- Справочная: главное про новые «затычки» AirPods Pro
- В чем отличие по спекам?
- Самое главное: что с шумоподавлением?
- А что это за прозрачный режим?
- Звук круче, чем в в обычных AirPods?
- Как себя ведет автоматический эквалайзер?
- Вываливаются или нет?
- Новое управление — удобное?
- Чехол по-прежнему помещается в часовой карман?
- Микрофоны стали лучше?
- Что идет в комплекте?
- Таки сколько стоит сетевой адаптер для кабеля Type-C → Lightning?
- Что с автономностью?
- А с Андроидом работают?
- Какие еще есть TWS-наушники с активным шумодавом?
- Обзор Apple AirPods Pro: лучше для «Айфона» нет?
- ⇡# Дизайн и конструкция
- ⇡#Шумоподавление
- ⇡#Нюансы совместимости
- ⇡#Качество звука
- ⇡# Выводы
Справочная: главное про новые «затычки» AirPods Pro
Год назад я сравнивал четыре пары TWS -наушников и в итоге за удобство выбрал вкладыши AirPods, хотя они и выдают не лучший звук. В ноябре 2019 Apple их обновила, а вернее сделала «форк», выпустив затычки AirPods Pro. И я их, конечно, протестил — хожу с ними со старта продаж в России. Если совсем кратко, то разница в 7,5 тысяч ₽ между базовой версией и «прошкой» того стоит: шумодав — огонь, время работы не хуже, а звучание лучше.
В чем отличие по спекам?
AirPods 2 | AirPods Pro | |
---|---|---|
Цвет | белый | |
Проводной интерфейс | Lightning | |
Быстрое подключение | только к iOS и iPad OS | |
Общее время работы | ||
От одной зарядки | ||
Зарядок от чехла | 4,5 | 4,5 |
Быстрая зарядка | 10 мин. → 1 ч. работы | 5 мин. → 1,5 ч. работы |
Беспроводная зарядка чехла | опционально (+ 3,5 тыс. ₽) | есть |
Кабель в комплекте | USB Type-A → Lightning | USB Type-C → Lightning |
Сенсорное управление | касание | касание + удержание |
Bluetooth | 4.х | 5.0 |
Шумоподавление | нет | активное |
Водозащита | нет | IPx4 (дождь, но не душ) |
Вес наушников (в граммах) | 4 | 5,4 |
Вес чехла (в граммах) | 38 | 45,6 |
Официальная цена (₽) | 13 490 с обычным чехлом 16 990 с беспроводным чехлом | 20 990 |
Самое главное: что с шумоподавлением?
Очень круто даже на фоне любых наушников с активным шумоподавлением: — затычек с плотным прилеганием или накладных. По сравнению со стандартными AirPods эти — вообще космос. Зажимаешь кнопку, динамики говорят «пынь!», и ты оказываешься в вакууме.
У AirPods Pro шумоподавление устроено иначе, чем у большинства конкурентов. Сначала все как обычно: микрофон снаружи улавливает шум, и его компенсирует обратная звуковая волна. Но дальше еще один микрофон, направленный внутрь уха, делает этакий fine tuning, и остатки шума подавляются еще раз.
Пример из жизни. В обычных AirPods слушать подкасты в метро невозможно. В «прошках» — вполне, и даже громкость не надо выкручивать. Шум улицы не слышно в принципе, в магазине Pro почти полностью отсекают фоновую музыку, а в транспорте гул хоть и различим, но очень тихий.
Пассивное шумоподавление, пожалуй, на уровне любых других «затычек». Только я не вижу смысла не включать активное, т.к. на времени работы это заметно не сказывается. Хотя в настройках полностью эту фичу вырубить все-таки можно: чтобы не работали ни шумодав, ни режим прозрачности.
Приятный бонус — клапан, который сбрасывает лишнее давление воздуха между перепонкой и наушником. Обычно у меня от этого «чешутся» уши, а в этих пока не заметил.
А что это за прозрачный режим?
Эту фичу сделали в противоположность шумоподавлению — в таком режиме звуки снаружи доходят до барабанных перепонок не сквозь силиконовые вставки, а через микрофон и динамик наушников. Верхние и средние частоты при этом даже чуть-чуть усиливаются. Получается, наушники можно не снимать. Но если включена музыка, она все равно забивает все звуки снаружи — не ставить ее на паузу не получится.
И, кстати, в «прошках» свой голос слышишь не как из под воды, а так, будто наушников нет. Говорят, над этим в Apple работали специально, настраивая микрофоны.
Звук круче, чем в в обычных AirPods?
Если говорить в целом, то да. На мой слух, Pro круче, но разница с обычными AirPods не такая уж и большая. Главное отличие — наличие силиконовых вставок и «закрытость». Характер звука из-за этого меняется.
Еще, кажется, нижние частоты самую малость выкрутили, но в остальном — такое же ровное звучание, как и раньше. То есть это наушники «для какой угодно музыки» — будут играть всё одинаково хорошо. А за «ушами» конкретно для драма или для классической музыки — это к другим производителям.
Как себя ведет автоматический эквалайзер?
На презентации заявили, что звук в этой модели подстраивается 200 раз в секунду — в зависимости от обстановки снаружи. Если специально не прислушиваться, разницу не замечаешь вообще. Но, по моим наблюдениям, AirPods Pro при включенном шумодаве и громких звуках вокруг чуть выпячивают средние частоты — чтобы было лучше слышно. Заметно не только на музыке, но и на подкастах, например. Собственно, не удивительно — мы лучше воспринимаем как раз частоты 800–3000 Гц, и в этом же диапазоне находится человеческая речь.
Вываливаются или нет?
Тут как и с обычными — обязательно надо пробовать. У кого-то вываливаются, а у кого-то нет. Но доля тех, у кого AirPods Pro в ушах не держатся, конечно стала меньше. В комплекте идут три пары силиконовых амбушюров разного размера: M уже надеты на наушники, а S и L затейливо упакованы, как это умеют делать в Apple.
Отдельно интересно, как примерка будет происходить в оффлайновых магазинах Apple Store. Стандартные AirPods после каждой примерки обрабатывают санитайзером, во всяком случае в Великобритании. А силиконовые насадки, по идее, проще заменять целиком, но так ли это, пока не ясно.
Помимо чисто субъективных ощущений, плотность прилегания можно проверить программно. Для этого в настройках Bluetooth нужно нажать на AirPods Pro и выбрать там соответствующий пункт и нажать на кнопку Play — несколько секунд будет играть музыка, после чего наушники вынесут вердикт насадкам. Мне с первого раза подошли M, а спустя два месяца, какой бы размер амбушюров я не выбирал «идеального прилегания» добиться так и не удалось. Хотя субъективно за два месяца ничего не поменялось.
Идеальный вариант
Недеальный вариант
Крепление у амбушюров необычное — значительно шире, чем стандартное. И они не мягко обхватывают основу наушников, а ощутимо защелкиваются более плотным, почти твердым основанием в пазах. Поначалу крепление кажется хлипким, но если потянуть за насадку, то наоборот становится страшно ее оторвать с мясом — так плотно сидит.
Новое управление — удобное?
Раньше можно было просто коснуться внешней стороны наушника и переключить трек или поставить на паузу. Теперь управление перенесли на ножки. При этом ножки стали короче, а вибродатчики заменили на датчики нажатия. Нужно не сильно, но именно сжимать концы «прошек», чтобы они поняли, чего ты от них хочешь. Первые два–три дня было неудобно, и я промахивался, а потом научился с первого раза хвататься за ножку, и стало вполне ок — не хуже, чем раньше.
Вот на эту плоскую область и нужно нажимать
- Коротко сжимаешь один раз — ставишь трек на паузу или наоборот запускаешь.
- Два раза — следующая песня.
- Три раза — предыдущая.
- Долгое нажатие — переключение между прозрачным режимом и шумоподавлением. Если надо, в настройках можно добавить и третье состояние, когда и то, и другое отключено. Тогда режимы будут переключаться циклически.
Всем этим, конечно, можно управлять и с телефона. Треки переключать — как обычно, а прозрачность и шумодав спрятаны в ползунке громкости. По долгому нажатию на него появляются три соответствующие кнопки.
Чехол по-прежнему помещается в часовой карман?
Ага. Но есть нюанс: поперек он влезает теперь только внатяг, а когда вдоль — болтается там свободнее, чем хотелось бы. Будьте бдительны, у меня кейс пару раз вываливался дома на пол, когда я клал джинсы на полку.
Кейс AirPods Pro: слева — поперек, справа — вдоль
Слева — чехол от обычных AirPods, справа — от Pro
Микрофоны стали лучше?
Отвечу записью одного и того же отрывка на AirPods, AirPods Pro и iPhone 11 Pro — решайте сами. Мне кажется, немного лучше.
Что идет в комплекте?
Комплектация спартанская, как и прежде: кабель для зарядки и две пары дополнительных амбушюров. Любопытно, что коннектор именно типа Type-C → Lightning, а собственно зарядного устройства нет.
То есть предполагается, что у вас есть либо площадка Qi для беспроводной зарядки, либо есть последний iPhone c нужным адаптером в комплекте, либо один из последних Макбуков. Другая опция — взять стандартный кабель USB → Lightning.
Таки сколько стоит сетевой адаптер для кабеля Type-C → Lightning?
Что с автономностью?
Наушники работают в общей сложности больше суток — как и прежде. Но все-таки время работы самую малость снизилось, вероятно за счет активного шумоподавления. Классические AirPods у меня выдерживали по 30 часов, а эти смогли только 28. При этом время работы от одного заряда снизилось где-то на полчаса, хотя субъективно это не заметно. Плюс Apple поработала над быстрой зарядкой и теперь наушникам хватает пяти минут в чехле, чтобы проработать полтора часа.
В общем и целом, если не ходить с секундомером, получается, что заряжать чехол надо где-то раз в неделю.
А с Андроидом работают?
Да, конечно, как и любые другие BT-наушники. И даже шумодав станет работать — будет врубаться и вырубаться по долгому нажатию на сенсоры.
Правда с андроидфоном AirPods не смогут создать пару просто по открытию крышки чехла. Сначала придется перевести наушники в режим обнаружения: зажать кнопку на задней части кейса, пока спереди не начнет мигать белый светодиод. После этого они станут видны в меню Bluetooth на смартфоне.
Кроме того, на гаджетах под управлением Android нет софта как на Айфоне, который позволяет переназначать кнопки на наушниках. То есть долго нажатие на любом наушнике всегда будет включать или выключать шумоподавление, а Сири, понятное дело, вызвать не удастся — неоткуда.
Какие еще есть TWS-наушники с активным шумодавом?
Из доступного в продаже — Sony WF-1000XM3. Стоят около 18 000 ₽, а перед Новым годом и до сих пор бывают по скидке за 14 500 ₽. Они компактнее, но и с автономностью у них похуже. Кейс визуально почти такой же, как у AirPods Pro, только бывает разных цветов. Как и наушники. Шумоподавление — на высоте.
Audio-Technica в начале 2020-го, на выставке CES показала свое видение таких «ушей» — модель QuietPoint ANC300TW. Из отличительных черт — водозащита по стандарту IPX2, и конкретные профили шумоподавления: в самолете, на улице, в офисе и т.д. Теоретически более специализированный алгоритм лучше справится с конкретной задачей, чем один универсальный, но это, очевидно, менее удобно. Стоить наушники будут $230 (чуть меньше, чем AirPods Pro), но будут ли продаваться в России, пока не известно.
Источник
Обзор Apple AirPods Pro: лучше для «Айфона» нет?
Когда три года тому назад Apple представила первые беспроводные наушники AirPods, еще были какие-то сомнения в их будущем успехе, но сейчас уже невозможно отрицать — вопреки сравнительно высокой цене и очевидной привязке к «яблочной» экосистеме, AirPods прижились. Достаточно выйти на улицу или спуститься в метро, чтобы убедиться в этом самостоятельно. А впрочем, именно метро — не самый удачный пример. AirPods — удобная штука, но вот отсутствие активного шумоподавления их сильно ограничивает. Да и сама конструкция наушников-вкладышей, пускай предельно демократичная и подходящая большинству пользователей, имеет свои, по сути неустранимые, изъяны звукопередачи. Естественным шагом вперед стали изолирующие наушники с функцией активного шумоподавления.
Но Apple не была бы Apple, если бы выпустила просто еще одну беспроводную гарнитуру с шумоподавлением, как похожие продукты конкурентов, тоже взявших за основу оригинальные AirPods. Здесь используется немало изощренных и порой на диво эффективных технических решений. Давайте разберемся, чем же так хороша новинка, и как следует проверим качество звука, уже без поблажек на компактный форм-фактор. Ведь, как ни крути, в «профессиональном» варианте AirPods значительно подорожали: российский сайт Apple продает их за 20 990 руб., а это на 4 тысячи рублей больше, чем стоят стандартные AirPods с бесконтактной зарядкой и на 7 500 — с зарядкой по проводу.
⇡# Дизайн и конструкция
AirPods по-прежнему выглядят очень характерно. Белоснежная глянцевая поверхность, каплевидная форма и выпирающие стебельки — черты дизайна первых двух моделей остались на месте. Вместе с тем у Pro есть очевидные отличия от прародителей. Тело каждого наушника немного разбухло и потяжелело, чтобы вместить обновленные внутренние компоненты (и, кстати, батарею с увеличенным ресурсом работы), а отростки, наоборот, укоротились. В результате AirPods Pro не так бросаются в глаза, как пара наушников старого образца, получивших от заядлых противников Apple обидное прозвище «окурки». Жаль только, что компания все еще не предлагает несколько вариантов окраски вдобавок к стандартной белой.
Но это все мелочи. Самое важное в AirPods Pro — это, конечно, изолирующая механика с активным шумоподавлением, под которую заточена вся конструкция звукового тракта. Акустика предыдущих моделей развивает идеи, заложенные еще в стандартных проводных наушниках EarPods, которые Apple кладет в коробку с каждым iPhone (но, говорят, в будущем тоже заменит беспроводными). В EarPods и старых AirPods звук проникает через два отверстия, одно из которых нацелено вглубь уха, а второе — вперед таким образом, чтобы волна отражалась от изгиба ушной раковины. Последнее важно для того, чтобы создать развернутую звуковую сцену, которой без участия ушной раковины быть не может. А решетка с обратной стороны динамика позволяет мембране колебаться свободно и тем самым лучше (насколько это в принципе возможно при таких размерах и открытом дизайне) воспроизводить низкие частоты.
AirPods Pro устроены совсем по-другому. Единственным источником звука стала решетка, направленная прямо в слуховой проход, силиконовое же кольцо гарантирует надежное сцепление. В коробке с наушниками есть две пары вкладышей разного размера, а третью — средней величины — надели заранее. Стандартные силиконовые насадки для изолирующих наушников к новинке Apple не подойдут: нужен другой диаметр и своя, эллиптическая форма отверстия (к счастью, замена продается за $4). Фирменные вкладыши проникают в уши не так глубоко, как обычные (не говоря уже о внутриканальных моделях с длинным «жалом»), а сам гаджет держится на месте еще и за выступ ушной раковины. Кроме того, AirPods Pro и не являются в строгом смысле изолирующими наушниками. В корпусе капелек есть вентиляционные отверстия, которые частично пропускают воздух между барабанной перепонкой и внешним миром. Это, на первый взгляд, довольно странное решение, но в результате пропадает ощущение давления на барабанные перепонки, свойственное обычным наушникам-затычкам.
Благодаря «неинвазивной» конструкции AirPods Pro так удобно сидят в ушах, что возникает иллюзия, будто их легко потерять. Неспроста Apple придумала специальный тест для проверки изоляции. Если выбрать соответствующую команду в меню Bluetooth на iPhone, будет звучать пять секунд мелодии, а затем система решит, подходят ли прокладки по размеру или нужно попробовать другую пару. Вся процедура полностью автоматизирована благодаря отдельному микрофону, направленному внутрь слухового канала. Да-да, у AirPods Pro есть внутренний микрофон, и не только для примерки насадок — но об этом позже.
В результате, если надеть вкладыши правильного размера, наушники не выпадают даже на бегу. Хотя, конечно, в толчее метро лучше защититься капюшоном или шапкой. Но учтите, что основной микрофон для голосовой связи в AirPods Pro переместился с кончика устройства под крупную решетку выше на корпусе. Apple говорит, что вдобавок к функциям фильтрации фонового шума и формирования луча, которые присутствовали в AirPods с самого начала, решетка уберегает микрофон от порывов ветра. Сами наушники теперь защищены от влаги по стандарту IPX4. Это значит, что гаджет сопротивляется брызгам воды с любых сторон корпуса, и с AirPods Pro в ушах запросто можно бегать под дождем. Плавать и нырять уже не стоит, хотя предыдущие модели у некоторых владельцев оставались живы даже после полного цикла в стиральной машине.
В корпусе каждого наушника поместился аккумулятор увеличенной емкости — 160 мВт⋅ч вместо прежних 93. Кстати, это вполне стандартная батарея-пуговица формата 1154, но все равно без помощи сервисного центра вы ее вряд ли поменяете. Расширенный энергетический паек по большей части съела новая начинка гаджета, но кое-что осталось и на долю пользователя. Apple обещает те же пять часов прослушивания музыки на громкости 50 % (на полчаса меньше с шумоподавлением), зато время разговора возросло с трех часов у AirPods 2 до трех с половиной. Впрочем, это весьма консервативная оценка: мы, к примеру, получили больше 5 часов музыки даже с активным шумоподавлением. Чтобы быстро продлить работу на один час, достаточно пяти минут зарядки.
Коробочка, в которой хранятся AirPods Pro, тоже выросла под стать самим наушникам. Внутри нее скрываются еще две батареи солидной емкости — по 1,98 Вт⋅ч каждая (AirPods 2 хватало одной на 1,52 Вт⋅ч), а полный заряд всего комплекта гарантирует 24 часа звука или 18 часов голосовой связи. Сам кейс питается через разъем Lightning, но Apple постепенно переводит свои устройства на USB Type-C, поэтому на другом конце комплектного кабеля AirPods Pro вырос именно этот разъем. Есть и возможность беспроводной зарядки от любой станции стандарта Qi. Точечный RGB-светодиод на борту контейнера показывает текущий уровень энергии: красный цвет — идет зарядка, зеленый — можно вынимать. Если нажать кнопку, запускающую процесс спаривания по интерфейсу Bluetooth, точка загорается белым, хотя для связи с современными гаджетами Apple она не пригодится.
Привязка и управление
Чтобы подключить AirPods Pro к «Айфону», нужно открыть рядом контейнер с наушниками и разрешить соединение во всплывающем окошке — об остальном гаджеты договорятся самостоятельно по каналу BLE (Bluetooth Low Energy). Все устройства пользователя, авторизованные под одним Apple ID, — Mac, iPad, Apple Watch, Apple TV и т.д. — привязываются к наушникам одномоментно, и повторять процедуру спаривания для каждого из них не придется. Однако быстрое спаривание возможно только при взаимодействии с iPhone не старше шестой модели или SE, а поддержка iPad начинается с Mini 4. AirPods Pro вполне могут работать с продуктами других производителей или устаревшей техникой Apple (проверено на самом первом iPad с Bluetooth 2.1 на борту), но как обычная гарнитура без изысканных программных функций.
Совместимые устройства под управлением iOS и iPadOS мгновенно перенаправляют звук в AirPods Pro, как только они оказываются в ушах владельца (для этого на корпусах капелек есть инфракрасные датчики). Если начать слушать музыку и извлечь один наушник, воспроизведение встанет на паузу, а если вынуть оба, источник звука сменится обратно на встроенный динамик. Для разговора можно использовать наушники попеременно, чтобы экономить заряд аккумулятора — работает всегда только тот из двух, что в ухе владельца. Но старым «Айфонам», «Андроидам» и любым другим системам эта функциональность в полной мере недоступна. Первое соединение нужно выполнить вручную, а на человеческое тело датчики не реагируют. Частичным исключением является macOS, где в качестве выключателя работает зарядный контейнер AirPods Pro. Достаточно открыть крышку, как AirPods Pro сразу появляются в меню источников звука, а если вернуть их на зарядку, они автоматически отсоединятся. Датчики близости тоже работают, а вот наушники по отдельности — почему-то нет (чтобы выключить один, его нужно поставить на зарядку).
Похожим набором возможностей и ограничений обладают предыдущие беспроводные модели Apple, но в Pro кое-что сильно изменилось. На любых AirPods нет кнопок, а для управления раньше использовались встроенные акселерометры, и, честно говоря, это было не слишком-то удобно. Обычные AirPods реагируют на легкий двойной удар пальцем по наушнику, который отдает команду «воспроизведение/пауза» или вешает трубку при разговоре. Причем стучать нужно уверенно, иначе реакции не будет. AirPods 2 научились вызывать голосовой помощник Siri, но, как ни крути, чтобы выполнить быстро даже такие тривиальные действия, как прокрутка плей-листа, то и дело приходится доставать смартфон из кармана.
AirPods Pro вместо постукивания реагируют на давление. Один раз сжать стебелек наушника — это сигнал «воспроизведение/пауза», два — вперед по списку воспроизведения музыки и три — назад. Длительное нажатие включает и отключает функцию шумоподавления или, если поставить нужную галочку в настройках (причем для каждого наушника в отдельности), вызывает Siri — разумеется, только в устройствах Apple. В ответ на команду наушники издают тихий щелчок. Так, согласитесь, намного лучше. К тому же датчик давления активен независимо от операционной системы в связке с любым устройством — не важно, на iOS или Android. Единственное, чего лишены владельцы смартфонов на Android, купившие продукт из чужой экосистемы, — это раздельная работа двух наушников и прочая полезная автоматика, завязанная на инфракрасные датчики AirPods и интерфейс Bluetooth Low Energy. Впрочем, к языку жестов, которые понимает AirPods Pro, тоже нужно приноровиться, а чтобы изменить громкость, по-прежнему придется звать на помощь Siri или крутить «заводную головку» Apple Watch. Кстати, часы общаются с AirPods напрямую, так что брать с собой смартфон, чтобы слушать музыку во время прогулки или пробежки (а в тех странах, где есть eSIM и продаются модели с LTE — и отвечать на звонки), совсем не обязательно.
⇡#Шумоподавление
Коронная функция AirPods Pro — это, конечно, активное шумоподавление, которого так недоставало в предыдущих моделях AirPods. Действует оно по такому же принципу, как в любых других акустических системах, создавая звуковую волну в противофазе к нежелательным звукам, но реализация Apple, как всегда, особенно изощренная. Мы уже заметили, что в каждом наушнике два микрофона, один из которых направлен внутрь. Электроника AirPods Pro опрашивает его с частотой 200 раз в секунду, проверяя, какие звуки забрались внутрь из окружающего мира, и соответствующим образом подстраивает работу шумодава. Apple говорит, что других наушников с аналогичной технологией не существует.
Как бы то ни было, система работает, и вполне себе эффективно: постоянный, предсказуемый шум — как, например, в самолете или поезде — если не исчезает полностью, то становится почти неслышным. Впрочем, активное шумоподавление не всесильно: нерегулярные фоновые звуки хорошо заметны, хотя, к примеру, разговор людей вокруг превращается в тихий шепот. Грохот метро тоже невозможно убрать полностью — от этого спасут только внутриканальные наушники, вкрученные глубоко в ушные отверстия. Зато нет дискомфортного ощущения, будто из ушей вытянули воздух, которое нередко возникает с другими гарнитурами. Шумоподавление включается по умолчанию, как только наушники привязаны к телефону, и, если не увидеть в меню настроек, что оно действительно работает, легко подумать, что у AirPods Pro просто хорошая изоляция (на самом-то деле они частично проницаемы для воздуха). Вместе с тем в полной тишине можно услышать, как AirPods Pro в активном режиме сами едва слышно шипят, но кому в тишине вообще нужно бороться с внешними шумами?
Ручной настройки активного шумоподавления, которой обзавелись многие аналоги AirPods Pro, здесь нет, все делает автоматика. Но есть еще одна впечатляющая функция: режим «проницаемости», когда наушники не ослабляют фоновые шумы, а, наоборот, передают внутрь все то, что слышит внешний микрофон. Силиконовые прокладки глушат звуки окружающего мира, а иногда это совсем не нужно. Здесь Apple не первопроходец — в наушниках других фирм есть аналогичная опция. Важно то, что работает «прозрачность» на удивление естественно и незаметно (вот опять пришлось удостовериться в меню, что функция и вправду включена), абсолютно без задержки, и все, что происходит снаружи, прекрасно слышно, как будто в ушах не AirPods Pro, а простые AirPods или проводные наушники Apple. Только звук в среднем частотном диапазоне, соответствующем человеческой речи, автоматика немного подкручивает — судя по всему, так и задумано. Переключать наушники между тремя режимами — пассивным, с шумоподавлением и «проницаемость» — можно при помощи чувствительного к нажатию датчика либо в меню операционной системы Apple.
⇡#Нюансы совместимости
Pro-версия AirPods превратилась из хипстерского аксессуара для убежденных «яблочников», назначение которого сводится к тому, чтобы отвязать наушники от проводов, во вполне себе универсальную гарнитуру с полным комплектом современных функций. А если еще и качество звука не подкачает (в этом мы скоро убедимся), то получится заманчивое и в чем-то даже уникальное предложение не только для владельцев iPhone, но и для тех, у кого нет ни единого устройства Apple. А вот с этим, увы, все далеко не так просто, как хотелось бы.
Наилучший (или по меньшей мере предсказуемо качественный) звук при воспроизведении музыки гарнитура обеспечивает в связке с техникой Apple в силу чисто программных причин. AirPods Pro получают звук по Bluetooth в рамках стандартного профиля A2DP, который располагает достаточной пропускной способностью для передачи данных с высоким битрейтом (вплоть до 500 Кбит/с). Но сами форматы компрессии бывают совершенно разные. Apple предпочитает собственный кодек AAC, в котором, к примеру, хранится вся фонотека iTunes. Если позволяет канал связи и битрейт, поток AAC из устройств Apple отправляется в AirPods Pro без промежуточного перекодирования (записи iTunes 256 Кбит/с — точно напрямую, но AAC Lossless — уже нет). А вот многим смартфонам на Android придется конвертировать звук для AirPods Pro в формат SBC — битрейт в последнем тоже бывает достаточно высокий (328 Кбит/с), но качество заведомо уступает AAC. Надо заметить, что Google довольно давно внедрила в Android прямую поддержку кодека Apple, но используется она или нет, нужно проверять отдельно. А если все-таки да, то и это еще не гарантия качественного звучания.
Дело в том, что AAC — весьма требовательный формат с точки зрения вычислительной мощности из-за того, что это единственный кодек в Bluetooth, в котором реализованы психоакустические принципы компрессии. Системы-на-чипе Apple и процессор H1 в AirPods Pro обрабатывают его «в железе» и могут позволить себе ресурсоемкие алгоритмы кодирования. В смартфонах на Android дела с поддержкой AAC чаще всего обстоят ровно наоборот, и звук запросто может оказаться хуже, чем при использовании ширпотребного кодека SBC. С другой стороны, сами AirPods Pro не умеют работать с высококачественными проприетарными кодеками aptX и LDAC, принадлежащими Qualcomm и Sony. В итоге подружатся ли AirPods Pro с «Андроидом», целиком зависит от специфики конкретного устройства. ААС лучше от греха подальше не включать и ограничиться SBC — для непривередливых слушателей он не так уж плох.
Есть и другой скользкий момент: AirPods Pro и современные гаджеты Apple (начиная с iPhone 7) способны передавать и принимать сигнал Bluetooth на уровне мощности Class 1, за счет которого связь с гарнитурой проникает через бетонные стены и не рвется на расстоянии в несколько десятков метров. В противном случае соединение скатывается на маломощный Class 2, дальность с которым не превышает десятка метров.
⇡#Качество звука
Для оценки звука в AirPods Pro мы вновь прибегли к помощи стандартизированной субъективной методики FSQ (Fast Sound Quality), разработанной в 2001 году Акустическим центром кафедры Радиовещания и электроакустики московского технического Университета связи и информатики (МТУСИ). FSQ появилась для оценки автомобильной акустики в качестве альтернативы распространенной методике IASCA (Inernational Auto Sound Challenge Assotiation) и была впоследствии принята международным обществом AES (Audio Engineering Society). Довольно быстро FSQ стали применять и в тестировании домашних («хайфайных» и мультимедийных) акустических систем.
Желающим проверить собственные колонки или наушники советуем скачать диск «Аудиодоктор FSQ» и инструкции по тестированию со страницы Акустического центра МТУСИ, ведь главное достоинство этого метода — четкие критерии оценки, которые отчасти компенсируют ее субъективный характер. В большинстве тестов эксперту нужно всего лишь ответить, слышны ли на записи те звуки, которые должны в ней быть, или, наоборот, — те, которых быть не должно.
Метод FSQ в его стандартном варианте включает 14 тестовых дорожек, с помощью которых оцениваются следующие характеристики акустической системы:
- запас звукового тракта по неискаженному уровню громкости;
- правильность фазировки аудиоаппаратуры;
- наличие посторонних призвуков, шумов и помех в звуковом тракте;
- способность звукового тракта к воспроизведению самых низких звуковых частот;
- неравномерность АЧХ звукового тракта;
- линейность стереокартины по ширине звуковой сцены;
- микродинамика и эшелонирование звуковой сцены в глубину;
- положение и фокусировка стереокартины в горизонтальной и вертикальной плоскостях и натуральность передачи музыкальной атаки;
- музыкальный и тембральный баланс звучания музыкальных инструментов и вокала;
- линейность звуковой картины по уровню громкости и макродинамика.
Мы последовательно перечислим результаты прослушивания тестовых записей FSQ на трех моделях наушников Apple — проводной гарнитуре EarPods, беспроводных AirPods первого поколения и AirPods Pro. Каждый тест сопровождается кратким описанием из инструкции к «Аудиодоктору FSQ». Тестовые записи были предварительно конвертированы из WAV в формат Apple Lossless (ALAC) и воспроизводились на MacBook Pro под macOS 10.15.1.
Номер дорожки | Описание теста | Apple EarPods | Apple AirPods | Apple AirPods Pro |
---|---|---|---|---|
1 | Все три модели Apple способны воспроизводить музыку на максимальной громкости без выраженных искажений | |||
2–4 | Проводная гарнитура Apple и AirPods первой модели не имеют явных проблем с согласованием фаз, хотя в диапазоне НЧ звук «в фазе» локализуется не так отчетливо, как должен | В AirPods Pro фазы идеально согласованы во всем частотном диапазоне. Хорошо заметно, что звуки в фазе воспроизводятся сфокусированно и громко, в противофазе — расфокусированно, по сторонам от центра звуковой сцены | ||
5–6 | В самых низких частотах заметен тихий, на грани различения, «шелест». Остальной диапазон свободен от призвуков вплоть до самых высоких частот | У правого и левого наушника в НЧ хорошо слышны тихие неритмичные щелчки, средние частоты чистые, на отдельном участке очень высоких частот возникает тихий неритмичный «хрип» | В самых низких частотах заметен «шелест» на грани различения. В зоне высоких частот правого и левого канала возник короткий и очень тихий «хруст» при первом прослушивании трека, но повторно он не появлялся | |
7 | Бас слышно начиная с частоты 25 Гц. Однако субъективно равную громкость частоты приобретают, когда в фонограмме происходит скачок с 80 до 125 Гц. Вплоть до 125 Гц звук очень тихий. Все низкие частоты сопровождает очень тихий средне-высокочастотный звон | В AirPods слышно бас начиная с 20 Гц. Наблюдается такой же скачок громкости между частотами 80 и 125 Гц, однако и до 125 Гц бас слышен намного громче, нежели в EarPods. Во всех тестовых частотах, за исключением 65 Гц, есть тихие, но хорошо заметные пульсирующие шумы, переходящие на частоте 150 Гц в едва заметный высокочастотный шорох | Бас слышно начиная с частоты 20 Гц, причем очень хорошо. А субъективно равную громкость звуки приобретают начиная с 50 и до 80 Гц. На отметке 125 Гц происходит резкий подъем громкости. Все низкие частоты сопровождает тихий, но выраженный средне-высокочастотный звон | |
8 | В наушниках обеих моделей запись опознается как аплодисменты, а не дождь. Но в EarPods основная масса хлопков все же сливается в единый фон, а в AirPods — нет | Без шумоподавления просто невозможно перепутать хлопки в ладоши с каплями дождя. Но когда шумоподавление включено, звуковая атака каждого хлопка частично смазывается | ||
9 | В наушниках обеих моделей источники звука одинаково хорошо позиционируются по горизонтали | Удары барабана безупречно позиционируются по горизонтали, когда шумоподавление отключено. В противном случае позиция звука в правой половине сцены отчасти размыта | ||
10 | В наушниках обеих моделей на фонограмме слышны и удары пальцами по грифу, и даже случайное касание тарелки локтем барабанщика. Однако в AirPods эти звуки громче, более отчетливо трение смычка о струны контрабаса. Наушники такого типа не могут полноценно передать глубину сцены, но EarPods и AirPods хотя бы поместили музыкальные инструменты на ближний план, а не целиком внутрь головы слушателя | Удары пальцами по грифу, трение смычка и случайное касание тарелки барабанщика — все это слышно намного лучше, чем в прошлых моделях. Но из-за частично изолированной конструкции понятие «глубина сцены» к AirPods Pro применимо плохо | ||
11 | По сравнению с EarPods передача атаки и тембра барабанов в AirPods уже находится на совершенно ином уровне. Однако как в EarPods, так и в AirPods позиционирование музыкальных инструментов по высоте практически отсутствует, но есть хотя бы ощущение широты сцены, выходящей за пределы головы слушателя | Передача атаки и тембра барабанов в стандартных AirPods не идет ни в какое сравнение с тем, как звучат AirPods Pro. А вот позиционирование музыкальных инструментов по высоте по-прежнему очень слабое, и вдобавок к этому сцена стала субъективно уже, как будто инструменты находятся прямо рядом с головой слушателя | ||
12 | Наушники очень похожи в передаче тембра: звук «яркий» и даже резковатый в силу акцентированных средне-высоких и высоких частот. У AirPods эта особенность выражена чуть сильнее, чем у EarPods, но компенсируется сравнительно глубоким басом | Звук AirPods Pro явно смягчился и потерял лишнюю резкость, не говоря уже о том, что появился полноценный бас. Все музыкальные инструменты хорошо выровнены по уровню громкости. И все же звучание наушников по-прежнему воспринимается как «яркое» и «острое» | ||
13 | По сравнению с EarPods AirPods громче и более артикулированно звучат в первой, тихой части фонограммы и обеспечивают более заметный переход к финальным, громким частям. Однако разница между forte и fortissimo у обеих моделей не столь выражена, как должно быть в идеале. AirPods четко разделяют группы инструментов и отдельные инструменты внутри них в насыщенной полифонической части записи. В EarPods картина заметно смазана | Переход в громкости от одной части произведения к другой у AirPods Pro выражен лучше, чем у предыдущих моделей, хотя такой разницы между третьей и четвертой частью, какая должна быть в идеале, они все-таки не могут передать в полной мере. Отдельные инструменты и их группы звучат вполне разборчиво | ||
14 | В обеих моделях наушников слышно большой барабан, но его звук чрезвычайно тихий | Не нужно вслушиваться в запись, чтобы заметить большой барабан — он звучит негромко, но явно присутствует в сцене |
⇡# Выводы
AirPods первой модели в свое время поразили простотой использования, дистанцией связи и временем автономной работы. Но за два года очарование рассеялось, публика требует новых возможностей и качественного звука, а конкуренты Apple, взявшие на вооружение подход AirPods, уже готовы предоставить и то и другое. Однако новые AirPods не зря назвали Pro. В них появилось все то, чего остро не хватало двум первым моделям. Активное шумоподавление работает безукоризненно, а главное, не давит на барабанные перепонки. Режим «прозрачность» — по сути, обратная функция — так и вовсе поразительно натурально передает звуки окружающего мира, когда нужно именно это.
Звук AirPods Pro благодаря полузакрытому дизайну по всем статьям стал лучше: отличная динамика, нейтральный тембр, но главное, в нем убыло остроты, которая не всем понравилась в оригинальных AirPods, и появились полноценные низкие частоты (хотя среди изолирующих или тем более внутриканальных наушников полно более басовитых вариантов). Тем не менее если у открытых наушников есть свои недостатки, то у изолирующих — другие, и от них тоже никуда не деться. Ощущение пространства и развернутой музыкальной сцены, которое есть в стандартных AirPods, пропало, будто все инструменты играют рядом с головой слушателя. Но в общей сложности гарнитура звучит отлично даже при том, что мы были заранее готовы многое простить за комфорт и функциональность.
AirPods Pro — это уже не просто удобная беспроводная замена комплектных проводных наушников iPhone, их можно смело брать с расчетом на музыку, а если добавить к этому активное шумоподавление, превосходную эргономику и мгновенную интеграцию в экосистему Apple, то большинству «яблочников», за исключением самых привередливых меломанов, не нужно смотреть на что-либо еще. Впрочем, ультракомпактные беспроводные наушники наверняка заинтересуют и любителей смартфонов на Android, ведь аналоги по цене и качеству звука у AirPods Pro есть, но именно в таком размере — вряд ли.
Источник