Ceo apple что это

Кук с ним История лучшего главы Apple. И это не Стив Джобс

Тим Кук. Фото: Stephanie Keith / Getty Images

О великом гении основателя компании Apple Стива Джобса написаны сотни статей и книг. Он по праву стал суперзвездой предпринимательства, а все попытки поставить кого бы то ни было с ним на одну ступень провоцируют возмущение и скепсис. Нынешний глава Apple Тим Кук до сих пор незаслуженно находится в тени своего знаменитого предшественника. Хотя Кук не был ни изобретателем, ни каллиграфом, он проявил себя как выдающийся управленец и финансист. При нем компания увеличила свои доходы почти в семь раз, запустила несколько новых продуктовых линеек и развила существующие настолько, что каждая из них могла бы стать отдельной компанией из списка Fortune 500. В день рождения Apple «Лента.ру» рассказывает историю, возможно, лучшего гендиректора технологического гиганта.

Крошка сын

Тим Кук родился 1 ноября 1960 года в портовом городке Мобил на берегу Мексиканского залива, третьем по величине городе штата Алабама. Его отец Дон Кук был работником верфи в компании Alabama Dry Dock and Shipbuilding, мать Джеральдин подрабатывала фармацевтом, а остальное время посвящала семье — мужу и троим сыновьям. Будущий глава Apple с детства находился в прекрасных отношениях с родителями, был верующим христианином, скромным и целеустремленным юношей, прилежным учеником и круглым отличником. Стив Джобс, напротив, описывал себя как взбалмошного и хулиганистого подростка, неформала с длинными волосами, фаната Боба Дилана и вегетарианца.

В школе Куку хорошо давались алгебра, геометрия и тригонометрия. Словом, те предметы, которые требовали аналитических способностей. Все шесть лет, когда он учился в средних и старших классах, его выбирали «самым старательным учеником», и в 1978 году он занял второе место по числу баллов в своем выпускном классе. По словам его учительницы математики Барбары Дэвис, Тим был «надежным парнем и всегда старательно делал свое дело». Многие коллеги и бывшие руководители Кука говорят про него то же самое: всегда можно быть уверенным, что он сделает все на «отлично». Такой подход стал отличительной чертой гендиректора Apple. При этом многие его школьные товарищи отмечают не только острый ум и мягкий нрав Тима, но и его задорный характер. Зануда и «ботаник» — явно не про него, пишет журналист Линдер Кани в своей книге «Тим Кук. Гений, который вывел Apple на новый уровень».

Тим Кук в выпускном классе

Фото: Robertsdale high school yearbook

После школы юноша продолжил образование и поступил на инженерный курс колледжа Обернского университета, где в 1982 году получил звание бакалавра в сфере индустриальной промышленности. После окончания колледжа Тим устраивается на первое место работы — в компанию IBM. Молодой человек сделал хорошую карьеру, проработав в фирме целых 12 лет. За это время Кук вырос до должности регионального директора по продажам. Параллельно с работой он окончил высшую школу бизнеса при университете Дьюка по специальности «управление предприятием» и получил степень магистра. Даже будучи взрослым, Кук не перестал соответствовать статусу прилежного отличника, войдя в десятку лучших учеников школы. После IBM он шесть месяцев проработал в компании Compaq на должности вице-президента по корпоративным материалам, но в конечном итоге ушел к Стиву Джобсу, который тогда начинал ребрендинг Apple.

Переманили

Чтобы понять причины встречи Джобса с Куком, стоит узнать небольшую предысторию. Стив вернулся в Apple в 1996 году и нашел свое детище в печальном состоянии: компании прочили скорое банкротство. Чтобы вытащить ее из болота, нужно было наладить качественные поставки и сбыть залежавшуюся на складах технику, из-за которой компания несла ежемесячные убытки в размере 500 миллионов долларов. Помогать Джобсу в этом нелегком деле должен был операционный директор, но успешно справиться с этой миссией никто не мог. Глава Apple резко обрывал отношения с ненадежными поставщиками компании, а сотрудники не могли выдержать ни бешеного ритма работы, ни характера руководителя. Каждый новый человек, назначенный на эту должность, выдерживал в среднем не более трех месяцев.

В итоге Джобс почти два года сам пытался руководить операционной деятельностью компании и параллельно искал подходящего кандидата. Кук на тот момент уже был признанным экспертом в сфере, которая как раз интересовала руководство Apple. Не сказать, что Кука вообще как-то привлекла возможность пройти собеседование у Стива Джобса. Скорее он отправился в Купертино под натиском надоедливых звонков от рекрутеров. Джобс в свою очередь понимал, что Кук нужен Apple больше, чем Apple Куку, поэтому на этом собеседовании он не стал демонстрировать кандидату свой знаменитый склочный характер, а задействовал обаяние. По признанию самого Кука, Джобсу, чтобы его заполучить, хватило первых пяти минут. В ходе беседы он понял, что ему представляется уникальный шанс поучаствовать в чем-то великом. Так бывший топ-менеджер IBM занял пост старшего операционного вице-президента Apple.

Тим Кук и Стив Джобс

Фото: Paul Sakuma / AP

В новой должности Кук сразу принялся за исправление прошлых ошибок, то и дело удивляясь устаревшим подходам своих предшественников. В первую очередь он провел ревизию поставщиков — более чем из сотни осталось всего двадцать четыре. Дальше Кук стал бороться со складскими запасами компании, где тогда пылился месячный резерв продукции. Новый вице-президент стал закрывать склады — сначала он оставил шестидневный запас продукции, а позже довел этот показатель всего до двух дней. Если раньше в случае возникновения проблем начинались длительные обсуждения, то с приходом Кука подход изменился. Например, если на заводе китайского поставщика возникала проблема, то менеджер Apple должен был срочно отправиться на место для ее решения. Срочно — значит, выехать в аэропорт в течение получаса.

Огромный полуразрушенный недавними массовыми сокращениями механизм компании вскоре заработал как отличные швейцарские часы, теперь он контролировался на всю его глубину и отлично управлялся. Успехи Кука позволили ему стать главной опорой Джобса. Стив много раз подчеркивал, что они с заместителем часто видят ситуацию одинаково. Это позволяло последнему решать некоторые проблемы еще до того, как они достигнут Джобса. В 2004, 2007, 2009 и 2011 годах Кук уже успешно временно исполнял обязанности главы компании. За все 13 лет Тим ни разу не подвел Стива. Ситуации случались самые сложные и неприятные, но компания продолжала работать четко и без сбоев.

Мини-Стив

Помимо того, что Кук держал под контролем все механизмы Apple и четко выполнял поставленные задачи, у него было еще одно очень важное качество — он не был тщеславен и не искал общественного признания. Джобс сложно уживался с людьми, которые пытались его превзойти, и Кук — скромный, предпочитавший скрываться от публики, — стал для него настоящей находкой. Возможно, именно этот момент стал решающим, когда Джобс наконец отважился назначить своего преемника. Одним из кандидатов на пост главы корпорации после смерти Джобса считался Скотт Форстолл, на тот момент старший вице-президент iOS Software и один из главных разработчиков iPhone и iPad. В 2011 году журнал Bloomberg Businessweek опубликовал о нем биографический очерк, в котором называл Форстолла «учеником волшебника», «мини-Стивом» и «лучшим доверенным лицом Стива Джобса».

Читайте также:  Айфон залипла кнопка выключения

Фото: Paul Sakuma / AP

Хотя Джобс ценил целеустремленность и профессионализм своего любимчика, главным недостатком Форстолла было то, что он слишком открыто заявлял о своих амбициях. Его жажда власти и влияния в компании задевала и сотрудников, и коллег-руководителей. В итоге все сложилось совсем иначе, нежели он рассчитывал. В 2011 году Форстолл стал подчиненным Тима Кука, а спустя год был уволен из компании. Его уход предварили две посредственные презентации программного обеспечения: неудачный запуск Siri и катастрофический провал Apple Maps. Говорят, Кук просил Форстолла публично извиниться, но тот отказался. Поняв, что Форстолл не собирается раскаиваться, Кук взял инициативу в свои руки. Он написал пользователям Apple открытое письмо с извинениями, перечислил существующие проблемы с Apple Maps и поделился планами на будущее.

Некоторые восприняли слова Кука как проявление слабости. Журнал The Week тогда писал, что это было «унижение, и поговаривают, что при жизни Стива Джобса такого никогда бы не произошло». В самом деле, Стив Джобс никогда не извинялся за ошибки Apple. За пару лет до этого разразился скандал — так называемый Антеннагейт: пользователи начали жаловаться, что новый iPhone 4 сбрасывает звонки, если дотронуться до внешней антенны. Джобс тогда сделал нелепое заявление, что телефон просто «неправильно держат». Впоследствии он провел пресс-конференцию и предложил бесплатный чехол, чтобы сгладить напряжение, но извинений так и не принес.

Кто есть кто

Общественность и СМИ ликующе ухватились за тот эпизод с извинениями, как за доказательство того, что Кук — не Стив Джобс. Но правда в том, что Кук никогда и не стремился заменить своего звездного предшественника. Откровенно говоря, сравнивать их вообще не очень корректно, потому что Кук и Джобс — специалисты из разных областей. По словам аналитика Apple Горация Дедиу, «Стив Джобс вообще никогда по-настоящему не был главой компании». Более того, он считает, что Джобс «всегда возглавлял продукт», но при этом большую часть своей карьеры был кошмарным главой компании и преуспел, что называется, вопреки самому себе.

Тим Кук присоединился к благотворительному движению Ice Bucket Challenge в 2014 году

Кадр: Apple / YouTube

Джобс породил хаос после создания Apple, и компания выжила только благодаря тому, что другие вели себя ответственнее, говорит Дедиу. После возвращения он проявил себя прекрасно, но и компания была тогда намного меньше, а он работал в кризисном режиме. Когда все улеглось, Стив в значительной степени передал бразды правления Тиму и сосредоточился на любимом деле — создании новых продуктов. Во многом это и является поводом для критики Кука — в отличие от основателя компании, который ставил дизайн гаджетов во главу угла, нынешний глава отдает предпочтение операционной деятельности Apple. За безразличие Кука к продуктам компании его упрекал даже сам Джобс.

Стив Джобс вообще никогда по-настоящему не был главой компании. Он всегда возглавлял продукт.

Однако суть в том, что эти двое были отличной командой, где каждый занимался своим делом, которое у него получалось лучше всего. Это нормально, что Кук не стал брать на себя роль специалиста по продукту: он и не должен был этим заниматься. В большинстве компаний специалисты по продукту не занимают должность гендиректора, а стоят намного ниже в иерархии, работают дизайнерами или инженерами. Многие не осознают, что в зрелой компании, подобной Apple, самое большое значение имеет не продукт, а, скорее, логистика: эффективная цепочка поставок, дистрибуция, финансы и маркетинг. Кук проявил во всем этом талант, и поэтому Дедиу называет его лучшим руководителем, какого только имела Apple. Также в 2014 году телеканал CNN назвал его лучшим генеральным директором, а Financial Times — человеком года.

Гадкий утенок

Как бы кощунственно это ни звучало, но при жизни репутация Стива Джобса была куда хуже, чем после смерти. Пока он был жив, его способность создавать инновации вызывала сомнения. Когда Apple переживала трудности на рынке персональных компьютеров, большинство экспертов призывали компанию лицензировать свое программное обеспечение для других производителей, что, вероятно убило бы бизнес. Когда появился iPod, его считали счастливой случайностью, и знатоки снова начали призывать Apple лицензировать iTunes для других компаний. Над iPhone изначально вовсе насмехались, называя дорогим провалом. Стив Балмер, занимавший тогда пост гендиректора Microsoft, говорил, что у iPhone нет никаких шансов завоевать хоть сколько-нибудь значимую долю рынка. Но в итоге к 2015 году Apple не просто заняла значимую долю, она стала лидером на рынке мобильных телефонов.

Фото: Brendan McDermid / Reuters

В эпоху Кука продуктом со схожей судьбой стали умные часы Apple Watch. Это была первая запущенная при нем новая крупная категория продуктов, и поначалу ее встретили скептически, даже с презрением. В обзорах эти часы называли милой игрушкой, а вовсе не изменившей мир новинкой. Но спустя три года Apple Watch заняли самую большую долю этого рынка — больше, чем вся швейцарская часовая индустрия. Помимо прочего, при Куке бешеную популярность приобрели AirPods — они стали хитом и изменили мир беспроводных наушников. Система мобильных платежей Apple Pay уверенно набирает обороты и в скором времени должна стать крупнейшей системой бесконтактных платежей в США. Система распознавания лиц Face ID, применяемая в iPhone X и более новых моделях, также была хорошо встречена пользователями.

Заняв должность гендиректора Apple, Кук занялся не только организационными вопросами и технологическими инновациями, но и этическими преобразованиями. Кук придает большое значение охране окружающей среды, инвестирует в возобновляемую энергетику и экологически безопасное производство. Он также стремится повысить безопасность и бороться с эксплуатацией в цепочке поставок. Стив Джобс, напротив, воздерживался от любой благотворительности. Его мало заботила экология, и он редко высказывался о социальных проблемах. С точки зрения Джобса продукт, который он хотел дать миру, был достаточным вкладом. Однако Кук в своем стремлении сделать мир чуточку лучше не забывает о главном — продуктах и построенном вокруг них бизнесе. Именно поэтому Apple демонстрирует стабильный рост и продолжает оставаться в числе самых инновационных в мире, в частности, при Куке она стала первой в мире компанией стоимостью триллион долларов.

Источник

Во что превратилась Apple при Тиме Куке И смог ли он стать лучшим CEO компании

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» выходит биография главы компании Apple Тима Кука. Ее автор разбирается, смог ли преемник Стива Джобса продолжить курс на инновации, удержать корпорацию от технологического упадка и самоповторения. The Village публикует отрывок о том, что ему удалось сделать.

Лучший CEO Apple?

Джобс был уникальным главой компании, и подобного ему мы вряд ли увидим. Он был не просто руководителем Apple, но и главным продуктовым директором, принимавшим ключевые решения в этой области. Кук не стал брать на себя эту роль, что вполне нормально: он и не должен был этим заниматься. Многие ожидали от него неудач, потому что он не был «парнем по продукту», считает аналитик Хорас Дедью. «У него совсем другие задачи».

Читайте также:  Tax free germany apple store

В отличие от Apple, в большинстве компаний специалисты по продукту не занимают должность CEO, а стоят намного ниже в иерархии: может быть, работают дизайнерами или инженерами. Таких людей зачастую можно заменить. Конечно, иногда попадаются самородки вроде Джони Айва: он много лет тесно сотрудничал со Стивом Джобсом, а теперь является директором Apple по дизайну. Некоторые наблюдатели задумывались, нуждается ли он по-прежнему в поддержке, идеях и помощи Джобса. Судя по цепочке отличных продуктов, разработанных им уже после кончины Джобса, не нуждается: Apple продолжает создавать инновации и выпускать уникальные вещи.

Джобс породил хаос после создания Apple, и компания выжила только благодаря тому, что другие вели себя ответственнее

Многие не осознают, что в зрелой компании, подобной Apple, самое большое значение имеет не продукт, а, скорее, логистика: эффективная цепочка поставок, дистрибуция, финансы и маркетинг. Кук проявил во всем этом талант, и поэтому Дедью называет его лучшим CEO, какого только имела Apple.

Дедью прекрасно осознает, что это еретическое заявление. Разве может Кук быть лучше обожествляемого, неприкосновенного Стива Джобса? Почти все скажут, что именно Джобс — лучший CEO Apple на все времена. Именно он основал компанию и спас ее. Именно благодаря Джобсу был сделан ряд крупнейших прорывов в технологической индустрии: первый персональный компьютер (Apple II), первый простой в использовании общедоступный персональный компьютер (Mac), а потом iPod, iPhone, iPad и многое-многое другое.

Но дело в том, что, по словам Дедью, «Стив Джобс никогда по-настоящему не был главой компании». Более того, он считает, что Джобс «всегда возглавлял продукт», но при этом большую часть своей карьеры был кошмарным главой компании и преуспел вопреки самому себе. Он породил хаос после создания Apple, и компания выжила только благодаря тому, что другие вели себя ответственнее. После возвращения он проявил себя прекрасно, но и компания была в то время намного меньше, а он работал в кризисном режиме.

Когда все улеглось, он в значительной степени передал бразды правления Куку и сосредоточился на любимом деле — создании новых продуктов вместе с Джони Айвом. Кук во многом стал руководить компанией еще при жизни Джобса, а после его кончины просто продолжил играть ту же роль. Кук хорош там, где плохо справлялся его предшественник. «Когда компания становится гигантской, со множеством людей, занятых операционной деятельностью, с многогранной бизнес-моделью, — говорит Дедью, — требуется CEO, который умеет руководить на более общем уровне. Именно таким человеком всегда был Тим Кук. Он на своем месте».

Рядовые сотрудники Apple тоже уверены в Куке. «Мы по-прежнему считаем, что нас ждет очень светлое будущее, — говорит Джозвиак. — У нас предостаточно отличных разработок. Здесь мы не тормозим после перехода руководства к Куку. Сотрудники абсолютно уверены в Тиме как в лидере. Где бы я ни оказался, все им восхищаются».

Способен ли Кук создавать инновации?

Может быть, у Кука за плечами есть поддержка персонала, однако по-прежнему остро стоит вопрос: сможет ли Apple под его руководством внедрять инновации, как это было при Джобсе? Джобсу было чем похвастаться. В самом начале карьеры он благодаря Apple II открыл эру персональных компьютеров. Потом был первый Macintosh, а еще iPod, iPhone, iPad и множество инноваций в программном обеспечении, в том числе Mac OS X, iTunes и App Store.

Но когда Джобс был CEO, его не боготворили так, как сейчас. Apple в то время переживала трудности на рынке персональных компьютеров, и большинство экспертов призывали компанию взять на вооружение модель Microsoft: лицензировать свое программное обеспечение для других производителей. Это, вероятно, стало бы смертью компании. Когда появился iPod, его считали счастливой случайностью, и знатоки снова начали призывать Apple лицензировать iTunes для других компаний. Над iPhone изначально насмехались, называя дорогим провалом. Стив Балмер, занимавший тогда пост CEO Microsoft, как известно, заявил: «У iPhone нет никаких шансов завоевать хоть сколько-нибудь значимую долю рынка». Стив Джобс, безусловно, доказал, что Балмер заблуждался.

Пока Джобс был жив, его способность создавать инновации вызывала сомнения

Но в корне репутация Джобса изменилась лишь после взлета iPhone — это примерно совпало по времени с началом его болезни. Пока Джобс был жив, его способность создавать инновации вызывала сомнения. «Люди забывают, — говорит Джозвиак, — что между инновациями или, если хотите, между меняющими категорию продуктами иногда проходит много времени».

Если посмотреть на карьеру Джобса, видны многолетние паузы между революционными продуктами. Apple II был представлен в 1977 году. Первый Mac — в 1984 году, через семь лет. А спустя 14 лет, уже после возвращения Джобса в Apple, в 1998 году вышел первый iMac. В 2001 году — через три года после iMac — появились iPod и Mac OS X, а в 2007 году, через шесть лет после iPod, пришел черед iPhone. Еще через три года, в 2010 году, был запущен iPad.

Кроме того, многие из этих больших продуктов не стали успешными в одночасье. Продажи iPod были невелики вплоть до третьего года после запуска, когда Apple добавила в устройство USB и сделала его совместимым с Windows. Столько же времени потребовалось iPhone. Хитами сразу после создания стали очень немногие продукты Apple. Теперь Стиву Джобсу отдают должное за эти удивительные устройства, но нельзя забывать, что ему тоже бывало нелегко. Кук сталкивается со многими из этих трудностей, и некоторым инновационным продуктам требуется время, чтобы войти в моду.

Инновации требуют времени

В эпоху Кука по схожему пути прошли Apple Watch. Это была первая запущенная при нем крупная новая категория продуктов, и поначалу ее встретили скептически, даже с презрением. В обзорах эти часы называли милой игрушкой, а вовсе не изменившей мир новинкой. Но прошло три года, и умные часы Apple занимают самую большую долю этого рынка — больше, чем вся швейцарская часовая индустрия. По некоторым оценкам, Apple продала на сегодняшний день 46 миллионов штук, и, вероятно, в грядущие годы Apple Watch ждут новые высоты. Apple Watch — это платформа для амбиций Apple в сфере здравоохранения и здорового образа жизни.

Такими инициативами в области программного обеспечения, как HealthKit и ResearchKit, Apple закладывает фундамент для носимого на запястье компьютера, который будет отслеживать и улучшать здоровье и физическую форму владельца. Ходят слухи, что Apple работает над новыми сенсорами — возможно, для контроля уровня глюкозы в крови. Это будет очень полезно для больных диабетом, но пригодится каждому, кто хочет посмотреть, как обед или съеденный пончик влияет на уровень сахара. Диеты уже никогда не будут прежними.

Кроме больших, доминирующих на всех мировых рынках новинок, Apple при Куке внедрила и другие инновации во многих областях. AirPods стали гигантским хитом и изменили мир беспроводных наушников. Apple Pay медленно набирает обороты и должна стать крупнейшей системой бесконтактных платежей в Соединенных Штатах. Планируется, что к 2022 году она займет треть этого рынка. Еще Кук — большой поклонник дополненной реальности. Пока эта технология делает первые шаги, но некоторые прогнозируют, что с ее помощью мы будем иначе использовать свои устройства для взаимодействия с миром, и, вероятно, она превзойдет все существующие приложения. Система распознавания лиц Face ID, применяемая в iPhone X, была хорошо встречена, так как благодаря ей обеспечение безопасности стало простым и легким делом.

Читайте также:  Как самому найти айфон по imei

Даже банальная разблокировка Mac с помощью Apple Watch — по сути это на удивление сложный процесс — является маленьким красноречивым примером инноваций эпохи Кука. В соответствии с его характером эти улучшения не объявляют революцией, но они способствуют хорошим впечатлениям и ведут за собой технологическую индустрию. Многие не осознают, что Apple всегда действовала таким образом: прорывы случаются редко, зато есть много небольших, постепенных улучшений, которые иногда складываются в серьезные революционные продукты.

Выученные уроки

Формально Кук был далеко не самым вероятным кандидатом на роль ведущего американского CEO-активиста. Южанин из республиканского штата, белый, принадлежал к рабочему классу. Он учился серьезным предметам, таким как инженерия и бизнес, и десятилетиями занимался тем, чтобы «поезда приходили вовремя». В начале карьеры он управлял запасами и заработал репутацию несколько холодного и жесткого человека. Он рвал запутанные соглашения с поставщиками и, казалось, заботился только об итоговых суммах. Его предшественник — Стив Джобс — выглядел куда либеральнее: он вырос в умеренной Калифорнии, носил длинные волосы, одевался как хиппи, ходил на встречи с рок-звездами и был вегетарианцем. Он обожал Боба Дилана и жил в коммуне.

Кажется, именно Джобс должен был превратить Apple в одну из крупнейших прогрессивных компаний в стране. Но загвоздка в том, что при Джобсе Apple всегда имела репутацию либеральной компании, но на деле вела себя иначе. Это была безжалостная машина из списка Fortune 500. Она уходила от налогов, избегала существенных пожертвований на благотворительность, эксплуатировала и травила рабочих в азиатских странах. Джобс не извинялся за все это и был убежден, что вклад Apple — это, прежде всего, ее продукты.

При Куке Apple стала другой. Он доказал свою верность этике, и его ценности стали неотъемлемым элементом работы компании. Он тянет вперед и Apple, и всю технологическую отрасль, стимулируя этические преобразования. «Бренды постепенно начинают замечать, что внимание к этике и основополагающим ценностям — это не «милое дополнение», а необходимость, — пишет в редакционной статье Recode Патрик Куинлан, сооснователь и CEO технологической компании Convercent, которая предлагает платформу управления этикой и соответствием стандартам. — Интернет разрушил барьер между потребителями и брендами, а значит, прозрачность и внимание к этике и ценностям стали важны как никогда раньше. Брендам нельзя упустить момент.

Кук говорит: «Я не считаю, что бизнес должен заниматься только коммерцией. Бизнес для меня — это просто сообщество людей»

Тим Кук придает большое значение охране окружающей среды. Хотя администрация Трампа выходит из соглашения по климату, Apple и другие компании ведут наступление. Были сделаны революционные инвестиции в возобновляемую энергетику, ответственное лесопользование и экологически безопасное производство. Сейчас, когда дата-центры потребляют столько же энергии, как города средних размеров, усилия Apple в области солнечной и ветряной энергетики невероятно важны. В 25 странах Apple полностью перешла на возобновляемую энергию и начинает вовлекать в этот процесс поставщиков. Если оценки Лизы Джексон верны, вся цепочка поставок Apple — а это 70 % углеродного следа компании — уже через десять лет или даже раньше будет использовать только возобновляемую энергию. Если другие производители последуют примеру Кука, на возобновляемую энергию, вероятно, перейдет вся промышленность.

Другая смелая идея Кука — замкнуть цепочку поставок. Ей еще предстоит доказать свою успешность, однако делать новые продукты из старых, чтобы добывать из недр земли как можно меньше ресурсов, — стоящая мысль. У этой концепции долгая история. Экологи и дизайнеры десятилетиями призывали перевести производство на цикл «от колыбели до могилы», однако то, что их поддержала такая компания, как Apple, — это большой, важный шаг для всей отрасли и всего мира.

Кук также улучшил условия работы на предприятиях поставщиков. Злоупотребления по-прежнему широко распространены, однако важно, что такая крупная компания прививает свои ценности другим. Кук ясно показал, что считает этот вопрос приоритетным, и многие компании это отметили. По данным Apple, более 11,7 миллиона рабочих узнали о своих правах на рабочем месте, о нормах охраны труда, о Кодексе поведения Apple. Компания тратит много денег на разработку современных методов и процессов производства. Совершенно необходимо внедрять эти новшества на заводах.

Не меньшую энергию Кук проявил, отстаивая свое мнение о конфиденциальности и безопасности. Он считает, что конфиденциальность — это фундаментальное право человека, такое же, как свобода слова и другие гражданские права. В этом вопросе его голос звучит едва ли не одиноко. Ему противостоит большинство компаний Кремниевой долины: об этом нечасто говорят, но их бизнес-модель построена прежде всего не на гаджетах и девайсах, а на рекламе, которая в цифровой век стала назойлива как никогда. Руководство Facebook и Google очень старается подтолкнуть клиентов делиться все большим объемом данных. Apple этого не делает.

Возможно, это приведет к отставанию в области искусственного интеллекта и других технологий, которые требуют личных данных пользователей, но Кук тем не менее придерживается позиции, которая должна в долгосрочной перспективе принести пользу компании и ее клиентам. Благодаря своему подходу Apple, вероятно, никогда не столкнется с такими скандалами по поводу нарушения конфиденциальности, как Facebook, которой в марте 2018 года они стоили 100 миллиардов долларов рыночной капитализации. Марку Цукербергу тогда устроили выволочку в Конгрессе.

Доступность наряду с разнообразием и интеграцией — это две стороны одной медали. Кук показал свое внимание к вопросам доступности, включив ее (а также образовательные инициативы) в сферу ответственности Лизы Джексон и выведя их тем самым на высший управленческий уровень. В результате продукты Apple заслужили высокие оценки активистов: в 2017 году компании были присуждены три крупные премии за инновации в этой области. Если человек слепой, это не должно мешать ему пользоваться айфоном, и Apple прилагает большие усилия, чтобы делать продукты для всех.

Кук доказывает, что можно делать добро и при этом преуспевать. Стив Джобс однажды заметил: компании — это лучшее изобретение человечества, чтобы заставить людей двигаться в одном направлении. Кук делает еще один шаг. Он говорит: «Я не считаю, что бизнес должен заниматься только коммерцией. Бизнес для меня — это просто сообщество людей. Если у людей есть ценности — следовательно, ценности должны быть и у компании». Кук не просто сделал Apple первой в мире компанией стоимостью триллион долларов. Он сделал Apple лучше, и мир вокруг тоже стал лучше.

Источник

Оцените статью