Почему iPhone собирают в Китае, а не в США, часть 2
Итак, прибыль и эффективность затмили щедрость. Компании и другие экономисты не согласны с этим утверждением, полагая, что оно наивно. Хотя американцы представляют собой одних из самых образованных работников в мире, страна прекратила обучение людей с навыками среднего уровня, необходимыми для заводов, говорят руководители.
Чтобы выжить, компаниям нужно работать там, где они смогут получить достаточно прибыли для оплаты инноваций. В противном случае, есть риск потери еще большего количества американских рабочих мест с течением времени, и свидетельство этому — тени былой славы некогда великих национальных производителей — включая General Motors и прочих — которые значительно сдулись с появлением более проворных конкурентов.
Эта статья написана на основе интервью с более чем тридцатью ныне работающих и бывших сотрудников и подрядчиков компании Apple. Многие из них остались инкогнито, чтобы защитить свои рабочие места. Также были привлечены экономисты, производственные эксперты, международные торговые специалисты, технологические аналитики, ученые-исследователи, сотрудники поставщиков Apple, конкуренты, корпоративные партнеры и государственные чиновники.
Руководители Apple признали, что мир сейчас так изменился, что было бы ошибочно измерять компании просто числом работников. Они также отмечают, что Apple нанимает больше работников в США, чем когда-либо прежде.
Говорят также, что успех компании Apple улучшил экономику в целом путем стимулирования предпринимателей и создания рабочих мест среди операторов сотовых сетей и перевозчиков продукции Apple. И кроме того, верхушка компании полагает, что лечение безработицы — не их работа.
«Мы продаем iPhone в более ста странах», — говорит один из руководителей Apple. — «Мы не обязаны решать проблемы Америки. Единственное наше обязательство — делать по возможности лучший продукт».
Мне нужен стеклянный экран
По прошествии времени Джобс сердито вынул iPhone из кармана и показал всем, кто мог видеть, десятки мелких царапин, которыми был покрыт пластмассовый экран. Потом Стив вытащил из кармана джинсов ключи.
«Люди будут носить телефон в кармане», — сказал он. — «Еще люди будут носить ключи в кармане. Я не буду продавать продукт, на котором остаются царапины». Напряжение возросло. Единственным выходом было использование стекла, которое не царапается.
«Я хочу стеклянный экран, и я хочу, чтобы в течение шести недель он стал идеальным».
Один из руководителей после этой встречи заказал билет на самолет в Шэньчжэнь, Китай. Если Джобс хотел идеального, больше некуда было идти.
Около двух лет компания работала над проектом с кодовым названием Purple 2. Вопросы оставались прежними: как бы вы полностью переосмыслили мобильный телефон? И как бы вы совместили дизайн и высокое качество — с экраном, который не царапается, например? И как собрать миллионы подобных устройств быстро и недорого, чтобы получить ощутимую прибыль?
Почти все ответы были найдены за пределами Соединенных Штатов. И хотя компоненты менялись от версии к версии, 90% всех сотен частей содержимого iPhone собираются за границей. Полупроводники привозятся из Германии и Тайваня, память — из Кореи и Японии, дисплеи и платы — из Кореи и Тайваня, чипсеты — из Европы, а редкие металлы — из Африки и Азии. Все дороги ведут в Китай.
В начале своей деятельности Apple обычно не выходила за пределы собственного курятника в поиске производственных решений. Через несколько лет после того, как Apple начала собирать Macintosh в 1983, Джобс похвастался, что «эта машинка сделана в Америке». В 1990 году, когда Джобс работал над NeXT, которую в итоге купила Apple, руководитель сказал: «Я так же горжусь заводом, как и компьютером». Еще в 2002 году топ-менеджеры Apple иногда ездили на северо-восток от штаб-квартиры, ведь завод по производству iMac был в двух часах езды (Elk Grove, Калифорния).
Однако, в 2004 году Apple радикально повернулась к иностранному производству. Решение принял Тимоти Д. Кук, операционный эксперт компании Apple, заменивший Джобса на посту исполнительного директора в августе прошлого года, за шесть недель до смерти Джобса. Большинство других американских компаний по производству электроники уже уехали за границу, и Apple, которой на тот момент было нелегко, почувствовала все преимущества.
В частности, Азия была привлекательна тем, что работники средней квалификации там были дешевле. Но не это привлекало Apple. Для технологических компаний стоимость труда минимальна по сравнению с затратами на покупку запчастей и управлением цепочками поставок, объединяющих компоненты и услуги сотен компаний.
Для Кука фокус на Азии был «обусловлен двумя вещами». Заводы в Азии «можно быстро перестраивать вверх и вниз» и «азиатские цепочки поставок превзошли то, что мы имеем в США». В результате, «мы не можем конкурировать по этому пункту», сообщил Кук.
Влияние таких преимуществ стало очевидным, как только Джобсу потребовались стеклянные экраны в 2007 году.
В течение многих лет производители мобильных телефонов избегали использования стекла, поскольку оно требовало точности резки и шлифовки, а этого чрезвычайно трудно достичь. Apple выбрала американскую компанию Corning Inc. для производства огромных панелей укрепленного стекла. Но не придумала, как разрезать эти панели на миллионы экранов iPhone, ведь для этого потребовались бы заводы по резке стекла, сотни кусочков стекла для экспериментов и армия инженеров среднего звена. Одно это приготовление стоит целое состояние.
Заявка поступила с одного из китайских заводов.
И к тому времени, как команда Apple нанесла визит, владельцы китайского завода уже построили новое крыло. «Это на случай подписания контракта», — сказал менеджер, обращаясь к бывшему руководителю Apple. Китайское правительство согласилось компенсировать затраты во многих отраслях, и эти субсидии коснулись и завода по резке стекла. Владельцы предоставили Apple образцы стекла практически бесплатно. На территории завода уже стояли общежития, поэтому рабочие будут доступны 24 часа в сутки.
Китайский завод получил работу.
«Вся цепочка поставок находится в Китае сейчас», — сказал другой бывший высокопоставленный руководитель Apple. — «Вам нужны тысячи резиновых прокладок? Соседний завод. Миллион винтиков? Завод в квартале отсюда. Нужны немного не такие винтики? Дайте им три часа».
Источник
Почему товары Apple разработаны в Калифорнии, но собраны в Китае
Посмотрите на заднюю панель своего айфона, айпада или макбука. Вы увидите слова «Designed by Apple in California. Assembled in China.» Многие американцы, включая самого президента, задавались вопросом, почему Apple вынесла практически все свои производственные мощности за границу. В прошлом году на званом обеде с участием президента и управляющих важнейшими технологическими компаниями США, Обама прямо спросил Джобса, чего будет стоить вернуть рабочие места в Штаты. По словам Джобса, не существует никаких возможностей для этого.
Почему не существует? Почему айфоны, айпады и все прочие магические гаджеты компании Apple не могут быть произведены в США? И вообще, почему американские компании по производству бытовой электроники и компьютеров не могут собирать больше своих товаров в родной стране, создавая новые рабочие места и помогая экономике в борьбе с кризисом?
Газета New York Times задалась этим вопросом и, проведя очень серьезное исследование, включавшее разговоры с бывшими и нынешними управленцами из Apple, получила простой и пугающий ответ: айфоны не делают в Америке потому, что в Америке их сделать невозможно. Необходимая для такого производства инфраструктура отсутствует. И рабочих в таком количестве нет.
На китайском заводе, где производится конечная сборка большинства айфонов, работает 230 тысяч человек. Я спросил у Siri, сколько в США городов с населением больше этого числа. Таких городов всего 83. Причем население не равно количеству работоспособных людей. В среднем, работоспособное население составляет 65 процентов от общего числа жителей. Получается, что только в 50 городах страны есть достаточное количество работоспособного населения. При этом даже в Нью-Йорке, самом крупном американском городе, 230 тысяч человек составляют 3% от общего числа жителей. Вы можете себе представить, что трое из ста жителей Нью-Йорка ежедневно сидят у конвейера и собирают айфоны?
За последние пару лет мы слышали достаточно о проблемах с условиями работы на заводах Foxconn. Эта китайская компания отвечает за сборку бытовой электроники для большинства крупных компаний, включая Apple. Примерно четверть из этих 230 тысяч живут в заводских общежитиях или бараках на территории завода. То есть почти 60 тысяч человек живут и работают на заводе. Многие люди из «Foxconn City» работают 6 дней в неделю, 12 часов в день и зарабатывают меньше 17 долларов в день. Возможно, такие условия кажутся бесчеловечными с точки зрения американских стандартов, но рабочие места на заводе пользуются большой популярностью. Настолько большой, что Дженнифер Ригони (Jennifer Rigoni), бывший менеджер по снабжению компании Apple, сказала в интервью газете New York Times, что Foxconn «может нанять 3 000 человек в день».
Это всего лишь пара примеров того, как масштабируемость, скорость и эффективность китайских производств превосходит все, на что способны производства в Штатах на данный момент. Но в отчете газеты есть и другие убийственные моменты. Разумеется, 200 тысяч рабочих, сидящих у конвейера и вставляющих деталь A в разъем B, можно считать неквалифицированной рабочей силой. Но на заводе есть еще и 8 700 инженеров, которые контролируют процесс. Этих людей нельзя считать неквалифицированными. При этом, согласно журналистам из Times, для того, чтобы найти и нанять столько квалифицированных инженеров в Штатах, потребуется девять месяцев. Китайцы наняли столько инженеров за 15 дней.
Помимо примечательного исключения в виде процессора A5 (производится в Техасе — прим. переводчика), большинство комплектующих для айфонов также производится за рубежом. Многие комплектующие производятся недалеко от места сборки конечной продукции. Если доставлять эти комплектующие для сборки на заводах в Штатах, то появятся дополнительные расходы. И, что еще хуже для Apple, дополнительные задержки.
Традиционно защитники вынесения производств за границу приводят аргументы так или иначе связанные с ценой. «Сделать это в Америке выйдет дороже» — говорят они. «Вам придется платить более высокие зарплаты, давать бонусы, оплачивать страховку, выплачивать более высокие налоги». Так как компании работают ради прибыли, то увеличившаяся себестоимость обязательно отразится на цене для покупателей.
Преувеличивая, многие даже говорили о том, что айфон, собранный в Штатах, будет стоить тысячи долларов. Выясняется, что это не так. Согласно исследованию New York Times, дополнительные расходы на выплату зарплат американцам добавят к цене айфона 65 долларов. И все остальные дополнительные расходы в сумме, скорее всего, не приведут к тому, что 16-ти гигабайтный iPhone 4S будет стоить больше тысячи долларов без контракта. Но даже не цена является главной причиной того, почему Apple вынесла производство в Китай. Основная причина в том, что компании нужны заводы, на которых можно быстро произвести как можно больше айфонов. При этом требуется гибкость и быстрая адаптация к требованиям Apple. По словам одного из нынешних менеджеров Apple: «США перестали производить людей с необходимыми нам навыками».
Газета Times приводит говорящий пример из ранней истории айфонов. Все случилось еще до появления айфонов на рынке. Сейчас тяжело в это поверить, но изначально экраны айфонов планировалась делать из пластика. Такого же, как у айподов, продававшихся в то время. В середине 2007 года, чуть больше чем за месяц до первого появления айфонов в магазинах, Джобс вдруг понял всю глупость такого решения. Джобс носил прототип айфона в кармане джинсов, и экран этого прототипа к тому времени покрылся десятками царапин. «Я не буду продавать товар, который так царапается. Я хочу стеклянный экран, и я хочу, чтобы все было сделано идеально за 6 недель».
Любой, кто знает как работал Джобс, поймет, что Стив не блефовал. Если товар не будет соответствовать его стандартам, то продавать его не будут. Без вариантов. Шесть месяцев ожидания появления первого айфона на прилавках подогрели интерес до безумного уровня, так что в Apple знали, что им придется штамповать айфоны как можно быстрее. И изменения в требованиях к одному из важнейших компонентов, внесенные в последний момент, означали объявление такого аврала, который просто невозможен на американских производствах. Apple стала бы посмешищем на все время задержки. Но, то, на что в Штатах потребовалось бы несколько месяцев, в Китае заняло 6 недель. Apple договорилась с Corning о поставках устойчивого к царапинам стекла, а китайские заводы смогли мгновенно интегрировать это стекло в существующий дизайн айфона.
Apple является американской компанией, пожинающей беспрецедентный финансовый успех. Поэтому многие американцы сокрушаются по поводу того, что стране мало что достается от этого успеха. Apple дает работу 43 тысячам человек в США. Это меньше чем пятая часть от наемных рабочих, собирающих айфоны на одном китайском заводе. Кто-то может сказать, что Apple добилась успеха в чем-то за счет американских рабочих (потому что сэкономила на них — прим. переводчика). Но если верить отчету New York Times, то получается, что такой рабочей силы, какая нужна Apple, в Штатах никогда и не было.
Примечание: в переводе использованы изображения Reuters и spread shirt.
Источник
Айфон почему собирают китай
Посмотрите на заднюю панель своего айфона, айпада или макбука. Вы увидите слова «Designed by Apple in California. Assembled in China.» Многие американцы, включая самого президента, задавались вопросом, почему Apple вынесла практически все свои производственные мощности за границу. В прошлом году на званом обеде с участием президента и управляющих важнейшими технологическими компаниями США, Обама прямо спросил Джобса, чего будет стоить вернуть рабочие места в Штаты. По словам Джобса, не существует никаких возможностей для этого.
Почему не существует? Почему айфоны, айпады и все прочие магические гаджеты компании Apple не могут быть произведены в США? И вообще, почему американские компании по производству бытовой электроники и компьютеров не могут собирать больше своих товаров в родной стране, создавая новые рабочие места и помогая экономике в борьбе с кризисом?
Газета New York Times задалась этим вопросом и, проведя очень серьезное исследование, включавшее разговоры с бывшими и нынешними управленцами из Apple, получила простой и пугающий ответ: айфоны не делают в Америке потому, что в Америке их сделать невозможно. Необходимая для такого производства инфраструктура отсутствует. И рабочих в таком количестве нет.
На китайском заводе, где производится конечная сборка большинства айфонов, работает 230 тысяч человек. Я спросил у Siri, сколько в США городов с населением больше этого числа. Таких городов всего 83. Причем население не равно количеству работоспособных людей. В среднем, работоспособное население составляет 65 процентов от общего числа жителей. Получается, что только в 50 городах страны есть достаточное количество работоспособного населения. При этом даже в Нью-Йорке, самом крупном американском городе, 230 тысяч человек составляют 3% от общего числа жителей. Вы можете себе представить, что трое из ста жителей Нью-Йорка ежедневно сидят у конвейера и собирают айфоны?
За последние пару лет мы слышали достаточно о проблемах с условиями работы на заводах Foxconn. Эта китайская компания отвечает за сборку бытовой электроники для большинства крупных компаний, включая Apple. Примерно четверть из этих 230 тысяч живут в заводских общежитиях или бараках на территории завода. То есть почти 60 тысяч человек живут и работают на заводе. Многие люди из «Foxconn City» работают 6 дней в неделю, 12 часов в день и зарабатывают меньше 17 долларов в день. Возможно, такие условия кажутся бесчеловечными с точки зрения американских стандартов, но рабочие места на заводе пользуются большой популярностью. Настолько большой, что Дженнифер Ригони (Jennifer Rigoni), бывший менеджер по снабжению компании Apple, сказала в интервью газете New York Times, что Foxconn «может нанять 3 000 человек в день».
Это всего лишь пара примеров того, как масштабируемость, скорость и эффективность китайских производств превосходит все, на что способны производства в Штатах на данный момент. Но в отчете газеты есть и другие убийственные моменты. Разумеется, 200 тысяч рабочих, сидящих у конвейера и вставляющих деталь A в разъем B, можно считать неквалифицированной рабочей силой. Но на заводе есть еще и 8 700 инженеров, которые контролируют процесс. Этих людей нельзя считать неквалифицированными. При этом, согласно журналистам из Times, для того, чтобы найти и нанять столько квалифицированных инженеров в Штатах, потребуется девять месяцев. Китайцы наняли столько инженеров за 15 дней.
Помимо примечательного исключения в виде процессора A5 (производится в Техасе — прим. переводчика), большинство комплектующих для айфонов также производится за рубежом. Многие комплектующие производятся недалеко от места сборки конечной продукции. Если доставлять эти комплектующие для сборки на заводах в Штатах, то появятся дополнительные расходы. И, что еще хуже для Apple, дополнительные задержки.
Традиционно защитники вынесения производств за границу приводят аргументы так или иначе связанные с ценой. «Сделать это в Америке выйдет дороже» — говорят они. «Вам придется платить более высокие зарплаты, давать бонусы, оплачивать страховку, выплачивать более высокие налоги». Так как компании работают ради прибыли, то увеличившаяся себестоимость обязательно отразится на цене для покупателей.
Преувеличивая, многие даже говорили о том, что айфон, собранный в Штатах, будет стоить тысячи долларов. Выясняется, что это не так. Согласно исследованию New York Times, дополнительные расходы на выплату зарплат американцам добавят к цене айфона 65 долларов. И все остальные дополнительные расходы в сумме, скорее всего, не приведут к тому, что 16-ти гигабайтный iPhone 4S будет стоить больше тысячи долларов без контракта. Но даже не цена является главной причиной того, почему Apple вынесла производство в Китай. Основная причина в том, что компании нужны заводы, на которых можно быстро произвести как можно больше айфонов. При этом требуется гибкость и быстрая адаптация к требованиям Apple. По словам одного из нынешних менеджеров Apple: «США перестали производить людей с необходимыми нам навыками».
Газета Times приводит говорящий пример из ранней истории айфонов. Все случилось еще до появления айфонов на рынке. Сейчас тяжело в это поверить, но изначально экраны айфонов планировалась делать из пластика. Такого же, как у айподов, продававшихся в то время. В середине 2007 года, чуть больше чем за месяц до первого появления айфонов в магазинах, Джобс вдруг понял всю глупость такого решения. Джобс носил прототип айфона в кармане джинсов, и экран этого прототипа к тому времени покрылся десятками царапин. «Я не буду продавать товар, который так царапается. Я хочу стеклянный экран, и я хочу, чтобы все было сделано идеально за 6 недель».
Любой, кто знает как работал Джобс, поймет, что Стив не блефовал. Если товар не будет соответствовать его стандартам, то продавать его не будут. Без вариантов. Шесть месяцев ожидания появления первого айфона на прилавках подогрели интерес до безумного уровня, так что в Apple знали, что им придется штамповать айфоны как можно быстрее. И изменения в требованиях к одному из важнейших компонентов, внесенные в последний момент, означали объявление такого аврала, который просто невозможен на американских производствах. Apple стала бы посмешищем на все время задержки. Но, то, на что в Штатах потребовалось бы несколько месяцев, в Китае заняло 6 недель. Apple договорилась с Corning о поставках устойчивого к царапинам стекла, а китайские заводы смогли мгновенно интегрировать это стекло в существующий дизайн айфона.
Apple является американской компанией, пожинающей беспрецедентный финансовый успех. Поэтому многие американцы сокрушаются по поводу того, что стране мало что достается от этого успеха. Apple дает работу 43 тысячам человек в США. Это меньше чем пятая часть от наемных рабочих, собирающих айфоны на одном китайском заводе. Кто-то может сказать, что Apple добилась успеха в чем-то за счет американских рабочих (потому что сэкономила на них — прим. переводчика). Но если верить отчету New York Times, то получается, что такой рабочей силы, какая нужна Apple, в Штатах никогда и не было.
Источник