Что работает под управлением андроида

Как работает Android, часть 1

В этой серии статей я расскажу о внутреннем устройстве Android — о процессе загрузки, о содержимом файловой системы, о Binder и Android Runtime, о том, из чего состоят, как устанавливаются, запускаются, работают и взаимодействуют между собой приложения, об Android Framework, и о том, как в Android обеспечивается безопасность.

Немного фактов

Android — самая популярная операционная система и платформа для приложений, насчитывающая больше двух миллиардов активных пользователей. На ней работают совершенно разные устройства, от «интернета вещей» и умных часов до телевизоров, ноутбуков и автомобилей, но чаще всего Android используют на смартфонах и планшетах.

Android — свободный и открытый проект. Большинство исходного кода (который можно найти на https://source.android.com) распространяется под свободной лицензией Apache 2.0.

Компания Android Inc. была основана в 2003 году и в 2005 году куплена Google. Публичная бета Android вышла в 2007 году, а первая стабильная версия — в 2008, с тех пор мажорные релизы выходят примерно раз в год. Последняя на момент написания стабильная версия Android — 7.1.2 Nougat.

Android is Linux

По поводу такой формулировки было много споров, так что сразу поясню, что именно я имею в виду под этой фразой: Android основан на ядре Linux, но значительно отличается от большинства других Linux-систем.

Среди исходной команды разработчиков Android был Robert Love, один из самых известных разработчиков ядра Linux, да и сейчас компания Google остаётся одним из самых активных контрибьюторов в ядро, поэтому неудивительно, что Android построен на основе Linux.

Как и в других Linux-системах, ядро Linux обеспечивает такие низкоуровневые вещи, как управление памятью, защиту данных, поддержку мультипроцессности и многопоточности. Но — за несколькими исключениями — вы не найдёте в Android других привычных компонентов GNU/Linux-систем: здесь нет ничего от проекта GNU, не используется X.Org, ни даже systemd. Все эти компоненты заменены аналогами, более приспособленными для использования в условиях ограниченной памяти, низкой скорости процессора и минимального потребления энергии — таким образом, Android больше похож на встраиваемую (embedded) Linux-систему, чем на GNU/Linux.

Другая причина того, что в Android не используется софт от GNU — известная политика «no GPL in userspace»:

We are sometimes asked why Apache Software License 2.0 is the preferred license for Android. For userspace (that is, non-kernel) software, we do in fact prefer ASL 2.0 (and similar licenses like BSD, MIT, etc.) over other licenses such as LGPL.

Android is about freedom and choice. The purpose of Android is promote openness in the mobile world, and we don’t believe it’s possible to predict or dictate all the uses to which people will want to put our software. So, while we encourage everyone to make devices that are open and modifiable, we don’t believe it is our place to force them to do so. Using LGPL libraries would often force them to do just that.

Само ядро Linux в Android тоже немного модифицировано: было добавлено несколько небольших компонентов, в том числе ashmem (anonymous shared memory), Binder driver (часть большого и важного фреймворка Binder, о котором я расскажу ниже), wakelocks (управление спящим режимом) и low memory killer. Исходно они представляли собой патчи к ядру, но их код был довольно быстро добавлен назад в upstream-ядро. Тем не менее, вы не найдёте их в «обычном линуксе»: большинство других дистрибутивов отключают эти компоненты при сборке.

В качестве libc (стандартной библиотеки языка C) в Android используется не GNU C library (glibc), а собственная минималистичная реализация под названием bionic, оптимизированная для встраиваемых (embedded) систем — она значительно быстрее, меньше и менее требовательна к памяти, чем glibc, которая обросла множеством слоёв совместимости.

Читайте также:  Onenote android не синхронизируется

В Android есть оболочка командной строки (shell) и множество стандартных для Unix-подобных систем команд/программ. Во встраиваемых системах для этого обычно используется пакет Busybox, реализующий функциональность многих команд в одном исполняемом файле; в Android используется его аналог под названием Toybox. Как и в «обычных» дистрибутивах Linux (и в отличие от встраиваемых систем), основным способом взаимодействия с системой является графический интерфейс, а не командная строка. Тем не менее, «добраться» до командной строки очень просто — достаточно запустить приложение-эмулятор терминала. По умолчанию он обычно не установлен, но его легко, например, скачать из Play Store (Terminal Emulator for Android, Material Terminal, Termux). Во многих «продвинутых» дистрибутивах Android — таких, как LineageOS (бывший CyanogenMod) — эмулятор терминала предустановлен.

Второй вариант — подключиться к Android-устройству с компьютера через Android Debug Bridge (adb). Это очень похоже на подключение через SSH:

Из других знакомых компонентов в Android используются библиотека FreeType (для отображения текста), графические API OpenGL ES, EGL и Vulkan, а также легковесная СУБД SQLite.

Кроме того, раньше для реализации WebView использовался браузерный движок WebKit, но начиная с версии 7.0 вместо этого используется установленное приложение Chrome (или другое; список приложений, которым разрешено выступать в качестве WebView provider, конфигурируется на этапе компиляции системы). Внутри себя Chrome тоже использует основанный на WebKit движок Blink, но в отличие от системной библиотеки, Chrome обновляется через Play Store — таким образом, все приложения, использующие WebView, автоматически получают последние улучшения и исправления уязвимостей.

It’s all about apps

Как легко заметить, использование Android принципиально отличается от использования «обычного Linux» — вам не нужно открывать и закрывать приложения, вы просто переключаетесь между ними, как будто все приложения запущены всегда. Действительно, одна из уникальных особенностей Android — в том, что приложения не контролируют напрямую процесс, в котором они запущены. Давайте поговорим об этом подробнее.

Основная единица в Unix-подобных системах — процесс. И низкоуровневые системные сервисы, и отдельные команды в shell’е, и графические приложения — это процессы. В большинстве случаев процесс представляет собой чёрный ящик для остальной системы — другие компоненты системы не знают и не заботятся о его состоянии. Процесс начинает выполняться с вызова функции main() (на самом деле _start ), и дальше реализует какую-то свою логику, взаимодействуя с остальной системой через системные вызовы и простейшее межпроцессное общение (IPC).

Поскольку Android тоже Unix-подобен, всё это верно и для него, но в то время как низкоуровневые части — на уровне Unix — оперируют понятием процесса, на более высоком уровне — уровне Android Framework — основной единицей является приложение. Приложение — не чёрный ящик: оно состоит из отдельных компонентов, хорошо известных остальной системе.

У приложений Android нет функции main() , нет одной точки входа. Вообще, Android максимально абстрагирует понятие приложение запущено как от пользователя, так и от разработчика. Конечно, процесс приложения нужно запускать и останавливать, но Android делает это автоматически (подробнее я расскажу об этом в следующих статьях). Разработчику предлагается реализовать несколько отдельных компонентов, каждый из которых обладает своим собственным жизненным циклом.

In Android, however, we explicitly decided we were not going to have a main() function, because we needed to give the platform more control over how an app runs. In particular, we wanted to build a system where the user never needed to think about starting and stopping apps, but rather the system took care of this for them… so the system had to have some more information about what is going on inside of each app, and be able to launch apps in various well-defined ways whenever it is needed even if it currently isn’t running.

Для реализации такой системы нужно, чтобы приложения имели возможность общатся друг с другом и с системными сервисами — другими словами, нужен очень продвинутый и быстрый механизм IPC.

Этот механизм — Binder.

Binder

Binder — это платформа для быстрого, удобного и объектно-ориентированного межпроцессного взаимодействия.

Читайте также:  App inventor для android

Разработка Binder началась в Be Inc. (для BeOS), затем он был портирован на Linux и открыт. Основной разработчик Binder, Dianne Hackborn, была и остаётся одним из основных разработчиков Android. За время разработки Android Binder был полностью переписан.

Binder работает не поверх System V IPC (которое даже не поддерживается в bionic), а использует свой небольшой модуль ядра, взаимодействие с которым из userspace происходит через системные вызовы (в основном ioctl ) на «виртуальном устройстве» /dev/binder . Со стороны userspace низкоуровневая работа с Binder, в том числе взаимодействие с /dev/binder и marshalling/unmarshalling данных, реализована в библиотеке libbinder.

Низкоуровневые части Binder оперируют в терминах объектов, которые могут пересылаться между процессами. При этом используется подсчёт ссылок (reference-counting) для автоматического освобождения неиспользуемых общих ресурсов и уведомление о завершении удалённого процесса (link-to-death) для освобождения ресурсов внутри процесса.

Высокоуровневые части Binder работают в терминах интерфейсов, сервисов и прокси-объектов. Описание интерфейса, предоставляемого программой другим программам, записывается на специальном языке AIDL (Android Interface Definition Language), внешне очень похожем на объявление интерфейсов в Java. По этому описанию автоматически генерируется настоящий Java-интерфейс, который потом может использоваться и клиентами, и самим сервисом. Кроме того, по .aidl -файлу автоматически генерируются два специальных класса: Proxy (для использования со стороны клиента) и Stub (со стороны сервиса), реализующие этот интерфейс.

Для Java-кода в процессе-клиенте прокси-объект выглядит как обычный Java-объект, который реализует наш интерфейс, и этот код может просто вызывать его методы. При этом сгенерированная реализация прокси-объекта автоматически сериализует переданные аргументы, общается с процессом-сервисом через libbinder, десериализует переданный назад результат вызова и возвращает его из Java-метода.

Stub работает наоборот: он принимает входящие вызовы через libbinder, десериализует аргументы, вызывает абстрактную реализацию метода, сериализует возвращаемое значение и передаёт его процессу-клиенту. Соответственно, для реализации сервиса программисту достаточно реализовать абстрактные методы в унаследованном от Stub классе.

Такая реализация Binder на уровне Java позволяет большинству кода использовать прокси-объект, вообще не задумываясь о том, что его функциональность реализована в другом процессе. Для обеспечения полной прозрачности Binder поддерживает вложенные и рекурсивные межпроцессные вызовы. Более того, использование Binder со стороны клиента выглядит совершенно одинаково, независимо от того, расположена ли реализация используемого сервиса в том же или в отдельном процессе.

Для того, чтобы разные процессы могли «найти» сервисы друг друга, в Android есть специальный сервис ServiceManager, который хранит, регистрирует и выдаёт токены всех остальных сервисов.

Binder широко используется в Android для реализации системных сервисов (например, пакетного менеджера и буфера обмена), но детали этого скрыты от разработчика приложений высокоуровневыми классами в Android Framework, такими как Activity, Intent и Context. Приложения могут также использовать Binder для предоставления друг другу собственных сервисов — например, приложение Google Play Services вообще не имеет собственного графического интерфейса для пользователя, но предоставляет разработчикам других приложений возможность пользоваться сервисами Google Play.

Подробнее про Binder можно узнать по этим ссылкам:

В следующей статье я расскажу о некоторых идеях, на которых построены высокоуровневые части Android, о нескольких его предшественниках и о базовых механизмах обеспечения безопасности.

Источник

Googlе закроет доступ к сервисам для старых ОС Android. Каких версий прошивки это коснётся и как её обновить

Корпорация Google объявила, что с 27 сентября 2021 года хозяева устройств, работающих на старых ОС Android, не смогут пользоваться приложениями компании. Medialeaks узнал, владельцы какой версии прошивки попадают под ограничения, к каким сервисам потеряют доступ, и рассказал, как обновить ОС.

Android vs Google. Какую версию ОС лишат доступа к сервисам

Пользователи смартфонов под управлением Android 2.3.7 или более ранней версии этой операционной системы с 27 сентября 2021 года не смогут войти в учётную запись Google на своём телефоне. Владельцы девайсов, например, не смогут больше пользоваться сервисами Gmail, Google Maps и YouTube.

Более того, не получится скачать с Play Market какие-либо приложения или обновить их на более свежие версии. Также нельзя будет выполнить сброс телефона до заводских настроек.

В рамках наших постоянных усилий по обеспечению безопасности пользователей Google больше не будет разрешать вход на устройствах под управлением Android 2.3.7 или более ранних версий, начиная с 27 сентября 2021 года. Если вы попытаетесь войти в учётную запись после 27 сентября, вы можете увидеть сообщение об ошибке авторизации при попытке использовать продукты и службы Google, — говорится в сообщении компании.

Владельцам устройств, которые могут отключить от сервисов, рекомендуется обновить программное обеспечение, если это возможно, или же перейти на использование более актуальных моделей устройств.

Читайте также:  Ниссан патфайндер головное устройство андроид

Новые звуковые эффекты и интерфейс. Чем запомнился Android 2.3.7

Операционная система Android 2.3.7 была выпущена в сентябре 2011 года. Главное отличие той версии от более ранних — новый пользовательский интерфейс. Это упростило его освоение и добавило большую энергоэффективность. Упрощённая цветовая схема с чёрным фоном придавала яркость и контрастность панели уведомлений, меню и другим компонентам.

Интерфейс Android 2.3.7

Помимо этого пользователи получили новые фичи:

  • новые звуковые эффекты: реверберация, эквалайзер, виртуализация наушников, усиление басов;
  • переработанная программная клавиатура с поддержкой нескольких касаний;
  • улучшенное управление питанием и контроль за приложением;
  • улучшенная поддержка встроенной разработки кода.

На этой версии ОС работали такие телефоны, как, например, Samsung Galaxy S II, Motorola XT532 и Sony Xperia NX.

Sony Xperia NX

По данным издания The Verge, на 2021 год в мире существует всего более трёх миллиардов активных устройств Android. Примерно девять миллионов из них — устройства на Android 2.3.7, так что грядущее обновление Googlе затронет довольно большой пласт пользователей.

Как обновить ОС Аndroid. Инструкция

Итак, допустим, теперь вам нужно обновить операционную систему, но как это сделать? Существует несколько способов установить на телефон новый Android. Самый популярный — автоматический: потребуется лишь Wi-Fi или обычный мобильный интернет.

Для этого нужно зайти в настройки устройства и найти там раздел «О телефоне».

Внутри раздела будет пункт «Обновление системы». Нажимаем на него.

Там можно передвинуть верхний ползунок в активное положение, чтобы устройство само проверяло наличие выпущенных обновлений. После этого начнётся автоматическое обновление системы. Или появится сообщение, что девайс не нуждается в обновлении, так как на нём установлена последняя версия прошивки.

Впрочем, есть и другой способ обновления. Для этого нужно зайти на официальный сайт производителя устройства и найти там архив с обновлёнными версиями прошивки. Файлы нужно скачать на девайс, после чего перевести его в режим Recovery. Выключите смартфон или планшет, а затем включите, удерживая одновременно кнопку включения и кнопку громкости вверх/вниз (на разных моделях комбинации могут отличаться). Если всё сделано верно, появится вот такой экран.

Далее с помощью качели громкости необходимо выбрать пункт «apply update from sdcard», если архив с обновлениями хранится на карте памяти, или «apply update from internal storage», если прошивка скачана в память телефона.

В открывшемся окне нужно выбрать архив с обновленной прошивкой и нажать кнопку включения. После этого запустится процесс обновления системы.

На момент публикации текста последняя версия ОС Android — Android 11, выпущенная 8 сентября 2020 года. Правда, уже осенью 2021 года компания Google планирует выпустить Аndroid 12. По словам вице-президента Google Самира Самата, новая прошивка работает на 22 процента быстрее, чем предыдущая, а также содержит в себе крупнейшее обновление дизайна в истории платформы.

Телефоны нужны не только чтобы звонить, ведь с них ещё и удобно смотреть мемы в интернете, например про Доминика Торетто. В них герой фильма «Форсаж» путешествует по киновселенным, помогает известным персонажам и каждый раз напоминает: нет ничего важнее семьи. Medialeaks узнал, когда и кто дал старт этому тренду, в каких соцсетях он обрёл популярность и стоит ли ждать новых поводов для фотожаб.

Летом 2021 года в тиктоке завирусился ещё один мем. Это видео, на котором два музыканта в немецких национальных костюмах исполняют песню и издают звуки кукушки. С помощью этого ролика пользователи соцсети описывают разные жизненные ситуации, в которых «едет кукуха». Medialeaks разобрался, кто автор этого трека, когда она появился, какой в нём смысл и что думают сами авторы по поводу мемной популярности.

Источник

Оцените статью