- Почему Apple не уйдет из России, или Чем обернется для страны закон о предустановке софта
- Как это делают во всем мире
- Какие требования должны быть к предустановке
- Как предустановка повлияет на производителей
- Почему Apple не уйдет из России
- Запрет iPhone: что известно о «законе против Apple», который приняли в России
- Подписаться:
- Поделиться:
- Что случилось?
- Какие приложения нужно будет устанавливать производителям?
- Кто лоббировал законопроект?
- Зачем нужен этот законопроект?
- Почему его называют «Законом против Apple»?
- Как к законопроекту относится бизнес?
- Российским владельцам iPhone нашлась лазейка в «законе против Apple»
Почему Apple не уйдет из России, или Чем обернется для страны закон о предустановке софта
Госдума приняли поправки в закон «О защите прав потребителей», который СМИ и пользователи окрестили «законом о предустановке российского софта». Разбираемся, как он повлияет на простых россиян и компании, занимающиеся разработкой.
Прежде всего, нужно понимать, что подобные законы существуют во многих странах мира, и в России он рано или поздно тоже появился бы. Сложно представить, чтобы в США или Китае, например, обсуждалось бы, какие приложения, произведенные в других государствах, нужно предустанавливать; чтобы не принималось мер по поддержке собственных программных продуктов или сервисов. Например, Google обязала производителей смартфонов и планшетов, которые поставляются в Европу, платить за предустановку своих сервисов. Если Россия претендует на глобальное лидерство в ИТ, то без отстаивания интересов российского бизнеса на мировой арене просто не обойтись. Сейчас важно перейти от «борьбы» с самим законом к конструктивному диалогу отрасли с государством, что позволит совместными усилиями выработать четкие формулировки для последующих за законом подзаконных актов. Чтобы инициатива была полезна российскому рынку, необходимо соблюдение определенных условий — например, стоит сохранить возможность выбора приложений как производителем, так и пользователем.
Как это делают во всем мире
В 2015 г. состоялась первая в истории встреча министров связи и ИТ стран БРИКС. Во время ее проведения мне удалось получить ответ от высокопоставленного сотрудника Huawei на вопрос о предустановке российского офисного пакета на продающиеся в России китайские смартфоны. Ответ был очень кратким и лаконичным — российский софт им не нужен, ведь у них есть свой, китайский, и ставить они будут именно его.
Зарубежные производители всеми возможными способами стремятся продвигать собственные программные решения на иностранных рынках. При этом они применяют как рыночные, так и нерыночные методы: не только ограничивают свой список претендентов на предустановку, но и пугают общественность обещаниями значительного увеличения стоимости своих решений; либо и вовсе — декларируют свой скорый уход с рынка.
Очевидно, что такой подход вряд ли может сулить какой-то профит российским разработчикам. И поэтому сама идея о поддержке государством локальных игроков рынка выглядит довольно здравой.
Какие требования должны быть к предустановке
Закон, который недавно приняла Госдума, явно будет дорабатываться. В него заложены базовые принципы регулирования рынка, но пока отсутствуют некоторые принципиальные моменты: нет понимания того, какое программное обеспечение будет устанавливаться в обязательном порядке, и того, на какие устройства распространится действие закона. Это еще предстоит определить правительству.
На мой взгляд, необходимо соблюсти два ключевых момента. Во-первых, у пользователя всегда должен оставаться выбор и возможность скачивать какое-либо ПО, которое ему требуется. И, во-вторых, должна быть конкуренция между разработчиками софта за предустановку на те или иные устройства. Если соблюсти два этих момента, то новый закон положительно повлияет на индустрию, поскольку даст возможность российским разработчикам довести свои продукты до покупателя.
Инициатива однозначно приведет к увеличению популярности российского софта у потребителей, однако важно понимать, что она не должна ограждать пользователя от возможности скачать и установить любой другой софт. Не так важно, какой браузер рекомендован к предустановке, важно, чтобы сохранялась возможность выбора подходящих решений как у производителя устройства, так и у конечного пользователя.
Эту ситуацию лучше всего иллюстрирует пример с операционными системами: ни в Microsoft Windows, ни в Apple Mac OS не предустанавливается браузер Google Chrome. Однако его доля на пользовательских устройствах, по различным данным, достигает 70%.
Самые продаваемые сегодня в России смартфоны — китайские. На них предустановлены китайские программы, которые в действительности россиянам и не нужны. Там нет русской погоды, гороскопа и сервисов вызова такси. Скорее на таком устройстве будет предустановлен мессенджер WeChat, а не Telegram, WhatsApp или ICQ. Все это пользователь будет устанавливать самостоятельно.
Как предустановка повлияет на производителей
Важно и нужно обеспечить рыночную конкуренцию. Это позволит избавиться от коррупционной составляющей в вопросах предустановки софта. Необходимо сделать так, чтобы производитель устройств сам мог выбирать программные решения от нескольких разработчиков, хотя бы из двух игроков в каждой категории, и он сам решал предустановить, например, антивирус Kaspersky Lab или Dr.Web. А компании-разработчики пусть бьются за производителей и убеждают их выбрать свой продукт.
Если же список на предустановку будет неконкурентным и в каждой категории будет представлен только один продукт, то производители будут вынуждены устанавливать только эти приложения. В результате софт от других компаний-разработчиков не сможет появиться на этих устройствах.
Подобное уже происходило: американская Google запрещала малоизвестным производителям смартфонов предустанавливать сервисы «Яндекс», вынуждая пользователей работать только со своими приложениями. Дело рассматривалось в ФАС России, который усмотрел в действиях Google нарушение закона о конкуренции и выставил крупный штраф в p 438 млн.
Почему Apple не уйдет из России
Эксперты полагают, что компания из Купертино не собирается модернизировать либо предустанавливать сторонний софт, а в случае жестких регуляторных мер будет вынуждена покинуть российский рынок. При этом в других странах Apple зачастую выполняет требования регуляторов.
Так, для выхода iPhone 7 потребовалось модифицировать устройство для обеспечения совместимости с платежной системой транспортной системы Японии. В смартфоны для страны восходящего солнца были встроены специальный аппаратный чип FlexCAN и программное обеспечение.
На сайте компании публикуется список сервисов, которые доступны в тех или иных государствах. И, как можно легко убедиться, объем предустановленных приложений сильно зависит от конкретной страны. Так, например, в пятимиллионной Либерии можно купить смартфон, только кроме App Store пользователям не будут доступны никакие приложения: ни музыка, ни кино, ни книги.
Поскольку японский рынок не сильно отличается от нашего, довольно странно предполагать, что Apple не найдет способы выполнения регуляторных требований. Тем более, если уж они встроили аппаратный чип, то и с предустановкой приложений прекрасно справятся. Поэтому я не верю, что цены на продукты этой компании вырастут или Apple покинет наш рынок.
Подобное уже происходило на рынке банковских сервисов: платежные системы Visa и MasterCard смогли достичь понимания с местными регуляторами в вопросах работы на конкретных территориях. Пользователям уж точно стало проще жить: в России есть возможность выпускать карты, которые точно никто не сможет отключить откуда-то удаленно, или когда вы будете находиться «не в том регионе».
Источник
Запрет iPhone: что известно о «законе против Apple», который приняли в России
Подписаться:
Поделиться:
Законопроект, обязывающий производителей предустанавливать на гаджеты российские приложения, успешно прошел все три чтения в Госдуме, а 2 декабря его подписал Владимир Путин. В народе его называют «законом против Apple», потому что именно эта компания с большой вероятностью пострадает или вовсе будет вынуждена уйти с рынка нашей страны. «Собака.ru» разобралась, зачем поправки решили принять, действительно ли они так вредны и как повлияют на бизнес.
Что случилось?
В статью №4 закона «О защите прав потребителей» внесут поправку, которая обяжет производителей смартфонов и других гаджетов предустанавливать российские приложения. За нарушение предусмотрен штраф до 200 тысяч рублей, планируется, что законопроект вступит в силу с 1 июля 2020 года.
Какие приложения нужно будет устанавливать производителям?
Список приложений, которые необходимо будет устанавливать производителям, определит правительство. Федеральная антимонопольная служба предлагала внести в него браузеры, антивирусы, мессенджеры и навигаторы. Минкомсвязи при этом заявило, что стоит ограничиться только браузерами и поисковиками.
Один из авторов законопроекта рассказал: «Речь идет о наиболее необходимых программах для нашей страны. Это могут быть поисковики, карты, социально значимые приложения — такие, как, например, «Госуслуги». Кроме того, это могут быть онлайн-кинотеатры».
Кто лоббировал законопроект?
Его не одобряет Минкомсвязи, однако чиновники рассказывали, что лоббирует его администрация президента, так что позиция отдельного министерства роли здесь уже не играет. На первом голосовании за выступили 363 депутата и один против, на втором за был 341 депутат, против — никто.
Зачем нужен этот законопроект?
Глава Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов сказал, что не понимает этого: «Мы направляли письмо по поводу этого законопроекта с призывом провести общественные слушания, но их так и не случилось. Не могу сказать, что конкретно у нас были какие-то правки в текст законопроекта — мы в целом не понимаем, зачем он нужен: он регулирует сферу, которая, на наш взгляд, в регуляции не нуждается. Непонятно, зачем обязывать законом предустанавливать приложения: мне не нужен закон, чтобы поставить «Яндекс. Навигатор» и скачать «Сбербанк Онлайн». Люди сами скачивают отечественные приложения, не потому что их обязывает закон, а потому что это удобные сервисы».
В пояснительной записке к закону утверждается: «Программы для ЭВМ, включая мобильные приложения и программы для телевизоров с функцией «смарт-ТВ», ориентированные преимущественно на российских пользователей, являются более привлекательными для российских потребителей, повышают удобство использования устройств, на которых они установлены, влияют на качество использования таких устройств, повышают ценность товара для потребителя. Кроме того, законопроект обеспечит защиту интересов российских интернет-компаний, что позволит уменьшить количество злоупотреблений со стороны крупных иностранных компаний, работающих в сфере информационных технологий».
ВВС пишет, что одна из возможных причин интереса законодателей к продукции Apple – постепенное введение компанией технологии ESIM, которая позволяет смартфонам работать без сим-карты, что сокращает возможности для государственного контроля пользователей в рамках «пакета Яровой».
Почему его называют «Законом против Apple»?
Во время обсуждения законопроекта эксперты отмечали, что главная его цель — компания Apple, которую пытаются на уровне закона обязать устанавливать в iPhone и iPad российские приложения. Но операционная система iOS вообще не предполагает предустановки сторонних приложений, это не делается ни в одной из стран. Компания ответила, что принятие законопроекта вынудит ее «пересмотреть свою бизнес-модель в России». Учитывая то, что Россия – далеко не самый большой рынок для Apple, ее уход из страны вполне вероятен.
«Требование добавить в экосистему Apple сторонние приложения равноценно джейлбрейку (официально не поддерживаемый взлом файловой системы) и несет угрозы безопасности, а на такие риски компания не может пойти», – говорил собеседник «Коммерсанта», знакомый с позицией Apple, в апреле 2019 года.
Как к законопроекту относится бизнес?
Законопроект не обсуждался ни с представителями бизнеса, ни с экспертами, а его авторы не догадываются о последствиях его принятия, считает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. Он уверен, что поправки навредят и производителям, и разработчикам ПО, в том числе российским, так как рынок мобильных приложений – конкурентная среда, которая регулируется потребительским спросом и актуальным предложением новых приложений. При этом многие российские приложения на домашнем рынке лидируют. С появлением списка обязательных к приложений смысл конкуренции потеряется, уверен Гуськов: вместо того чтобы улучшать продукт, разработчики будут стремиться попасть в список правительства, а если приложение в него попадет, у них не будет стимула развивать его.
Некоторые эксперты уверены, что законопроект приведет к подорожанию даже тех смартфонов, производители которых согласятся на новые условия.
Источник
Российским владельцам iPhone нашлась лазейка в «законе против Apple»
Оговорки позволяют не бояться новшеств
Введение так называемого «закона против Apple», обязывающего предустанавливать на смартфоны и прочие гаджеты российский софт, скорее всего, перенесут с 1 января на 1 апреля. Такую поправку до конца недели планируется внести в Госдуму. Да и в целом «закон против» оказался на выходе не слишком-то и против.
Правительство, конечно, утвердило окончательный перечень устройств, на которые требуется ставить программы российских разработчиков. Но оговорки в постановлении показывают — уже не первый раз наше могучее государство пасует перед всего лишь частной компанией.
Фото: Алексей Меринов
Планируемый перенос введения закона — уже второй. Закон должен был заработать 1 июля этого года, но из-за коронавируса введение отложили на 1 января 2021 года. Теперь депутат Жигарев предлагает отложить введение на 1 апреля, поскольку участники рынка не успели подготовиться — правительство России затянуло с постановлением.
Постановление предполагает, что отечественный софт должен устанавливаться на смартфоны, планшеты, стационарные компьютеры и ноутбуки, а также «умные» телевизоры. К 1 декабря Минцифры должно составить перечень программ, рекомендуемых к установке и к 15 декабря внести его в правительство для утверждения. На смартфоны и планшеты должны предустанавливаться 16 видов отечественных приложений, на компьютеры — три, на Smart TV — четыре. Это российские поисковики, антивирусы, соцсети, мессенджеры и так далее.
По задумке законодателей, все это должно обеспечить «защиту интересов российских интернет-компаний, что позволит уменьшить количество злоупотреблений со стороны крупных иностранных компаний, работающих в сфере информационных технологий».
Закон почти сразу получил название «Закон против Apple». Дело в том, что производители техники на операционной системе Android хоть и поторговались немного, но согласились выполнять требования российских властей. А вот Apple принципиально не ставит сторонние приложения на свои устройства. Проще говоря, при введении закона любители айфонов могли остаться без новых гаджетов.
Тут-то и началось самое интересное. Еще прошлым летом Федеральная антимонопольная служба выступила с предложениями, облегчающими правила установки российского софта. А в нынешнем постановлении есть две оговорки, позволяющие фактически его не ставить. Вместо установки производитель может разместить только иконки для скачивания.
Но если и это кажется излишним, то можно при первом включении устройства показать пользователю в диалоговом окне список доступных к установке программ. У Apple такая возможность уже реализована в операционной системе iOS 14.3. Кроме того, в утвержденных правительством России правилах установки сказано, что производители «освобождаются от предварительной установки программ в случае, если технические требования программы не соответствуют техническим характеристикам товара или не являются совместимыми с системным программным обеспечением, на базе которого функционирует технически сложный товар». Пользователи Apple могут выдыхать — это их случай.
Что же произошло? В вопросе, например, с продовольственными контрсанкциями Россия проявила железную волю и сказала твердое «нет» пармезану. Защитила свои интересы. А здесь? Почему прогнулись? Потому что политически активная часть населения как раз продукцией Apple пользуется и начала бы «лодку раскачивать»?
Может быть. Но, скорее всего, есть и объяснение проще. Чтобы диктовать свои правила, защищать своих, нужно быть хотя бы на равных. Сделала бы Россия свой айфон, круче чем покойный Стив Джобс, — и вопросов бы не было. Сделала бы популярный видеохостинг — и не нужно было бы жаловаться российским государственным (да и просто продвигающим российскую повестку) каналам на цензуру YouTube. Частный предприниматель Илон Маск — в космосе. А государство Россия где?
Источник