Декарт андроид или нет

Декарт андроид или нет

На самом деле новый фильм прямо не отвечает на главный вопрос старого — человек ли Рик Декард или нет. Но, исходя из содержания, можно вывести две теории:

С одной стороны, герой прожил точно больше 30 лет и успел состариться, это выдает в нем человека. Кроме того, него никогда не было сверхспособностей репликантов вроде суперсилы и или повышенной прочности. Это простое и надежное объяснение… Но если немного подключить фантазию, можно выцепить несколько аргументов в поддержку другой версии.

Дело в том, что новый магнат-изготовитель репликантов Уоллес был крайне заинтересован в Декарде в ходе своей охоты за секретом репродукции искусственных людей. В их разговоре ближе к концу фильма можно уловить намек на то, что Рэйчел создали специально для Рика, и это делает его особенным. У Уоллеса в руках уже были останки Рэйчел, и, если бы все дело было только в ней, то простой человек не был бы ему нужен.

Это позволяет предположить, что Тирелл (создатель репликантов в первом фильме) проводил сложный эксперимент по созданию нового поколения искусственных людей и разделил главные человеческие свойства (способность к репродукции и долговечность) между двумя тестовыми моделями, которые, в отрыве друг от друга, никогда не обнаружили бы свои модификации: мужчина, которого все считали человеком, получил и то, и другое, а женщине досталось только деторождение, которое мог активировать только подходящий репликант.

В оригинале отдельно отмечалось, что ограниченный срок службы — не столько необходимость, сколько встроенная мера безопасности, так что этот недостаток можно было преодолеть. Но это всего лишь домыслы, точный ответ в новом фильме не проговаривается.

А что думаете вы? «Бегущий по лезвию 2049» стартует в кино 5 октября.

Источник

Бегущие по лезвию, провалившиеся в прокате, ставшие классикой

Убегающий от себя в 1982 году

После выхода на экраны «Бегущий по лезвию» не собрал аудиторию в кинотеатрах, но получил новую жизнь благодаря видеокассетам. Как и многие прародители жанров, он долгое время оставался непонятым. Зрители и критика ждали крутой боевик, а получили стильный фильм под музыку Вангелиса, где каждый кадр – готовая картина. Ночной город, по переполненным улицам которого скитается главный герой, надвинув шляпу на глаза и сунув руки в карманы плаща; неоновые огни, мрачные задворки мегаполиса, летающие автомобили, говорящие механизмы, влюблённые роботы – критика затруднялась с классификацией того, что видит на экране.

Особенности стиля

Ридли Скотт опередил время и создал первый и уникальный на тот момент образец «нуара будущего», полный цинизма, пессимизма, чёрной тоски, пренебрежительного отношения к жизни. За яркой рекламой на стенах небоскрёбов – полное разложение, физическое и нравственное; уникальные технологии не помогают людям, а служат для их растления и порабощения. Типичная антиутопия индустриальной эры, которая приведёт к рождению киберпанка, в 1982 году смутила неподготовленных зрителей.

Теперь фильм смотрится как пророчество; создатели фактически предсказали многие из проблем современного человечества: перенаселения, генной инженерии, клонирования, глобализации.

Пирамиды всесильной корпорации «Тайрелл» – отсылка к пирамидам майя, символ человеческих жертвоприношений, знак рабовладельческого общества, в котором в угоду «хозяевам жизни» приносятся в жертву человеческие судьбы.

Читайте также:  Во что можно поиграть с друзьями по сети андроид

Варианты и версии

Сегодня зритель смотрит не того «Бегущего по лезвию», которого выпустили в прокат почти 30 лет назад. Из-за того, что создатели фильма никак не могли определиться с ответами на принципиальные вопросы, которые сами же и задавали, существуют две рабочие версии (обычная и расширенная), первоначальная, международная, телевизионная, режиссёрская и окончательная.

Они отличаются принципиально – в одной хеппи-энд, в остальных – трагический конец, а окончательная имеет открытый финал.

Живое и неживое: основной конфликт фильма

Человек будущего научился беречь себя и ценить, но кому-то же надо делать тяжёлую и непрестижную работу! В том обществе, где строились пирамиды из камня, эту работу выполняли рабы. В 2019 году, по версии Скотта, этим занимались андроиды – репликанты. Они намного сильнее людей, выносливее, даже умнее, но трудятся в шахтах или идут на панель.

Создатели репликантов понимали, что сотворили потенциальных конкурентов, и потому заложили в них жёсткую генетическую программу. Каждому андроиду дано только четыре года жизни. Но это не спасает новых рабовладельцев: их собственность периодически устраивает бунты. Чтобы убивать бунтарей, существует особое подразделение силовых органов, которые называются «блейд-раннеры», то есть «бегущие по лезвию» в дословном переводе.

Кто такие «блейд-раннеры»?

Этот термин пришёл из рассказа писателя А. Ноурса. «Бегущим по лезвию» там назывался продавец контрабанды. В мегаполисах будущего по версии Скотта «бегущие» отлавливают и уничтожают репликантов, которым путь на землю заказан.

Чтобы распознать репликанта, «бегущие» применяют «лакмусовую бумагу» — тест Войта-Кампфа, который должен показать способность к сопереживанию, поскольку, по версии авторов, андроиды на эмпатию не способны. Герой, Рик Декард, должен распознать и уничтожить целую группу репликантов.

Кто такая Рейчел?

Героиня фильма Рейчел в начале предстаёт в облике классической «роковой женщины»: красная помада, волосы, собранные в изощрённую причёску, жакет с объёмными подплечниками. Но любовь к Рику меняет её и внутренне, и внешне.

Рейчел – уникальный репликант. Главу корпорации, очевидно, терзала идея о создании идеального образца андроида, который мог бы обмануть «бегущих». Для этого он имплантировал Рейчел память своей племянницы и способность к эмпатии. Девушка уверена, что она – настоящий человек. Любовь, которую она испытывает к Рику, окончательно превращает её в женщину.

Человек или репликант?

Главный вопрос, повисающий в воздухе – кто такой Декард: человек или нет. Харрисон Форд, игравший Декарда, видел героя человеком, а Скотт – репликантом. Судя по тому, что герой находит в финале бумажную фигурку единорога, которого часто видит в снах, он репликант – ведь как иначе можно было узнать о содержании его сновидений? Только если эти образы были ему имплантированы, как ложные воспоминания – в память Рейчел.

Возможно, раньше он был сторонником репликантов: недаром Рой Батти, командир восставших андроидов, сразу при встрече называет его имя, а девушка-репликант Прис цитирует фразу философа Декарта.

С другой стороны, если Рик — репликант, сюжет становится более плоским. Это разрывает эмоциональную связь героя со зрителем, который будет рассматривать конфликт фильма отстранённо, как очередную битву между роботами. А Рик-человек, который внезапно понимает, что создания, которые он должен уничтожить, более человечны, чем он, найдёт у зрителей глубокий душевный отклик и сострадание.

Два философа: что значит имя?

Имя главного героя Рика – отсылка к Декарту, а Рой Битти в финале цитирует Ницше, чьё учение о сверхчеловеке как нельзя лучше подходит к идее создания репликантов. Имя Рой переводится как «царь». Он делает Рику Декарду поистине царский дар – жизнь, проявляет глубокое великодушие.

Читайте также:  Внешний оптический привод для андроид

Философ Декарт утверждал, что существует тот, кто способен к мышлению («Cogito ergo sum»). Девушка-репликант Прис напоминает об этой истине. Если репликанты способны мыслить, то, следуя логике Декарта, они тоже люди.

Создатель и создание: вечный бунт против Бога

Рой Битти, совершенный репликант, ищет встречи со своим создателем, желая продлить срок существования. Тайрелл сознаётся в бессилии; то, что горит ярче, быстрее сгорает. Супер-способности репликантов – вот причина их короткой жизни. Рой жестоко убивает своего создателя.

В этом заключается горькая аналогия: человек, которому отпущено дольше, чем репликанту, всё равно считает свою жизнь слишком короткой, впадает в отчаянье и бунтует против Бога. Конфликт между Создателем и его созданиями, горечь конечности жизни и сознания – центральная идея картины.

Смысл финала фильма

Умирающий Рой, которому было отказано в праве на жизнь, спасает Рика. Металлический стержень, торчащий из его руки, напоминает от пронзённых запястьях Христа. Он выпускает в небо символ Духа и души – белоснежного голубя и умирает.

В чём же разница между людьми и репликантами? Похоже, что она тоньше лезвия. Рик и Рейчел любят друг друга, но каким будет будущее их любви? И может быть, единорог – это не указание на то, что Рик – репликант, а символ сказочности, нереальности любви в жестоком мире? Что есть душа? Что отделяет живое от неживого?

Чтобы ответить хотя бы на часть этих вопросов, в 2017 году был снят «Бегущий по лезвию 2049».

Бегущий за Оскаром

На этот раз Ридли Скотт был только продюсером. Режиссёром стал Дени Вильнев. Картина не окупилась в прокате, но получила утешительного «Оскара» за визуальные эффекты.

Что произошло между моментом, на котором закончился первый фильм, и началом второго?

Со времени, когда умирающий Рой Битти оплакивал свою участь под дождём, прошло 30 лет. Чёрные краски ленты сменились на серые и жёлтые, и в мире «бегущих» и андроидов случилось множество событий.

Хотя глава корпорации «Тайрелл» и утверждал, что не может продлить жизнь репликантов, очевидно, что он прятал изрядный «туз в рукаве»: новые модели выпущены без ограничений жизни. Им больше не нужны долгие тестирования: каждый репликант носит клеймо на глазном яблоке.

В 2022-м году репликанты устраивают «электромагнитный апокалипсис», чтобы уничтожить все электронные носители. Они добиваются своего – данные о них стёрты. Но зато человечество брошено в объятия нищеты и голода, а сами репликанты оказываются полностью вне закона. Изобретатель ГМО-продуктов – Ниандер Уоллес – спасает людей от голодной смерти. Затем он покупает корпорацию «Тайрелл» и разрабатывает новых андроидов, полностью покорных. У «бегущих по лезвию» новая задача – искать и убивать старые модели.

Кто такой Ниандер Уоллес?

Изобретатель совершенно «заигравшийся в бога». Его не беспокоят этические проблемы производства андроидов, он не хочет делать их человечнее, умнее и долговечнее. Его мысли заняты только идеей воспроизводства репликантов.

Это имеет двоякий смысл. Уоллес слеп. Это наталкивает на мысль, что он – тоже репликант, уничтоживший глаза вместе с клеймом рабства, и теперь жаждет сделать собратьев окончательно похожими на людей. Либо функция самовоспроизводства репликантов нужна ему для обогащения своей империи. Он ищет спрятанное репликантами-повстанцами «чудо» — ребёнка Декарда и Рейчел, чтобы украсть последний секрет Тайрелла.

Кто такой Кей?

Репликант, офицер полиции и «бегущий по лезвию», Кей только с первого взгляда кажется довольным своей участью. Глядя на него, уже никто не задаёт вопрос – могут ли чувствовать репликанты. Всё его поведение отличается крайней эмоциональностью. Его виртуальная «экономка» Джой — и та проявляет абсолютно человеческие качества: любовь, заботу, самоотверженность.

Читайте также:  Специальные возможности для андроид хонор

Размышления Кея о своём прошлом и том, что он помнит о своём детстве, которого не было, ставят другой вопрос, который в первом фильме был затронут частично: как влияют имплантированные воспоминания на формирование личности репликанта.

Основной конфликт фильма

Существование Анны, дочери человека и репликанта, исчерпывает конфликт между созданиями и создателями. Очевидно, биологические преграды между людьми и репликантами исчезли. В этом случае все усилия Неандера Уоллеса и репликантов-повстанцев попросту бессмысленны. Речь идёт о сосуществовании двух видов. В сегодняшней реальности этот конфликт можно свести, в упрощённом смысле, к противостоянию детей, рождённых естественным способом, и тех, кто родился при помощи ЭКО.

Если же Декард – тоже репликант, то суть конфликта не исчерпана, и существование Анны означает просто способность репликантов к размножению. Это значительно снижает смысловую и философскую нагрузку фильма и возвращает нас к мысли, что Форд был прав в отношении своего героя.

Смысл концовки фильма

Фильм приводит к выводу, что единственное, что определяет человечность – это любовь. Душа – это любовь. То, что мы помним, может быть ложью. Память может обманывать. Истинно то, что мы думаем в настоящий момент, то, что чувствуем.

Кей самоотверженно спасает Декарда и приводит его к Анне ценой собственной жизни. Разницы в физиологическом плане между людьми и репликантами нет, разницы в эмоциональных порывах нет. Они любят, ненавидят, сопереживают абсолютно одинаково. Вопрос только в уникальности или искусственности их личного опыта. Именно поэтому человек и репликант Анна – дизайнер воспоминаний-имплантов. Только она может дать ответ на этот вопрос – если мы дождёмся продолжения.

Источник

Декарт андроид или нет

Обитель зла: Раккун Сити 25.11.2021
Охотники за привидениями: Наследники 02.12.2021
Дом Гуччи 02.12.2021
Человек-паук: Нет пути домой 15.12.2021
Матрица: Воскрешение 16.12.2021
Зверопой 2 23.12.2021
Последний богатырь: Посланник Тьмы 23.12.2021
Forza Horizon 5 05.11.2021
Call of Duty: Vanguard 05.11.2021
GTA: The Trilogy 11.11.2021
Battlefield 2042 19.11.2021
Halo Infinite 08.12.2021
Tom Clancy’s Rainbow Six Extraction 16.01.2022
Rainbow Six Эвакуация 20.01.2022

«Бегущий по лезвию 2049»: Рик Декарт — репликант или человек?

В сиквеле «Бегущего по лезвию» вернулся главный герой первого фильма – Рик Декарт в исполнении Харрисона Форда. Но отвечает ли продолжение на главный вопрос оригинала – настоящий он человек или нет?

Ниже возможны спойлеры!

«Бегущий по лезвию 2049» раскрывает новые подробности вселенной, включая личности Декарта. Но, как и первый фильм, не говорит обо всем прямо. Тем не менее, некоторые намеки позволяют построить пару теорий относительно Рика.

Мы знаем, что события происходят спустя 30 лет после первого «Бегущего». Декарт постарел, что свойственно людям, и у него нет сверхсилы, которая свойственна андроидам. Если остановиться на этом, то ответ однозначен – он настоящий. Но если капнуть чуть глубже.

В продолжении нас знакомят с магнатом Уоллесом (Джаред Лето), который производит новых репликантов. Он крайне заинтересован в Декарде, а в финале звучит интересная фраза. Оказывается, Рэйчел была изготовлена для Рика, что и делает его уникальным. Получается, что Декард не простой человек.

Далее можно выдвинуть предположение о том, что создатель репликантов Тирелл решил провести эксперимент по созданию совершенно нового типа андроидов, которые обладают функцией репродукции и, что самое главное, старению. Он создал тестовые образцы — Рэйчел и Рика, которых свел якобы случайно.

Стоит вспомнить, что в первом фильме ограниченный срок службы объяснялся как мера безопасности. Это было необязательно, поэтому ничто не мешало сделать долговечного искусственного человека. Вторая теория никак не раскрывается в «Бегущем по лезвию 2049», поэтому это всего лишь домыслы.

А как считаете вы? Напишите в комментариях.

Источник

Оцените статью