- «Хочу как у Apple»: 3 шага к успешному бренду
- Делай раз: исследование
- «У меня нет конкурентов»
- «Я знаю свою аудиторию»
- «Я сам все знаю, давайте я вам расскажу…»
- Делай два: разработка концепции
- Хочу “как Айфон у Apple ”
- Случаи из практики 58
- Я два года пользовался Spotify, но вернулся на Apple Music. На это повлияли 5 важных причин
- 1. Акцент на собственной коллекции музыки
- 2. Apple Music — самый технологичный стриминговый сервис
- 3. Тексты песен
- 4. Удобное разделение на персональные и редакторские подборки
- 5. Эксклюзивный контент
- Есть одно но
«Хочу как у Apple»: 3 шага к успешному бренду
Бренд – это образ компании в голове потребителя. Сильный бренд – образ, который не дает покоя и становится мечтой. Как построить сильный бренд? Сделать 3 важных шага!
Делай раз: исследование
Если вы со своим брендом хотите идти в ногу со временем и зайти действительно далеко (в развитии, само собой), то нужно тщательно изучить маршрут. То есть сделать анализ рынка (конкурентов) и исследовать аудиторию.
Мы работаем с брендами не первый год и выявили некий ТОП-3 распространенных заблуждений заказчиков:
1. «Мой товар/услуга уникален, конкурентов нет вообще!»
2. «Я знаю свою аудиторию, это может быть вообще кто угодно, к нам обращаются в возрасте от 15 до 86!»
3. Мне не нужно исследование, я и сам все знаю, какую информацию вам нужно предоставить для работы?»
Давайте по порядку.
«У меня нет конкурентов»
В 99% случаев это не так. Возможно, вы хотите вывести на рынок совершенно новый товар или услугу, как, например, когда-то Apple презентовала миру персональный компьютер. Стиву Джобсу говорили: «Кому он нужен? Кто же будет покупать компьютер себе домой?» Сейчас эти слова кажутся нам забавными, ведь вы читаете эту статью с ноутбука или смартфона (тоже мини-компьютер, в общем-то).
Но такие случаи, скорее, исключение. Потому что даже если продукт новый, люди ведь чем-то раньше решали свою проблему, обходясь без вас? Важно понять, что они делали и куда обращались. Потому что вам предстоит показать потребителям, что теперь есть альтернатива. И она лучше, выгоднее, удобнее, быстрее, чем… Чем что?
Вывод первый: перед построением бренда нужно изучить рынок и всех косвенных конкурентов, подумать, что людям дает ваш продукт и кто еще на рынке может дать нечто подобное.
«Я знаю свою аудиторию»
Прекрасно, что сейчас все знакомы с понятием «целевая аудитория». Жаль, что далеко не все понимают, какая ЦА у их продукта.
Аудитория, безусловно, может быть очень широкой, потому что даже пластырь в аптеке могут купить и подросток, и пожилая дама. Главный вопрос сейчас – каково ядро целевой аудитории?
Отталкиваемся от принципа Парето: на 20% клиентов приходится 80% дохода. Кто эти 20%? Они будут являться основной целевой группой и именно ее нужно будет хорошенько изучить перед разработкой бренда.
Вывод второй: представьте, кто будет вашим типичным постоянным клиентом. Для того, чтобы построить сильный бренд, нужно будет узнать интересы, привычки, особенности восприятия этого человека.
«Я сам все знаю, давайте я вам расскажу…»
В нашем агентстве на блок исследования приходится, в среднем, 2 недели работы. Всего в рамках исследования собираются данные по более чем 15 пунктам, касающимся конкурентов и ЦА. Вы правда уверены, что сможете так же подробно предоставить нам информацию?
Если да, то мы будем только рады, ведь всегда приятно иметь дело с вовлеченным заказчиком.
Но если нет, не стоит думать, что исследование вам не нужно. Хотите, чтобы брендинг и дизайн работали эффективно и били точно в цель? Обязательно сделайте этот первый шаг и изучите маршрут. В процессе частенько открываются новые горизонты!
Делай два: разработка концепции
Теперь, когда мы знаем, куда идти (и к кому!), нам нужно выбрать соответствующую «экипировку».
Источник
Хочу “как Айфон у Apple ”
Так часто любил выражаться мой бывший. Директор.
Вот есть хостинг, есть саппорт, есть десятки тысяч вопросов от пользователей в месяц и 70% из них это банальное незнание базовых вещей.
Давайте, говорю, запилим базу знаний, чтобы пока человек ждал ответа (несколько часов мог ждать), мы бы ему ссылочку автоматически подпихнули, он почитает, поймет, сделает.
Быстрее получит результат, и запрсов в саппорт станет меньше. Win-Win епта!
План был согласован и прост:
— Создаем структуру базу знаний
— Наполняем черновой информацией
— Переносим в бесплатный движок по типу вики
— Натравливаем систему нормализации теста и автоматических подсказок для пользователей в — момент создания тикета
— Работаем с обратной связью, редактируем и поддерживаем базу знаний.
Выполнить хотели за 3 месяца.
Планировали сократить количество обращений на 10% через полгода.
Это 250 часов или 250 000 рублей в месяц для компании.
Ресурсы хотели взять из моего подразделения. А я и не против.
Что же могло пойти не так?
Первая корректировка от генерального:
Нанять технического писателя.
Мы были готовы сделать работу сами, но обрадовались.
2 месяца найма писателя на скучную работу. Наняли.
Нужно подготовить и защитить план по созданию базы знаний, как проект.
Ничего, тоже нужная вещь, 5 согласований и 10 переделок.
2 недели, готово.
Разработать собственную уникальную стилистику под написание базы знаний компании.
Ээээм. Ну допустим. Написали с картинками, примеры, разный текст, все по красоте. Согласования, корректировки. + месяц.
Выбор системы, где будет лежать база знаний. Бесплатная вики не подходит, не красиво.
Она должна быть похожа на Айфон! Устрастильное оформление, новейший дизайн. И недорого.
Нашли, купили, развернули. 3 недели. Кстати дорого. )
Написано недостаточно драйвово.
Переписываем стилистику. 2 недели.
Прошло 5 месяцев, мы имеем:
— Ультраохуительную стилистику написания базы знаний
— Отсутствие базы на паблике
Парни уже выгорели и никто базу знаний писать не хочет.
Но тем не менее, наполняем!
Конечно мы параллельно готовили рыбу, но из за жесткой и запутанной стилистики наполнение базы идет невероятно медленно.
Создание одного раздела занимает месяц, каждый раздел проверяется генеральным на “драйвовость”.
Итог: база знаний похожа на художественные очерки и не решают поставленную задачу.
Директор недоволен и позицию технического писателя упразднили.
Вся работа ушла в стол. Спустя 5 лет, компания не имеет базы знаний. Меня она тоже не имеет, но это потом.
Теперь немного про деньги
З/П технического писателя за 7 месяцев для компании обошлась: 1 000 000 рублей.
Мое время на проекте, пересчитанное в деньги: 320 000 рублей.
Деньги сотрудников посчитать сложно, делали добровольно после работы, потому что интересно. Сами! Я не заставлял!
Прямых затрат: 1 000 000 рублей
Косвенных: 320 000 рублей
Могли бы сэкономить за указанный период: 750 000 рублей
Могли бы сэкономить за 5 лет: 15 000 000. Существенная сумма, правда?
Их можно было потратить:
— Не нанимать персонал взамен ушедшим
— Улучшить качество сервиса компании
— Вырастить вместо инженера системного администратора и укрепить смежный отдел
— Нанять варщицу кофиёв
— Другие ваши фантазии)
Учтите, что я считаю все расходы компании на сотрудника, ЗП + налоги + амортизация + аренда + ДМС.
Грубый способ: умножить З/П Гросс на 2, если ЗП меньше 100 000 рублей и стандартная налоговая база. Пользуйтесь.
Цель проекта была в создании инструмента для решения конкретной задачи: мягкого снижения количества запросов от пользователей.
Это значит, что мы не должны ограничивать пользователей в праве задать вопрос в HD, но даем возможность почитать самим.
В чем наша ошибка:
1. Мы недостаточно поработали с главным “заказчиком”, чью волю обойти невозможно.
Если бы мы сразу сняли всю обратную связь, лучше бы оценили проект и даже не взялись.
Есть но: главный заказчик изначально не знал всех хотелок.
2. Мы не смогли убедить директора.
Это тогда я говорил про проект, про косвенные вещи. А надо было про деньги, как я написал выше.
С топ менеджментом всегда говорите про деньги! Если вы этого не понимаете, половина ваших проектов будет уничтожена на этапе согласования или в процессе. Как вот этот.
В чем проблема директора:
1. Навесил на проект не нужные для достижения цели улучшалки.
Стиль и слоган не решает задачу: быстро и просто решить проблему пользователя.
Нужно было либо убрать все красивости и оставить только ядро для решения задачи.
Либо вложить дополнительные ресурсы для ускорения работы.
Айфон на коленке не создается. Как минимум последние его версии, это огромные инвестиции.
2. Не увидел потенциальную прибыль — такая же задача директора, как и наша.
Хорошей вам рабочей недели. =)
P.S. Модно что-то писать про баянометр.
«Выбор системы, где будет лежать база знаний. Бесплатная вики не подходит, не красиво.
Она должна быть похожа на Айфон! Устрастильное оформление, новейший дизайн. И недорого.
Нашли, купили, развернули. 3 недели. Кстати дорого. )»
так на этом пункте можно было уже все понять и про генерального и про итог работы
и сразу ему разъяснить что айфон — это дорого
Инициатива ебёт инициатора!
Деньги сотрудников посчитать сложно, делали добровольно после работы, потому что интересно. Сами! Я не заставлял!
как всегда наварился кто угодно, кроме непосредственных исполнителей ))
Менеджер проекта кричит обоим, чтобы закатили губу со своими супер-реализациями, потому что бюджет не резиновый:
Случаи из практики 58
— А вот мое последнее изобретение, — произнес клиент, доставая из сумки смартфон.
— Вы написали какое-то приложение для него? – спросила я, не заметив ничего необычного кроме довольно широкого чехла.
— Нет-нет, я же не программист. Скажите, у вас есть стакан?
— Да, конечно… Вот, держите.
— Благодарю, — он поставил его на стол, затем аккуратно отвинтив маленькую крышечку на корпусе телефона, перевернул и оттуда начала выливаться янтарного цвета жидкость. Заполнив примерно треть от объема, мужчина снова закрыл крышку и пододвинул стакан ко мне. – Вот, понюхайте.
— Односолодовый, восьмилетней выдержки, — с видом настоящего ценителя произнес он. – Никогда не знаешь, как повернется жизнь: бывает попадется проблемный клиент или кто-нибудь нахамит в автобусе — и все, день испорчен. Где бы это не случилось, просто достаешь трубку — несколько секунд, и жизнь уже не кажется такой серой и унылой.
— Звучит довольно интересно, но не приведет ли это к алкоголизму?
— Это вопрос этики – автомобили приводят к тому, что люди меньше двигаются и наживают радикулит, компьютеры сажают глаза, а телефоны уменьшают живое общение. Пить или не пить – это выбор человека, я лишь сделал его доступнее. Жаль только, что не все это понимают…
— Вы поэтому пришли ко мне – что не можете найти аудиторию своим изобретениям?
— По большей части – да, — ответил он и, глубоко вздохнув, продолжил. – Для человека творческого нет ничего страшнее чем знать, что его работы никому не нужны, никто о них не знает и не пользуется. И дело совсем не в известности или популярности, я за ними никогда не гнался – скорее всего просто потому, что боюсь внимания, разговоров и всего такого. Мне просто нужно знать, что кто-то сел в мой автомобиль с гибридным двигателем и смог доехать до цели, или увидеть, как дети играют на сконструированных мной игровых площадках.
— Так что же мешает вам в этом? Трудно выйти на рынок?
— Каждый раз что-то новое – прототип автомобиля попал в аварию, в него врезался грузовик и теперь восстановлению не подлежит. Делать новый — слишком дорого, да и потенциальный заказчик отказался от спонсирования проекта. Детская площадка вызвала у большей части родителей негативный отклик, потому что слишком сильно привлекала детей и те не хотели уходить домой. И так происходит уже лет десять…
— Может тогда вам не стоит заниматься и конструированием, и распространением одновременно – найдите специалиста по маркетингу, а сами уделяйте время тому, в чем вы сильны.
— Вы думаете кто-нибудь захочет связываться с таким неудачником как я?
— После того как вы покажете свой алкофон? Уверена!
Источник
Я два года пользовался Spotify, но вернулся на Apple Music. На это повлияли 5 важных причин
История моих «отношений» со стриминговыми сервисами началась в 2013 году с Google Play Music. В 2015-м я перешёл на Apple Music, продержался полтора года, потом из интереса решил попробовать Яндекс.Музыку. Понравилось, но в 2017 меня заманил Deezer Hi-Fi.
В 2018-м снова Apple Music, в 2019-м Spotify, и летом 2021 года я чётко решил, что вернусь к «яблочному» сервису и больше никуда не уйду. Потому что теперь это (почти) идеальный стриминговый сервис, вот вам целых 5 причин.
1. Акцент на собственной коллекции музыки
Ещё у меня много купленных альбомов в iTunes. Они также входят в коллекцию.
Корни Apple Music растут от iTunes, тех времён, когда цифровая библиотека музыки была самой настоящей коллекцией. В iOS всегда был потрясающий стандартный плеер с удобной навигацией по альбомам, артистам, жанрам и плейлистам. Преемственность и философия этого сохраняется до сих пор.
Открывая раздел «Медиатека», перед глазами сразу появляется список недавно добавленных альбомов, песен и плейлистов. Всё очень интуитивно. Большие обложки не дают запутаться в разнообразии избранных релизов.
А сверху органично вписаны подразделы с артистами, альбомами, плейлистами, видеоклипами и загруженной музыкой. Всё это субъективно, но сравните личную медиатеку Apple Music с Яндексом и Spotify.
У яблочного сервиса простой и удобный интерфейс.
2. Apple Music — самый технологичный стриминговый сервис
С момента появления пространственного аудио в Apple TV сразу начал мечтать о появлении формата в Apple Music. Наконец, это случилось.
До 2021 года Apple Music был, как все. Единственным преимуществом была огромная библиотека музыки, которая досталась от iTunes Store, в остальном это был заурядный сервис.
Но в этом году Apple сделала невероятное. Появился стриминг музыки в формате «без сжатия» и поддержка пространственного аудио Dolby Atmos. Причём эти опции входят в стандартную подписку и за них не нужно доплачивать.
Ни у одного конкурента нет ничего аналогичного.
3. Тексты песен
Получается самое настоящее караоке.
В 2019 году в Apple Music появились тексты песен. Я без ума от этой фишки, потому что строчки меняются автоматически и синхронизируются с музыкой.
Ни у кого такого не было, только Spotify недавно сделали нечто похожее.
Хотя их реализация всё равно значительно хуже, чем у Apple Music. Классная фишка, которая помогает лучше разбираться в текстах песен, особенно в зарубежных.
4. Удобное разделение на персональные и редакторские подборки
У конкурентов всё не так очевидно.
Акцент на индивидуальных рекомендациях, как это сделано в Spotify, конечно, здорово. Однако редакторских подборок очень не хватает.
Пока я пользовался «спотиком», мне было дискомфортно от того, что практически весь сервис состоит из моих любимых исполнителей и песен. У меня возникало ощущение «замкнутости». Как будто платформа хочет, чтобы я слушал старое на репите, а не открывал для себя что-то новое.
В Apple Music с этим полный порядок. Индивидуальные рекомендации ненавязчивые. А раздел «Обзор» с топ-чартами, новыми альбомами и плейлистами от кураторов, как глоток свежего воздуха.
5. Эксклюзивный контент
Один из решающих факторов.
Apple Music тесно сотрудничает с артистами, поэтому на сервисе часто появляются уникальные альбомы, песни и плейлисты. Например, перед Новым годом Apple заказывает у исполнителей разных масштабов эксклюзивные песни и альбомы.
Как раз недавно, в рамках проекта «С любовью, Apple Music», вышел мини-альбом «Infinity Station Sessions» от Coldplay.
Также редакция сервиса берёт интервью у музыкантов перед выходом их новых релизов, чтобы больше рассказать слушателям об истории создания композиций. А иногда, даже приоткрыть какие-то концептуальные секреты.
Из-за этого начинаешь воспринимать музыку совсем иначе.
Есть одно но
Spotify Connect — гениальная функция.
В Apple Music не хватает аналога Spotify Connect, чтобы я мог с iPhone управлять воспроизведением музыки на MacBook и наоборот. Один раз попробовал и влюбился.
Учитывая, что у Apple есть протокол AirPlay, сделать похожую фишку в Apple Music точно можно. Скорее всего, когда-то она появится, судя по интеграции в iOS 15 Share Play.
Источник