Dagger 2 android руководство

Dagger 2 для начинающих Android разработчиков. Внедрение зависимостей. Часть 1

Данная статья является второй частью серии статей, предназначенных, по словам автора, для тех, кто не может разобраться с внедрением зависимостей и фреймворком Dagger 2, либо только собирается это сделать. Оригинал написан 25 ноября 2017 года. Изображения и GIF — из оригинала. Перевод вольный.

Это вторая статья цикла «Dagger 2 для начинающих Android разработчиков.». Если вы не читали первую, то вам сюда.

Серия статей

Ранее в цикле статей

В последней статье мы обсуждали зависимости. Мы узнали, что такое зависимость, обсудили их типы, влияние на процесс разработки и поддерживаемость проекта.

Что такое внедрение зависимостей (dependency injection, DI)

Ранее мы поняли, что такое зависимость и как она влияет на проект. Сейчас разберем что такое внедрение зависимостей.

Перед тем, как разбирать внедрение зависимостей, нам нужно понять как избежать ловушки, в которой мы будем окружены зависимостями. Проблема сильных связей (hard dependency) как Белые Ходоки (White Walkers). Мы не должны присоединиться к их армии, напротив, нужно найти путь, чтобы победить их.

Стратегия решения проблемы сильных связей (hard dependency) или проблемы Белых Ходоков

Нам нужен четкий план для решения или предотвращения проблемы сильных связей. Эта стратегия или план называется внедрение зависимостей (dependency injection, DI). Другими словами, чтобы убить Белого Ходока вам нужно сжечь его или использовать оружие из драконьего стекла. Аналогично, чтобы избежать сильных связей, необходимо использовать внедрение зависимостей.

Внедрение зависимостей — это лишь один из методов предотвращения сильных связей. Существует много других способов. Для Android разработки этот метод считается наиболее простым и многие крупномасштабные проекты используют стратегию внедрения зависимостей.

Метод внедрения зависимостей

Внедрение зависимостей — это метод, при котором один объект предоставляет зависимости другого объекта. Зависимость (dependency) — это объект, который мы можем использовать (сервис). Внедрение (инъекция, injection) — это передача зависимости зависимому объекту (клиенту), который будет данной зависимостью пользоваться. Сервис — это часть состояния клиента. Передать сервис клиенту, вместо того, чтобы позволить клиенту создать или найти сервис — базовое требование шаблона проектирования «Внедрение зависимости» (DI).

Сравним это с Игрой Престолов. Серсея готовится к большой войне. Вместо того, чтобы сжигать все деньги в своем королевстве она пытается получить кредит у железного банка Браавоса. В этой ситуации деньги — это зависимость. Деньги нужны всем домам, чтобы вести войну. Таким образом внешний объект (железный банк) будет внедрять зависимость (деньги) зависимым объектам (домам).

Другими словами, внедрение зависимостей основывается на концепции инверсии контроля, которая говорит о том, что класс должен получать свои зависимости извне. Говоря просто, ни один класс не должен создавать экземпляр другого класса, а должен получать все экземпляры из класса конфигурации.

Пример 1

Хватить говорить. Давайте разбирать код. Рассмотрим небольшой пример с двумя сценариями. В первом сценарии создадим несколько классов с сильными связями (hard dependencies), то есть без использования внедрения зависимостей. Затем, следуя шаблону «Внедрение зависимости», мы избавимся от сильных связей.

Сценарий 1. Без использования внедрения зависимостей

Проблема: Битва бастардов — Старки (Starks) и Болтоны (Boltons) готовятся к войне, чтобы захватить Север. Нужно их подготовить и вывести на войну.

Поскольку пример может включать много домов, создадим общий интерфейс House , включим в него методы prepareForWar() и reportForWar() .

Далее создадим классы для домов Starks и Boltons . Классы будут реализовать интерфейс House .

Заметка: this.getClass().getSimpleName() просто возвращает имя класса

Далее нужно привести оба дома к войне. Создадим класс War и попросим оба дома подготовиться к войне и сообщить о ней.

Анализируем War

Рассмотрим конструктор класса War . Для работы ему необходимы два класса Starks и Boltons . Эти классы создаются внутри конструктора, готовятся к войне и сообщают о ней.

В хорошо спроектированном объектно-ориентированном приложении у каждого объекта минимальное количество обязанностей, объекты опираются на другие для выполнения большей части работы. В данном примере класс War зависит от Starks и Boltons . Это зависимости класса War . Без них War работать не будет. Перед тем, как класс начнет выполнять реальные функции, все его зависимости должны быть удовлетворены каким-либо образом. Зависимости класса War в этом примере удовлетворяются путем создания экземпляров классов в конструкторе.

Читайте также:  Swf player pro android

Хотя вариант с созданием зависимостей внутри конструктора класса достаточно хорошо работает в небольших приложениях — он привносит недостатки по мере роста проекта.

Во-первых, класс становится довольно негибким. Если приложение должно работать на нескольких платформах или в нескольких режимах, например, необходимо заменить класс Boltons на другой или разделить его на несколько объектов. Сделать это становится не так просто.

Во-вторых, невозможно изолированно протестировать эти классы. Создание экземпляра War автоматически создает два других объекта, которые, в конечном итоге, будут тестироваться вместе с классом War . Это может стать проблемой, если один из объектов зависит от дорогого внешнего ресурса, например, Allies (союзники) или один из объектов сам зависит от множества других.

Как упоминалось ранее — борьба с сильными связями (hard dependencies) похожа на борьбу с Белыми Ходоками без надлежащего оружия.

Резюме

В этой статье мы рассмотрели зависимости и внедрение зависимостей в деталях. Ни один класс не должен создавать экземпляр другого класса, а должен получать все экземпляры из класса конфигурации.

Внедрение зависимостей — это метод решения или предотвращения проблемы сильных связей. Предоставляя зависимости извне, этот метод делает класс независимым, тестируемым и поддерживаемым.

Также мы рассмотрели пример с сильными связями (hard dependencies), создавая сценарий битвы бастардов.

Источник

Урок 1. Введение

В этом уроке я подробно расскажу о Dagger и его возможностях. Мы разберем, что такое Component и Module, подключим Dagger к проекту, и сделаем несколько простых примеров

Зачем нужен Dagger

Если вы хотите снизить зависимость объектов друг от друга и упростить написание тестов для вашего кода, то вам подойдет паттерн Dependency Injection. А Dagger — это библиотека, которая поможет в реализации этого паттерна. В этом курсе я опишу использование библиотеки Dagger версии 2 (далее по тексту даггер).

Плюсы даггера в сравнении с другими библиотеками:
— генерирует код несложный для понимания и отладки
— проверяет зависимости на этапе компиляции
— не создает проблем при использовании proguard

Сразу скажу, что тема нетривиальная и у вас могут возникать вопросы типа «а что будет, если сделать так?». Рассмотреть все случаи в рамках этого курса я не смогу. Поэтому очень рекомендую вам создавать примеры и на них проверять, как все это работает в том или ином случае. Это поможет вам лучше понять теорию.

Пример

Чтобы понять, зачем нам может понадобиться Dependency Injection и даггер, давайте рассмотрим небольшой пример. В нем мы смоделируем ситуацию, когда создание одного объекта может потребовать создание еще нескольких.

Пусть в нашем приложении есть MainActivity и, в соответствии с паттерном MVP, для него есть презентер. Презентеру для работы нужны будут некие UserController и DataController. Т.е. нам надо будет создать два этих объекта перед тем, как создать презентер. Но для создания двух этих объектов нам, в свою очередь, нужны объекты ApiService и SharedPreferences. А для создания ApiService нужны RestAdapter, RestAdapter.Builder, OkHttpClient и Cache.

В обычной реализации это может выглядеть так:

В MainActivity мы создаем один объект, затем используем его при создании другого, и так далее по цепочке, чтобы в итоге получить презентер. Нам сейчас не важно, какие именно объекты создаются. Главное — это сколько кода может потребоваться написать в MainActivity, чтобы получить результат.

Выглядит это все не очень красиво, а главное — неправильно. Activity ничего не должно знать о кэшах, сервисах, контроллерах и прочем. Activity знает только презентер и должно получать его в готовом виде.

Как вариант — можно весь этот создающий код поместить в сам презентер. Т.е. Activity только создает презентер, а он уже пусть внутри себя создает все остальные объекты. Так сделать можно, но это тоже неправильно, потому что нарушает принцип Dependency Injection: презентер не должен создавать эти объекты, он их должен получать готовыми. Да и написать нормальные тесты для такого презентера будет затруднительно.

Нам нужен какой-то механизм, который умеет сам создавать все необходимые объекты, как мы это делали в коде Activity. Т.е. по цепочке, создает один объект, использует его в конструкторе другого объекта и так далее, пока не получится готовый презентер, который будет торжественно вручен Activity.

Читайте также:  Чем удобнее пользоваться айфоном или андроидом

Даггер как раз является таким механизмом. При его использовании код в Activity будет выглядеть так:

Разумеется, код создания объектов никуда не исчез. Но он разделен на части и вынесен из Activity в специальные отдельные классы, к которым даггер имеет доступ. В итоге мы просто вызываем метод getMainActivityPresenter, чтобы получить презентер. А даггер под капотом уже сам создаст этот объект и всю необходимую для него иерархию объектов.

Теория

Теперь давайте смотреть, как работает даггер изнутри.

Возьмем все тот же пример с Activity и Presenter. Т.е. когда Activity для своих нужд создает объект Presenter.

Обычая схема создания будет выглядеть так:

Т.е. Activity создает Presenter самостоятельно

При использовании даггера схема будет выглядеть так:

Activity -> Component -> Module -> Presenter

Activity обращается к компоненту (appComponent в примере выше), компонент с помощью модулей создает Presenter (и все остальные необходимые для этого объекты) и возвращает его в Activity.

Модули и компоненты — это два ключевых понятия даггера.

Модули — это просто классы, в которые мы выносим (из Activity) код создания объектов. Обычно каждый модуль включает в себя создание объектов близких по смыслу.

Модуль UserModule будет содержать в себе код создания объектов, связанных с пользователями, т.е. UserController.

Модуль NetworkModule — объекты OkHttpClient и ApiService.

Модуль StorageModule — объекты DataController и SharedPreferences

Компонент — это посредник между Activity и модулями. Когда Activity нужен какой-либо объект, она сообщает об этом компоненту. Компонент знает, какой модуль умеет создавать такой объект, просит модуль создать объект, и передает его в Activity. При этом компонент может использовать другие модули, чтобы создать всю иерархию объектов, необходимую для создания искомого объекта.

Процесс работы даггера можно сравнить с обедом в McDonalds. Т.е. по аналогии со схемой даггера:

Activity -> Component -> Module -> Presenter

схема McDonalds выглядит так:

Клиент -> Кассир -> Производственная линия -> Заказ (Бигмак/Картошка/Кола)

Рассмотрим подробнее шаги этих схем:

McDonalds Даггер
Клиент определился, что его заказ будет состоять из бигмака, картошки и колы, и он говорит об этом кассиру Activity сообщает компоненту, что ему понадобится Presenter
Кассир ходит по производственной линии и собирает заказ: берет бигмак, наливает колу, насыпает картошку Компонент использует модули, чтобы создать все необходимые объекты, которые понадобятся для создания Presenter
Кассир комплектует заказ в пакет или на поднос и выдает его клиенту Компонент в итоге получает от модулей требуемый объект Presenter и отдает его Activity

Практика

Теперь на простом примере посмотрим, как создавать модули и компоненты, и как с их помощью Activity будет получать требуемые объекты.

В этом курсе все примеры будут на Kotlin.

Подключение

Для начала подключите плагин kapt. Это делается в самом начале файла build.gradle модуля

Подключить можно так:

Добавьте в раздел dependencies файла build.gradle модуля строки:

Объекты

В качестве объектов, которые мы будем запрашивать от даггера, используем пару классов: DatabaseHelper и NetworkUtils.

Их реализация нам сейчас не важна, оставляем их пустыми.

Предположим, что эти объекты будут нужны нам в MainActivity.

Презентер пока не используем, чтобы не усложнять пример.

Чтобы получить эти объекты с помощью даггера, нам нужно создать модули и компонент.

Модули

Создаем модули, которые будут уметь предоставлять требуемые объекты. Именно в модулях мы и пишем весь код по созданию объектов. Это обычные классы, но с парой аннотаций.

Модуль для DatabaseHelper:

Модуль для NetworkUtils:

Аннотацией @Module мы сообщаем даггеру, что этот класс является модулем. А аннотация @Provides указывает, что метод является поставщиком объекта.

Таким образом мы предоставляем даггеру информацию о том, как создавать объекты DatabaseHelper и NetworkUtils. Нам больше не надо будет самим создавать их. Теперь, где бы они нам не понадобились, мы сможем просто попросить эти объекты у даггера, и он создаст их и предоставит нам.

Технически можно было вполне обойтись и одним модулем. Но логичнее будет разделить объекты на модули по их смыслу и области применения.

Компонент

Модули готовы, теперь создаем компонент. Для этого нам необходимо создать интерфейс:

Данный интерфейс описывает пустой компонент, который пока ничего не умеет.

При компиляции проекта, даггер найдет этот интерфейс по аннотации @Component и сгенерирует класс DaggerAppComponent (Dagger + имя интерфейса), который станет реализацией этого интерфейса. Этот класс и будет потом создавать объекты и возвращать их нам.

Читайте также:  Firefox для телефонов андроид

После того как даггер создал нам класс компонента, нам необходимо создать экземпляр этого класса. Это можно сделать, например, в Application классе (не забудьте добавить его в манифест):

У класса компонента есть метод create, которым мы создаем его экземпляр.

Можно, кстати, сделать чуть короче:

На этом месте ваша среда разработки, возможно, будет ругаться на класс DaggerAppComponent. Так может происходить, потому что класса DaggerAppComponent пока не существует. Мы описали интерфейс компонента AppComponent, но нам надо скомпилировать проект, чтобы даггер создал этот класс-компонент.

Скомпилируйте проект. В Android Studio это можно сделать через меню Build -> Make Project (CTRL+F9). После того как процесс завершится, класс DaggerAppComponent будет создан в недрах папки build\generated\. Студия теперь знает этот класс и должна предлагать добавить его в import, чтобы в коде не было никаких ошибок.

Чтобы добраться до компонента из MainActivity, мы можем сделать так:

После этого MainActivity сможет получать от компонента все необходимые объекты.

Нам остается рассказать компоненту, какие именно объекты мы хотим от него получать. Для этого мы будем наполнять его интерфейс методами. И вот тут у нас есть два вида методов.

Первый — это обычный и понятный get метод:

Т.е. мы просто описываем метод, который должен вернуть нужный нам объект. Когда даггер будет создавать класс-реализацию (DaggerAppComponent) этого интерфейса, он создаст в нем и реализацию метода getDatabaseHelper. Этот метод будет ходить в модуль StorageModule, создавать объект DatabaseHelper и возвращать его нам.

Второй вид методов посложнее для понимания. Это inject метод.

В этом случае мы не просим компонент создать и вернуть нам конкретный объект. Вместо этого мы просим компонент проверить какие объекты нужны в MainActivity. Компонент создаст эти объекты и передаст их сразу в MainActivity. Такая процедура называется инджект.

Рассмотрим оба способа подробнее.

Get метод

Нам от компонента нужны объекты DatabaseHelper и NetworkUtils. Для этого нам надо просто добавить в интерфейс компонента методы, которые будут возвращать эти объекты:

Создаем два метода. Они могут быть с любым именем, главное — это их возвращаемые типы (NetworkUtils и DatabaseHelper). Они дают понять компоненту, какие именно объекты мы хотим от него получать. При компиляции, даггер проверит, в каком модуле какой объект можно достать, и нагенерит в реализации двух этих методов соответствующий код создания этих объектов.

Список modules — это модули. Здесь нам надо указать модули, в которых компонент сможет найти код создания объектов. В StorageModule он найдет код для создания DatabaseHelper, а в NetworkModule — для NetworkUtils.

В MainActivity мы просто вызываем эти методы компонента, чтобы получить готовые объекты:

Если этот код у вас крэшит с NullPointerException, убедитесь, что добавили App класс в манифест.

Inject метод

У нас в MainActivity сейчас всего два объекта, которые мы получаем от компонента. Но если их будет штук 20, то придется в интерфейсе компонента описать 20 get-методов и в коде MainActivity написать 20 вызовов этих методов. У даггера есть более удобное решение для таких случаев. Мы можем научить компонент не возвращать объекты, а самому наполнять Activity требуемыми объектами. Т.е. мы даем компоненту экземпляр MainActivity, а он смотрит, какие объекты нужны, создает их и сам помещает в соответствующие поля.

Перепишем интерфейс компонента

Вместо пары get-методов мы описываем один inject-метод. Имя может быть любым, главное — это тип его единственного параметра. Мы указываем здесь MainActivity. Тем самым, мы говорим компоненту, что когда мы будем вызывать этот метод и передавать туда экземпляр MainActivity, мы ожидаем, что компонент наполнит этот экземпляр требуемыми объектами.

Аннотациями @Inject мы помечаем поля, которые компонент должен заполнить (инджектить). При вызове метода injectMainActivity компонент создаст объекты DatabaseHelper и NetworkUtils и поместит их в соответствующие поля MainActivity.

Этот механизм можно посмотреть в коде класса (DaggerAppComponent) компонента, который был сгенерирован даггером. Метод injectMainActivity, если поубирать все лишнее, выглядит примерно так:

Разумеется, get-методы и inject-методы могут быть использованы вместе в одном компоненте. Я описывал их отдельно друг от друга только для простоты понимания.

Где и как размещать все эти классы и интерфейсы зависит от вашей архитектуры и является отдельной темой для дискуссии.

Источник

Оцените статью