Полный список
На этом уроке мы:
— разбираемся в характеристиках экрана
— рассматриваем layout параметры (высота, ширина, отступ, гравитация, вес)
Экраны
Для начала немного теории по экранам. Экран имеет такие физические характеристики как диагональ и разрешение. Диагональ – это расстояние между противоположными углами экрана, обычно измеряется в дюймах. Разрешение – кол-во точек по горизонтали и вертикали, которое экран способен отобразить, измеряется в пикселах.
Возьмем в качестве примера экран смартфона HTC Desire. Диагональ = 3,7 дюйма, разрешение = 800х480 пикселей.
Кол-во пикселей в одном дюйме называется dpi (dot per inch). Узнаем чему равно dpi в данном случае, вспомнив классику: c 2 = a 2 + b 2 , где с – кол-во пикселей по диагонали, т.е. вмещаемое в 3,7 дюйма. a и b – стороны экрана.
c = 3,7 * dpi
(3,7 * dpi) 2 = 480 2 + 800 2
dpi 2 = 870400 / 13,69 = 63579
dpi = 252. Т.е. в одном дюйме экрана помещается ряд из 252 пикселей.
Возвращаемся к теме урока. Рассмотрим подробно следующие параметры View элементов
Layout width и Layout height
Про ширину (layout_width) и высоту (layout_height) мы уже немного говорили на прошлом уроке. Мы можем указывать для них абсолютные значения, а можем использовать константы. Разберем подробнее эти возможности.
Абсолютные значения:
Используются следующие единицы измерения (ЕИ):
dp или dip — Density-independent Pixels. Абстрактная ЕИ, позволяющая приложениям выглядеть одинаково на различных экранах и разрешениях.
sp — Scale-independent Pixels. То же, что и dp, только используется для размеров шрифта в View элементах
pt — 1/72 дюйма, определяется по физическому размеру экрана. Эта ЕИ из типографии.
px – пиксел, не рекомендуется использовать т.к. на разных экранах приложение будет выглядеть по-разному.
mm – миллиметр, определяется по физическому размеру экрана
in – дюйм, определяется по физическому размеру экрана
Подробней о различиях и соотношениях между этими ЕИ вы можете прочесть в этом материале сайта.
Константы
match_parent (fill_parent) – означает, что элемент займет всю доступную ему в родительском элементе ширину/высоту.
wrap_content – ширина/высота элемента будет определяться его содержимым
Project name: P0072_LayoutProp
Build Target: Android 2.3.3
Application name: LayoutProp
Package name: ru.startandroid.develop.layoutprop
Create Activity: MainActivity
Открываем main.xml. Настроим корневой LinearLayout на горизонтальную ориентацию, удалим TextView, и добавим Button с шириной и высотой равной wrap_content. Она отображается на экране и ее ширина соответствует тексту на ней.
Изменим текст с «Button» на «Button with text», сохраним и посмотрим на экран.
Кнопка стала шире, т.к. ширина определяется по содержимому. Если же мы сейчас явно укажем ей ширину 250 dp, то кнопка растянется независимо от содержимого.
Теперь сделаем ширину равной match_parent. Кнопка растянулась на всю ширину родителя, т.е. LinearLayout. А LinearLayout в свою очередь занимет всю ширину экрана.
Если у нас родитель содержит несколько элементов и мы хотим, чтобы они заняли все пространство необходимо использовать параметр Layout weight – вес. Свободное пространство распределяется между элементами пропорционально их weight-значениям.
Изменим текст нашей кнопки на B1 и добавим ей соседа по LinearLayout – вторую кнопку с текстом B2. Ширину для обоих поставьте wrap_content
Займемся дележом. Если мы хотим, чтобы кнопки поделили пространство родителя поровну – то для обеих укажем weight = 1. В этом случае кнопки равны по ширине.
Обратите внимание, что не используются единицы измерения, указываются просто числа.
Если нужно, чтобы B1 занимала четверть, а B2 три четверти свободного пространства, то проставляем weight = 1 для B1 и weight = 3 для B2.
Кол-во элементов может быть любым. Добавим еще кнопку с текстом B3, weight = 2 и width = wrap_content.
xml-код получившегося экрана:
Теперь для B2 и B3 укажите weight = 0. Они больше не претендуют на свободное пространство и занимают ширину по содержимому, а B1 забирает все себе.
Разумеется, все выше сказанное применимо и для параметра высоты — height.
При использовании weight вы можете указать значение height или width = 0dp. В этом случае не будет учитываться содержимое элементов и результат будет более соответствующий коэффициентам веса.
Layout gravity
Параметр layout_gravity аналогичен выравниванию из Word или Excel. Удобнее всего продемонстрировать его с использованием FrameLayout. Я не описывал этот Layout на прошлом уроке, т.к. он совсем простой. Все помещаемые в него элементы он по умолчанию помещает в левый верхний угол и никак их не выстраивает. Нам это очень подходит для демонстрации настроек выравнивания.
Создадим grlayout.xml:
На экране видим:
Для наглядности текст кнопки отображает ее свойства. Все очевидно и несложно.
Я честно пытался понять зачем нужны значения gravity fill_* и clip_*, но так и не понял. То, что написано про них в хелпе у меня не работает. Если у вас есть сведения по этому поводу – пишите в каменты.
Layout margin
Параметры margin полностью аналогичны margin из html. Это отступ. Он может быть со всех сторон сразу, либо только с необходимых сторон. Продемонстрируем это на примере TableLayout. Создадим marginlayout.xml и нарисуем таблицу три на три с кнопками.
И на кнопке в центре будем экспериментировать.
margin = 50 dp
Вокруг кнопки со всех сторон образовался отступ = 50 dp.
margin left = 10 dp
margin top = 20 dp
Отступ слева и сверху.
margin right = 30 dp
margin bottom = 40 dp
Отступ справа и снизу.
Урок получился большой, но полезный. Думаю, это был последний урок дизайна, моделирования и верстки и дальше мы уже начнем кодить.
Стили
Если кто использовал HTML, то наверняка слышали про каскадные стили — CSS. Стили позволяют вам группировать атрибуты элементов (кнопок, таблиц, параграфов и т.д.). Далее вы просто применяете к элементам стили, и элемент рисуется с учетом всех атрибутов стиля. И нет необходимости повторять несколько раз один и тот же код для элементов, которые должны выглядеть одинаково. Особенно это удобно в случае изменения атрибутов. Вы просто меняете один раз стиль и все элементы с этим стилем меняются.
В Android тоже есть стили и они имеют точно такое же назначение. Если у вас есть несколько элементов и вам надо, чтобы они выглядели одинаково, то вы просто создаете один стиль и применяете его к нужным элементам. В принципе, вы пока можете не заморачиваться этим и начать использовать стили, когда наберетесь опыта. Ну а тем кому это интересно прямо сейчас — прошу в эту ветку нашего форума. Пользователь icamys на примере подробно разъясняет как использовать стили.
На следующем уроке:
— научимся обращаться к View-элементам из кода и менять их свойства
Присоединяйтесь к нам в Telegram:
— в канале StartAndroid публикуются ссылки на новые статьи с сайта startandroid.ru и интересные материалы с хабра, medium.com и т.п.
— в чатах решаем возникающие вопросы и проблемы по различным темам: Android, Kotlin, RxJava, Dagger, Тестирование
— ну и если просто хочется поговорить с коллегами по разработке, то есть чат Флудильня
— новый чат Performance для обсуждения проблем производительности и для ваших пожеланий по содержанию курса по этой теме
Источник
Анимируем изменения размеров компонента в Android
Привет, %username%! Сегодня я хотел бы поделиться с тобой способом
без лишних усилий реализовать анимированное изменение размеров компонента в приложении для Android.
Я много читал про анимацию, а вот использовать в своих интерфейсах до сих пор не довелось. Хотелось опробовать наконец всякие Layout Transitions, Animators, Layout Animations и написать по этому поводу статейку, чтобы и самому лучше запомнить, и другим разжевать. Закончилось, однако, всё гораздо прозаичней — кастомным ViewGroup и ObjectAnimator’ом.
Итак, мне захотелось сделать разворачивающийся при получении фокуса EditText, как в Chrome для Android, вот такой:
Быстро прошерстив StackOverflow для определения примерного направления движения нашёл 2 варианта реализации:
- Использовать ScaleAnimation.
- Так или иначе пошагово менять размер EditText’а и запрашивать requestLayout() на каждом шаге.
Первый вариант я сразу отмёл, как минимум, потому что буквы тоже растянутся. Второй вариант звучит куда логичней, за исключением того, что каждый шаг будет полностью отрабатывать цикл onMeasure/onLayout/onDraw для всей ViewGroup, хотя необходимо изменить отображение только EditText’а. К тому-же я подозревал, что такая анимация вовсе не будет смотреться плавной.
Берём за основу второй способ и начинаем думать как уйти от вызова requestLayout() на каждом шаге. Но начнём, как положено, с малого.
Пишем ViewGroup
Начнём с того, что создадим кастомный ViewGroup для размещения наших компонентов:
Разметка содержит 3 элемента:
- Кнопка «Добавить таб», имеет фиксированный размер, находится слева.
- Кнопка «Выбрать таб», имеет фиксированный размер, находится справа.
- Поле для ввода URL (UrlBar, наследник от EditText’а), заполняет собой оставшееся свободное пространство.
Методы onMeasure и onLayout не представляют из себя ничего сложного — сначала меряем/располагаем кнопки, потом текстовое поле между ними.
Я делал всё это поверх другого примера, так что можно заметить присутствие лишнего кода. Например, кнопка «Добавить таб». Она отображается только при переключении в режим выбора таба, в нашем же случае она просто скрыта.
Добавляем аниматор
Сначала добавим параметр, который будет меняться во время анимации. Не будем напрямую изменять размер UrlBar’а из Animator’а, а введём переменную, которая будет отображать текущий прогресс анимации в процентах.
Мы собираемся использовать ObjectAnimator, так что нужно добавить getter и setter для нашего параметра, однако, если minSdkVersion >= 14, то, чтобы избежать рефлексии, лучше создать поле класса Property для этого.
Теперь добавим 2 inner-класса и 2 поля для старта анимации.
Не забудем зарегистрировать наш OnFocusChangeListener в initializeViews!
На этом шаге логика работы непосредственно механизма анимации закончена, осталась визуальная составляющая, но сначала зазберёмся что, зачем и почему.
- При изменении фокуса мы создаём ObjectAnimator, который пошагово изменяет переменную, обозначающую процент получения фокуса полем.
- На каждом шаге вызывается invalidate() для ViewGroup. Данный метод не приводит к переразметке, он только перерисовывает компонент.
Процесс получения фокуса UrlBar’ом будет происходить следующим образом:
- Скрываем все остальные элементы чтобы они не мешали отрисовке анимации (в нашем случае это кнопка переключения табов).
- Вызываем requestLayout() чтобы после завершения анимации реальные границы UrlBar’а совпадали с наблюдаемыми (помните, что после вызова requestLayout() методы onMeasure+onLayout могут быть вызваны с задержкой!).
- Начинаем пошагово менять процент выполнения анимации, вызывая на каждом шаге invalidate().
- Вручную на каждом шаге высчитываем границы UrlBar’а для текущего процента и перерисовываем его.
При потере фокуса UrlBar’ом скрывать элементы и вызывать requestLayout() нужно наоборот, в конце работы анимации. Также, введём переменную для отключения этапа разметки, и не забудем добавить изменения в методы onMeasure и onLayout:
Готовимся к рисованию
Чтобы посчитать размер UrlBar’а на каждом шаге нам нужно знать его начальный и конечный размер. Добавим 2 переменные, в которые будем запоминать этот размер и в очередной раз немного поменяем onLayout:
Рисуем!
Помните, непосредственно во время анимации реальный размер UrlBar’а не меняется, это происходит либо в начале, либо в конце анимации, а по-умолчанию отрисовывает он себя в соответствии с границами, полученными на этапе разметки. Таким образом, во время анимации реальный размер компонента больше наблюдаемого. Чтобы уменьшить в этой ситуации наблюдаемый размер при отрисовке UrlBar’а воспользуемся хитростью — будем делать clipRect на canvas’е.
Ещё одна хитрость заключается в том, чтобы убрать фон у UrlBar’а и отрисовывать его вручную.
Немножечко меняем разметку.
Вводим переменную для отрисовки фона.
И, наконец, отрисовка! Добавим в метод drawChild(Canvas, View, long) условие для UrlBar’а:
Всё готово, можно запускать и смотреть:
Заключение
Принимаясь за работу, я ожидал, что задача окажется пустяковой и я справлюсь с ней буквально за один вечер. В который раз я натыкаюсь на эти грабли. Если у вас есть другие варианты реализации или замечания к текущей — обязательно поделитесь ими в комментариях.
Я же искренне надеюсь, что данный пример окажется для кого-то полезным. Удачи и да прибудет с вами плавная анимация!
Источник