Обзор игры Grim Fandango Remastered: последний великий квест LucasArts
Мэнни Калавера — угловатый парень, сверкающий обворожительным черепом — после смерти за какие-то грехи попал в Департамент смерти. Уже сам не помнит, что при жизни начудил, но, видимо, наломал немало дров — на новой работе Мэнни засунули в самую дыру: продавать путёвки в Девятый мир новоприбывшим. Покойники, знаете ли, сразу не обретают, извините, покой: им ещё надо добраться до последнего пристанища. Путь длинный, но его можно сократить сверхсовременным экспрессом, автомобилем или другим приятным способом — если, опять же, при жизни вёл себя хорошо. Проблема в том, что Калаверу постоянно достаются клиенты, которым не то, что поезд — тросточки с компасом, по-хорошему, не надо давать. И вот однажды Мэнни перехватывает перспективного клиента — девушку по имени Мерседес. И все как заверте.
Как играется?
Щёлкнув по иконке Grim Fandango, пользователь проваливается в прошлое: игра, кусками выбивая из-под вас современную почву, переносит в 1998 год. Поначалу даже жутко: со всех сторон не сыпятся подсказки, в журнале задач не высвечиваются задания — да даже самого журнала нет. Учишься по-новому понимать мир: не из смартфона главного героя, а из декораций — вокруг рассыпаны полезные в хозяйстве штуки, которые надо выискивать, высматривать, вынюхивать.
Задачи простые, но ставящие в ступор: как правило, Мэнни упирается в закрытые двери и твердолобость окружающих. Всегда нужно искать обходные пути — зачастую, совсем нелогичные. В этом одновременно блеск и нищета не только Grim Fandango, но и древних квестов вообще — голову здесь включать стоит в последний момент, а в первый — внимательно смотреть по сторонам. Вдруг упустили чего.
Юмор в «Гриме» подобающе чёрный, но умеренно — шутят про смерть здесь не чаще, чем в западном стендапе. Сверху ещё накладывается парафраз «Касабланки», «Двойной страховки» и лёгкие вкрапления мексиканской оккультной культуры. В итоге получается занимательная многослойная картина — тут полно объектов для шуток, которые (вот неожиданность!) отлично заходят и спустя 17 лет.
Для кого в словосочетании «обновлённый Grim Fandango» имеет значение именно первое слово, тот может быть и разочарован, и доволен — зависит от ожиданий. Строго говоря, переиздание стандартное: никаких изысков не ждите. Про графику читайте ниже, а что касается других нововведений — ну, появились комментарии разработчиков. Забавная штука: каждый третий угол утыкан занятными воспоминаниями авторов, как они продумывали и прописывали ту или иную сцену. Тепло и лампово — ощущение, будто попал на чужой вечер встреч: тебя здесь не знают, но настроены дружелюбно и готовы угостить общим пуншем.
Управление, которое чуть было не похоронило игру (там отвинтили мышь, оставив лишь одну клавиатуру — для квеста это шаг в бездну), в сенсорном исполнении не вызывает никаких вопросов. Да, иногда Калаверу подходит к объекту, вместо того, чтобы взять его в руки, но такие проблемы — вообще пыль по сравнению с тем, что пережили когда-то пользователи оригинального Grim Fandango.
Вообще, с Grim Fandango больше интересна другая вещь — эта игра как-то умудрилась стать метафорой про саму себя. Последний великий квест LucasArts и первый, использующий новомодное 3D, вышел на стыке веков — когда рисованная графика уже отмирала, а текстуры, натянутые на полигональные модели, вызывали оторопь. История знает случаи, когда целые жанры склеивались под прессом надвигающихся технологий, но, кажется, только с квестами всё вышло настолько грустно — они революции не пережили.
После Grim Fandango главная звезда студии — Тим Шейфер — провалилась (только коммерчески, конечно) с Psychonauts, была отфутболена главой Activision, а потом и вовсе вышла на паперть с протянутой рукой. Вроде, всё кончилось хорошо — кто запускал Broken Age, тот не поспорит — но есть какая-то глубокая ирония, какой-то фатализм в том, что последний великий квест мастера — про смерть. Смерть в Grim Fandango вынесена на обложку, смерть смотрит из-за каждого закутка и едко смеётся. Глупая, она ещё не знает, что после настоящей кончины Мэнни, придет конец и всем квестам LucasArts.
Как смотрится?
Общая картина (растянутые 16:9, либо оригинальные 4:3 с рамками по краям), похорошевшие текстуры и практически настоящая игра светотени — обновленная Grim Fandango смотрится прилично, но годы берут своё. А если вам покажется, что над ремастером могли и лучше поработать — щёлкните на пункт «показать оригинальную картинку». Все вопросы застрянут комком в горле.
Смесь мексиканских загробных мотивов и кинофильма «Мальтийский сокол» по-прежнему работает безупречно: словно вы попали в нуарный фильм, который поставил какой-нибудь ассимилированный, но не забывший о родине мексиканец (Альфонсо Куарон, хм?).
Итоги
Grim Fandango — это, конечно, замечательный повод окунуться в молодость; самого себя хлопнуть по плечу и крикнуть: «а помнишь. ». А помню! В качестве виртуального «ДеЛореана» игра работает отлично, но вот проводить время за ней уже тяжело — всё-таки, ландшафт сильно изменился. Квесты и адвенчуры (все те, что остались) давно не позволяют себе запирать игрока в трёх комнатах на пару часов, а детище Шейфера проделывает это регулярно. Её приятно перепройти, но даже не пытайтесь познакомить с ней младшего брата или сына — не поймет и уйдет набивать очки в новом таймкиллере. И будет по-своему прав.
- последний классический квест LucasArts, и по мнению многих — лучший;
- гениальный загробный юмор с морем аллюзий и отсылок;
- смесь винтажного нуара и ацтекских мотивов;
- возможность вновь пройти одну из любимых игр юности.
- людям, родившимся после 1998 года, играть нет смысла.
Источник
Grim Fandango 1.5.9
Игра Grim Fandango представляет собой классический квест с проработанными персонажами, интересной историей и оригинальным мрачным сеттингом с тоннами юмора. Главным героем игры является посланник из мира мертвых, главная задача которого — сохранить заблудшие души.
В переиздании все текстуры были перерисованы и переведены в высокое качество. Среди прочих графических улучшений стоит отметить новую систему освещения и свежие модели персонажей. Также саундтрек в Grim Fandango был перезаписан в высоком качестве. Кроме того, вместе с покупкой игры вы получаете двухчасовой документальный фильм о разработке Grim Fandango.
Папка для кэша: android/obb/
Источник
Шедевры не портятся. Рецензия на Grim Fandango Remastered
Близкие по духу
Grim Fandango лишний раз доказывает, насколько грамотный арт-дирекшен важнее технологического совершенства: с момента выхода игры прошло уже без малого семнадцать лет, а она все еще как живая (уж простите за такую толстую иронию). Отчасти это оправдывает тот факт, что в переиздании Grim Fandango Remastered куда меньше качественных изменений, чем хотелось бы. Команда Тима Шафера использовала его прежде всего как повод посидеть да вспомнить былое, а остальное будто бы прижилось по ходу.
Booooooone Waaaaaagoooon!
На экране — снова гладкая черепушка Мануэля Калаверы, турагента на тот свет. После смерти души людские попадают в Земли Мертвых, где их ждет путешествие длиной в четыре года. Сквозь леса, воду и кошмарных огненных бобров — до Девятого загробного мира. Мэнни Калавера обязан продавать усопшим всё, что может облегчить последний путь, будь то трость с компасом или билет на сверхкомфортабельный скоростной поезд №9, который экспрессом доставит душу по назначению всего за четыре минуты. Бонусы эти сугубо кармические, зависят от прижизненных деяний клиента.
Очередной утомительный рабочий день не приносит Калавере ни капли удовлетворения, ведь уже который раз подряд ему попадается грешная душонка, не достойная даже приличного автомобиля. Как с такими клиентами отработать долг и уйти на вечный покой? Пора что-то менять!
Семнадцать лет назад Grim Fandango была чертовски красивой игрой, а талантливая стилизация сделала ее картинку потенциально нестареющей. Она же стала для LucasArts смелым экспериментом (он позже скверно аукнулся в Escape from Monkey Island, но в Grim Fandango сыграл на ура): все декорации плоские и старательно прорисованные, а только персонажи и интерактивные объекты изображены схематичным 3D. Их графические изменения и затронули в первую очередь: на персонажей (как, впрочем, и на окружение) теперь приятно ложатся тени, а сами они стали куда четче.
Только вот фоны при всей их красоте были в низком разрешении, а в переиздании с ними не стали особо возиться и, похоже, просто растянули вширь и ввысь. В «широкоэкранном» режиме — дважды вширь, сделав Мэнни и кампанию в два раза пухлее.
Если на маленьком экране Vita старые задники могут смотреться чудесно, то на обыкновенном PC-мониторе дефекты апскейлинга порой сильно бросаются в глаза. Да и некоторые трехмерные объекты, вроде демонов, воздушных шариков в форме Робертов Фростов, огнетушителя или капы Домино, выглядят какими-то несчастными. В некоторых случаях исходная картинка смотрится даже выигрышнее за счет своей видимой «винтажности». Благо переключаться между режимами можно нажатием одной клавиши.
► Новый и «классический» режимы. |
Самое смешное — в переиздании даже баги встречаются те же. Например, в самом начале игры вы можете набрать сколько угодно буханок хлеба, и, как только вы примените одну из них по назначению, они осядут в инвентаре невидимым грузом до конца главы. Прямо как раньше. Мелочи, да — зато максимально аутентичный опыт.
Viva la Nostalgia!
Но вот сама Grim Fandango устроена так, что на ворчание о графике не должно оставаться ни времени, ни сил. Все внимание поглощают сюжетная интрига, бесконечные порции невесомого юмора и винтажная эстетика загробного мира. А, ну и хитросплетенные головоломки.
Еще одной важной особенностью Grim Fandango был отказ от романтики классического пиксельхантинга: игрок напрямую управлял Мэнни с клавиатуры. Все интерактивные объекты приковывали взгляд Калаверы, что позволяло легко ориентироваться в окружении без необходимости «прощупывать» экран. В Grim Fandango Remastered свободы ради добавили управление мышью, но тут даже есть достижение за полное прохождение классическим «тракторным» способом. Тим Шафер настоял.
► Черепушке Мэнни нужно всего ничего, чтобы выглядеть обворожительно. Но, увы, далеко не всем так повезло, как ему. | ► Тому же Глоттису явно живется не вполне радостно. |
Но, несмотря на эксперименты с управлением, Grim Fandango — это классический квест подвида point’n-click времен девяностых. Головоломок тут много, они разнообразны и нетривиальны. Решение не всегда очевидно, а игра принципиально не дает явных подсказок — но зато обожает подбрасывать внимательному игроку намеки. Порой вы можете теряться в догадках, чего же именно хочет сюжет, но стоит тщательно исследовать локацию, и мозаика сама собой начнет складываться в уме: почти каждое ружье на стене, потолке и под кроватью так или иначе будет разряжено, случайных и лишних элементов тут нет. А если напрочь застопоритесь, то в сети полно руководств, многие из которых написаны еще на заре становления массового интернета.
Для ностальгирующих поклонников, которые заново прошли игру аккурат позавчера, есть дополнительный стимул пройти ее еще раз. Если включить режим комментариев разработчиков, в определенных местах вы сможете без отрыва прослушать рассказы Шафера и команды (в основном все-таки Шафера) о том или ином решении — вплоть до того, как Тим доволен узором ковра в забегаловке Селсо Флореса. Разработчики охотно делятся историями: как создавались отдельные сцены, откуда у пауков крылья, а у сотрудников Департамента Смерти — нью-йоркский акцент; чем вдохновлен дизайн определенных мест и стиль эпизодов, как придумывались некоторые шутки. Словом, интересной информации масса, и подана она в настолько непринужденной обстановке, что кажется, будто разработчики расселись вокруг и персонально для вас вещают о последних днях золотого века квестов.
И все же, если вы не застали Grim Fandango в 1998 году, Remastered — ваш счастливый билет на рандеву с шедевром приключенческого жанра, и притом при отсутствии необходимости придумывать, как заставить оригинал работать на современных машинах. Переиздание при всем желании нельзя назвать щедрым, но с ним игра все-таки стала свежее и опрятнее. А остальное Мэнни Калавера возьмет на себя.
Источник