- Apple даровала клиентам право на ремонт, но это было результатом многолетнего давления акционеров и активистов
- Apple заплатит полмиллиарда долларов владельцам старых iPhone
- Финал «Беттеригейта»
- Кто и на какие компенсации может рассчитывать
- Причины скандала
- Apple извиняется чрезвычайно редко
- Эхо Apple Batterygate в мире
- Apple обвинили в нарушении прав человека
- Apple защитила в суде права на бренд iPad
- Apple защитил свои права
Apple даровала клиентам право на ремонт, но это было результатом многолетнего давления акционеров и активистов
По информации Verge, Apple решила дать своим клиентам право на ремонт части устройств после многолетнего давления акционеров компании и активистов по всему миру. Несколько лет компания активно блокировала в США законы о свободном ремонте электроники, чтобы обезопасить закрытую экосистему Apple, и придерживалась довольно жесткой политики в отношении ремонта своих устройств в несертифицированных сервисных центрах.
Все годы, пока Apple запрещала право на ремонт, компания настаивала, что все ее действия идут только на пользу потребителям. Эксперты считали наоборот. По их мнению, подобный ремонт вредит продажам новых смартфонов, поэтому Apple и старалась ограничивать ремонт своих устройств.
Издание Verge напомнило, что сторонники движения «Право на ремонт», включая многочисленных акционеров компании, несколько лет требовали от Apple предоставить покупателям смартфонов и ноутбуков компании право самостоятельно ремонтировать свои устройства. В 2021 году власти разных стран законодательно начали внедрять эту инициативу. В США был внесен законопроект «о честном ремонте», в Европе от производителей стали требовать маркировки устройств по степени ремонтопригодности.
Представитель Apple пояснил Verge, что программа Self Service Repair компания разрабатывалась более года. По его мнению, это следующий шаг в расширении доступа клиентов к оригинальным запчастям, инструментам и руководствам Apple. Также Apple отказалась сообщить, повлияло ли давление акционеров-активистов, требующих «Право на ремонт», на запуск этой программы.
17 ноября 2021 года Apple представила программу Self Service Repair. Теперь пользователи смогут заказывать оригинальные запчасти на сайте Apple и самостоятельного ремонтировать некоторые свои iPhone и Mac. Компания обещает выкладывать все необходимые руководства и дать возможность покупать у нее нужные инструменты.
В конце марта этого года Apple расширила программу Independent Repair Provider на более чем 200 стран мире. В рамках этой программы независимые поставщики услуг ремонта могут получить доступ к оригинальным запчастям Apple, инструментам, руководствам по ремонту и диагностике, но их сотрудникам нужно пройти сертификацию в Apple. Компания запустила программу по предоставлению оригинальных запчастей и обучению сотрудников независимых ремонтных мастерских только в 2019 году.
Источник
Apple заплатит полмиллиарда долларов владельцам старых iPhone
Финал «Беттеригейта»
Компания Apple выразила предварительное согласие на выплату суммы в размере не менее $310 млн и не более $500 млн в рамках судебной сделки по коллективному иску о «замедлении» работы смартфонов iPhone старых моделей. В случае положительного вердикта по сделке в суде, компания произведет выплаты небольших сумм всем владельцам соответствующих моделей iPhone в США, а также выплатит компенсации всем подписавшимся под коллективным иском и оплатит гонорары адвокатам истцов.
Предложение об урегулировании десятков коллективных исков, поданных в 2017-2018 гг. и позже объединенных в единый иск, уже подано в федеральный суд Калифорнии и ожидает окончательного одобрения суда, сообщил портал Bloomberg Law.
Первые судебные иски против Apple с обвинениями в замедлении работы старых iPhone после выпуска новых моделей были поданы еще в 2017 г. В прессе США скандал даже получил собственное название Apple Batterygate. Министерство юстиции США объявило о проведении собственного расследования в 2018 г.
В декабре 2017 г. CNews сообщил о том, что иск одной из жительниц Калифорнии против Apple был подан иск почти на $1 трлн. Другая гражданка США потребовала от компании «всего» $100 млн. Обе обвинили Apple в введении клиентов в заблуждение и несправедливой конкуренции.
В декабре 2017 г. CNews также сообщил о том, что компания Apple, известная своей нелюбовью к признанию своих ошибок, была вынуждена опубликовать на своем сайте официальные извинения за умышленное снижение производительности старых моделей смартфонов iPhone программными средствами. Тогда же компания пообещала не практиковать такие приемы в будущем.
Кто и на какие компенсации может рассчитывать
Ожидается, что в рамках договоренности Apple предложит сумму в размере $25 владельцам смартфонов компании из линеек iPhone 6 и iPhone 7, производительность которых преднамеренно ограничивалась в тайне от пользователя ради продления срока службы батареи устройства.
В список будут включены все нынешние или бывшие владельцы моделей iPhone 6, 6 Plus, 6s, 6s Plus, 7, 7Plus или SE с операционной системой iOS версии 10.2.1 или более поздней, а также владельцы iPhone 7 и 7 Plus, использовавшие до декабря 2017 г. iOS версии 11.2 или более поздней. Выплаты имеют отношение только к жителям США.
Ряд истцов, подписавшихся под коллективным иском к Apple, также получит компенсацию в сумме $1500 или $3500. Примерно $90 млн будет выплачено адвокатам истцов.
Минимальная сумма компенсационных выплат установлена на уровне $310 млн, так что сумма минимального платежа может возрасти – если за получением компенсации обратится небольшое число владельцев iPhone. И напротив: если общая сумма платежей достигнет верхнего ограничения в $500 млн, владельцы iPhone получат меньшую компенсацию.
Причины скандала
Apple представила обновление iOS с динамическим перераспределением максимальной производительности «ради предотвращения непредвиденных отключений iPhone» из-за снижения производительности в результате деградации батарей.
Изначально такая практика применялась в отношении iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus и iPhone SE с обновлением iOS 10.2.1. Изначально нововведение было встречено позитивно, поскольку в результате «значительным образом снизилось число случаев самопроизвольного отключения аппаратов». В итоге в Apple решили расширить эту практику и обеспечили аналогичный алгоритм для iPhone 7 и iPhone 7 Plus в новейшем обновлении iOS 11.2.
Перераспределение пиковой нагрузки предсказуемо приводило к «снижению скорости загрузки приложений и иным снижениям производительности», как позже признали в Apple. Именно это и стало причиной подачи массовых исков недовольными пользователями.
Окончательно вопрос был закрыт в марте 2018 г. после выпуска крупного обновления iOS до версии 11.3. В нем, в частности, появился расширенный доступ к мониторингу состояния аккумулятора и производительности iPhone с возможностью более тонкой настройки.
Apple извиняется чрезвычайно редко
Публичные извинения от компании Apple – большая редкость и экстраординарное событие. Apple не приносила своих извинений даже в более серьезных обстоятельствах.
Например, грандиозный скандал 2010 года под названием Antennagate – когда аппаратная проблема с антенной в iPhone 4 стала причиной потери приема сотового сигнала при случайном замыкании антенны рукой. В итоге на специальной пресс-конференции Стив Джобс (Steve Jobs) предложил недовольным пользователям бесплатные чехлы для защиты от касания антенны.
Не было извинений и в 2012 году, когда у части новеньких iPhone 5 черного цвета через некоторое время облезало анодированное покрытие корпуса.
Никаких извинений также не последовало после провального анонса Apple Maps в 2012 г.
В случае с извинениями за снижение производительности старых iPhone программными средствами, в Apple просили прощения за преднамеренные действия без оповещения пользователей. То есть, по факту Apple извинилась не «за баг, а за фичу».
Для решения пользовательских проблем с конца января по декабрь 2018 г. Apple снизила стоимость замены батареи без гарантии для владельцев всех смартфонов iPhone 6 и более поздних версий на $50 до $29.
Эхо Apple Batterygate в мире
Проблемы с замедлением производительности старых iPhone были замечены пользователями не только в США. Судебное расследование проводилось также властями Франции и Италии.
В феврале 2020 г. власти Франции обязали Apple выплатить штраф в размере 25 млн евро.
Источник
Apple обвинили в нарушении прав человека
Фото: Yves Herman / Reuters
Американские правозащитники потребовали от Apple полностью отказаться от планов сканировать фото владельцев iPhone. Соответствующее заявление опубликовано на сайте организации Фонд электронных рубежей (EFP).
В заявлении некоммерческой организации говорится, что они рады, что Apple прислушалась к обеспокоенности общественности. Активисты ссылаются на интересы клиентов, исследователей, организаций гражданских свобод, активистов-правозащитников, представителей ЛГБТ, представителей молодежи и других возрастов. «Однако компания должна пойти дальше, чем просто слушать, и полностью отказаться от планов по установке бэкдора в свою систему шифрования», — уточняется в заявлении EFP.
В своем сообщении представители организации обвинили компанию Тима Кука в попытке нарушения прав и свобод человека. По словам активистов EFP, созданный Apple механизм создает огромную опасность для конфиденциальности и безопасности пользователей iPhone. «Он предлагает авторитарным правительствам новую систему массового наблюдения для слежки за гражданами», — уточняется в документе.
«Выступившая огромная коалиция будет и дальше требовать, чтобы телефоны пользователей — как их сообщения, так и фотографии — были защищены, и чтобы компания выполняла свое обещание обеспечить настоящую конфиденциальность своим пользователям», — говорится в заключении.
В начале осени Apple заявила, что приостанавливает разворачивание функции сканирования фотографий пользователей iPhone на предмет жестокого обращения с детьми для ее доработки. О намерении Apple внедрить новый механизм по защите детей стало известно в начале августа.
Источник
Apple защитила в суде права на бренд iPad
С 2012 года компания Тима Кука спорила с RXD Media по поводу прав на бренд iPad. Через семь лет суд наконец-то вынес вердикт по этому делу.
Как сообщает AppleInsider, в 2012 году RXD Media подала иск против Apple. Компания, которая специализируется на облачном хранении файлов, заявила, что именно ей принадлежат права на торговую марку iPad. В RXD Media объяснили свои претензии тем, что за два года до запуска планшетов Apple они создали онлайн-платформу ipad.mobi.
Суд согласился, что использование названий IPAD.mobi, iPad.mobi и других подобных вариаций можно считать свидетельством существования отдельной торговой марки. Однако он отказался удовлетворять исковые требования RXD Media.
По мнению судьи, рассматривавшего это дело, компания не привязала название iPad к определенному продукту или услуге. Судья также подчеркнул, что RXD Media может претендовать на название ipad.mobi, но не на отдельную его часть.
«Компания RXD Media не имеет права на бренд iPad. Она не может предъявлять какие-либо права на торговый знак ответчика», – резюмировал судья.
При этом во время заседания Apple перешла в контрнаступление, заявив о незаконном использовании наименования iPad истцом. Судья встал на сторону купертиновцев и признал, что RXD Media нарушает закон. К примеру, компания зарегистрировала сайт ipadtoday.com, который предлагает услуги облачного хранения данных.
Интересно, что RXD Media – не первая компания, предъявившая Apple претензии по поводу наименования планшетов. В 2010 году американская корпорация судилась за права на бренд iPad с японской компанией Fujitsu. В том случае Apple пришлось заплатить 4 млн долларов за передачу прав на торговую марку iPad.
Напомним, против Apple подали иск из-за вздутой батареи Apple Watch. Также мы сообщали, что Тим Кук будет свидетельствовать в суде по делу Apple против Qualcomm.
Источник
Apple защитил свои права
Аарон Перзановски, Джейсон Шульц. Конец владения. Личная собственность в цифровой экономике. М.: Издательский дом «Дело», 2020. Перевод с английского Екатерины Лебедевой. Содержание
Автомобили, холодильники, телевизоры, детские игрушки — когда мы покупаем эти вещи, то редко задумываемся, владеем ли мы ими. Мы за них заплатили, а значит, они стали нашей собственностью. Исторически сложилось, что, за исключением случаев аренды, всеми остальными вещами мы владеем. Это наши вещи, и мы можем использовать их так, как захотим. Мы можем их продать, отдать, переделать, отремонтировать. И это ощущение глубоко внутри нас. Когда производители лоббировали Закон об авторском праве в цифровую эпоху, чтобы контролировать нас, потребителей, большинство судебных инстанций не шли им навстречу: потому что это было настолько неестественно, нетипично для нашего понимания и отношения к собственным вещам.
Однако спустя десять лет после первых неудачных попыток контроль над нашими ежедневными покупками все-таки был успешно внедрен. Он основан не столько на использовании DRM и угрозе применения DMCA, сколько на новых свойствах продуктов, особенно встречающихся в «умных» устройствах, образующих так называемый интернет вещей. «Интернет вещей» — модное словосочетание, которое описывает сеть физических предметов: от смартфонов и сетевых термостатов до беспилотных автомобилей и носимых устройств. Эти предметы оснащены встроенным программным обеспечением, возможностью сетевого подключения, микроскопическими сенсорами и системами крупномасштабного анализа данных, то есть, по сути, представляют собой компьютеры. Верховный судья Джон Робертс недавно сказал о мобильных телефонах: «Термин „сотовый телефон“ — это своего рода эвфемизм, ведь эти устройства на самом деле представляют собой мини-компьютеры с функцией телефонной связи. Их с легкостью можно назвать камерами, видеоплеерами, картотеками, календарями, диктофонами, библиотеками, ежедневниками, альбомами, телевизорами, картами или даже газетами . Не будет преувеличением сказать, что более 90 % американцев, у которых есть мобильники, фиксируют в своих телефонах практически каждый шаг своей жизни — как светской, так и глубоко личной, интимной».
Так и есть на самом деле, и это касается не только телефонов, но и многих других предметов, которыми окружена наша современная жизнь. Автомобиль — это вычислительная машина на колесах, самолет — это крылатый компьютер, наручные часы, детские игрушки, кардиостимуляторы — это все, по сути, компьютеры. А значит, они подвержены тем же внешним ограничениям и контролю, что и предыдущие поколения цифровых товаров. Даже если мы противимся этому, мы уже давно привыкли к встроенной технологии, которая разрешает просмотр кинофильма. Но что, если эта технология начинает диктовать нам, когда необходимо поменять лампочки? Или с какой скоростью вести свой автомобиль? Или где можно запускать свой беспилотник? Или какой именно наполнитель для кошачьего туалета использовать? Каковы социальные последствия использования умных матрасов, которые собирают и анализируют данные о сердцебиении и дыхании, отслеживают ваше движение и предоставляют отчеты за ночь? Так, по крайней мере, заявляют в компании Samsung о своих новых матрасах Sleepsense. Компания даже предлагает устройство для отслеживания сна ваших близких: «сенсор помещается под матрац, считывает данные о качестве сна и направляет их на электронную почту». Что же может пойти не так?
Когда в доме все автоматизировано, потребители целиком и полностью полагаются на контроллер (управляющее устройство, соединяющее все элементы системы друг с другом и связывающее ее с внешним миром), с помощью которого хозяин дома включает и выключает свет, сигнализацию, медиасистему, открывает гараж и т. п. Производителя таких устройств компанию Revolv в 2014 году купила компания Nest (принадлежащая Google платформа «умного дома»). Контроллер Revolv стоил 300 долларов и имел безлимитную подписку на обновления. Однако в апреле 2016 года компания Nest объявила о снятии с продаж этого хаба. Более того, компания планировала запрограммировать пульт управления таким образом, чтобы выключить все устройства. После обновления программы 15 мая в компании заявили: «Приложение Revolv заблокировано — соответственно, контроллер не работает». В Alphabet, которому принадлежит Google, объявили, что компания имела на это право. У этого холдинга есть свои интересы на рынках беспилотных автомобилей и медицинского оборудования, поэтому подумайте дважды, прежде чем покупать автомобиль от Google.
В этой главе мы рассмотрим несколько примеров устройств из интернета вещей в разных сферах нашей жизни, а также более широкий вопрос о влиянии этих технологий на собственность и благосостояние потребителей. Во многих случаях эти технологии действительно удобны, но они сопровождаются такими культурными и правовыми изменениями, которые наносят еще один удар по собственности в цифровой экономике.
Точную дату появления интернета вещей сложно обозначить, но можно выделить одно значимое событие в его истории: это 9 января 2007 года — появление на рынке смартфона iPhone. На презентации Стив Джобс заявил, что «сегодня Apple изобрел телефон» и представил «мобильный телефон, широкоэкранный iPod и интернет-коммуникатор» в одном устройстве. Однако, как и с любым другим девайсом от Apple, действия пользователей подлежали тщательному контролю. Пользователи iPhone могли работать только на iOS, произведенной все той же Apple, могли выбирать лишь ту конфигурацию настроек, которую одобрял производитель, только авторизованных Apple операторов мобильной связи и устанавливать только те приложения, которые предлагала компания. А позже, когда Apple запустила на рынок магазин приложений App Store, пользователи могли устанавливать лишь те программы, которые были одобрены компанией на основании размытых и противоречивых условий. И все, что вы могли сделать со своим мощнейшим революционным карманным компьютером, целиком зависело от того, что позволяла компания Apple.
Эта закрытая система стала серьезным шагом назад от системы свободной, где на компьютеры, включая Mac, производимые Apple, можно было устанавливать сторонние приложения и менять настройки по своему желанию. В некоторой степени подход Apple к своему новому продукту похож на стратегии телекоммуникационной компании AT&T. Будучи монополистом на рынке в течение многих десятилетий, компания удерживала контроль над телефонными аппаратами: поскольку именно ей принадлежали права на патенты Александра Белла. AT&T контролировала все — от разработки и производства до дистрибуции. Когда же срок действия патентов закончился, компания предпочла сдавать аппараты в аренду, а не продавать их, чтобы у пользователей не было права собственности на используемые телефонные аппараты. А чтобы выдавить возможность даже самых мелких инноваций, компания прибегала к угрозам привлечения к юридической ответственности и апеллировала к условиям договора.
В 1940-х AT&T даже подала в суд на компанию — производителя устройства Hushaphone, предназначенного для подключения к передатчику телефона для снижения шумов и повышения конфиденциальности. Представители AT&T запретили его использование, и только спустя десять лет апелляционный суд США по округу Колумбия вынес отрицательное решение по этому ограничению как «необоснованному вмешательству в права пользователя, который имеет право использовать свой телефон, как считает нужным, если это не наносит вред обществу». Следом Федеральная комиссия по связи США разрешила использование Carterphone, беспроводного радиопередатчика, на телефонах AT&T. И первое решение, и второе дали возможность конкуренции и реализации права личной собственности на стационарные телефоны.
Контроль Apple над своим смартфоном — это своего рода возвращение к вышеописанному периоду. Но только вот владельцы iPhone с радостью приняли такое вмешательство в свою жизнь в обмен на устройство, сочетающее в себе практически все. Однако не все готовы были молча принимать происходящее. Эти ограничения спровоцировали повальные перепрошивки телефонов с целью вернуть себе хоть какую-то видимость права собственности. При перепрошивке с телефона снимали программные ограничения и технологию защиты, которые и ограничивали пользователей в своих действиях. На перепрошитый iPhone можно было установить любую программу, заменить операционную систему и ощутить свой телефон действительно своим. Перепрошивка схожа с разлочкой мобильника, но все-таки отличается от нее. Разлочка — это процесс удаления программных кодов, которые не позволяют менять операторов сотовой связи.
Перепрошивать устройства стали задолго до появления iPhone. Примером тому служат приставки Xbox и самодельные видеорегистраторы. Но ничто так не сводило с ума любителей перепрошивок, как возможность превратить всесильный и всем известный iPhone в открытую платформу. Впервые iPhone перепрошили в июле 2007 году, спустя 11 дней после появления его в продаже. И каждый раз, когда Apple обновляет программное обеспечение, их телефоны перепрошивают в течение нескольких недель, если не дней.
Несмотря на то что в суд компания не подавала, она все-таки настаивала на том, что перепрошивка телефона — это незаконная деятельность. В 2009 году общественная организация «Фонд электронных рубежей» подала петицию в Бюро авторского права США с просьбой официально разрешить владельцам iPhone перепрошивать свои смартфоны без опасения преследования. Эта ситуация побудила Apple объяснить, почему перепрошивка должна быть запрещена. Несмотря на то что в течение процесса компания называла потребителей «владельцами iPhone», на самом деле она относилась к ним как к «пользователям на правах лицензии, а не владельцам программного обеспечения телефона». Другими словами, когда вы покупаете iPhone, то владеете лишь его корпусом. Программное обеспечение (именно то, что и является основой функционирования телефона) принадлежит Apple.
Владельцев iPhone такое положение вещей повергнет в шок, но оно вполне логично для компании, которая работает в сфере программного обеспечения и жаждет контроля над пользователями своих продуктов. А будучи лучшей в дизайне конечных решений для пользователей, Apple удается продавать нам DRM в виде «умного» устройства. Apple заставила людей поверить в то, что баг — это фича. Когда производители гаражных ворот и принтеров попытались отстоять такого рода ограничения, пользователи возмутились, но, когда то же самое сделал Стив Джобс, выстроились в очереди и понесли ему деньги.
В итоге Бюро авторского права признало право на перепрошивку телефонов. Однако в своем решении оно обошло спорный вопрос права собственности и сосредоточилось на том, что перепрошивка телефона — это правомерное действие относительно использования программного обеспечения. В 2014 году Конгресс США, оказавшийся в патовой ситуации, в ответ на петицию, которую подписали 100 000 американцев, издал Закон о выборе потребителей и защите конкуренции. И хотя эти меры говорят о том, что людям важно их право собственности, а государство действительно реагирует на эти проблемы, они носят лишь временный характер. Их действие заканчивается через три года.
Борьба Apple за право собственности на наши телефоны свидетельствует об очень серьезных изменениях в обществе. Ежедневно анонсируются новые гаджеты — со встроенными технологиями, сенсорами геолокации и подключением к интернету, — которые сообщают о действиях пользователя производителям. И пока Apple и остальные работают над тем, чтобы сделать свои продукты более открытыми и конфигурируемыми пользователями, чему способствует общественное давление и конкурирующие операционные системы открытого типа (например, Android), другие области нашей жизни ограничиваются и предконфигурируются за нас, и зачастую мы даже не знаем об этом.
Источник