Apple: конструктор инноваций
Apple славится инновациями в области аппаратного и программного обеспечения и сервиса. Благодаря им ей удалось вырасти с 8 тыс. сотрудников и $7 млрд выручки в 1997 году (когда вернулся Стив Джобс) до 137 тыс. сотрудников и $260 млрд выручки в 2019-м. Гораздо менее известны организационная структура компании и связанная с нею модель лидерства, во многом определившая успех инноваций Apple.
Когда Джобс вновь возглавил компанию, ее структура была типичной для организации такого размера и направленности. Она состояла из экономически самостоятельных подразделений (бизнес-единиц). Так, группу Macintosh, подразделение информационных устройств и подразделение серверных продуктов возглавляли разные генеральные менеджеры. Как это часто случается с децентрализованными бизнес-единицами, они нередко конфликтовали, в частности из-за трансфертных цен. Полагая, что традиционный менеджмент душит инновации, Джобс в первый же год после возвращения уволил всех генеральных менеджеров (в один день), отменил деление на бизнес-единицы и слил их разрозненные функциональные отделы в единую структуру (см. врезку «Функциональная структура Apple»).
Для компании такого размера, как тогдашняя Apple, переход к подобной структуре — обычное дело. Удивительно то, что Apple сохраняет ее до сих пор, успев в 40 раз увеличить выручку и став значительно сложнее, чем в 1998 году. Первые вице-президенты отвечают не за продукты, а за функции. Нынешний глава Apple Тим Кук, как и Джобс до него, занимает в организационной иерархии ту единственную позицию, где сходятся дизайн, разработки, операции, маркетинг и продажи всех главных продуктов компании. По сути, кроме него в компании нет традиционных руководителей направлений — людей, которые контролировали бы весь процесс от разработки до продаж и отвечали за прибыль и убытки.
ИДЕЯ КОРОТКО
История бизнеса и теория организаций гласят, что по мере роста и усложнения коммерческие фирмы должны переходить от функциональной структуры к дивизиональной, чтобы ответственность и контроль распределялись равномерно и не возникало «заторов» (это бывает, когда все решения принимаются на самом верху). Когда руководители бизнес-единиц полностью контролируют ключевые функции, они могут наилучшим образом реагировать на потребности клиентов и добиваться максимальных результатов, а топ-менеджеры получают возможность оценивать качество работы. Историк Альфред Чандлер, работавший в Гарвардской школе бизнеса, отмечал, что американские компании, такие как DuPont и General Motors, начали переходить от функциональной структуры к дивизиональной в начале ХХ века. К середине века по этому пути шло большинство крупных корпораций. Пример Apple показывает: традиционный путь вовсе не обязателен, а функциональная структура дает преимущества бизнесу перед лицом грандиозных технологических сдвигов и трансформации отрасли.
Приверженность Apple функциональной модели не означает, что с 1997 года структура компании вообще не менялась. Она корректировалась по мере возрастания значимости ИИ и других технологий. Далее мы расскажем о том, как необычная, постоянно развивающаяся организационная модель Apple способствует инновациям и какие задачи она ставит перед лидерами. Эти сведения будут полезны людям и компаниям, желающим разобраться в том, как преуспеть в быстро меняющемся мире.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА?
Главная цель Apple — создавать продукты, обогащающие жизнь людей. Это предполагает не только разработку принципиально новых категорий продуктов вроде iPhone или Apple Watch, но и их постоянное совершенствование. Пожалуй, лучше всего стремление Apple к инновациям иллюстрирует история камеры iPhone. В 2007 году, когда был представлен первый iPhone, Стив Джобс посвятил его камере всего шесть секунд на ежегодной презентации новых продуктов. С тех пор технологии камеры iPhone обогатили фотоиндустрию целым рядом инноваций: HDR (2010), панорамными фото (2012), True Tone (2013), оптической стабилизацией изображения (2015), камерой с двумя объективами (2016), портретным режимом (2016), портретным освещением (2017), ночным режимом (2019) и т. д.
Созданию инноваций способствует организационная структура, выстроенная вокруг специальных знаний. В ее основе лежит посылка, что принимать решения по тем или иным вопросам должны самые опытные и компетентные специалисты из данной сферы. Это вызвано двумя факторами. Во-первых, Apple конкурирует на таких рынках, где постоянно происходят технологические сдвиги и прорывы, а потому должна полагаться на мнения и интуицию людей с глубоким пониманием технологий, которые стоят за этими прорывами. Компании нужно уметь предугадывать, какие инновации «выстрелят» на рынке смартфонов, компьютеров и т. д., задолго до получения обратной связи и надежных прогнозов от самого рынка. Чтобы шансы на верный выбор были выше, решающим голосом должны обладать не генеральные менеджеры, а технические эксперты.
Во-вторых, если бы главным критерием оценки инвестиций и работы лидеров были краткосрочные финансовые показатели, Apple не смогла бы предлагать потребителям высококачественные продукты. Премии топ-менеджеров в сфере НИОКР привязаны не к показателям расходов или выручки от конкретных товаров, а к общим результатам компании. Таким образом, на решения по продуктам не влияют краткосрочные финансовые ограничения. Специалисты из финансового подразделения не участвуют в совещаниях инженеров по срокам разработки — а инженеры не участвуют в принятии решений по ценообразованию.
Это не значит, что Apple не ставит цели по доходам и расходам, решая, какие технологии и функции развивать. Конечно, финансовые показатели учитываются — но иначе, чем в традиционных компаниях. Руководители по НИОКР не рассматривают общие плановые показатели затрат и цен как некие фиксированные рамки, за которые не должны выходить инженеры и дизайнеры, а сопоставляют их с потенциальными преимуществами для пользователей.
В компании с функциональной структурой контрольным механизмом при принятии решений служит репутация специалиста или команды. Здесь показательна история о том, как в 2016 году принималось решение об установке в iPhone 7 Plus двухобъективной камеры с портретным режимом. Многие были уверены, что восторг пользователей от новинки оправдает все расходы на нее.
Один топ-менеджер рассказал нам, что Пол Хьюбел, руководитель, выступавший за добавление портретного режима, и его сотрудники «бежали впереди паровоза» и шли на большой риск: если бы люди не захотели платить больше за новую модель с дорогой улучшенной камерой, доверие к команде пошатнулось бы и в следующий раз ее предложение добавить новую затратную функцию могли отклонить. Но в итоге камера стала главной изюминкой iPhone 7 Plus — и ее успех укрепил репутацию Хьюбела и его команды.
Найти баланс между контролем затрат и созданием дополнительной ценности для клиентов проще, когда решения принимают лидеры, хорошо знающие свою сферу, а не генеральные менеджеры, которых больше заботят плановые показатели. Если фундаментальный принцип традиционной структуры организации — сочетание ответственности и контроля, то функциональная структура базируется на сочетании знаний и права принятия решений.
Связь между структурой и инновациями Apple очевидна. По известному выражению Чандлера, «структура следует за стратегией» — пусть даже Apple и не использует ту структуру, которую он предписывал крупным международным компаниям.
Теперь рассмотрим модель лидерства, лежащую в основе структуры Apple.
ТРИ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА
Источник
Внедрение инновационных методов менеджмента на примере компании «Apple»»
Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:00, реферат
Описание работы
Инновационный менеджмент является инструментом обеспечения конкурентоспособности различных объектов, которая, в свою очередь, является условием повышения качества жизни населения.
Эффективность деятельности организации во многом зависит от того,
насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее
структуры, в какой мере она способна к нововведениям.
Содержание
Введение………………………………………………………………….…. …. 3
1.Основы инновационного менеджмента………………………………. 4
1.1.Понятие и классификация инноваций. 4-7
1.2.Инновационный процесс. 7-9
2. Инновационный менеджмент в компании «Apple»……………………. 9
2.1.История компании «Apple». 9-20
2.2.Компания «Apple» сегодня. 20-21
Заключение……………………………………………………………….…..22-23
Список использованной литературы………………………………………. 25
Работа содержит 1 файл
refmenegment.docx
Создателями будущей корпорации Apple были Стив Джобс и Стив Возняк. Они познакомились еще в школе — их объединяло стремление к техническому прогрессу. Со временем в их компании появился и третий участник будущей компьютерной революции — Рон Вейн. В начале 1970-х годов Рон Вейн был старшим разработчиком в компании Atari.
Стив Джобс работал инженером в Atari, а Стив Возняк трудился в корпорации Hewlett Packard. Идея создания персонального компьютера зародилась в их умах уже тогда.
Первым проектом, который был осуществлен Джобсом и Возняком было устройство BlueBox. Это было незамысловатое электронное устройство, посылающее импульсы по телефонной сети и сбивающее с толку оборудование на телефонной станции. Благодаря этому устройству можно было звонить в любую точку планеты бесплатно. Тут компанию ожидал первый коммерческий успех. Джобс и Возняк продавали Bluebox с прибылью в 110 долларов США, и им удалось реализовать более 200 штук.
В 70-е годы понятия «персональный компьютер» не существовало. Компьютеры не продавали на прилавках магазинов, и купить их можно было лишь в виде конструктора стоимостью более 3000 долларов США. Это были очень большие деньги, и поэтому о массовости продукта говорить не приходилось.
Джобс и Возняк предприняли свое решение этой проблемы, благодаря доступу к разработкам компании Atari и применению инженерных новшеств им удалось значительно сократить число чипов, что удешевило продукт. Корпусом для Apple I служил деревянный ящик, оперативная память насчитывала 4 Кб, а процессором служил MOS 6502 с тактовой частотой 1 МГц.
1 апреля 1976 года Джобс, Возняк и Вейн официально зарегистрировали свою компанию, которую решено было назвать Apple Computer. На тему названия существует несколько легенд, начиная от телефонного справочника и заканчивая яблочными полями и наркотиками.
Презентация Apple I проходила в компьютерном клубе Homebrew Computer Club, после эффектной презентации на молодых компьютерщиков обратил внимание владелец первого в мире компьютерного магазина Byte Shop, расположенного в Маунтин Вью, Калифорния.
Уже на следующий день новые партнеры заключили соглашение о поставке 50 компьютеров Apple I. Каждый оценивался в 500 долларов США, что было в несколько раз дешевле аналогов. Но главным отличием было то, что компьютер уже был собран и готов к работе, когда конкуренты продавали лишь наборы деталей. В итоге удалось собрать 50 компьютеров всего за 29 дней.
После первого успеха компании требовались суммы уже большего порядка — назревала необходимость в инвестициях. Благодаря активности Джобса, вскоре компания получила своего первого инвестора – миллионера Армаса Клиффа Марккулу. Он инвестировал личные 90 тысяч долларов США и обеспечил кредит в размере 250 тысяч долларов США в Bank of America. В итоге 3 января 1977 года фирма Apple Computer стала акционерным обществом.
Но, настоящим прорывом для своего времени стал все же не первый Эппл, который был уделом энтузиастов и не производился в действительно в больших количествах, а Apple II. Этот компьютер был впервые продемонстрирован публике в 1977 году на компьютерной выставке West Coast Computer Faire. Apple II стал центральным экспонатом, так как был, первым персональным компьютером.
Мало того, компьютер был способен на воспроизведение цветной картинки, звука и имел встроенный язык программирования Basic. Компьютер можно было подключать к любому цветному телевизору, благодаря встроенной поддержке PAL/NTSC. Для ввода данных использовались кассеты с магнитной ленты. Но в 1978 году появилось более прогрессивное устройство — контроллер для 5,25-дюймовых дискет.
Несмотря на высокую стоимость в 1300 долларов США, компьютеры пользовались огромным спросом. В итоге всего было продано более 2 миллионов экземпляров компьютера Apple II, и выпускался он до 1990 года. Уже за первые три года продаж Apple II оборот компании вырос до 10 миллионов долларов США.
Первые оригинальные компьютеры Apple II, появились в свободной продаже 5 июня 1977 года, в оснащение компьютера входили: процессор MOS Technology 6502 с тактовой частотой 1 МГц, 4 КБ RAM (с возможностью расширения до 48 КБ), контроллером кассетного магнитофона и интерпретатором Integer BASIC в ROM. Видеоконтроллер отображал 24 строки по 40 символов, NTSC, то есть было возможно подключение, как монитора, так и телевизора.
Цены на модель варьировались от 1298 до 2638 долларов США в зависимости от объема оперативной памяти. Именно на первой модели компьютера Apple II появился знаменитый логотип Apple, для того, что бы показать уникальную цветную графику, логотип яблоко – раскрасили в 7 цветов радуги. В неизменном виде этот логотип просуществовал до 2000 года.
Еще одним крупным достижением было создание 5,25 дюймового дискового накопителя Disk II. Благодаря использованию гибких дисков, пользователи получили возможность сохранять и переносить большие объемы данных, а скорость передачи дискового накопителя была выше кассетного. Контроллер созданный в стенах Apple Стивом Возняком был гораздо прогрессивнее и что самое главное дешевле конкурентов, так как он содержал меньше чипов, а большую часть операций производила операционная система компьютера.
Позже появились модификации Apple II Plus (поддержка операций с плавающей точкой, 48 КБ RAM). А в 1983 году появилась модификация Apple IIe, которая стала дешевле за счет использования нового типа микросхем, а также в ней была возможность отображения строчных букв.
В апреле 1984 года появилась модификация Apple IIc, в которой отсутствовал встроенный аккумулятор и встроенный дисплей, PC снабжался специальной ручкой для переноски. На модели Apple IIc впервые применялся обновлённый процессор 65C02, помимо этого в комплекте был встроенный дисковод, оперативная память насчитывала 128 КБ, новшеством было применение портов для подключения модема, принтера, а так же мышки и джойстика.
Новым словом в развитии модели Apple II стало появление в 1986 году модификации Apple IIGS. В комплектацию этого компьютера входил 16-разрядный микропроцессор 65C816 с частотой 2,8 МГц, в результате была осуществлена поддержка 24-разрядной адресации. Использовалось два новых графических режима (320*200 и 640*200), кроме того, графический адаптер мог отображать до 4096 цветов.
Последней модификацией стал Apple IIc Plus. Этот компьютер появился в 1988 году. На вид он не отличался от модели IIc, изменения затронули: дисковод 5.25 заменили на новый формат 3.5, блок питания перестал быть внешним и был встроен в корпус, процессор 65C02 работал на тактовой частоте 4 МГц.
Первой серьезной неудачей стал выпуск компьютера Apple III. Модель была представлена 19 мая 1980 года в Анахейме, Калифорния. Новая модель стоила очень дорого 4500 — 7800 долларов США, в зависимости от модификации. В комплектацию компьютера входил процессор Synertek 6502А c тактовой частотой 2МГц.
Модель появилась на прилавках магазинов в ноябре 1980 года, так как Джобс стремился успеть выпустить продукт к рождественскому пику продаж. Машина получилась незаконченной, сырой — технологически непродуманной. Из-за нерешенной проблемы перегрева корпуса, микросхемы попросту вываливались из печатных плат.
Apple выпускала модель под индексом «3» в течение трех лет, постоянно модернизируя её. Но популярности Apple II получить не удалось. К завершению выпуска модели в декабре 1983 года, было выпущено около 75 тысяч Apple III, когда пользователей Apple II было более 1.3 миллионов.
Параллельным проектом стал компьютер Lisa, первоначально Lisa должен был быть офисным компьютером, который был бы доступен большинству компаний. Расчетная стоимость должна была составить порядка 2000 долларов США. Но планы разработчиков поменялись под влиянием инноваций компании Xerox, в исследовательском центре которой Стив Джобс однажды увидел настоящий суперкомпьютер Xerox Alto. Эта система была создана в далеком 1973 году, но уже тогда на ней были применены: многооконный интерфейс, использовался манипулятор наподобие современной мышки, была возможность объединения компьютеров в сеть.
Так или иначе, все эти инновации в итоге появились на новейшей разработке компании Apple. Первая Lisa, вышла в продажу в 1983 году, этот компьютер в то время был невероятно мощным и от былого «офисного» проекта не осталось и следа. Центральным процессором служил Motorola 68000 с тактовой частотой 5 МГц, оперативная память насчитывала невероятные 1 Мбайт, компьютер имел 3 слота расширения, впервые серийно начал применятся накопитель на жестких дисках (на модели Lisa он имел емкость 5 Мбайт), кроме того был применен новый дисковод Twiggy для дискет емкостью 871 Кбайт, ну и конечно невероятный для своего времени манипулятор типа мышь.
Разумеется, выросла и цена, вместо 2000 компьютер стал стоить 9995 долларов США. Для Lisa была разработана собственная операционная система, что делало её несовместимой с другими Apple. Из-за небольшого объема продаж в Apple задумались о модернизации компьютера, и в 1984 году появился компьютер Lisa 2, цена которого упала в два раза, но и первая и вторая модификации успеха не добились.
Благодаря провальным продажам двух последних разработок, в компании обратили внимание на недорогие модели, дружественные к пользователю и доступные по цене.
Так появился проект Macintosh. Компьютер не обладал выдающимися техническими характеристиками, корпус объединял системный блок и монитор, дисплей был монохромным. Комплектация компьютера была следующей: центральный процессор с тактовой частотой 8 МГц и процессором Motorola, оперативной памяти на борту было всего 128 Кбайт (у Lisa в 10 раз больше), жесткий диск достигал емкости 400 Кбайт, а также в наличии был встроенный дисковод для 134 Кбайт дискет.
Несмотря на все попытки удешевления модели, изделие не получилось бюджетным — его стоимость составила 2500 долларов США (IBM PC в аналогичной конфигурации стоил дороже, более 5000 долларов США).
Кроме новейшего интерфейса и креативного манипулятора разработчики предложили пользователям и уникальные программные продукты, например: редакторы электронных таблиц, графики и текста.
В 1986 году Apple усовершенствовали Macintosh SCSI-интерфейсом. В том же, 1986 году, появилась операционная система для работы с иероглифами KadjiTalk, так был завоеван азиатский рынок.
В 1987 году на рынке появился Macintosh II. В этой модели было решено разделить монитор и системный блок, помимо этого было предусмотрено 6 слотов для расширения.
В 1989 году объемы продаж компьютеров Apple опережали IBM, компания была в рассвете. Новейшие разработки Apple находили применение везде, от промышленных предприятий до исследовательских центров.
В 1989 году была сделана первая попытка выпуска ноутбука — Macintosh Portable. Попытка эта была не очень удачной, так как технические характеристики не отличались быстротой и емкостью, а стоимость устройства составляла 6500 долларов США. Apple усложняла свои системы, выпуская компьютеры с максимальными возможностями за максимальные деньги.
В 1990 году был выпущен Mac IIfx, самый дорогой компьютер Apple стоимостью 10 тысяч долларов США. Вскоре на смену пришли первые мультимедийные машины с системой распознавания речи — Quadra 660AV и Quadra 840AV, оснащенные уникальными для того времени мониторами со встроенной стереосистемой и микрофоном.
В 1991 году было начато производство первых «стильных» маков Macintosh LC — недорогого компьютера в ультраплоском корпусе, который в последствие стал одним из самых удачных коммерческих проектов Apple. Также Apple уделила внимание и развитию недорогой периферии, в 91-92 годах появились StyleWriter и Personal LaserWriter LS (недорогие персональные принтеры).
В 1992 году Apple вернулась на рынок ноутбуков с Macintosh PowerBook, возвращение было более чем успешным. По итогам года Macintosh PowerBook стал самым продаваемым ноутбуком в мире. Большому успеху сопутствовало то, что цена устройства составляла всего 2500 долларов США.
Кроме того, в 1993 году на рынок поступило крайне перспективное устройство – карманный компьютер Newton. Проект Newton изначально не был нацелен на создание карманного компьютера. Такого устройства как КПК, в 1992 году просто не было. Устройство было по настоящему революционным. Пользователи получили возможность работать в любом месте. Но, хотя Apple Newton производился шесть лет, он так и не добился большого успеха.
Причин было несколько, во-первых, крайне высокая стоимость устройства. Во-вторых, устройство не было таким уж карманным, по размерам Newton превосходит тот же Iphone примерно в 2 раза. Одним из новшеств, которые позже стали применятся повсеместно, стало распознавание рукописного текста. Эта функция работала далеко не всегда стабильно. В результате Newton от Apple так и остался нишевым продуктом.
В 1997 году Apple решила обновить линейку Macintosh, новое поколение компьютеров носило имя G3. В очередной раз технологически новые процессоры сильно опережали изделия Intel. Но, кроме впечатляющих возможностей, G3 были еще и великолепным дизайнерским продуктом. Главным отличием нового поколения стали комплектующие от PC, что существенно сказалось на стоимости, повышая популярность устройства.
Кроме выпуска новых продуктов, компания Apple проводила жесткую рекламную компанию, жертвой которой стали процессоры Pentium. Противостояние между Apple и PC приняло новый оборот.
В 1999 году на рынок поступили сразу несколько принципиально новых решений от Apple. iMac пяти новых расцветок, новая линия компьютеров Power Macintosh G3 с тремя видами мониторов, а также серверная операционная система Mac OS X Server. G3 стали для компании своеобразным символом.
Корпус был выполнен из полупрозрачного пластика, компьютер выглядел крайне стильно, и был предназначен для профессиональных дизайнеров, геймеров. В новой линейке применялись современные процессоры PowerPC с тактовой частотой до 400 МГц, графические карты ATI RAGE 128, шины FireWire, USB, а так же поддержка Enternet.
Источник