Предскажи мне это. Культовые романы Азимова превратили в космическую «Игру престолов». Что из этого вышло?
Кадр: сериал «Основание»
На Apple TV+ вышла уже половина первого сезона «Основания», адаптации серии научной фантастики Айзека Азимова, в силу сюжетных особенностей долгое время считавшейся неэкранизируемой. О том, какой получилась многобюджетная космическая сага, в чем ее коренные отличия от книжного «Основания» и почему судьбу сериала можно предугадать безо всякой психоистории, — в материале «Ленты.ру».
Гаал Дорник (Лу Льобелл), молодая девушка с умирающей планеты, жители которой погрузились в Темные века и отвергли любую науку, побеждает в математической олимпиаде известного ученого Гэри Сэлдона (Джаред Харрис). В качестве приза она получает приглашение на Трантор, столицу Галактической империи, для работы с Сэлдоном. Тот прославился на всю галактику как создатель психоистории — науки, которая при помощи статистики описывает и движения народных масс, и течение истории, предсказывает как масштабные кризисы, которые ждут цивилизацию, так и их практически неизбежные последствия. Сэлдон вычислил будущее человечества на тысячи лет вперед, и оно оказалось весьма мрачным — крушение галактического гегемона, утрата научных знаний и открытий, хаос и анархия, наступление которых не остановить. Но период Темных веков можно сократить, создав изолированную колонию, цель которой — сохранение важнейшей для человечества информации. Этот ковчег знаний Сэлдон называет «Основание».
Имперские власти, впрочем, в психоисторических предсказаниях видят только подстрекательство к мятежу — Сэлдона с Дорник арестовывают и хотят бесславно казнить. Но император Клеон (Ли Пейс), очередная генетическая копия правителя империи из давних времен, проявляет снисхождение и отправляет ученых вместе с их многочисленными единомышленниками в ссылку на удаленную планету Терминус, расположенную на краю галактики рядом с периферийными королевствами, — как, собственно, Сэлдон и задумывал.
Источник
О чём будет сериал «Основание» от Apple.TV?
Первая книга из цикла «Основание» была написана Айзеком Азимовым в 1951 году. Через два года появились ещё две книги, составившие первую трилогию, которая долгое время считалась полностью законченным произведением. Эти романы оказали сильное влияние на «Звёздные войны» Дж. Лукаса. В 1980-е Азимов написал несколько продолжений, а также два приквела: «Прелюдия к Основанию» и «На пути к Основанию», в которых раскрыл историю математика Гэри Селдона, главного героя первой трилогии. Эти книги были включены читателями журнала «Локус» в десятку лучших научно-фантастических произведений всех времён.
В 2014 году телеканал HBO объявил о том, что Джонатан Нолан, создатель «Тёмного рыцаря», станет сценаристом и продюсером нового сериала «Основание» — долгожданной экранизации Азимова. Но этим планам не суждено было осуществиться, поскольку Нолан оказался занят работой над другим сериалом: «Мир Дикого запада».
Но через четыре года этот проект решила осуществить корпорация Apple. Было объявлено, что дочь Айзека Азимова примет участие в работе над первым сезоном нового сериала. С ней будут сотрудничать сценаристы Джош Фридман (сценарий для фильма Спилберга «Война миров») и Дэвид Гойер (сценарии «Тёмного рыцаря», «Блэйда» и последнего на данный момент боевика франшизы «Терминатор», вышедшего в 2019 году).
Самого Гэри Селдона, учёного, оказавшего огромное влияние на судьбу всей Галактики в романах цикла «Основание», будет играть Джаред Харрис. Зрители могли видеть его в сериале «Чернобыль» и фильме Гая Ричи «Шерлок Холмс: Игра теней» в роли Мориарти. А повелителем Галактической империи будет Ли Пейс, звезда кинотрилогии «Хоббит», в которой он играл короля Трандуила, правителя эльфов Лихолесья и отца Леголаса.
Из-за пандемии в 2020 году работа над сериалом остановилась. Но в июне вышел первый официальный трейлер «Основания». Представители телеканала Apple TV+ обещают, что через год зрители смогут увидеть этот сериал. В чём заключается его сюжет? Как и у Азимова, действие разворачивается в отдалённом будущем. Человечество расселилось по космосу. Граждане Галактической империи за много веков привыкли к стабильности и процветанию. Но однажды математик Гэри Селдон открывает способ научного предсказания будущего. По его расчётам выходит, что очень скоро империя распадётся…
Если предоставить событиям идти своим чередом, то уже через поколение наступят полный упадок и деградация, которые продлятся тридцать тысяч лет. Но есть шанс сократить период грядущего всегалактического Средневековья до тысячи лет. Этим будет заниматься основанное Селдоном сообщество учёных, которое он назвал Основанием. К сожалению, будущий крах цивилизации неизбежен, и нужно принять все меры, чтобы сохранить накопленные людьми знания.
Основание изначально и было задействовано в создании грандиозной Библиотеки, укрытой на одном из удалённых миров. Её создали по приказу императора, который перед этим встретился и говорил с Селдоном. По мнению императора, Селдон является подрывным элементом, которого опасно оставлять в имперской столице на планете Трантор. Поэтому проект по созданию Библиотеки использовали, чтобы выслать Селдона и его сторонников на периферию, откуда они не смогут смущать умы лояльных граждан. Что полностью соответствовало замыслам Селдона, поскольку в результате будущее Основание закрепилось на планете, которую заведомо не затронет хаос, вызванный крушением Галактической империи.
В последующих романах показано несколько веков истории Галактики и Основания после предсказанного Селдоном крушения единой человеческой цивилизации. Что даёт возможность снять несколько сезонов будущего сериала по готовому материалу и описанным у Азимова сюжетам. Пока что есть лишь короткий трейлер, по которому трудно составить впечатление о первом сезоне «Основания». Из актёров, которые в нём будут задействованы, упоминаются Мидо Хамада (играла в сериалах «Родина» и «24 часа») и Терренс Манн (снимался в сериалах «Файлы Дрездена», «Сонная лощина», «Закон и порядок»). А также Лаура Бирн и Кассиан Болтон, ранее снимавшиеся в малоизвестных фильмах.
Источник
До основанья, а затем: каким получился сериал Apple TV+ по книгам Азимова
Во-первых, это красиво. «Основание» — прежде всего грандиозная космическая сага, так что уровень художественных решений и компьютерной графики здесь задает планку всему жанру кинофантастики. Нужен в монтаже буквально проходной кадр из космоса? Он будет. Нужна новая планета с полусотней героев в уникальных национальных костюмах? Запросто. Буквально каждый кадр хочется заскриншотить, и каждый словно намекает: «Кстати, мы не экономим». В новейшей истории сериалов такую свободу ресурсов ради результата демонстрировал только один-единственный проект — «Игра престолов». Завораживающий трейлер «Основания» обещал эту самую «Игру престолов» в космосе, но маркетинг не всегда равен продукту, и результат впечатляет ничуть не меньше, но при этом по-своему парадоксален — давайте разбираться почему.
В фундаменте «Основания» — довольно великая литературная основа, важнейший корпус текстов одного из самых главных фантастов, его magnum opus, если угодно, в котором автор соединил свои ранние вещи про Галактическую Империю и цикл про роботов, а цикл про роботов —это, на секундочку, точка отсчета и для всей последующей фантастики, и для современной робототехники, эталон, по которому стали создавать образы роботов в быту, в промышленности, в кино и в играх. В результате этого слияния получилось «Основание», им Азимов занимался вплоть до самой смерти. Для поклонников серьезной фантастики Азимов — это едва ли не Толкин, и уж точно книги «Основания» ничуть не менее масштабные, чем цикл «Дюна».
Размах повествования грандиозный, поэтому если судьба Галактической Империи и ее многочисленных героев на протяжении более чем десятка тысяч лет это просто не ваше, то вы едва ли полюбите «Основание» на экране — и это абсолютно нормально. В конце концов есть же люди, которым Шир что дом родной, и только дай сходить к Ородруину лишний раз; ну или те, кто пересматривает«Секс в большом городе» по седьмому разу — это тоже окей, каждому свое. «Основание» — уникальный случай, когда важный, но достаточно нишевый, не слишком известный в массовой культуре текст становится для определенной аудитории практически скрижалями и наконец-то получает эпическую экранизацию — и это очень смело и круто.
Окей, про что кино? Через десять тысяч лет от рождества Христова существует Галактическая Империя, объединяющая сотни планет и звездных систем по всей галактике. Правит ей клон-император Клеон, вернее сказать, в каждый момент времени правит«семья» нескольких клонов разных возрастов одного и того же давно умершего первого императора Клеона: мальчик, мужчина и дед. Когда последний умирает от старости, клонируют нового ребенка — и так далее до бесконечности. Среднего императора, неизменно обаятельного психопата, с оттягом играет Ли Пейс («Остановись и гори»).
В Империи появляется ученый Гэри Сэлдон, при помощи математики постулирующий науку психоисторию, суть которой состоит в том, что на основании наблюдений за поведением людей в прошлом и настоящем можно математически прогнозировать судьбу больших групп людей в будущем. Психоистория, к слову, это реально существующая наука, получившая популяризацию в том числе из-за текстов Азимова, а играет математика Сэлдона с не меньшим оттягом Джаред Харрис, которого мы все любим за роль Легасова в «Чернобыле» HBO.
Собственно, довольно огненная дуэль Пейса и Харриса — несущая ось первого сезона «Основания», и вращается эта ось вокруг важного предсказания математика Сэлдона: дескать, из-за несменяемой и ригидной власти императора Галактическая Империя со временем придет в упадок, и сотни планет вернутся обратно в страдающее средневековье. Для того, чтобы победить тьму и регресс, Сэлдон предлагает создать научную организацию «Основание», цель которой — через века и тысячелетия пронести светоч знаний и сохранить его для человечества. Императору Клеону эти новости, мягко говоря, не по душе, он моментально отправляет Сэлдона в изгнание, ну а что будет дальше, вы увидите в следующих сериях, если, конечно, с легкостью и интересом прочитали предыдущие три абзаца и не заскучали. Специфическая литературная основа, очень специфическая.
Из-за несменяемой и ригидной власти императора Галактическая Империя со временем придет в упадок, и сотни планет вернутся обратно в страдающее средневековье.
Дальше — больше. Прямо с первой серии проект украшает огромное количество актеров всех цветов кожи и разных гендеров, например, молодой помощник Сэлдона, Гааль Дорник, в сериале становится помощницей, которую играет темнокожая Лу Льобелл, но уследить за всеми этими прекрасными героями очень и очень непросто. Интригу усложняют скачки во времени, порой гигантские — иногда они сопровождаются титром «прошло…надцать лет», оставляя в легком недоумении, что же случилось с героями за эти годы, а иногда они случаются без предупреждения сразу в монтаже, и на какой момент тысячелетней истории мы смотрим, остается только гадать.
К концу сезона основные вопросы понемногу прояснятся, хронология выстроится, все будет примерно ясно, но в моменте это довольно непростое, пусть и красивое, времяпрепровождение: Сэлдон и Дорник будут устраивать регулярные лекции минут эдак на несколько про несуществующие разделы математики, которые якобы спасут мир, в кадре, как это принято в хардкорной фантастике, будут сыпать терминами и названиями вымышленных девайсов, гаджетов и технологий, не объясняя, что они значат и как они работают, флэшбеки (кадры из прошлого) будут перемежаться с флэшфорвардами (кадрами из будущего) практически без объявления войны — в общем, будет весело. Как верно замечают комментаторы, хорошо знающие текст, —если вы читали книги, вам будет полегче.
Реакция критиков на все это тоже довольно неоднозначная: звучат слова «очень красивый скринсейвер», «дорого, богато, но немного скучновато», а некоторые журналисты вообще устраивают разнос без стеснений. В письме к сериалу (я получил его вместе с доступом к сериям) шоураннер проекта Дэвид Гойер объясняется, что дело сильно подкосил карантин и смерть его матери от коронавируса, а вообще он хотел создать у зрителя ощущение некоей надежды на все хорошее. Гойер, к слову, сценарист абсолютно гениальных «Темных рыцарей» Нолана, по большому счету лучших экранизаций комиксов, известных человечеству, — то есть у руля лучшие умы и руки Голливуда.
Запланировано восемь сезонов сериала (что? да!) — то есть эти лучшие умы взялись за экспериментальный в своей грандиозности труд, и какая-то надежда действительно брезжит в конце. Сам сезон выглядит так: первая серия поражает воображение, но оставляет больше вопросов, чем ответов, следующие две серии — самые трудные, потому что ответов они все еще практически не дают, а к многочисленным героям ты все еще не привык и не сочувствуешь им — через эти серии надо просто пробраться. К середине сезона подотпустит: чудовищных размеров мозаика начнет потихоньку складываться, главные герои станут практически родными (с драматургией отдельных действующих лиц все в полном порядке). И все это, напомню, хорошо прогрето термоядерной харизмой Харриса и Пейса, от которых просто не оторваться. К последнему эпизоду вся эта невероятная махина истории разгонится, но только ради того, чтобы получить жирную точку с запятой в конце.
Шоураннер проекта Дэвид Гойер объясняется, что дело сильно подкосил карантин и смерть его матери от коронавируса, а вообще он хотел создать у зрителя ощущение некоей надежды на все хорошее.
Вообще, фантастика на экране — это очень сложно. На ум приходит разве что экранизация «Пространства», другой важной фантастической саги, которая первые три сезона, откровенно говоря, барахлила и разогналась только к четвертому, когда проект перекупил Amazon и докинул в него мешок денег, ну и сценаристы, видимо, тоже наловчились перерабатывать в экранную форму довольно неподъемные тексты. С «Основанием» сложнее — текст на порядок труднее «Пространства» и требует довольно радикальной переработки. Я не великий знаток книги «Основания», но при последнем прочтении рассказов мне запомнились цисгендерные белые мужики, которые курят в космосе и решают важные дела, а женщины там как бы на подтанцовках — то есть литературная основа напоминает скорее душноватую версию «Безумцев» в космосе, нежели актуальную фантастику в жанре космооперы. А космоопера в актуальной фантастической литературе есть, и за примерами далеко ходить не надо: это и Аркади Мартин, и Энн Леки, и Юн Ха Ли, и Аластер Рейнолдс, и вот Лю Цысинь еще передает привет из Китая, короче, экранизируй — не хочу.
Подвиг авторов «Основания» в том, что на экране вся эта великая замшелость постепенно выстраивается в красивое, чувственное, ультрасовременное и — самое главное — обнадеживающее высказывание, причем не только про математику и судьбы далекой империи, но и про идентичность, гендер, призвание, семью, судьбу, и эта невероятная тематическая палитра затыкает за пояс любое «Пространство». В общем, остается пожелать авторам успеха в их крайне нелегком труде и следить за дальнейшим развитием событий — в конце концов, второго такого амбициозного проекта в современном стриминге попросту нет.
Источник