Domain android что это

Clean Architecture в Android для начинающих

Feb 17 · 7 min read

Даже до того, как я начал специализироваться на Android, меня, как разработчика, всегда восхищал хорошо структурированный, чистый и понятный в целом код.

“Задача архитектуры программного обеспечения — минимизация человеческих ресурсов, необходимых для создания и обслуживания требуемой системы”

Однако не всегда просто написать такой код, который легко тестировать и поддерживать, который облегчает всей команде совместную работу.

Теоретически обосновал достижение этих целей Robert Martin (он же Uncle Bob). Он написал три книги о применении «чистого» подхода при разработке программного обеспечения (ПО). Одна из этих книг называется «Чистая архитектура, профессиональное руководство по структуре и дизайну программного обеспечения (ПО )», она и явилась источником вдохновения при создании этой статьи.

Кто-то скажет, это так, но меня это не касается, ведь в моем приложении уже есть архитектура MVVM?

Что ж, возм о жно, Clean Architecture может показаться излишней в том случае, если вы работаете над простым проектом. Но как быть, если нужно разделить модули, протестировать их изолированно и помочь всей команде в работе над отдельными контейнерами кода? Подход Clean Architecture освобождает разработчиков от дотошного изучения программного кода, пытаясь понять функции и логику функционирования.

Немного теории

Вероятно, вы много раз видели эту послойную диаграмму. Правда, мне она не очень помогла понять, как преобразовать эти слои в подготовленном проекте Android. Но сначала разберемся с теорией и определениями:

· Сущности ( Entities): инкапсулируют наиболее важные правила функционирования корпоративного уровня. Сущности могут быть объектом с методами или набором из структур данных и функций.

· Сценарии использования ( Use cases): организуют поток данных к объектам и от них.

· Контроллеры, сетевые шлюзы, презентеры ( Controllers, Gateways, Presenters): все это набор адаптеров, которые наиболее удобным способом преобразуют данные из сценариев использования и формата объектов для передачи в верхний слой (обычно пользовательский интерфейс).

· UI, External Interfaces, DB, Web, Devices: самый внешний слой архитектуры, обычно состоящий из таких элементов, как пользовательские и внешние интерфейсы, базы данных и веб-фреймворки.

После прочтения этих определений я всегда оказывался в замешательстве и не был готов реализовать «чистый» подход в своих Android проектах.

Прагматичный подход

Типичный проект Android обычно требует разделения понятий между пользовательским интерфейсом, логикой функционирования и моделью данных. Поэтому, учитывая «теорию», я решил разделить свой проект на три модуля:

· Домен: содержит определения логики функционирования приложения, модели данных сервера, абстрактное определение репозиториев и определение сценариев использования. Это простой, чистый модуль kotlin (независимый от Android).

· Данные: содержит реализацию абстрактных определений доменного слоя. Может быть повторно использован любым приложением без модификаций. Он содержит репозитории и реализации источников данных, определение базы данных и ее DAO, определения сетевых API, некоторые средства преобразования для конвертации моделей сетевого API в модели базы данных и наоборот.

· Приложение (или слой представления): он зависит от Android и содержит фрагменты, модели представления, адаптеры, действия и т.д. Он также содержит указатель служб для управления зависимостями, но при желании вы можете использовать Hilt.

Читайте также:  Распиновка отг кабеля для андроид

Практическая часть — небольшое приложение для книжного каталога

Чтобы применить на практике все эти “абстрактные” понятия, я разработал простое приложение, которое демонстрирует список книг, написанных дядей Бобом, и которое дает пользователям возможность помечать некоторые из них как “избранные”.

Модуль домена

Чтобы получить список книг, я использовал API Google книги. Это API возвращает список книг, отфильтрованных по параметру строки запроса:

В доменном слое мы определяем модель данных, сценарии использования и абстрактное определение репозитария книг. API возвращает список книг или томов с определенной информацией, такой как названия, авторы и ссылки на изображения.

data class Volume(val id: String, val volumeInfo: VolumeInfo)

Простая сущность класса данных:

Абстрактное определение репозитария книг

Сценарии использования “Get books”

Модуль домена

Чтобы получить список книг, я использовал API Google книги. Это API возвращает список книг, отфильтрованных по параметру строки запроса:

В доменном слое мы определяем модель данных, сценарии использования и абстрактное определение репозитария книг. API возвращает список книг или томов с определенной информацией, такой как названия, авторы и ссылки на изображения.

Простой объект (entity) класса данных:

data class Volume(val id: String, val volumeInfo: VolumeInfo)

Абстрактное определение репозитария книг:

Сценарии использования “Get books”:

Слой данных

Как уже отмечалось, слой данных должен реализовывать абстрактное определение слоя домена, поэтому нам нужно поместить в этот слой конкретную реализацию репозитория. Для этого мы можем определить два источника данных: «локальный» для обеспечения устойчивости и «удаленный» для извлечения данных из API.

Поскольку мы определили источник данных для управления постоянством (persistence), на этом уровне нам также необходимо определить базу данных (можно использовать Room) и ее объекты. Кроме того, рекомендуется создать несколько модулей (mappers) для сопоставления ответа API с соответствующим объектом базы данных. Помните, нам нужно, чтобы доменный слой был независим от слоя данных, поэтому мы не можем напрямую аннотировать объект доменного тома ( Volume ) с помощью аннотации @Entity room . Нам определенно нужен еще один класс BookEntity , и мы определим маппер (mapper) между Volume и BookEntity .

Слой презентации или приложения

В этом слое нам нужен фрагмент для отображения списка книг. Мы можем сохранить наш любимый подход MVVM. Модель представления принимает сценарии использования в своих конструкторах и вызывает соответствующий сценарий использования соответственно действиям пользователя (get books, bookmark, unbookmark).

Каждый сценариё использования вызывает соответствующий метод в репозитории:

Этот фрагмент только наблюдает за изменениями в модели представления и обнаруживает действия пользователя в пользовательском интерфейсе:

Теперь посмотрим, как мы выполнили связь между слоями:

Как видите, каждый слой обменивается данными только с ближними к нему, сохраняя независимость внутренних слоев от нижних. Таким образом, легче правильно определять тесты в каждом модуле, а разделение проблем поможет разработчикам совместно работать над различными модулями этого проекта.

Источник

Архитектура Android-приложений… Правильный путь?

От переводчика: Некоторые термины, которые использует автор, не имеют общепринятого перевода (ну, или я его не знаю:), поэтому я решил оставить большинство на языке оригинала — они всё равно понятны и для тех, кто пишет под android, но не знает английский.
Куда писать об ошибках и неточностях, вы знаете.

За последние несколько месяцев, а также после дискуссий на Tuenti с коллегами вроде @pedro_g_s и @flipper83 (кстати говоря, 2 крутых Android-разработчика), я решил, что имеет смысл написать заметку о проектировании Android-приложений.

Цель поста — немного рассказать о подходе к проектированию, который я продвигал в последние несколько месяцев, и также поделиться всем тем, что я узнал во время исследования и реализации этого подхода.

Читайте также:  Cyberlink photodirector для андроид

Приступая к работе

Мы знаем, что написание качественного программного обеспечения — сложное и многогранное занятие: программа должна не только соответствовать установленным требованиям, но и быть надёжной, удобной в сопровождении, тестируемой и достаточно гибкой для добавления или изменения функций. И здесь появляется понятие “стройной архитектуры”, которое неплохо бы держать в уме при разработке любого приложения.

Идея проста: стройная архитектура основывается на группе методов, реализующих системы, которые являются:

  • Независимыми от фреймворков.
  • Тестируемыми.
  • Независимыми от UI.
  • Независимыми от БД.
  • Независимыми от любой внешней службы.

Кругов необязательно должно быть 4 (как на диаграмме), это просто схема; важно учитывать Правило Зависимостей: код должен иметь зависимости только во внутренние круги и не должен иметь никакого понятия, что происходит во внешних кругах.

Вот небольшой словарь терминов, необходимых для лучшего понимания данного подхода:

  • Entities (Сущности): это бизнес-логика приложения.
  • Use Cases (Методы использования): эти методы организуют поток данных в Entities и из них. Также их называют Interactors (Посредниками).
  • Interface Adapters (Интерфейс-Адаптеры): этот набор адаптеров преобразовывает данные из формата, удобного для Методов использования и Сущностей. К этим адаптерами принадлежат Presenter-ы и Controller-ы.
  • Frameworks and Drivers: место скопления деталей: UI, инструменты, фреймворки, БД и т. д.
    Для лучшего понимания обратитесь к данной статье или к данному видео.

Наш сценарий

Я начал с простого, чтобы понять, как обстоят дела: создал простенькое приложение, которое отображает список друзей, который получает с облака, а при клике по другу отображает более детальную информацию о нём на новом экране.
Я оставлю здесь видео, чтобы вы поняли, о чем идёт речь:

Android-архитектура

Наша цель — разделение задач таким образом, чтобы бизнес-логика ничего не знала о внешнем мире, так, чтобы можно было тестировать её без никаких зависимостей и внешних элементов.
Для достижения этого я предлагаю разбить проект на 3 слоя, каждый из которых имеет свою цель и может работать независимо от остальных.

Стоит отметить, что каждый слой использует свою модель данных, таким образом можно достигнуть необходимой независимости (вы можете увидеть в коде, для выполнения трансформации данных необходим преобразователь данных (data mapper). Это вынужденная плата за то, чтобы модели внутри приложения не пересекались). Вот схема, как это выглядит:

Примечание: я не использовал внешних библиотек (кроме gson для парсинга json и junit, mockito, robolectric и espresso для тестирования) для того, чтобы пример был более наглядным. В любом случае, не стесняйтесь использовать ORM для хранения информации или любой dependency injection framework, да и вообще инструменты или библиотеки, которые делают вашу жизнь легче (помните: изобретать велосипед заново — не лучшая идея).

Presentation Layer (Слой представления)

Здесь логика связывается с Views (Представлениями) и происходят анимации. Это не что иное, как Model View Presenter (то есть, MVP), но вы можете использовать любой другой паттерн вроде MVC или MVVM. Я не буду вдаваться в детали, но fragments и activities — это всего лишь views, там нету никакой логики кроме логики UI и рендеринга этого самого отображения. Presenter-ы на этом слое связываются с interactors (посредниками), что предполагает работу в новом потоке (не в UI-потоке), и передачи через коллбэки информации, которая будет отображена во view.

Если вы хотите увидеть крутой пример эффективного Android UI, который использует MVP и MVVM, взгляните на пример реализации от моего друга Pedro Gómez.

Domain Layer (Слой бизнес-логики)

Вся логика реализована в этом слое. Рассматривая проект, вы увидите здесь реализацию interactor-ов (Use Cases — методы использования).

Читайте также:  Сохранение групп контактов андроид

Этот слой — модуль на чистой джаве без никаких Android-зависимостей. Все внешние компоненты используют интерфейсы для связи с бизнес-объектами.

Data Layer (Слой данных)

Все данные, необходимые для приложения, поставляются из этого слоя через реализацию UserRepository (интерфейс находится в domain layer — слое бизнес-логики), который использует Repository Pattern со стратегией, которая, через фабрику, выбирает различные источники данных, в зависимости от определенных условий.

Например, для получения конкретного пользователя по id источником данных выбирается дисковый кэш, если пользователь уже загружен в него, в противном случае облаку отправляется запрос на получение данных для дальнейшего сохранения в тот же кэш.

Идея всего этого заключается в том, что происхождение данных является понятным для клиента, которого не волнует, поступают данные из памяти, кэша или облака, ему важно только то, что данные будут получены и доступны.

Примечание: что касается кода, помня, что код — это учебный пример, я реализовал очень простой, даже примитивный кэш, используя хранения shared preferences. Помните: НЕ СТОИТ ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД, если существуют библиотеки, хорошо решающие поставленную задачу.

Обработка ошибок

Это большая тема, в которой всегда есть, что обсудить (и здесь автор предлагает делиться своими решениями). Что до моей реализации, я использовал коллбэки, которые, на случай, если что-то случается, скажем, в хранилище данных, имеют 2 метода: onResponse() и onError(). Последний инкапсулирует исключения во wrapper class (класс-обертку) под названием “ErrorBundle”: Такой подход сопряжен с некоторыми трудностями, потому что бывают цепочки обратных вызовов один за другим, пока ошибка не выходит на presentation layer, чтобы отобразиться. Читаемость кода из-за этого может быть немного нарушена.

С другой стороны, я реализовал систему event bus, которая бросает события, если что-то не так, но такое решение похоже на использование GOTO, и, по-моему, иногда, если не управлять событиями предельно внимательно, можно заблудиться в цепи событий, особенно когда их одновременно бросается несколько.

Тестирование

Что касается тестирования, я применил несколько решений, в зависимости от слоя.

  • Presentation Layer: существующий android инструментал и espresso для интеграции и функционального тестирования.
  • Domain Layer: JUnit + mockito использовались для юнит-тестов.
  • Data Layer: Robolectric (так как этот слой имеет android-зависимости) + junit + для интеграции и юнит-тестов.

Покажите мне код

Думаю, в этом месте вам интересно посмотреть на код. Что ж, вот ссылка на github, где можно найти, что же у меня получилось. Что стоит упомянуть о структуре папок так это то, что разные слои представлены разными модулями:

  • presentation: это android-модуль для presentation layer.
  • domain: java-модуль без android-зависимостей.
  • data: android-модуль, откуда поступают все данные.
  • data-test: тесты для data layer. Из-за определённых ограничений, при использовании Robolectric мне пришлось использовать отдельный java-модуль.

Заключение

Дядя Боб сказал: “Архитектура — это намерения, а не фреймворки”, и я полностью с ним согласен. Конечно, есть разные способы реализовать какую-либо вещь, и я уверен, что вы, как и я, каждый день сталкиваетесь с трудностями в этой области, но используя данные приёмы, вы сможете быть уверены, что ваше приложение будет:

  • Простым в поддержке.
  • Простым в тестировании.
  • Составлять единое целое,
  • Будучи разделённым.

В заключение я настоятельно рекомендую вам попробовать эти методы, посмотреть на результат и поделиться своим опытом как в отношении этого, так любого другого подхода, который, по вашим наблюдениям, работает лучше: мы уверены, что постоянное совершенствование всегда полезно и положительно.

Источник

Оцените статью