Что такое актив apple

Apple. Фундаментальная оценка яблок.

Думаю, что этот обзор многим окажется интересным, но неоднозначным. # apple можно покупать в любой момент, на мой взгляд, потому что перспективы такие же большие, как и проблемы (которые, по сути, риски).

Сразу скажу, что я буду смотреть на эту компанию исключительно как долгосрочный инвестор, потому что именно с этой точки зрения компания может быть интересна.

О компании

Apple Inc. — это уже не просто компания, а полноценная экосистема в технологическом секторе. Своего рода легенда США.
Основанная в 1976 году Стивом Джобсом, компания прошла свой путь от небольшого предприятия до лидера в рынке с капитализацией в 2 триллиона $ и своего места в FANGMAN.

Компания разрабатывает, производит и продает мобильные устройства связи, мультимедийные устройства, ПК собственных торговых марок iPhone, iPad, Mac, Apple Watch, AirPods, Apple TV, HomePod, операционные системы IOS, MacOS, watchOS и tvOS, а также продает различные сопутствующие программы и приложения (iCloud, Apple Pay, iTunes Store, App Store, Mac App Store, TV App Store), услуги (Книжный магазин и Apple Music), аксессуары и сторонний цифровой контент. Компания уникальна тем, что создает практически все решения для своих продуктов, включая аппаратное обеспечение, операционную систему, многочисленные программные приложения и сопутствующие услуги.

В настоящее время Apple инвестирует в современные разработки, такие, например, как очки дополненной реальности и беспилотные электромобили.

Компания реализует свою продукцию по всему миру. На Северную и Южную Америку приходится 42%, 24% на Европу, Индию, Ближний Восток и Африку, 20% уходит в Китай (и скоро ситуация, вероятно, изменится не в пользу Apple), 6% в Азиатско-Тихоокеанский регион и Австралию.

Реализация происходит через собственные магазины, онлайн-магазины, и через посредников (оптовых и розничных).

А основными потребителями продукции # Apple являются частные лица, малый и средний бизнес, предприниматели и государственные учреждения.

Акционерный капитал

Активы

Компания берёт заёмные средства (которые при нынешней ключевой ставке практически бесплатные), но в соотношении с активами этот долг несущественен.

В графе «Всего обыкновенных акций» видно, что Apple проводит регулярный buyback. Но стоит отметить, что у компании самый большой обратный выкуп (в сравнении со всеми другими компаниями на рынке США), что, безусловно, напрямую влияет на долгосрочный рост стоимости.

За 5 лет (с начала 2016 по конец 2020) компания выкупила 4 миллиарда своих же акций.

Финансовые потоки

А тут мы видим вторую причину роста стоимости акций — это доходы компании.

Кроме мощного обратного выкупа, Apple демонстрирует ежегодный рост финансовых показателей. Впрочем, в последнее время становится видно, что компании всё сложнее увеличивать выручку и прибыль, что не удивительно. О какой бы компании роста не шла речь, при выручке в 250 миллиардов сложно кратно масштабироваться.

Но на ближайшее время потенциал ещё имеется: производство беспилотных автомобилей (в альянсе с кем-то), гаджетов в сфере дополненной реальности и прочих современных технологических устройств приведёт к дальнейшему росту показателей.

Высокая маржинальность выражена и в показателях рентабельности:

Мультипликаторы

Ну и, конечно, переоценённость по мультипликаторам.

Согласно оценке сервиса Blackterminal акции торгуются дороже справедливой стоимости на 5%. Сущий пустяк, хотя если учитывать, что компания продаётся за 7 годовых выручек и 34 прибыли — я оцениваю справедливую стоимость вблизи 100-110$.

  • Ради любопытства заглянул ещё в сервис Gurufocus, там и вовсе справедливая цена отмечается на уровне 84$.

Иными словами, инвесторы уже давно начали закладывать в акции ожидание будущей доходности компании, примерно с 1 января 2019 (по настоящий момент акции выросли в стоимости на 190%).

Но если не учитывать какие-то сильные коррекции на всём рынке или форс-мажоры в самой компании, а отталкиваться исключительно от прибыльности компании и обратного выкупа, то с долгосрочной инвестиционной точки зрения нет никакой разницы — взять Apple по 135$ или по 120$.

  • Но лучше всё же учитывать, на мой взгляд.

Дивиденды

Apple ежегодно выплачивает дивиденды, впрочем размером особо похвастаться не может: средний дивидендный доход за 5 лет — 1,16%, но учитывая стоимость акций годовая дивидендная доходность составляет 0,61%.

Мало кто сейчас об этом задумывается, но компании вроде Apple (в том числе Google, Facebook и т.д.), рано или поздно, упрутся в собственный потолок доходов, после чего с большой вероятностью могут пополнить ряды дивидендных аристократов.

Как в старой сказке

Ну что, вкусно яблоко выглядит? Уверен, что да.

А потому самое время уподобиться моей любимой в молодости группе «Король и шут», и рассказать вам продолжение этой сказки, которое, отнюдь, больше напоминает страшилку.

Читайте также:  Смартфоны с круглой кнопкой как у айфона

Согласно всем вышеописанным данным Apple должна быть в портфеле каждого инвестора и каждый инвест-блогер должен бы кричать на каждом углу о необходимости покупки компании. Но мы этого не видим. Почему?

Во-первых , регуляторы США уже давно ведут антимонопольное расследование против компаний, входящих в FAANG (Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google). Меньше всего это касается Netflix, больше всего Facebook, Amazon и Google, а Apple где-то посерединке этой истории.

Это расследование, как вы понимаете, не столько о монополии в рынке, сколько о том, что такие гигантские корпорации уже сами стали мини-государствами.

И если нервы у властей окончательно сдадут — компании просто раздробят на составляющие. Вряд ли это сильно скажется на бизнесе, но на акции точно повлияет.

Пока же власти просто «вставляют палки в колёса» и наблюдая масштабирование бизнеса, стараются обращать его себе во благо.

  • Так, например, отменилась сделка Apple о совместном производстве электромобилей с Hyundai Motor и её дочерней компанией KIA, поскольку это не в интересах Китая и США (каждый стремится к технологической независимости).

Иными словами, контроль над гигантами будет увеличиваться.

Во-вторых , Apple весьма жёстко выстраивает свою инфраструктуру, особенно в области приложений (AppStore).

Как вы возможно знаете, недавно компания увеличила комиссии с продаж приложений до 30% , отбивая у разработчиков какое-либо желание создавать новые приложения и развивать предыдущие.

Чем, безусловно, собрала волну негодования. Поставьте себя на место разработчиков/предпринимателей/бизнесменов и представьте, что треть своей прибыли вам придётся отдать только Apple (а ещё расходы, налоги и т.д.)

Кроме этого, компания сама решает какие приложения хорошие и правильные, а какие нет . И по-своему усмотрению может удалять приложения из гаджетов конечного пользователя (по интернету уже инструкции «ходят», как запретить Apple удалять софт со своего устройства).

Я уже не говорю о том, что компания запретила ставить сторонние приложения на свои устройства.

Наконец, Apple подконтрольна США, а значит и все данные и само функционирование устройств также находится в юрисдикции американских властей . И это та причина, по которой продукция Apple не окажется, например, в российских государственных учреждениях (то же самое касается и других стран), а беспилотники Apple не заполонят зарубежные дороги.

Вы можете сказать: что такого? Это же просто софт.

Но, по сути, конечный пользователь за немалые деньги приобретает полностью подконтрольное компании устройство для личного пользования. А сейчас, как вы знаете, кто владеет информацией — тот владеет миром.

  • Фактически (и это отмечают многие, кто помнят, с чего компания начинала развитие) Apple отошла от тех постулатов, на которых основывалась деятельность при Стиве Джобсе, и стала контролирующим монополистом, посягающим как на новые частные разработки, так и на свободу выбора конечных потребителей.

Но дело не только в пользователях. Со своими новыми комиссиями и условиями Apple перешла дорогу и многим другим компаниям.

Так, нашумевший за 2020 Facebook, хотел сделать приписку, мол, «30% с ваших покупок будет отправляться Apple». Этого уточнения, как вы понимаете, уже нет.

А между тем, компании вроде Telegram, Netflix, Spotify, AirBNB и т.д. требуют отката к прежним комиссиями, потому что это существенно сказывается на доходах.

Наконец, про свободу слова и демократию. Возможно, вы знаете, что в недавней скандальной истории с американским торговым сервисом Robinhood компании Google и Apple решили поддержать именно сервис (уличённый в обмане и манипуляциях), а не частных трейдеров, и удалили из своих магазинов миллионы негативных отзывов в адрес приложения Robinhood.

Как вам такая демократия? Публично отмыть измазавшегося в грязи брокера.

Если коротко подытожить, то получим следующую картину: Apple развивает свою внутреннюю экосистему, которая душит и доит другой бизнес.

Чем это закончится — вопрос.

В-третьих , минувшие десятилетия можно описать одним простым словом — глобализация. Мы (население земли) жили во времена размывания каких-либо границ. Вспомните, например, как давно уже не было войн за территории. Сейчас они, территории, просто не имеют смысла, поскольку дело уже давно не в границах и не в ресурсах.

Недавно, согласно разным исследованиям и авторитетным мнениям, запустился обратный процесс — деглобализация. Понять о чём идёт речь можно очень просто, взглянув на отношения США с Китаем.

Но это лишь начало и в перспективе может привести к ещё большей автономности (и к закрытию границ), в которой каждая страна будет стремиться к внутреннему технологическому развитию (импортозамещению), поскольку на кону вопрос контроля и рычагов давления.

И хотя это пока кажется фантастическим, но уже давно поговаривают о создании рунета (угадайте, кто станет бенефициарами нашей сети). Под эту внутригосударственную сеть уже и экосистема создаётся, над чем активно работают Яндекс, Mail, МТС, Сбер и прочие компании (знаете, возможно, про закон об обязательной предустановке российских приложений на ввозимые в страну устройства).
А Китай, например, уже снизил влияние США до минимального значения (запретив чужое и простимулировав своё).

Читайте также:  Apple iphone 5c ios dual

В общем, я хочу сказать, что в настоящих экономических и политических условиях нет никаких гарантий, что подобные Apple компании и дальше будут увеличивать прибыль за счёт реализации товаров и продуктов в других странах.

И если рассматривать какой-то негативный вероятный сценарий будущего, то нужно учитывать, что рынок сбыта продукции Apple может сократиться.

  • Все эти проблемы и риски нужно учитывать, потому что если мы говорим о долгосрочных инвестициях, то дальнейшие перспективы не выглядят столь радужными, как в финансовых показателях компании.

В завершение

И завершая этот обзор хочу сказать то, что сам очень часто слышу от других инвесторов: «Здравомыслящий человек не станет покупать себе iPhone, а вот акции Apple взять в портфель можно».

Солидарен я и в том, что компания будет зарабатывать (а инвесторы будут зарабатывать на акциях компании) за счёт толпы потребителей, которых все вышеописанные проблемы не волнуют, которые забыли, что свобода — это независимость, а не безграничное потребление.

Выводы вам делать. Лично я решил отложить покупку этой компании до «тёмных времён» (по-крайней мере до коррекции в рынке).

Благодарю, что читаете. Надеюсь, обзор оказался полезным.

По традиции — будьте богаты, здоровы и любимы.

Источник

Наушники, Fortnite и сериалы: на чем зарабатывает Apple

Apple — поставщик высокотехнологичных товаров и услуг. Все слышали про их смартфоны и легендарного основателя компании Стива Джобса. Но сейчас компания проходит трансформацию — и уже лет через 10 она будет мало напоминать классическую Apple с ежегодным выпуском новых Айфонов. Скорее нас будет ждать диверсифицированный технологический холдинг с огромной ролью сегмента услуг в структуре выручки.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Эту компанию предложил разобрать читатель Alex Freeman в комментариях к обзору Amazon. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

На чем зарабатывают

Согласно годовому отчету, выручка компании разделяется на несколько сегментов.

Товары. Это смартфоны iPhone, компьютеры Mac, планшеты iPad и другие товары: наушники AirPods, приставки Apple TV, часы Apple Watch, наушники и аудиосистемы Beats, умные колонки HomePod, мультимедийные устройства iPod.

Инвестиции — это не сложно

Услуги. Тут тоже разнообразие:

  1. Магазины цифрового контента: App Store в нескольких разновидностях — для смартфонов, планшетов, компьютеров, часов и Apple TV. Здесь Apple зарабатывает на комиссиях с платежей пользователей внутри приложений.
  2. Стриминговые сервисы — музыка на Apple Music и кино и сериалы на Apple TV+: компания выпустила на этой платформе сериал «Защищая Джейкоба» с Крисом Эвансом и фильм «Грейхаунд» с Томом Хэнксом.
  3. AppleCare — сервис подписки для техобслуживания устройств Apple.
  4. iCloud — облачный сервис, в котором хранятся данные пользователей.
  5. Лицензирование интеллектуальной собственности Apple другим компаниям. Судя по итогам судебных разбирательств между Samsung и Apple, это очень даже рентабельный бизнес.
  6. Apple Arcade — сервис подписки на мобильные игры со своей библиотекой.
  7. Apple Card — кредитные карты.
  8. Apple News+ — цифровой сервис подписки на новости и журналы.
  9. Apple Pay — безналичная платежная система.

Большую часть выручки приносят товары — см. таблицу ниже, — но доля услуг быстро увеличивается — мы еще вернемся к этому сюжету позже.

Компанию можно считать экспортером: большая часть продаж происходит за пределами США.

Есть вопросики

Уровень детализации в отчете компании расстраивает. Он, конечно, получше, чем у Amazon: Apple хотя бы указывает разные виды устройств в таблице с продажами — у Amazon все свалено в кучу. Но есть важнейшие вопросы, ответы на которые нам отчетность Apple не дает.

Во-первых, учитывая постоянно растущую долю услуг в выручке Apple и переход компании с продаж устройств на более рентабельный бизнес по оказанию услуг, хотелось бы увидеть разбивку сектора услуг по их видам: сколько приходится на магазины приложений на каждом виде устройств? А сколько дает сервис Apple TV+? А сколько дает Apple Arcade? Более того, хотелось бы знать, какова рентабельность каждого вида услуг. Но сейчас этой ценной информации у нас нет — и очень жаль.

Во-вторых, в разделе «Другие устройства» у компании смешано очень много разных устройств. Хотелось бы узнать долю каждого вида устройств в выручке или прибыли компании: сколько приходится на наушники и сколько на часы, например. Возможно, компания не раскрывает эти данные из-за большого опыта разочарований, связанных с выпуском устройств, которые не взлетели, — но интернет все помнит! И если будете в Праге, сходите в музей Apple, чтобы посмотреть на все эти устройства вживую.

Не Айфоном единым

Продажи Айфонов — это до сих пор основной генератор выручки для компании. И это проблема, потому что и в более сытые годы в США увеличивался срок использования смартфонов потребителями. И это вполне разумно: смартфон — это не самое дешевое приобретение, действительно имеет смысл использовать старый смартфон, пока это возможно.

Читайте также:  Лучшее беспроводное зарядное устройство для apple

Мир уже получил все смартфоны, которые ему нужны, и продажи в этой сфере падали еще до начала коронавируса.

Уже в 2017 было понятно, что Apple не стоит надеяться на стабильный рост продаж новых смартфонов от года к году — отсюда и ее курс в сторону услуг и других товаров. Наушники и другие дополнения к смартфонам продаются очень хорошо и демонстрируют бравые темпы роста. Поэтому с точки зрения стратегии решение очень даже оправданное: смартфонов в мире каждый год продается на 484 млрд долларов — а еще к ним идет 459 млрд долларов сопутствующих товаров и услуг.

Поэтому именно в категории услуг и дополнительных товаров для смартфонов и стоит ждать основного увеличения выручки и прибыли Apple. На каких-то участках этого фронта Apple уже получила стратегическое преимущество над конкурентами.

А вот на смартфоны как двигатель финансовых результатов компании я бы не стал надеяться. Есть хорошая причина тому, что Apple занимает лишь очень небольшую долю рынка продаж смартфонов в мире, — это непотребная цена Айфонов.

Можно сколько угодно говорить про то, насколько iOS лучше Android, но это не отменяет того, что Айфоны стоят существенно дороже. Смартфоны Apple слишком дороги для жителей вечно развивающихся стран. И, прямо скажем, они выглядят как излишество даже по американским меркам: и без коронавируса жить становилось хуже с каждым годом, а уж с коронавирусом стало совсем плохо. Поэтому я бы ожидал, что в ближайшем будущем продажи смартфонов как раз будут портить итоговый результат Apple.

В долгосрочной перспективе продажи телефонов будут просто буксовать на плато, ранее достигнутом компанией. Поэтому будущее компании заключается в том, чтобы качать выручку с огромной базы пользователей товаров Apple в сфере услуг. Собственно, начиная с 2019 Apple перестала сообщать инвесторам о количестве проданных устройств, ограничившись только выручкой в этом сегменте, которая может расти из-за роста цен на устройства.

Apple доит разработчиков и издателей

Развитие сегмента услуг Apple натолкнулось на сопротивление отдельных крупных компаний. Многие, вероятно, слышали про конфликт Apple и Epic Games. А кто не слышал, вот суть: Epic ввела в iOS-версии своей игры Fortnite возможность платить за опции в игре в обход платежной системы Apple — это выгодно для Epic, потому что Apple берет жирные комиссии. Apple это не понравилось, Epic отказалась убирать альтернативный способ оплаты, Fortnite удалили из App Store — и начался тяжелый судебный процесс, который, скорее всего, со временем дойдет до Верховного суда.

Apple успешно навязывает свои комиссии разработчикам, которые выпускают свои приложения в App Store. И деваться разработчикам некуда: App Store — огромный рынок, упускать который не хочется. И поэтому от исхода борьбы компании с Epic Games будет зависеть ее будущее как поставщика услуг.

Но даже если в США исход дела будет благоприятен для Apple, еще есть Европа, где сейчас в отношении компании ведут антимонопольное расследование, вызванное ее практиками в App Store. Исход его не столь важен, как исход дела в США: весь ЕС дает почти в 2 раза меньше выручки, чем США.

Но этот процесс может стать примером для других стран, в первую очередь для КНР, где App Store функционирует на особых условиях: для Apple сделали исключение и позволили не создавать совместное предприятие, то есть не делиться исходным кодом и технологиями с китайскими партнерами. В рамках торга за лучшие условия для китайских разработчиков Пекин вполне может пригрозить App Store запретить работать в КНР, если Apple не снизит комиссии. Да и в принципе ничто не мешает другим странам следовать примеру регуляторов ЕС.

Регуляторы могут прийти и с другого направления: недавно палата представителей выпустила отчет-расследование, касающееся монопольных практик крупнейших технологических компаний США. В расследовании Apple обвинили в злоупотреблении своим положением — собственно, насчет правил размещения в App Store, — монополистских замашках и, как следствие, удушении инноваций в США. Кроме огромных комиссий компания использует свое положение хозяина торговой площадки для продвижения собственных приложений в ущерб приложениям сторонних разработчиков. Например, в App Store первыми при поиске приложений определенного рода в основном показываются приложения производства Apple.

Для Apple выставление своих приложений в топе поиска — очень важная часть развития себя как поставщика услуг. Более честная конкуренция со сторонними производителями приложений приведет к ощутимо меньшей конверсии платных подписчиков. Мелкие изменения такого рода, например более широкий выбор в топе поиска, могут очень больно ударить по компании.

Источник

Оцените статью