Урок 1. Введение
В этом уроке я подробно расскажу о Dagger и его возможностях. Мы разберем, что такое Component и Module, подключим Dagger к проекту, и сделаем несколько простых примеров
Зачем нужен Dagger
Если вы хотите снизить зависимость объектов друг от друга и упростить написание тестов для вашего кода, то вам подойдет паттерн Dependency Injection. А Dagger — это библиотека, которая поможет в реализации этого паттерна. В этом курсе я опишу использование библиотеки Dagger версии 2 (далее по тексту даггер).
Плюсы даггера в сравнении с другими библиотеками:
— генерирует код несложный для понимания и отладки
— проверяет зависимости на этапе компиляции
— не создает проблем при использовании proguard
Сразу скажу, что тема нетривиальная и у вас могут возникать вопросы типа «а что будет, если сделать так?». Рассмотреть все случаи в рамках этого курса я не смогу. Поэтому очень рекомендую вам создавать примеры и на них проверять, как все это работает в том или ином случае. Это поможет вам лучше понять теорию.
Пример
Чтобы понять, зачем нам может понадобиться Dependency Injection и даггер, давайте рассмотрим небольшой пример. В нем мы смоделируем ситуацию, когда создание одного объекта может потребовать создание еще нескольких.
Пусть в нашем приложении есть MainActivity и, в соответствии с паттерном MVP, для него есть презентер. Презентеру для работы нужны будут некие UserController и DataController. Т.е. нам надо будет создать два этих объекта перед тем, как создать презентер. Но для создания двух этих объектов нам, в свою очередь, нужны объекты ApiService и SharedPreferences. А для создания ApiService нужны RestAdapter, RestAdapter.Builder, OkHttpClient и Cache.
В обычной реализации это может выглядеть так:
В MainActivity мы создаем один объект, затем используем его при создании другого, и так далее по цепочке, чтобы в итоге получить презентер. Нам сейчас не важно, какие именно объекты создаются. Главное — это сколько кода может потребоваться написать в MainActivity, чтобы получить результат.
Выглядит это все не очень красиво, а главное — неправильно. Activity ничего не должно знать о кэшах, сервисах, контроллерах и прочем. Activity знает только презентер и должно получать его в готовом виде.
Как вариант — можно весь этот создающий код поместить в сам презентер. Т.е. Activity только создает презентер, а он уже пусть внутри себя создает все остальные объекты. Так сделать можно, но это тоже неправильно, потому что нарушает принцип Dependency Injection: презентер не должен создавать эти объекты, он их должен получать готовыми. Да и написать нормальные тесты для такого презентера будет затруднительно.
Нам нужен какой-то механизм, который умеет сам создавать все необходимые объекты, как мы это делали в коде Activity. Т.е. по цепочке, создает один объект, использует его в конструкторе другого объекта и так далее, пока не получится готовый презентер, который будет торжественно вручен Activity.
Даггер как раз является таким механизмом. При его использовании код в Activity будет выглядеть так:
Разумеется, код создания объектов никуда не исчез. Но он разделен на части и вынесен из Activity в специальные отдельные классы, к которым даггер имеет доступ. В итоге мы просто вызываем метод getMainActivityPresenter, чтобы получить презентер. А даггер под капотом уже сам создаст этот объект и всю необходимую для него иерархию объектов.
Теория
Теперь давайте смотреть, как работает даггер изнутри.
Возьмем все тот же пример с Activity и Presenter. Т.е. когда Activity для своих нужд создает объект Presenter.
Обычая схема создания будет выглядеть так:
Т.е. Activity создает Presenter самостоятельно
При использовании даггера схема будет выглядеть так:
Activity -> Component -> Module -> Presenter
Activity обращается к компоненту (appComponent в примере выше), компонент с помощью модулей создает Presenter (и все остальные необходимые для этого объекты) и возвращает его в Activity.
Модули и компоненты — это два ключевых понятия даггера.
Модули — это просто классы, в которые мы выносим (из Activity) код создания объектов. Обычно каждый модуль включает в себя создание объектов близких по смыслу.
Модуль UserModule будет содержать в себе код создания объектов, связанных с пользователями, т.е. UserController.
Модуль NetworkModule — объекты OkHttpClient и ApiService.
Модуль StorageModule — объекты DataController и SharedPreferences
Компонент — это посредник между Activity и модулями. Когда Activity нужен какой-либо объект, она сообщает об этом компоненту. Компонент знает, какой модуль умеет создавать такой объект, просит модуль создать объект, и передает его в Activity. При этом компонент может использовать другие модули, чтобы создать всю иерархию объектов, необходимую для создания искомого объекта.
Процесс работы даггера можно сравнить с обедом в McDonalds. Т.е. по аналогии со схемой даггера:
Activity -> Component -> Module -> Presenter
схема McDonalds выглядит так:
Клиент -> Кассир -> Производственная линия -> Заказ (Бигмак/Картошка/Кола)
Рассмотрим подробнее шаги этих схем:
McDonalds | Даггер |
Клиент определился, что его заказ будет состоять из бигмака, картошки и колы, и он говорит об этом кассиру | Activity сообщает компоненту, что ему понадобится Presenter |
Кассир ходит по производственной линии и собирает заказ: берет бигмак, наливает колу, насыпает картошку | Компонент использует модули, чтобы создать все необходимые объекты, которые понадобятся для создания Presenter |
Кассир комплектует заказ в пакет или на поднос и выдает его клиенту | Компонент в итоге получает от модулей требуемый объект Presenter и отдает его Activity |
Практика
Теперь на простом примере посмотрим, как создавать модули и компоненты, и как с их помощью Activity будет получать требуемые объекты.
В этом курсе все примеры будут на Kotlin.
Подключение
Для начала подключите плагин kapt. Это делается в самом начале файла build.gradle модуля
Подключить можно так:
Добавьте в раздел dependencies файла build.gradle модуля строки:
Объекты
В качестве объектов, которые мы будем запрашивать от даггера, используем пару классов: DatabaseHelper и NetworkUtils.
Их реализация нам сейчас не важна, оставляем их пустыми.
Предположим, что эти объекты будут нужны нам в MainActivity.
Презентер пока не используем, чтобы не усложнять пример.
Чтобы получить эти объекты с помощью даггера, нам нужно создать модули и компонент.
Модули
Создаем модули, которые будут уметь предоставлять требуемые объекты. Именно в модулях мы и пишем весь код по созданию объектов. Это обычные классы, но с парой аннотаций.
Модуль для DatabaseHelper:
Модуль для NetworkUtils:
Аннотацией @Module мы сообщаем даггеру, что этот класс является модулем. А аннотация @Provides указывает, что метод является поставщиком объекта.
Таким образом мы предоставляем даггеру информацию о том, как создавать объекты DatabaseHelper и NetworkUtils. Нам больше не надо будет самим создавать их. Теперь, где бы они нам не понадобились, мы сможем просто попросить эти объекты у даггера, и он создаст их и предоставит нам.
Технически можно было вполне обойтись и одним модулем. Но логичнее будет разделить объекты на модули по их смыслу и области применения.
Компонент
Модули готовы, теперь создаем компонент. Для этого нам необходимо создать интерфейс:
Данный интерфейс описывает пустой компонент, который пока ничего не умеет.
При компиляции проекта, даггер найдет этот интерфейс по аннотации @Component и сгенерирует класс DaggerAppComponent (Dagger + имя интерфейса), который станет реализацией этого интерфейса. Этот класс и будет потом создавать объекты и возвращать их нам.
После того как даггер создал нам класс компонента, нам необходимо создать экземпляр этого класса. Это можно сделать, например, в Application классе (не забудьте добавить его в манифест):
У класса компонента есть метод create, которым мы создаем его экземпляр.
Можно, кстати, сделать чуть короче:
На этом месте ваша среда разработки, возможно, будет ругаться на класс DaggerAppComponent. Так может происходить, потому что класса DaggerAppComponent пока не существует. Мы описали интерфейс компонента AppComponent, но нам надо скомпилировать проект, чтобы даггер создал этот класс-компонент.
Скомпилируйте проект. В Android Studio это можно сделать через меню Build -> Make Project (CTRL+F9). После того как процесс завершится, класс DaggerAppComponent будет создан в недрах папки build\generated\. Студия теперь знает этот класс и должна предлагать добавить его в import, чтобы в коде не было никаких ошибок.
Чтобы добраться до компонента из MainActivity, мы можем сделать так:
После этого MainActivity сможет получать от компонента все необходимые объекты.
Нам остается рассказать компоненту, какие именно объекты мы хотим от него получать. Для этого мы будем наполнять его интерфейс методами. И вот тут у нас есть два вида методов.
Первый — это обычный и понятный get метод:
Т.е. мы просто описываем метод, который должен вернуть нужный нам объект. Когда даггер будет создавать класс-реализацию (DaggerAppComponent) этого интерфейса, он создаст в нем и реализацию метода getDatabaseHelper. Этот метод будет ходить в модуль StorageModule, создавать объект DatabaseHelper и возвращать его нам.
Второй вид методов посложнее для понимания. Это inject метод.
В этом случае мы не просим компонент создать и вернуть нам конкретный объект. Вместо этого мы просим компонент проверить какие объекты нужны в MainActivity. Компонент создаст эти объекты и передаст их сразу в MainActivity. Такая процедура называется инджект.
Рассмотрим оба способа подробнее.
Get метод
Нам от компонента нужны объекты DatabaseHelper и NetworkUtils. Для этого нам надо просто добавить в интерфейс компонента методы, которые будут возвращать эти объекты:
Создаем два метода. Они могут быть с любым именем, главное — это их возвращаемые типы (NetworkUtils и DatabaseHelper). Они дают понять компоненту, какие именно объекты мы хотим от него получать. При компиляции, даггер проверит, в каком модуле какой объект можно достать, и нагенерит в реализации двух этих методов соответствующий код создания этих объектов.
Список modules — это модули. Здесь нам надо указать модули, в которых компонент сможет найти код создания объектов. В StorageModule он найдет код для создания DatabaseHelper, а в NetworkModule — для NetworkUtils.
В MainActivity мы просто вызываем эти методы компонента, чтобы получить готовые объекты:
Если этот код у вас крэшит с NullPointerException, убедитесь, что добавили App класс в манифест.
Inject метод
У нас в MainActivity сейчас всего два объекта, которые мы получаем от компонента. Но если их будет штук 20, то придется в интерфейсе компонента описать 20 get-методов и в коде MainActivity написать 20 вызовов этих методов. У даггера есть более удобное решение для таких случаев. Мы можем научить компонент не возвращать объекты, а самому наполнять Activity требуемыми объектами. Т.е. мы даем компоненту экземпляр MainActivity, а он смотрит, какие объекты нужны, создает их и сам помещает в соответствующие поля.
Перепишем интерфейс компонента
Вместо пары get-методов мы описываем один inject-метод. Имя может быть любым, главное — это тип его единственного параметра. Мы указываем здесь MainActivity. Тем самым, мы говорим компоненту, что когда мы будем вызывать этот метод и передавать туда экземпляр MainActivity, мы ожидаем, что компонент наполнит этот экземпляр требуемыми объектами.
Аннотациями @Inject мы помечаем поля, которые компонент должен заполнить (инджектить). При вызове метода injectMainActivity компонент создаст объекты DatabaseHelper и NetworkUtils и поместит их в соответствующие поля MainActivity.
Этот механизм можно посмотреть в коде класса (DaggerAppComponent) компонента, который был сгенерирован даггером. Метод injectMainActivity, если поубирать все лишнее, выглядит примерно так:
Разумеется, get-методы и inject-методы могут быть использованы вместе в одном компоненте. Я описывал их отдельно друг от друга только для простоты понимания.
Где и как размещать все эти классы и интерфейсы зависит от вашей архитектуры и является отдельной темой для дискуссии.
Источник
Dagger & Android
One of the primary advantages of Dagger 2 over most other dependency injection frameworks is that its strictly generated implementation (no reflection) means that it can be used in Android applications. However, there are still some considerations to be made when using Dagger within Android applications.
Philosophy
While code written for Android is Java source, it is often quite different in terms of style. Typically, such differences exist to accomodate the unique performance considerations of a mobile platform.
But many of the patterns commonly applied to code intended for Android are contrary to those applied to other Java code. Even much of the advice in Effective Java is considered inappropriate for Android.
In order to achieve the goals of both idiomatic and portable code, Dagger relies on ProGuard to post-process the compiled bytecode. This allows Dagger to emit source that looks and feels natural on both the server and Android, while using the different toolchains to produce bytecode that executes efficiently in both environments. Moreover, Dagger has an explicit goal to ensure that the Java source that it generates is consistently compatible with ProGuard optimizations.
Of course, not all issues can be addressed in that manner, but it is the primary mechanism by which Android-specific compatibility will be provided.
Dagger assumes that users on Android will use R8 or ProGuard.
Why Dagger on Android is hard
One of the central difficulties of writing an Android application using Dagger is that many Android framework classes are instantiated by the OS itself, like Activity and Fragment , but Dagger works best if it can create all the injected objects. Instead, you have to perform members injection in a lifecycle method. This means many classes end up looking like:
This has a few problems:
Copy-pasting code makes it hard to refactor later on. As more and more developers copy-paste that block, fewer will know what it actually does.
More fundamentally, it requires the type requesting injection ( FrombulationActivity ) to know about its injector. Even if this is done through interfaces instead of concrete types, it breaks a core principle of dependency injection: a class shouldn’t know anything about how it is injected.
dagger.android
The classes in dagger.android offer one approach to simplify the above problems. This requires learning some extra APIs and concepts but gives you reduced boilerplate and injection in your Android classes at the right place in the lifecycle.
Another approach is to just use the normal Dagger APIs and follow guides such as the one here. This may be simpler to understand but comes with the downside of having to write extra boilerplate manually.
The Jetpack and Dagger teams are working together on a new initiative for Dagger on Android that hopes to be a large shift from the current status quo. While it is unfortunately not ready yet, this may be something to consider when choosing how to use Dagger in your Android projects today.
Injecting Activity objects
Install AndroidInjectionModule in your application component to ensure that all bindings necessary for these base types are available.
Start off by writing a @Subcomponent that implements AndroidInjector , with a @Subcomponent.Factory that extends AndroidInjector.Factory :
After defining the subcomponent, add it to your component hierarchy by defining a module that binds the subcomponent factory and adding it to the component that injects your Application :
Pro-tip: If your subcomponent and its factory have no other methods or supertypes other than the ones mentioned in step #2, you can use @ContributesAndroidInjector to generate them for you. Instead of steps 2 and 3, add an abstract module method that returns your activity, annotate it with @ContributesAndroidInjector , and specify the modules you want to install into the subcomponent. If the subcomponent needs scopes, apply the scope annotations to the method as well.
Next, make your Application implement HasAndroidInjector and @Inject a DispatchingAndroidInjector to return from the androidInjector() method:
Finally, in your Activity.onCreate() method, call AndroidInjection.inject(this) before calling super.onCreate(); :
How did that work?
AndroidInjection.inject() gets a DispatchingAndroidInjector from the Application and passes your activity to inject(Activity) . The DispatchingAndroidInjector looks up the AndroidInjector.Factory for your activity’s class (which is YourActivitySubcomponent.Factory ), creates the AndroidInjector (which is YourActivitySubcomponent ), and passes your activity to inject(YourActivity) .
Injecting Fragment objects
Injecting a Fragment is just as simple as injecting an Activity . Define your subcomponent in the same way.
Instead of injecting in onCreate() as is done for Activity types, inject Fragment s to in onAttach() .
Unlike the modules defined for Activity s, you have a choice of where to install modules for Fragment s. You can make your Fragment component a subcomponent of another Fragment component, an Activity component, or the Application component — it all depends on which other bindings your Fragment requires. After deciding on the component location, make the corresponding type implement HasAndroidInjector (if it doesn’t already). For example, if your Fragment needs bindings from YourActivitySubcomponent , your code will look something like this:
Base Framework Types
Because DispatchingAndroidInjector looks up the appropriate AndroidInjector.Factory by the class at runtime, a base class can implement HasAndroidInjector as well as call AndroidInjection.inject() . All each subclass needs to do is bind a corresponding @Subcomponent . Dagger provides a few base types that do this, such as DaggerActivity and DaggerFragment , if you don’t have a complicated class hierarchy. Dagger also provides a DaggerApplication for the same purpose — all you need to do is to extend it and override the applicationInjector() method to return the component that should inject the Application .
The following types are also included:
Note: DaggerBroadcastReceiver should only be used when the BroadcastReceiver is registered in the AndroidManifest.xml . When the BroadcastReceiver is created in your own code, prefer constructor injection instead.
Support libraries
For users of the Android support library, parallel types exist in the dagger.android.support package.
TODO(ronshapiro): we should begin to split this up by androidx packages
Источник