Data modeling app android

MVVM на Android с компонентами архитектуры + библиотека Koin

Jan 13, 2020 · 7 min read

Введение

С MVVM ( Model— View-ViewModel) процесс разработки графического интерфейса для пользователей делится н а две части. Первая — это работа с языком разметки или кодом GUI. Вторая — разработка бизнес-логики или логики бэкенда (модель данных). Часть V iew model в MVVM — это конвертер значений. Это значит, что view model отвечает за конвертирование объектов данных из модели в такой вид, чтобы с объектами было легко работать. Если смотреть с этой стороны, то view model — это скорее модель, чем представление. Она контролирует большую часть логики отображения. Модель представления может реализовывать паттерн медиатор. Для этого организуется доступ к логике бэкенда вокруг набора юз-кейсов, поддерживаемых представлением.

В этом туториале мы попробуем определить каждый компонент паттерна MVVM, чтобы создать небольшое приложение на Android в соответствии с ним.

На следующей картинке — разные элементы, которые мы собираемся создать при помощи компонента Architecture и библиотеки Koin для внедрения зависимостей.

Архитектуру ниже можно разделить на три различные части.

Представление

Содержит структурное определение того, что пользователи получат на экранах. Вы можете поместить сюда статическое и динамическое содержимое (анимацию и смену состояний). Тут может не быть никакой логики приложения. Для нашего случая в представлении может быть активность или фрагмент.

Модель представления

Этот компонент связывает модель и представление. Отвечает за управление ссылками данных и возможных конверсий. Здесь появляется биндинг. В Android мы не беспокоимся об этом, потому что можно напрямую использовать класс AndroidViewModel или ViewModel.

Модель

Это уровень бизнес-данных и он не связан ни с каким особенным графическим представлением. В Android, согласно “чистой” архитектуре, модель может содержать базу данных, репозиторий и класс бизнес-логики. Картинка ниже описывает взаимодействие между разными компонентами.

Как реализовать паттерн MVVM

Чтобы реализовать паттерн MVVM, важно начать с компонентов, которым для работы нужен другой компонент. Это и есть зависимость.

А с момента появления компонента архитектуры, логичное общее решение — реализовать Android-приложения при помощи модели с изображения ниже. Там вы увидите стрелки, которые ведут от представления (активности/фрагмента) к модели.

А это значит, что View знает о View-Model, а не наоборот, и View Model знает о Model, и не наоборот. То есть у представления будет связь с моделью представления, а у модели представления будет связь с моделью. Строго в таком порядке, никак иначе. Благодаря такой архитектуре приложение легко поддерживать и тестировать.

Чтобы программировать быстро и эффективно, вам нужно начать с моделирования, так как модели не нужны другие компоненты для работы.

Сценарий приложения и реализация модели

Чтобы понять, как функционирует паттерн MVVM, мы напишем небольшое приложение, в котором будут все компоненты с предыдущей картинки. Мы создадим программу, которая покажет данные. Мы их взяли по этой ссылке. Приложение будет сохранять данные локально для того, чтобы потом оно работало в режиме оффлайн.

Приложение будет обрабатывать данные такой структуры. А для простоты я выберу всего лишь некоторые параметры. У класса GithubUser есть room-аннотация и у данных в локальной БД будет такая же структура, как и у данных в API.

У пространства DAO есть только два метода. Один — добавление информации в БД. Второй — ее извлечение.

Читайте также:  Андроид как измерить артериальное давление

Пространство базы данных выглядит так:

Во второй части мы реализуем Webservice, который отвечает за получение данных онлайн. Для того будем пользоваться retrofit+coroutines.

Если вы хотите узнать, как пользоваться Retrofit вместе с сопрограммами, загляните сюда .

В третьей части мы реализуем репозиторий. Этот класс будет отвечать за определение источника данных. Для нашего случая их два, так что репозиторий будет только получать данные онлайн, чтобы потом сохранить их в локальной базе данных.

Как сами видите, у репозитория есть конструктор с двумя параметрами. Первый — это класс, который представляет онлайн-данные, а второй — представляет данные оффлайн.

View-Model

После того, как мы описали модель и все ее части, пора ее реализовать. Для этого возьмем класс, родителем которого является класс ViewModel Android Jetpack.

Класс ViewModel создан для того, чтобы хранить и управлять данными, связанными с UI относительно жизненного цикла. Он позволяет данным пережить изменения конфигурации, например, повороты экрана.

View-model берет репозиторий в качестве параметра. Этот класс “знает” все источники данных для нашего приложения. В начальном блоке view-model мы обновляем данные БД. Это делается вызовом метода обновления репозитория. А еще у view-model есть свойство data. Оно получает данные локально напрямую. Это гарантия, что у пользователя всегда будет что-то в интерфейсе, даже если устройство не в сети.

Подсказка: я пользовался вспомогательным классом, который помогал мне управлять состоянием загрузки

Представление

Это последний компонент архитектуры. Он напрямую общается с представлением-моделью, получает данные и, например, передает их в recycler-view. В нашем случае представление — это простая активность.

В представлении происходит отслеживание того, как изменяются данные, как они автоматически обновляются на уровне интерфейса. Для нашего случая в представлении также отслеживается состояние операций загрузки в фоновом режиме. В процесс включено свойство loadingState, которое мы определили выше.

Вот вы и увидели, как я получил экземпляр view-model, используя для этого внедрение. А как это сработает, мы увидим дальше.

Конкретизация объектов и внедрение зависимостей

Наблюдательные заметят, что пока я еще не создал репозиторий и его параметры. Мы будет это делать точно при помощи внедрения зависимостей. А для этого в свою очередь мы берем библиотеку, Koin подходит идеально.

Так мы создадим важные объекты. Нашему приложению они нужны там же и нам останется только вызвать их в разные точки программы. Для этого и нужна магия библиотеки Koin.

В Module.kt есть объявление объекта, который нужен приложению. А в представлении мы берем inject, который говорит Koin, что нужен объект view-model. Библиотека в свою очередь старается найти этот объект в модуле, который мы определили ранее. Когда найдёт, назначит ему свойство userViewModel. А если не найдёт, то выдаст исключение. В нашем случае, код скомпилируется правильно, у нас есть экземпляр view-model в модуле с соответствующим параметром.

Похожий сценарий применится к репозиторию внутри view-model. Экземпляр будет получен из модуля Koin, потому что мы уже создали репозиторий с нужным параметром внутри модуля Koin.

Заключение

Самая сложная работа инженера ПО — это не разработка, а поддержка. Чем больше кода имеет под собой хорошую архитектуру, тем проще поддерживать и тестировать приложение. Вот почему важно пользоваться паттернами. С ними проще создать стабильно работающие программы, а не бомбу.

Вы можете найти полный код приложения у меня на GitHub по этой ссылке.

Источник

Построение Android приложений шаг за шагом, часть первая

В этой статье мы поговорим о проектировании архитектуры и создании мобильного приложения на основе паттерна MVP с использованием RxJava и Retrofit. Тема получилась довольно большой, поэтому подаваться будет отдельными порциями: в первой мы проектируем и создаем приложение, во второй занимаемся DI с помощью Dagger 2 и пишем тесты unit тесты, в третьей дописываем интеграционные и функциональные тесты, а также размышляем о TDD в реалиях Android разработки.

Читайте также:  Killing floor для android

Содержание:

  • Введение
  • Шаг 1. Простая архитектура
    • Разделение по слоям, MVP
    • Model
      • Retrofit
      • POJO
    • Presenter
    • View
  • Шаг 2. Усложненная архитектура
    • Retrolambda
    • Разные модели данных для разных слоев
    • Model
    • Presenter
    • View
  • Заключение или to be continued

Введение

Для лучшего понимания и последовательного усложнения кода, разделим проектирование на два этапа: примитивная (минимально жизнеспособная) и обычная архитектура. В примитивной обойдемся минимальным количество кода и файлов, потом улучшим этот код.
Все исходники вы можете найти на github. Бранчи в репозитории соответствуют шагам в статье: Step 1 Simple architecture — первый шаг, Step 2 Complex architecture — второй шаг.
Для примера попробуем получить список репозиториев для конкретного пользователя с помощью Github API.

В нашем приложении мы будем использовать Rx, поэтому для понимания статьи необходимо иметь общее представление об этой технологии.Рекомендуем почитать серию публикаций Грокаем RxJava, эти материалы дадут хорошее представление о реактивном программировании.

Шаг 1. Простая архитектура

Разделение по слоям, MVP
При проектировании архитектуры будем придерживаться паттерна MVP. Более подробно можно почитать тут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Model-View-Presenter
http://habrahabr.ru/post/131446/

Разделим всю нашу программу на 3 основных слоя:
Model — тут получаем и храним данные. На выходе получаем Observable.
Presenter — в данном слое хранится вся логика приложения. Получаем Observable, подписываемся на него и передаем результат во view.
View — слой отображения, содержит все view элементы, активити, фрагменты и прочее.

Model

Слой данных должен отдавать нам Observable
>, напишем интерфейс:

Retrofit

Для упрощения работы с сетью используем Retrofit. Retrofit – библиотека для работы с REST API, она возьмет на себя всю работу с сетью, нам остается только описать запросы с помощью интерфейса и аннотаций.

Про Retrofit в рунете достаточно много материалов (http://www.pvsm.ru/android/58484, http://tttzof351.blogspot.ru/2014/01/java-retrofit.html).
Основное отличие второй версии от первой в том, что у нас пропала разница между синхронными и асинхронными методами. Теперь мы получаем Call у которого можем вызвать execute() для синхронного или execute(callback) для асинхронного запроса. Также появилась долгожданная возможность отменять запросы: call.cancel(). Как и раньше, можно получать Observable , правда теперь с помощью специального плагина

Интерфейс для получения данных о репозиториях:

Работа с данными, POJO

Retrofit (и GSON внутри него) работают с POJO (Plain Old Java Object). Это значит, что для получения обьекта из JSON вида:

Нам понадобится класс User, в который GSON запишет значения:

Руками генерировать такие классы естественно не нужно, для этого есть специальные генераторы, например: www.jsonschema2pojo.org.

Скармливаем ему наш JSON, выбираем:

Source type: JSON
Annotation style: Gson
Include getters and setters

и получаем код наших файлов. Можно скачать как zip или jar и положить в наш проект. Для репозитория получилось 3 обьекта: Owner, Permissions, Repo.

Presenter

Презентер знает что загрузить, как показать, что делать в случае ошибки и прочее. Т.е отделяет логику от представления. View в таком случае получается максимально «легкой». Наш презентер должен уметь обрабатывать нажатие кнопки поиска, инициализировать загрузку, отдавать данные и отписываться в случае остановки Activity.

View реализуем как Activity, которое умеет отображать полученные данные, показывать ошибку, уведомлять о пустом списке и выдавать имя пользователя по запросу от презентера. Интерфейс:

В результате у нас получилось простое приложение, которое разделено по слоям.

Некоторые вещи требуют улучшения, однако, общая идея ясна. Теперь усложним нашу задачу, добавив новую функциональность.

Читайте также:  Crash test dummies android

Часть 2. Усложненная архитектура

Добавим новую функциональность в наше приложение, отображение информации о репозитории. Будем показывать списки branches и contributors, они получаются разными запросами у API.

Retrolambda

Работа с Rx без лямбд — это боль, необходимость каждый раз писать анонимные классы быстро утомляет. Android не поддерживает Java 8 и лямбды, но на помощь нам приходит Retrolambda (https://github.com/evant/gradle-retrolambda). Подробнее о лямбда-выражениях: http://habrahabr.ru/post/224593/

Разные модели данных для разных слоев.

Как видно, мы на всех трех слоях работаем с одним и тем же объектом данных Repo. Такой подход хорош для простых приложений, однако в реальной жизни мы всегда можем столкнутся со сменой API, необходимостью изменять объект или чем-то другим. Если над проектом работают несколько человек, то существует риск изменения класса в интересах другого слоя.

Поэтому зачастую применяется подход: один слой = один формат данных. И если изменятся какие-то поля в модели, это никак не повлияет на View слой. Мы можем производить любые изменения в Presenter слое, но во View мы отдаем строго определенный объект (класс). Благодаря этому достигается независимость слоев от моделей данных, у каждого слоя своя модель. При изменении какой либо модели, нам нужно будет переписать маппер и не трогать сам слой. Это похоже на контрактное программирование, когда мы точно знаем какой объект придет в наш слой и какой мы должны отдать дальше, тем самым защищая себя и коллег от непредсказуемых последствий.

В нашем примере нам вполне хватит двух типов данных, DTO — Data Transfer Object (полностью копирует JSON объект) и View Object (адаптированный объект для отображения). Если будет более сложное приложение, возможно понадобятся Business Object (для бизнес процессов) или например Data Base Object (для хранения сложных объектов в базе данных)

Переименуем Repo в RepositoryDTO, создадим новый класс Repository и напишем маппер, реализующий интерфейс Func1
>, List >
(перевод из List в List )

Model

Мы ввели разные модели данных для разных слоев, интерфейс Model теперь отдает DTO объекты, в остальном все также.

Presenter

В Presenter-слое нам необходим общий класс. Презентер может выполнять самые разные функции, это может быть простой презентер «загрузи-покажи», может быть список с необходимостью подгрузки элементов, может быть карта, где мы будем запрашивать объекты на участке, а также множество других сущностей. Но всех их объединяет необходимость отписываться от Observable во избежание утечек памяти. Остальное зависит от типа презентера.

Если мы используем несколько Observable, то нам необходимо отписываться от всех разом в onStop. Для этого возможно использование CompositeSubscription: добавляем туда все наши подписки и отписываемся по команде.

Также добавим в презентеры сохранение состояния. Для этого создаем и реализуем методы onCreate(Bundle savedInstanceState) и onSaveInstanceState(Bundle outState). Для перевода DTO в VO используем мапперы.

Будем использовать активити для управления фрагментами. Для каждой сущности свой фрагмент, который наследуется от базового фрагмента. Базовый фрагмент используя интерфейс базового презентера отписывается в onStop().

Также обратите внимание на восстановление состояния, вся логика переехала в презентер — View должно быть максимально простым.

Общая схема приложения на втором шаге (кликабельно):

Заключение или to be continued…

В результате у нас получилось работающее приложение с соблюдением всех необходимых уровней абстракции и четким разделением ответственности по компонентам (исходники). Такой код проще поддерживать и дополнять, над ним может работать команда разработчиков. Но одним из главных преимуществ является достаточно легкое тестирование. В следующей статье рассмотрим внедрение Dagger 2, покроем тестами существующий код и напишем новую функциональность, следуя принципам TDD.

Источник

Оцените статью