ФАС в СМИ: ФАС нарушит координацию Apple
ФАС обвинила Apple в координировании цен продавцов iPhone. Штраф за это — 1-5 млн руб. Ритейлеры, у которых цены на смартфоны совпали, в сговоре не обвиняются
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении Apple за координацию ценообразования на iPhone, говорится в сообщении ведомства. Дело возбуждено в отношении группы лиц в составе ООО «Эппл рус», Apple Holding B.V., Apple Sales Ireland, Apple Operations International, Apple Inc., говорится в сообщении ведомства. В октябре 2015 г. со стартом официальных продаж смартфонов iPhone 6S и iPhone 6S Plus в России большинство ритейлеров установили и удерживали на них одинаковые цены, считают в ведомстве. Помимо этого совпадение цен ФАС обнаружила и на другие модели iPhone.
Представители ФАС неоднократно заявляли, что служба готовится возбудить дело против продавцов iPhone за сговор при продажах iPhone последних моделей. По подсчетам службы, в нем участвовали 16 ритейлеров (МТС, «М. Видео», «Билайн», «Эльдорадо», «Eвросеть», Ozon, Re:Store, «Связной», «Мегафон», «Юлмарт», Media Markt, «Ситилинк», «Холодильник.ру», DNS, «Ноу-хау», «Техносила»).
В итоге дело было возбуждено в отношении самой Apple. Ритейлеры к ответственности по этому делу не привлекаются, говорит начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев. Изучив цены, служба пришла к выводу, что у всех рассмотренных ритейлеров стоимость моделей iPhone после старта продаж либо вообще не отличалась, либо варьировалась в диапазоне до 10 руб. по всей стране, рассказывает Тенишев. По его словам, у большинства ритейлеров цена совпадала «копейка в копейку».
Сама по себе одинаковая цена не является правонарушением и могла сложиться в силу различных причин, поэтому служба внимательно проанализировала все возможные версии (на основе полученных от участников рынка документов), объясняет Тенишев. Сговор 16 ритейлеров служба рассматривала в качестве возможной версии, но она не подтвердилась, объясняет он, в итоге ФАС склонилась к версии, что одинаковые цены этим компаниям были навязаны.
Совпадение цен операторы объясняют не влиянием Apple, а объективными экономическими причинами. Договоры на поставку смартфонов Apple не содержат каких-либо требований или дополнительных условий к процессу ценообразования, говорят представитель юридической службы «Юлмарта» и сотрудники еще четырех продавцов iPhone.
Факт сговора сложнее доказывать, чем координирование, отмечает партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. В первом случае в распоряжении ФАС должны быть, например, переписка менеджеров, протокол встречи либо показания свидетелей, присутствовавших при переговорах. Сейчас же ФАС должна доказать, что координирование цен повлекло уменьшение конкуренции на рынке iPhone. Доказательная база в таком случае может быть заметно меньше, говорит Зеленин.
В каждом деле свой набор доказательств, возражает Тенишев. Eсли речь идет о координации, то ФАС должна доказать, что Apple навязывала свою волю участникам рынка и это привело к установлению неконкурентных цен, считает он. Какие доказательства есть у службы, Тенишев не говорит, уверяя, что «их много». Речь идет, например, об экономическом анализе цен и документах, доказывающих виновность компании, уточняет он.
За координацию экономической деятельности, если ФАС ее докажет, структурам Apple грозит не оборотный, а фиксированный штраф от 1 млн до 5 млн руб., говорит партнер юридической фирмы «Кульков, Колотилов и партнеры» Олег Колотилов. А вот если служба установит, что ритейлеры заключали соглашения или совершали согласованные действия, направленные на установление или поддержание цен, то оборотный штраф для них может составить до 15% выручки от продаж iPhone. Версию о сговоре служба все же не исключает и в случае появления новых доказательств она будет рассмотрена вновь, говорит Тенишев.
Вчера цены на Apple iPhone 6S 16GB Space Gray у упомянутых ФАС ритейлеров (у кого этот смартфон есть в наличии) варьировались в диапазоне от 50 990 до 51 990 руб. Опрошенные «Ведомостями» ритейлеры ситуацию не комментируют. То, что производитель перестал координировать цены, не избавляет от ответственности, но может ее смягчить, говорит Тенишев.
Представитель Apple не ответил на запрос «Ведомостей».
Источник
ФАС оштрафовала Apple на 12 миллионов долларов США
Эту сумму компания должна заплатить за злоупотребление доминирующим положением
26 апреля 2021 года ФАС России наложила на Apple Inc. оборотный штраф в размере 906 299 392,16 рублей (более 12 миллионов долларов США) за нарушение антимонопольного законодательства*.
Напомним, в августе 2020 года ФАС России завершила рассмотрение антимонопольного дела в отношении Apple Inc., возбужденного в результате рассмотрения заявления по заявлению АО «Лаборатория Касперского».
Было установлено, что Apple злоупотребила доминирующим положением на рынке распространения мобильных приложений на операционной системе iOS, путем совершения ряда последовательных действий, которые привели к предоставлению конкурентных преимуществ собственным продуктам и одновременному ухудшению условий распространения продуктов конкурентов – приложений «родительского контроля».
Также ФАС установила, что положения документации Apple содержат неограниченное усмотрение ответчика, что может привести к ограничению конкуренции на смежных рынках.
Регулятор выдал Apple предписание об устранении нарушения, согласно которому организация должна удалить из своей документации положения, дающие ей право отклонять (не допускать) в App Store приложения сторонних разработчиков по любой причине, даже если они соответствуют всем требованиям.
Предписание также обязывает Apple не допускать преимущественных условий для приложений собственной разработки по сравнению с приложениями сторонних разработчиков и обеспечить для разработчиков приложений «родительского контроля» возможность распространения приложений в App Store без потери важного функционала.
В настоящее время исполнение предписания антимонопольного органа приостановлено в связи с обжалованием в суде.
Справочно:
*Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), — в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Источник
ФАС признала Apple злоупотребившей доминирующим положением на рынке распространения приложений
Компания ограничивала конкуренцию на рынке распространения инструментов и возможностей для разработки приложений родительского контроля
10 августа 2020 года завершилось рассмотрение антимонопольного дела, возбужденного в отношении Apple Inc. (головная компания Apple, США) по заявлению АО «Лаборатория Касперского».
В ходе расследования было установлено, что Apple занимает доминирующее положение с долей 100% на рынке распространения мобильных приложений на операционной системе iOS, поскольку установить такое приложение легальным способом возможно только из магазина App Store.
Правонарушение выразилось в проведении компанией Apple, начиная с октября 2018 года, последовательной политики по ограничению инструментов и возможностей для разработки приложений родительского контроля, в результате чего большая часть функционала приложений сторонних разработчиков была утрачена.
Проведение такой политики по времени совпало с выходом собственного предустановленного приложения «Screen time» (Экранное время) компании, которое обладает функционалом, сходным с функционалом приложений родительского контроля.
Комиссия ФАС России установила, что компания Apple злоупотребила доминирующим положением по отношению к разработчикам мобильных приложений родительского контроля и ограничила конкуренцию на рынке распространения приложений для мобильных устройств, функционирующих под управлением операционной системы iOS.
Нарушение выразилось также в установлении компанией Apple за собой права отклонять, не допускать в магазин приложений App Store любое приложение стороннего разработчика, даже если оно соответствует всем требованиям Apple.
Компании Apple будет выдано предписание об устранении нарушения.
«Доступ в магазин приложений App Store – единственная возможность для разработчиков приложений распространять свои продукты на операционной системе iOS, и крайне важно для обеспечения конкуренции создать недискриминационные условия доступа на рынок», — отметил заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Источник
Решение по делу № 1-11-59/00-22-16 (в отношении ООО «Эппл Рус»)
по делу № 1-11-59/00-22-16
Резолютивная часть решения оглашена «14» марта 201 7 года
В полном объёме решение изготовлено «27» марта 201 7 года
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-11-59/00-22-16 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: ,
рассмотрев дело № 1-11-59/00-22-16 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью « Эппл Рус » (107031, г . Москва , ул . Петровка , д . 5; ИНН : 7707767220), компанией Apple Holding B.V. (Leidseplein 29, Amsterdam, 1017PS, Netherlands; Company code: 08058671), компанией Apple Sales Ireland (Hollyhill Industrial Estate, Hollyhill, Cork, Republic of Ireland; Registration number: 86705), компанией Apple Operations International (Hollyhill Industrial Estate, Hollyhill, Cork, Republic of Ireland; Registration number: 76941), компанией Apple Inc. (1 Infinite Loop, Cupertino, CA 95014, USA; Employer Identification Number: 94-2404110) (далее также – Ответчики) части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
в присутствии на заседании ,
23.10.2015 в ФАС России поступило заявление гражданина (вх. ФАС России от 26.10.2015 № 119263-ЭП/15; далее – Заявление)
Т. 1, ч. 2, л. 1 – 14.
, в котором сообщалось об установлении одинаковых розничных цен на всю линейку смартфонов Apple iPhone 6 s и iPhone 6 s Plus , официальные продажи которых в Российской Федерации начались 09.10.2015. Согласно заявлению одинаковые цены были установлены хозяйствующими субъектами, использующими следующие коммерческие обозначения:
С целью проверки фактов, изложенных в Заявлении, ФАС России в период с 05.11.2015 по 22.07.2016 направлены запросы информ ации в адрес ООО «Эппл Рус»
ООО «Эппл Рус» – дочерняя компания Apple Holding B.V. (Нидерланды), входящая в международную группу компаний Apple, возглавляемую Apple Inc. (США).
– единственной компании, зарегистрированной на территории Российской Федерации и входящей в международную группу Apple , в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую торговлю смартфонами Apple iPhone , а также в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю данными смартфонами и использующих коммерческие обозначения, перечисленные в Заявлении.
Письмами от 05.11.2015 № СП/61650/15, от 25.11.2015 № ЦА/66637/15, от 08.12.2015 № КА/70231/15 ФАС России запросила у хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю смартфонами Apple iPhone, информацию о ценообразовании на смартфоны Apple iPhone 6 s и Apple iPhone 6 s Plus (закупочных ценах, учёте стоимости транспортировки в различные регионы при формировании цены на смартфоны; иных факторах, учитывающихся при формировании цены на смартфоны; условиях поставщиков по перепродаже смартфонов (о цене, объёме реализации и др.)), а также копии договоров поставки, заключенных с целью приобретения смартфонов Apple iPhone 6 s и Apple iPhone 6 s Plus для дальнейшей реализации, и информацию об объединениях (ассоциациях, союзах и т. п.), в которых состоят данные хозяйствующие субъекты.
В соответствии с запросом ФАС России от 14.12.2015 № ЦА/71459/15 хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную торговлю смартфонами Apple iPhone, надлежало представить информацию о розничных ценах на смартфоны Apple iPhone 6s и iPhone 6s Plus.
Письмами от 14.12.2015 № ЦА/71461/15, от 03.02.2016 № КА/5958/16 ФАС России запросила у хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую торговлю смартфонами Apple iPhone, информацию о договорах, заключённых с целью закупки и продажи смартфонов Apple iPhone, копии данных договоров, а также информацию о ценах, по которым производилась закупка и оптовая продажа смартфонов Apple iPhone 6s и iPhone 6s Plus.
Письмом от 15.12.2015 № КА/71906/15 ФАС России запросила у ООО «Эппл Рус» и нформацию об официальных дистрибьюторах смартфонов Apple iPhone 6 s и iPhone 6 s Plus на территории Российской Федерации, о договорах поставки и иных договорах, заключённых ООО «Эппл Рус» с реселлерами смартфонов Apple iPhone 6 s и iPhone 6 s Plus, копии данных договоров и информацию о юридическом лице, осуществляющем администрирование русскоязычного раздела веб- сайта Apple.
В соответствии с запросом ФА С России от 03.02.2016 № КА/59 81 /16 ООО «Мобиленд» надлежало представить информацию о договорах, заключённых с целью закупки смартфонов Apple iPhone, копии данных договоров, а также информацию о ценах, по которым производится закупка смартфонов Apple iPhone 6s и iPhone 6s Plus.
Согласно запросу ФАС России от 03.02.2016 № КА/5934/16 ООО «Эппл Рус» надлежало представить информацию о лице, осуществляющем реализацию продукции Apple при помощи веб-сайта http://www.apple.com/ru; об осуществлении ООО «Эппл Рус» или иным лицом от имени ООО «Эппл Рус» розничной торговли смартфонами Apple iPhone 6 s и iPhone 6 s Plus; о лице, предоставляющем хостинг для веб-сайта http://www.apple.com; о розничных ценах на смартфоны Apple iPhone 6 s и iPhone 6 s Plus; о договорах, заключённых ООО «Эппл Рус» с ПАО «ВымпелКом» и ПАО «Мегафон»; об объёмах розничных продаж смартфонов Apple iPhone 6 s и iPhone 6 s Plus; о лицах, входящих в одну группу с ООО «Эппл Рус».
Письмом от 05.02.2016 № КА/6514/16 ФАС России запросила у ООО «Эппл Рус» информацию о лице или структурном подразделении общества, осуществляющем переписку с адреса электронной почты media.ru@apple.com, а также об определении розничных цен на смартфоны Apple iPhone 6 s и iPhone 6 s Plus.
В соответствии с запросам и ФАС России от 29.02.2016 № КА/12454/16, от 04.03.2016 № КА/13875/16, от 04.03.2016 № КА/13881/16 хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную торговлю смартфонами Apple iPhone, надлежало представить и нформацию о получении от ООО «Эппл Рус» текста пресс-релиза Apple от 28.09.2015; переписку с ООО «Эппл Рус» по вопросам определения розничных цен на смартфоны Apple iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6 s , iPhone 6 s Plus; копии писем, направленных с адреса электронной почты media.ru@apple.com.
Письмом от 04.03.2016 № КА/13883/16 ФАС России запросила у хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю смартфонами Apple iPhone, информацию о розничных ценах на смартфоны Apple iPhone 6 и iPhone 6 Plus.
Письмом от 04.03.2016 № КА/13899/16 ФАС России запросила у ООО «Эппл Рус» информацию об определении цен на смартфоны Apple iPhone; копию договора, на основании которого ООО «Эппл Рус» закупает смартфоны Apple iPhone; информацию о реализации смартфонов Apple iPhone через Онлайн-магазин Apple в Российской Федерации; о реализации указанных смартфонов иными компаниями, входящими в международную группу Apple; о принадлежности и использовании адресов электронной почты в домене apple.com.
Согласно запросу ФАС России от 05.04.2016 № ЦА/22070/16 хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную торговлю смартфонами Apple iPhone, надлежало представить копии входящих писем, направленных с адресов электронной почты в домене apple.com.
В соответствии с запросом ФАС России от 17.06.2016 № МО/41429/16 ООО «Эппл Рус» надлежало представить информацию о различиях, существующих в договорных и иных отношениях между ООО «Эппл Рус» с одной стороны и операторами связи и иными реселлерами с другой стороны и определяющих статус партнёров Apple на территории Российской Федерации; пояснения о договорных отношениях ООО «Эппл Рус» с партнёрами в Российской Федерации.
П исьмами от 22.07.2016 № АК/50194/16, от 22.07.2016 № АК/50213/16 ФАС России запросила у хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю смартфонами Apple iPhone, п ояснения о неснижении цен на данные смартфоны в 2015 году; информацию о встречах, совещаниях, переговорах или переписке по вопросу снижения цен на смартфоны Apple iPhone; о ценах, по которым осуществлялась закупка и розничная продажа всех моделей смартфонов Apple iPhone, и о доле смартфонов Apple iPhone в розничных продажах реселлера и в целом на рынке.
Письмом от 22.07.2016 № АК/50220/16 ФАС России запросила у хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую торговлю смартфонами Apple iPhone, информацию о договорах, заключённых с целью закупки и продажи смартфонов Apple iPhone, копии данных договоров, а также информацию о ценах, по которым производилась закупка и продажа всех моделей смартфонов Apple iPhone.
По результатам анализа полученной в ответ на вышеуказанные запросы информации ФАС России установлено наличие признаков координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю смартфонами Apple iPhone .
На основании пункта 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом ФАС России от 08.08.2016 № 1113/16 возбуждено дело в отношении группы лиц в составе ООО «Эппл Рус», Apple Holding B.V., Apple Sales Ireland, Apple Operations International, Apple Inc. по признакам нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
На основании статьи 25 Закона о защите конкуренции определениями по делу № 1-11-59/00-22-16 и письмами ФАС России были истребованы документы и информация, необходимые для рассмотрения дела, у лиц, участвующих в деле, и иных организаций.
Определением ФАС России о назначении дела № 1-11-59/00-22-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 17.08.2016 (исх. от 17.08.2016 № АЦ/56577/16) в качестве заинтересованных лиц привлечены следующие организации, использующие соответствующие коммерческие обозначения, указанные в скобках: ПАО «МегаФон» , ОАО «МегаФон Ритейл» (МегаФон), ПАО «ВымпелКом» (Билайн), АО «РТК» (МТС), АО «Связной Логистика» (Связной), ООО «М.видео Менеджмент» (М.видео), ООО «реСтор» ( re : Store ), ООО «СервисТрейд» (Техносила), ООО «БизнесПРО»
ООО «БизнесПРО» осуществляет закупку смартфонов Apple iPhone , которые в дальнейшем передаются ООО «СервисТрейд» и реализуются данным обществом в розницу на основании договора комиссии с ООО «БизнесПРО» от 26.04.2010 № 801-12/1.
, НАО «Юлмарт» (Юлмарт), ООО «Эдил-Импорт» ( HOLODILNIK . RU ), ООО «Интернет Решения» ( OZON . ru ), ООО «Евросеть-Ритейл» (Евросеть), ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» ( Media Markt ), ООО «Мобиленд» (ИОН (Ноу-Хау)), ООО «МобилСовет»
ООО «МобилСовет» осуществляет закупку смартфонов Apple iPhone , которые в дальнейшем передаются ООО «Мобиленд» и реализуются данным обществом в розницу на основании договора комиссии с ООО «МобилСовет» от 01.11.2004 № 1.
, ООО «Эльдорадо» (Эльдорадо), ООО «Стиннер»
Со 02.09.2016 лицом, участвующим в деле № 1-11-59/00-22-16, является правопреемник ООО «Стиннер» – ООО «Кронар» – в связи с прекращением деятельности первого путём реорганизации в форме присоединения к ООО «Кронар».
(Ситилинк) (далее также – Заинтересованные лица) ; у Ответчиков были запрошены у чредительные документы, с видетельства о присвоении номеров, позволяющих идентифицировать компании в целях учёта, осуществляемого регистрирующими, налоговыми и иными органами власти, решения об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа.
Письмами от 05.10.2016 № АЦ/68397/16 и от 05.10.2016 № АЦ/68399/16 ФАС России запросила у Заинтересован ных лиц перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых ими осуществляется розничная продажа смартфонов Apple iPhone; информацию о различиях в розничных ценах на смартфоны Apple iPhone в зависимости от субъекта Российской Федерации; информацию о ценах, по которым осуществлялась закупка и розничная продажа всех моделей смартфонов Apple iPhone.
В соответствии с запросом от 06.10.2016 № АК/68743/16 ООО «Эппл Рус» надлежало представить информацию о закупке смартфонов Apple iPhone у компании Apple Distribution International; о закупке компаниями ООО «Дихаус» и ООО «Хаскел» смартфонов Apple iPhone у ООО «Эппл Рус» ; о договорах поставки и иных договорах, заключённых ООО «Эппл Рус» с целью осуществления оптовой торговли смартфонами Apple iPhone; о ценах, по которым осуществлялась закупка и продажа всех моделей смартфонов Apple iPhone.
Письмом от 06.10.2016 № АК/68755/16 ФАС России запросила у компаний Apple Inc. и Apple Distribution International информацию о компании, у которой первоначально возникает право собственности на произведённые смартфоны Apple iPhone; о компании от которой Apple Distribution International получает смартфоны Apple iPhone; копии договоров и иных документов, являющихся правовым основанием для передачи смартфонов Apple iPhone компании Apple Distribution International; информацию о закупке ООО «Эппл Рус» смартфонов Apple iPhone у компании Apple Distribution International.
Согласно запросу ФАС России от 07.10.2016 № АК/69310/16 ООО Международный институт маркетинговых и социальных исследований «ГФК-Русь» надлежало представить информацию о долях, занимаемых смартфонами Apple iPhone в розничных продажах на российском рынке смартфонов с 2014 года.
В соответствии с запросом ФАС России от 17.10.2016 № АЦ/71064/16 ООО «Эппл Рус» надлежало представить информацию о количестве закупленных ООО «Эппл Рус» и ввезённых на территорию Российской Федерации смартфонов Apple iPhone; о количестве смартфонов Apple iPhone, реализованных ООО «Эппл Рус» оптом и в розницу.
Письмом от 27.10.2016 № АК/73857/16 ФАС России запросила у ООО «Эппл Рус» информацию о субъектах Российской Федерации и населённых пунктах, в которые осуществлялась доставка смартфонов Apple iPhone, приобретённых в розницу в Онлайн-магазине Apple.
Определением ФАС России от 07.11.2016 № АЦ/76454/16 принято решение о продлении срока рассмотрения дела № 1-11-59/00-22-16 до 17.05.2017.
В соответствии с запросом ФАС России от 10.11.2016 № АЦ/77454/16 Заинтересованным лицам надлежало представить и нформацию о ценах, по которым осуществлялась розничная продажа смартфонов Apple iPhone 7 и iPhone 7 Plus; о количестве смартфонов Apple iPhone 7 и iPhone 7 Plus, заказанных реселлерами и фактически поставленных в их адрес.
Согласно запросу ФАС России от 21.11.2016 № АЦ/80114/16 ООО «Эппл Рус» надлежало представить и нформацию о договорах поставки и иных договорах, заключённых ООО «Эппл Рус» с целью осуществления оптовой торговли смартфонами Apple iPhone начиная с момента государственной регистрации ООО «Эппл Рус»; о дате первой поставки смартфонов Apple iPhone, осуществлённой в адрес ООО «Эппл Рус»; о дате начала осуществления ООО «Эппл Рус» розничных продаж смартфонов Apple iPhone через Онлайн-магазин Apple в Российской Федерации; о договорах, заключённых ООО «Эппл Рус» с реселлерами смартфонов Apple iPhone и не касающихся непосредственно закупок данных смартфонов.
Определением об отложении рассмотрения дела № 1-11-59/00-22-16 от 08.12.2016 (исх. от 09.12.2016 № АЦ/85592/16) ФАС России в том числе запросила у ООО «Эппл Рус» т иповую форму соглашения с авторизованным дилером продукции Apple; информацию о различиях в соглашениях с авторизованными реселлерами продукции Apple.
В соответствии с запросом ФАС России от 16.12.2016 № АК/87474/16 ряду реселлеров, не привлечённых к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, надлежало представить информацию о соглашениях, в соответствии с которыми реселлеры являются авторизованными дилерами Apple; о договорах, в соответствии с которыми реселлеры закупают смартфоны Apple iPhone для их дальнейшей реализации на территории Российской Федерации; перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых реселлеры осуществляют розничную торговлю смартфонами Apple iPhone; о различиях в розничных ценах на смартфоны Apple iPhone в зависимости от субъекта Российской Федерации; о ценах, по которым осуществлялась закупка и розничная продажа смартфонов Apple iPhone.
Письмом от 26.12.2016 № АЦ/90280/16 ФАС России запросила у ООО «Эппл Рус» информацию о корпоративном акте, регламентирующем осуществление контроля за соблюдением ООО «Эппл Рус» требований законодательства Российской Федерации вообще и антимонопольного законодательства Российской Федерации в частности; должностные инструкции сотрудников ООО «Эппл Рус», в компетенцию которых входит осуществление контроля за соблюдением ООО «Эппл Рус» требований законодательства Российской Федерации вообще и антимонопольного законодательства Российской Федерации в частности; информацию об обучении (повышении квалификации) сотрудников ООО «Эппл Рус» по темам, касающимся соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с запросом ФАС России от 26.12.2016 № АЦ/90281/16 компаниям Apple Holding B.V., Apple Sales Ireland, Apple Operations International, Apple Inc. надлежало представить информацию о наличии корпоративных актов, регламентирующих деятельность дочерних компаний по обеспечению соблюдения ими требований антимонопольного законодательства государств, на территориях которых дочерние компании осуществляют хозяйственную деятельность; об осуществлении контроля за соблюдением дочерними компаниями, в том числе ООО «Эппл Рус», требований антимонопольного законодательства государств, на территориях которых дочерние компании осуществляют хозяйственную деятельность.
Письмами от 06.03.2017 № АД/13625/17 и от 06.03.2017 № АД/13628/17 ФАС России запросила у ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» и ООО «Эльдорадо» информацию о розничных ценах на смартфоны Apple iPhone 5s и iPhone 6.
Документы и информация, поступив шие в ФАС России в ответ на определения и запросы, приобщены к материалам дела № 1-11-59/00-22-16 о нарушении антимонопольного законодательства.
Также, в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке) в ходе рассмотрения дела № 1-11-59/00-22-16 ФАС России в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, проведен анализ состояния конкуренции на рынке смартфонов Apple iPhone (моделей: iPhone 5 s , iPhone 5 c , iPhone 6, iPhone 6 Plus , iPhone 6 s , iPhone 6 s Plus ), реализуемых в розницу с использованием торговых объектов.
Краткий отчёт по результатам анализа состояния конкуренции на рынке смартфонов Apple iPhone (моделей: iPhone 5 s , iPhone 5 c , iPhone 6, iPhone 6 Plus , iPhone 6 s , iPhone 6 s Plus ), реализуемых в розницу с использованием торговых объектов, от 13.01.2017 (в редакции от 13.03.2017) (далее – краткий отчёт по результатам анализа состояния конкуренции от 13.01.2017 (в редакции от 13.03.2017)) приобщен к материалам рассматриваемого дела
Т. 1 ч. 4 л. 19 – 35.
В настоящем решении, а также в заключении об обстоятельствах дела и в кратком отчёте по результатам анализа состояния конкуренции от 13.01.2017 (в редакции от 13.03.2017), используются следующие термины с соответствующими определениями:
– смартфон – абонентское устройство мобильной связи, функциональность которого существенно расширена за счёт наличия развитой операционной системы, открытой для установки и использования программного обеспечения (приложений) как от компании, являющейся производителем смартфона, так и от сторонних разработчиков;
– авторизованный реселлер смартфонов Apple iPhone – хозяйствующий субъект, осуществляющий продажи смартфонов Apple iPhone конечным потребителям, с которым ООО «Эппл Рус» заключило соответствующий договор;
– реселлер – хозяйствующий субъект, осуществляющий продажи смартфонов Apple iPhone конечным потребителям, с которым у ООО «Эппл Рус» нет заключённого договора;
– авторизованный дистрибьютор смартфонов Apple iPhone (кроме ООО «Эппл Рус»)– хозяйствующий субъект, осуществляющий оптовые продажи смартфонов Apple iPhone , с которым ООО «Эппл Рус» заключило дистрибьюторское соглашение;
– дистрибьютор (субдистрибьютор) – хозяйствующий субъект, осуществляющий оптовые продажи смартфонов Apple iPhone , с которым у ООО «Эппл Рус» нет заключённого дистрибьюторского соглашения;
– торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Фактические и иные обстоятельства, установленные по результатам анализа материалов дела № 1-11-59/00-22-16 о нарушении антимонопольного законодательства.
При рассмотрении дела № 1-11-59/00-22-16 Комиссией ФАС России установлено, что ООО «Эппл Рус» является единственным уполномоченным импортёром смартфонов Apple iPhone на территорию Российской Федерации, зарегистрированным в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности. После ввоза ООО «Эппл Рус» продаёт данные смартфоны как оптом – авторизованным дистрибьюторам и авторизованным реселлерам смартфонов Apple iPhone , так и в розницу.
Авторизованные дистрибьюторы смартфонов Apple iPhone , закупающие смартфоны Apple iPhone непосредственно у ООО «Эппл Рус» (ООО «Дихаус», ООО «Хаскел»), могут далее реализовывать данные смартфоны другим дистрибьюторам, а также авторизованным реселлерам смартфонов Apple iPhone (см. Рис. 1).
Рис. 1. Схема продаж смартфонов Apple iPhone в Российской Федерации.
Поскольку ООО «Эппл Рус» установлен ряд требований к потенциальным контрагентам, касающихся в том числе требований о минимальных объёмах закупок применительно к продукции Apple , финансовых вложений в продвижение продукции Apple , соответствие которым необходимо для заключения договора с ООО «Эппл Рус», предусматривающего прямые поставки продукции, большинство дистрибьюторов и авторизованных и других реселлеров закупает смартфоны у ООО «Дихаус» и ООО «Хаскел». Также некоторые реселлеры закупают смартфоны Apple iPhone у «непрямых» дистрибьюторов – дистрибьюторов, являющихся вторыми в «цепочке» продаж смартфонов после ООО «Дихаус» и ООО «Хаскел».
Как авторизованные, так и неавторизованные реселлеры реализуют смартфоны Apple iPhone в розницу различными способами: с использованием торговых объектов, без использования торговых объектов (онлайн) или обоими способами торговли одновременно.
Помимо многочисленных реселлеров, розничной торговлей смартфонами Apple iPhone занимается непосредственно ООО «Эппл Рус» – при помощи сайта в сети Интернет, располагающегося по адресу http://www.apple.com/ru/ (далее – Онлайн-магазин Apple )
. Также ООО «Эппл Рус» осуществляет администрирование указанного сайта в части его информационного наполнения
Таким образом, розничная торговля смартфонами Apple iPhone осуществляется ООО «Эппл Рус», а также реселлерами, часть из которых закупает смартфоны напрямую у ООО «Эппл Рус», а часть – у дистрибьюторов. При этом ООО «Эппл Рус» реализует смартфоны в розницу только через Онлайн-магазин Apple
, в то время как реселлеры реализуют смартфоны Apple iPhone в розницу различными способами: с использованием торговых объектов, без использования торговых объектов (онлайн) или обоими способами торговли одновременно.
Способ торговли, которым ООО «Эппл Рус» реализует смартфоны Apple iPhone в розницу (без использования торговых объектов – онлайн), оказывает влияние на определение границ территории, в географических границах которой осуществляет продажи данное общество. При этом, как установлено далее в настоящем решении, географические границы, в которых осуществляется розничная реализация смартфонов Apple iPhone ООО «Эппл Рус», и географические границы, в которых осуществляется продажа указанных смартфонов рядом реселлеров, привлечённых к участию в настоящем деле в качестве заинтересованных лиц, не совпадают, и, следовательно, ООО «Эппл Рус» и реселлеры действуют на разных товарных рынках.
Поскольку не только ООО «Эппл Рус», но и большинство реселлеров размещают информацию о розничных ценах, устанавливаемых на смартфоны Apple iPhone , на принадлежащих им веб-сайтах (в онлайн-магазинах), рассматриваемый в настоящем решении рынок смартфонов характеризуется высоким уровнем прозрачности цен. При этом подобная практика представления хозяйствующими субъектами информации для потребителей о начале продаж и ценах, по которым конкретные товары будут продаваться в их торговых объектах, а также в онлайн-магазинах, существует и на других рынках.
В соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 41 Закона о защите конкуренции решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства должно содержать в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции.
Анализ состояния конкуренции, п роведённый ФАС России в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 1-11-59/00-22-16 о нарушении антимонопольного законодательства, охватывает временной интервал с 25.10.2013 (дата старта продаж смартфонов iPhone 5 s и iPhone 5 c ) по 04.04.2016 ( дата, предшествующая дате старта продаж смартфона Apple iPhone SE ) по следующим причинам.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в ременной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.
Согласно пункту 2.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.
Начиная с 2013 года в Российской Федерации в продажу поступили следующие модели смартфонов Apple iPhone :
– 25.10.2013 – смартфоны iPhone 5s и iPhone 5c;
– 26.09.2014 – смартфоны iPhone 6 и iPhone 6 Plus;
– 09.10.2015 – смартфоны iPhone 6s и iPhone 6s Plus;
– 05.04.2016 – смартфоны iPhone SE;
– 23.09.2016 – смартфоны iPhone 7 и iPhone 7 Plus.
Таким образом, модели смартфонов Apple iPhone 5 s и iPhone 5 c являются первыми моделями, поступившими в продажу после начала осуществления ООО «Эппл Рус» хозяйственной деятельности.
Из материалов дела № 1-11-59/00-22-16 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что ООО «Эппл Рус» начало осуществлять хозяйственную деятельность в 2013 году.
Так, дистрибьюторский договор между ООО «Эппл Рус» и компанией Apple Distribution International , в соответствии с которым ООО «Эппл Рус» является неисключительным дистрибьютором продукции Apple на территории Российской Федерации, был заключён 21.12.2012 и вступил в силу 01.01.2013 (далее – дистрибьюторский договор от 01.01.2013)
Т. 2 ч. 2 л. 8 – 69.
В 2013 году ООО «Эппл Рус» начало осуществлять ввоз смартфонов Apple iPhone на территорию Российской Федерации. В том же году начал работу Онлайн- магазин Apple в Российской Федерации, посредством которого ООО «Эппл Рус» осуществляет розничную торговлю смартфонами Apple iPhone
Т. 2 ч. 3 л. 151 – 152.
Также ФАС России установлено, что первые договоры, предметом которых является оптовая продажа смартфонов Apple iPhone дистрибьюторам и реселлерам, были заключены ООО «Эппл Рус» после 02.09.2013.
Помимо заключения вышеуказанных договоров, со 02.09.2013 ООО «Эппл Рус» начало заключать с авторизованными реселлерами договоры в связи с перепродажей ими продукции Apple , но не касающиеся непосредственно закупок смартфонов Apple iPhone
Т. 2 ч. 3 л. 142 – 149.
Кроме того, как установлено решением ФАС России по делу № 1 11/188-11 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 12.05.2012 № АЦ/14567), до начала осуществления хозяйственной деятельности ООО «Эппл Рус» действовала иная схема импорта и оптовой торговли смартфонами Apple iPhone на территории Российской Федерации. Так, в 2010 – 2012 годах только ПАО «МТС» и ПАО «ВымпелКом» имели право ввозить данные смартфоны в Российскую Федерацию в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами с компанией Apple Sales International . Далее, импортированные ПАО «МТС» и ПАО «ВымпелКом» смартфоны реализовывались в розницу в торговых сетях данных обществ, а также поставлялись оптом иным реселлерам в целях осуществления дальнейшей перепродажи потребителям
Решение ФАС России по делу № 1 11/188-11 о нарушении антимонопольного законодательства от 12.05.2012 (исх. от 12.05.2012 № АЦ/14567) // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы; режим доступа: http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-po-borbe-s-kartelyami/1-11-188-11.
Таким образом, осуществление координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone , признаки которой содержатся в действиях ООО «Эппл Рус», стало возможным с 2013 года.
Необходимо также отметить, что до 2013 года рынок смартфонов Apple iPhone характеризовался ценовой конкуренцией: розничные цены, установленные реселлерами, могли различаться и снижаться на старте продаж очередной новой модели смартфона Apple iPhone . Так, 14.12.2012 на Apple iPhone 5 на старте продаж реселлеры установили следующие розничные цены: на модель с 16 ГБ памяти – 29 900 рублей (ООО «Связной Логистика»), 34 900 – 34 990 рублей (ПАО «ВымпелКом», ООО «реСтор», ООО «Евросеть-Ритейл» и другие реселлеры); на модель с 32 ГБ памяти – 34 900 рублей (ООО «Связной Логистика»), 39 900 – 39 990 рублей (ПАО «ВымпелКом», ООО «реСтор», ООО «Евросеть-Ритейл» и другие реселлеры); на модель с 64 ГБ памяти – 39 900 рублей (ООО «Связной Логистика»), 44 900 – 44 990 рублей (ПАО «ВымпелКом», ООО «реСтор», ООО «Евросеть-Ритейл» и другие реселлеры). Спустя несколько часов после старта продаж реселлеры начали снижать цены на новые смартфоны. Так, ПАО «ВымпелКом» установило цены на смартфоны Apple iPhone 5 по уровню цен, установленных ООО «Связной Логистика». ООО «Евросеть-Ритейл» снизило цены на всю линейку Apple iPhone 5 до 28 900 рублей за модель с 16 ГБ памяти, до 33 900 рублей за модель с 32 ГБ памяти и до 38 900 рублей за модель с 64 ГБ памяти. ООО «Связной Логистика» позже снизило цены до уровня ООО «Евросеть-Ритейл». Данный факт зафиксирован в акте осмотра сайта (страницы, ресурса) в сети Интернет от 13.02.2017 № 6-17
Т. 1 ч. 3 л. 16 – 23.
Исследуемый период в кратком отчёте по результатам анализа состояния конкуренции от 13.01.2017 (в редакции от 13.03.2017) оканчивается 04.04.2016, то есть датой, предшествующей дате старта продаж смартфона Apple iPhone SE , вышедшего на российский рынок 05.04.2016, в связи с тем, что, как будет указано далее в настоящем решении, ФАС России не установлено наличие признаков незаконной координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone в отношении моделей смартфонов Apple iPhone SE, iPhone 7 и iPhone 7 Plus.
В соответствии с пунктом 10.5, а также c подпунктом “б” пункта 10.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение продуктовых границ рынка производится исходя из предмета координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Исходя из вышеизложенного, в кратком отчёте по результатам анализа состояния конкуренции от 13.01.2017 (в редакции от 13.03.2017) продуктовые границы товарного рынка для целей настоящего дела определены как смартфоны Apple моделей iPhone 5 s , iPhone 5 c , iPhone 6, iPhone 6 Plus , iPhone 6 s , iPhone 6 s Plus , реализуемые в розницу с использованием торговых объектов, то есть все модели смартфонов Apple iPhone , вышедшие в период с 25.10.2013 по 04.04.2016, при ценообразовании на которые ФАС России установлено наличие признаков незаконной координации экономической деятельности реселлеров.
ФАС России при рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства также анализировалась информация, касающаяся реализации моделей смартфонов Apple iPhone, поступивших в продажу на территории Российской Федерации после 04.04.2016 ( iPhone SE, iPhone 7 и iPhone 7 Plus), однако признаки осуществления незаконной координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone в отношении данных моделей смартфонов ФАС России не нашли подтверждения, в связи с чем данные модели смартфонов Apple iPhone не были включены в продуктовые границы товарного рынка и не учитывались при проведении анализа состояния конкуренции.
В соответствии с пунктом 10.5, а также c пунктом 10.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынк е г еографические границы товарного рынка определяются с учётом материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с учётом территории, в пределах которой обнару жены признаки координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone.
При проведении анализа состояния конкуренции на рынке смартфонов Apple моделей iPhone 5 s , iPhone 5 c , iPhone 6, iPhone 6 Plus , iPhone 6 s , iPhone 6 s Plus , реализуемых в розницу с использованием торговых объектов, в качестве географических границ товарного рынка были приняты границы Российской Федерации (федеральный рынок) по следующим причинам.
Авторизованные реселлеры смартфонов Apple iPhone , хозяйственная деятельность которых координировалась, зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Российской Федерации (ОАО «МегаФон Ритейл», ПАО «ВымпелКом», АО «РТК», АО «Связной Логистика», ООО «М.видео Менеджмент», ООО «реСтор», ООО «СервисТрейд», ООО «Евросеть-Ритейл», ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», ООО «Эльдорадо»).
Помимо этого, при определении географических границ товарного рынка ФАС России учитывала следующие обстоятельства.
Во-первых, ООО «Эппл Рус», в действиях которого обнаружены признаки координации экономической деятельности реселлеров, является единственным лицом, официально осуществляющим импорт смартфонов Apple iPhone и первичные продажи на территории Российской Федерации. При этом деятельность ООО «Эппл Рус» охватывает территорию всей Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава ООО «Эппл Рус» в редакциях, действовавших в 2014 – 2016 годах, « предметом деятельности общества является осуществление деятельности, направленной на достижение целей деятельности общества, как на территории Российской Федерации, так и за её пределами »
Т. 2 ч. 2 л. 74 – 128.
Во-вторых, в соответствии с пунктом b раздела 3.2 дистрибьюторского договора от 01.01.2013 ООО «Эппл Рус» обязуется выбирать дилеров, субдистрибьюторов и других перепродавцов, торговых агентов и обслуживающие организации для осуществления маркетинга, реализации, сбыта и обслуживания продукции Apple на территории Российской Федерации
Т. 2 ч. 2 л. 8 – 69.
Кроме того, территория Российской Федерации определена в качестве территории, на которой осуществляется розничная реализация смартфонов Apple iPhone и иной продукции Apple в соответствии с договорами (соглашениями), заключёнными ООО «Эппл Рус» с реселлерами смартфонов.
Так, согласно пункту 4.1 соглашений ООО «Эппл Рус» с авторизованными реселлерами (соглашение с ООО «БизнесПРО» от 02.09.2013
, соглашение с ООО «М.видео Менеджмент» от 01.05.2015
Т. 2 ч. 1 л. 408 – 434.
, соглашение с ООО «реСтор» от 01.05.2015
Т. 2 ч. 1 л. 201 – 227.
и т. д.), а также с учётом Раздела 1 данных соглашений («Определения») указанные реселлеры осуществляют продажу продукции Apple на территории Российской Федерации.
Аналогичным образом Российская Федерация определена в качестве территории, на которой осуществляется перепродажа продукции Apple реселлерами – операторами мобильной связи
Т. 7 л. 54 – 102; Т. 8 ч. 1 л. 92 – 148.
Имеющиеся в распоряжении ФАС России копии договоров, заключённых реселлерами c дистрибьюторами с целью осуществления оптовых закупок в том числе смартфонов Apple iPhone , не содержат положений, каким-либо образом ограничивающих территорию реализации данных смартфонов потребителям в границах Российской Федерации либо предусматривающих возможность их реализации за пределами Российской Федерации (например, договор между ООО «Эльдорадо» и ООО «Дихаус» от 16.07.2012 № 16/07/12-ДХ; договор между ООО «Эльдорадо» и ООО «ВЕРИСЕЛ-Трейдинг» от 03.02.2014 № В-Т-03-02/14 (вх. ФАС России от 22.12.2015 № 151379/15)
Т. 13 ч. 1 л. 1 – 202.
; договор между ООО «Евросеть-Ритейл» и ООО «Дихаус» от 10.06.2010 № 10/05/10; договор между ООО «Евросеть-Ритейл» и ООО «Мирст» от 01.06.2010 № 01/06 (вх. ФАС России от 30.11.2016 № 138865/15)
и другие договоры).
С учётом изложенного географическими границами рассматриваемого товарного рынка являются границы Российской Федерации (федеральный рынок).
Также, в кратком отчёте по результатам анализа состояния конкуренции от 13.01.2017 (в редакции от 13.03.2017) установлен факт наличия конкурентных отношений между реселлерами, экономическая деятельность которых координировалась.
Так, на основании информации, свидетельствующей об осуществлении в период с 25.10.2013 по 04.04.2016 розничной торговли моделями смартфонов Apple iPhone 5 s , iPhone 5 c , iPhone 6, iPhone 6 Plus , iPhone 6 s , iPhone 6 s Plus с использованием торговых объектов на территории Российской Федерации, в указанном отчёте сделан вывод о том, что ОАО «Мегафон Ритейл», ПАО «ВымпелКом», АО «РТК», АО «Связной Логистика», ООО «М.видео Менеджмент», ООО «реСтор», ООО «СервисТрейд», ООО «Евросеть-Ритейл», ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» и ООО «Эльдорадо» являлись конкурентами на указанном рынке.
В то же время ООО «Эппл Рус», в действиях которого имеются признаки координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone, реализовывало данные смартфоны через Онлайн-магазин Apple без использования торговых объектов на территории, которая в разные периоды времени охватывала не более 17 субъектов Российской Федерации, что подтверждается письмом ООО «Эппл Рус» от 18.02.2016 б/н (вх. ФАС России от 18.02.2016 № 21735/16), письмом ООО «Эппл Рус» от 24.03.2016 б/н (вх. ФАС России от 24.03.2016 № 39089/16), письмом ООО «Эппл Рус» от 11.11.2016 № 11112016 (вх. ФАС России от 14.11.2016 № 167399-ДСП/16).
При этом остальные ответчики по делу № 1-11-59/00-22-16 (компания Apple Holding B.V., компания Apple Sales Ireland, компания Apple Operations International и компания Apple Inc.) не осуществляли и не осуществляют деятельности по реализации смартфонов Apple iPhone на территории Российской Федерации.
На основании вышеизложенного может быть сделан вывод, что: 1) продуктовые (включая способ осуществления торговли), и 2) географические границы рынков, на которых осуществляют деятельность ООО «Эппл Рус» и реселлеры смартфонов Apple iPhone , не совпадают. Следовательно, ООО «Эппл Рус» и реселлеры действуют на разных рынках.
Таким образом, ООО «Эппл Рус», в действиях которого имеются признаки координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Apple iPhone, не не являлось и не является участник ом рынка смартфонов Apple iPhone (моделей смартфонов: iPhone 5s, iPhone 5c, iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus), реализуемых в розницу с использованием торговых объектов, и, соответственно, не конкурировало и не конкурирует с ОАО «Мегафон Ритейл», ПАО «ВымпелКом», АО «РТК», АО «Связной Логистика», ООО «М.видео Менеджмент», ООО «реСтор», ООО «СервисТрейд», ООО «Евросеть-Ритейл», ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» и ООО «Эльдорадо».
Однако, несмотря на то, что перечисленные выше реселлеры являлись и являются конкурентами на рынке смартфонов Apple моделей iPhone 5 s , iPhone 5 c , iPhone 6, iPhone 6 Plus , iPhone 6 s , iPhone 6 s Plus , реализуемых в розницу с использованием торговых объектов, данные реселлеры не всегда действовали самостоятельно при установлении розничных цен на смартфоны.
Так, как установлено ФАС России, ООО «Эппл Рус» как лицо, осуществляющее администрирование русскоязычной части веб-сайта Apple , включая ту часть, которая относится к Онлайн-магазину Apple в Российской Федерации, в части его информационного наполнения, перед выходом каждой очередной новой модели размещает на данном сайте пресс-релизы, содержащие информацию о розничных ценах на новые смартфоны.
В частности, перед выходом моделей смартфонов Apple iPhone 5 s и iPhone 5 c , который состоялся 25.10.2013, в русскоязычной части веб-сайта Apple был размещен пресс-релиз от 09.10.2013 с заголовком « iPhone 5 s и iPhone 5 c появятся в Италии, Испании, России и в более чем 25 других странах в пятницу 25 октября », в котором указывалось в том числе следующее: « iPhone 5s поставляется в цветах золотистый, серебристый и «серый космос» по цене 29 990 руб. (25 415 руб. 25 коп. без НДС) за модель с памятью 16 ГБ, по цене 34 990 руб. (29 652 руб. 54 коп. без НДС) за модель с памятью 32 ГБ и по цене 39 990 руб. (33 889 руб. 83 коп. без НДС) за модель с памятью 64 ГБ. ⁴ iPhone 5c поставляется в голубом, зелёном, розовом, жёлтом и белом цветах по цене 24 990 руб. (21 177 руб. 97 коп. без НДС) за модель с памятью 16 ГБ и по цене 29 990 руб. (25 415 руб. 25 коп. без НДС) за модель с памятью 32 ГБ ». Данный факт зафиксирован в акте осмотра сайта (страницы, ресурса) в сети Интернет от 1 3.02.2017 № 5-17
Т. 1 ч. 3 л. 1 – 15.
Перед выходом моделей смартфонов Apple iPhone 6 и iPhone 6 Plus , который состоялся 26.09.2014, в русскоязычной части веб-сайта Apple был размещен пресс- релиз от 09.09.2014 с заголовком « Apple представляет iPhone 6 и iPhone 6 Plus – наиболее значимое обновление iPhone в истории », в котором сообщалось: « iPhone 6 поставляется в цветах золотой, серебристый и «серый космос», и будет доступен в России по цене 31 990 руб. (27 110 руб. 17 коп. без НДС) за модель с памятью 16 ГБ, по цене 36 990 руб. (31 347 руб. 46 коп. без НДС) за модель с памятью 64 ГБ. Впервые доступна и новая модель с памятью 128 ГБ по цене 41 990 руб. (35 584 руб. 75 коп. без НДС). iPhone 6 Plus поставляется в цветах золотой, серебристый и «серый космос», и будет доступен в России по цене 36 990 руб. (31 347 руб. 46 коп. без НДС) за модель с памятью 16 ГБ, по цене 41 990 руб. (35 584 руб. 75 коп. без НДС) за модель с памятью 64 ГБ и по цене 46 990 руб. (39 822 руб. 03 коп. без НДС) за новую модель с памятью 128 ГБ. Обе модели будут доступны в интернет-магазине Apple Online Store, у ряда операторов и авторизованных реселлеров Apple ». Данный факт зафиксирован в акте осмотра сайта (страницы, ресурса) в сети Интернет от 13 .02.2017 № 5-17
Т. 1 ч. 3 л. 1 – 15.
28.09.2015, перед выходом смартфонов Apple iPhone 6 s и iPhone 6 s Plus , в русскоязычной части веб-сайта Apple был размещён пресс-релиз с текстом следующего содержания: « iPhone 6s и iPhone 6s Plus будут доступны в металлическом корпусе золотистого и серебристого цветов, в цвете “серый космос”, а также в новом цвете “розовое золото”. iPhone 6s будет доступен в России по цене 56 990 руб. за модель с памятью 16 ГБ, 65 990 руб. за модель с памятью 64 ГБ и 74 990 руб. за модель с памятью 128 ГБ. IPhone 6s Plus будет доступен в России по цене 65 990 руб. за модель с памятью 16 ГБ, 74 990 руб. за модель с памятью 64 ГБ и 83 990 руб. за модель с памятью 128 ГБ. Все цены включают НДС ». Данный факт зафиксирован в акте осмотра сайта (страницы, ресурса) в сети Интернет от 07.12.2015 № 12-15
Т. 1 ч. 2 л. 15 – 20.
Из вышеизложенного следует, что перед выходом моделей смартфонов Apple iPhone 5 s , iPhone 5 c , iPhone 6, iPhone 6 Plus , iPhone 6 s и iPhone 6 s Plus ООО «Эппл Рус» размещало в русскоязычной части веб-сайта Apple пресс-релизы, в которых содержалась информация о ценах на новые модели смартфонов. Цены были указаны для каждой модели в зависимости от объёма памяти.
Перед стартом продаж смартфона Apple iPhone SE , назначенного на 05.04.2016, в русскоязычной части веб-сайта Apple был опубликован пресс-релиз от 21.03.2016, содержащий следующую информацию: « iPhone SE будет доступен в металлическом корпусе в цветах «серый космос», серебристый, золотой и «розовое золото». Модели с памятью 16 ГБ и 64 ГБ по цене от 37 990 руб. будут продаваться на сайте Apple.com ». Данный факт зафиксирован в акте осмотра сайта (страницы, ресурса) в сети Интернет от 13.02.2017 № 5-17
Т. 1 ч. 3 л. 1 – 15.
07.09.2016, перед выходом последних на момент подготовки настоящего решения моделей смартфонов Apple iPhone 7 и iPhone 7 Plus , состоявшимся 23.09.2016, ООО «Эппл Рус» опубликовало в русскоязычной части веб-сайта Apple пресс-релиз, в котором указывалось следующее: « iPhone 7 и iPhone 7 Plus в цветах «розовое золото», серебристом и золотом, а также в новом чёрном цвете с памятью 32 ГБ, 128 ГБ и 256 ГБ будут доступны по цене от 56 990 руб на сайте Apple.com/ru. Модели в корпусе нового цвета «чёрный оникс» с памятью 128 ГБ и 256 ГБ будут эксклюзивно доступны на сайте Apple.com/ru, у авторизованных реселлеров Apple и у некоторых операторов связи (цены могут различаться) ». Данный факт зафиксирован в акте осмотра сайта (страницы, ресурса) в сети Интернет от 13.02.2017 № 5-17
Т. 1 ч. 3 л. 1 – 15.
Таким образом, пресс-релизы ООО «Эппл Рус», опубликованные в 2016 году перед выходом моделей смартфонов Apple iPhone SE, iPhone 7 и iPhone 7 Plus , уже не содержали информацию обо всех ценах на новые модели смартфонов в зависимости от объёма памяти в рамках розничных продаж в целом, как это было с пресс-релизами по предыдущим моделям смартфонов, а включали информацию только о цене наиболее дешёвой модели с минимальным объёмом памяти, которую можно было приобрести в Онлайн-магазине Apple . По мнению Комиссии, такое изменение подхода ООО «Эппл Рус» к публикации цен на новые модели смартфонов, оказывающего меньшее влияние на розничные цены, могло быть вызвано инициированным в конце 2015 года расследованием ФАС России.
Согласно письмам ООО «Эппл Рус» от 18.02.2016 б/н (вх. ФАС России от 18.02.2016 № 21733/16)
и от 24.03.2016 б/н (вх. ФАС России от 24.03.2016 № 39089/16)
Т. 2. ч. 2 л. 8 – 72.
цены, которые указывались данным обществом в пресс-релизах, определялись компанией Apple Inc . « на глобальном уровне » и предназначались для реализации смартфонов Apple iPhone через Онлайн-магазин Apple на территории Российской Федерации.
Так , Apple Inc. устана вливает оптовую цену на каждую ассортиментную единицу продукции Apple iPhone . Оптовая цена – это цена, по которой реселлер, в том числе дистрибьютор, приобретает смартфоны Apple iPhone . При определении оптовой цены Apple Inc. принимаются во внимание следующие факторы: уровень цен на предыдущие модели смартфонов Apple iPhone , издержки Apple Inc. и прогнозируемая норма прибыли, цены на смартфоны конкурентов, а также функции и характеристики, предлагаемые в новой модели Apple iPhone . Компания Apple Inc. следует одним и тем же принципам и учитывает одни и те же факторы при установлении оптовой цены на все модели и ассортиментные единицы смартфонов Apple iPhone .
С целью обеспечения стабильности потребительских цен на смартфоны Apple iPhone во всём мире оптовая цена на iPhone за пределами Соединённых Штатов Америки определяется исключительно компанией Apple Inc . и основывается на оптовых ценах для Соединённых Штатов Америки. Этот принцип действует и для оптовых цен на смартфоны Apple iPhone в Российской Федерации.
При этом в соответствии с письмом ООО «Эппл Рус» от 24.03.2016 данное общество никоим образом не участвует в определении оптовых цен для российского рынка.
Оптовые цены для Соединенных Штатов Америки определяются финансовым отделом компании Apple Inc . Данный отдел также отвечает за местные корректировки цены, о которых говорится выше, в других странах, включая Российскую Федерацию, после которых цены утверждаются высшим руководством компании Apple Inc.
К омпания Appl e Inc. ус танавливает розничные цены на всю свою продукцию, которую она реализует в Онлайн-магазине Apple или через свои розничные магазины Apple . В Российской Федерации ООО «Эппл Рус» реализует продукцию напрямую российским потребителям через Онлайн-магазин Apple . Компания Apple Inc. устанавливает розничную цену на всю свою продукцию в Онлайн-магазине Apple в Росси йской Федерации (и во всех других странах, где есть Он лайн-магазины Apple или розничные магазины Apple ). При определении розничной цены учитываются такие факторы как НДС, другие налоги и пошлины и оптовая цена товара для Российской Федерации. Эта цена определяется финансовым отделом Apple Inc . и утверждается высшим руководством Apple Inc . ООО «Эппл Рус» не отвечает за определение цен на продукцию в Онлайн-магазине Apple в России.
Как правило, цены, определённые компанией Apple Inc ., доводятся до сведения ООО «Эппл Рус» по электронной почте.
При объявлении о выпуске новой продукции компанией группы Apple выпускается пресс-релиз, в котором объявляется цена, по которой товар будет реализовываться через розничный магазин Apple или Онлайн-магазин Apple . Как указано в письме ООО «Эппл Рус», такая прейскурантная цена является ценой, установленной Apple, и не направлена на установление цены перепродажи или розничной цены для реселлеров продукции Apple . Компания Apple Inc. ожидает, что реселлеры самостоятельно будут устанавливать розничные цены на продукцию Apple .
Таким образом, розничные цены на смартфоны Apple iPhone , которые указывались в пресс-релизах, публикуемых ООО «Эппл Рус», были определены компанией Apple Inc . и доведены до сведения ООО «Эппл Рус» и предназначались для реализации через Онлайн-магазин Apple в Российской Федерации.
Комиссия ФАС России отмечает, что опубликование уполномоченным дистрибьютором рекомендованных розничных цен (предоставление данных цен иным способом, в том числе путём направления реселлерам по электронной почте), например, для целей ценового позиционирования продукции при реализации в розницу, не может признаваться незаконной координацией экономической деятельности, если только не имеется какой-либо механизм обеспечения соблюдения рекомендованных цен и не наступили последствия, предусмотренные Законом о защите конкуренции. Однако в рассматриваемом деле, по мнению Комиссии ФАС России, такой механизм существовал, что подтверждается приведённой ниже электронной перепиской, а также отдельными условиями договоров ООО «Эппл Рус» с реселлерами смартфонов Apple iPhone , и наступили последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Как установлено Комиссией ФАС России, после выхода каждой новой модели смартфонов Apple iPhone большинство реселлеров, действующих (действовавших) на рассматриваемом рынке, устанавливали те же самые розничные цены на смартфоны, которые были указаны в пресс-релизах, опубликованных ООО «Эппл Рус» от 09.10.2013, от 09.09.2014 и от 28.09.2015.
Проведённый ФАС России анализ информации о некоторых розничных ценах на смартфоны Apple iPhone показал следующее.
На старте продаж каждой новой модели смартфонов Apple iPhone большинство реселлеров, привлечённых к участию в рассматриваемом деле, устанавливало и поддерживало в течение ограниченного периода времени одинаковые розничные цены на смартфоны, которые совпадали с ценами из пресс-релизов, опубликованных ООО «Эппл Рус», допуская незначительные колебания, как правило, в пределах 9 рублей.
Так, c начала официальных продаж смартфонов Apple iPhone 5 s и iPhone 5 c девятью авторизованными реселлерами, являющимися конкурентами на рассматриваемом товарном рынке и привлечёнными к участию в деле, были установлены следующие розничные цены:
– на iPhone 5 s с памятью 16 ГБ: 29 989 руб., 29 990 руб., 29 999 руб.;
– на iPhone 5 s с памятью 32 ГБ: 34 990 руб., 34 999 руб.;
– на iPhone 5 s с памятью 64 ГБ: 39 990 руб., 39 999 руб.;
– на iPhone 5 c с памятью 16 ГБ: 24 989 руб., 24 990 руб., 24 999 руб.;
– на iPhone 5 c с памятью 32 ГБ: 29 989 руб., 29 990 руб., 29 999 руб.
При этом большинство авторизованных реселлеров поддерживало данные цены от двух до трёх месяцев.
Кроме того, ФАС России установлено, что имело место снижение цен реселлерами в один и тот же период до одинакового уровня. Например, в сентябре 2014 года цены на смартфоны iPhone 5 s с памятью 16 ГБ и iPhone 5 s с памятью 32 ГБ снизились у восьми и у семи из девяти авторизованных реселлеров до 24 990 рублей, 24 999 рублей ( iPhone 5 s с памятью 16 ГБ) и 27 490 рублей, 27 499 рублей ( iPhone 5 s с памятью 32 ГБ) соответственно.
При выходе смартфонов Apple iPhone 6 и iPhone 6 Plus девятью реселлерами, привлечёнными к участию в деле, были установлены следующие розничные цены:
– на iPhone 6 с памятью 16 ГБ: 31 990 руб., 31 991 руб.;
– на iPhone 6 с памятью 64 ГБ: 36 990 руб.;
– на iPhone 6 с памятью 128 ГБ: 41 990 руб.;
– на iPhone 6 Plus с памятью 16 ГБ: 36 990 руб., 36 992 руб.;
– на iPhone 6 Plus с памятью 64 ГБ: 41 990 руб., 41 991 руб.;
– на iPhone 6 Plus с памятью 128 ГБ: 46 990 руб.
Приведённые розничные цены держались у реселлеров в течение двух месяцев – до конца ноября 2014 года, когда были повышены цены в Онлайн-магазине Apple . Далее, примерно до середины декабря цены, установленные на смартфоны Apple iPhone 6 и iPhone 6 Plus , были одинаковыми у восьми из девяти реселлеров и совпадали с ценами в Онлайн-магазине Apple :
– на iPhone 6 с памятью 16 ГБ: 39 990 руб., 39 998 руб.;
– на iPhone 6 с памятью 64 ГБ: 46 990 руб., 46 998 руб.;
– на iPhone 6 с памятью 128 ГБ: 52 990 руб., 52 999 руб.;
– на iPhone 6 Plus с памятью 16 ГБ: 46 990 руб., 46 998 руб.;
– на iPhone 6 Plus с памятью 64 ГБ: 52 990 руб.;
– на iPhone 6 Plus с памятью 128 ГБ: 58 990 руб.
С начала официальных продаж моделей смартфонов Apple iPhone 6 s и iPhone 6 s Plus десятью авторизованными реселлерами, привлечёнными к участию в деле, были установлены следующие розничные цены:
– на iPhone 6 s с памятью 16 ГБ: 56 989 руб., 56 990 руб., 56 998 руб., 56 999 руб.;
– на iPhone 6 s с памятью 64 ГБ: 65 989 руб., 65 990 руб., 65 999 руб.;
– на iPhone 6 s с памятью 128 ГБ: 74 989 руб., 74 990 руб., 74 999 руб.;
– на iPhone 6s Plus с памятью 16 ГБ : 65 989 руб ., 65 990 руб ., 65 999 руб .;
– на iPhone 6s Plus с памятью 64 ГБ : 74 989 руб ., 74 990 руб ., 74 999 руб .;
– на iPhone 6s Plus с памятью 128 ГБ: 83 989 руб., 83 990 руб., 83 999 руб.
Указанные розничные цены совпадали с ценами, указанными в пресс-релизе App le от 2 8.09.2015, и держались в течение минимум 1,5 – 2 месяцев после начала официальных продаж смартфонов iPhone 6 s и iPhone 6 s Plus у всех десяти реселлеров.
На старте продаж смартфона Apple iPhone SE большинством реселлеров были установлены следующие розничные цены:
– на iPhone SE с памятью 16 ГБ: 37 990 руб., 37 999 руб.;
– на iPhone SE с памятью 64 ГБ: 47 990 руб., 47 999 руб.
Приведённые розничные цены держались у реселлеров в течение двух – трёх месяцев после начала официальных продаж.
При выходе последних на момент подготовки настоящего решения моделей смартфонов Apple – iPhone 7 и iPhone 7 Plus – девять авторизованных реселлеров, привлечённых к участию в деле, установили следующие розничные цены, совпадающие с ценами в Онлайн-магазине Apple :
– на iPhone 7 с памятью 32 ГБ: 56 990 руб., 56 999 руб.;
– на iPhone 7 с памятью 128 ГБ: 65 990 руб., 65 999 руб.;
– на iPhone 7 с памятью 256 ГБ: 74 990 руб., 74 999 руб.;
– на iPhone 7 Plus с памятью 32 ГБ: 67 990 руб., 67 999 руб.;
– на iPhone 7 Plus с памятью 128 ГБ: 76 990 руб., 76 999 руб.;
– на iPhone 7 Plus с памятью 256 ГБ: 85 990 руб., 85 999 руб.
Из всего вышеизложенного следует, что при выходе на российский рынок каждой новой модели смартфонов Apple iPhone большинство авторизованных реселлеров, привлеченных к участию в деле, устанавливало и поддерживало одинаковые розничные цены на смартфоны, которые совпадали с ценами из пресс-релизов, опубликованных ООО «Эппл Рус» (с ценами в Онлайн-магазине Apple ), допуская незначительные колебания, как правило, в пределах 9 рублей.
Комиссия также отмечает, что на установление реселлерами розничных цен на старте продаж мог оказывать влияние повышенный спрос на новые модели смартфонов, зачастую превышающий предложение.
В то же время по истечении приблизительно трёх месяцев после выхода на рынок каждой новой модели смартфонов Apple iPhone степень дифференциации розничных цен, установленных реселлерами на данные смартфоны, возрастала.
Как установлено Комиссией ФАС России, механизмы ценообразования у реселлеров отличаются.
Так, например, в соответствии с письмом одного из реселлеров (вх. ФАС России от 23.12.2015 № 152143-ДСП/15)
данный хозяйствующий субъект при определении розничных цен на смартфоны учитывает следующие факторы:
– затраты на проведение рекламных мероприятий;
– расходы на хранение, складские операции, логистику и пр. накладные расходы, связанные с поставкой оборудования и его доставкой до места продажи;
– предполагаемую оборачиваемость товара с учётом опыта по продаже предыдущих моделей смартфонов Apple iPhone ;
– текущие складские запасы по линейке оборудования данного вида;
– административные, технические и иные косвенные затраты, возникающие в связи с розничной продажей оборудования.
При этом все вышеперечисленные расходы учитываются в совокупности и не влияют на стоимость смартфона в конкретном магазине: цены на идентичные модели оборудования Apple в торговой сети реселлера во всех регионах Российской Федерации одинаковы.
Согласно письму другого реселлера (вх. ФАС России от 10.12.2015 № 144769-ДСП/15)
Т. 8 ч. 1 л. 1 – 152.
данная компания также учитывает транспортировку в регионы в совокупности, устанавливая одинаковые цены на смартфоны в своей торговой сети во всех регионах Российской Федерации. Также в письме отмечается , что максимальная цена на смартфоны Apple iPhone зависит от спроса на данные смартфоны. В свою очередь минимальная стоимость смартфона рассчитывается исходя из издержек компании на покупку и реализацию смартфонов, а также рентабельности. Существенное влияние на стоимость смартфона оказывают его качество, поведение конкурентов, а также эластичность спроса.
Один из реселлеров сообщил в своём письме (вх. ФАС России от 01.12.2015 № 139504/15)
Т. 12 ч. 1 л. 1 – 3.
, что использует два различных подхода к формированию цены на продукцию. Первый подход предполагает использование системы наценок (для смартфонов наценка составляет 5 – 15%) к закупочным ценам. Второй подход предусматривает использование программных продуктов, рассчитывающих рекомендованную цену по результатам анализа цен конкурентов (среднерыночную цену). Стоимость транспортировки товаров в различные регионы Российской Федерации не оказывает прямого влияния на розничную цену смартфонов.
Другой реселлер сообщил, что при определении розничных цен на смартфоны также не учитывает стоимость транспортировки в регионы Российской Федерации (вх. ФАС России от 22.01.2016 № 7436/16)
Т. 11 ч. 1 л. 1 – 2.
. На формирование цены у данного общества оказывают влияние следующие факторы: потребительский спрос на различные модели, цены на аналогичные модели смартфонов, предлагаемые конкурентами, включая цены Онлайн-магазина Apple .
В соответствии с письмом ООО «СервисТрейд» от 23.11.2015 б/н (вх. ФАС России от 30.11.2015 № 138274/15)
цена на смартфоны iPhone 6 s и iPhone 6 s Plus у данного реселлера формируется согласно прайс-листу от компании Apple . При этом стоимость транспортировки в различные регионы не учитывается.
Согласно письму одного из реселлеров (вх. ФАС России от 30.11.2015 № 138526-ДСП/15)
Т. 14 ч. 1 л. 1 – 52.
ключевым условием, оказывающим влияние на цены смартфонов в его торговой сети является закупочная цена на товар. Также конечная цена включает в себя розничную наценку. Расходы по транспортировке товара до магазинов, как и у остальных лиц, прямо не влияют на стоимость смартфонов.
Таким образом, факторы, учитывающиеся реселлерами при формировании цены на смартфоны, различаются, но несмотря на описанные выше различия в механизмах ценообразования, розничные цены на смартфоны Apple iPhone совпадали у большинства реселлеров с начала официальных продаж всех рассматриваемых моделей смартфонов.
Кроме того, анализ ответов ООО «Эппл Рус», дистрибьюторов и реселлеров на запросы ФАС России показал, что цены, по которым реселлеры закупают смартфоны у ООО «Эппл Рус» и дистрибьюторов, различались
В настоящем решении полная информация о закупочных ценах для реселлеров не приводится по причине того, что большинством лиц, являющихся обладателями данной информации, в отношении её установлен режим коммерческой тайны.
. Так, например, закупочные цены на смартфоны Apple iPhone 6 s с 16 ГБ памяти и iPhone 6 s Plus с 128 ГБ после старта продаж в зависимости от продавца варьировались в диапазонах от 49 866 рублей до 54 825 рублей и от 73 491 рублей до 79 790 рублей соответственно.
Также ФАС России установлено, что с адресов электронной почты в домене apple . com , принадлежащем Apple Inc ., в адрес некоторых авторизованных реселлеров, как закупающих смартфоны у ООО «Эппл Рус», так и осуществляющих закупки смартфонов у дистрибьюторов, работниками ООО «Эппл Рус» направлялись прайс-листы и текст пресс-релиза от 28.09.2015, содержащие розничные цены на смартфоны.
Так, например, ФАС России установлено, что 11.09.2014 с адресов электронной почты в домене apple.com в адрес некоторых авторизованных реселлеров, закупающих смартфоны у ООО «Эппл Рус» и дистрибьюторов, была осуществлена рассылка прайс-листа Apple от 09.09.2014, содержащего, в частности, следующие розничные цены на смартфон Apple iPhone 5s: 24 990 рублей на модель с 16 ГБ памяти и 27 490 рублей на модель с 32 ГБ памяти.
Указанные выше розничные цены из прайс-листа Apple от 09.09.2014 были указаны и в пресс-релизе Apple от 09.09.2014, опубликованном перед выходом смартфонов Apple iPhone 6 и iPhone 6 Plus: « iPhone 5s будет доступен в России по цене 24 990 руб. (21 177 руб. 97 коп. без НДС) за модель с памятью 16 ГБ и 27 490 руб. (23 296 руб. 61 коп. без НДС) за модель с памятью 32 ГБ », что зафиксировано в акте осмотра сайта (страницы, ресурса) в сети Интернет от 13.02.2017 № 5-17
Т. 1 ч. 3 л. 1 – 15.
При этом из материалов дела следует, что на конец сентября 2014 года, то есть после опубликования ООО «Эппл Рус» указанного выше пресс-релиза от 09.09.2014 и осуществления рассылки прайс-листа от 09.09.2014, цены на смартфоны iPhone 5 s с памятью 16 ГБ и iPhone 5 s с памятью 32 ГБ снизились у восьми и у семи из девяти авторизованных реселлеров до 24 990 рублей, 24 999 рублей ( iPhone 5 s с памятью 16 ГБ) и 27 490 рублей, 27 499 рублей ( iPhone 5 s с памятью 32 ГБ) соответственно.
Также ООО «Эппл Рус» 25.11.2014 – 26.11.2014 была осуществлена рассылка прайс-листа, содержащего цены на всю продукцию Apple, в адрес некоторых авторизованных реселлеров, закупающих смартфоны у ООО «Эппл Рус» и дистрибьюторов. В данном прайс-листе были указаны, в частности, следующие розничные цены на смартфоны Apple iPhone 6 и iPhone 6 Plus: 39 990 рублей на модель iPhone 6 с 16 ГБ памяти, 46 990 рублей на модель iPhone 6 с 64 ГБ памяти, 52 990 рублей на модель iPhone 6 с 128 ГБ памяти, 46 990 рублей на модель iPhone 6 Plus с 16 ГБ памяти, 52 990 рублей на модель iPhone 6 Plus с 64 ГБ памяти, 58 990 рублей на модель iPhone 6 Plus с 128 ГБ памяти.
Как следует из материалов дела, в период с 25.11.2014 по 04.12.2014, то есть после осуществления ООО «Эппл Рус» рассылки прайс-листа, восемь авторизованных реселлеров, из числа привлеченных к участию в деле, установили розничные цены на смартфоны iPhone 6 и iPhone 6 Plus, соответствующие рекомендованным ценам, указанным в прайс-листе Apple (с отклонением в пределах 9 рублей).
Также, к ответам нескольких реселлеров на запрос ФАС России от 04.03.2016 № КА/13875/16 были приложены копии ряда писем, содержащих текст пресс-релиза Apple от 28.09.2015 с ценами на смартфоны Apple iPhone 6 s и iPhone 6 s Plus , отправленных в тот же день с адресов электронной почты в домене apple . com в адрес работников данных реселлеров (вх. ФАС России от 30.03.2016 № 41622/16
Источник