемфисе. Это совсем не джазовый город: только блюз и рок-н-ролл. Заработать на одном только джазе там практически невозможно. — Так что сегодняшний состав «Яблочного чая» это… — Игорь Сацевич (бас-гитара), Александр Сапега (ударные), Максим Пугачев (клавишные), Александр Сторожук (перкуссия), Виталий Ямутеев и Антон Боев (саксофоны). (Антон в настоящее время после отъезда группы в Польшу работает в Минске со своими составами. — Пр. ред.) — Кто из этих двух саксофонистов максимально «яблочный»? — Антон — музыкант молодой, с хорошим будущим и целенаправленно занимается своей музыкальной карьерой. Ямутеев с нами сейчас процентов на 50 работает, слишком занят в оркестре. (Осенью 2000 года Виталий ушел из оркестра и теперь является основным саксофонистом «Яблочного чая». — Пр. ред.) Это сложившийся профессиональный музыкант, у которого много собственный оригинальных идей. Какой из них наш на 100%? Когда-то таким «незаменимым» был Андрей Матлин. А в последней нашей фольклорной программе — Виталик Ямутеев. — На последнем фестивале «Камераты» в Минске вместе с вами выступал гитарист из Голландии. Почему так получилось? — Jan Willem van der Kouwe — джазовый музыкант. Он как-то приехал в Минск познакомиться с такими же музыкантами, как сам. Мы встретились, стали потом переписываться. Я дал ему нашу кассету, и он выучил все наши пьесы на слух. Когда мы стали готовить программу для концерта, я выслал ему ноты. И он изъявил желание еще раз приехать в Минск, чтобы сыграть с нами концерт. — Мы часто в разговоре упоминаем: тому дал кассету, этому диск. Есть ли от такой системы распространения своего творчества весомая отдача? — Чаще всего посредством раздачи кассет мы попадаем на фестивали и концерты. Через знакомых передали кассету в Одессу и получили приглашение выступить с концертом в «Клубе Высокой Музыки» Юрия Кузнецова. Благодаря кассете на фестивали в Каунас и Клайпеду попали. Но в смысле каких-то долгосрочных контактов такой метод пока ни к чему серьезному не привел. Более плодотворны личные контакты. Один наш знакомый поехал как-то в Чехию. Он ходил по джаз-клубам Праги и предлагал нашу музыку (оставлял кассеты). А через некоторое время снова прошелся по этим клубам: «Ну, как вам «Apple Tea»?» — «Ах, вот эти! Мы еще не слушали. А они здесь? Пусть приходят и играют!» Если бы мы жили ТАМ, то нашли бы работу в клубах, безусловно. Хотя везде есть тенденция приглашать звезд. Так что в основном вся наша «привязанность к месту» и редкие гастроли объясняются тем, что мы живем вЭТОЙ стране. — Но ведь есть случаи выхода из этого круга. Банальный пример: «Ляпис Трубецкой», «Леприконсы». — Жаль, что все более модной становиться блатная песня: так завтра блатной станет вся культура. С другой стороны, в Польше знают «Народный альбом», но на этом все и закончилось. У нас есть группа «Крама», но ее не приглашают. Наверное, такая ситуация сложилась потому, что у нас в стране по-прежнему идет борьба с родным языком, с музыкантами, которые на этом языке творят. — Но ведь у вас не так много текстов? — Да, но мы играем не популярную музыку, не коммерческую. В нормальном государстве, где люди имеют деньги и могут тратить их на отдых, человек может доставить себе такое удовольствие: послушать музыку, которая ему нравится, пойти на концерт, купить фирменный диск. Почему у нас до сих пор нет настоящих джазовых фестивалей, джаз-клубов? Все потому же. Вопрос упирается в отсутствие у людей денег и, главное, возможности их заработать в этой стране. Тяжело жить, получая несколько десятков долларов, не то чтобы получать еще и удовольствие от жизни. — Вы были первой белорусской джаз группой, выпустившей свой диск на крупном российском лейбле… — Кстати, до сих пор мы не получили никаких дивидендов от «Bohemia Music». В нашем контракте с этой компанией написано, что с каждой тысячи выпущенных дисков мы должны получать по 100 копий. Кроме того, я, как автор музыки, должен был по контракту получить авторское вознаграждение, на указанную в договоре сумму. Реальная его выплата на сегодняшний день пока равна нулю. — Можно сказать, что фирма нарушила условия контракта? — Безусловно. Я уже обращался в белорусский комитет по авторским и смежным правам, у которого есть договор с Российским авторским обществом. Нам обещали помочь, но через суд. А на суд нужны деньги. В таком случае лучше на эти средства мы выпустим новый диск, материал для которого уже готов. — А что с тем диском, который готовился вами в Германии? — Он записан и лежит в Германии уже полтора года. Я много месяцев подряд пытаюсь дозвониться и добиться, чтобы этот материал, наконец, попал в Беларусь, мы смогли его издать и отработать вложенные деньги. Мы готовы выкупить запись, потому что это несколько нетипичный для нас по стилю диск и тем интересный. И качество записи такое, что если бы мы вложили такие же деньги в запись этой продукции на территории Беларуси, такого звучания не добились бы. — Как-то в эфире одесской FM-станции я услышала рекламу, музыкальным сопровождением которой была одна ваша композиция. — Это сделали без нашего ведома. Я сообщил об этом в комитет по авторским правам. А через свои источники мы узнали, что это сделала какая-то московская компания, вещающая на Украину. Композиция «Apple Tea» появилась в рекламных заставках как раз после выхода диска на «Boheme». Никакой защиты авторских прав ни с белорусской, ни с российской стороны нам обеспечить не могут. А недавно нам стал известен еще один факт – работающие в московском ресторане «Мираж» музыканты периодически исполняют нашу композицию. Хотя, с другой стороны приятно, что людям так нравится наша музыка! — В этой связи хочется узнать, как часто ставят в эфир твою музыку белорусские радиостанции? — Не знаю. Говорят, иногда крутят — Но ты сам слышал когда-нибудь, что крутят? — Я не слышал — И я вот не слышала… — Считаю, у нас однажды была очень хорошая радиостанция «101,2», но и она закрыта. Сегодня на белорусском радио существует неприятная избирательность — несколько раз в день звучит Deep Purple «Smoke On the Water» (и это в лучшем случае!), а остальное эфирное время занимает российская попса. Сейчас я не слушаю наше радио. Противно просто. Почему в Беларуси до сих пор нет белорусскоязычной FM–станции? Все это, в общем, очень грустно… Раньше многое еще можно было объяснить. А теперь, когда информационный голод прекратился, вдруг выяснилось, что в большинстве своем люди в нашей стране не хотят воспринимать нормальную музыку. Вот это страшно… Биографическая справка: Игорь Сацевич — лидер группы, бас-гитарист, композитор. Родился в 1965 году в Бресте. Закончил Республиканскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству (класс хорового дирижирования) и Белорусский университет культуры (по классу бас-гитары). Профессионально работал в ансамбле «Песняры» (1986-1987), рок-группе «Рада» при Гродненской филармонии (1988-1990), в составе Государственного концертного оркестра п/у Михаила Финберга (с 1991). В 1992 году организовал группу «Apple Tea». Самый молодой джазмен Беларуси, удостоенный бенефиса в концертном зале Белорусской государственной филармонии. Виталий Ямутеев — тенор-, сопрано-саксофон, кларнет. Родился в 1960 году в Башкирии, Россия. Окончил школу-интернат в Уфе по классу кларнета. Игре на саксофоне обучился самостоятельно. С 1977 жил и работал в Калининграде. Служил в штабном оркестре Балтийского флота. Окончил калининградское музыкальное училище. Игру на саксофоне освоил самостоятельно, после того как в начале 80-х увлекся джазом. Играл в различных диксилендах, много гастролировал по СССР. С 1994 года — солист Государственного концертного оркестра Беларуси и группы «Apple Tea». Александр Сапега — ударные. Родился в 1963 году в Гомеле. Окончил Республиканскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству, Белорусскую консерваторию по классу ударных инструментов. Работал в «Песнярах» (1986-1987), рок-группе «Рада» при Гродненской филармонии (1988-1990), Государственном концертном оркестре Беларуси (1992-1998). В составе «Apple Tea» с момента основания. Входит в число организаторов ансамбля ударных инструментов «Percussion Classic», основателей Белaруской Перкуссионной Ассоциации. Выпустил сборник «High Tea Drummer». В профессиональном американском журнале «Modern Drummer в августе 1998 года вышла статья про Александра Сапегу. Александр Сторожук — перкуссия. Родился в 1958 году в Витебске. Выпускник музыкальной школы по классу аккордеона. Во время службы в армии выступал в хоре ансамбля песни и пляски Забайкальского Военного округа, где освоил игру на ударных. С 1979 по 1984 год — барабанщик джаз-фьюжн группы «Верность». С 1986 живет и работает в Минске. Основной барабанщик Государственного концертного оркестра Беларуси с 1987 по 1998 год. В составе «Apple Tea» с 1994 года. C 1998 в составе ансамбля ударных инструментов «Percussion Classic». Максим Пугачев – клавишные. Родился в 1971 году в Минске. С пяти лет играет на фортепиано. Окончил среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории. С 1990 — студент Белорусской Академии музыки по классу фортепиано. Параллельно работал преподавателем, концертмейстером, в малых составах Государственного концертного оркестра Беларуси. С 1998 года в составе «Apple Tea». Анастасия КОСТЮКОВИЧ Источник
- Яблочный чай — джазовый рецепт из Беларуси
Apple Tea
В 1993 году четыре джазовых музыканта: басист Игорь Сацевич, барабанщик Александр Сапега, гитарист Олег Дорошин и пианист Сергей Лапковский — решили объединиться в группу Apple Tea.
Визитной карточкой коллектива стала музыка лидера группы Игоря Сацевича, включающая элементы всех современных джазовых стилей.
Первые же выступления сделали группу популярной в Белоруссии и Литве, где Apple Tea выступал на международном джазовом фестивале «Бирштонас-94». В 1994 г. пришли новые музыканты: Андрей Матлин — саксофоны, Константин Горячий — клавишные инстументы, Александр Сторожук — перкуссия. Все джазовые фестивали в Минске начиная с 1994 г. проходили с участием Apple Tea.
С 1996 г. вместо Андрея Матлина, уехавшего в США, на саксофонах играет Виталий Ямутеев, а в 1997 г. к нему присоединяется альт-саксофонист Александр Бондаренко.
Выход первого кассетного альбома «Пчелиный танец» (1996) и второго, концертного альбома «Злые девушки» (выпущен также на видео) были признаны самыми яркими событиями в белорусском джазе 90-х гг.
В 1998 году в коллективе начинает работать новый клавишник и композитор Максим Пугачёв. В этом составе Apple Tea получили приглашение выступить на международном джазовом фестивале «Каунас-98», где были собраны звезды американского и европейского джаза: Марк Копланд, Джон Аберкромби, Кенни Уилер, Кортни Пайн и др. К этому времени в музыке группы появился новый элемент — влияние белорусского и мирового фольклора. Другие вехи из истории группы — выступление в Москве в концертной программе «Лучшее в белорусском джазе» (КЗ им. Чайковского, 1996), бенефис Игоря Сацевича в зале Белорусской государственной филармонии (1996).
Альбом «Злые девушки» в формате CD был переиздан на московском джазовом лейбле «Богема Мьюзик» весной 1999 г. под названием «Apple Tea». Летом 1998 г. группа записала CD для немецкой фирмы B.Mind Records. В апреле 2000 г. вышел новый CD («Bee Dance»).
В мае 2000 г. коллектив открыл собственную персональную страницу, где можно найти подробную информацию о музыкантах, альбомах (включая обширную коллекцию аудиофайлов), выступлениях группы, коллекцию фотографий и т.п.
15 февраля 2004г. в к/з «Минск» прошёл концерт, посвящённый выходу альбома «Warsaw Zoo».
В августе 2004г. мы выпускаем необычный 4-ый диск «Cover Band CD 1», в него входят пьесы и песни, которые мы играем в клубах.
15 декабря 2004г. Во Дворце профсоюзов прошёл большой концерт-именины «Apple Tea»
14 июля 2005г. «Apple Tea» выступили на международном джазовом фестивале «SAULKRASTI JAZZ FESTIVAL 2005» (Латвия), среди гостей были также: «Dave Weckl Band», Tamara Obrovac Transhistria Ensemble (Horvatija), Wolfgang Haffner’s Zooming Band (Germany), Datevik Hovanesian (USA).
11 мая 2006г. в д/к «Тракторозаводец» концертом -презентацией мы начинаем промоушн нового альбома «Instead Of You».
29-30 июля 2006г. «Apple Tea» выступил на международном джазовом фестивале «JAZZ MARATONAS NIDA 2006» (Литва). На одной сцене вместе с нами играли; Владимир Чекасин, Jonas Kullhammar Quartet (Sweden), Pori Jazz All Stars feat. Bianka Morales & Ted Curson (Finland). На джазовом корабле мы импровизировали с прекрасными литовскими джазменами; Kesto Vaiginio (tenor-sax), Dainius Pulauskas (piano), Darius Rudis & Linas Buda (drums), Leonidas Sinkarenko (bass).
23 ноября 2006г. Состоялся концерт «Apple Tea» на I международном джаз фестивале «Запорожский джем», посвящённый 100-летию со дня рождения Александра Цфасмана. Запорожье (Украина).
24 ноября 2006г. «Apple Tea» участвовал в XV международном джазовом фестивале «Джаз на Днепре 2006» в г. Днепропетровске (Украина).
30 мая 2007г. «Apple Tea» был приглашён продюсерским центром “Про-цент” с сольным концертом в Баку (Азербайджан) на презентацию альбома музыкантов-бакинцев «Departure Point: Baku».
7 сентября 2007г. «Apple Tea» выступил на международном джазовом фестивале «SIAULIAI JAZZ ‘07» (Литва)
17 апреля 2008г. выступление на международном джазовом фестивале «Dо#Dж 2008» (Донецк, Украина), участвовали так же: Shakatak (Великобритания), Михаил Альперин и Аркадий Шилклопер (Россия, Норвегия), Lera Gehner – Aleksey Popov Project (Германия, Россия), Трио Кондаков-Волков-Гайворонский (Россия).
Анна Аладова. Яблочный Чай. Люби его, пока он живой
Источник
Apple Tea Jazz Band
Джазовая группа «Яблочный Чай» («Apple Tea» Jazz Band) — визитная карточка современного белорусского джаза, часто именуемая «лучшим белорусским джазовым экспортом».
Игорь Лютый – саксофон
Виталий Ямутеев – саксофон
Показать полностью.
Михаил Филипеня – гитара
Константин Горячий – клавишные инструменты
Игорь Сацевич – бас-гитара, композитор
Александр Сапега – барабаны
Администратор Уколов Иван:
тел. +375 29 654 51 04
- Все записи
- Записи сообщества
- Поиск
Apple Tea Jazz Band запись закреплена
Alexander Sapega
Apple Tea Jazz Band запись закреплена
Apple Tea Jazz Band запись закреплена
22 красавіка ў 19.00
Джаз бэнд «Apple Tea» выступіць у Мастацкім!
У праграме прагучаць як ужо даўно вядомыя аматарамі музыкі калектыву кампазіцыі, так і навінкі ў рамках падрыхтоўкі да запісу новага альбома.
Показать полностью.
Беларускі гурт «Apple Tea» выступае ў Расіі і Украіне на джаз-фестывалях ужо больш за 20 гадоў. Іх рэпертуар – аўтарскі сучасны джаз з элементамі ф’южн, джаз-рока і фольку.
Што можа быць больш прыемна, чым наведванне экспазіцыі пад бадзёры джаз прафесійных музыкаў! Прапануем правесці вечар чацвярга са сваёй сям’ёй і сябрамі ў атмасферы, напоўненай высокім мастацтвам.
Кошт 15 р. (білеты ўжо ў продажы ў касе музея)
Мерапрыемства адбудзецца пры падтрымцы партнёра музея – Замежнага ўнітарнага прадпрыемства “Брытыш-Амерыкан ТабаккаТрэйдынг Компані”
Источник
Яблочный чай — джазовый рецепт из Беларуси
«Любите их, пока они живые». Так три года назад озаглавила свой материал про минскую джаз-группу «Яблочный чай» моя коллега Анна Аладова. Недавно было? Но даже тогда ситуацию в белорусском музыкальном бизнесе можно было назвать более оптимистичной и перспективной, чем сейчас. Другое было время, другая страна. А вот люди, кажется, все те же.
За семь лет существования музыки и музыкантов «Яблочного чая» в Беларуси, кажется, так и не научились ценить их талант. Не научились гордиться своим. Не научились свое защищать.
Между тем композиции «Яблочного чая» — чрезвычайно мелодичные, насыщенные легкими, как ностальгия, этническими мотивами и безупречно профессионально сыгранные — могли бы стать прекрасным эталоном белорусского музыкального качества. Могли бы великолепно представлять нашу культуру в любом уголке мира. Могли бы, в конце концов, приносить доход куда более материальный, чем просто аплодисменты. Если бы только здесь, в Беларуси, таких людей, как ребята из»Яблочного чая» научились по-настоящему ценить.
И ведь есть за что! Для Беларуси «Apple Tea» навсегда останутся первопроходцами. Именно они стали первой джаз-группой, реализовавшей в белорусской музыке такое направление как этно-джаз (великолепный альбом «Пчелиный танец» 2000 года). Именно они стали первой белорусской джаз-группой, принявшей участие в одном из крупнейших джаз-фестивалей восточной Европы «Каунас Джаз», рядом с такими асами, как Марк Копланд, Джон Аберкромби, Сесиль Норби. (А теперь еще они дали концерт и на знаменитом варшавском Jazz Jamboree. — Пр. ред.)
«Apple Tea» первыми в Беларуси выпустили на видео концертную live-версию своего выступления параллельно с ее выходом в формате аудиокассеты. Любопытно, что авторские права на исполненные композиции в то время были зарегистрированы за рубежом, во французской компании.
«Apple Tea» были первооткрывателями белорусского джаза и на Востоке: именно их композиция вошла в джазовый сборник «Весь этот Jazz», выпущенный российским музыкальным лейблом «Boheme Music». Затем последовало подписание контракта с этим крупной звукозаписывающей компанией на переиздание в формате CD-альбома группы «Angry Girls». Как на Западе, так и на Востоке за группой «Apple Tea» прочно закрепился ярлык: «один из главных предметов белорусского джазового экспорта». Белорусские музыкальные словари и энциклопедии уже окрестили группу «самым ярким явлением в белорусском джазе 90-х годов». И судя по всему «90-ми» «Яблочный чай» не ограничится…
А тем временем на Родине профессиональнейшие музыканты группы (например, около года назад ударник группы Александр Сапега появился на страницах американского профессионального журнала «Modern Drummer», а Игорь Сацевич стал самым молодым джазменом Беларуси, удостоенным бенефиса) вынуждены зарабатывать на жизнь отнюдь не творчеством, а игрой в минском ресторане «Вояж». «Хочется создать такую ситуацию, — говорит лидер группы, Игорь Сацевич, — чтобы можно было вычеркнуть ресторан, и зарабатывать деньги творчеством. Это, наверное, и есть счастье»…
(Осенью 2000 года, уже после того, как состоялось это интервью, «Яблочный чай» уехал работать в Польшу. Надолго ли? Будем надеяться, что не навсегда. — Пр. ред.)
— Шесть лет назад, когда группа «Яблочный чай» только собиралась, Беларусь была совсем другой страной. Какой тогда виделась перспектива развития группы?
— Тогда, в самом начале, эта перспектива вырисовывалась гораздо яснее. Сейчас возникла масса проблем, о которых раньше не было речи. Мы рассчитывали на серьезную творческую жизнь, на множество концертов, на выпуск фирменной продукции. И все это здесь, в Беларуси. Ведь мы белорусы. Тогда все начиналось: начинало строиться государство по понятным законам, можно было начинать свое дело. Кое-что мы успели, многое получилось, что-то лежит в ящике. Но по большому счету сегодня нам не хватает уже личных усилий. Если бы ситуация в стране развивалась так, как мы ожидали, у нашей группы уже были бы профессиональные продюсеры. А так, нам до сих пор все приходится делать самим. Мы не коммерческая группа длялюбой страны. Но в любой другой стране с уважением относятся к меньшинству. А здесь так не принято.
— Вы начинали как комбо Государственного концертного оркестра Беларуси п/у Михаила Финберга. Почему вдруг ушли из оркестра? Или не вдруг?
— Какие-то мелочи, которые со временем стали существенными. Репетиции в подвале, плата за пользование аппаратурой оркестра на время наших сольных концертов. Хотя мы и числились в его составе.
— Но ведь это абсурд — вы платили работодателю за возможность работать?!
— Теперь же, уйдя из оркестра, за меньшие деньги мы арендуем аппаратуру даже лучшего класса… И потом. У музыкантов нашей группы всегда возникали проблемы — отпроситься или взять инструменты на наши сольные концерты. В то же время, будучи музыкантами оркестра, мы сами должны были оплачивать расходы по проведению концертов «Яблочного чая»: аренду, афиши, гардероб и т.д. А когда нас пригласили на фестиваль «Kaunas Jazz», пришлось просить у руководства оркестра отпуск за свой счет. Вместо командировки и гордости за то, что музыканты оркестра будут гостями такого престижного фестиваля…
— Кстати, отличается ли восприятие публикой вашей музыки «здесь» и «там»?
— Публика равно хорошо принимает нас везде. Другое дело, что мы сами ощущаем себя совсем по иному в разных странах. Тот же фестиваль «Kaunas Jazz» был для нас мощнейшей прочисткой мозгов!
— Время от времени у вас намечались совместные проекты с «Троiцай» и «Камератой». Все это так и остановилось на уровне планов?
— «Камерате» мы часто аккомпанировали, они помогали нам вокалом. Нашим реализованным совместным проектом можно считать совместную подготовку в 1999 году джазового фестиваля «Камерата приглашает друзей». А с «Троiцай»… Первоначальная инициатива исходила от нас, но воплотить ее во что-то реальное мы неуспели, потому что ребята перессорились. А сейчас, когда эта группа снова существует, и мы, и они заняты уже совсем другим. Но планы эти еще живы! Может быть, что-нибудь между нами еще произойдет!
— В том, что ты пришел к активному использованию в своей музыке этнических белорусских мотивов, сыграла роль конъюнктура?
— Нельзя сказать, что только белорусских. Скорее это можно очертить как world music. Много славянских мотивов, но есть и кельтские, есть восточные. Да, отчасти повлияла конъюнктура. Мы просто подумали, что такая музыка может иметь успех. Это на самом деле оказалось интересно и нам, и слушателям.
Наш последний альбом «Пчелиный танец» получился очень белорусским и фольковым. В этой программе проявил себя как композитор наш клавишник Максим Пугачев. Он написал несколько произведений и сюиту. Впервые на альбоме мои композиции занимают 50% процентов.
Кстати, на этом диске одно соло саксофона сыграно через Интернет Андреем Матлиным.
— Ты ведь хорошо поешь. Почему твои композиции преимущественно инструментальные?
— Есть такие пьесы, где должны присутствовать вокальные партии. В таком случае мы приглашаем Александра Катикова из «Песняров» или группу «Камерата». На последнем альбоме в качестве эксперимента мы записали с Ольгой Николаеней вокальную композицию «Зорачка»… А к своему пению я отношусь несерьезно. Я пою на сцене ресторана и пока не решаюсь вынести свое пение за эти стены. Может быть, это всего лишь мой комплекс, который со временем пройдет.
— Из первого состава «Яблочного чая» 1993 года сегодня в группе остался только ты и Александр Сапега. Какова судьба ваших людских потерь и приобретений?
— Саксофонист Саша Бондаренко играл у нас год — с 1997 по 1998. И вернулся к себе на Украину: не потянул местных материальных условий существования. Наш бывший гитарист Олег Дорошин сейчас работает кровельщиком в Молодечно. Сначала была зависимость его от инструмента, принадлежавшего оркестру. Олег решил заработать на собственную гитару в Польше, да так увлекся, что лишился работы учителя музыки в Молодечно. На этом с музыкой у него все остановилось.
Лобковский уже давно живет не в Беларуси: уехал. Пианист Костя Горячий теперь работает в Государственном концертном оркестре п/у Финберга. Совмещать эту работу с группой он не может, в силу ряда обстоятельств. А ударник Александр Сторожук к нам вернулся! На какое-то время он полностью перешел из оркестра Финберга в камерный ансамбль ударников. Но теперь снова сотрудничает с нами.
В принципе, это, наверное, не так важно, кто солист. Потому что у нас очень ровный профессиональный состав. Чисто по-человечески, конечно, кого-то больше жалко, кого-то меньше…
— И кого больше жаль?
— Саксофониста Андрея Матлина. Он теперь постоянно живет в Америке, и по-прежнему остался джазовым музыкантом. Он, кстати, играл вместе с одним известным блюзовым музыкантом, выступавшим вместе с Би-Би Кингом. Хотя профессия у Андрея теперь совсем другая, связанная с компьютерами, солидная должность и квартира в Мемфисе. Это совсем не джазовый город: только блюз и рок-н-ролл. Заработать на одном только джазе там практически невозможно.
— Так что сегодняшний состав «Яблочного чая» это…
— Игорь Сацевич (бас-гитара), Александр Сапега (ударные), Максим Пугачев (клавишные), Александр Сторожук (перкуссия), Виталий Ямутеев и Антон Боев (саксофоны). (Антон в настоящее время после отъезда группы в Польшу работает в Минске со своими составами. — Пр. ред.)
— Кто из этих двух саксофонистов максимально «яблочный»?
— Антон — музыкант молодой, с хорошим будущим и целенаправленно занимается своей музыкальной карьерой. Ямутеев с нами сейчас процентов на 50 работает, слишком занят в оркестре. (Осенью 2000 года Виталий ушел из оркестра и теперь является основным саксофонистом «Яблочного чая». — Пр. ред.) Это сложившийся профессиональный музыкант, у которого много собственный оригинальных идей. Какой из них наш на 100%? Когда-то таким «незаменимым» был Андрей Матлин. А в последней нашей фольклорной программе — Виталик Ямутеев.
— На последнем фестивале «Камераты» в Минске вместе с вами выступал гитарист из Голландии. Почему так получилось?
— Jan Willem van der Kouwe — джазовый музыкант. Он как-то приехал в Минск познакомиться с такими же музыкантами, как сам. Мы встретились, стали потом переписываться. Я дал ему нашу кассету, и он выучил все наши пьесы на слух. Когда мы стали готовить программу для концерта, я выслал ему ноты. И он изъявил желание еще раз приехать в Минск, чтобы сыграть с нами концерт.
— Мы часто в разговоре упоминаем: тому дал кассету, этому диск. Есть ли от такой системы распространения своего творчества весомая отдача?
— Чаще всего посредством раздачи кассет мы попадаем на фестивали и концерты. Через знакомых передали кассету в Одессу и получили приглашение выступить с концертом в «Клубе Высокой Музыки» Юрия Кузнецова. Благодаря кассете на фестивали в Каунас и Клайпеду попали. Но в смысле каких-то долгосрочных контактов такой метод пока ни к чему серьезному не привел. Более плодотворны личные контакты. Один наш знакомый поехал как-то в Чехию. Он ходил по джаз-клубам Праги и предлагал нашу музыку (оставлял кассеты). А через некоторое время снова прошелся по этим клубам: «Ну, как вам «Apple Tea»?» — «Ах, вот эти! Мы еще не слушали. А они здесь? Пусть приходят и играют!» Если бы мы жили ТАМ, то нашли бы работу в клубах, безусловно. Хотя везде есть тенденция приглашать звезд. Так что в основном вся наша «привязанность к месту» и редкие гастроли объясняются тем, что мы живем вЭТОЙ стране.
— Но ведь есть случаи выхода из этого круга. Банальный пример: «Ляпис Трубецкой», «Леприконсы».
— Жаль, что все более модной становиться блатная песня: так завтра блатной станет вся культура.
С другой стороны, в Польше знают «Народный альбом», но на этом все и закончилось. У нас есть группа «Крама», но ее не приглашают. Наверное, такая ситуация сложилась потому, что у нас в стране по-прежнему идет борьба с родным языком, с музыкантами, которые на этом языке творят.
— Но ведь у вас не так много текстов?
— Да, но мы играем не популярную музыку, не коммерческую. В нормальном государстве, где люди имеют деньги и могут тратить их на отдых, человек может доставить себе такое удовольствие: послушать музыку, которая ему нравится, пойти на концерт, купить фирменный диск. Почему у нас до сих пор нет настоящих джазовых фестивалей, джаз-клубов? Все потому же. Вопрос упирается в отсутствие у людей денег и, главное, возможности их заработать в этой стране. Тяжело жить, получая несколько десятков долларов, не то чтобы получать еще и удовольствие от жизни.
— Вы были первой белорусской джаз группой, выпустившей свой диск на крупном российском лейбле…
— Кстати, до сих пор мы не получили никаких дивидендов от «Bohemia Music». В нашем контракте с этой компанией написано, что с каждой тысячи выпущенных дисков мы должны получать по 100 копий. Кроме того, я, как автор музыки, должен был по контракту получить авторское вознаграждение, на указанную в договоре сумму. Реальная его выплата на сегодняшний день пока равна нулю.
— Можно сказать, что фирма нарушила условия контракта?
— Безусловно. Я уже обращался в белорусский комитет по авторским и смежным правам, у которого есть договор с Российским авторским обществом. Нам обещали помочь, но через суд. А на суд нужны деньги. В таком случае лучше на эти средства мы выпустим новый диск, материал для которого уже готов.
— А что с тем диском, который готовился вами в Германии?
— Он записан и лежит в Германии уже полтора года. Я много месяцев подряд пытаюсь дозвониться и добиться, чтобы этот материал, наконец, попал в Беларусь, мы смогли его издать и отработать вложенные деньги. Мы готовы выкупить запись, потому что это несколько нетипичный для нас по стилю диск и тем интересный. И качество записи такое, что если бы мы вложили такие же деньги в запись этой продукции на территории Беларуси, такого звучания не добились бы.
— Как-то в эфире одесской FM-станции я услышала рекламу, музыкальным сопровождением которой была одна ваша композиция.
— Это сделали без нашего ведома. Я сообщил об этом в комитет по авторским правам. А через свои источники мы узнали, что это сделала какая-то московская компания, вещающая на Украину. Композиция «Apple Tea» появилась в рекламных заставках как раз после выхода диска на «Boheme». Никакой защиты авторских прав ни с белорусской, ни с российской стороны нам обеспечить не могут. А недавно нам стал известен еще один факт – работающие в московском ресторане «Мираж» музыканты периодически исполняют нашу композицию. Хотя, с другой стороны приятно, что людям так нравится наша музыка!
— В этой связи хочется узнать, как часто ставят в эфир твою музыку белорусские радиостанции?
— Не знаю. Говорят, иногда крутят
— Но ты сам слышал когда-нибудь, что крутят?
— Я не слышал
— И я вот не слышала…
— Считаю, у нас однажды была очень хорошая радиостанция «101,2», но и она закрыта. Сегодня на белорусском радио существует неприятная избирательность — несколько раз в день звучит Deep Purple «Smoke On the Water» (и это в лучшем случае!), а остальное эфирное время занимает российская попса. Сейчас я не слушаю наше радио. Противно просто. Почему в Беларуси до сих пор нет белорусскоязычной FM–станции?
Все это, в общем, очень грустно… Раньше многое еще можно было объяснить. А теперь, когда информационный голод прекратился, вдруг выяснилось, что в большинстве своем люди в нашей стране не хотят воспринимать нормальную музыку. Вот это страшно…
Биографическая справка:
Игорь Сацевич — лидер группы, бас-гитарист, композитор.
Родился в 1965 году в Бресте. Закончил Республиканскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству (класс хорового дирижирования) и Белорусский университет культуры (по классу бас-гитары). Профессионально работал в ансамбле «Песняры» (1986-1987), рок-группе «Рада» при Гродненской филармонии (1988-1990), в составе Государственного концертного оркестра п/у Михаила Финберга (с 1991). В 1992 году организовал группу «Apple Tea». Самый молодой джазмен Беларуси, удостоенный бенефиса в концертном зале Белорусской государственной филармонии.
Виталий Ямутеев — тенор-, сопрано-саксофон, кларнет.
Родился в 1960 году в Башкирии, Россия. Окончил школу-интернат в Уфе по классу кларнета. Игре на саксофоне обучился самостоятельно. С 1977 жил и работал в Калининграде. Служил в штабном оркестре Балтийского флота. Окончил калининградское музыкальное училище. Игру на саксофоне освоил самостоятельно, после того как в начале 80-х увлекся джазом. Играл в различных диксилендах, много гастролировал по СССР. С 1994 года — солист Государственного концертного оркестра Беларуси и группы «Apple Tea».
Александр Сапега — ударные.
Родился в 1963 году в Гомеле. Окончил Республиканскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству, Белорусскую консерваторию по классу ударных инструментов. Работал в «Песнярах» (1986-1987), рок-группе «Рада» при Гродненской филармонии (1988-1990), Государственном концертном оркестре Беларуси (1992-1998). В составе «Apple Tea» с момента основания.
Входит в число организаторов ансамбля ударных инструментов «Percussion Classic», основателей Белaруской Перкуссионной Ассоциации. Выпустил сборник «High Tea Drummer». В профессиональном американском журнале «Modern Drummer в августе 1998 года вышла статья про Александра Сапегу.
Александр Сторожук — перкуссия.
Родился в 1958 году в Витебске. Выпускник музыкальной школы по классу аккордеона.
Во время службы в армии выступал в хоре ансамбля песни и пляски Забайкальского Военного округа, где освоил игру на ударных. С 1979 по 1984 год — барабанщик джаз-фьюжн группы «Верность». С 1986 живет и работает в Минске. Основной барабанщик Государственного концертного оркестра Беларуси с 1987 по 1998 год. В составе «Apple Tea» с 1994 года. C 1998 в составе ансамбля ударных инструментов «Percussion Classic».
Максим Пугачев – клавишные.
Родился в 1971 году в Минске. С пяти лет играет на фортепиано. Окончил среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории. С 1990 — студент Белорусской Академии музыки по классу фортепиано. Параллельно работал преподавателем, концертмейстером, в малых составах Государственного концертного оркестра Беларуси. С 1998 года в составе «Apple Tea».
Анастасия КОСТЮКОВИЧ
Источник