Создаём текстовый редактор
Операции с файлами
Рассмотрим вопросы ввода/вывода, которые являются распространёнными операциями в программировании. В Android можно сохранять файлы непосредственно на самом устройстве или на внешней карте памяти. Для каждой программы на устройстве выделяется собственная папка, в которой приложение может хранить свои файлы. По умолчанию другие приложения не могут обращаться к этим файлам. Если вы сохраняете файлы на внешнем накопителе, то доступ возможен.
Android использует стандартные операции ввода/вывода, принятые в Java. Например, Android реализует файловые потоки с помощью классов из пакета java.io, а также имеет собственные классы для работы с файлами внутри приложения.
Чтобы записать данные в файл, необходимо вызвать метод Context.openFileOutput() и передать в качестве параметра имя файла. Метод возвращает стандартный Java-объект FileOutputStream. Вызов метода для данного файла из другого приложения не будет работать, обратиться вы можете только к своим файлам. Например, чтобы создать файл и записать данные, пишем следующий код:
Если имеется статический файл, который надо упаковать с вашим приложением во время компиляции проекта, можно сохранить его в каталоге res/raw/, а затем открыть его при помощи метода Resources.openRawResource(). Он возвращает объект InputStream, который можно использовать для чтения файла. После окончания работы с потоком не забудьте его закрыть, вызвав метод close().
Создадим простейший аналог Блокнота, позволяющий записывать и читать данные из файла.
На экране активности разместим компонент EditText и растянем его:
activity_main.xml
Создадим пункты меню Открыть и Сохранить в ресурсах. Строковые ресурсы добавьте самостоятельно.
res/menu/menu_main.xml
В методах openFile() и saveFile() реализуем операции по открытию и сохранению файла. Для Kotlin код получился намного короче.
Класс MainActivity
Мы получили простой блокнотик, позволяющий сохранять записи в одном заданном файле. Вы можете усовершенствовать приложение, добавив возможность создания новых файлов и их удаления.
Сохранение настроек — Флажки
Расширим функциональность блокнота, добавив в него возможность сохранения различных настроек.
Подготовим различные настройки, которые будем хранить в файле строковых ресурсов strings.xml:
res/values/strings.xml
Теперь создадим файл настроек preferences.xml (если забыли, то перечитайте статью Сохранение настроек):
res/xml/preferences.xml
Итак, мы определили первую настройку под именем pref_openmode, которая будет или сразу загружать файл в поле редактирования, если установлен флажок, или открывать пустое поле, если флажок не установлен.
Создадим новую активность, которая наследует от класса PreferenceActivity. В классе активности для предпочтений внутри метода обратного вызова onCreate() нужно только вызвать метод addPreferencesFromResource() и загрузить XML-файл preferences.xml, содержащий наши настройки (пока одну):
Класс SettingsActivity
Не забываем добавить объявление активности SettingsActivity в файл манифеста AndroidManifest.xml:
Добавим новый пункт меню Настройки в меню (файл res/menu/main.xml), чтобы открывать подготовленное окно настроек.
В методе onOptionsItemSelected() класса MainActivity добавим новый блок when/switch:
Запустите приложение и убедитесь, что в меню появился новый пункт, который открывает окно настроек.
Чтение установок предпочтений нужно проводить в методе onResume(), который вызывается системой как во время запуска приложения, так и после закрытия окна настроек и возврата главной активности на передний план:
В методе getBoolean() второй параметр false означает значение по умолчанию для возвращаемого значения предпочтения, если запрос на чтение установленного значения закончится неудачей.
Мы создали первую настройку, позволяющую сразу открывать нужный файл для редактирования, если отметить галочкой нужный пункт.
Сохранение текстовых настроек
Добавим возможность устанавливать размер шрифта для текста. Откроем снова файл preferences.xml и добавим новый элемент EditTextPreference:
В метод onResume() добавим новый код для чтения установленного значения размера шрифта:
Запустите проект и вызовите окно настроек. Теперь у нас появилась опция установки размера шрифта. Если щёлкнуть на новом пункте, то откроется диалоговое окно с текстовым полем ввода.
Обращаю ваше внимание, что в нашем примере не проверяется пользовательский ввод, что может привести к ошибкам, если вместо числового значения для размера шрифта пользователь введёт слово Кот или любое другое слово из трёх букв. Никогда не доверяйте пользователю!
Сохранение настроек — Списки
Продолжим работу с текстовым редактором и добавим в него список для выбора стиля текста. В списке будет четыре опции: Обычный, Полужирный, Курсив, Полужирный+Курсив.
Подготовим массив строк и сохраним его в файле arrays.xml, который необходимо поместить в каталог res/values/ (хотя можно просто добавить в strings.xml).
res/values/arrays.xml
В файл preferences.xml добавим дополнительный элемент ListPreference, в котором определим атрибуты заголовка окна, привязку к массиву значений и значение по умолчанию:
Для чтения настроек из списка добавляем код в метод onResume() класса MainActivity:
Запустив проект, вы теперь увидите новую настройку Стиль для шрифта, которая открывает диалоговое окно для выбора стиля из списка. Обратите внимание, что в диалоговом окне нет кнопки сохранения, только Отмена. Изменения сохраняются сразу при выборе опции списка.
В статье Сохранение настроек можно прочитать дополнительные материалы по улучшению окна настроек. Например, можно добавить новую настройку, связанную с выбором цвета для текста.
Источник
Полный список
На прошлом уроке мы выяснили, что Activity читает layout-файл и отображает то, что в нем сконфигурировано. Теперь выясним, откуда Activity знает, какой именно layout-файл читать.
Урок был обновлен 02.02.2015
Создадим приложение для этого урока. Для этого необходимо создать модуль в проекте Android lessons. Этот проект мы создали в прошлых уроках. Если вы еще не запомнили, как создавать модули, то можно просмотреть еще раз Уроки 3 и 4.
И давайте сразу разберем один момент. Последующие уроки были написаны давно, и написаны они были под среду разработки Eclipse. Соответственно, все уроки содержат информацию для создания проекта в Eclipse.
Но Eclipse отличается от Android Studio организацией проектов/модулей. И сейчас мы разберемся, как информацию по созданию проекта в Eclipse использовать при создании модулей в Android Studio.
Инфа для создания проекта в Eclipse выглядит так:
Project name: P0051_LayoutFiles
Build Target: Android 2.2
Application name: LayoutFiles
Package name: ru.startandroid.develop.LayoutFiles
Create Activity: MainActivity
Обычно, подобный текст есть в начале каждого урока.
А для создания модуля в Android Studio нам нужна информация в таком виде
Application/Library name: LayoutFiles
Module name: p0051layoutfiles
Package name: ru.startandroid.p0051layoutfiles
Как получить из старого новое? Рассмотрим на примере этого урока. Будем брать значения для Eclipse и подставлять их в Android Studio.
Для поля Application/Library name берете значение Application name, без каких-либо изменений. Т.е. LayoutFiles.
Для Module name можно брать значение Project name, но заглавные буквы надо сделать маленькими, а нижнее подчеркивание удалить. Т.е. из P0051_LayoutFiles получаем p0051layoutfiles.
Package name – это ru.startandroid. плюc только что полученный Module name, т.е. ru.startandroid.p0051layoutfiles
Используйте эту схему во всех последующих уроках для создания модулей.
Также, в информации для Eclipse есть поле Create Activity. Его будем использовать при создании модуля, когда указываем имя Activity, в поле Activity Name
Сюда надо подставить значение из Create Activity. Обычно это всегда MainActivity.
Запомните эту инструкцию и применяйте в каждом уроке, чтобы создавать модули.
Возвращаемся к уроку.
При разработке, каждому Activity сопоставляется одноименный java-класс (наследник класса android.app.Activity). При запуске приложения, когда система должна показать Activity и в дальнейшем работать с ним, она будет вызывать методы этого класса. И от того, что мы в этих методах накодим, зависит поведение Activity.
При создании модуля мы указывали, что надо создать Activity с именем MainActivity
Мы попросили создать Activity, и среда разработки создала нам соответствующий класс (в дальнейшем мы научимся их создавать самостоятельно).
Давайте посмотрим этот класс: откроем двойным кликом файл: java\ru\startandroid\p0051layoutfiles\MainActivity.java
Смотрим java-код. Нас интересует метод onCreate – он вызывается, когда приложение создает и отображает Activity (на остальные методы пока не обращаем внимания). Посмотрим код реализации onCreate.
это вызов метода родительского класса, выполняющий необходимые процедуры, его мы не трогаем.
Нас сейчас очень интересует следующая строка:
Метод setContentView(int) – устанавливает содержимое Activity из layout-файла. Но в качестве аргумента мы указываем не путь к layout-файлу (res/layout/activity_main.xml), а константу, которая является ID файла. Эта константа генерируется автоматически в файле R.java, который мы пока трогать не будем. В этом классе будут храниться сгенерированные ID для всех ресурсов проекта (из папки res/*), чтобы мы могли к ним обращаться. Имена этих ID-констант совпадают с именами файлов ресурсов (без расширений).
Файл res/layout/activity_main.xml был создан средой разработки вместе с Activity. Его название запрашивалось на том же экране, где и название Activity (скрин выше).
В последующих уроках этот файл называется обычно main.xml, а не activity_main.xml
Откроем двойным кликом res/layout/activity_main.xml
посмотрим, что там
Запустим приложение и посмотрим, что оно нам покажет
Все верно — Activity отобразил то, что прописано в activity_main.xml.
Попробуем отобразить содержимое другого файла. Создадим еще один layout-файл, например myscreen.xml. Для этого выделим папку res/layout в нашем модуле и нажмем на ней правую кнопку мыши. В появившемся меню выбираем New > Layout resource file. Для любителей горячих клавиш есть более удобный путь: при выделенной папке res/layout нажать ALT+Insert, и там уже Enter на пункте Layout resource file.
Вводим имя файла myscreen, остальное пока не меняем, жмем OK.
В папке layout должен появиться новый файл myscreen.xml
Этот новый layout-файл должен сразу открыться на редактирование. Добавим на экран элемент Plain TextView из списка слева и через Properties изменим его текст на: «new layout file myscreen for activity».
Обязательно сохраняем (CTRL+S).
При создании нового layout-файла myscreen, среда добавила в R.java новую константу для этого файла — R.layout.myscreen. И мы теперь в коде сможем через эту константу указать на этот новый layout-файл.
Настроим так, чтобы Activity использовало новый файл myscreen.xml, а не activity_main.xml, который был изначально. Откроем MainActivity.java и поменяем аргумент метода setContentView. Замените «R.layout.activity_main», на «R.layout.myscreen» (ID нового layout-файла). Должно получиться так:
Сохраняем код (CTRL+S) и запускаем приложение (SHIFT+F10).
Теперь нам предложат подтвердить, что мы хотим запустить приложение на включенном эмуляторе.
Чтобы он при каждом запуске это не спрашивал, включите галку Use same device for future launches и жмите OK.
Видим, что теперь оно отображает содержимое из myscreen.xml, т.к. мы явно ему это указали в методе setContentView, который выполняется при создании (onCreate) Activity
Layout-файл в виде XML
Открыв в Android Studio layout файл activity_main или myscreen, вы видите его визуальное представление. Т.е. некий предпросмотр, как это будет выглядеть на экране. Снизу вы можете видеть две вкладки – Design и Text. Откройте вкладку Text
Мы видим достаточно читабельное xml-описание всех View нашего layout-файла. Названия xml-элементов — это классы View-элементов, xml-атрибуты — это параметры View-элементов, т.е. все те параметры, что мы меняем через вкладку Properties. Также вы можете вносить изменения прямо сюда и изменения будут отображаться во вкладке Design. Например, изменим текст у TextView. Вместо «new layout file myscreen for activity», напишем текст «some new text»
Сохраняем. Открываем Design и наблюдаем изменения.
Обычно авторы учебников дают содержание layout-файлов именно в xml виде. Это удобно – вы можете просто скопировать фрагмент и использовать, и не надо вручную добавлять View-элементы, бегать по Properties и настраивать все руками. Я буду делать в своих проектах так же.
Layout-файл при смене ориентации экрана
По умолчанию мы настраиваем layout-файл под вертикальную ориентацию экрана. Но что будет если мы повернем смартфон и включится горизонтальная ориентация? Давайте смотреть.
Изменим myscreen.xml. Добавим вертикальный ряд кнопок и изменим надпись.
xml-код (вы можете скопировать его и заменить им содержимое вашего layout файла myscreen во вкладке Text):
Обратите внимание — я добавил вертикальный LinearLayout и поместил в него 4 кнопки. Подробнее обсудим это на следующем уроке.
Сохраним файл, запустим приложение.
В вертикальной ориентации все ок.
Нажмем в эмуляторе CTRL+F12, ориентация сменилась на горизонтальную и наши кнопки уже не влезают в экран.
Т.е. нам необходим еще один layout-файл, который был бы заточен под горизонтальную ориентацию и в нашем случае вывел бы кнопки горизонтально.
Но как дать знать Activity, что она в вертикальной ориентации должна использовать один layout-файл, а в горизонтальной – другой? Об этом за нас уже подумали создатели Андроид. У нас есть возможность создать layout-файл, который будет использоваться приложением, когда устройство находится в горизонтальной ориентации.
Создание такого файла почти не отличается от создания обычного layout-файла. Становимся на папку res/layout и создаем новый Layout resource file. Название файла указываем то же самое: myscreen. Осталось добавить спецификатор, который даст приложению понять, что этот layout-файл надо юзать в горизонтальной ориентации. Для этого в списке спецификаторов слева снизу находим Orientation
И жмем кнопку со стрелкой вправо. Тем самым мы включили использование спецификатора ориентации. Нам надо указать, что нас интересует горизонтальная ориентация: Landscape. Выберите это значение из выпадающего списка.
Обратите внимание, что изменилось значение поля Directory name
Настройкой спецификатора мы указали, что наш новый layout-файл будет создан в папке res/layout-land, а не res/layout, как обычно. Т.е. спецификатор –land указывает на то, что layout-файлы из этой папки будут использованы в горизонтальной ориентации устройства.
Посмотрим на структуру модуля
Видим, что у нас теперь два файла myscreen: обычный и land. Можно это же увидеть в структуре папок. Для этого сверху поменяйте вид проекта с Android на Project
И вы увидите, что в модуле теперь есть папки res/layout и res/layout-land. И обе они содержат файл myscreen.
Откроем двойным кликом файл res/layout-land/myscreen и поменяем его содержимое на такой xml-код:
Вкладка Design покажет следующее:
В этом layout файле мы расположили кнопки горизонтально, чтобы они адекватно отображались в горизонтальной ориентации.
Обратите внимание на название файла сверху. Там присутствует спецификатор land, чтобы вы всегда понимали какой из двух myscreen вы сейчас редактируете.
Activity читает layout-файл, который мы указывали в методе setContentView, т.е. myscreen.xml и отображает его содержимое. При этом оно учитывает ориентацию устройства, и в случае горизонтальной ориентации берет myscreen из папки res/layout-land (если он, конечно, там существует).
Переключим ориентацию CTRL+F12.
Activity понимает, что находится в вертикальной ориентации, и использует layout-файл myscreen из папки res/layout.
Еще немного об уроках. Далее почти во всех уроках основной layout-файл будет называться main.xml. Пусть это вас не смущает, просто помните, что ваш основной файл — это activity_main.xml.
Присоединяйтесь к нам в Telegram:
— в канале StartAndroid публикуются ссылки на новые статьи с сайта startandroid.ru и интересные материалы с хабра, medium.com и т.п.
— в чатах решаем возникающие вопросы и проблемы по различным темам: Android, Kotlin, RxJava, Dagger, Тестирование
— ну и если просто хочется поговорить с коллегами по разработке, то есть чат Флудильня
— новый чат Performance для обсуждения проблем производительности и для ваших пожеланий по содержанию курса по этой теме
Источник