- Что означает меню андроид
- Выбор пунктов меню
- Переключатели
- Режим Design
- Пример на Java
- Тайны кнопок в Android. Часть 3: Кнопки в главном меню
- Наша первая кнопка в меню
- Иконки для меню
- Подключение меню к Activity
- Создаем подменю
- Radio button’ы в меню
- Скрываем или показываем элементы меню
- Другие способы кастомизации меню
Что означает меню андроид
Android поддерживает несколько типов меню. Первый — на телефоне есть отдельная кнопка Menu (в старых телефонах), нажатие которой вызывает меню. В новых устройствах отдельную кнопку убрали, заменив на значок меню в виде трёх точек в вертикальной ориентации. Второй тип — контекстное меню, которое появляется при нажатии и удерживания пальца на экране в нужном месте (также можно нажать и удерживать центральную кнопку на телефоне). Контекстное меню в свою очередь может иметь подменю. Сегодня мы познакомимся с первым типом меню. В данной статье будет рассматриваться работа с меню на новых устройствах под управлением Android 4.0 и выше.
В шаблоне Empty Activity нет меню, поэтому мы создадим его сами. Это поможет вам понять принцип работы и получить общее представление о проекте. Запоминать названия классов, методов и код для обработки выбора пунктов меню необязательно. В других шаблонах меню будет встроено и вы можете сразу использовать его.
Создайте новый проект на основе Empty Activity и запустите его. Никакого меню пока нет.
Создадим несколько строковых ресурсов в файле res/values/strings.xml, которые будут отвечать за пункты меню:
Теперь создайте новую папку menu в папке res (правый щелчок мыши на папке res, | New | Directory). Далее создайте в созданной папке файл menu_main.xml — имя указывает, что меню относится к основной активности MainActivity (правый щелчок мыши на папке menu | New | Menu Resource File). Если вы будете создавать приложение с несколькими экранами, то у каждой активности будет отдельное меню со своими настройками. Пока откроем файл menu_main.xml и добавим в полученный шаблон свой код:
Откроем файл MainActivity. Сейчас в нём только один метод onCreate(). Добавим новый метод onCreateOptionsMenu(). Именно данный метод отвечает за появление меню у активности. Сразу после метода onCreate() начинайте вводить первые символы метода и дальше студия сама покажет список подходящих методов.
Найдите нужный метод и заготовка будет создана автоматически.
Добавляем в заготовку метод, который берёт данные из ресурсов меню и преобразует их в пункты меню на экране.
В методе inflate() вы указываете ресурс меню (R.menu.menu_main) и объект класса Menu.
Запустите проект. Теперь в правой части заголовка вы увидите значок из трёх точек, выстроенных в вертикальную линию. Нажмите на значок, чтобы увидеть пункт меню Settings.
Как не трудно догадаться, элемент item отвечает за отдельный пункт меню. Добавим ещё три пункта по такому же принципу, меняя только идентификатор и текст для меню:
Запустите проект и попробуйте снова вызвать меню. Вы увидите три новых пункта.
Параметры id и title не нуждаются в объяснениях. Параметр orderInCategory позволяет задать свой порядок вывода пунктов меню. Предположим вы создали пять пунктов меню, но пока не определились с порядком их вывода на экране. Чтобы не перемещать постоянно целые блоки кода для пунктов меню в нужном порядке, можно воспользоваться данным параметром.
И, наконец, важный атрибут app:showAsAction определяет поведение меню в ActionBar. Значение never означает, что элемент меню не должен выводиться в заголовке, а только в всплывающем меню, т.е. находиться за тремя точками. Если вы установите значение always, то пункт Settings сразу появится в заголовке вашего приложения. Также доступны значения ifRooms, withText и collapseActionView. Попробуйте самостоятельно. Например, ifRoom выводит пункт меню, если позволяет место. Если пунктов будет много, то они будут только мешаться. Как правило, в таком варианте выводят очень короткое слово или значок для частых операций, чтобы избежать лишнего щелчка на три точки.
Обратите внимание на атрибут app:showAsAction, который относится к пространству имён xmlns:app=»http://schemas.android.com/apk/res-auto». Было время, когда такого пространства имён не существовало и в проектах использовался атрибут android:showAsAction из стандартного пространства имён. Если студия будет ругаться на ошибку, то отредактируйте код.
Пока пункты меню не выполняют полезной работы. Любое нажатие на пункт просто закрывает меню без видимых последствий. Мы ещё не написали код для обработки нажатий.
Выбор пунктов меню
Мы научились создавать меню. Но пока оно бесполезно, так как пункты меню никак не реагируют на наши нажатия. Для обработки нажатий пунктов меню служит другой метод onOptionsItemSelected(). Добавим метод по такому же принципу, как для предыдущего примера. Получим заготовку.
Параметр item отвечает за пункт меню. Вам следует получить идентификатор меню через метод getItemId() и указать для него код (в Kotlin вместо метода используется свойство itemId). Так как обычно меню состоит из нескольких пунктов, то удобно использовать конструкцию when. Для вывода информации воспользуемся текстовой меткой. Добавьте на экран активности компонент TextView. Можете использовать имеющийся TextView с надписью «Hello World!», только присвойте ему идентификатор.
Добавим код в заготовку для выбранного пункта меню:
Запустите приложение, вызовите меню и выберите любой пункт меню. В текстовом поле должно появиться сообщение.
Переключатели
Внешний вид пунктов меню можно изменить на вид с переключателями. Для этого нужно добавить элемент group с атрибутом android:checkableBehavior=»single»:
Большого смысла в этом режиме я не вижу. И рассматривать его не будем.
Режим Design
В Android Studio 2.2 добавили графический режим построения меню, которых похож на панель инструментов для добавления новых компонентов на экран. У меню панель состоит из четырёх элементов: Menu Item, Search Item, Menu, Group.
Принцип тот же, выбираете нужный элемент и перетаскиваете его на экран в область меню. Если вы изучили ручное создание меню, то данный способ не вызовет у вас затруднений. С его помощью можно быстро набросать структуру меню, а затем подправить вручную.
Итак, вы получили базовые навыки работы с меню, достаточных для большинства случаев. Если хотите узнать больше, то почитайте дополнительную информацию о меню в разделе Теория.
Пример на Java
Код на Java не сильно отличается. Создание элементов меню на XML остаётся без изменений. Осталось только написать кода в классе активности.
Выберите в студии меню Code | Override Methods. и в следующим окне начинайте вводить название метода по первым буквам. Можно вводить по первым заглавным буквам, т.е. ocom (onCreateOptionsMenu), чтобы быстро найти нужную строку. Нажимаем кнопку OK и получаем заготовку.
Добавляем в заготовку метод, который берёт данные из ресурсов меню и преобразует их в пункты меню на экране.
Добавим код в заготовку для выбранного пункта меню:
Запустите приложение, вызовите меню и выберите любой пункт меню. В текстовом поле должно появиться сообщение.
Существует альтернативный способ через XML, похожий на обработку щелчков кнопки (начиная с Android 3.0). Вы можете добавить атрибут android:onClick в ресурсах меню, и вам не нужно использовать вызов метода onOptionsItemSelected(). При помощи android:onClick вы можете указать нужный метод при выборе пункта меню. Добавьте данный атрибут к пункту Settings
Теперь в коде активности напишем следующее:
Источник
Тайны кнопок в Android. Часть 3: Кнопки в главном меню
Главное меню — один из основных инструментов для взаимодействия пользователя с приложением. В Android 2.3.x и раньше оно было «спрятано» на аппаратной кнопке Menu, и разработчики рисовали меню кто как умел. Но начиная с Android 3.0 недоработка была исправлена, меню стало стандартным компонентом на Action Bar, и получило ряд новых возможностей. При этом процесс разработки меню практически не претерпел изменений. Меню в Android — это не просто набор кнопок, на которые можно вешать OnClickListener . В Android с меню можно сделать куда больше, чем кажется на первый взгляд.
В этой статье я расскажу, как сделать современное меню, как адаптировать его для разных размеров экрана, как делать переключатели типа radio button прямо в меню, а также как динамически управлять видимостью кнопок меню, скрывая те функции вашего приложения, которые не будут работать на том или ином смартфоне. По ходу статьи постараюсь дать максимально подробное описание тех или иных возможностей меню, а также дам ссылки на официальную документацию по теме.
Вот так по-разному может выглядеть меню одного и того же приложения.
Наша первая кнопка в меню
Меню в Android описываются в файлах ресурсов или формируются программным кодом. Рекомендуется первый вариант по целому ряду причин: скорость разработки, наглядность, простота сопровождения. Ресурсы меню располагаются в подкаталоге menu каталога ресурсов приложения res . Создаем каталог menu , затем создаем новый Android XML File :
Выбираем тип ресурса Menu , вводим имя файла. Так как в разных activity меню, скорее всего, будет разным, рекомендую привязывать имена файлов ресурсов меню к именам activity.
В открывшемся редакторе введем код первой кнопки нашего меню:
Давайте рассмотрим использованные атрибуты:
- android:id указываем, чтобы потом в коде отличать одни кнопки от других.
- android:orderInCategory указывает порядок нашей кнопки относительно других. Указывайте порядок с шагом в 10 или 100, это позволит в будущем добавлять новые элементы в любое место, не перестраивая порядок остальных.
- android:showAsAction — самый интересный параметр, поскольку именно он управляет поведением элементов меню в разных ситуациях. Он может принимать целый ряд значений:
- ifRoom — Показывать элемент в action bar, только если для него достаточно места. Если места недостаточно, элемент будет автоматически скрыт в дополнительное меню (то, которое показано тремя точками друг над другом). Это лучший способ кастомизации меню в зависимости от размера экрана устройства. На больших экранах планшетов action bar будет заполнен кнопками, а на небольших телефонах будут показаны самые важные кнопки, в то время как до остальных тоже можно добраться, но только через дополнительное меню. Имейте в виду, что дополнительное меню отображается в action bar только на тех смартфонах, на которых нет аппаратной кнопки меню.
- withText — Рядом с иконкой кнопки будет показан текст, заданный свойством android:title . Этот параметр можно указывать в комбинации с другими, разделяя параметры знаком |
- never — Кнопка никогда не будет видна на action bar, даже если для нее есть место. К такой кнопке всегда придется добираться через дополнительное меню.
- always — Всегда показывать кнопку в action bar. Данным параметром нельзя злоупотреблять, так как на маленьких телефонах кнопки могут начать заползать на другие элементы action bar, например на заголовок приложения. Определите для каждой activity максимум одну самую важную кнопку, без которой никак нельзя, и отметьте always только у нее. Остальные (а по возможности все) должны быть ifRoom .
- collapseActionView — позволяет сделать кнопку, открывающую или скрывающую дополнительный элемент View в action bar. Например, можно задать такой параметр иконке поиска, по ее клику показывать прямо в action bar поле для ввода поискового запроса.
- android:title — определяет заголовок кнопки меню. Он может отображаться рядом с иконкой в action bar или же как название элемента в дополнительном меню.
- android:icon — иконка кнопки.
Иконки для меню
Если вы разрабатываете приложение в стиле Holo, вы можете использовать готовый набор иконок от Google, который доступен всем для загрузки с официального сайта совершенно бесплатно.
Набор иконок представлен отдельно для темной и отдельно для светлой темы Holo, а также для разных размеров экранов. Если вы не можете позволить себе дизайнера в команде, этот набор просто незаменим.
Подключение меню к Activity
Загрузить меню из ресурса очень быстро. Открываем код Activity и перекрываем метод onCreateOptionsMenu :
Теперь меню отображается, но при нажатии на кнопку ничего не происходит. Повесить обработчик на кнопку можно кодом или прямо в XML-ресурсе, задав в свойстве android:onClick имя метода-обработчика. Чтобы сделать то же самое кодом, нужно в Activity перекрыть метод onOptionsItemSelected :
Создаем подменю
Подменю полезно, когда мы хотим уточнить способ выполнения действия, представленного в action bar. К примеру, у нас есть список покупок и кнопка «Сортировка». По нажатию кнопки нужно выяснить, по какому параметру пользователь хочет отсортировать элементы списка: по категории товара, по названию или по порядку добавления в список. Посмотрим код подменю для такого случая:
Здесь мы объявили еще один тег внутри тега . Подменю представляет собой группу все тех же тегов , что позволяет при необходимости сделать подменю в подменю и так далее.
Radio button’ы в меню
Мы только что сделали меню для выбора порядка сортировки покупок. Было бы здорово показывать, какой способ сортировки используется в текущий момент. Список может быть отсортирован только одним из трех возможных способов, что отлично соответствует идее radio button. Чтобы сделать из нашего подменю набор radio button, достаточно тегу указать свойство android:checkableBehavior=»single» . Возможные значения android:checkableBehavior :
- single — выбор только одного из доступных элементов, наш случай
- all — выбор любого количества доступных элементов, аналог check box
- none — элементы группы являются обычными элементами меню, это значение по умолчанию
Полученный код меню:
Если запустить приложение и попробовать выбрать один из способов сортировки, ничего не произойдет. В меню не показано, что какой-то элемент выбран. Это придется сделать вручную вызовом item.setChecked(true);
Скрываем или показываем элементы меню
Скрывать элементы меню полезно, если телефон временно или в принципе не может выполнить какой-либо функционал. Например, у нас есть кнопки для отправки списка покупок через соц. сети, но если интернет сейчас не подключен, то отправить список не получится. Чтобы не расстраивать пользователя сообщениями об ошибке, можно скрыть неработающие в данный момент кнопки. Давайте добавим кнопку «Поделиться»:
Теперь во время создания меню в методе onCreateOptionsMenu проверим доступность сети, найдем нашу кнопку и установим ей видимость:
Так мы подстраиваем меню в момент создания activity. Этого достаточно для тех функций, которые требуют наличия определенного аппаратного обеспечения в телефоне (камера и т.п.). Но интернет может включиться в любое время, даже после старта activity. Также иногда возникает желание перестроить меню после каких-то действий пользователя в приложении. Перестроить меню предельно просто. Вызываем метод invalidateOptionsMenu() нашей activity. Это приведет к повторному вызову метода onCreateOptionsMenu перед следующей отрисовкой меню. Обратите внимание, что метод invalidateOptionsMenu был добавлен в API 11, поэтому для совместимости с Android 2.x нужно использовать такой вызов:
Класс android.support.v4.app.ActivityCompat можно найти в Support Package.
Другие способы кастомизации меню
Как вы знаете, в Android можно задавать разные ресурсы для различных размеров/ориентации/плотности экрана и в зависимости от других особенностей устройств. Это касается любых типов ресурсов, в том числе и меню. По умолчанию ресурсы меню загружаются из каталога /res/menu. Но вы можете создать каталог, например, /res/menu-sw600dp, и таким образом задать особую компоновку меню для устройств с минимальным размером экрана 600 dp по горизонтали или вертикали (это как правило соответствует 7-ми дюймовым планшетам). На практике для меню обычно достаточно указания свойства android:showAsAction=»ifRoom» для элементов, так как в результате мы получаем максимально точную «подгонку» меню к тому устройству, на котором будет работать приложение. К тому же это позволяет сильно уменьшить объем кода ресурсов, ведь их в этом случае не нужно дублировать.
Если у вас остались вопросы по работе с главным меню, буду рад ответить в комментариях.
Источник